WP_Term Object
(
    [term_id] => 7
    [name] => История
    [slug] => history
    [term_group] => 0
    [term_taxonomy_id] => 7
    [taxonomy] => category
    [description] => 
    [parent] => 6
    [count] => 1
    [filter] => raw
    [term_order] => 0
    [cat_ID] => 7
    [category_count] => 1
    [category_description] => 
    [cat_name] => История
    [category_nicename] => history
    [category_parent] => 6
)

История

Здание ДК БМК в 50-е годы прошлого века

Первый на Алтае театр для детей – Алтайский краевой театр юного зрителя – был создан в Барнауле в 1958 году. Его основателями стали главный режиссер Глеб Томилин и директор Леонид Трухин. С разных концов страны приехали актёры-энтузиасты, одержимые идеей создания нового детского театра.

Свой первый театральный сезон ТЮЗ открыл 21 ноября 1958 года на сцене Клуба Меланжевого комбината спектаклем «Именем революции» по пьесе Михаила Шатрова. Театр сразу завоевал любовь и признание зрителей и вскоре получил собственную сцену в помещении Клуба УВД, где родились легендарные спектакли для детей «Аленький цветочек», «Красная шапочка», «Три поросёнка», «Муха-цокотуха», «Два клёна», «Обыкновенное чудо», «Сомбреро». Горячие дискуссии вызывали спектакли, посвящённые острым молодёжным проблемам: «Жизнь и преступление Антона Шелестова», «Они и мы». С неизменным аншлагом шёл на сцене театра первый в репертуаре ТЮЗа спектакль по произведению русской классики – «На дне» Максима Горького.

Глеб Томилин

Большой вклад в становление молодого театра внесли талантливые режиссеры А. Геренбург, И. Трофимова, театральный художник А. Бердыченко, артисты П. Козлов, В. Кондратов, Б. Терехов, К. Кайгородцева, А. Виноградов, Л. Римшевич, Г. Модль, А. Корнев, А. Арефьева, А. Брахман, В. Николаева, А. Рябенко, Р. Джамбекова, Э. Кочеткова, С. Черепанова, Т. Чиликанова.

В 1964 году ТЮЗ был вынужден уступить свою сцену коллективу Театра музыкальной комедии и переехать в здание краевого Дворца пионеров. В этом помещении театр работал вплоть до 2011 года, занимая лишь часть здания, не приспособленного под театр. Все эти годы ТЮЗ не оставлял заветной мечты о собственном театральном доме.

В начале сезона 1972-73 годов главным режиссёром краевого ТЮЗа становится Захар Китай. С этого периода в театре утверждается героико-романтическое направление. На эмблеме театра появляются алые паруса. Спектакли семидесятых – это театр романтики, юношеской мечты о подвиге, друг и советчик молодого поколения. Это время молодых героев и театральных кумиров.

С приходом в 1975 году в Алтайский краевой театр юного зрителя режиссёра Виталия Шабалина творческий процесс работы над спектаклями получает новое развитие. Ученик известного режиссера А.И. Эфроса, он смело экспериментирует с театральными формами, придавая спектаклям острое современное звучание. Событиями становятся постановки по русской классике: «Чайка» Антона Чехова и «Свои люди – сочтёмся» Александра Островского. Властно вступает на сцену актуальная современная пьеса.

Восьмидесятые годы обогащают афишу театра интересными постановками молодого главного режиссёра Михаила Бычкова: «Команда», «Дон Кихот», «Песнь о Гайавате». Лучшим спектаклем репертуара на протяжении нескольких лет называли его «Бумажный патефон» по пьесе Александра Червинского.

Счастливой сценической судьбой и благодарным зрительским признанием были отмечены многие спектакли, увидевшие свет рампы на рубеже 1980-90-х годов.

Новое здание Молодёжного театра Алтая

Первое десятилетие ХХI века в театре – время решительных перемен, требующих обновления репертуара, новых творческих идей, активного профессионального роста. Театр, имея яркую палитру детских спектаклей, направляет свои творческие силы на создание современного художественного репертуара, адресованного молодёжной аудитории. Труппа пополняется талантливыми артистами, в лидеры творческого процесса выходит молодая режиссура. Выпускники ведущих театральных вузов страны смело экспериментируют на сцене театра, создавая спектакли глубокого содержания и ярких сценических форм, привлекающие внимание молодёжи и интерес театральной критики. «Маленькие трагедии» Александра Пушкина в постановке С. Красноперца, «Алиса в стране чудес» Льюиса Кэрролла в постановке К. Костина, «Мандрагора» Никколо Макиавелли в постановке Сергея Бобровского, Black dead cat по Марку Твену в постановке Антона Безъязыкова, «Любовь к трём апельсинам» Карло Гоцци, театральный экзерсис «Куклы», «Федра и Ипполит» Жана Расина в постановке Андрея Зябликова, – спектакли разной театральной эстетики, но одинакового высокого эмоционального звучания, вдохнули в театр новую жизнь.

Молодёжный театр Алтая – так в 2000 году по праву стал называться Алтайский государственный театр для детей и молодёжи. В 2003 году в жизни Молодёжного театра Алтая произошло ещё одно яркое и судьбоносное событие. Художественным руководителем театра стал народный артист России Валерий Золотухин.

В 2006 году театром совместно с Алтайской государственной академии культуры и искусств был набран целевой актёрский курс Молодёжного театра под кураторством Валерия Сергеевича. Уже с первого курса студенты активно играли в репертуарных спектаклях и в 2010 году всем выпускным курсом были приняты в группу МТА.

За последнее десятилетие театр стал участником и дипломантом многих международных и российских фестивалей: «Театр без границ» (Магнитогорск), «Реальный театр» (Екатеринбург), «Сибирский транзит» (Иркутск, Омск, Томск, Улан-Удэ, Барнаул), «Радуга» (Санкт-Петербург), «Новые пьесы из Европы» – Neue Stücke aus Europa (Германия, Висбаден), «Ново-Сибирский транзит» (Новосибирск), «Володинский фестиваль» (Санкт-Петербург), «Реальный театр» (Екатеринбург) и других.

Губернатор Алтайского края Александр Карлин и Валерий Золотухин открывают новый дом театра

А 21 июня 2011 года свершилось то, чего так долго ждал Молодёжный театр Алтая – было торжественно открыто собственное здание театра, реконструированное и реставрированное помещение бывшего ДК Меланжевого комбината на площади Октября. Масштабный проект по возведению уникального театрального комплекса вошёл в губернаторскую программу «75х75». 21 июня на сцене прошло празднование юбилея художественного руководителя театра Валерия Золотухина. А первым спектаклем на новой сцене театра стал «Бумбараш» Владимира Дашкевича и Юлия Кима в постановке заслуженного деятеля искусств России Вячеслава Кокорина.

В 2012 году на одной площадке с Молодёжным театром был сдан в эксплуатацию ещё один уникальный, не имеющий аналогов в России объект, – общежитие для творческих работников. В нём оборудованы более 20 студий для жизни и творчества актёров.

А 30 марта 2013 года Валерия Сергеевича не стало… 30 мая 2013 года решением сессии Алтайского краевого Законодательного Собрания Молодёжному театру Алтая было присвоено имя народного артиста России Валерия Золотухина.

Молодежный театр Алтая имени Валерия Золотухина сегодня

В 2014 году на пост директора театра вступила Ирина Лысковец. Произошло обновление труппы, пришли новые специалисты театра – режиссёры, художник, балетмейстер и другие. В театре начался новый этап творческой жизни.

10 октября 2013 года указом губернатора Алтайского края был учрежден Всероссийский молодёжный театральный фестиваля имени Bалерия Золотухина. Фестиваль проходит один раз в два года. Первый фестиваль состоялся в Барнауле 12-19 октября 2014 года, Второй прошел 23-27 сентября 2016. 25-30 сентября 2018 года состоялся третий.

В театре действуют Большая, Камерная и Малая сцены. Вместимость Большого зрительного зала театра – 465 места. Камерная сцена рассчитана на 156 зрительских мест, Малая вмещает 100 зрителей. В 2014 году открылась экспериментальная площадка театра – Пятый угол – на 50 мест. Общий состав труппы театра – 35 артистов, среди них три заслуженных артиста России.

Новости

17.03.2019

Акция «Папин день» состоялась в Молодёжном театре Алтая

13.03.2019

Зрители МТА получат сюрприз в День театра

В Молодёжном театре Алтая пройдёт акция «Папин день»

«Вечерний Барнаул»: театр без сомнений – на вопросы студентов ответили барнаульские актёры

11.03.2019

Межтеатральная спартакиада: команда Молодёжного театра Алтая выступила в турнире по боулингу

Молодёжный театр Алтая выступит на Международном театральном фестивале спектаклей для всей семьи

09.03.2019

«Алтайская правда»: спектакль «Удивительное путешествие кролика Эдварда» до сих пор собирает полные залы

Акция «Папин день» состоялась в Молодёжном театре Алтая

Сегодня, 17 марта, в Молодёжном театре Алтая по традиции прошла акция «Папин день». Каждый месяц театр предлагает зрителям при покупке двух билетов в кассе получить третий – для папы – бесплатно. Эта акция призвана культивировать походы на спектакли всей семьёй.

За час до представления педагоги Центра детского творчества Центрального района Барнаула учили детей создавать своими руками бумажные фигурки и картинки. А затем зрителям представили музыкальное фэнтези «Принцесса волшебного леса» Натальи Гончаровой. На далёком малоизученном континенте затерялись два небольших государства. Жители этих стран не нашли общий язык, поэтому между ними возникали конфликты, порой доходящие до войны. И продолжалось это до тех пор, пока не посватался к антиопской принцессе фараон из ЙоХупту. Наряду с мастерами сцены в спектакле заняты дети из Школы-студии МТА.

В следующий раз семейная акция «Папин день» состоится 21 апреля. В этот день на сцене театра можно будет посмотреть музыкальную сказку «Карлик Нос» по мотивам произведения Вильгельма Гауфа. Любимую многими детьми сказку «Карлик Нос» написал немецкий писатель более 190 лет назад, а она по-прежнему остаётся популярной. Спектакль Молодёжного театра Алтая – волшебный. Настоящим соавтором известному сказочнику стал режиссёр Евгений Балакин, написавший для театра не только инсценировку, но музыку. Красивый и стройный мальчик Якоб помогал маме на базаре и всегда был вежлив с покупателями. Но однажды, когда к лотку подошла вредная безобразная старуха, Якоб не удержался и раскритиковал её. Вот тут-то и начались ужасные приключения носатого карлика…

Билеты на спектакль уже в продаже. Телефон кассы МТА: 503-504.

смотреть фото

Зрители МТА получат сюрприз в День театра

27 марта – Всемирный день театра. Это профессиональный праздник служителей Мельпомены: актёров, режиссёров-постановщиков, художников, светотехников, звукооператоров, монтировщиков декораций… всех-всех, кто каждый день создает чудо. Но не только их! Это ещё и любимый день наших зрителей.

Мы знаем, как много фанатов у МТА, тех людей, которым стоит лишь один раз прийти на спектакль – и вот уже они не пропускают ни одной нашей премьеры. Тех, кто ходит на одни и те же постановки по несколько раз. Тех, кто интересуется жизнью любимого театра и его артистов.

Откуда нам это известно? Да очень просто – МЫ ЗА ВАМИ СЛЕДИМ! Встречаем на просторах интернета ваши фотографии, сделанные в стенах МТА, читаем ваши отзывы о просмотренных спектаклях.

27 марта в фойе второго этажа рядом с актёрской галереей появится галерея зрителей МТА из фотографий, размещенных вами в «Инстаграме».

Но на этом сюрпризы не закончатся: отныне раз в месяц кто-то из наших артистов будет выбирать фотографию из зрительской галереи, и этот счастливчик получит бесплатные билеты на спектакль в любимый Молодёжный театр Алтая.

Эта акция продлится до конца 2019 года, названного в России Годом театра. Призываем тех, кто ещё не успел разместить у себя на странице в «Инстаграм» фотографии, сделанные вами во время похода в МТА, поскорее выставить их – но с обязательным хэштегом #МТА, чтобы нам было легче вас найти.

А если в ваших архивах таких фотографий пока нет – касса МТА работает без выходных. Приходите на спектакли, фотографируйтесь, выставляйте фото в своём аккаунте и обязательно приходите в День театра 27 марта на «Обыкновенное чудо». Найдите себя в Галерее зрительской славы!

В Молодёжном театре Алтая пройдёт акция «Папин день»

17 марта в Молодёжном театре Алтая состоится традиционная акция «Папин день», которая призвана культивировать походы на спектакли всей семьёй. При покупке двух билетов в кассе МТА третий – для папы – зрители получат бесплатно.

Акцию в 11:00 откроют мастер-классы педагогов Центра детского творчества Центрального района Барнаула, с которым театр сотрудничает не первый год. Дети будут создавать открытки о весне. При этом специалисты центра будут учить малышей работать в непривычных техниках: от рисования пластилином до лепки карандашами.

В 12:00 начнётся музыкальное фэнтези «Принцесса волшебного леса» Натальи Гончаровой. На далеком малоизученном континенте затерялись два небольших государства. Жители этих стран не нашли общий язык, поэтому между ними возникали конфликты, порой доходящие до войны. И продолжалось это до тех пор, пока не посватался к антиопской принцессе фараон из ЙоХупту. Наряду с мастерами сцены в спектакле заняты дети из Школы-студии МТА.

Телефон кассы театра: 503-504.

«Вечерний Барнаул»: театр без сомнений – на вопросы студентов ответили барнаульские актёры

Встреча студентов барнаульских вузов с актерами Молодежного театра Алтая состоялась в Центральной городской библиотеке им. Н.М. Ядринцева (ул. Профинтерна, 35) в рамках интеллектуального ток-шоу «Театр. Время. Общество». Перед публикой выступили Алексей Бурдыко и Анастасия Лоскутова. Интересно, что оба актера – выпускники Новосибирского государственного театрального института. Они не только рассказали о себе, но и ответили на вопросы ребят.

– Актером я хотел стать, начиная с пятого класса, – пояснил Алексей. – Именно в это время я начал заниматься в театральной студии, успел почувствовать первый успех. Помню, как долго не спал перед первым своим выступлением, а потом не мог уснуть и после – обдумывал, анализировал. И всегда точно знал, что ничем другим заниматься не буду.

Кстати, именно Алексею Бурдыко посчастливилось поступить в 2010 году в Московский театральный колледж, где талантливых молодых ребят со всей страны набирал легендарный Олег Табаков. Потом Алексей поступил в ГИТИС, но обстоятельства сложились так, что он попал в Новосибирск на курс великолепного мастера Анатолия Владимировича Ахреева. Именно в стенах НГТИ Бурдыко увлекся режиссурой. И когда по окончании театрального вуза его пригласили в Молодежный театр Алтая, он согласился с одним условием – что в стенах театра ему разрешат ставить спектакли.

В итоге сегодня на малой сцене идут: «Война, беда, мечта и юность…» по пьесе Алексея Арбузова, «Мой бедный Марат», трагикомедия «Старший сын» Алексея Вампилова, а в камерном зале – постановка «Валентин и Валентина». Все это самостоятельные режиссерские работы Алексея.

С Анастасией Лоскутовой Алексей познакомился еще в Москве – вместе с ней в одной десятке он поступал во МХАТ. В Новосибирске при поступлении в театральный институт они оба об этом вспомнили. Это объединило их и зародившаяся тогда дружба продолжается по сей день, теперь уже в стенах театра.

– Еще в Новосибирске Алексей приглашал меня участвовать в своих студенческих отрывках, я его в своих, – вспоминает Анастасия. – Вероятно, поэтому нам и сегодня легко найти общий творческий язык, понять актерскую природу друг друга. Не случайно я задействована во многих постановках, созданных Алексеем на сцене МТА.

Как выяснилось, не так давно Алексей закрепил свои навыки в режиссуре в стенах школы Константина Райкина и получил корочки об ее окончании. Барнаульские студенты много расспрашивали молодого актера и режиссера об этом факте его творческой биографии.

– Константин Аркадьевич – профессионал во всем, – говорит Алексей Бурдыко. – Достаточно сказать, что для нас он специально пригласил настоящих профессионалов – хореографов, музыкантов, теоретиков театра. И еще, насколько я понял, он сегодня не снимается в кино. Причем делает это сознательно, полагая, что кино и театр требуют владения совершенно разными технологиями. В этой связи приведу пример, хорошо известный в актерской среде: в один из фильмов взяли человека, который внешне очень походит на профессора, положили перед ним монету и сказали разглядывать на этом дензнаке год его выпуска. Актер сделал это очень прилежно, сосредоточенно. Но потом выяснилось, что эта операция нужна была для того, чтобы человек мог изобразить чувство голода, страстное желание наброситься на суп, который есть нельзя. Об этом различии в актерских технологиях и говорил нам Константин Аркадьевич. И я с ним согласен.

Источник: «Вечерний Барнаул»

Межтеатральная спартакиада: команда Молодёжного театра Алтая выступила в турнире по боулингу

Сегодня, 11 марта, состоялись очередные соревнования ежегодной Межтеатральной спартакиады. Артисты Барнаула состязались в боулинге.

Честь Молодёжного театра Алтая отстаивали артисты Дмитрий Борисов, Евгений Быков, Владимир Кулигин, Виталий Прозоров и Алина Раченкова. Они заняли третье место в общекомандном зачёте.

В следующий раз работники театров встретятся 25 марта. В этот день состоятся соревнования по плаванию и волейболу.

смотреть фото

Молодёжный театр Алтая выступит на Международном театральном фестивале спектаклей для всей семьи

С 15 по 20 мая в Ульяновске впервые пройдёт Международный театральный фестиваль спектаклей для всей семьи «Вместе». Спектакль Молодёжного театра Алтая имени Валерия Золотухина вошёл в афишу фестиваля.

По словам организаторов, фестиваль позволит привлечь внимание широкой общественности к лучшим достижениям театрального искусства для детей и молодёжи. Зрители смогут не только всей семьёй посмотреть интересные спектакли, ориентированные на семейный досуг с детьми от шести лет, но и принять участие в различных образовательных программах, мастер-классах, обсуждениях и так далее.

На фестиваль Молодёжный театр Алтая заявил «Сказку о царе Салтане» Александра Пушкина. Уже известно, что показ спектакля на сцене Ульяновского театра юного зрителя «Nebolshoy театр» состоится 16 мая.

«Алтайская правда»: спектакль «Удивительное путешествие кролика Эдварда» до сих пор собирает полные залы

Премьера спектакля «Удивительное путешествие кролика Эдварда», который Молодежный театр Алтая называет «важной сказкой для детей от 6 до 100 лет», состоялась в новогодние каникулы, но он и сейчас собирает полные залы.

В основе – книга

Похоже, срабатывает сарафанное радио. Например, на февральском показе мы увидели всего один организованный школьный класс, остальные ребята были с родителями. Зрители приходили целыми семьями, с друзьями и по окончании спектакля не спешили, как это часто бывает, прорваться в гардероб и поскорее бежать по своим делам, зато делились впечатлениями и обсуждали увиденное с детьми. Для любого театра, работающего с юным зрителем, это результат мечты. Все дело в том, что МТА не лукавит в своем определении жанра: сказка про самовлюбленного фарфорового кролика и его духовный рост оказалась и правда «для всех».

В основе – одноименная книга известной американской детской писательницы Кейт ДиКамилло в переводе Ольги Варшавер (кстати, сказка рекомендуется к прочтению с детьми, поскольку написана и переведена отлично). Две ее книги – «Спасибо Уинн-Дикси» и «Приключения мышонка Десперо» уже экранизированы в Америке, есть информация, что киностудии планируют заняться и кроликом Эдвардом. А в России спектакль о нем поставили, например, в Челябинском театре кукол.

Элементы театра кукол обнаруживаются и в постановке МТА, за которую ответственна новосибирский режиссер Анна Зиновьева. Использование экрана, теневого театра и кукол позволяет рассказать историю, богатую удивительными приключениями (чего только стоит падение заглавного персонажа на дно морское!), а еще поиграть с объемами, масштабами и символизмом. Как в открывающей сцене, в которой мы знакомимся с первой хозяйкой кролика – девочкой Абилин, забытой-заброшенной своими занятыми родителями. Вечно ссорящиеся мама и папа появляются в виде огромных теневых фигур, по сравнению с которыми миниатюрная актриса Анастасия Лоскутова кажется и правда семилетней, как ее героиня. Таких остроумных решений в спектакле много, и временами он приближается к почти кинематографической наглядности.

Если в истории нет любви

По сюжету прелестного фарфорового кролика Эдварда (актер Андрей Потереба) сделали по заказу Пелегрины – любящей бабушки Абилин, которую Галина Чумакова играет как эксцентричную богемную даму. Впервые кролик появляется на сцене в огромной подарочной коробке с бантом, а потом в течение всего спектакля ему сгибают ручки-ножки и переодевают как безвольную игрушку. Сам он при всем желании не в состоянии управлять обстоятельствами, а его мысли, выраженные противным игрушечным голоском, слышит только волшебная Пелегрина, ну и мы. И чтобы выразить весь спектр эмоций, доступных поначалу заглавному персонажу (обида, раздражение, возмущение), у актера, в сущности, остаются искаженная электроникой интонация и мимика.

Намек на будущую непростую судьбу персонажа содержится в странной сказке бабушки Пелегрины о принцессе, которая никого не любила и превратилась в бородавочника. Это маленький спектакль в спектакле, который Пелегрина разыгрывает с внучкой тоже в духе театра теней (в луче фонарика) с помощью всякой дребедени – колокольчиков, подсвечника, очков. «Разве может история кончиться счастливо, если в ней нет любви?» – подытоживает сказку волшебная бабушка.

И уже вскоре нелепая случайность разлучит Эдварда с обожающей его Абилин и начнется его настоящая одиссея. Сперва из пучины морской его выловит простодушный старый рыбак (Игорь Бочериков), который подарит фарфоровую игрушку любимой жене (Юлия Юрьева). В результате этого персонального кораблекрушения Эдвард лишится нахальных черных усов и мужского имени, зато начнет понемногу открывать в себе человечность. Оказавшись на свалке, он познакомится с неунывающим бродягой Моцартом и его псом и долгие годы пропутешествует с ними и другими бродягами на товарных поездах. А еще постоит пугалом на огороде одной практичной женщины, но будет украден нищим мальчишкой для своей безнадежно больной младшей сестры. Именно маленькая Сара Рут (Анастасия Данилова) и заставит забиться прежде черствое сердце кролика…

По большому счету в этом спектакле можно было бы усмотреть недостатки, например, некоторое сюжетное провисание в середине или искаженный голос заглавного персонажа, раздражающий просто тем, что становится трудно разобрать его речь. Но финал, который сказочным образом закольцовывает эту историю (подробности мы все-таки не будем выбалтывать), кажется, искренне растрогал детей и заставил взрослых зрителей смахивать слезы.

Источник: «Алтайская правда»

Афиша
Новости
Соцсети