WP_Term Object
(
    [term_id] => 59
    [name] => В. Золотухин
    [slug] => valerij-zolotuxin
    [term_group] => 0
    [term_taxonomy_id] => 59
    [taxonomy] => category
    [description] => 
    [parent] => 6
    [count] => 1
    [filter] => raw
    [term_order] => 1
    [cat_ID] => 59
    [category_count] => 1
    [category_description] => 
    [cat_name] => В. Золотухин
    [category_nicename] => valerij-zolotuxin
    [category_parent] => 6
)

В. Золотухин

Валерий Золотухин

Валерий Сергеевич Золотухин родился 21 июня 1941 года в селе Быстрый Исток Быстроистокского района Алтайского края. Отец – Сергей Илларионович – прошёл всю войну, был несколько раз ранен, после возвращения с фронта много лет проработал председателем колхоза. Мать – Матрёна Федосеевна – работала на почте. Кроме Валерия, у Золотухиных было ещё трое детей.

В шесть лет Валерий Золотухин сломал ногу, выпав из окна детского садика. Год лечения в местной деревенской больнице ничего не дал. Доктора в Барнауле поставили неутешительный диагноз: костный туберкулёз. Следующие три года, с 1948 по 1951, мальчик провёл на больничной койке детского туберкулёзного санатория в Чемале Горного Алтая.

После выписки из санатория ещё долгое время, с четвёртого по девятый класс, Валерий Сергеевич ходил на костылях и бросил их уже в последнем, выпускном классе, начав готовить себя к карьере артиста. Он активно участвовал в местной самодеятельности.

Школьники в Детском кожно-туберкулёзном санатории

Важную роль в становлении личности Bалерия Золотухина в юношеские годы сыграл Владимир Фомин – школьный учитель, на многие годы ставший духовным наставником, товарищем, первым и бескомпромиссным критиком литературных произведений Валерия Сергеевича и его работ в кино. Под своим именем Владимир Фомин стал одним из персонажей повести «Дребезги», а в романе «21-й километр» Bалерий Золотухин вывел его в образе Алексахина, оставив имя и отчество Фомина – Владимир Степанович – своему автобиографическому герою народному артисту Шелепову.

В июле 1958 Bалерий Золотухин приехал в Барнаул, где успешно сдал вступительные экзамены в музыкальное училище. 25 августа 1958 года он стал студентом отделения музыкальной комедии Государственного института театрального искусства (ГИТИС). С первого дня в институте Валерий Сергеевич, по совету преподавателей, начал вести дневник, который дополнял всю свою жизнь.

Документальный фильм «Исток»

В 1963 году, ещё будучи студентом-пятикурсником ГИТИСа, Bалерий Золотухин по приглашению своего педагога Ирины Анисимовой-Вульф начал работу в Государственном академическом театре имени Моссовета, прослужив один сезон. Уже в 1964 году Валерий Сергеевич перешёл в труппу только что образованного Московского театра драмы и комедии на Таганке и вскоре стал одним из ведущих артистов, членом худсовета театра. Именно на таганской сцене алтайский актёр сыграл свои главные роли.

В 1965 году Валерий Золотухин впервые снялся в кино, сыграв Петра Трофимова в историко-приключенческом фильме «Пакет». Эта роль принесла артисту первую известность.

Большой успех у зрителей имела лента «Хозяин тайги» 1968 года, где артист сыграл участкового Серёжкина. В этой картине Валерий Сергеевич работал в паре со своим другом Владимиром Высоцким.

ГИТИС. Июнь 1961 года

В 1971 году на экраны вышла музыкальная комедия о гражданской войне «Бумбараш», в которой актёр сыграл главную роль и исполнил песни на стихи Юлия Кима. Фильм принёс Валерию Золотухину огромную популярность и стал на долгие годы его визитной карточкой.

С 2003 года Валерий Золотухин принял на себя художественное руководство Алтайским государственным театром для детей и молодёжи. Под его началом в Молодёжном театре Алтая осуществили ряд крупных театральных проектов, получивших широкий культурный и общественный резонанс. Артист занимался и воспитанием нового поколения актёров, проводил занятия со студентами Алтайской государственной академии культуры и искусств.

С июля 2011 года Валерий Сергеевичч – директор и художественный руководитель Театра на Таганке. С октября 2012 года – директор Театра на Таганке.

5 марта 2013 года стало известно, что Валерий Золотухин тяжело болен и находится в реанимации Российского научного центра рентгенорадиологии. Глава департамента культуры Москвы Сергей Капков подписал заявление об уходе с поста директора Театра на Таганке Валерия Золотухина, попросившего освободить его от должности по состоянию здоровья.

 

Фильм «Бумбараш». Первая серия

Фильм «Бумбараш». Вторая серия

Утром 30 марта 2013 артист скончался на 72-м году жизни. Прощание с Валерием Золотухиным состоялось 2 апреля в Москве, в Театре на Таганке, 4 апреля в Барнауле, в Молодёжном театре Алтая. Артиста похоронили 5 апреля, согласно его воле, на территории построенного его усилиями и на его сбережения Храма Покрова Пресвятой Богородицы в алтайском селе Быстрый Исток, где он родился.

Общественная деятельность

На Пикете в Сростках с земляками

Валерий Золотухин активно занимался просветительской и художественной работой в Алтайском крае. С момента зарождения традиции проведения Шукшинских чтений он был частым участником мероприятий на горе Пикет. Будучи связанный дружескими и творческими узами с актёром Михаилом Евдокимовым, Валерий Сергеевич активно поддерживал традицию проведения на Алтае регионального фестиваля народного творчества и спорта «Земляки» имени Михаила Евдокимова.

Особой заботой Валерия Золотухина было развитие его родного села Быстрый Исток. С начала 1990-х он вёл сбор средств на строительство церкви. Храм Покрова Пресвятой Богородицы строили 14 лет, его освятили в 2003 году. Этот год в жизни Быстрого Истока был отмечен ещё одним событием — рождением Покровского фестиваля, который стал настоящим явлением культурной жизни региона.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Быстром Истоке

По традиции фестивали в Быстром Истоке начинаются с богослужения в храме в праздничный день Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября и завершаются крестным ходом. В программу входят спортивные соревнования, выступления коллективов детской художественной самодеятельности, выставка произведений народных умельцев, встречи московских и алтайских актёров со зрителями. В 2015 году в Быстром Истоке впервые состоялся Фестиваль детского театрального творчества имени Валерия Золотухина «Исток». С тех пор его организовывают ежегодно.

Работы в кино

После невероятного успеха «Бумбараша» Валерий Золотухин стал одним из самых востребованных актёров отечественного кино. Именно в 1970-е  артист создал большое количество запоминающихся ярких образов. За 10 лет он снялся в 18 картинах: «О друзьях-товарищах» (1970), «Салют, Мария!» (1970), «Пропажа свидетеля» (1971), «Бег» (1971), «Берега» (1973), «О тех, кого помню и люблю» (1973), «Царевич Проша» (1974), «Единственная» (1975), «На всю оставшуюся жизнь» (1975), «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» (1976), «Любовь Яровая» (1977), «Предварительное расследование» (1978), «Маленькие трагедии» (1979) и других.

В 1980-1990-е годы артист исполнил запоминающиеся роли в фильмах «Чародеи» (1982), «Демидовы» (1983), «Человек с аккордеоном» (1985), «Солдат Иван Чонкин» (1994), «Не валяй дурака…» (1998) и так далее.

Фильм «Пакет»

В 2000-е годы Валерий Золотухин вернулся к активному участию в кино- и телепроектах. Начало нового периода кинотворчества артиста положил сериал «Участок» (2003), где Валерий Сергеевич сыграл старика по прозвищу Хали-Гали. Вслед за этим он продемонстрировал актёрское мастерство на съемках фильмов Тимура Бекмамбетова «Ночной дозор» (2004) и «Дневной дозор» (2006), в которых сыграл вампира. Валерий Золотухин принял участие и в постановке экранизации романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» (2005), исполнив роль Босого, снялся в картине Владимира Хотиненко «1612» в роли столпника. В последние годы жизни востребованность Валерия Золотухина в кинематографе обрела взрывной характер: в 2009 он принял участие в фильмах «Чёрная молния», «Иванов», «Приказано уничтожить», «В России идёт снег», «Вий. Возвращение», в 2010 году фильмография артиста пополнилась ролями в фильмах «Утомлённые солнцем 2. Предстояние», «Свадьба. Дело. Смерть», «Папа Гамлета», «Доки», «Ярослав», «Ефросинья» и «Снайпер».

Литературное творчество

«На Исток-речушку, к детству моему»

Атмосфера творчества и свободы, созданная и поддерживаемая главным режиссёром Московского театра драмы и комедии на Таганке Юрием Любимовым, способствовала развитию в театре духа ренессанса. Многие артисты стремились проявить себя сразу в нескольких областях искусства. В такой ситуации писательский дар Валерия Золотухина нашёл благодатную почву для своего роста и расцвета.

К 1968 году он написал рассказы «Старики», «Иван, поляк и карьера», «Три монолога Таньки-стюардессы», начал повесть «Дребезги». Но газеты и журналы не шли навстречу молодому автору. Первым откликнулся журнал «Советский экран». В №1 за 1973 год опубликовали рассказ Валерия Золотухина «Пой, Вовка…», представлявший собой отрывок из повести «На Исток-речушку, к детству моему». Целиком всю повесть опубликовали в этом же году в №6 журнала «Юность». Именно в «Юности» в 1980-90-е годы напечатали самые известные произведения Валерия Сергеевича («Дребезги», «Земляки», «Комдив четырнадцатый», «Похоронен в селе…»), начали публиковать роман «21-й километр». Уже в 2000-х годах артист стал членом редакционного совета этого журнала.

В 1978 году в издательстве «Молодая гвардия» вышла в свет первая книга Валерия Золотухина – небольшой сборник «На Исток-речушку, к детству моему», включавший две повести. Вскоре в журнале «Новый мир» появилась благожелательная рецензия Юрия Щеглова, содержащая наряду с отдельными замечаниями целый ряд похвал в адрес автора.

«Пляши, брат, – где-нибудь играют… Проза разных лет»

В литературном творчестве Bалерия Золотухина отчётливо выделяются два направления: художественная проза и проза дневниковая. Каждое из этих направлений имеет свои хронологические рамки. Если в 1970-80-е годы в творчестве артиста преобладала художественная проза, то 1990-2000-е годы писатель почти целиком посвящает своё время работе над дневниковой прозой. Впрочем, оба направления достаточно тесно связаны друг с другом. Художественная проза автобиографична, нередко включает выдержки из дневников, в то же время дневники писателя часто содержат лирические отступления и размышления автора, так что отдельные части их вполне можно рассматривать в качестве самостоятельных художественных произведений.

Художественная проза Валерия Золотухина представлена повестями, рассказами, очерками, а также незавершённым романом «21-й километр».

«Павел I. Дневники»

Главной темой, к которой прежде всего обращался Валерий Золотухин, – тема происхождения дара, таланта («На Исток-речушку…», «Дребезги», «Прими привет, Расми Халидович!», «Мой Лемешев» и другие). Истоки дара в разные годы алтайский писатель видел то в малой родине, семье («На Исток-речушку…», «Дребезги»), то в духовной силе народа («Похоронен в селе…»).

Bалерий Золотухин принадлежал к числу немногих российских писателей, сделавших театр одной из главных тем своих произведений. Повседневная жизнь театра, протекающая на сцене и за кулисами, отношения между актёрами, история театральных постановок лежат в центре целого ряда рассказов и очерков, а также романа «21-й километр». Несмотря на преобладание этих тем, в целом тематика литературного творчества Валерия Сергеевича ими не ограничивается. Писатель в своих произведениях затрагивал много социально значимых тем: уход молодёжи из села («Дребезги»), сталинские репрессии («Рассказы бабки Екатерины»), непарадная сторона освоения целины («Дребезги»), антиалкогольная кампания середины 80-х годов и другие.

Дневниковая проза Bалерия Золотухина представлена повестью «Всё в жертву памяти твоей» (1991), книгами «Секрет Высоцкого» (2000), «Таганский дневник» (2002), «На плахе Таганки» (2003), «Знаю только я» (2007), хорошо известными почитателям творчества артиста и писателя.

Библиография

Актёрское творчество

Валерий Золотухин в образе Водоноса Вана

Активную работу в кинематографе Валерий Золотухин успешно сочетал с театральной деятельностью. В 1970-1980-е годы он стал одним из ведущих актёров Московского театра драмы и комедии на Таганке. Среди его театральных героев: Водонос Ванг («Добрый человек из Сезуана»), Юнкер Грушницкий («Герой нашего времени»), Андрей Находка («Мать»), Вадим Глебов («Дом на набережной»), Петя Трофимов («Вишнёвый сад»), Григорий Отрепьев («Борис Годунов»), Фёдор Кузькин («Живой»), Юрий Живаго («Доктор Живаго»), Маркиз де Сад («Марат и маркиз де Сад»), три роли в спектакле «Пир во время чумы» – Герцог, Дон Гуан и Фауст, Альцест («Мизантроп») и другие роли актёра в спектаклях, поставленных выдающимися режиссёрами Юрием Любимовым и Анатолием Эфросом. На сцене Центрального академического театра Российской армии артист создал запоминающийся образ императора Павла

Валерий Золотухин в образе Луки в спектакле МТА «На дне»

в спектакле Леонида Хейфеца «Павел I».

Как актёр Валерий Сергеевич выступал и в Молодёжном театре Алтая. На его сцене он сыграл роли Луки в спектакле «На дне» Максима Горького (2003), Городничего в «Ревизоре» Николая Гоголя (2007), Деда в «Праздниках детства» по рассказам Василия Шукшина (2009), Судьи в спектакле «С любимыми не расставайтесь» (2012). Артист много гастролировал по Алтайскому краю.

Работы в театре

Московский театр драмы и комедии на Таганке:
1964 «Добрый человек из Сезуана» Бертольта Брехта. Постановка Юрия Любимова – Ванг, водонос
1964 «Герой нашего времени» по роману Михаила Лермонтова. Постановка Юрия Любимова – Грушницкий
1965 «Антимиры» по поэзии Андрея Вознесенского. Постановка Юрия Любимова – «Баллада-диссертация (Носы)»
1965 «Десять дней, которые потрясли мир» по Джону Риду. Постановка Юрия Любимова – От театра, Пьеро, Первый крестьянин, Расклейщик афиш, Оратор
1965 «Павшие и живые», песни на военные стихи.  Постановка Юрия Любимова – «Сороковые-роковые», «Диктатор-завоеватель»
1966 «Жизнь Галилея» Бертольта Брехта. Постановка Юрия Любимова – Маленький монах
1967 «Послушайте!». Постановка Юрия Любимова – Лирический Маяковский
1968 «Живой» по повести Бориса Можаева. Постановка Юрия Любимова – Фёдор Кузькин (возобновление в 1989 году, спектакль разрешили к постановке только 20 лет спустя)
1969 «Мать» по мотивам романа Максима Горького. Постановка Юрия Любимова – Андрей Находка
1970 «Берегите ваши лица» по поэзии Андрея Вознесенского. Постановка Юрия Любимова

Валерий Золотухин в образе Пети Трофимова

1970 «Что делать» по роману Николая Чернышевского. Постановка Юрия Любимова – Лопухов
1972 «Под кожей статуи Свободы» Евгения Евтушенко. Постановка Юрия Любимова – Студент, изображающий Раскольникова, Задумчивый студент
1973 «Товарищ, верь…». Постановка Юрия Любимова – за Пушкина
1975 «Вишнёвый сад» Антона Чехова. Постановка Анатолия Эфроса – Петя Трофимов
1977 «Мастер и Маргарита» по Михаилу Булгакову. Постановка Юрия Любимова – Мастер (ввод в 2000 году)
1980 «Дом на набережной» по роману Юрия Трифонова. Постановка Юрия Любимова – Вадим Глебов
1981 «Владимир Высоцкий». Постановка Юрия Любимова
1982 «Борис Годунов» Александра Пушкина. Постановка Юрия Любимова – Самозванец
1985 «На дне» Максима Горького. Постановка Анатолия Эфроса – Васька Пепел
1986 «Мизантроп» Жана-Батиста Мольера. Постановка Анатолия Эфроса – Альцест
1989 «Пир во время чумы» по «Маленьким трагедиям» Александра Пушкина. Постановка Юрия Любимова – Мефистофель, Герцог, Дон Гуан, Фауст
1990 «Самоубийца» Николая Эрдмана. Постановка Юрия Любимова – Первый
1993 «Живаго (доктор)» по роману Бориса Пастернака. Постановка Юрия Любимова – Юрий Живаго
1995 «Медея» Еврипида. Постановка Юрия Любимова – Креонт, царь Коринфа
1998 «Марат и маркиз де Сад» Петера Вайса. Постановка Юрия Любимова – Маркиз де Сад
1998 «Шарашка», главы романа «В круге первом» Александра Солженицына. Постановка Юрия Любимова – Дядя Авенир, Прянчиков, Спиридон Егоров
2000 «Театральный роман» по мотивам сочинений Михаила Булгакова. Постановка Юрия Любимова – Иван Васильевич
2003 «До и после» по произведениям русских поэтов. Постановка Юрия Любимова – Чехов, Сологуб, Бродский
2010 «Мёд» Тонино Гуэрры. Постановка Юрия Любимова – Два брата
2012 «Король умирает» Эжена Ионеско. Постановка Кшиштофа Занусси – Король Беранже Первый

Валерий Золотухин в образе Городничего в спектакле МТА «Ревизор»

Центральный академический театр Российской армии:
1989 «Павел I» Дмитрия Мережковского. Постановка Леонида Хейфица – Павел

Театрально-концертный зал Государственного музея Владимира Высоцкого:
1999 «Моцарт и Сальери» по «Маленьким трагедиям» Александра Пушкина. Постановка Андрея Максимова – Сальери

Театр Антона Чехова:
2000 «Цена» Артура Миллера. Постановка Леонида Трушкина – Виктор Франц
2001 «Шалопаи, или Кин IV» Григория Горина. Постановка Леонида Трушкина – Эдмунд Кин

«Театр Луны»:
2010 «Прокурорская притча» Александра Звягинцева. Постановка Сергея Проханова – Судья

Театр «Модерн»:
2010 «Счастливое событие» Славомира Мрожека. Постановка Светланы Враговой – Генерал

Валерий Золотухин в образе Деда в спектакле МТА «Праздники детства»

Молодёжный театр Алтая:
2003 «На дне» Максима Горького. Постановка Алексея Песегова  – Лука (смотреть)
2007 «Ревизор» Николая Гоголя. Постановка Андрея Черпина – Городничий (смотреть)
2009 «Праздники детства» по рассказам Василия Шукшина «Из детских лет Ивана Попова». Постановка Марата Свободного – Дед (смотреть)
2012 «С любимыми не расставайтесь» Александра Володина. Постановка Дмитрия Егорова  – Судья

Государственный музей Александра Пушкина:
2007 «Сказка о рыбаке и рыбке» Александра Пушкина. Постановка Андрея Беркутова – Рассказчик

Московский независимый театр:
2006 «Собачье сердце» по повести Михаила Булгакова. Постановка Валерия Золотухина – Профессор Преображенский
2010 «Все мои сыновья» Артура Миллера. Постановка Кшиштофа Занусси – Джо Келлер

Награды

Медаль «За освоение целинных земель»
Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»(1970)
Медаль «Ветеран труда», Орден святого благоверного князя Даниила Московского III степени (2003)
Лауреат премии Алтайского Демидовского фонда в номинации «Прославляющий Алтай» (2003)
Медаль «За заслуги перед обществом» (2007)
Памятный знак «Медаль имени Василия Николаевича Хитрово» (2011)
Орден «За заслуги перед Алтайским краем» II степени (2011, «за многолетний добросовестный труд и большой личный вклад в развитие культуры Алтайского края и в связи с юбилеем»)

Фильмография

Валерий Золотухин в фильме «Интервенция»

1965 «Пакет» – красноармеец Петька Трофимов
1967 «Интервенция» (фильм вышел на экраны в 1987 году) – Евгений Ксидиас, предатель-прапорщик
1968 «Хозяин тайги» – участковый, старшина Василий Серёжкин
1969 «Цветы запоздалые» – князь Приклонский, Егорушка
1970 «Салют, Мария!» – Нестор Махно
1970 «О друзьях-товарищах» – Владимир Михайлович Горский, ответственный секретарь МГК РКП(б)
1971 «Пропажа свидетеля» – участковый, лейтенант Василий Фокич Серёжкин
1971 «Жизнь и смерть дворянина Чертопханова» – Яков Турок, странствующий певец
1971 «Бег» – певец
1971 «Бумбараш» – Бумбараш
1973 «Берега» – Сашка, киномеханик
1973 «О тех, кого помню и люблю» – Егор Степанович Васильев, старший лейтенант, командир батальона
1973 «Каждый день доктора Калинниковой» – Евгений Дмитриевич Бибиков, проверяющий из министерства

Валерий Золотухин и Владимир Высоцкий в фильме «Хозяин тайги»

1974 «Царевич Проша» – плут Лутоня
1975 «Весна 29-го года» – Григорий Гай, директор строительства тракторного завода
1975 «На всю оставшуюся жизнь» – дядя Саша, санитар
1975 «Единственная» – Коля Касаткин
1975 «Военные сороковые» – Валерий Золотухин (камео)
1976 «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» – Филька
1977 «Смешные люди!» – парикмахер Макарушка
1977 «Эти невероятные музыканты, или Новые сновидения Шурика» – Валерий Золотухин (камео)
1978 «Завьяловские чудики» (новелла «Версия») – Санька Журавлёв
1978 «Предварительное расследование» – капитан Василий Фокич Серёжкин
1979 «Маленькие трагедии» – Моцарт
1979 «Ярость» – Карпенко
1980 «Линия жизни» – Орлов
1980 «Тайное голосование» – Иван Фомич Лукаш, заведующий пилорамой, сын председателя колхоза

Валерий Золотухин в фильме «Бумбараш»

1980 «Художник из Шервудского леса» – Гилберт
1981 «Наше призвание» – Михаил Гаврилович Григорьев (Михгав), учитель обществоведения
1982 «Яблоко на ладони» – Василий, отец Веры
1982 «Чародеи» – Иван Степанович Киврин
1982 «Мать Мария» – русский пленный
1982 «Остров сокровищ» – Бен Ганн
1982 «Детский мир» – Чатыркин, покупатель
1983 «Средь бела дня…» – Константин Михайлович Мухин
1983 «Демидовы» – Пантелей
1984 «Мёртвые души» – почтмейстер Иван Андреевич и капитан Копейкин
1984 «И вот пришёл Бумбо…» – Костя
1985 «Человек с аккордеоном» – Дмитрий Громцев
1985 «Три процента риска» – Иннокентий Сигизмундович Капчинский, лётчик-испытатель
1986 «Чичерин» – матрос Панкин
1986 «Я – вожатый форпоста» – Михаил Гаврилович Григорьев (Михгав)
1986 «Трава зелена» – Николай
1987 «Сын» – Матвей Георгиевич Погорелов
1987 «Десять дней, которые потрясли мир» – безымянный персонаж

Валерий Золотухин в фильме «Маленькие трагедии»

1987 «Песнь о Великом походе» – чтец
1987 «Апелляция» – Николай Викторович Рыбченко, директор совхоза
1990 «Захочу – полюблю» – Виктор
1990 «Уроки в конце весны» – тюремный банщик
1991 «Говорящая обезьяна» – Иван Иванович Мишуткин, ветеринар
1992 «Как живёте, караси?» – профессор Дмитрий Никитович Тищенко
1992 «Вальс золотых тельцов» – безымянный персонаж
1993 «Охламон» – подполковник
1994 «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» – парторг колхоза Килин
1997 «Не валяй дурака…» – Иван Таратайкин
1999 «Борис Годунов» – Григорий Отрепьев
2002 «Театральный роман» – Ксаверий Борисович Ильчин, режиссёр учебной сцены
2003 «Участок» – Семён Миронович, старик по прозвищу «Хали-Гали»
2003 «Спас под берёзами» – Толян Жмухин
2004 «Ночной дозор» – отец Кости, вампир, работающий мясником
2004 «Легенда о Кащее, или В поисках Тридесятого царства» – Велес
2004 «Звездочёт» – Валерий Золотухин (камео)

Валерий Золотухин в фильме «Единственная»

2005 «Брежнев» – Игорь, егерь в Завидово
2005 «Мастер и Маргарита» – Босой Никанор Иванович, председатель жилтоварищества
2005 «Адъютанты любви» – Александр Суворов
2005 «Талисман любви» – Илларион Дронов
2005 «Счастье ты моё» – Климушкин
2005 «Сыщики районного масштаба» – безымянный персонаж
2005 «Не родись красивой» – таксист
2005 «Дневной дозор» – вампир, отец Кости
2005 «Птицы небесные» – Феликс
2005 «Рождественские истории» – безымянный персонаж
2005 «Ночной базар» – безымянный персонаж
2005 «Убойная сила 6» (серия «Мыс доброй Надежды») – Юрий Данилов
2006 «Студенты International» – Лукин
2007 «Софи» (новелла «Рождественская девочка») – Михаил Михайлович, редактор газеты
2007 «1612» – столпник
2007 «Смерть шпионам!» – Полозов Константин Макарович
2007 «Миллионер поневоле» – Григорий Курёхин
2007 «Завещание Ленина» – Пантюхов, доктор-зек
2007 «Полонез Кречинского» – Иван Сидоров
2008 «Парадокс» – завхоз
2009 «Приказано уничтожить!» Операция: «Китайская шкатулка» – Адольф Гитлер
2009 «Чёрная молния» – Павел Владимирович Перепёлкин, изобретатель, учёный, создатель «Чёрной Молнии»
2009 «Дом для двоих» – Пётр Васильевич

Валерий Золотухин в фильме «Вий»

2009 «При загадочных обстоятельствах» – начальник уголовного розыска Иван Борисович Старый
2009 «Доки» – Павел Иванович Грозный, учитель словесности
2010–2013 «Ефросинья» – дед Прохор Игнатьевич
2010 «Иванов» – Иван Сидоров, юродивый
2010 «Утомлённые солнцем 2: Предстояние» – Пендюрин, капитан баржи «Красного креста»
2010 «Снайпер» – отец Буховцева
2010 «Ярослав. Тысячу лет назад» – Чурила
2011 «Пять невест» – Рыжий дед
2011 «Ярость» (фильм «Сопроводитель») – отец Андрей
2012 «Бригада: наследник» – Швед, главарь бандитской группировки
2013 «Краплёный» – Гаврилыч
2013 «В России идёт снег» – Тимофеев
2013 «Повороты судьбы» – Иван Петрович
2014 «Вий» – Явтух

Дубляж

1960 «Квартира» – Си Си «Бад» Бакстер (Джек Леммон)
1971 «12 стульев» – Остап Бендер (вокал) (Арчил Гомиашвили)
1973 « Иван Васильевич меняет профессию» – Жорж Милославский (вокал) (Леонид Куравлёв)
2008 «Особо опасен» – Пекварски (Теренс Стэмп)
2009 «9» – Второй (Мартин Ландау)

Фотоальбом «Валерий Золотухин. Детские годы»
Фотоальбом «Валерий Золотухин. Студенческие годы, ГИТИС»
Фотоальбом «Валерий Золотухин в спектакле «Собачье сердце» Михаила Булгакова»
Фотоальбом «Открытие мемориальной доски Валерия Золотухина»

Новости

19.02.2020

Официальный сайт Алтайского края: формат читки пьесы расширяет возможности зрителя познакомиться с разным драматургическим материалом – министр культуры Алтайского края

В Молодёжном театре Алтая началась работа над «Гамлетом» по Уильяму Шекспиру

«Катунь 24»: в Молодёжном театре Алтая окрыли новый сезон проекта «Разборки с автором»

Артисты Молодёжного театра Алтая представили школьникам военную поэзию Александра Твардовского

18.02.2020

Хореограф из Москвы Юлия Арсёнова провела мастер-класс для артистов Молодёжного театра Алтая

17.02.2020

«Афиша»: 14 спектаклей для детей и подростков на фестивале «Золотая маска»

Команда Молодёжного театра Алтая стартовала с призовых результатов в театральной спартакиаде

Официальный сайт Алтайского края: формат читки пьесы расширяет возможности зрителя познакомиться с разным драматургическим материалом – министр культуры Алтайского края

Во вторник, 18 февраля, два театра в столице Алтайского края пригласили зрителей на встречу в особом формате, ставшем популярным в последние несколько лет. В Алтайском краевом театре драмы им. В.М. Шукшина в рамках проекта «Время Ч» состоялась читка пьесы Ивана Вырыпаева «Иранская конференция». Молодежный театр Алтая в образовательном проекте «Разборки с автором» знакомил зрителей с фронтовой поэзией Александра Твардовского. Познакомиться с малоизвестной современному читателю и зрителю лирикой легендарного поэта-фронтовика можно и сегодня, 19 февраля: «Читаем Твардовского» с ведущими мастерами сцены МТА Ириной Клишевич, Любовью Хотиёвой, Галиной Чумаковой и барнаульской школьницей Анастасией Кривощековой начнется на малой сцене театра в 18 часов 30 минут.

Примечательно, что оба театральных проекта вызвали большой интерес – зрителей и в МТА, и в театре драмы было много. Привлекательность относительно нового формата взаимодействия театра со зрителем в антракте «Иранской конференции» объяснила министр культуры Алтайского края Елена Безрукова. «Формат читки пьесы гармонично вписывается в театральную жизнь. Во-первых, он расширяет возможности зрителя познакомиться с разным драматургическим материалом. Ведь любой театр имеет возможность поставить в течение года совершенно определенное число спектаклей. Выбор спектакля для постановки – это сумма большого количества разных факторов. У режиссера должно появиться желание поставить определенную вещь, при этом театр должен уложиться в бюджет, и это только самые очевидные обстоятельства выбора. Зритель редко задумывается об этой кухне, а постановка спектакля – сложный процесс, на который влияет множество самых разных моментов и событий.

Читка – это облегченный формат, позволяющий обратиться к интересной пьесе, которую в театре может быть и не поставят. Но на читки в театры зрители приходят всегда, им интересно познакомиться с пьесами, обсудить их – формат предоставляет такие возможности. Сегодня театральные дискуссии у нас достаточно большая редкость, этот формат общения не утрачен, но и назвать его обычным и часто повторяющимся тоже нельзя. А людям, на мой взгляд, этого не хватает – у зрителя всегда возникает потребность в чем-то разобраться, уточнить акценты, что-то додумать и обсудить. Во-вторых, формат читки дает редкую возможность поговорить с актерами, которые, готовясь к выходу на сцену, проживают материал, погружаются в пьесу, а значит, узнают ее лучше, чем зрители, которые с произведением еще незнакомы.

Мне кажется, зрителей также привлекает и особая атмосфера читки пьесы с обсуждениями – это не полноразмерный спектакль на хорошо оборудованной сцене с его четким делением на зрительный зал и сценическое пространство, здесь участники действа – зрители и актеры – ближе друг к другу.

Конечно, в зависимости от выбора пьесы на читку могут прийти всего несколько человек, а может собраться и достаточно много, как на читку пьесы Ивана Вырыпаева «Иранская конференция». Здесь тоже срабатывает много факторов. В случае с «Иранской конференцией» сработал спектакль, шумно прошедший в Театре наций, он создал некую рекламу. С другой стороны, все, что связано с именем Ивана Вырыпаева, сегодня вызывает большой интерес, как говорят, по определению. Наверное, поэтому на читку собралось много зрителей. Кроме того, мне понравилось, как театр освещал предстоящее событие, приглашал зрителей. Использование некоторых реплик из пьесы во многих из тех, кто не был на спектакле и не потрудился специально к предстоящей читке ознакомиться с текстом произведения, но интересуется темой, только укрепило желание прийти и послушать пьесу Ивана Вырыпаева «Иранская конференция», – отметила Елена Безрукова.

Проект Молодежного театра Алтая «Разборки с автором», так же как и «Время Ч» Алтайского краевого театра драмы, – история, длящаяся не первый год. Интерес к такому формату общения с театром год от года возрастает. По мнению курирующего «Разборки с автором» режиссера Алексея Бурдыко, общение со зрителем Молодежному театру Алтая особенно важно и необходимо. «Нам важно слышать публику, понимать ее, как, может быть, никакому другому театру. Подростки – сложная публика: много скепсиса, свой взгляд на любую жизненную ситуацию, нередко характеризуемый словами «есть две точки зрения – моя и неправильная». Нам важно слышать мнение нашего зрителя, понимать его, причем стараться и чувственно его понимать, быть на одной волне, чувствовать, чего хочет наш собеседник, понимать ход его мыслей. Читка и следующее за ней обсуждение – классная вещь: ребята очень смело высказываются, не скрывают свое мнение о произведении и его авторе. Мы очень ценим такую возможность взаимодействовать с публикой.

Читки много нам дают и в профессиональном плане. Здесь минимум выразительных средств, а это всегда особенное испытание для режиссера и актера. Нет в твоем распоряжении большого объема выразительных средств, нет пластики, хореографии… Самое главное в процессе читки произведения – сохранить авторское слово, его интонации, удержаться от интерпретации, не придать произведению формы, противоречащей автору. Нужно быть чрезвычайно чутким к автору – это сложно, но необыкновенно интересно.

Конечно, мы выбираем для читки произведения, ориентируясь на школьную программу. Это, кстати говоря, задает особый тон общению после читки: автор нашим собеседникам знаком, они читали его произведения, пришли в театр и услышали, как читают актеры. В этом случае поле для разговора становится шире», – отметил Алексей Бурдыко.

Он также подчеркнул, что «Разборки с автором» – это не мушка, застывшая в янтаре, проект меняется год от года. «Чехов, Гоголь, Лермонтов, Твардовский – сам автор, выбранный для читки, диктует определенную форму взаимодействия с ним, тональность чтения, даже произношения слов и подачи текста. Важно почувствовать автора, ощутить, когда и при каких условиях его текст будет звучать убедительно и станет основой дальнейшего диалога с публикой, создать эти условия в нашем зале. Сложная, но очень интересная для профессионала задача. Тем более что нам очень нужно вызвать у собеседника желание высказаться, нам жизненно необходим диалог со зрителем», – подчеркнул куратор и режиссер «Разборок с автором».

Алексей Бурдыко ответил и на вопрос о том, творчество каких литераторов (писателей и поэтов) может стать частью театрального проекта. «Мне кажется, что будет интересно в «Разборки с автором» включить Федора Достоевского и Михаила Булгакова. Нам недавно подсказали вариант, который тоже может быть интересен, – «Страница из книги», то есть обращение к определённому фрагменту текста, к одной сцене. Например, сцена с Воландом в «Мастере и Маргарите» Булгакова может получиться очень яркой и интересной нашему зрителю, даст возможность затем пообсуждать линию этого героя в произведении», – рассказал Алексей Бурдыко.

По его мнению, «Разборки с автором» интересны и зрителям. В том числе возможностью поговорить об увиденном. «В начале обсуждения я говорю собеседникам: «Вы должны понимать, что мы выходим на сцену только ради вас, нам важно вас слушать, слышать и понимать». И это оказывает эффект, который можно назвать магическим – они становятся свободнее, охотно высказываются, много говорят. Я понимаю, как юным зрителям важно почувствовать, что их ждали, ко встрече с ними готовились. У них пропадает отношение к участию в проекте, походу в театр как к формальности: учитель сказал, поэтому мы пришли. Если мы пробиваем эту стенку настороженности и нежелания участвовать, стремления остаться невовлеченным наблюдателем, то получается интересный диалог. Даже отношение к театру у юношей и девушек меняется, в следующий раз они идут к нам осознавая, зачем им это нужно. «Разборки с автором» помогают нам эту стеночку прохладного отношения к театру взламывать», – считает Алексей Бурдыко.

Напомним: сегодня, 19 февраля, в Молодежном театре Алтая проект «Разборки с автором» предлагает знакомство с фронтовой лирикой Александра Твардовского. В Алтайском театре драмы в рамках проекта «Время Ч» зрителям предложат познакомиться с пьесами Алексея Житковского «Горка» (2017 год) и Олега Канина «Метафизики» (2015 год). Завершится сезон читок знаменитой пьесой Эдварда Олби «Что случилось в зоопарке» (1958 год).

Источник: Официальный сайт Алтайского края

В Молодёжном театре Алтая началась работа над «Гамлетом» по Уильяму Шекспиру

В Молодёжном театре Алтая приступили к работе над новой постановкой – трагедией «Гамлет» по пьесе Уильяма Шекспира. В МТА состоялся техсовет, проект будущего спектакля презентовал художник-постановщик из Тюмени Алексей Паненков, лауреат межрегионального конкурса «Югорская театральная весна», международного фестиваля-конкурса «Золотой конёк» и межрегионального конкурса-фестиваля «Ново-Сибирский транзит».

Он родился в 1963 году. Окончил постановочный факультет Саратовского художественного училища и факультет «Сценографии и театральной технологии» Ленинградского института театра, музыки и кинематографии (ученик народного художника СССР Марта Китаева).

С 1990 по 1994 годы Алексей Паненков работал главным художником в Ульяновском драматическом театре, с 1997 года он – главный художник Тюменского драматического театра. Плотно сотрудничает с театрами Москвы, Новосибирска, Тюмени, Ростова-на-Дону, Южно-Сахалинска, Оренбурга и других городов России, оформляет спектакли и в других странах.

Режиссёром-постановщиком известнейшей трагедии Уильяма Шекспира станет Татьяна Безменова из Москвы, известная зрителям театра по работе над драмой «Алексей Каренин» по пьесе Василия Сигарева (2018), комедией по пьесе Пьера Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро» (2019) и романтической историей «Золушка» по мотивам сказки Шарля Перро (2019).

Премьера назначена на 14, 15 и 16 апреля.

смотреть фото

«Катунь 24»: в Молодёжном театре Алтая окрыли новый сезон проекта «Разборки с автором»

Читкой фронтовой поэзии Александра Твардовского открывают новый сезон проекта «Разборки с автором» в Молодежном театре Алтая.

Источник: «Катунь 24»

смотреть видео

Артисты Молодёжного театра Алтая представили школьникам военную поэзию Александра Твардовского

18 февраля в Молодёжном театре Алтая состоялась премьера очередной части образовательного проекта «Разборки с автором». На этот раз артисты представили школьникам Барнаула фронтовую поэзию Александра Твардовского. Читку посвятили 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Режиссёр Алексей Бурдыко говорит, что, когда собирал материал для проекта, обратил внимание на образ матери в стихах поэта, который раньше не замечал. «Тогда задумался, что значит для женщины, которая вкладывает всю душу, нежность и любовь в своего ребёнка, отпустить его на войну, а потом получить письмо, что сына нет в живых. Мать действительно великий человек, в случае любых острых событий в твоей жизни она – надёжный тыл».

На читке зрители видят трёх матерей. Они совершенно разные, но у каждой своя история взаимоотношений с сыном-фронтовиком. Эти роли исполняют ведущие мастера сцены МТА Ирина Клишевич, Любовь Хотиёва и Галина Чумакова. Знакомить зрителей с малоизвестными для современных молодых людей стихами Александра Твардовского помогает девятиклассница Анастасия Кривощёкова. Вместе им удаётся в течение часа раскрыть всю палитру эмоций, которые переживали женщины с 1941 по 1945 годы: от первого письма сына с фронта до извещения о его смерти.

Сегодня, 19 февраля, читка состоится снова. Начало в 18:30. Телефон кассы: 503-504.

смотреть фото

Справка

«Разборки с автором» – новый для Барнаула театральный формат, к тому же очень мобильный – с малой сцены МТА его можно перенести в актовый зал школы. Серия читок – это не простое чтение текста по ролям, а результат подробного анализа произведения, своеобразное зрелище, после которого зрителям предоставляется возможность порассуждать о том, что они увидели и услышали, более подробно проникнуть в смысл произведения автора, высказать своё мнение о персонажах.

Первыми в этом проекте прочитали рассказы Антона Чехова «Бумажник», «Загадочная натура», «Стража под стражей», «Толстый и тонкий». Читка повести Николая Гоголя «Старосветские помещики» была продолжением проекта. Очередной частью стало произведение Михаила Лермонтова – артисты МТА представили поэму «Мцыри». Со временем список авторов будет пополняться.

Хореограф из Москвы Юлия Арсёнова провела мастер-класс для артистов Молодёжного театра Алтая

В течение недели в Молодёжном театре Алтая проходил мастер-класс московского хореографа Юлии Арсёновой. Она прилетела в Барнаул по приглашению Бениамина Коца, режиссёра волшебной трагедии «Мой папа – Питер Пэн». Они доработали пластическое решение спектакля.

Юлия Арсёнова назвала свой мастер-класс «Отпускай ненужное». «Человек предъявляет максимум требований к себе, мы ожидаем очень многое. Из-за того, что мы так сильно стараемся быть лучше, постоянно пытаемся кому-то понравиться, случаются зажимы. А в актёрском теле это недопустимо. Необходимо быть расслабленным, свободным, не прятаться за текст, – рассказывает Юлия Арсёнова. – Мир, в котором мы живём, заточен на цель. Когда-то и я придерживалась этой стратегии. Но потом мне начало простреливать спину, случались другие травмы. Нет, не нужно уходить жить в лес, слушать птиц, смотреть на реку. Достаточно находить в своём теле те мышцы, которые не нужны в определённый момент, и уметь расслаблять их».

В мастер-классе принимали участие артисты театра всех возрастов и старшеклассники из Школы-студии МТА. Юлия Арсёнова уверена, что нет людей, которые не умеют танцевать. Здесь, скорее, вопрос в том, кто больше включён в своё тело, кто владеет им хуже. «Мне кажется, что много зажимов идёт из детства. Мы двигаемся с рождения, начинаем ползать, хватать всё подряд. А потом родители говорят: «Сиди ровно», «Не косолапь», «Не делай этого». Затем приходим в танцевальные школы, где преподаватели требуют: «Бодрее, выше, ещё выше». Ощущение, что ты вечно не дотягиваешь до какого-то идеала, становится постоянным. И в какой-то момент ты сдаёшься. Но здесь надо понимать, что тебе не нужно владеть техникой балерины Большого театра, если ты не балерина Большого театра. На мастер-классе мы, конечно, не решаем психологические проблемы, не ищем ответы. Мы занимаемся тем, что нам поможет существовать на сцене и выполнять задачи режиссёра», – добавляет хореограф.

Справка

Юлия Арсёнова – хореограф, перформер и танц-художник. С детства занималась классическим, народным и эстрадным танцем. Была членом сборной России по современному танцевальному спорту, в 2005 году получила серебро на Чемпионате мира в венгерском Дьоре. Знакомство с современным танцем произошло в 2015 году. Сейчас основной интерес Юлии Арсёновой как хореографа лежит на стыке современного танца и перформативных практик.

В феврале 2019 года в Касселе состоялась премьера её последней работы But I want him to like me. После этого Юлию Арсёнову пригласили на несколько фестивалей в Германии, планируются показы в Брюсселе и Танзании. Сейчас, помимо работы приглашённым хореографом в театральных проектах, она готовит к выпуску две работы в Москве: одну в Центре имени Вс. Мейерхольда, вторую – в Культурном центре ЗИЛ.

смотреть фото

«Афиша»: 14 спектаклей для детей и подростков на фестивале «Золотая маска»

Двадцать шестая «Золотая маска» наполнена качественным контентом (а хотите, содержанием) для детей и подростков. И не только в программе «Детский weekend». Интересные спектакли для молодых зрителей заметили также кураторы программы «Маска плюс» и, более того, эксперты из двух советов, включив определенные названия в номинации. Дети – такие же разные зрители, как и взрослые, они бывают маленькими консерваторами, а могут увлекаться всем новым в искусстве. Спектакли приближающегося фестиваля учитывают оба подхода к театру.

Без лица со шрамом

Wonder boy, Молодежный театр Алтая имени В.Золотухина, Барнаул/
Режиссер Максим Соколов в этом году представит на фестивале два своих спектакля по современной литературе для подростков. Один из них – Wonder boy Молодежного театра Алтая имени В. Золотухина. Он рассказывает о мальчике без лица и его болезненной, но в итоге счастливой социализации. На голове у парня – картонная коробка, но это и есть образ уродства, а не возможность его сокрытия. Все действие происходит на фоне огромного египетского каменного колосса, который утратил лицо в силу вековой истории, но не потерял своего величия.

Показ состоится 16 марта в 19:00 на сцене Московского театра юного зрителя.

Алексей Гончаренко

Источник: «Афиша»

Команда Молодёжного театра Алтая стартовала с призовых результатов в театральной спартакиаде

Сегодня, 17 февраля, в Барнауле началась спартакиада работников театрально-концертных учреждений Алтайского края. В ней по многолетней традиции принимают участие представители Молодёжного театра Алтая.

Состязания начались с двух видов спорта. Сначала состоялись соревнования по лыжным гонкам. В этом турнире участвовали шесть сотрудников МТА. Их результатов хватило, чтобы занять третье место в командном зачёте. В личном отличилась ведущий мастер сцены Юлия Юрьева, она финишировала второй. Двух секунд не хватило артисту Роману Чистякову и осветителю сцены Антону Банделикову, чтобы попасть в призовую тройку.

Сразу после этих соревнований провели турнир по настольному теннису. В нём участвовали по два представителя от каждого театра. Заведующий музыкальной частью МТА Евгений Гутчин одержал победу во всех партиях и стал безоговорочным лидером соревнований. Артист Александр Савин набрал три балла, заняв пятое место. В общекомандном зачёте Молодёжный театр Алтая разделил первое место с теннисистами из театра драмы.

Команда МТА уже приступила к тренировкам в следующих видах спорта. 16 марта она выступит в соревнованиях по боулингу, 30 марта примет участие в турнирах по плаванию и волейболу.

смотреть фото

Афиша
Новости
Соцсети