Архив новостей
Обратно к архиву
«ПолитСибРу»: «Бег по кругу» – в Молодёжном театре Алтая представили современное видение Булгакова
«Ничего и не было. Это все приснилось…» Такой фразой, произнесенной одним из героев пьесы Михаила Булгакова «Бег» в финале, хочется охарактеризовать одноименный спектакль Молодежного театра Алтая, премьерный показ которого состоялся в прошедшую пятницу.
Создатели спектакля заявляли, что за основу постановки взята непосредственно пьеса «Бег», что позволяет говорить о некоторых расхождениях со знаменитой советской экранизацией этого произведения, столь памятной многим людям старшего поколения. Фильм «Бег» создавался по мотивам нескольких произведений Булгакова («Бег», «Белая гвардия», «Черное море»), поэтому представляет собой сборный вариант «белогвардейского» творчества писателя.
Вариант Молодежного театра вышел более фантасмагоричным и сакральным. Отсутствие батальных сцен акцентирует внимание на внутренних перипетиях героев, несмотря на то, что отправной точкой событий всего произведения является сопротивление Белой армии красным на Крымском перешейке во времена Гражданской войны. Военные действия становятся лишь фоном, на котором ярче прослеживается эволюция героев.
Генерал Хлудов приходит к своему сумасшествию прямо на глазах у зрителей. Из эксцентричного и жестокого военноначальника он превращается в затравленного и потерянного человека. Причина его сумасшествия – преследующий призрак повешенного вестового Крапилина. По задумке создателей, призрак становится видимым, но только для зрителей. Окружающие продолжают считать, что Хлудов потерял рассудок. Воплощенный уже не в фантазиях, а в реальности, имеющий все признаки недавно умершего человека призрак, добавляет свою долю мистицизма в и без того нереальную атмосферу происходящего.
Вообще, призраки прошлого будут преследовать всех героев, когда те окажутся в эмиграции. Образ оставленной ими Родины живет в душе каждого из них. Эту щемящую тоску выражают образы детей, вплетенные в общую канву сюжета, но при этом не соприкасающиеся с главными героями.
Танцующие вальс дети, девочка с шарманкой удивительным образом дополняют общий музыкальный фон, над которым работал композитор Виктор Стрибук. Музыкальная составляющая спектакля является средством, с помощью которого зрителю помогают совершать путешествие от одного географического места к другому, от одних обрывков памяти к другим.
Одна из главных задумок сценографа Александра Мохова – несменяемость декораций. Все события происходят в одном и том же месте, металлические конструкции нисколько не видоизменяются, но при этом в один момент – ты присутствуешь в штабе армии в Крыму, в другой – в константинопольском увеселительном заведении, в третий – в Париже. Подобного эффекта удалось достичь благодаря вращению сцены. На подобный ход создатели решились не только из технических соображений. Вращение предполагает цикличность, которая может вырасти в бесконечность. Режиссер спектакля Юрий Ядровский не зря назвал Булгакова пророческим писателем и просил попробовать разгадать его предсказания о будущем России.
Вслед за вращающейся сценой, вращаются и судьбы героев. В один момент все можно потерять, и так же неожиданно приобрести. Бег по кругу совершают все персонажи спектакля, и уже отпадает необходимость в акцентировании сцены тараканьих бегов, так ярко описанной в пьесе.
Полифоничность, как и обещал Ядровский, прослеживалась даже в деталях. Люстры, подвязанные и укрытые чехлами во дворце, удивительно напоминают колокола обители, в которой началось действие спектакля. Девочка, крутящая шарманку, вновь отсылает к общему вращению истории. Зрителю нужно просто интуитивно улавливать детали, никакой сверхрациональной работы мозга и системного анализа не требуется.
Зрители, успевшие посетить премьеру, высказывали разные мнения об увиденном.
«Я посещаю все премьеры Молодежного театра Алтая. Мне было интересно посмотреть, как они справятся с постановкой такого сложного произведения. По первому впечатлению я могу сказать, что мои ожидания были другие. Мне лично не хватило глубины, переворачивающей душу. Большой трагедии я не увидела. Но с другой стороны, я понимаю желание режиссера сделать свой вариант, и в нем есть сегодняшнее прочтение. Это было по-современному», – поделилась своими впечатлениями от премьеры сотрудник отделения гуманитарно-художественной подготовки АГАУ Наталья Евсикова.
Мнения более молодого поколения несколько отличались.
«Мне спектакль понравился. Вроде и про войну, но в тоже время о чем-то большем. После первого акта впечатления были тягостные, но финал оказался вселяющим надежду», – рассказала о своих впечатлениях экономист Анна Колесова.
Действительно, произведения Булгакова требуют долгого осмысления, иногда для этого требуются десятилетия.
В самом начале пьесы генерал Чернота бросает: «Ноев ковчег какой-то» (о просьбе окружающих разрешить бежать с ним в Константинополь). Эта просьба становится лейтмотивом всего произведения. Каждый человек ищет лучшей жизни, стремится спасти то, что ему дорого, в какой бы век это не происходило. И уже становится не важным, вернули мы Крым или Крым вернулся к нам. Для этого есть история. Она рассудит, когда цикл повторится вновь.
Дарья Дзюба
Источник: «ПолитСибРу»