Архив новостей

Обратно к архиву
«Алтапресс»: как работает театр и что обычно остаётся скрыто от глаз зрителя

В создании любого спектакля принимают участие десятки человек, но зритель, приходя в театр, не видит их работы, а наблюдает только за игрой актеров. Пока они проживают свои роли на сцене, за кулисами работают механизмы, перемещаются и меняются декорации, включаются и выключаются световые приборы и появляется звук. Все это не менее важно для того, чтобы постановка состоялась. Что и как обычно происходит за сценой, пока зритель сидит в зале, мы покажем на примере одного из самых современных и технически оснащенных театров региона – Молодежного театра Алтая.

Согласно проекту во время реконструкции театра в 2009–2011 годах его площадь увеличилась в два раза. Там была построена сценическая коробка, увеличена площадь сцены, появились балконы и амфитеатр. Строителям предстояло реконструировать 4,6 тыс. кв. м площади. Стоимость проекта составляла 595,5 млн. рублей.

Татьяна Данильченко,
актриса Молодежного театра Алтая:

Мы приходим за два часа до спектакля. Делаем прическу, потом гримируемся, одеваемся. Бывают спектакли, в которых приходится менять костюмы по нескольку раз. Например, в спектакле «Свет-Луна» мне приходится делать это трижды. Переодеваться надо очень быстро: есть максимум две минуты, чтобы на всех парах добежать от сцены до гримерной, переодеться и вернуться назад. Бывает, что в спектакле не требуется переодеваться, но нужно спуститься на цокольный этаж и появиться на сцене из люка. Тоже приходится бегать очень быстро. Еще перед появлением на сцене нужно успеть проверить, как ты выглядишь.

Во время спектакля важно не забыть, как нужно двигаться по сцене, и не перепутать слова. Потому что на наши движения и реплики ориентируются другие. Например, ты забыл сказать фразу, а она была сигналом, чтобы включить какой-то софит или поставить нужную музыку. Поэтому нужно быть готовыми импровизировать.

Сцена

Параметры: под сценой находится помещение, в котором расположен механизм, приводящий в движение поворотный круг. Туда же идут актеры, чтобы появиться на сцене из люка. Для этого под сценой установлены три лифта (каждый из них может поднять до 150 кг; на фото) и две деревянные лестницы.

Высота сцены 18 метров, ее ширина – 16 метров, глубина – 17 метров.

Что происходит до спектакля: на сцене устанавливают декорации, проверяют работу всех механизмов.

Что происходит во время спектакля: инженеры контролируют движение лифтов и круга. Они же следят за тем, чтобы вовремя открывался занавес, менялись декорации. Все команды им подает помощник режиссера.

Сколько человек занято в работе: 11 работников технических служб заняты в обслуживании спектакля.

Помощник режиссера

За то, чтобы спектакль начался вовремя, на сцене были нужные декорации, свет и музыка включались и выключались только тогда, когда это необходимо, а актеры появлялись на сцене в нужный момент, отвечает помощник режиссера. Этот человек наблюдает за ходом спектакля из-за кулис, держит связь со всеми цехами, дает команды им и актерам.

Звук

Параметры: в дальней части зрительного зала находится два окошка. Одно из них ведет в звуковой цех. Оттуда звукорежиссер управляет всем оборудованием. Композиции воспроизводят цифровые магнитофоны с обычных СD-дисков. Чтобы актеров было лучше слышно, над сценой размещены микрофоны-подвесы. Их опускают, если в зале шумно, такое обычно бывает на детских спектаклях. Для некоторых спектаклей требуется установка дополнительных микрофонов на сцене. Актерам также могут понадобиться напоясные петлички. Одновременно может работать до 20 таких микрофонов.

Что происходит до спектакля: работа звукового цеха начинается за несколько часов до появления зрителей в зале. Специалист подключает микрофоны, подготавливает другие звуковые устройства. За час до начала спектакля включает фоновую музыку в фойе, а также по команде помощника режиссера подает звонки, приглашающие в зал.

Что происходит во время спектакля: для каждого спектакля в компьютере записана программа, которая автоматически запускает пульт. Она управляет работой микрофонов: корректирует громкость, подавляет шумы и сводит звук воедино. Музыку работники цеха включают и выключают согласно партитуре, составленной для каждого спектакля, они ориентируются на действия и слова актеров и на команды помощника режиссера.

Сколько человек занято в работе: в цехе работают три человека.

Свет

Параметры: осветительный цех находится рядом со звуковым. Сцену освещают 250 ламп. На каждом спектакле задействовано примерно 80 из них.

Над сценой находится четыре плана софитов, по бокам на сцене фонари закреплены на металлических башнях. На потолке в зрительном зале висит лобовой свет, подсвечивающий лица актеров. На балконах второго этажа расположены лампы, которые по необходимости могут быть направлены как на лица, так и на декорации. С их помощью можно также вырезать разные фигуры светом. Иллюзии осветителям помогают создавать дым-машины и стробоскопы.

Что происходит до спектакля: после установки декораций работники цеха особым образом направляют каждый из софитов, чтобы он подсвечивал нужную в этом спектакле часть сцены. Если фонарь поставлен неправильно или не вовремя выключен, у актера могут «пропасть» голова или ноги.

Что происходит во время спектакля: включается, выключается и регулируется свет с помощью осветительного пульта. Для осветительных приборов прописаны программы, но включаются они вручную: определенный софит работает, только когда нажмешь нужную кнопку. Друг с другом осветители связываются с помощью рации.

Сколько человек занято в работе: обязанности распределены между тремя работниками.

Декорации и реквизит

Параметры: за декорации и реквизит отвечают разные цехи.

Что происходит до спектакля: монтировщики начинают работу самыми первыми. В их обязанности входит подготовка нужных для спектакля декораций и их установка на сцене. Эта работа, как правило, занимает несколько часов. Затем к работе приступают реквизиторы. Чтобы найти на складе нужные для этого спектакля предметы, подготовить и расставить их на сцене и за кулисами, нужно не менее часа. Вместо вина актеры на сцене пьют соки, а вот еда на сцене настоящая, ее тоже готовят работники этого цеха.

Что происходит во время спектакля: если необходимо что-то переставить, монтировщики появляются на сцене на несколько секунд и меняют положение декораций. Реквизиторы подают актерам нужные предметы.

Сколько человек занято в работе: в реквизиторском цехе работают три человека, в монтировочном – пять.

Костюмы

Параметры: для спектакля требуется от 15 до 30 костюмов, каждый из которых состоит из 3–5 вещей. Костюм сшит на конкретного актера в пошивочном цехе, обувь сапожники также изготавливают индивидуально.

Что происходит до спектакля: вся одежда и обувь хранится в трех больших костюмерных. Работники этого цеха заранее находят необходимую для постановки одежду и выдают ее актерам.

Что происходит во время спектакля: если во время спектакля актеру нужно переодеться, костюмер ждет его в гримерной, готовит костюмы и помогает сменить одежду.

Сколько человек занято в работе: в цехе работают три человека.

Кроме постановочной группы над созданием каждого спектакля работают

Декорационный цех
Столярный цех
Пошивочный цех
Радиоцех
Осветительный цех
Костюмерный цех
Реквизиторский цех
Монтировочный цех
Парикмахерско-пастижерный цех

Вместимость зала (количество мест)

Государственный академический Большой театр России 1740
Алтайский краевой театр драмы 711
Нижегородский государственный академический театр драмы 705
Алтайский краевой театр музыкальной комедии 680
Новосибирский академический молодежный театр «Глобус» 500
Молодежный театр Алтая 465

Кроме основного зала, в Молодежном театре Алтая работает камерная сцена, рассчитанная на 156 зрительских мест. В 2014 году появилась экспериментальная площадка театра – «Пятый угол» – на 50 мест.

Из истории театра

1958 Создание первого на Алтае театра для детей, основателями которого стали главный режиссер Глеб Томилин и директор Леонид Трухин.

21 ноября 1958 года театр открыл свой первый сезон спектаклем «Именем революции» по пьесе Шатрова, премьера которого состоялась на сцене клуба меланжевого комбината. Вскоре театр получил собственную сцену в помещении клуба УВД.

1964 Переезд ТЮЗа в здание краевого Дворца пионеров.

1999 Театру передано здание бывшего ДК Барнаульского меланжевого комбината.

2000 Алтайский государственный театр для детей и молодежи переименован в Молодежный театр Алтая.

2003 Художественным руководителем театра стал народный артист России Валерий Золотухин.

2009 Началась масштабная реконструкция здания для Молодежного театра.

2011 Торжественно открыто собственное здание театра, реконструированное и реставрированное помещение бывшего ДК меланжевого комбината.

2013 Молодежному театру Алтая было присвоено имя народного артиста РФ Валерия Сергеевича Золотухина.

Цифра

В труппе театра 34 артиста. Всего в Молодежном театре Алтая работают 186 человек.

Надежда Кириллова

Источник: «Алтапресс»

Новости

24.04.2024

Режим работы кассы в праздничные дни

23.04.2024

Замена спектакля

«Радио России – Алтай»: Молодёжный театр Алтая продолжает поиски талантливых детей, которые пройдут обучение в театральном лагере

20.04.2024

«Алтайская правда»: мордасовские нравы – в Барнауле прошла премьера спектакля «Дядюшкин сон»

Замена спектакля

19.04.2024

Стартовал юбилейный сезон Национального открытого чемпионата творческих компетенций ArtMasters

18.04.2024

Поздравляем артистку с вводом в пластическую драму «Бойцовский клуб»

Режим работы кассы в праздничные дни

Уважаемые зрители, в выходные и праздничные дни изменится режим работы кассы Молодёжного театра Алтая.

29 и 30 апреля она будет открыта с 10:00 до 18:00, 1, 9 и 10 мая – выходные. В остальные дни мы ждём вас за билетами в штатном режиме: по будням с 10:00 до 19:00, по субботам и воскресеньям – с 10:00 до 18:00.

Если вам нужно будет приобрести билеты на показы именно в то время, когда касса закрыта, вы можете это сделать онлайн на сайте театра.

Замена спектакля

Дорогие зрители, в связи с болезнью артистов мы вынуждены внести изменения в афишу Молодёжного театра Алтая. 27 апреля в 18:00 вместо трагедии Вильяма Шекспира «Гамлет» мы покажем мюзикл Александра Шевцова «Фауст».

Приносим свои извинения, надеемся на ваше понимание и поддержку. Все вопросы по замене билетов или их возврату можно уточнить в кассе театра по телефону: 503-503.

«Радио России – Алтай»: Молодёжный театр Алтая продолжает поиски талантливых детей, которые пройдут обучение в театральном лагере

На занятия в театральный лагерь «Первая сцена» приглашают детей 9 – 10 лет. Желающие должны направить организаторам видеовизитку, прочитав на камеру любое стихотворение, выученное наизусть. Заявки принимают до середины мая. На сегодня их поступило уже более 50, но в группу попадут только 15 человек – самых ярких и артистичных. Как отметил заведующий литературной частью Молодёжного театра Алтая Станислав Хазиев, в лагере, в первую очередь, ждут детей, которые не боятся сцены.

«Занятия продлятся две недели. В первую неделю дети будут изучать грим, постижорство, мы будем вовлекать их в создание бутафории, обязательно побываем в костюмерном цехе. Также начнём проводить читки материала. А вторая неделя будет посвящена репетициям, подготовке декораций и костюмов. В финале занятий детям предстоит выйти на сцену и показать, чему они научились. Поэтому нам нужны смелые и общительные авантюристы, которые с лёгкостью смогут выступать на публике», – Станислав Хазиев, заведующий литературной частью Молодёжного театра Алтая.

Летний лагерь будет работать в Молодёжном театре Алтая с 3 по 14 июня. Занятия для детей бесплатные. Проект реализуется при поддержке губернаторского гранта в сфере культуры.

Источник: «Радио России – Алтай»

«Алтайская правда»: мордасовские нравы – в Барнауле прошла премьера спектакля «Дядюшкин сон»

Премьеру спектакля «Дядюшкин сон» по одноименной повести Достоевского в Молодёжном театре Алтая сыграли как немного безумную шахматную партию, напомнив зрителям старше 12, что великий русский классик мог быть смешным.

В гоголевском духе

Идея превратить малую сцену МТА в большую шахматную доску принадлежит режиссеру-постановщику из Санкт-Петербурга Дарье Камошиной, она же выступила художником-сценографом. Взорам зрителей, заполняющих зал, предстает интерьер очень условной гостиной со столиком в виде ладьи, напольными часами-ферзем и белым бюстом шахматного коня. И если кажется, что все это как-то противоречит известному образу Достоевского, то как раз повесть «Дядюшкин сон», написанную в сибирской ссылке, литературоведы относят к жанру водевиля, а ее интонацию и юмор сравнивают с гоголевскими.

По сюжету первая дама губернского города Мордасова Марья Александровна Москалёва (ее играет заслуженная артистка России Галина Чумакова) мечтает удачно выдать замуж красавицу-дочь Зинаиду (Анфиса Козырева). К ней даже посватался перспективный молодой человек Павел Александрович Мозгляков (Александр Пальшин), но гордая Зина в свои 23 года (по меркам середины XIX века серьезный возраст!) почему-то все тянет с окончательным ответом. И тогда, чтобы угодить ее маменьке, Мозгляков привозит в их дом погостить своего дальнего родственника – богатого старого князя К., который в молодости блистал в Европе, но в последние годы, кажется, немного выжил из ума.

Князь в исполнении Виктора Синицина потешно молодится и часами прихорашивается, носит парик и удивительные накладные усы почти как у художника Дали. Но, несмотря на не угасший интерес к женской красоте и общую восторженность, из-за своей рассеянности стал совсем как дитя, то и дело норовящее сесть мимо стула. Язвительный Мозгляков предлагает женить дядюшку на живущей в доме Москалёвых их бедной родственнице Настасье Петровне (Наталья Сляднева), чтобы она немного позаботилась о нем да и унаследовала вскорости и титул, и огромное состояние. Но Марья Александровна уже решила выдать за князя Зинаиду, осталось только уговорить эту слишком хорошо воспитанную и романтичную натуру совершить подлость по отношению к старику.

Пешки и чёрные птицы

Наш проводник в этом мире – персонаж актера Эльдара Носачёва: он и Гришка – наблюдательный слуга в доме Москалёвых, – и в то же время саркастичный авторский голос, представляющий нам во всей красе персонажей этой смешной и несколько безнравственной истории. И раз уж режиссеру показалось, что ее интрига похожа на шахматную партию, то именно он на протяжении основного действия играет сам с собой в шахматы возле сцены, иногда делясь со зрителем своими мыслями по поводу этой игры.

Водевильная природа текста в спектакле проявилась и в костюмах художницы Натальи Сыздыковой. Основные персонажи истории носят белое или, во всяком случае, очень светлое. Но у Марьи Александровны в Мордасове немало конкуренток за звание первой дамы города, и они появляются на сцене во всем черном. Только это уже, кажется, не шахматные фигуры, а скорее черные птицы, вроде кружащего над домом воронья (заметим, что актрисы Ирина Клишевич, Татьяна Синицина и Нина Таякина превращают свои эпизодичес­кие выходы в маленький праздник).

Впрочем, водевиль в трактовке Дарьи Камошиной то и дело уступает место трагикомедии. Целеустремленной Марье Александровне все же удается сломить волю своей дочери, благовоспитанная Зина согласилась одурачить беззащитного князя. Но подлинная причина этого решения нам явлена во плоти в самом конце: девушка любит бедного учителя (Роман Чистяков), а тот лежит при смерти от чахотки, и став богатой женщиной, она могла бы помочь его семье деньгами.

Впрочем, для корреспондентов «АП» истинным сердцем спектакля все же стал тот самый дядюшка – нелепый, неловкий, все забывающий и никого уже не узнающий старик в дурацком парике и жабо, умирающий в конце повести от потрясения. Настолько бесхит­ростный, что его легко было убедить, будто собственное сватовство к молодой красавице ему лишь приснилось.

Любовь Карпова

Источник: «Алтайская правда»

Замена спектакля

Уважаемые зрители, мы вынуждены сообщить об изменениях в репертуаре театра. В связи с болезнью артистки 21 апреля в 12:00 вместо спектакля «Удивительное путешествие кролика Эдварда» покажем «Летучий корабль».

Приносим извинения за доставленные неудобства. Все вопросы по замене билетов или их возврату можно уточнить в кассе театра 503-503.

Стартовал юбилейный сезон Национального открытого чемпионата творческих компетенций ArtMasters

Стартовал юбилейный сезон Национального открытого чемпионата творческих компетенций ArtMasters 5.0. ArtMasters – это полноценная экосистема для специалистов в сфере backstage и цифрового искусства, которые реализуют самые крупные креативные проекты под руководством ведущих экспертов. Чемпионат даёт возможность молодым талантам раскрыть свой потенциал, повысить профессиональное мастерство, представить свои проекты и получить финансирование, а также найти работу мечты.

Кто может принять участие?

Любители и профессионалы из России и граждане других стран, владеющие русским языком.

Какие компетенции есть в этом году?

Юниоры (14-17 лет): 3D-дизайнер, веб-дизайнер, видеомонтажёр, видеооператор, геймдизайнер, звукорежиссёр кино и медиа, композитор популярной музыки, клипмейкер, сценарист, художник-аниматор.

Основная (18-35 лет): графический дизайнер, фотограф, веб-дизайнер UX/UI, сценограф, копирайтер, режиссёр монтажа, моушн-дизайнер, медиа-композитор, оператор кино и ТВ, клипмейкер, саунд-дизайнер, художник-аниматор, продюсер, мультимедиа художник, звукорежиссёр, художник по свету, композитор популярной музыки, драматург театра и кино.
А также новые компетенции: художник театра кукол и стилист.

Уже несколько лет подряд проводят командные соревнования совместно с арт-кластером «Таврида». Попасть туда могут финалисты чемпионата и выбрать одно из интересных им направлений: «Кино», «Музыка» и «Театр». Это не просто безмерные возможности для развития карьеры и рабочих навыков, но и грамотный трамплин для создания собственного проекта, например короткометражного фильма, театрального этюда или музыкального клипа.

Какой профит от участия?

– Призовой фонд в 36 млн рублей, а также помощь от наших партнёров в виде профессиональных стажировок и рабочего оборудования;
– Для абитуриентов есть возможность заработать дополнительные баллы при поступлении в ВУЗы;
– Каждый участник станет членом огромного профессионального сообщества и получит возможность завести полезные знакомства в креативных индустриях;
– Среди юниоров будут отобраны 30 финалистов, которые смогут попасть в международный детский центр «Артек» на специальную творческую смену.

ArtMasters – ключевое событие в сфере цифрового искусства и креативных индустрий, которое поддержит и раскроет потенциал молодых и талантливых профессионалов.

Подать заявку можно до 27 апреля на сайте чемпионата. Там же указаны все подробности.

Поздравляем артистку с вводом в пластическую драму «Бойцовский клуб»

Поздравляем артистку Ольгу Жучкову с вводом в пластическую драму «Бойцовский клуб» Чака Паланика на роль Рассказчицы.

Желаем нескончаемых оваций и зрительской любви с каждым выходом на сцену, вдохновения и самых ярких эмоций!

Афиша
Новости
Соцсети