«Вечерний Барнаул»: победителем III Золотухинского фестиваля стала постановка Няганского ТЮЗа «Наш класс»

Прошлая неделя в Барнауле для любителей театра стала настоящим праздником. На протяжении шести дней в рамках III Всероссийского молодежного театрального фестиваля им. В.С. Золотухина шли показы спектаклей, привезенных из самых разных уголков нашей страны. 50 заявок поступило на Золотухинский фестиваль, из которых было отобрано 12 лучших спектаклей.

Программа фестиваля включала не только яркие постановки, но и обучающие мастер-классы, открытые обсуждения спектаклей. Бывало, что одновременно на разных площадках проходило сразу по три-четыре фестивальных события. И те, кто был в них заинтересован, как-то умудрялись везде успевать.

Словно звезды сошлись

Судя по наполненности залов (а фестивальные показы проходили сразу на трех театральных площадках нашего города), барнаульцы – большие театралы. Сказать, что каждый фестиваль проходил с аншлагом, – ничего не сказать. Люди сидели на приставных стульях, на ступеньках, а кто-то героически смотрел спектакли стоя, понимая, что следующий театральный праздник случится еще не скоро, как минимум, через год. Эту барнаульскую особенность сразу же отметили критики, прибывшие на фестиваль. Практически каждый из них во время обсуждения спектаклей говорил про чутких и благодарных зрителей, а кто-то даже назвал Барнаул городом высокой театральной культуры.

За шесть фестивальных дней зрители смогли увидеть 14 спектаклей (из них два вне конкурса) – очень разных, но, безусловно, достойных, сильных, явно демонстрирующих театральные настроения в стране. С этой точки зрения фестиваль стал полезен не только зрителям, но и самим участникам, для которых одинаково важно было, как говорится, и на других посмотреть, и себя показать. К примеру, Казанский театр юного зрителя привез спектакль, поставленный по гоголевскому «Носу» (режиссер Туфан Имамутдинов), – произведению, с одной стороны, не нуждающемуся в осовременивании, но все же сложному для восприятия подрастающей публикой. Уместив действие в полтора часа, артисты ждали, как отреагирует на него барнаульский зритель. В итоге публика приняла спектакль еще теплее, чем на родной сцене. А Фарида Исмагилова, директор Альметьевского татарского драматического театра (с его творчеством наш зритель уже знаком по прошлому фестивалю), убеждена, что их спектакль «Лекарь поневоле» состоялся только в Барнауле – до сих пор он шел как-то не по-мольеровски тяжело, неповоротливо.

На фестивальной сцене словно сошлись звезды, и неизбежное волнение пошло артистам только на пользу. Это подтвердило и жюри, высоко оценившее работу режиссера Елены Кузиной. Рискованным, на взгляд директора Театра драмы Республики Карелия «Творческая мастерская» (Петрозаводск) Александра Побережного-Береговского, был показ на сцене Молодежного театра Алтая постановки «Васса». И не только потому, что за день до этого в рамках открытия фестиваля была показана еще одна, пусть и внеконкурсная «Васса» Новосибирского городского драматического театра. А, скорее, потому, что театр в Петрозаводске находится в ожидании реконструкции и репетировать спектакль приходилось в несколько стесненных условиях. К тому же зал «Творческой мастерской» рассчитан лишь на 100 мест, и с приездом на фестиваль театру потребовалось менять масштабы. Но вот что интересно: несмотря на все постановочные трудности, спектакль в этом году вошел в лонг-лист самого престижного театрального фестиваля «Золотая маска» (то есть в число отобранных, но не номинированных на премию спектаклей).

Спектакль как поступок

Весомую долю фестивальной жизни занимали обсуждения спектаклей. И было бы справедливо, если б на эту часть программы тоже продавали билеты – случалось, что эти закулисные диалоги были интереснее самих театральных работ (достаточно отметить яркие выступления доктора филологических наук, заведующего кафедрой истории, философии и литературы Российского института театрального искусства Андрея Ястребова). По крайней мере, людям, причастным к постановке того или иного спектакля, было важно услышать мнение компетентного жюри, ведь многие, собственно, затем в Барнаул и приехали. Правда, во время обсуждения нередко казалось, что речь идет не об одном спектакле, а, как минимум, о четырех – порой настолько разными были оценки. К примеру, в постановке «Спасти камер-юнкера Пушкина», представленной Мирнинским театром (Якутия), мнения экспертов разделились. Театральный критик, историк театра, кандидат искусствоведения и автор ряда книг Елена Стрельцова (Москва) полагает, что с грандиозной задачей, обозначенной в названии, режиссер Александр Свечников не справился. А театровед Елена Кожевникова (Барнаул), наоборот, уловила режиссерский посыл и ту самую метафизику спектакля, которая и является самой большой ценностью.

Разные мнения экспертов прозвучали и по поводу «Зойкиной квартиры» Алтайского краевого театра драмы (режиссер Алексей Логачёв), и по поводу «Женщины в песках» Прокопьевского драматического театра (режиссер Олег Степанов). Однако каждый из членов жюри одинаково высоко оценил работу Няганского театра юного зрителя «Наш класс» (режиссер Александр Баргман). Эта пьеса написана польским драматургом Тадеушем Слободзянеком на основе реальных событий, произошедших в оккупированной немцами Польше в 1941 году. Именно тогда местные жители городка Едвабне согнали в овин и заживо сожгли 1600 соседей-евреев. Эта история рассказана на примере одного класса, в котором учились и поляки, и евреи. Попав в чудовищную ситуацию, они сами становятся чудовищами, теряющими на глазах у зрителей человеческий облик. Не случайно сам спектакль начинается с загадки – демонстрации красивых кинокадров о животных. Лишь потом стало понятно, что в самом начале режиссер показал финал: оказалось, что одна из уцелевших героинь после всего пережитого ничего больше смотреть не может – только передачи о животных. По мнению Елены Стрельцовой, это довольно мощный режиссерский ход, заставляющий публику, не зная самой истории, уже с самого начала задуматься. Как считает ректор Новосибирского государственного театрального института, доцент кафедры НГТИ, кандидат филологических наук Яна Глембоцкая, в этом спектакле наиболее ценен актерский ансамбль, каждый из участников которого был полностью включен в действие. И еще – в наше время поставить спектакль на столь острую тему, который заведомо не будет аншлаговым, приносящим кассу, это режиссерский поступок.

Фестивальный продукт

Как считает директор Московского академического театра им. В.В. Маяковского Леонид Ошарин, ведущий мастер-классов для директоров театров, несмотря на то, что по стране проходит множество театральных фестивалей различных масштабов и форматов, Золотухинский оказался интересен прежде всего своей афишей: в нем действительно заявлены яркие постановки, которые демонстрируют, чем живут театры страны, какие темы их волнуют. Кстати, сам Леонид Вячеславович узнал об этом фестивале от своего коллеги – директора Государственного академического театра им. Е. Вахтангова Кирилла Крока, который был участником I Золотухинского фестиваля. И подобные обмены опытом между директорами театров Леонид Ошарин считает делом очень нужным.

Кстати, под впечатлением от рассказов своей супруги, актрисы театра и кино, режиссера, народной артистки России Ольги Дроздовой, которая, кстати, возглавляла жюри прошлого фестиваля, впервые прибыл на Алтай и известный актер – народный артист России Дмитрий Певцов.

– Помню, Ольга тогда сказала, мол, ты не поверишь, на Алтае живет настоящий театр, – поделился Дмитрий Анатольевич с журналистами. – Хотя принято считать, что интересные театры могут существовать только в крупных городах. Ваш фестиваль – один из разрушивших это представление.

Дмитрий Певцов и Ольга Дроздова привезли в Барнаул премьеру мастерской «ПевцовъТеатр» – спектакль «Мамаша Кураж», который был показан на закрытии фестиваля в рамках внеконкурсной программы. По мнению Дмитрия Певцова, это абсолютно фестивальный проект, предназначенный для публики подготовленной, знающей пьесу. Сам актер на сцене не появляется – главную роль играет его жена. Он же является продюсером.

– Этот спектакль очень мощный, энергетический, местами больной, – пояснил он. – Да, в нем очень мало юмора. Именно поэтому он дорог нам, и мы держим его как фестивальный продукт, а потому довольно нечасто его играем.

Четыре победы

Итоги фестиваля впечатлили всех. Достаточно сказать, что сразу четыре барнаульских участника стали победителями в различных фестивальных номинациях: актеры МТА Любовь Хотиёва, Анатолий Кошкарёв и Александр Савин, а также актер Краевого театра драмы, заслуженный артист РФ Эдуард Тимошенко.

Победителем фестиваля стал спектакль «Наш класс», по поводу которого у жюри не было практически никаких споров.

Марина Корчак, заведующая Кабинетами драматических и национальных театров СТД РФ, театровед, председатель жюри III Всероссийского молодежного театрального фестиваля им. В.С. Золотухина: «Это был яркий фестиваль, от которого лично у меня останется приятное послевкусие. В каждой фестивальной постановке можно выделить какой-нибудь интересный режиссерский ход, талантливую игру того или иного актера. Поэтому решение о победителях принималось непросто – финальное обсуждение длилось четыре часа. Здорово, что нам довелось увидеть интересные работы и из удаленных театров. К примеру, о существовании театра, прибывшего к нам из Нягани, я не знала вообще».

Итоги фестиваля

– «Лучшая женская роль» – Наталья Ущеко из Кемеровского театра для детей и молодежи за исполнение роли Электры в спектакле «Электра».

– «Лучшая мужская роль» – Анатолий Григорьев за исполнение роли Порфирия (Иудушки) в спектакле «Головлевы» в постановке Новосибирского драматического театра «Старый дом».

– «Лучшая женская роль второго плана» – артистка Молодежного театра Алтая имени Валерия Золотухина Любовь Хотиёва за исполнение роли Анны Павловны в спектакле «Карьера & фортуна».

– «Лучшая мужская роль второго плана» – заслуженный артист России Эдуард Тимошенко за исполнение роли Бориса Семеновича Гуся-Ремонтного в спектакле Алтайского краевого театра драмы «Зойкина квартира».

– «Лучшая работа режиссера» – Александра Баргман, режиссера, поставившего в Няганском театре юного зрителя спектакль «Наш класс» по пьесе Тадеуша Слободзянека. Этот же спектакль стал победителем в номинации «Лучший актерский ансамбль».

– «Лучшая работа художника» – Алексей Лобанов за спектакль «Головлевы» Новосибирского драматического театра «Старый дом».

– «Новация» – спектакль «Женщина в песках» по роману Кобо Абэ Прокопьевского драматического театра имени Ленинского комсомола.

– «Открытие фестиваля» – спектакль «Лекарь поневоле» Альметьевского татарского государственного драматического театра.

– «Событие фестиваля» – постановка «Электра» Кемеровского театра для детей и молодежи.

– «Лучший дуэт» – артисты Молодежного театра Алтая Анатолий Кошкарев и Александр Савин, исполнившие роли Петра и Александра Адуевых в спектакле «Карьера & фортуна».

– «За творческую фантазию» – спектакль «Приключения супер-Толика» Глазовского драматического театра «Парафраз».

– «За яркое воплощение женского характера» – заслуженная артистка Карелии Виктория Федорова за исполнение роли Вассы Железновой в спектакле «Васса» в Театре драмы Республики Карелия «Творческая мастерская».

Источник: «Вечерний Барнаул»

Новости

15.04.2024

Молодёжный театр Алтая принимает заявки на участие в Летнем детском лагере при МТА

12.04.2024

«Вечерний Барнаул: шах и мат – трагикомедию в стиле шахматной партии поставили в Молодёжном театре Алтая

«Алтапресс»: ход замужеством – спектакль по вдохновлённой Барнаулом повести Достоевского покажут в Молодёжном театре Алтая

«Радио России – Алтай»: В Молодёжном театре Алтая премьера трагикомедии «Дядюшкин сон» Достоевского

«Алтайская правда»: в Молодёжном театре Алтая Достоевского сыграли как шахматную партию

10.04.2024

«Чичиков – краш»: артист МТА Александр Пальшин претендует на премию за создание образа главного героя в «Мёртвых душах»

09.04.2024

«Вести – Алтай»: зрители Молодёжного театра Алтая смогут оценить юмор Достоевского

Молодёжный театр Алтая принимает заявки на участие в Летнем детском лагере при МТА

С 3 по 14 июня в Молодёжном театре Алтая будет работать Летний театральный лагерь «Первая сцена». Он предполагает дневное пребывание детей в возрасте 9-10 лет.

Занятия в лагере будут для участников бесплатными. Две недели в стенах МТА помогут детям познакомиться с творческими профессиями, приобщиться к миру театрального искусства, исследовать все этапы создания спектакля от замысла до воплощения. Программа состоит из изучения истории Алтайского государственного театра для детей и молодёжи им. В.С. Золотухина, участия в тренингах по сценической речи, актёрскому мастерству, вокалу, пластике и хореографии, мастер-классах специалистов декорационно-бутафорского и гримёрно-пастижёрного цехов театра. Вместе с наставником дети обсудят материал для представления, распределят роли, поучаствуют в создании образов, изготовлении реквизита, отрепетируют и выйдут на профессиональную сцену для показа родителям.

Заявки на участие принимают до 15 мая на сайте МТА. Проект реализуется в Молодёжном театре Алтая при поддержке Гранта губернатора Алтайского края в сфере культуры.

«Вечерний Барнаул: шах и мат – трагикомедию в стиле шахматной партии поставили в Молодёжном театре Алтая

Сегодня, 12 апреля, на малой сцене Молодёжного театра Алтая состоится премьера спектакля «Дядюшкин сон». Барнаульцам покажут трагикомедию, поставленную по повести Фёдора Достоевского. Зрители увидят не простое представление, а самую настоящую игру в шахматы, в которой фигурами выступят герои произведения. Залог успеха на чёрно-белом поле — выверенная стратегия. Однако можно ли просчитать ходы, если на доске живые люди?

Спектакль погружает зрителей в события XIX века, перенося их в провинциальный сибирский город, где жизнь течёт своим чередом. Но это спокойствие нарушается приездом важного гостя — старого князя. Он попадает в руки местной гранд-дамы Марьи Москалёвой, которая мечтает выдать свою дочь Зину за знатного гостя. Однако на пути к этой цели возникают многочисленные преграды. Сможет ли «заботливая» мать добиться желаемого, зрители узнают, посмотрев трагикомедию, которая оформлена в стиле шахматной партии.

На сдаче спектакля внимание гостей привлекли необычные декорации. Огромные шахматы, вписанные в интерьер комнаты, выделялись на чёрно-белой доске. Но это было не единственное, что напомнило популярную игру.

Героев стилизовали под фигуры – актёры одеты в чёрные и белые костюмы. Их украшения и поведение давали понять, кто из них король, ферзь или слон.

В главных ролях выступили Галина Чумакова, Анфиса Козырева, Виктор Синицин, Александр Пальшин, Валерий Лагутин и другие. Они не просто представили интересную историю, но и убедили зрителей, что классическая литература может быть лёгкой и смешной.

«Мы выбрали нетипичное для Фёдора Достоевского произведение, написанное в комедийном жанре. Оно способно показать, что русская классика не всегда трудна для восприятия. Так, «Дядюшкин сон» – это сплав мыслей Фёдора Михайловича, имеющий водевильный сюжет», – объяснила режиссёр-постановщик и сценограф спектакля Дарья Камошина.

Отметим, что автор написал повесть, находясь в сибирской ссылке. За это время он несколько раз посещал Барнаул, который тогда славился своей светской и культурной жизнью. Бытует мнение, что часть героев классик списал с обитателей нашего города.

Премьера трагикомедии «Дядюшкин сон» состоится в стенах Молодёжного театра Алтая им. В.С. Золотухина. Билеты на апрель уже раскупили, но у барнаульцев в этом сезоне ещё будет возможность оценить юмор Фёдора Михайловича Достоевского – повторный показ спектакля состоится 17 мая.

Полина Ян

Источник: «Вечерний Барнаул»

«Алтапресс»: ход замужеством – спектакль по вдохновлённой Барнаулом повести Достоевского покажут в Молодёжном театре Алтая

Хитросплетения судьбы, продуманные ходы и выверенные стратегии, как на шахматном поле. А за всем этим стоит желание обрести личное счастье. Спектакль по повести Достоевского «Дядюшкин сон» представят в Молодежном театре Алтая 12 и 14 апреля. 12+

Богатый князь

Сюжет рассказывает о семье Москалевых: признанной «первой даме» губернского городка Мордасова Марии Александровне (Галина Чумакова) и ее красавице-дочери Зинаиде (Анфиса Козырева), которую мать мечтает выгодно выдать замуж.

За девушку уже сватается молодой и перспективный Павел Мозгляков (Александр Пальшин), однако Зину такая партия не устраивает. Она любит молодого и бедного уездного учителя, за которого ей не позволили выйти замуж несколько лет назад.

В одно утро в доме Москалевых появляется старый и уважаемый князь К. (Виктор Синицин), который, несмотря на свои богатства, страдает старческим слабоумием. В голове Марии Александровны быстро созревает план любыми уловками выдать Зину за князя, чтобы дождаться его смерти и прибрать к рукам состояние.

Гуру шахмат

Режиссером спектакля выступила Дарья Камошина из Санкт-Петербурга. Коллектив театра уже знаком с ней по лаборатории «Жили-были…», которая проходила в прошлом году.

Декорации режиссер придумывала сама: вся сцена и реквизит стали одним большим шахматным полем, а артисты – фигурами, разыгрывающими партию. Костюмами в духе 19 века обеспечила актеров главный художник театра Наталья Сыздыкова.

Поскольку шахматы стали одними из ключевых моментов в постановке, режиссер и артист МТА Эльдар Носачев (сыграл слугу Гришку – рассказчика) брали уроки у шахматного гуру Алтайского края Александра Долгова.

На вопрос почему выбор пал именно на это произведение, Дарья Камошина призналась, что хотелось показать Федора Достоевского с легкой, смешной и современной стороны.

«Некоторые считают, что Достоевский писал только тяжелые и депрессивные произведения, но «Дядюшкин сон» – нетипичная в широком понимании повесть. Это характерный для Федора Михайловича сплав мыслей, но при этом в водевильном сюжете. И это может быть интересно публике», – отметила она.

Прообраз города

Филологи АлтГУ считают, что Достоевский изобразил в городе Мордасове Барнаул 19 века. На тот момент Барнаул считался самым культурным, театральным городом Сибири, и Федор Михайлович мечтал побывать в нем. Желание его исполнилось – и не раз.

Образы Барнаула угадываются в деталях повести – описание, вероятнее всего, реки Пивоварки, упоминание Светозерской пустыни, которая действительно была в то время в Алтайском крае.

Екатерина Копытова

Источник: «Алтапресс»

смотреть фото

«Радио России – Алтай»: В Молодёжном театре Алтая премьера трагикомедии «Дядюшкин сон» Достоевского

В Молодёжном театре Алтая сегодня премьера – на малой сцене дают трагикомедию «Дядюшкин сон» по повести Достоевского. Поставить этот спектакль по собственной инсценировке – давняя мечта молодого питерского режиссёра Дарьи Камошиной. Подробнее – Ирина Вязанцева.

Источник: «Радио России – Алтай»

«Алтайская правда»: в Молодёжном театре Алтая Достоевского сыграли как шахматную партию

В Молодежном театре Алтая Достоевского сыграли как шахматную партию. Спектакль «Дядюшкин сон» по одноименной повести поставила режиссер Дарья Камошина, премьера – 12 и 13 апреля на малой сцене.

Мария Александровна Москалева, первая дама губернского городка Мордасова, мечтает удачно выдать замуж дочь Зинаиду. За нее уже посватался молодой Павел Александрович Мозгляков, но гордая Зина не спешит с ответом. Однажды, желая угодить Марье Александровне, жених привозит в дом Москалевых своего дальнего родственника – старого и немного выжившего из ума князя, даже не подозревая, к чему это приведет.

Сцену МТА Дарья Камошина, выступившая и в качестве сценографа, превратила в большую шахматную доску с декорациями в виде столика-ладьи и часов-ферзя. Костюмы художника Натальи Сыздыковой тоже отсылают к эстетике шахмат. Поскольку свою повесть Достоевский писал в сибирской ссылке, местом действия спектакля сделали неназванный сибирский городок. В ролях – заслуженная артистка России Галина Чумакова, Анфиса Козырева, Виктор Синицин, Александр Пальшин, Наталья Сляднева и другие.

Подробнее в фоторепортаже Евгения Налимова.

Источник: «Алтайская правда»

смотреть фото

«Чичиков – краш»: артист МТА Александр Пальшин претендует на премию за создание образа главного героя в «Мёртвых душах»

Дорогие зрители! Ведущий мастер сцены Молодёжного театра Алтая Александр Пальшин претендует на премию Алтайского края в области литературы, искусства, архитектуры и народного творчества. Артист вышел в финал в номинации «Театральное искусство» за создание образа Павла Чичикова в спектакле «Мёртвые души» Николая Гоголя.

В этом году жители региона могут принять участие в обсуждении проектов, претендующих на получение краевых премий в области культуры. Для этого нужно направить отзыв в Министерство культуры Алтайского края по адресу: 656049, г. Барнаул, пр. Ленина, 41, или на электронный адрес mk22@alregn.ru с пометкой «В комиссию по премиям».

Мы знаем, что многие зрители МТА любят Александра Пальшина, знаем, что его Чичиков попадает прямо в ваши сердца. Видим это в постах, комментариях и книге отзывов. Поэтому просим отправить отклик о работе артиста в этом спектакле в комиссию. Письма принимают до 24 апреля.

«Вести – Алтай»: зрители Молодёжного театра Алтая смогут оценить юмор Достоевского

Юмор Достоевского смогут оценить зрители Молодёжного театра Алтая. Там ставят спектакль «Дядюшкин сон» по повести Фёдора Михайловича.

Это произведение было написано классиком в сибирской ссылке. Есть даже предположение, что часть героев была списана им с обитателей Барнаула.

Актёры Молодёжного театра учатся ходить в стиле шахматных фигур – вся сцена превратится в доску, где перед публикой разыграют партию. Это обусловлено поведением героев повести «Дядюшкин сон», говорит режиссёр.

В бутафорских цехах готовят декорации и шьют эффектные костюмы в стилистке шахматной игры – часы, столик в виде фигур, а шляпы укажут, кто перед нами – король или ладья.

Эту повесть-водевиль Фёдор Михайлович писал в сибирской ссылке, сильно нуждаясь в деньгах, живя в Омске, в Семипалатинске, посещая Новокузнецк и Барнаул, который славился тогда светской и культурной жизнью. Некоторые литературоведы предполагают, что часть героев списана с обитателей милейшего города Б., как называл его русский классик.

Сюжет напомнит несколько знакомых произведений. Здесь и Гоголь, и Пушкин, но всё в фирменном стиле Достоевского. В российском городке живёт мать, которая мечтает выдать дочь за богатого старого князя. Осталось только его обмануть. Остальное – на премьере. Юмор Достоевского публика сможет оценить уже совсем скоро.

Источник: «Вести – Алтай»

смотреть видео

Афиша
Новости
Соцсети