WP_Term Object
(
    [term_id] => 7
    [name] => История
    [slug] => history
    [term_group] => 0
    [term_taxonomy_id] => 7
    [taxonomy] => category
    [description] => 
    [parent] => 6
    [count] => 1
    [filter] => raw
    [term_order] => 0
    [cat_ID] => 7
    [category_count] => 1
    [category_description] => 
    [cat_name] => История
    [category_nicename] => history
    [category_parent] => 6
)

История

Здание ДК БМК в 50-е годы прошлого века

Первый на Алтае театр для детей – Алтайский краевой театр юного зрителя – был создан в Барнауле в 1958 году. Его основателями стали главный режиссер Глеб Томилин и директор Леонид Трухин. С разных концов страны приехали актёры-энтузиасты, одержимые идеей создания нового детского театра.

Свой первый театральный сезон ТЮЗ открыл 21 ноября 1958 года на сцене Клуба Меланжевого комбината спектаклем «Именем революции» по пьесе Михаила Шатрова. Театр сразу завоевал любовь и признание зрителей и вскоре получил собственную сцену в помещении Клуба УВД, где родились легендарные спектакли для детей «Аленький цветочек», «Красная шапочка», «Три поросёнка», «Муха-цокотуха», «Два клёна», «Обыкновенное чудо», «Сомбреро». Горячие дискуссии вызывали спектакли, посвящённые острым молодёжным проблемам: «Жизнь и преступление Антона Шелестова», «Они и мы». С неизменным аншлагом шёл на сцене театра первый в репертуаре ТЮЗа спектакль по произведению русской классики – «На дне» Максима Горького.

Глеб Томилин

Большой вклад в становление молодого театра внесли талантливые режиссеры А. Геренбург, И. Трофимова, театральный художник А. Бердыченко, артисты П. Козлов, В. Кондратов, Б. Терехов, К. Кайгородцева, А. Виноградов, Л. Римшевич, Г. Модль, А. Корнев, А. Арефьева, А. Брахман, В. Николаева, А. Рябенко, Р. Джамбекова, Э. Кочеткова, С. Черепанова, Т. Чиликанова.

В 1964 году ТЮЗ был вынужден уступить свою сцену коллективу Театра музыкальной комедии и переехать в здание краевого Дворца пионеров. В этом помещении театр работал вплоть до 2011 года, занимая лишь часть здания, не приспособленного под театр. Все эти годы ТЮЗ не оставлял заветной мечты о собственном театральном доме.

В начале сезона 1972-73 годов главным режиссёром краевого ТЮЗа становится Захар Китай. С этого периода в театре утверждается героико-романтическое направление. На эмблеме театра появляются алые паруса. Спектакли семидесятых – это театр романтики, юношеской мечты о подвиге, друг и советчик молодого поколения. Это время молодых героев и театральных кумиров.

С приходом в 1975 году в Алтайский краевой театр юного зрителя режиссёра Виталия Шабалина творческий процесс работы над спектаклями получает новое развитие. Ученик известного режиссера А.И. Эфроса, он смело экспериментирует с театральными формами, придавая спектаклям острое современное звучание. Событиями становятся постановки по русской классике: «Чайка» Антона Чехова и «Свои люди – сочтёмся» Александра Островского. Властно вступает на сцену актуальная современная пьеса.

Восьмидесятые годы обогащают афишу театра интересными постановками молодого главного режиссёра Михаила Бычкова: «Команда», «Дон Кихот», «Песнь о Гайавате». Лучшим спектаклем репертуара на протяжении нескольких лет называли его «Бумажный патефон» по пьесе Александра Червинского.

Счастливой сценической судьбой и благодарным зрительским признанием были отмечены многие спектакли, увидевшие свет рампы на рубеже 1980-90-х годов.

Новое здание Молодёжного театра Алтая

Первое десятилетие ХХI века в театре – время решительных перемен, требующих обновления репертуара, новых творческих идей, активного профессионального роста. Театр, имея яркую палитру детских спектаклей, направляет свои творческие силы на создание современного художественного репертуара, адресованного молодёжной аудитории. Труппа пополняется талантливыми артистами, в лидеры творческого процесса выходит молодая режиссура. Выпускники ведущих театральных вузов страны смело экспериментируют на сцене театра, создавая спектакли глубокого содержания и ярких сценических форм, привлекающие внимание молодёжи и интерес театральной критики. «Маленькие трагедии» Александра Пушкина в постановке С. Красноперца, «Алиса в стране чудес» Льюиса Кэрролла в постановке К. Костина, «Мандрагора» Никколо Макиавелли в постановке Сергея Бобровского, Black dead cat по Марку Твену в постановке Антона Безъязыкова, «Любовь к трём апельсинам» Карло Гоцци, театральный экзерсис «Куклы», «Федра и Ипполит» Жана Расина в постановке Андрея Зябликова, – спектакли разной театральной эстетики, но одинакового высокого эмоционального звучания, вдохнули в театр новую жизнь.

Молодёжный театр Алтая – так в 2000 году по праву стал называться Алтайский государственный театр для детей и молодёжи. В 2003 году в жизни Молодёжного театра Алтая произошло ещё одно яркое и судьбоносное событие. Художественным руководителем театра стал народный артист России Валерий Золотухин.

В 2006 году театром совместно с Алтайской государственной академии культуры и искусств был набран целевой актёрский курс Молодёжного театра под кураторством Валерия Сергеевича. Уже с первого курса студенты активно играли в репертуарных спектаклях и в 2010 году всем выпускным курсом были приняты в группу МТА.

За последнее десятилетие театр стал участником и дипломантом многих международных и российских фестивалей: «Театр без границ» (Магнитогорск), «Реальный театр» (Екатеринбург), «Сибирский транзит» (Иркутск, Омск, Томск, Улан-Удэ, Барнаул), «Радуга» (Санкт-Петербург), «Новые пьесы из Европы» – Neue Stücke aus Europa (Германия, Висбаден), «Ново-Сибирский транзит» (Новосибирск), «Володинский фестиваль» (Санкт-Петербург), «Реальный театр» (Екатеринбург) и других.

Губернатор Алтайского края Александр Карлин и Валерий Золотухин открывают новый дом театра

А 21 июня 2011 года свершилось то, чего так долго ждал Молодёжный театр Алтая – было торжественно открыто собственное здание театра, реконструированное и реставрированное помещение бывшего ДК Меланжевого комбината на площади Октября. Масштабный проект по возведению уникального театрального комплекса вошёл в губернаторскую программу «75х75». 21 июня на сцене прошло празднование юбилея художественного руководителя театра Валерия Золотухина. А первым спектаклем на новой сцене театра стал «Бумбараш» Владимира Дашкевича и Юлия Кима в постановке заслуженного деятеля искусств России Вячеслава Кокорина.

В 2012 году на одной площадке с Молодёжным театром был сдан в эксплуатацию ещё один уникальный, не имеющий аналогов в России объект, – общежитие для творческих работников. В нём оборудованы более 20 студий для жизни и творчества актёров.

А 30 марта 2013 года Валерия Сергеевича не стало… 30 мая 2013 года решением сессии Алтайского краевого Законодательного Собрания Молодёжному театру Алтая было присвоено имя народного артиста России Валерия Золотухина.

Молодежный театр Алтая имени Валерия Золотухина сегодня

В 2014 году на пост директора театра вступила Ирина Лысковец. Произошло обновление труппы, пришли новые специалисты театра – режиссёры, художник, балетмейстер и другие. В театре начался новый этап творческой жизни.

10 октября 2013 года указом губернатора Алтайского края был учрежден Всероссийский молодёжный театральный фестиваля имени Bалерия Золотухина. Фестиваль проходит один раз в два года. Первый фестиваль состоялся в Барнауле 12-19 октября 2014 года, Второй прошел 23-27 сентября 2016. 25-30 сентября 2018 года состоялся третий.

В театре действуют Большая, Камерная и Малая сцены. Вместимость Большого зрительного зала театра – 465 места. Камерная сцена рассчитана на 156 зрительских мест, Малая вмещает 100 зрителей. В 2014 году открылась экспериментальная площадка театра – Пятый угол – на 50 мест. Общий состав труппы театра – 35 артистов, среди них три заслуженных артиста России.

Новости

04.07.2019

«Алтайская правда»: Что представила лаборатория новой режиссуры и современной драматургии «#Всмысле»

03.07.2019

«Вечерний Барнаул»: Есть смысл – шесть эскизов спектаклей показали московские режиссёры в МТА

02.07.2019

«Вечерний Барнаул»: Восемь лет назад состоялось торжественное открытие нового здания Молодёжного театра Алтая

01.07.2019

В Молодёжном театре Алтая подвели итоги сезона

29.06.2019

В Молодёжном театре Алтая состоялась лаборатория «Новая режиссура и современная драматургия для молодёжи»

28.06.2019

Второй день показов лаборатории «Новая режиссура и современная драматургия для молодёжи» в фото

«Толк»: Лаборатория МТА подводит итоги в Барнауле

«Алтайская правда»: Что представила лаборатория новой режиссуры и современной драматургии «#Всмысле»

В Молодежном театре Алтая прошла лаборатория новой режиссуры и современной драматургии для молодежи #ВСМЫСЛЕ. Шесть молодых режиссеров – магистрантов Школы-студии МХАТ – представили 27 и 28 июня примерно часовые эскизы спектаклей по современным пьесам о подростках и для подростков. Руководителем лаборатории стал известный режиссер, педагог Школы-студии МХАТ, художественный руководитель Центра им. Вс. Мейерхольда (ЦИМ) Виктор Рыжаков. А модератором горячих зрительских обсуждений выступила известный московский критик, арт-директор ЦИМа Елена Ковальская.

Кстати, в получившихся эскизах была занята не только почти вся труппа барнаульского театра, но и многочисленные студенты актерского курса при МТА, проявившие себя весьма убедительно.

Поводы для диалога

Лабораторию удалось провести на средства губернаторского гранта в сфере культуры и при поддержке Союза театральных деятелей России. Директор барнаульского театра Ирина Лысковец объясняет:

– Нам необходим этот опыт, ведь, как вы знаете, в нашем репертуаре много классики. И сейчас важно найти нашего настоящего зрителя – подростков, молодежь, привлечь их в театр, установить с ними диалог.

Поводом для такого диалога и стала современная российская драматургия – та самая, которую зрители, да и театральные деятели, часто обвиняют в корявости языка и чернушности. Но вдруг выяснилось: если как следует поискать, можно найти достойный, актуальный материал.

– У нас было задание взять пьесы для молодежи, причем мы выбирали из самых свежих, – рассказала нам участница лаборатории режиссер Евгения Саргина. – Я просматривала пьесы Володинского фестиваля, фестиваля «Любимовка», шорт-лист премии «Ремарка». Там много искренних и честных историй про молодежь. В итоге взяла пьесу 2018 года Ришата Мухтарова.

Сильное чувство

Свой эскиз под названием «Протест», посвященный подростковому бунту против всего мира, Евгения Саргина поставила в форме ток-шоу (для подготовки ей даже пришлось посмотреть программу Андрея Малахова). В центре сюжета – абсурдная идея одного старшеклассника снять… порнофильм с участием ровесников, чтобы выразить свой протест против порноиндустрии. Со съемками, понятное дело, не сложилось, но родителей он под удар поставил.

После каждого эскиза на обсуждениях оставалось абсолютное большинство зрителей и не было нужды упрашивать их выразить свое мнение. Пьесу «Протест» (как и многие другие) обвинили в незначительности проблематики. Но в итоге неожиданно сошлись на том, что родителям подростков этот спектакль мог бы многое о них объяснить.

Вообще, на известный упрек в сторону современной драматургии, мол, зачем смотреть это в театре, если мы это видим каждый день в жизни, театральный критик Елена Ковальская отвечает так:

– Как и любой зритель, я ищу в театре реальности, похожей на мою, но в которой уже побеждены какие-то беды нашего времени. Здорово, когда театр создает между артистами и зрителями тот опыт, который еще невозможен в жизни. Вчера на показах у меня было переживание подобного рода и оно не зависело от качества пьес. Я видела, что мы разговариваем, что люди выносят совместные суждения, – значит, мы способны договариваться. Это было очень сильное чувство, которое могло возникнуть только в театре. А пьеса послужила для него поводом.

Эффект подсматривания

Эскиз «Аркаша больше не косячит» режиссер Дмитрий Мышкин поставил по документальной пьесе из жизни совсем молодого парня. В ней было все, что только можно вообразить: семейное насилие, развод родителей, детский дом, беременность несовершеннолетней подруги, мелкий криминал и тюрьма. Но режиссеру с исполнителем главной роли Аркаши – студентом актерского курса АГИКа Даниилом Поповым – удалось не скатиться в беспросветность и даже найти поводы для оптимизма. Ведь Аркаша и правда теперь старается не делать глупостей!

В «Церкви пресвятого Макчикена» режиссер Евгений Маленчев, наоборот, представил мир благополучных подростков, у которых есть психологи и репетиторы. Их жизнь тоже полна проблем, хоть и другого порядка: родители не понимают, но жестко контролируют, а ровесники… ну, тут вообще «все сложно». Порой казалось, что мы буквально подсматриваем за героями, которых максимально естественно сыграли артисты МТА (а некоторые были старше своих персонажей на 10 – 15 лет!).

А одним из самых радикальных с точки зрения режиссуры оказался эскиз Родиона Барышева «Ганди молчал по субботам» – история одиночества подростка в большой семье.

– Когда я читаю пьесу, мой первый вопрос: что я чувствую? И от этой пьесы осталось одно слово – «глухота», – так ответил Родион Барышев на замечания зрителей. – Герои вроде разговаривают, но в такой вакуумной зоне… Знаете, я устал от лабораторий, на которых пересказывают текст, задача режиссера – пропустить его через себя. И я благодарен артистам, у нас не было такого режиссерского диктата: ты стой здесь, а ты пойдешь туда. Это была совместная работа.

Успеть за переменами

– Лаборатория подразумевает не столько результат, сколько процесс, в котором происходят важные изменения – в нас самих, в нашем осознании мира и театрального пространства. Мы пытаемся понять, каким языком сегодня разговаривает театр со зрителем, какие ключи мы находим к текстам, которые пишут молодые авторы, – объясняет руководитель лаборатории #ВСМЫСЛЕ Виктор Рыжаков. – Театр – искусство, которое существует во времени, сегодня – так, а завтра все изменилось. И мы должны успевать за этими изменениями.

Какой-то из шести эскизов, возможно, станет спектаклем. Причем директор МТА Ирина Лысковец обещает учесть результаты зрительского голосования.

А Школа-студия МХАТ и ЦИМ еще вернутся в Барнаул: 16 и 17 июля их выпускники представят два спектакля – «Чуш» по рассказам Виктора Астафьева и «Оттепель» по текстам Александра Володина. Показы пройдут на сцене городского Дворца культуры.

Любовь Карпова

Источник: «Алтайская правда»

«Вечерний Барнаул»: Есть смысл – шесть эскизов спектаклей показали московские режиссёры в МТА

В Молодежном театре Алтая прошла творческая лаборатория #Всмысле, в рамках которой шесть молодых режиссеров представили эскизы спектаклей по пьесам молодых драматургов – участников драматургических конкурсов.

Сцена из эскиза спектакля «Протест» (режиссер Евгения Саргина)

Не косячит

Два дня подряд в Молодежном театре Алтая показывали эскизы спектаклей, по три в день. После каждой постановки – обсуждение со зрителями. Такой формат позволяет и режиссерам, и артистам лучше понять публику, ведь для них проект #Всмысле – своеобразный курс повышения квалификации.

– Слово «лаборатория» подразумевает не столько результат, сколько организацию процесса. Мы хотим понять, каким языком сегодня разговаривает театр со зрителем, – говорит режиссер, художественный руководитель Центра имени Всеволода Мейерхольда (ЦИМ) Виктор Рыжаков.

В числе участников проекта – шесть магистрантов, обучающихся режиссуре драмы при ЦИМ и школе-студии МХАТ. Среди артистов, задействованных в постановках, тоже много студентов. Дело в том, что в труппе театра 37 человек, и даже при том, что некоторые актеры играют в нескольких эскизах, на шестерых режиссеров всех не хватило. Тут-то и выручили ребята из института культуры.

Второкурсник Даниил Попов исполнил главную роль в эскизе «Аркаша больше не косячит» – а это целый час эмоционального монолога, изредка прерывающийся репликами других персонажей. Вместе с заучиванием текста подготовка заняла всего четыре дня. Но не только для него театральная мастерская стала испытанием: так, в перфомативной драме «Ганди молчал по субботам» пара студентов минут двадцать непрерывно целовалась на сцене, и примерно полчаса зрители переживали за Алексея Шадрина, стоящего одной ногой на кактусе с поднятыми вверх руками (разумеется, все это происходило параллельно с основным действием спектакля). А артистам, задействованным в эскизе «Церковь пресвятого Макчикена», нужно было за пять дней научиться играть на гитарах и отрепетировать несколько мелодий.


Сцена из эскиза спектакля «Церковь пресвятого Макчикена» (режиссер Евгений Маленчев)

Церковь ролла «Филадельфия»

«Все время у меня крутилась мысль – как сложно быть 16-летней девочкой», – говорит молодой человек на обсуждении эскиза «Дар моей невинности». После другого спектакля зрители дружно вспоминают себя 15-летних. Так вышло, что во всех постановках поднимаются подростковые проблемы (за исключением «Мой папа – Питер Пэн», где проблема взросления показана с другой стороны). Пожалуй, прямее всего это показано в «Церкви пресвятого Макчикена». Речь идет не о религии, а о дружеской компании школьников. Как они объясняют, это «церковь ролла «Филадельфия» со сливочным сыром, «Рика и Морти» и лучших панчей Гнойного», «церковь свободы голоса и свободы самовыражения», это место, где они обсуждают все то, что им близко. И что интересно – если относительно других постановок зрители высказывали мысль о том, что современные подростки должны привести в театр родителей, чтобы те поняли чувства своих детей, то в «Церкви» взрослые запросто узнают себя.

Сцена из эскиза спектакля «Дар моей невинности» (режиссер Галина Зальцман)

Контекст

Организаторы проекта избегают слова «спектакль»: все постановки здесь – просто наброски, в таком варианте мы их, скорее всего, больше не увидим. Две работы из них обещают включить в репертуар Молодежного театра Алтая (одну осенью, другую весной), но это будут уже полноценные спектакли, расширенные и тщательно отрепетированные.

Впрочем, адаптация материала для большой сцены в некоторых случаях может навредить. Режиссер эскиза «Мой папа – Питер Пэн» Бениамин Коц предпринял смелый шаг, усадив зрителей прямо на сцену, на поворотный круг. Действие проходило за закрытыми кулисами, где зрителя поворачивали от одного угла сцены к другому, следя за героями истории. Тесное пространство и вовлеченность в действие пьесы заставляет лучше понимать героев, глубже сопереживать и чувствовать себя слегка неловко, как будто ты – соседка, забежавшая за солью и случайно подсмотревшая семейную драму. Поставь эту трогательную историю на большую сцену и усади зрителей в зал – и вся теплота эскиза рискует пропасть, сделав спектакль плоским.

К слову, поиграла с исходным материалом и режиссер эскиза «Дар моей невинности» Галина Зальцман. В оригинальной пьесе мы видим историю первой любви. В эскизе же добавлен еще один план: эту историю в ходе постановки пишут два других персонажа, они же периодически входят в сюжет, и их взаимоотношения – отдельный пласт постановки. Они иллюстрируют собой фразу героини, которая в иных условиях осталась бы незамеченной: «Весь этот мир – только повод для текста». Кроме того, мелкие исправления самого текста пьесы в контексте Барнаула заиграли новыми смыслами: так, вместо ничего не значащей квартиры на рандомной улице появилась отсылка к концертному залу АлтГУ:

– Если ты вампир, тебе на Димитрова. Капец, я там была один раз: они сидят в темноте и слушают струнный квартет!

Следующим событием Года театра в Барнауле станет приезд мастерской школы-студии МХАТ с двумя спектаклями: «Чушь» по рассказам Виктора Астафьева и «Оттепель» по текстам Александра Володина. Показы пройдут 16-17 июля на сцене ДК города. А 22 июля запланирована встреча молодого поколения школы-студии МХАТ с творческой молодежью Барнаула.

Виктор Рыжаков: «Меня покорило то, как к театру относятся в Барнауле, какое количество разновозрастного зрителя приходит на эти показы. Зритель заинтересован в экспериментах, он показывает, что тоже хочет другого уровня общения, другой искренности».

Светлана Ермошина

Источник: «Вечерний Барнаул»

«Вечерний Барнаул»: Восемь лет назад состоялось торжественное открытие нового здания Молодёжного театра Алтая

Это событие было приурочено к 70-летию художественного руководителя МТА, народного артиста РСФСР Валерия Золотухина, который и разрезал символическую красную ленточку.

Своего собственного здания МТА ждал более 50 лет. Открыв свой первый сезон на сцене ДК Барнаульского меланжевого комбината в 1958 году, театр вскоре получил собственную сцену в помещении клуба УВД. Правда, потом ее пришлось уступить коллективу театра музыкальной комедии, а «молодежники» уехали в краевой Дворец пионеров. В этом помещении театр проработал вплоть до 2011 года, занимая лишь часть здания, совершенно не приспособленного под театр. Однако все эти годы МТА не оставлял заветной мечты о собственном театральном доме.

Здание ДК БМК передали Молодежному театру Алтая еще в 1999 году, но его масштабная реконструкция началась только спустя десятилетие. В этом большую роль сыграл наш земляк Валерий Золотухин, который в 2003 году стал художественным руководителем МТА. Кроме того, под его кураторством в АГИК был набран целевой актерский курс, студенты которого уже с первых лет обучения играли на сцене театра, а в 2010 году были приняты в труппу Молодежного театра. Спустя год театр получил новое современное здание, площадь которого превысила прежнюю почти в два раза. Здесь появились удобные гримерные для актеров, цеха для изготовления и хранения декораций, малый зал, буфет, а также помещения для театрального музея и театральной гостиной. Изменения претерпел и зрительный зал, рассчитанный на 472 человека. Кроме того, была построена сценическая коробка, увеличена площадь сцены.

В день открытия здания МТА на новой сцене состоялся юбилейный вечер Валерия Золотухина. «Я ходил по новому театру и внутренне плакал, – признался в день открытия Валерий Сергеевич. – Плакал потому, что мне исполнилось не 50 или 60, а 70 лет. Ведь в таком театре играть бы да играть. Теперь же МТА нужно хорошенько задуматься о репертуаре, ведь одно дело – построить храм, и совсем другое – наполнить его».

Символично, что первым спектаклем на новой сцене театра стала постановка режиссера Вячеслава Кокорина «Бумбараш».

В 2012 году рядом с Молодежным театром открылся еще один уникальный объект, не имеющий аналогов в России, общежитие для творческих работников, в котором оборудовано более 20 студий для жизни и творчества актеров.

А 30 марта 2013 года Валерия Сергеевича не стало… Через несколько месяцев театру было присвоено его имя. В честь Золотухина был назван и Всероссийский молодежный театральный фестиваль, который проводится в нашем городе каждые два года.

К 75-летию со дня рождения Валерия Сергеевича на его родине в селе Быстрый Исток был открыт Мемориальный музей В.С. Золотухина – самый современный и технически оснащенный в Алтайском крае. В этом же году на здании Молодежного театра Алтая была установлена Мемориальная доска с барельефом Валерия Золотухина. Ее автор – Олег Закоморный.

Наталья Катренко

Источник: «Вечерний Барнаул»

В Молодёжном театре Алтая подвели итоги сезона

В Молодёжном театре Алтая завершился очередной творческий сезон. Он был насыщенным как для зрителей, так и сотрудников театра. Распустив сотрудников в отпуск, МТА подводит итоги своей работы в 2018-2019 годах.

Молодёжный театр Алтая

Директор МТА Ирина Лысковец говорит, что театральный сезон запомнится интересными постановками и для детей, и для взрослых: «За этот сезон театр выпустил семь новых спектаклей. Все они были разными по жанрам. Нам хочется верить в то, что мы идём в правильном направлении, стараясь учитывать потребности зрителей и постоянно пробуя новые формы».

14 сентября в МТА состоялась премьера глитча Wonderboy (режиссёр – Максим Соколов), 21 ноября впервые на сцене театра представили сказ «Кысь» по роману Татьяны Толстой (режиссёр – Марина Шелевер), 1 декабря в репертуар вошла трагикомедия «Русская народная почта» по Олегу Богаеву (режиссёр – Руслан Гарибов). 22 декабря прошла премьера важной сказки для детей от шести до ста лет «Удивительное путешествие кролика Эдварда» (режиссёр – Анна Зиновьева), 12 апреля зрителям представили комедию Пьера-Огюстена Карона де Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро» (режиссёр – Татьяна Безменова), 30 мая в репертуар вошла пластическая драма «Бойцовский клуб» по роману Чака Паланика (режиссёр – Максим Соколов).

Wonderboy

В этом сезоне МТА продолжил школьный проект «Разборки с автором» – читки произведений русских классиков с последующим совместным со зрителями анализом этих произведений. Это новый для Барнаула театральный формат, к тому же очень мобильный – с малой сцены театра он может быть перенесён в актовый зал школы. К рассказам Антона Чехова «Бумажник», «Загадочная натура», «Стража под стражей», «Толстый и тонкий» и повести Николая Гоголя «Старосветские помещики» добавилась поэма Михаила Лермонтова «Мцыри».

«Кысь»

Крупным событием стал III Всероссийский молодёжный театральный фестиваля имени Валерия Золотухина. В Барнаул со своими спектаклями приехали Театр драмы Республики Карелия «Творческая мастерская» («Васса» по Максиму Горькому), Альметьевский татарский государственный драматический театр («Лекарь поневоле» Жана -Батиста Мольера), Бийский городской драматический театр («Здравствуй, мама!» по киносценарию Александра Володина «Дочки-матери»), Кемеровский театр для детей и молодёжи («Electre/Электра» Жана Жироду), Казанский государственный театр юного зрителя («Нос» Николая Гоголя), Няганский театр юного зрителя («Наш класс» Тадеуша Слободзянека), Мирнинский театр («Спасти камер-юнекра Пушкина» Михаила Хейфеца), Глазовский драматический театр «Парафраз» («Приключения супер-Толика» по повести Юрия Томина «Шёл по городу волшебник»), Новосибирский драматический театр «Старый дом» («Головлёвы» по роману Михаила Салтыкова-Щедрина), Прокопьевский драматический театр им. Ленинского комсомола («Женщина в песках» Кабо Абэ). Молодёжный театр Алтая представил на фестивале спектакль «Карьера & фортуна» по роману Ивана Гончарова «Обыкновенная история», Алтайский краевой театр драмы им. В.М. Шукшина – «Зойкину квартиру» Михаила Булгакова. В качестве гостей фестиваля на барнаульской сцене выступили Новосибирский городской драматический театр под руководством Сергея Афанасьева («Васса Железнова Максима Горького») и студия «ПЕВЦОВЪтеатр» («Мамаша Кураж» Бертольта Брехта).

«Удивительное путешествие кролика Эдварда»

В этом творческом сезоне театр праздновал 60-летие. По этому случаю награды и поощрения получили 114 сотрудников Молодёжного театра Алтая. В связи с 70-летием медаль «За заслуги перед обществом» вручили заслуженной артистке России, ведущему мастеру сцены МТА Нине Таякиной.

Благодаря проекту партии «Единая Россия» «Культура малой родины», который направлен на поддержку и повышение качества работы учреждений культуры, федеральной программе поддержки творческой деятельности и технического оснащения детских и кукольных театров в этом сезоне МТА выделили более девяти миллионов рублей. Эти средства направили на создание спектаклей Wonderboy и «Удивительное путешествие кролика Эдварда», приобретение звукового и мультимедийного оборудования.

«Безумный день, или Женитьба Фигаро»

У Молодёжного театра Алтая были и гастроли. Благодаря гранту губернатора региона в сфере культуры и финансированию проекта «Театр дарит праздник» в сёлах Алтайского края артисты показали спектакль «Кот в сапогах». С ним же МТА принял участие в Покровском фестивале в Быстром Истоке, создателем и вдохновителем которого был народный артист Валерий Золотухин. 22 и 23 октября труппа представила спектакли «Бальзаминов. ЖенитьБЫ» по мотивам пьес Александра Островского и «Алексей Каренин» Василия Сигарева на сцене Новосибирского государственного академического театра «Красный факел». 14 октября МТА показал спектакль «Принцесса волшебного леса» на сцене новосибирского Дома учёных СО РАН, 13 апреля эту сказку показали во Дворце культуры железнодорожников.

В мае МТА стал участником I Международного театрального фестиваля спектаклей для всей семьи «ВМЕСТЕ», который состоялся в Ульяновском театре юного зрителя «Nebolshoy театр». Зрителям представили «Сказку о царе Салтане» Александра Пушкина в постановке Анны Зуевой. На сцене артисты быстро перевоплощаются и в царя, и в бочку, и просто в город. Знакомые всем стихотворные строчки у театра зазвучали иначе.

«Русская народная почта»

Закрывал сезон театр творческой лабораторией «Новая режиссура и современная драматургия для молодёжи». За пять дней шесть студентов режиссёрской магистратуры Центра им. Вс. Мейерхольда и Школы-студии МХАТ создали шесть эскизов спектаклей по пьесам 2018 года. Лаборатория проходила под руководством Виктора Рыжакова, известнейшего российского театрального деятеля, режиссёра, художественного руководителя Центра имени Всеволода Мейерхольда и при участии театрального критика, лауреата театральных премий «Дебют» и «Чайка», арт-директора ЦИМа Елены Ковальской. Творческий проект стал возможным благодаря гранту губернатора Алтайского края в сфере культуры, поддержке Союза театральных деятелей России и Гильдии театральных режиссёров страны. Имя молодого режиссёра, которого пригласят в Барнаул довести представленный эскиз до полноценной постановки, станет известно 1 августа. Спектакль зрители увидят в новом театральном сезоне.

28 июля сотрудники театра вернутся из отпуска. И сразу же начнётся работа над новым спектаклем по пьесе Торнтона Уайлдера «Наш городок». Режиссёром станет Алексей Серов. Премьерные показы пройдут 10 и 11 сентября.

В Молодёжном театре Алтая состоялась лаборатория «Новая режиссура и современная драматургия для молодёжи»

В Молодёжном театре Алтая состоялась творческая лаборатория «Новая режиссура и современная драматургия для молодёжи». За пять дней шесть студентов режиссёрской магистратуры Центра им. Вс. Мейерхольда и Школы-студии МХАТ создали в Барнауле шесть эскизов спектаклей по пьесам современных драматургов.

«Мой папа – Питер Пэн»

Режиссёр Евгения Саргина показала своё видение спектакля по пьесе Ришата Мухтарова «Протест», Дмитрий Мышкин работал с пьесой Ксении Савельевой «Аркаша больше не косячит», Галина Зальцман представила эскиз спектакля по пьесе Ирины Васьковской и Дарьи Уткиной «Дар моей невинности». Евгений Маленчев выбрал пьесу Марии Малухиной «Церковь пресвятого Макчикена», Родион Барышев представил эскиз спектакля по пьесе Анастасии Букреевой «Ганди молчал по субботам», пьесу Керен Климовски «Мой папа – Питер Пэн» на сцене Молодёжного театра Алтая поставил Бениамин Коц.

«Дар моей невинности»

Лаборатория проходила под руководством Виктора Рыжакова, известнейшего российского театрального деятеля, режиссёра, художественного руководителя Центра имени Всеволода Мейерхольда. Примечательно, что после каждого показа зрителям предлагали задержаться в зале и принять участие в обсуждении эскиза. Беседу вела театральный критик, лауреат театральных премий «Дебют» и «Чайка», арт-директор ЦИМа Елена Ковальская.

Виктор Рыжаков

Лаборатория, имеющая второе наименование «#ВСМЫСЛЕ», состоялась в Молодёжном театре Алтая благодаря гранту губернатора Алтайского края в области культуры, при финансовой поддержке и содействии Кабинета драматических и национальных театров организационно-творческого отдела Центрального аппарата Союза театральных деятелей России, а также Гильдии театральных режиссёров России.

«Аркаша больше не косячит»

«Я благодарна Виктору Рыжакову, Елене Ковальской, потрясающим магистрантам, коллективу театра, которые работали над этим большим проектом. Мне кажется, что мы с ним справились. Уже сейчас можно говорить уверенно, что гости из Москвы за эти несколько дней стали нашими друзьями, с которыми мы хотим сотрудничать, приглашать на постановки. Теперь перед художественным советом стоит непростой выбор эскиза-победителя. Но я уверена, что с учётом анкет зрителей, мы примем верное решение», – говорит директор Молодёжного театра Алтая Ирина Лысковец.

Елена Ковальская и Ирина Лысковец

Имя молодого режиссёра, которого пригласят в Барнаул, чтобы довести представленный эскиз до полноценной постановки, станет известно 1 августа. Спектакль зрители увидят уже в новом театральном сезоне.

Второй день показов лаборатории «Новая режиссура и современная драматургия для молодёжи» в фото

28 июня в Молодёжном театре Алтая состоялся второй день показов эскизов спектаклей по пьесам 2018 года. Их готовили студенты режиссёрской магистратуры Центра им. Вс. Мейерхольда и Школы-студии МХАТ, участники творческой лаборатории «Новая режиссура и современная драматургия для молодёжи».

Евгений Маленчев работал с пьесой Марии Малухиной «Церковь пресвятого Макчикена», Родион Барышев представил эскиз спектакля по пьесе Анастасии Букреевой «Ганди молчал по субботам», пьесу Керен Климовски «Мой папа – Питер Пэн» на сцене МТА показал Бениамин Коц.

смотреть фото

«Толк»: Лаборатория МТА подводит итоги в Барнауле

В Молодежном театре Алтая подходит к завершению творческая лаборатория – меньше чем за неделю выпускники МХАТа поставили в Барнауле шесть спектаклей. Один из них в новом сезоне можно будет увидеть в репертуаре. Подробнее – в сюжете «Толка».

Источник: «Толк»

смотреть видео

Афиша
Новости
Соцсети