«Вечерний Барнаул»: свой юбилей актёр Валерий Лагутин отметил на сцене МТА премьерой
На малой сцене Молодежного театра Алтая поставили спектакль «Русская народная почта» по пьесе уральского драматурга Олега Богаева. Эта пьеса об одиночестве и способах его преодоления, пусть и весьма сомнительных, но всё же действенных. Постановка стала бенефисной для заслуженного артиста России Валерия Лагутина, кстати, ровесника театра (в этом году Валерию Николаевичу, как МТА, исполнилось 60 лет). Что интересно, пьеса эта (а полное её название – «Русская народная почта. Комната смеха для одинокого пенсионера»), написанная ещё в середине 1990-х, стала первым большим успехом уральской школы драматургии, позже заставившей говорить о себе как о ярком явлении в театральной жизни страны. В творчестве Богаева это произведение считается одним из самых известных. Не случайно когда-то его ставили даже японцы, а в России за пьесу с жадностью взялись сначала Николай Коляда, а потом Кама Гинкас и Олег Табаков (кстати, до недавнего времени «Табакерка» имела на это произведение эксклюзивные права). В 2005 году британская премьера «Русской народной почты» была названа лучшим спектаклем года. В Барнауле за эту непростую пьесу взялся молодой режиссёр Руслан Гарибов.
Почему пьеса считается непростой? Да потому что в ней, помимо главного персонажа – пенсионера Ивана Жукова, на сцене то и дело в статусе видений появляются и Ленин, и королева Елизавета II, и Любовь Орлова, и Чапаев… В общем, все те, с кем Иван Сидорович вступает в диалог, чтобы скрасить свое одиночество. И если поначалу, заполняя пустоту, наступившую после смерти жены и всех близких, герой сам себе пишет письма от имени друзей и отвечает на них, то потом, когда одиночество нарастает, жизнь пенсионера становится похожа на настоящую фантасмагорию – постепенно Иван Сидорович начинает получать послания от диктора Центрального телевидения, инопланетян, советских космонавтов, незаконнорожденных сыновей правителей и даже обитающих в квартире клопов.
Но весь этот вымышленный мир пенсионера вовсе не жалок и убог. Наоборот, предприимчивостью пенсионера, доживающего свои последние дни, остаётся только восхищаться. Ведь Иван Сидорович вовсе не берётся жаловаться на иные времена и сетовать на тяжёлую судьбу, он задумывает игру, которая превращается в смысл его существования. И что абсурднее: окружающий мир или фантазии отдельно взятого пенсионера – большой экзистенциальный вопрос.
Сама постановка Руслана Гарибова получилась лаконичной, без излишеств. Начиная с декораций, которых на сцене минимум – разве что двустворчатый шкаф, на котором аккуратно расставлены бюст Ленина, баян и чемодан (потом именно этот шкаф станет порталом в мир стариковских видений), износившийся табурет. Сам пенсионер (Валерий Лагутин) достоин отдельного описания. Это человек в самовязаной шапочке, растянутых трикошках и тельнике, намекающем на то, что когда-то Иван Сидорович был тесно связан с морфлотом (не случайно он постоянно напевает известную песню моряков «Прощайте, скалистые горы…»), со старческой походкой и трясущимися руками. Это было настоящее перевоплощение артиста, непонятным образом накинувшего себе лет 20-30. Появление героев видений – особая история, поданная с долей режиссёрского остроумия. Достаточно сказать, что каждый из персонажей появляется в футболках, где прописано его имя и карикатурно обыгран образ. К примеру, Ленин появляется с изображением Бэтмена на груди, а Чапаев – с лицом усатого мужика в папахе и чёрных очках. Но если поначалу все эти видения кажутся безобидными и смешными, то потом они превращаются в разборки между персонажами из-за жилплощади пенсионера, перерастающие в настоящую вакханалию. То есть в итоге поведение оппонентов Ивана Сидоровича выходит из-под контроля.
Спектакль получился многослойный, с россыпью смыслов, над которыми хочется то от души посмеяться, а то и погрустить.
В спектакле задействованы: заслуженный артист РФ Валерий Лагутин (Иван Жуков), Ирина Клишевич (Елизавета II), Игорь Бочериков (Владимир Ленин), Анатолий Новокрещенных (Василий Чапаев), Татьяна Лопатина (Любовь Орлова).
Источник: «Вечерний Барнаул»