Архив новостей
Обратно к архиву
Автограф: Сломать «четвертую» стену – в МТА проходят мастер-классы по театральной педагогике
С сегодняшнего дня в Молодежном театре Алтая им. В.С. Золотухина будут идти мастер-классы по театральной педагогике для школьных учителей. Они продлятся до 24 апреля. Педагогов школ познакомят с дисциплиной «театральная педагогика», обучат приемам и методам вовлечения школьников в культуру. Также в программу входит просмотр спектаклей «Преступление и наказание» по роману Ф. М. Достоевского и «Шинель» по повести Н. В. Гоголя, их обсуждение, разработка театральных уроков и плана мероприятий, сопровождающих поход школьников в театр. Специально для того, чтобы поделиться своими знаниями и опытом, из Москвы в Барнаул приехала кандидат искусствоведения, автор методического пособия по тренингу «Театральная педагогика» Ольга Андрейкина.
Идея подготовить проект «Театральная педагогика в МТА» возникла после того, как в 2014 году в театре прошел первый всероссийский фестиваль им. Золотухина, на который приехала арт-директор театрально-культурного центра им. Мийерхольда Елена Ковальская. На своих лекциях она рассказывала о том, что такое театральная педагогика. Барнаульцы были заинтересованы в опыте других городов и стран мира, где театральная педагогика достаточно широко распространена и введена в практику. «Мы поняли, что и наши зрители, молодежь и дети нуждаются в правильном восприятии спектакля. Благодаря фестивалю, Елене Ковальской и тому, что наш театр стал победителем конкурса на получение грантов Губернатора Алтайского края в сфере культуры, мы можем осуществить этот проект», — говорит директор МТА Ирина Лысковец.
Несколько дней Ольга Андрейкина будет работать с педагогами Алтайских школ. По ее словам, театральная педагогика – важный компонент структуры школьного образования. Она имела место быть еще в СССР, когда в ТЮЗах существовали педагогические отделы. «Это то, что уже было, но затем исчезло. Театральная педагогика очень зависит от человека: обязательно нужен человек, который горит этой идеей, который хочет этим заниматься», — говорит Ольга Вячеславовна.
По словам руководителя мастер-класса, театральная педагогика существует и успешно развивается во многих странах Европы, например, в Германии. «Там с помощью театральной педагогики давно решаются проблемы внутренних конфликтов в классе, личные проблемы детей. Я думаю, что мы тоже недалеки от такой практики. Театр снимает эти вопросы в той степени, в которой он может это сделать», говорит Ольга Вячеславовна.
Часто случается, что поход школьного класса в театр превращается в настоящее бедствие: «Дети не всегда видят и слышат то, что происходит на сцене, — отмечает специалист. — Они настолько зациклены друг на друге, на своих гаджетах, что отделяют себя от того, что происходит на сцене. Между ними и актерами вырастает кирпичная «четвертая стена», которую необходимо ломать. Но на самом деле детей очень просто заинтересовать, а это уже работа педагога. В телевизоре, планшете, телефоне мы ищем спасение от скуки, но чем больше мы ищем его в светящемся экране, тем больше начинаем скучать. Ребенку необходимо игра. Театр – это пространство игры, и мы можем поиграть вместе с актерами. Театральный педагог способен помочь детям раскрыть в себе игровой потенциал, научить их общаться между собой и высказывать свое мнение. Проблема современных детей в том, что у них нет того пространства, где они могут говорить – их попросту не спрашивают».
Один из главных постулатов театральной педагогики – здесь не спрашивают, как ты думаешь, а спрашивают, как ты чувствуешь. Чувства, как объяснила Ольга Вячеславовна, не могут быть неправильными. Отсюда рождается диалог, формирование и отстаивание ребенком своей собственной точки зрения.
Таким образом, на мастер-классах по театральной педагогике будут рассказывать преподавателям о том, как научить детей понимать театр. Кроме того, мастер-классы будут полезны не только для работников школ, но и для самого театра: «Одно дело говорить со зрителем, который приходит в театр просто отдохнуть, что тоже, в общем-то хорошо, а другое — со зрителем, который намерен вести диалог, думать над тем, что ему предлагается. Театр – это не пересказ пьесы, не живые картинки. Это – интерпретация, разговор с режиссером, оттолкнувшись от которого зритель может сформировать свое мнение и впечатление от произведения. Поэтому роль педагогики сложно переоценить».
«Я буду убивать в педагогах учителя», — грозится кандидат искусствоведения. Все четыре дня Ольга Вячеславовна намерена играть с педагогами, применять на них методики и тренинги, которые они смогут использовать в работе со своими учениками: «Вы не можете требовать от человека того, через что не прошли сами. Пока вы сами не посмотрите человеку в глаза, не наладите с ним тактильный контакт, вы не поймете, как это может быть сложно самому ребенку». Программа достаточно насыщена, она будет строиться в развитии: за эти несколько дней группа, проходящая мастер-класс, должна стать настоящей семьей, которая впоследствии будет взаимодействовать, и поддерживать внутри себя отношения.
Директор МТА Ирина Лысковец считает, что возможность театра напрямую поговорить с педагогами школ – это неоценимый вклад в воспитание подрастающего поколения: «Это первый подобный опыт взаимодействия театра и школ в нашем городе. Я работала и в других театрах, и не помню, чтобы раньше у нас была такая практика. В Томском, Красноярском ТЮЗе, есть отделы театральной педагогики, а в Барнауле этого еще не существует. Все-таки мы – молодежный театр, мы воспитываем зрительскую аудиторию, поэтому для нас крайне важно взаимодействовать со зрителем в таком формате. Учиться воспринимать спектакль и ощущать себя как личность — никогда не поздно, поэтому то, что у нас сейчас получилось, имеет огромное значение. Знания и опыт специалиста-практика пригодятся нам, в дальнейшем это поможет выстроить нашу работу в интересном направлении».
Источник: Автограф
Текст: Юлия Щанкина