«Культура Алтайского края»: в программе III Всероссийского молодёжного театрального фестиваля имени В.С. Золотухина были представлены четырнадцать театральных коллективов
В программе III Всероссийского молодежного театрального фестиваля имени В.С. Золотухина были представлены четырнадцать театральных коллективов. В Барнаул приехали театры из Москвы, Петрозаводска, Нягани, Глазова, Казани, Альметьевска, Мирного, Новосибирска, Бийска, Прокопьевска, Кемерова. Подробности – у театроведа Елены Кожевниковой. Она была членом жюри фестиваля.
«Фестиваль открылся внеконкурсным показом спектакля «Васса Железнова» Новосибирского городского драматического театра под руководством Сергея Афанасьева. Постановка пьесы Максима Горького произвела на меня сильное впечатление – временами не хватало воздуха, чтобы продышать накаленную атмосферу. Спектакль в авторской версии режиссёра Сергея Афанасьева прозвучал актуально, жёстко и в то же время лирично, откровенно, задушевно. Никто, кроме Вассы, не чувствует надвигающуюся катастрофу распада семьи, несостоятельности наследников. Эта высокая жилистая Васса (актриса Анастасия Неупокоева) с сединой в волосах ещё полна жизненных сил. Она способна пойти на преступление, только бы сохранить доброе имя семьи, уберечь детей, спасти то, что уже невозможно. Время революционных перемен в образе невестки Рашель уже стоит на пороге. Так, с тревожной интонацией за судьбы людей, начался фестивальный показ.
Альметьевский драматический театр Республики Татарстан совершил отчаянное путешествие во времени и пространстве. Вместе с драматургом Жаном-Батистом Мольером он окунулся в атмосферу площадного французского театра XVII века. Будущий комедиограф тайком от сурового папаши частенько посещал театрализованные представления на ярмарках в Париже. Там, в жанре средневековых фарсов и моралите, разыгрывались уморительные, забавные истории, отмеченные повышенным градусом актерской игры и вольным духом импровизаций. На родине Мольера пьеса «Лекарь поневоле» неизменно привлекала к себе внимание завсегдатаев ярмарочных представлений. Смею предположить, что и спектакль альметьевского театра имел бы там большой успех. Яркая динамичная постановка, сдобренная азартной игрой лицедеев, втягивала в себя, как энергетическая воронка. Актеры – персонажи мольеровской комедии – «раздувались» до невероятных размеров, летали на батутах, сражались с «микробами» и, по ходу дела, не забывали об эротике. Пикантные сцены пошли на пользу постановке. Режиссёр спектакля Елена Кузина открыла в комедии Мольера источник для игры воображения, пластических тренингов и простонародного терпкого юмора.
Спектакль Казанского государственного театра юного зрителя представил зрителям фантастический детектив по одноименной повести Гоголя «Нос». Режиссер Туфан Имамутдинов сочинил веселый динамичный спектакль о курьёзной истории, случившейся с майором Ковалёвым. Приятный во всех отношениях мужчина однажды утром не обнаружил на собственном лице носа. И что тут началось! Несчастный Ковалёв обегал все инстанции, опустошая кошелек в надежде на помощь. Пластические мизансцены подаяния взяток неизменно вызывали смех в зрительном зале и рождали целый букет аллюзий на нынешние времена. Исколесив Невский проспект в поисках «беглеца», измученный майор Ковалев, наконец-то, услышал от городового «утешительное» слово: «Приличному человеку носа не оторвут, если он не таскается черт знает где». Спектакль Казанского ТЮЗа иронично-непринуждённо, с легкой фарсовой интонацией окликнул повесть Гоголя. И она, знаете, отозвалась.
Как, собственно, и спектакль «Спасти камерюнкера Пушкина» по пьесе Михаила Хейфеца, поставленный Александром Свечниковым в театре города Мирного Республики Саха, тоже отозвался перекличкой времён и судеб. Ну вот что было такого исключительного в биографии молодого человека по фамилии Питунин (актёр Сергей Шаманаев), чтобы отдать свою жизнь ради спасения поэта? Может быть, ему «приснился сон, что Пушкин был спасен»? Да ничего подобного! На уроках в школе его воротило от стихов Александра Сергеевича. А может быть, этот увалень успел прочесть книгу Андрея Ястребова «Пушкин и пустота»? Едва ли… Скорее всего, Питунина волновал вопрос, так ли всё было фатально предрешено в судьбе поэта? И тогда он начинает дотошное расследование обстоятельств гибели Пушкина, всё больше и больше погружаясь в жизнь поэта. Питунин так сроднился с судьбой Пушкина, что и погиб на Чёрной речке, перехватив пулю Дантеса. Вот так всё и сошлось в метафизическом пространстве нашей Вселенной. Пушкин остался жив. Пустоты больше не было.
Чувство жгучего стыда, боли и отчаяния буквально накрыло зрителей на спектакле Няганского ТЮЗа «Наш класс». История жизни и смерти в 14 уроках была прожита актёрами подлинно и глубоко, так, что перехватывало горло. Вчерашние одноклассники, друзья, соседи мгновенно превратились в палачей. «Я скорее пытаюсь задать вопрос: почему то, что случилось летом 1941 года не только в Едвабне или в Радзивилове, но и в десятках польских городов, так меня мучает», – пишет автор пьесы Тадеуш Слободзянек. Почему, за что местные жители Едвабне заживо сожгли в амбаре 1600 еврейских соседей? А может, их принудили? Ничуть не бывало! Собственный выбор.
В древних Афинах Сократ средь бела дня ходил по базару с зажженным фонарем. Над ним смеялись, спрашивая, кого он ищет? Сократ отвечал: «Я ищу человека». И было это в 399 году до нашей эры. Кажется, что Тадеуш Слободзянек тоже взял в руки фонарь, чтобы осветить наши встревоженные души. Наши заплаканные глаза. Пьеса «Наш класс» написана на основе реальных событий!
Маленький театр в Нягани Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с населением в 57 с половиной тысяч жёстко преподал урок истории.
В 1937 году французский драматург Жан Жироду написал пьесу «Электра». В центре пьесы Жироду поставлен, не без оглядки на события 1930 годов, вопрос о компромиссе, об уступках, о забвении преступлений во имя счастливого, а точнее, просто сытного настоящего.
Спектакль Кемеровского театра драмы «Электра» произвёл на публику очень сильное впечатление. Режиссёр Ирина Латынникова поставила спектакль не о возмездии, хотя эта тема внятно звучит в пьесе Жироду, она четко обозначила экзистенциальные вопросы о смысле человеческого существования. О homo sapiens, поворотившем назад. Спектакль «Электра» о ненависти, пожирающей душу, о сжигающей памяти, об испепеляющей рассудок жестокости.
Культовый роман японского писателя Кобо Абэ «Женщина в песках» был представлен Прокопьевским драматическим театром в жанре психологического триллера. Режиссёр спектакля Олег Степанов и художник-постановщик Любовь Мелёхина создали в спектакле единую пластическую среду. Напоминающую огромную выгребную яму, над которой возвышается площадка с надзирателями. Игровая площадка окружена железными бочками, звук от удара по ним дубинкой долго отзывается эхом. На экранах, нависших над ямой, – песок, льющийся нескончаемой рекой. Волей случая энтомолог Ники Дзюмпэй (актёр Анатолий Иванов) попадает в ловушку и становится заложником песчаных дюн. Здесь он встретится с женщиной, которую полюбит и потеряет. Здесь он неожиданно для самого себя освободится от прежней жизни учёного и почувствует привязанность к жителям маленькой деревни, которым он может помочь добывать воду. Спектакль «Женщина в песках» – философская притча об обретении личной свободы. О праве выбора собственного пути. И о чувстве ответственности за свой выбор.
Спектакль Прокопьевского драматического театра – интеллектуальное художественное высказывание об истинных ценностях, определяющих нашу жизнь.
В 1939 году увидела свет пьеса Бертольда Брехта «Мамаша Кураж и её дети». Художники-пророки уловили смертельную опасность в страшном призраке Второй мировой войны. Режиссёр сценической фантазии по мотивам пьесы Брехта «Мамаша Кураж» Дмитрий Акриш раздвинул временные рамки произведения до бесконечности. Мамаша Кураж Ольги Дроздовой – сама дитя войны. И она уже за всё заплатила! Кураж Дроздовой страшна, как смерть, и утешительна, как беспросветная жизнь. Спектакль студии «ПЕВЦОВЪтеатр» – изматывающе тяжелый. Он звучит, как долгий протяжный вой человека в холодном разрушенном мире. И считывается, как ожившая пластическая иллюстрация к картине Эдварда Мунка «Крик».
Источник: «Культура Алтайского края»