«Алтайская правда»: обзор самых ярких спектаклей Золотухинского фестиваля

Афиша Второго Золотухинского фестиваля дала барнаульскому зрителю возможность увидеть классику (в том числе и радикально осовремененную), инсценировку современной прозы, публицистические постановки и эксперименты с документальным жанром, а также спектакли для самого юного зрителя. Пожалеть можно только о невозможности увидеть абсолютно все постановки, поскольку зачастую они шли одновременно в разных театрах.

Актуальный Гоголь

Распространяя спиртовой аромат, проходит мимо зрительских рядов и поднимается на сцену некто вида самого затрапезного. Он открывает криво сколоченные ворота и приглашает нас в сновидческий гоголевский мир, персонажи которого – Городничий, Ляпкин-Тяпкин, Земляника и Бобчинский с Добчинским – за столетия уже немного истлели (в буквальном смысле), но по-прежнему отравляют существование всему живому. Одни появляются на сцене, ковыляя и подволакивая ноги, словно зомби, другие зловеще выбегают на четвереньках. Да и выглядят все не лучшим образом: то глаз вытек, то вместо макушки виден мозг. Но пренеприятное известие о приезде ревизора заставляет их застегнуть жилеты и попытаться изобразить живых людей и прилежных чиновников.

«Ревизора» Новосибирского городского драмтеатра сыграли на открытии фестиваля. В конкурсе постановка не участвовала, но за общий уровень смотра можно было уже не волноваться. Живой, злой и одновременно очень смешной спектакль продемонстрировал, что классический текст, как бы архаично он сегодня ни звучал, вовсе не обязательно подвергать значительным сокращениям, чтобы зритель не скучал. В постановке Сергея Афанасьева скучать не позволяли артисты, создавшие целый букет запоминающихся образов.

В этом спектакле совершенно неожиданный Городничий. Благодаря гастролям НГДТ барнаульские театралы уже познакомились с актером Андреем Яковлевым и даже успели его полюбить, но все же многие сомневались, не слишком ли он молод для этой роли. Так вот, в трактовке Афанасьева Городничий вполне себе современный «эффективный управленец», бодрый, моложавый и холеный. А главное, готовый ради сохранения власти на поистине инфернальные подлости. Но еще более неожиданный в «Ревизоре» Хлестаков, сыгранный молодым актером Алексеем Казаковым: прелестное избалованное дитя, живой и гибкий юноша с высоким голосом, он то и дело падает на ручки слуге Осипу, Городничему – кому угодно, кто готов о нем позаботиться.

Джульетта читает рэп

Пожалуй, самые полярные мнения можно было услышать о «Ромео и Джульетте» Тюменского драмтеатра. Часть зрителей приняла попытку режиссера Максима Кальсина осовременить классику, другая часть была возмущена неделикатным обращением с шекспировской строкой, которая впервые зазвучала где-то на пятнадцатой минуте действа. Открылся спектакль сценой похорон под проливным дождем (остаток спектакля артисты ходили по воде в резиновых ботиночках). Возложив цветы на условную могилу веронских влюбленных, один из второстепенных героев вышел к публике и прочитал энергичный рэп.

Впрочем, даже несогласные с таким отношением к пьесе оценили эффектные декорации с каменными стенами и разводными мостами, осовремененные костюмы молодых героев и тот факт, что здешняя решительная Джульетта упражняется с самурайскими мечами-катанами (и тоже исполняет рэп). На обсуждении спектакля члены жюри отметили, что для режиссера Шекспир стал только поводом и что постановка насквозь постмодернистская (цитаты из «Крестного отца» прилагаются). Но молодую аудиторию, с которой внезапно поговорили на ее языке, спектакль все же может подтолкнуть к чтению пьесы, посчитали судьи.

Отметим, что они благосклонно и даже восторженно принимали участвующие в конкурсе спектакли барнаульских театров. Приятных слов удостоились и «Вишневый сад» МТА, и «Укрощение строптивой» театра драмы. Будущие награды за актерские работы можно было предсказать уже на обсуждениях постановок, где отчаянно хвалили Петруччо и Катарину из театра драмы, Раневскую и Лопахина из МТА, а также менее очевидный дуэт слуг из «Вишневого сада» – Яшу и Дуняшу, сыгранных Евгением Быковым и Ольгой Жучковой.

В спектакле «Добрый человек из Сычуани» Альметьевского татарского государственного драмтеатра брехтовские коллизии разыграли на татарском языке. Желающих увидеть постановку Искандера Сакаева на камерной сцене МТА было несколько больше, чем способен вместить зал. Кстати, некоторые зрители отказались от наушников, в которых шел синхронный перевод на русский язык – мол, уж Брехта-то мы знаем наизусть! И, думается, зря: деловой тон «переводчика» создавал удивительный контраст с происходившим на сцене сверхэмоциональным действом. Увы, жюри не отметило работу художника по костюмам Дины Тарасенко из Санкт-Петербурга, которая словно вылепила своих героев из ткани и бумаги.

Отцы и дети

Порой мнения судей разделялись: спектакль «Допрос» Магнитогорского драмтеатра одни сочли неудачей, а другие – убедительной победой режиссера над литературным материалом и актерским успехом. Заметим, что зрители, с которыми удалось пообщаться, свидетельствовали: постановку в Барнауле принимали с восторгом – а шла она на сцене театра музкомедии и огромный зал вознаградил артистов самыми искренними аплодисментами.

Столь же горячо принимали экспериментальный спектакль «Папа» Кемеровского театра для детей и молодежи, правда, уже на малой сцене МТА. Артисты под своими именами рассказывали истории о собственных отцах, и к концу спектакля растроганные зрители шмыгали носами и украдкой смахивали слезы. А члены жюри признавались, что сразу после просмотра позвонили кто родителям, а кто собственным детям.

Наконец, герои-дети, тонко и правдиво сыгранные взрослыми артистами, вышли на сцену в спектакле «Пираньи. Дневник 12-летнего» Архангельского молодежного театра и в удивительной постановке РАМТа «Лёля и Минька», представленной на закрытии фестиваля.

Источник: «Алтайская правда»

Новости

24.04.2024

Режим работы кассы в праздничные дни

23.04.2024

Замена спектакля

«Радио России – Алтай»: Молодёжный театр Алтая продолжает поиски талантливых детей, которые пройдут обучение в театральном лагере

20.04.2024

«Алтайская правда»: мордасовские нравы – в Барнауле прошла премьера спектакля «Дядюшкин сон»

Замена спектакля

19.04.2024

Стартовал юбилейный сезон Национального открытого чемпионата творческих компетенций ArtMasters

18.04.2024

Поздравляем артистку с вводом в пластическую драму «Бойцовский клуб»

Режим работы кассы в праздничные дни

Уважаемые зрители, в выходные и праздничные дни изменится режим работы кассы Молодёжного театра Алтая.

29 и 30 апреля она будет открыта с 10:00 до 18:00, 1, 9 и 10 мая – выходные. В остальные дни мы ждём вас за билетами в штатном режиме: по будням с 10:00 до 19:00, по субботам и воскресеньям – с 10:00 до 18:00.

Если вам нужно будет приобрести билеты на показы именно в то время, когда касса закрыта, вы можете это сделать онлайн на сайте театра.

Замена спектакля

Дорогие зрители, в связи с болезнью артистов мы вынуждены внести изменения в афишу Молодёжного театра Алтая. 27 апреля в 18:00 вместо трагедии Вильяма Шекспира «Гамлет» мы покажем мюзикл Александра Шевцова «Фауст».

Приносим свои извинения, надеемся на ваше понимание и поддержку. Все вопросы по замене билетов или их возврату можно уточнить в кассе театра по телефону: 503-503.

«Радио России – Алтай»: Молодёжный театр Алтая продолжает поиски талантливых детей, которые пройдут обучение в театральном лагере

На занятия в театральный лагерь «Первая сцена» приглашают детей 9 – 10 лет. Желающие должны направить организаторам видеовизитку, прочитав на камеру любое стихотворение, выученное наизусть. Заявки принимают до середины мая. На сегодня их поступило уже более 50, но в группу попадут только 15 человек – самых ярких и артистичных. Как отметил заведующий литературной частью Молодёжного театра Алтая Станислав Хазиев, в лагере, в первую очередь, ждут детей, которые не боятся сцены.

«Занятия продлятся две недели. В первую неделю дети будут изучать грим, постижорство, мы будем вовлекать их в создание бутафории, обязательно побываем в костюмерном цехе. Также начнём проводить читки материала. А вторая неделя будет посвящена репетициям, подготовке декораций и костюмов. В финале занятий детям предстоит выйти на сцену и показать, чему они научились. Поэтому нам нужны смелые и общительные авантюристы, которые с лёгкостью смогут выступать на публике», – Станислав Хазиев, заведующий литературной частью Молодёжного театра Алтая.

Летний лагерь будет работать в Молодёжном театре Алтая с 3 по 14 июня. Занятия для детей бесплатные. Проект реализуется при поддержке губернаторского гранта в сфере культуры.

Источник: «Радио России – Алтай»

«Алтайская правда»: мордасовские нравы – в Барнауле прошла премьера спектакля «Дядюшкин сон»

Премьеру спектакля «Дядюшкин сон» по одноименной повести Достоевского в Молодёжном театре Алтая сыграли как немного безумную шахматную партию, напомнив зрителям старше 12, что великий русский классик мог быть смешным.

В гоголевском духе

Идея превратить малую сцену МТА в большую шахматную доску принадлежит режиссеру-постановщику из Санкт-Петербурга Дарье Камошиной, она же выступила художником-сценографом. Взорам зрителей, заполняющих зал, предстает интерьер очень условной гостиной со столиком в виде ладьи, напольными часами-ферзем и белым бюстом шахматного коня. И если кажется, что все это как-то противоречит известному образу Достоевского, то как раз повесть «Дядюшкин сон», написанную в сибирской ссылке, литературоведы относят к жанру водевиля, а ее интонацию и юмор сравнивают с гоголевскими.

По сюжету первая дама губернского города Мордасова Марья Александровна Москалёва (ее играет заслуженная артистка России Галина Чумакова) мечтает удачно выдать замуж красавицу-дочь Зинаиду (Анфиса Козырева). К ней даже посватался перспективный молодой человек Павел Александрович Мозгляков (Александр Пальшин), но гордая Зина в свои 23 года (по меркам середины XIX века серьезный возраст!) почему-то все тянет с окончательным ответом. И тогда, чтобы угодить ее маменьке, Мозгляков привозит в их дом погостить своего дальнего родственника – богатого старого князя К., который в молодости блистал в Европе, но в последние годы, кажется, немного выжил из ума.

Князь в исполнении Виктора Синицина потешно молодится и часами прихорашивается, носит парик и удивительные накладные усы почти как у художника Дали. Но, несмотря на не угасший интерес к женской красоте и общую восторженность, из-за своей рассеянности стал совсем как дитя, то и дело норовящее сесть мимо стула. Язвительный Мозгляков предлагает женить дядюшку на живущей в доме Москалёвых их бедной родственнице Настасье Петровне (Наталья Сляднева), чтобы она немного позаботилась о нем да и унаследовала вскорости и титул, и огромное состояние. Но Марья Александровна уже решила выдать за князя Зинаиду, осталось только уговорить эту слишком хорошо воспитанную и романтичную натуру совершить подлость по отношению к старику.

Пешки и чёрные птицы

Наш проводник в этом мире – персонаж актера Эльдара Носачёва: он и Гришка – наблюдательный слуга в доме Москалёвых, – и в то же время саркастичный авторский голос, представляющий нам во всей красе персонажей этой смешной и несколько безнравственной истории. И раз уж режиссеру показалось, что ее интрига похожа на шахматную партию, то именно он на протяжении основного действия играет сам с собой в шахматы возле сцены, иногда делясь со зрителем своими мыслями по поводу этой игры.

Водевильная природа текста в спектакле проявилась и в костюмах художницы Натальи Сыздыковой. Основные персонажи истории носят белое или, во всяком случае, очень светлое. Но у Марьи Александровны в Мордасове немало конкуренток за звание первой дамы города, и они появляются на сцене во всем черном. Только это уже, кажется, не шахматные фигуры, а скорее черные птицы, вроде кружащего над домом воронья (заметим, что актрисы Ирина Клишевич, Татьяна Синицина и Нина Таякина превращают свои эпизодичес­кие выходы в маленький праздник).

Впрочем, водевиль в трактовке Дарьи Камошиной то и дело уступает место трагикомедии. Целеустремленной Марье Александровне все же удается сломить волю своей дочери, благовоспитанная Зина согласилась одурачить беззащитного князя. Но подлинная причина этого решения нам явлена во плоти в самом конце: девушка любит бедного учителя (Роман Чистяков), а тот лежит при смерти от чахотки, и став богатой женщиной, она могла бы помочь его семье деньгами.

Впрочем, для корреспондентов «АП» истинным сердцем спектакля все же стал тот самый дядюшка – нелепый, неловкий, все забывающий и никого уже не узнающий старик в дурацком парике и жабо, умирающий в конце повести от потрясения. Настолько бесхит­ростный, что его легко было убедить, будто собственное сватовство к молодой красавице ему лишь приснилось.

Любовь Карпова

Источник: «Алтайская правда»

Замена спектакля

Уважаемые зрители, мы вынуждены сообщить об изменениях в репертуаре театра. В связи с болезнью артистки 21 апреля в 12:00 вместо спектакля «Удивительное путешествие кролика Эдварда» покажем «Летучий корабль».

Приносим извинения за доставленные неудобства. Все вопросы по замене билетов или их возврату можно уточнить в кассе театра 503-503.

Стартовал юбилейный сезон Национального открытого чемпионата творческих компетенций ArtMasters

Стартовал юбилейный сезон Национального открытого чемпионата творческих компетенций ArtMasters 5.0. ArtMasters – это полноценная экосистема для специалистов в сфере backstage и цифрового искусства, которые реализуют самые крупные креативные проекты под руководством ведущих экспертов. Чемпионат даёт возможность молодым талантам раскрыть свой потенциал, повысить профессиональное мастерство, представить свои проекты и получить финансирование, а также найти работу мечты.

Кто может принять участие?

Любители и профессионалы из России и граждане других стран, владеющие русским языком.

Какие компетенции есть в этом году?

Юниоры (14-17 лет): 3D-дизайнер, веб-дизайнер, видеомонтажёр, видеооператор, геймдизайнер, звукорежиссёр кино и медиа, композитор популярной музыки, клипмейкер, сценарист, художник-аниматор.

Основная (18-35 лет): графический дизайнер, фотограф, веб-дизайнер UX/UI, сценограф, копирайтер, режиссёр монтажа, моушн-дизайнер, медиа-композитор, оператор кино и ТВ, клипмейкер, саунд-дизайнер, художник-аниматор, продюсер, мультимедиа художник, звукорежиссёр, художник по свету, композитор популярной музыки, драматург театра и кино.
А также новые компетенции: художник театра кукол и стилист.

Уже несколько лет подряд проводят командные соревнования совместно с арт-кластером «Таврида». Попасть туда могут финалисты чемпионата и выбрать одно из интересных им направлений: «Кино», «Музыка» и «Театр». Это не просто безмерные возможности для развития карьеры и рабочих навыков, но и грамотный трамплин для создания собственного проекта, например короткометражного фильма, театрального этюда или музыкального клипа.

Какой профит от участия?

– Призовой фонд в 36 млн рублей, а также помощь от наших партнёров в виде профессиональных стажировок и рабочего оборудования;
– Для абитуриентов есть возможность заработать дополнительные баллы при поступлении в ВУЗы;
– Каждый участник станет членом огромного профессионального сообщества и получит возможность завести полезные знакомства в креативных индустриях;
– Среди юниоров будут отобраны 30 финалистов, которые смогут попасть в международный детский центр «Артек» на специальную творческую смену.

ArtMasters – ключевое событие в сфере цифрового искусства и креативных индустрий, которое поддержит и раскроет потенциал молодых и талантливых профессионалов.

Подать заявку можно до 27 апреля на сайте чемпионата. Там же указаны все подробности.

Поздравляем артистку с вводом в пластическую драму «Бойцовский клуб»

Поздравляем артистку Ольгу Жучкову с вводом в пластическую драму «Бойцовский клуб» Чака Паланика на роль Рассказчицы.

Желаем нескончаемых оваций и зрительской любви с каждым выходом на сцену, вдохновения и самых ярких эмоций!

Афиша
Новости
Соцсети