Архив новостей

Обратно к архиву
«ПолитСибРу»: «Бег по кругу» – в Молодёжном театре Алтая представили современное видение Булгакова

«Ничего и не было. Это все приснилось…» Такой фразой, произнесенной одним из героев пьесы Михаила Булгакова «Бег» в финале, хочется охарактеризовать одноименный спектакль Молодежного театра Алтая, премьерный показ которого состоялся в прошедшую пятницу.

Создатели спектакля заявляли, что за основу постановки взята непосредственно пьеса «Бег», что позволяет говорить о некоторых расхождениях со знаменитой советской экранизацией этого произведения, столь памятной многим людям старшего поколения. Фильм «Бег» создавался по мотивам нескольких произведений Булгакова («Бег», «Белая гвардия», «Черное море»), поэтому представляет собой сборный вариант «белогвардейского» творчества писателя.

Вариант Молодежного театра вышел более фантасмагоричным и сакральным. Отсутствие батальных сцен акцентирует внимание на внутренних перипетиях героев, несмотря на то, что отправной точкой событий всего произведения является сопротивление Белой армии красным на Крымском перешейке во времена Гражданской войны. Военные действия становятся лишь фоном, на котором ярче прослеживается эволюция героев.

Генерал Хлудов приходит к своему сумасшествию прямо на глазах у зрителей. Из эксцентричного и жестокого военноначальника он превращается в затравленного и потерянного человека. Причина его сумасшествия – преследующий призрак повешенного вестового Крапилина. По задумке создателей, призрак становится видимым, но только для зрителей. Окружающие продолжают считать, что Хлудов потерял рассудок. Воплощенный уже не в фантазиях, а в реальности, имеющий все признаки недавно умершего человека призрак, добавляет свою долю мистицизма в и без того нереальную атмосферу происходящего.

Вообще, призраки прошлого будут преследовать всех героев, когда те окажутся в эмиграции. Образ оставленной ими Родины живет в душе каждого из них. Эту щемящую тоску выражают образы детей, вплетенные в общую канву сюжета, но при этом не соприкасающиеся с главными героями.

Танцующие вальс дети, девочка с шарманкой удивительным образом дополняют общий музыкальный фон, над которым работал композитор Виктор Стрибук. Музыкальная составляющая спектакля является средством, с помощью которого зрителю помогают совершать путешествие от одного географического места к другому, от одних обрывков памяти к другим.

Одна из главных задумок сценографа Александра Мохова – несменяемость декораций. Все события происходят в одном и том же месте, металлические конструкции нисколько не видоизменяются, но при этом в один момент – ты присутствуешь в штабе армии в Крыму, в другой – в константинопольском увеселительном заведении, в третий – в Париже. Подобного эффекта удалось достичь благодаря вращению сцены. На подобный ход создатели решились не только из технических соображений. Вращение предполагает цикличность, которая может вырасти в бесконечность. Режиссер спектакля Юрий Ядровский не зря назвал Булгакова пророческим писателем и просил попробовать разгадать его предсказания о будущем России.

Вслед за вращающейся сценой, вращаются и судьбы героев. В один момент все можно потерять, и так же неожиданно приобрести. Бег по кругу совершают все персонажи спектакля, и уже отпадает необходимость в акцентировании сцены тараканьих бегов, так ярко описанной в пьесе.

Полифоничность, как и обещал Ядровский, прослеживалась даже в деталях. Люстры, подвязанные и укрытые чехлами во дворце, удивительно напоминают колокола обители, в которой началось действие спектакля. Девочка, крутящая шарманку, вновь отсылает к общему вращению истории. Зрителю нужно просто интуитивно улавливать детали, никакой сверхрациональной работы мозга и системного анализа не требуется.

Зрители, успевшие посетить премьеру, высказывали разные мнения об увиденном.

«Я посещаю все премьеры Молодежного театра Алтая. Мне было интересно посмотреть, как они справятся с постановкой такого сложного произведения. По первому впечатлению я могу сказать, что мои ожидания были другие. Мне лично не хватило глубины, переворачивающей душу. Большой трагедии я не увидела. Но с другой стороны, я понимаю желание режиссера сделать свой вариант, и в нем есть сегодняшнее прочтение. Это было по-современному», – поделилась своими впечатлениями от премьеры сотрудник отделения гуманитарно-художественной подготовки АГАУ Наталья Евсикова.

Мнения более молодого поколения несколько отличались.

«Мне спектакль понравился. Вроде и про войну, но в тоже время о чем-то большем. После первого акта впечатления были тягостные, но финал оказался вселяющим надежду», – рассказала о своих впечатлениях экономист Анна Колесова.

Действительно, произведения Булгакова требуют долгого осмысления, иногда для этого требуются десятилетия.

В самом начале пьесы генерал Чернота бросает: «Ноев ковчег какой-то» (о просьбе окружающих разрешить бежать с ним в Константинополь). Эта просьба становится лейтмотивом всего произведения. Каждый человек ищет лучшей жизни, стремится спасти то, что ему дорого, в какой бы век это не происходило. И уже становится не важным, вернули мы Крым или Крым вернулся к нам. Для этого есть история. Она рассудит, когда цикл повторится вновь.

Дарья Дзюба

Источник: «ПолитСибРу»

Укладов

Новости

28.03.2024

У Молодёжного театра Алтая появился мерч

27.03.2024

В Молодёжном театре Алтая взялись за «Каштанку» Антона Чехова

26.03.2024

В Молодёжном театре Алтая готовятся к премьере спектакля «Дядюшкин сон»

23.03.2024

Отмена спектаклей

Уважаемые зрители

22.03.2024

Каникулы в Молодёжном театре Алтая

21.03.2024

Директор МТА Ирина Лысковец приняла участие в заседании коллегии Минкультуры Алтайского края

У Молодёжного театра Алтая появился мерч

Теперь в Молодёжном театре Алтая можно приобрести мерч. На каждом показе зрители могут купить яркие и стильные футболки, блокноты, ручки, значки, браслеты. На них изображены персонажи из популярных спектаклей.

Первыми приобрести сувенирную продукцию смогут гости театра, пришедшие 27 марта на «Квартирник». Уже в скором времени линейка фирменных товаров расширится.

смотреть фото

В Молодёжном театре Алтая взялись за «Каштанку» Антона Чехова

В Молодёжном театре Алтая идёт работа над новым спектаклем. «Каштанку» Антона Чехова на малой сцене ставит режиссёр Максим Астафьев. Он же выступает и автором инсценировки рассказа. В театре уже состоялся техсовет, на котором были представлены эскизы будущего спектакля сценографа Кристины Барановой, идут репетиции.

Максим Астафьев знаком зрителям Молодёжного, в 2012 году он ставил петербургскую историю «Шинель» Николая Гоголя. А вот с Кристиной Барановой театр работает впервые. Молодой художник из Беларуси, образование получила в Белорусской государственной академии искусств и Британской высшей школе дизайна. Пишет картины, занимается художественной фотографией, увлекается графическим дизайном, часто становится сценографом постановок не только в родной стране, но и в России. Познакомиться с её видением известного произведения русского писателя на театральной сцене можно будет совсем скоро – премьера «Каштанки» запланирована на 15 мая.

смотреть фото

В Молодёжном театре Алтая готовятся к премьере спектакля «Дядюшкин сон»

12 и 14 апреля в Молодёжном театре Алтая состоится премьера спектакля «Дядюшкин сон» по повести Фёдора Достоевского. Режиссёр-постановщик, сценограф и автор инсценировки – Дарья Камошина.

Мария Александровна Москалёва, признанная «первой дамой» губернского городка Мордасова, мечтает выгодно выдать замуж свою красавицу-дочь Зинаиду. За неё уже посватался молодой и перспективный Павел Александрович Мозгляков, однако Зина почему-то не спешит с ответом. И вот в одно утро названный жених, желая угодить Марье Александровне, привозит в дом Москалёвых старого и богатого князя, даже не подозревая о последствиях мордасовского «гостеприимства»…

Спектакль «Дядюшкин сон» в Молодёжном театре Алтая по повести Фёдора Достоевского – это игра в шахматы, в которой фигурами выступают герои произведения. Продуманные ходы, выверенная стратегия, кажется, должны привести к победе в этой партии – но можно ли просчитать ходы, если на доске живые люди?

Телефон кассы театра: 503-503.

Отмена спектаклей

В Молодёжном театре Алтая отменяются показы спектаклей «Бременские музыканты» и «Ноябрьский зов», которые были запланированы на 24 марта.

Со всеми вопросами о возврате или обмену билетов обращайтесь в кассу театра по телефону 503-503.

Уважаемые зрители

Уважаемые зрители, в связи с терактом в концертном зале «Крокус Сити Холл» коллектив Молодёжного театра Алтая выражает соболезнования родственникам, близким и друзьям тех, кто оказался там.

Показы спектакля «Бременские музыканты», намеченные на 24 марта будут перенесены. О новой дате сообщим дополнительно, уже купленные билеты будут действительны. Вы также можете вернуть их. Уточнить, как это сделать, можно по телефону 503-503.

Следите за нашими новостями, возможны ещё изменения в репертуаре на ближайшие дни. Берегите себя.

Каникулы в Молодёжном театре Алтая

Пока наши юные зрители отдыхают от уроков и домашней работы, мы предлагаем им провести время вместе с нами и посмотреть наши сказочные постановки!

Приглашаем на следующие спектакли:
«Сказка о царе Салтане» – 23 и 27 марта в 12:00;
«Бременские музыканты» – 24 марта в 11:00 и 13:30;
«Цветик-семицветик» – 30 марта в 12:00;
«Огниво» – 31 марта в 12:00.

Перед спектаклями «Бременские музыканты» (24 марта), «Цветик-семицветик» (30 марта) и «Огниво» (31 марта) наши юные друзья могут поучаствовать в мастер-классах и помимо впечатлений от постановки унести домой сделанный своими руками сувенир.

После спектаклей «Сказка о царе Салтане» (23 и 27 марта) и «Огниво» (31 марта) будем фотографироваться с любимыми персонажами на память.

Телефон кассы театра: 503-503. По всем вопросам коллективных заявок для школ и организованных групп обращайтесь по телефону 503-526.

Директор МТА Ирина Лысковец приняла участие в заседании коллегии Минкультуры Алтайского края

21 марта в Барнауле прошло заседание коллегии Министерства культуры Алтайского края. На нём подводили итоги работы в 2023 году, обсуждали задачи на этот. В панельной дискуссии с докладом выступила директор Молодёжного театра Алтая Ирина Лысковец.

Ирина Владимировна рассказала съехавшимся со всего края работникам культуры о том, какие проекты реализует Молодёжный для семейной аудитории, какие идеи воплотит в ближайшем будущем. Это «Театральная педагогика», существующая в Молодёжном с 2015 года, экскурсии по театральному закулисью, совсем недавно открывшийся «Учительский клуб МТА», множество зрительских акций, популяризирующих семейные походы на спектакли, Детская Школа-студия МТА с уже восьмилетней историей и другие интересные замыслы.

Важной частью коллегии стало вручение ведомственных и государственных наград. Молодёжный театр Алтая получил диплом за победу в конкурсе по отбору проектов на получение грантов губернатора региона в сфере культуры, проект «Летний театральный лагерь при МТА «Первая сцена» реализуют в июне. А заместитель председателя Правительства Алтайского края Юрий Абуллаев вручил ведущему мастеру сцены Анатолию Кошкарёву благодарность министра культуры Российской Федерации Ольги Любимовой.

смотреть фото

Афиша
Новости
Соцсети