Архив новостей
Обратно к архиву
Журнал “Автограф” об Анатолии Новокрещенных
Сегодня актер, ведущий мастер сцены Молодежного театра Алтая Анатолий Новокрещенных отмечает свой юбилей – 60 лет.
Анатолий немыслим без театра. Жена, режиссер, коллеги по сцене, все в один голос заверяют, что Анатолий и МТА – это одно целое неразрывное единство вот уже почти 40 лет.
Анатолий Михайлович родился 16 декабря 1954 года. Окончил Иркутское театральное училище в 1976 году, в этом же году принят в труппу Молодежного театра Алтая. В 2009 году стал выпускником Алтайской государственной Академии культуры и искусств по специальности режиссер любительского театра и педагог по народному художественному творчеству.
Сегодня самые близкие люди и коллеги Анатолия Михайловича поздравляют его с юбилеем и рассказывают о том, каким они знают артиста Молодежного театра.
Жена, соратница, спутница, партнер по сцене Анатолия Новокрещенных Ирина Клишевич знает о нем все. Именно она начала рассказ о юбиляре.
«Может быть, я только думаю, что все о нем знаю, – смеясь, начинает Ирина. – На сцене и в семье – это два разных человека. Дома он очень «мастеровой» — многое умеет и делает своими руками. Вкусно готовит, без проблем подчинит то, что сломалось.
Мы женаты уже 27 лет. Познакомились в театре. Когда я приехала с Семипалатинска, он уже работал здесь. В семейной жизни, конечно, не обходилось без трудностей. Было сложно, когда появился ребенок, в молодом возрасте у него была большая занятость, тогда ставили по три спектакля одновременно, а мне приходилось ждать его дома, чтобы искупать сына, приходил поздно. Трудности были и с финансами, когда не платили заработную плату, приходилось искать подработку. Тогда он во время отпуска подрабатывал, развозил конфеты. Но мы справились со всеми тяжестями. Он всегда очень старался и заботился о нас, о своей семье.
На мой взгляд, секрет семейного счастья заключается в том, чтобы уступать друг другу. Мы вместе дома, на работе, на даче, конечно, это сложно. Но нужно слышать друг друга, понимать и принимать. На мой взгляд, для него семья находится на первом месте. Ради славы, карьеры, он никогда не бросил бы нас. Анатолий не тщеславен, я могу это сказать с уверенностью, потому что он уже прошел это испытание славой. В 70-е годы театр испытывал огромную популярность. Еще до нашего знакомства у него были и поклонницы, и записки, и цветы, и слезы.
Как женщина я ценю его за то, что он джентльмен: всегда подаст руку, поцелует, скажет комплимент. Он очень честный, излишне скромный, добрый. Я ценю его и как коллегу: он очень вдумчивый, обязательно докопается до сути. Когда мы репетировали «Волшебника Изумрудного города», где он играл роль Людоеда, одна сцена никак не шла, не давалась. В итоге они с драматургом переписали сцену, нашли компромисс, вышло очень интересно и симпатично. Как с партнером с ним легко работать, он очень помогает. Анатолий всегда объективен, я ему верю, потому что он не будет меня хвалить только за то, что я — его жена. Если хорошо, он скажет, что хорошо, а если нет, то уж извините… Молодые ребята много раз к нему обращались: «Анатолий Михайлович, что не так?». Его ценят за то, что он говорит то, что он думает. Сложно жить в ладу с самим собой, с семьей, с коллегами, а он ладит.
Что касается самого себя, своих ролей – у него всегда с собой смятый, скомканный листочек с текстом. Просит иной раз: «Посмотри, где там мой листик», а я достаю исписанную, перечерканную бумажку, говорю: «Вот это?!». Он всегда в творчестве, во внутреннем диалоге, его роль всегда с ним. В процессе постановки мы особенно не делимся друг с другом мыслями, после спектакля можем сказать, что было не так.
Его главная роль еще не сыграна. У него моложавая фактура, стариков играть рано, мальчиков – уже смешно. Если найдется режиссер, который увидит в нем не только бывшего пионера, то она еще впереди, если нет, то этого может и не случиться. К сожалению, в театре так: существует типаж, амплуа. Но он разносторонний, разноплановый, в молодости играл героев, пионеров, комсомольцев, с годами роли менялись.
Я хочу пожелать ему здоровья в первую очередь и, конечно же, еще ролей. Для актёра главное – встреча со своим режиссером. У Анатолия были эти встречи, были такие режиссеры, со многими они прекрасно друг друга понимали. Но, я думаю, что у него есть потенциал, который еще можно реализовать.
С режиссером Юрием Ядровским Анатолий Михайлович знаком сравнительно недавно. Но их уже объединяет работа над спектаклем «Бег» по одноименной пьесе Михаила Булгакова, премьера которого состоялась 28 ноября 2014 года. Режиссер рассказал о том, каким перед ним предстал Анатолий Новокрещенных, и как проходила их работа над спектаклем.
«С Толей я знаком совсем недавно, с момента постановки спектакля «Бег». До этого в работе мы с ним не пересекались, но встреча произошла, и этому я очень рад. Рад, что движение актера и мое с ним – было и оно было обоюдным, за это я Анатолию благодарен. Я дал Толе роль главнокомандующего, почему именно так сложилось, я сказать не могу. Я интуитивно это сделал, так, как делаю это обычно. И я не огорчен результатом. Я всегда начинаю с себя, если я и недоволен, то собой, а что касается Толи – я очень рад. Я даже увидел определенный рост его как актера, этого я, правда, не ожидал. В какие-то счастливые моменты на сцене я видел, как менялся его взгляд, он становился моложе и красивее, и интереснее, и объемнее – и все это для меня неожиданно. Если он эту планку будет держать, то это очень хорошо. Впереди у него, я думаю, еще много новых интересных ролей и, считаю, что все только начинается. Могу сказать, что этот актер востребован и, как оказалось, именно в этом спектакле, например, он очень пришелся к месту.
Если человек жив и чего-то хочет, к чему-то стремится, для него море по колено!
Хочу пожелать ему новых свершений, веры в себя и поздравить с началом нового пути, ведь этот так здорово, вдруг в 60 лет по-новому заиграть! Хороших ролей, движения и открытий!
Скоро будет 22 года, как ведущий мастер сцены Виктор Синицын работает в Молодежном театре Алтая. И на протяжении всех этих лет они с Анатолием были партнерами по сцене.
«Я пришел в театр, когда Анатолий уже здесь работал. Когда выпадает возможность работать с ним вместе в каких-то сценах – это всегда замечательно. Всегда знаешь, что человек тебя поддержит, что все будет на высшем уровне. Мы довольно часто пересекались, потому что раньше труппа была меньше и в спектакле были заняты одни и те же люди. Мы все время были вместе. Например, работали над сказкой, в которой играли двух разбойников. Он всегда объективно может оценить то, как работает его партнер. Спектакль существовал еще до меня, и когда меня ввели в постановку, он сказал, что роль, наконец, заиграла.
На сегодняшний день я считаю, что это один из самых сильных актеров в театре. Хотя у него нет огромных сольных работ. На месте режиссеров я давал бы ему главные роли, потому что он может с ними справиться, ему нужно играть глобальных персонажей. Недавно мы выпустили спектакль «Бег», где он играет главнокомандующего и это довольно странно смотрится, потому что Анатолий Михайлолвич невысокого роста и с образом главнокомандующего это не вяжется. Но когда он начинает работать, то становится понятно, что этот человек может управлять армией.
Если он болеет, то кроме близких людей об этом даже никто не догадывается, потому что он выходит и работает. Он привык преодолевать трудности и сколько его знаю, он всегда был таким. На том отрезке времени, что я захватил, я могу сказать, что Анатолий Михайлович стал выше и крупнее, чем был. Человек растет внутри профессии, внутри самого себя.
Он очень хороший человек, сосед, хороший товарищ.
Я хочу пожелать традиционно того, чего все желают, того, что действительно важно – здоровья. И, конечно же, побольше ролей, которых бы он сам хотел сыграть, ведь это редкость, когда совпадает, что человек получает то, чего он желал. Пусть он будет доволен собой и счастлив!».
Галина Чумакова, актриса, ведущий мастер сцены, рассказала, каким ей видится Анатолий Новокрещенных.
«Для меня он очень хороший партнер. В последнее время мы редко встречаемся на площадке — так сложились обстоятельства. А когда я пришла в театр, это было начало моей карьеры, его пора как раз была в самом расцвете. У нас было много совместных ролей. Он очень чуткий партнер, с очень хорошим входом – то есть он многое получает от напарника и многое ему отдает, помогает и поддерживает, а это очень редкое качество в артистах – поддерживать играющего рядом с тобой.
Мы ставили спектакль «Кошка, которая гуляет сама по себе», где он играл шакала, и у нас был просто клубок, в котором артисты крутятся, и он вытягивал все это. Был спектакль, где у меня была большая роль, сложенная по предлагаемым обстоятельствам: тот самый голод на Волге, когда люди буквально ели друг друга. Мы как раз были в партнерстве, я видела его глаза, очень хорошо, талантливо передававшие эту жуткую атмосферу голода и страшной жары. Мне было легко с ним, потому что я чувствовала крепкую поддержку. Когда партнер тратится на роль до сумасшествия, тебе хочется сделать так же, не хуже – это вдохновляет. Дорогого стоили его глаза, которые, как правило, откликались. В нем сохранилась непосредственность и детское восприятие жизни. В нем нет взрослого скепсиса.
Некоторые партнеры пытаются подогнать сцену под себя, чтобы ты сделал так, как было бы удобно ему, в Анатолии Михайловиче такого нет, он будет пользоваться тем ресурсом, который ему предоставили. Когда тебе, как кажется, партнер не дает, нужно играть именно то, что он тебе не дал. Он никогда не скажет – ты мне подложи, я тут стукну. А тем, что он возьмет, он воспользуется, расширит и отдаст еще больше взамен. Он никогда не указывает, а просто смотрит, наблюдает. Работает не для себя, а для спектакля.
Свою нишу в театре он занял. В свое время он повидал славу, причем не такую как сейчас, пропиаренную в интернете, а заслуженную, которая молодым сейчас только снится. Его знали, видели, влюблялись, понимали, писали, на него ходили. Может быть, поэтому он такой, какой есть, живет так, как жизнь складывается, не подминая ее под себя.
Я желаю в первую очереди здоровья, желаний, чтобы обязательно была мечта, цель, чтобы обязательно чего-то хотелось, и пусть все случится. Я желаю Анатолию понимания, чтобы терпение не кончалось, а укреплялось, чтобы просто положил руку на грудь и сказал искренне: «хорошо».
Ольга Лагутина, помощник режиссера Молодежного театра Алтая помнит точную дату знакомства с Анатолием Михайловичем: 30 марта 1982 года.
«Я тогда пришла на работу в театр, это уже более 30-ти лет. Я помню, что тогда он был героем, для него ставили спектакли. У него была главная роль в спектакле «Разговоры в учительской, слышанные Толей Апраксиным лично». Песня, которую он там исполняет и играет на гитаре, долго была застольным гимном нашего театра. Он прошел очень хорошую школу партнерства, работал с Кларой Кагородцевой, Лидией Римшевич. Потом к нам пришел в театр Михаил Бычков, который ставил под Анатолия спектакль «Крестики-нолики», «Прости меня» — Астафьева.
В молодости я его помню парнем невысокого роста, худощавым, с вечно молодым лицом. Я помню очереди поклонниц у служебного входа. Свое человеческое обаяние он проявил в острохарактерных ролях. Для себя я его считаю «нашим Миляром».
Что мне в нем очень нравится – его профессиональное отношение к делу: ты актер и должен выходить на сцену не смотря на то, какое у тебя состояние.
Если говорить про его хобби, то он автомобилист. Порой мне кажется, что он родился с рулем в руках. Он любит машины, чувствует их и понимает. Безумно любит животных – это характеризует такое человеческое качество в нем, как доброта. У него дома всегда были кошки, собаки – все вместе. Он их любит, и они его безумно чувствуют. Как человека его раскрывает рыбалка, игра в шахматы. Не скажу, что он белый, мягкий и пушистый, но точно могу отметить, что он очень хороший друг. Мы вместе уже больше 30-ти лет, и за его внутреннюю порядочность, его верность, он стал крестным отцом нашего сына. Мы соседи по даче, и я вижу, как в 6 утра он встает, обходит свои владения, осматривает, и в нем чувствуется спокойствие и удовлетворение. Мы дружим семьями, все застолья, беды и радости проводим вместе. Я Толика очень люблю и уважаю и рада, что у меня есть такой друг.
Прежде всего, я ему желаю здоровья и ролей. Он еще многое может сделать как артист в больших и серьезных ролях – к нему пришла та человеческая мудрость, которую можно использовать. Все остальное у него есть: любящая жена, сын, работа».
«Автограф» присоединяется к поздравлениям и желает Анатолию Михайловича здоровья, долгих лет жизни и творческих успехов!
Текст: Юлия Щанкина
Источник: Автограф