WP_Term Object
(
    [term_id] => 59
    [name] => В. Золотухин
    [slug] => valerij-zolotuxin
    [term_group] => 0
    [term_taxonomy_id] => 59
    [taxonomy] => category
    [description] => 
    [parent] => 6
    [count] => 1
    [filter] => raw
    [term_order] => 1
    [cat_ID] => 59
    [category_count] => 1
    [category_description] => 
    [cat_name] => В. Золотухин
    [category_nicename] => valerij-zolotuxin
    [category_parent] => 6
)

В. Золотухин

Валерий Золотухин

Валерий Сергеевич Золотухин родился 21 июня 1941 года в селе Быстрый Исток Быстроистокского района Алтайского края. Отец – Сергей Илларионович – прошёл всю войну, был несколько раз ранен, после возвращения с фронта много лет проработал председателем колхоза. Мать – Матрёна Федосеевна – работала на почте. Кроме Валерия, у Золотухиных было ещё трое детей.

В шесть лет Валерий Золотухин сломал ногу, выпав из окна детского садика. Год лечения в местной деревенской больнице ничего не дал. Доктора в Барнауле поставили неутешительный диагноз: костный туберкулёз. Следующие три года, с 1948 по 1951, мальчик провёл на больничной койке детского туберкулёзного санатория в Чемале Горного Алтая.

После выписки из санатория ещё долгое время, с четвёртого по девятый класс, Валерий Сергеевич ходил на костылях и бросил их уже в последнем, выпускном классе, начав готовить себя к карьере артиста. Он активно участвовал в местной самодеятельности.

Школьники в Детском кожно-туберкулёзном санатории

Важную роль в становлении личности Bалерия Золотухина в юношеские годы сыграл Владимир Фомин – школьный учитель, на многие годы ставший духовным наставником, товарищем, первым и бескомпромиссным критиком литературных произведений Валерия Сергеевича и его работ в кино. Под своим именем Владимир Фомин стал одним из персонажей повести «Дребезги», а в романе «21-й километр» Bалерий Золотухин вывел его в образе Алексахина, оставив имя и отчество Фомина – Владимир Степанович – своему автобиографическому герою народному артисту Шелепову.

В июле 1958 Bалерий Золотухин приехал в Барнаул, где успешно сдал вступительные экзамены в музыкальное училище. 25 августа 1958 года он стал студентом отделения музыкальной комедии Государственного института театрального искусства (ГИТИС). С первого дня в институте Валерий Сергеевич, по совету преподавателей, начал вести дневник, который дополнял всю свою жизнь.

Документальный фильм «Исток»

В 1963 году, ещё будучи студентом-пятикурсником ГИТИСа, Bалерий Золотухин по приглашению своего педагога Ирины Анисимовой-Вульф начал работу в Государственном академическом театре имени Моссовета, прослужив один сезон. Уже в 1964 году Валерий Сергеевич перешёл в труппу только что образованного Московского театра драмы и комедии на Таганке и вскоре стал одним из ведущих артистов, членом худсовета театра. Именно на таганской сцене алтайский актёр сыграл свои главные роли.

В 1965 году Валерий Золотухин впервые снялся в кино, сыграв Петра Трофимова в историко-приключенческом фильме «Пакет». Эта роль принесла артисту первую известность.

Большой успех у зрителей имела лента «Хозяин тайги» 1968 года, где артист сыграл участкового Серёжкина. В этой картине Валерий Сергеевич работал в паре со своим другом Владимиром Высоцким.

ГИТИС. Июнь 1961 года

В 1971 году на экраны вышла музыкальная комедия о гражданской войне «Бумбараш», в которой актёр сыграл главную роль и исполнил песни на стихи Юлия Кима. Фильм принёс Валерию Золотухину огромную популярность и стал на долгие годы его визитной карточкой.

С 2003 года Валерий Золотухин принял на себя художественное руководство Алтайским государственным театром для детей и молодёжи. Под его началом в Молодёжном театре Алтая осуществили ряд крупных театральных проектов, получивших широкий культурный и общественный резонанс. Артист занимался и воспитанием нового поколения актёров, проводил занятия со студентами Алтайской государственной академии культуры и искусств.

С июля 2011 года Валерий Сергеевичч – директор и художественный руководитель Театра на Таганке. С октября 2012 года – директор Театра на Таганке.

5 марта 2013 года стало известно, что Валерий Золотухин тяжело болен и находится в реанимации Российского научного центра рентгенорадиологии. Глава департамента культуры Москвы Сергей Капков подписал заявление об уходе с поста директора Театра на Таганке Валерия Золотухина, попросившего освободить его от должности по состоянию здоровья.

 

Фильм «Бумбараш». Первая серия

Фильм «Бумбараш». Вторая серия

Утром 30 марта 2013 артист скончался на 72-м году жизни. Прощание с Валерием Золотухиным состоялось 2 апреля в Москве, в Театре на Таганке, 4 апреля в Барнауле, в Молодёжном театре Алтая. Артиста похоронили 5 апреля, согласно его воле, на территории построенного его усилиями и на его сбережения Храма Покрова Пресвятой Богородицы в алтайском селе Быстрый Исток, где он родился.

Общественная деятельность

На Пикете в Сростках с земляками

Валерий Золотухин активно занимался просветительской и художественной работой в Алтайском крае. С момента зарождения традиции проведения Шукшинских чтений он был частым участником мероприятий на горе Пикет. Будучи связанный дружескими и творческими узами с актёром Михаилом Евдокимовым, Валерий Сергеевич активно поддерживал традицию проведения на Алтае регионального фестиваля народного творчества и спорта «Земляки» имени Михаила Евдокимова.

Особой заботой Валерия Золотухина было развитие его родного села Быстрый Исток. С начала 1990-х он вёл сбор средств на строительство церкви. Храм Покрова Пресвятой Богородицы строили 14 лет, его освятили в 2003 году. Этот год в жизни Быстрого Истока был отмечен ещё одним событием — рождением Покровского фестиваля, который стал настоящим явлением культурной жизни региона.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Быстром Истоке

По традиции фестивали в Быстром Истоке начинаются с богослужения в храме в праздничный день Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября и завершаются крестным ходом. В программу входят спортивные соревнования, выступления коллективов детской художественной самодеятельности, выставка произведений народных умельцев, встречи московских и алтайских актёров со зрителями. В 2015 году в Быстром Истоке впервые состоялся Фестиваль детского театрального творчества имени Валерия Золотухина «Исток». С тех пор его организовывают ежегодно.

Работы в кино

После невероятного успеха «Бумбараша» Валерий Золотухин стал одним из самых востребованных актёров отечественного кино. Именно в 1970-е  артист создал большое количество запоминающихся ярких образов. За 10 лет он снялся в 18 картинах: «О друзьях-товарищах» (1970), «Салют, Мария!» (1970), «Пропажа свидетеля» (1971), «Бег» (1971), «Берега» (1973), «О тех, кого помню и люблю» (1973), «Царевич Проша» (1974), «Единственная» (1975), «На всю оставшуюся жизнь» (1975), «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» (1976), «Любовь Яровая» (1977), «Предварительное расследование» (1978), «Маленькие трагедии» (1979) и других.

В 1980-1990-е годы артист исполнил запоминающиеся роли в фильмах «Чародеи» (1982), «Демидовы» (1983), «Человек с аккордеоном» (1985), «Солдат Иван Чонкин» (1994), «Не валяй дурака…» (1998) и так далее.

Фильм «Пакет»

В 2000-е годы Валерий Золотухин вернулся к активному участию в кино- и телепроектах. Начало нового периода кинотворчества артиста положил сериал «Участок» (2003), где Валерий Сергеевич сыграл старика по прозвищу Хали-Гали. Вслед за этим он продемонстрировал актёрское мастерство на съемках фильмов Тимура Бекмамбетова «Ночной дозор» (2004) и «Дневной дозор» (2006), в которых сыграл вампира. Валерий Золотухин принял участие и в постановке экранизации романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» (2005), исполнив роль Босого, снялся в картине Владимира Хотиненко «1612» в роли столпника. В последние годы жизни востребованность Валерия Золотухина в кинематографе обрела взрывной характер: в 2009 он принял участие в фильмах «Чёрная молния», «Иванов», «Приказано уничтожить», «В России идёт снег», «Вий. Возвращение», в 2010 году фильмография артиста пополнилась ролями в фильмах «Утомлённые солнцем 2. Предстояние», «Свадьба. Дело. Смерть», «Папа Гамлета», «Доки», «Ярослав», «Ефросинья» и «Снайпер».

Литературное творчество

«На Исток-речушку, к детству моему»

Атмосфера творчества и свободы, созданная и поддерживаемая главным режиссёром Московского театра драмы и комедии на Таганке Юрием Любимовым, способствовала развитию в театре духа ренессанса. Многие артисты стремились проявить себя сразу в нескольких областях искусства. В такой ситуации писательский дар Валерия Золотухина нашёл благодатную почву для своего роста и расцвета.

К 1968 году он написал рассказы «Старики», «Иван, поляк и карьера», «Три монолога Таньки-стюардессы», начал повесть «Дребезги». Но газеты и журналы не шли навстречу молодому автору. Первым откликнулся журнал «Советский экран». В №1 за 1973 год опубликовали рассказ Валерия Золотухина «Пой, Вовка…», представлявший собой отрывок из повести «На Исток-речушку, к детству моему». Целиком всю повесть опубликовали в этом же году в №6 журнала «Юность». Именно в «Юности» в 1980-90-е годы напечатали самые известные произведения Валерия Сергеевича («Дребезги», «Земляки», «Комдив четырнадцатый», «Похоронен в селе…»), начали публиковать роман «21-й километр». Уже в 2000-х годах артист стал членом редакционного совета этого журнала.

В 1978 году в издательстве «Молодая гвардия» вышла в свет первая книга Валерия Золотухина – небольшой сборник «На Исток-речушку, к детству моему», включавший две повести. Вскоре в журнале «Новый мир» появилась благожелательная рецензия Юрия Щеглова, содержащая наряду с отдельными замечаниями целый ряд похвал в адрес автора.

«Пляши, брат, – где-нибудь играют… Проза разных лет»

В литературном творчестве Bалерия Золотухина отчётливо выделяются два направления: художественная проза и проза дневниковая. Каждое из этих направлений имеет свои хронологические рамки. Если в 1970-80-е годы в творчестве артиста преобладала художественная проза, то 1990-2000-е годы писатель почти целиком посвящает своё время работе над дневниковой прозой. Впрочем, оба направления достаточно тесно связаны друг с другом. Художественная проза автобиографична, нередко включает выдержки из дневников, в то же время дневники писателя часто содержат лирические отступления и размышления автора, так что отдельные части их вполне можно рассматривать в качестве самостоятельных художественных произведений.

Художественная проза Валерия Золотухина представлена повестями, рассказами, очерками, а также незавершённым романом «21-й километр».

«Павел I. Дневники»

Главной темой, к которой прежде всего обращался Валерий Золотухин, – тема происхождения дара, таланта («На Исток-речушку…», «Дребезги», «Прими привет, Расми Халидович!», «Мой Лемешев» и другие). Истоки дара в разные годы алтайский писатель видел то в малой родине, семье («На Исток-речушку…», «Дребезги»), то в духовной силе народа («Похоронен в селе…»).

Bалерий Золотухин принадлежал к числу немногих российских писателей, сделавших театр одной из главных тем своих произведений. Повседневная жизнь театра, протекающая на сцене и за кулисами, отношения между актёрами, история театральных постановок лежат в центре целого ряда рассказов и очерков, а также романа «21-й километр». Несмотря на преобладание этих тем, в целом тематика литературного творчества Валерия Сергеевича ими не ограничивается. Писатель в своих произведениях затрагивал много социально значимых тем: уход молодёжи из села («Дребезги»), сталинские репрессии («Рассказы бабки Екатерины»), непарадная сторона освоения целины («Дребезги»), антиалкогольная кампания середины 80-х годов и другие.

Дневниковая проза Bалерия Золотухина представлена повестью «Всё в жертву памяти твоей» (1991), книгами «Секрет Высоцкого» (2000), «Таганский дневник» (2002), «На плахе Таганки» (2003), «Знаю только я» (2007), хорошо известными почитателям творчества артиста и писателя.

Библиография

Актёрское творчество

Валерий Золотухин в образе Водоноса Вана

Активную работу в кинематографе Валерий Золотухин успешно сочетал с театральной деятельностью. В 1970-1980-е годы он стал одним из ведущих актёров Московского театра драмы и комедии на Таганке. Среди его театральных героев: Водонос Ванг («Добрый человек из Сезуана»), Юнкер Грушницкий («Герой нашего времени»), Андрей Находка («Мать»), Вадим Глебов («Дом на набережной»), Петя Трофимов («Вишнёвый сад»), Григорий Отрепьев («Борис Годунов»), Фёдор Кузькин («Живой»), Юрий Живаго («Доктор Живаго»), Маркиз де Сад («Марат и маркиз де Сад»), три роли в спектакле «Пир во время чумы» – Герцог, Дон Гуан и Фауст, Альцест («Мизантроп») и другие роли актёра в спектаклях, поставленных выдающимися режиссёрами Юрием Любимовым и Анатолием Эфросом. На сцене Центрального академического театра Российской армии артист создал запоминающийся образ императора Павла

Валерий Золотухин в образе Луки в спектакле МТА «На дне»

в спектакле Леонида Хейфеца «Павел I».

Как актёр Валерий Сергеевич выступал и в Молодёжном театре Алтая. На его сцене он сыграл роли Луки в спектакле «На дне» Максима Горького (2003), Городничего в «Ревизоре» Николая Гоголя (2007), Деда в «Праздниках детства» по рассказам Василия Шукшина (2009), Судьи в спектакле «С любимыми не расставайтесь» (2012). Артист много гастролировал по Алтайскому краю.

Работы в театре

Московский театр драмы и комедии на Таганке:
1964 «Добрый человек из Сезуана» Бертольта Брехта. Постановка Юрия Любимова – Ванг, водонос
1964 «Герой нашего времени» по роману Михаила Лермонтова. Постановка Юрия Любимова – Грушницкий
1965 «Антимиры» по поэзии Андрея Вознесенского. Постановка Юрия Любимова – «Баллада-диссертация (Носы)»
1965 «Десять дней, которые потрясли мир» по Джону Риду. Постановка Юрия Любимова – От театра, Пьеро, Первый крестьянин, Расклейщик афиш, Оратор
1965 «Павшие и живые», песни на военные стихи.  Постановка Юрия Любимова – «Сороковые-роковые», «Диктатор-завоеватель»
1966 «Жизнь Галилея» Бертольта Брехта. Постановка Юрия Любимова – Маленький монах
1967 «Послушайте!». Постановка Юрия Любимова – Лирический Маяковский
1968 «Живой» по повести Бориса Можаева. Постановка Юрия Любимова – Фёдор Кузькин (возобновление в 1989 году, спектакль разрешили к постановке только 20 лет спустя)
1969 «Мать» по мотивам романа Максима Горького. Постановка Юрия Любимова – Андрей Находка
1970 «Берегите ваши лица» по поэзии Андрея Вознесенского. Постановка Юрия Любимова

Валерий Золотухин в образе Пети Трофимова

1970 «Что делать» по роману Николая Чернышевского. Постановка Юрия Любимова – Лопухов
1972 «Под кожей статуи Свободы» Евгения Евтушенко. Постановка Юрия Любимова – Студент, изображающий Раскольникова, Задумчивый студент
1973 «Товарищ, верь…». Постановка Юрия Любимова – за Пушкина
1975 «Вишнёвый сад» Антона Чехова. Постановка Анатолия Эфроса – Петя Трофимов
1977 «Мастер и Маргарита» по Михаилу Булгакову. Постановка Юрия Любимова – Мастер (ввод в 2000 году)
1980 «Дом на набережной» по роману Юрия Трифонова. Постановка Юрия Любимова – Вадим Глебов
1981 «Владимир Высоцкий». Постановка Юрия Любимова
1982 «Борис Годунов» Александра Пушкина. Постановка Юрия Любимова – Самозванец
1985 «На дне» Максима Горького. Постановка Анатолия Эфроса – Васька Пепел
1986 «Мизантроп» Жана-Батиста Мольера. Постановка Анатолия Эфроса – Альцест
1989 «Пир во время чумы» по «Маленьким трагедиям» Александра Пушкина. Постановка Юрия Любимова – Мефистофель, Герцог, Дон Гуан, Фауст
1990 «Самоубийца» Николая Эрдмана. Постановка Юрия Любимова – Первый
1993 «Живаго (доктор)» по роману Бориса Пастернака. Постановка Юрия Любимова – Юрий Живаго
1995 «Медея» Еврипида. Постановка Юрия Любимова – Креонт, царь Коринфа
1998 «Марат и маркиз де Сад» Петера Вайса. Постановка Юрия Любимова – Маркиз де Сад
1998 «Шарашка», главы романа «В круге первом» Александра Солженицына. Постановка Юрия Любимова – Дядя Авенир, Прянчиков, Спиридон Егоров
2000 «Театральный роман» по мотивам сочинений Михаила Булгакова. Постановка Юрия Любимова – Иван Васильевич
2003 «До и после» по произведениям русских поэтов. Постановка Юрия Любимова – Чехов, Сологуб, Бродский
2010 «Мёд» Тонино Гуэрры. Постановка Юрия Любимова – Два брата
2012 «Король умирает» Эжена Ионеско. Постановка Кшиштофа Занусси – Король Беранже Первый

Валерий Золотухин в образе Городничего в спектакле МТА «Ревизор»

Центральный академический театр Российской армии:
1989 «Павел I» Дмитрия Мережковского. Постановка Леонида Хейфица – Павел

Театрально-концертный зал Государственного музея Владимира Высоцкого:
1999 «Моцарт и Сальери» по «Маленьким трагедиям» Александра Пушкина. Постановка Андрея Максимова – Сальери

Театр Антона Чехова:
2000 «Цена» Артура Миллера. Постановка Леонида Трушкина – Виктор Франц
2001 «Шалопаи, или Кин IV» Григория Горина. Постановка Леонида Трушкина – Эдмунд Кин

«Театр Луны»:
2010 «Прокурорская притча» Александра Звягинцева. Постановка Сергея Проханова – Судья

Театр «Модерн»:
2010 «Счастливое событие» Славомира Мрожека. Постановка Светланы Враговой – Генерал

Валерий Золотухин в образе Деда в спектакле МТА «Праздники детства»

Молодёжный театр Алтая:
2003 «На дне» Максима Горького. Постановка Алексея Песегова  – Лука (смотреть)
2007 «Ревизор» Николая Гоголя. Постановка Андрея Черпина – Городничий (смотреть)
2009 «Праздники детства» по рассказам Василия Шукшина «Из детских лет Ивана Попова». Постановка Марата Свободного – Дед (смотреть)
2012 «С любимыми не расставайтесь» Александра Володина. Постановка Дмитрия Егорова  – Судья

Государственный музей Александра Пушкина:
2007 «Сказка о рыбаке и рыбке» Александра Пушкина. Постановка Андрея Беркутова – Рассказчик

Московский независимый театр:
2006 «Собачье сердце» по повести Михаила Булгакова. Постановка Валерия Золотухина – Профессор Преображенский
2010 «Все мои сыновья» Артура Миллера. Постановка Кшиштофа Занусси – Джо Келлер

Награды

Медаль «За освоение целинных земель»
Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»(1970)
Медаль «Ветеран труда», Орден святого благоверного князя Даниила Московского III степени (2003)
Лауреат премии Алтайского Демидовского фонда в номинации «Прославляющий Алтай» (2003)
Медаль «За заслуги перед обществом» (2007)
Памятный знак «Медаль имени Василия Николаевича Хитрово» (2011)
Орден «За заслуги перед Алтайским краем» II степени (2011, «за многолетний добросовестный труд и большой личный вклад в развитие культуры Алтайского края и в связи с юбилеем»)

Фильмография

Валерий Золотухин в фильме «Интервенция»

1965 «Пакет» – красноармеец Петька Трофимов
1967 «Интервенция» (фильм вышел на экраны в 1987 году) – Евгений Ксидиас, предатель-прапорщик
1968 «Хозяин тайги» – участковый, старшина Василий Серёжкин
1969 «Цветы запоздалые» – князь Приклонский, Егорушка
1970 «Салют, Мария!» – Нестор Махно
1970 «О друзьях-товарищах» – Владимир Михайлович Горский, ответственный секретарь МГК РКП(б)
1971 «Пропажа свидетеля» – участковый, лейтенант Василий Фокич Серёжкин
1971 «Жизнь и смерть дворянина Чертопханова» – Яков Турок, странствующий певец
1971 «Бег» – певец
1971 «Бумбараш» – Бумбараш
1973 «Берега» – Сашка, киномеханик
1973 «О тех, кого помню и люблю» – Егор Степанович Васильев, старший лейтенант, командир батальона
1973 «Каждый день доктора Калинниковой» – Евгений Дмитриевич Бибиков, проверяющий из министерства

Валерий Золотухин и Владимир Высоцкий в фильме «Хозяин тайги»

1974 «Царевич Проша» – плут Лутоня
1975 «Весна 29-го года» – Григорий Гай, директор строительства тракторного завода
1975 «На всю оставшуюся жизнь» – дядя Саша, санитар
1975 «Единственная» – Коля Касаткин
1975 «Военные сороковые» – Валерий Золотухин (камео)
1976 «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» – Филька
1977 «Смешные люди!» – парикмахер Макарушка
1977 «Эти невероятные музыканты, или Новые сновидения Шурика» – Валерий Золотухин (камео)
1978 «Завьяловские чудики» (новелла «Версия») – Санька Журавлёв
1978 «Предварительное расследование» – капитан Василий Фокич Серёжкин
1979 «Маленькие трагедии» – Моцарт
1979 «Ярость» – Карпенко
1980 «Линия жизни» – Орлов
1980 «Тайное голосование» – Иван Фомич Лукаш, заведующий пилорамой, сын председателя колхоза

Валерий Золотухин в фильме «Бумбараш»

1980 «Художник из Шервудского леса» – Гилберт
1981 «Наше призвание» – Михаил Гаврилович Григорьев (Михгав), учитель обществоведения
1982 «Яблоко на ладони» – Василий, отец Веры
1982 «Чародеи» – Иван Степанович Киврин
1982 «Мать Мария» – русский пленный
1982 «Остров сокровищ» – Бен Ганн
1982 «Детский мир» – Чатыркин, покупатель
1983 «Средь бела дня…» – Константин Михайлович Мухин
1983 «Демидовы» – Пантелей
1984 «Мёртвые души» – почтмейстер Иван Андреевич и капитан Копейкин
1984 «И вот пришёл Бумбо…» – Костя
1985 «Человек с аккордеоном» – Дмитрий Громцев
1985 «Три процента риска» – Иннокентий Сигизмундович Капчинский, лётчик-испытатель
1986 «Чичерин» – матрос Панкин
1986 «Я – вожатый форпоста» – Михаил Гаврилович Григорьев (Михгав)
1986 «Трава зелена» – Николай
1987 «Сын» – Матвей Георгиевич Погорелов
1987 «Десять дней, которые потрясли мир» – безымянный персонаж

Валерий Золотухин в фильме «Маленькие трагедии»

1987 «Песнь о Великом походе» – чтец
1987 «Апелляция» – Николай Викторович Рыбченко, директор совхоза
1990 «Захочу – полюблю» – Виктор
1990 «Уроки в конце весны» – тюремный банщик
1991 «Говорящая обезьяна» – Иван Иванович Мишуткин, ветеринар
1992 «Как живёте, караси?» – профессор Дмитрий Никитович Тищенко
1992 «Вальс золотых тельцов» – безымянный персонаж
1993 «Охламон» – подполковник
1994 «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» – парторг колхоза Килин
1997 «Не валяй дурака…» – Иван Таратайкин
1999 «Борис Годунов» – Григорий Отрепьев
2002 «Театральный роман» – Ксаверий Борисович Ильчин, режиссёр учебной сцены
2003 «Участок» – Семён Миронович, старик по прозвищу «Хали-Гали»
2003 «Спас под берёзами» – Толян Жмухин
2004 «Ночной дозор» – отец Кости, вампир, работающий мясником
2004 «Легенда о Кащее, или В поисках Тридесятого царства» – Велес
2004 «Звездочёт» – Валерий Золотухин (камео)

Валерий Золотухин в фильме «Единственная»

2005 «Брежнев» – Игорь, егерь в Завидово
2005 «Мастер и Маргарита» – Босой Никанор Иванович, председатель жилтоварищества
2005 «Адъютанты любви» – Александр Суворов
2005 «Талисман любви» – Илларион Дронов
2005 «Счастье ты моё» – Климушкин
2005 «Сыщики районного масштаба» – безымянный персонаж
2005 «Не родись красивой» – таксист
2005 «Дневной дозор» – вампир, отец Кости
2005 «Птицы небесные» – Феликс
2005 «Рождественские истории» – безымянный персонаж
2005 «Ночной базар» – безымянный персонаж
2005 «Убойная сила 6» (серия «Мыс доброй Надежды») – Юрий Данилов
2006 «Студенты International» – Лукин
2007 «Софи» (новелла «Рождественская девочка») – Михаил Михайлович, редактор газеты
2007 «1612» – столпник
2007 «Смерть шпионам!» – Полозов Константин Макарович
2007 «Миллионер поневоле» – Григорий Курёхин
2007 «Завещание Ленина» – Пантюхов, доктор-зек
2007 «Полонез Кречинского» – Иван Сидоров
2008 «Парадокс» – завхоз
2009 «Приказано уничтожить!» Операция: «Китайская шкатулка» – Адольф Гитлер
2009 «Чёрная молния» – Павел Владимирович Перепёлкин, изобретатель, учёный, создатель «Чёрной Молнии»
2009 «Дом для двоих» – Пётр Васильевич

Валерий Золотухин в фильме «Вий»

2009 «При загадочных обстоятельствах» – начальник уголовного розыска Иван Борисович Старый
2009 «Доки» – Павел Иванович Грозный, учитель словесности
2010–2013 «Ефросинья» – дед Прохор Игнатьевич
2010 «Иванов» – Иван Сидоров, юродивый
2010 «Утомлённые солнцем 2: Предстояние» – Пендюрин, капитан баржи «Красного креста»
2010 «Снайпер» – отец Буховцева
2010 «Ярослав. Тысячу лет назад» – Чурила
2011 «Пять невест» – Рыжий дед
2011 «Ярость» (фильм «Сопроводитель») – отец Андрей
2012 «Бригада: наследник» – Швед, главарь бандитской группировки
2013 «Краплёный» – Гаврилыч
2013 «В России идёт снег» – Тимофеев
2013 «Повороты судьбы» – Иван Петрович
2014 «Вий» – Явтух

Дубляж

1960 «Квартира» – Си Си «Бад» Бакстер (Джек Леммон)
1971 «12 стульев» – Остап Бендер (вокал) (Арчил Гомиашвили)
1973 « Иван Васильевич меняет профессию» – Жорж Милославский (вокал) (Леонид Куравлёв)
2008 «Особо опасен» – Пекварски (Теренс Стэмп)
2009 «9» – Второй (Мартин Ландау)

Фотоальбом «Валерий Золотухин. Детские годы»
Фотоальбом «Валерий Золотухин. Студенческие годы, ГИТИС»
Фотоальбом «Валерий Золотухин в спектакле «Собачье сердце» Михаила Булгакова»
Фотоальбом «Открытие мемориальной доски Валерия Золотухина»

Новости

15.06.2019

«Театр.»: Виктор Рыжаков проведёт режиссёрскую лабораторию на Алтае

10.06.2019

«Алтайская правда»: манифест поколения

07.06.2019

В Молодёжном театре Алтая пройдёт прослушивание в труппу

05.06.2019

Официальный сайт Алтайского края: в Молодёжном театре Алтая пройдёт творческая лаборатория для молодых режиссёров

04.06.2019

«Алтайская правда»: Союз театральных деятелей назвал лучших актёров сезона

31.05.2019

«Алтапресс»: в Молодёжном театре Алтая поставили «Бойцовский клуб»

30.05.2019

«Катунь 24»: «Бойцовский клуб» покажут в Молодёжном театре Алтая

«Театр.»: Виктор Рыжаков проведёт режиссёрскую лабораторию на Алтае

С 22 по 28 июня в Молодежном театре Алтая пройдет лаборатория #ВСМЫСЛЕ — «Новая режиссура и современная драматургия для молодежи». Шесть магистрантов ЦИМа и Школы-студии МХАТ создадут эскизы спектаклей по современным пьесам.

Руководителем лаборатории выступает театральный режиссер, художественный руководитель Центра имени Всеволода Мейерхольда, руководитель Магистратуры ЦИМа Виктор Рыжаков при участии театроведа, критика, лауреата театральных премий «Дебют» и «Чайка», арт-директора ЦИМа Елены Ковальской.

«Лучшая работа станет полноценным спектаклем, который войдет в репертуар театра имени Валерия Золотухина. Его премьера состоится в следующем театральном сезоне, а режиссером выступит победитель конкурса. — заявили в Алтайском театре. — Мы надеемся, что проект познакомит жителей Барнаула с талантливыми молодыми режиссерами, способными реализовывать самые смелые творческие задачи».

Показы эскизов пройдут 27 и 28 июня. После каждой презентации творческая группа будет защищать свои работы на открытых обсуждениях с участием зрителей, модератора проекта и приглашенного театрального критика.

В программу лаборатории вошли эскиз Евгения Саргина по пьесе Ришата Мухтарова «Протест», эскиз Дмитрия Мышкина по пьесе Ксении Савельевой «Аркаша больше не косячит», эскиз Галины Зальцман по пьесе Ирины Васьковской и Дарьи Уткиной «Дар моей невинности». 28 июня на лаборатории #ВСМЫСЛЕ будут представлены эскиз Евгения Маленчева по пьесе Марии Малухиной «Церковь пресвятого Макчикена», эскиз Родиона Барышева по пьесе Анастасии Букреевой «Ганди молчал по субботам», а также эскиз Бениамина Коца по пьесе Керен Климовски «Мой папа — Питер Пэн».

Арсений Иванов

Источник: «Театр.»

«Алтайская правда»: манифест поколения

В театрах региона завершается сезон. Последней премьерой в краевой столице стала чрезвычайно эффектная пластическая драма «Бойцовский клуб» по культовому роману Чака Паланика.

Судя по реакции первых зрителей, новый спектакль режиссера Максима Соколова и хореографа Екатерины Культиной определенно стал событием. А в Молодежном театре Алтая говорят, что никогда не видели в зрительном зале такое количество мужчин в возрасте чуть за тридцать – едва ли не каждый третий! (Все-таки театр у нас считается специфически женской историей, куда зрители-мужчины попадают в качестве спутников.) Впрочем, именно для этой аудитории и готовил свою постановку петербургский режиссер.

«Текст Паланика мы превратили в манифест, посвященный поколению 30-летних. Это поколение неслучившихся героев. Детей, которых бросили отцы. И они пытаются существовать в зажиревшем обществе потребления» – так вкратце объясняет свою идею Максим Соколов, добавляя, что книга и его спектакль вовсе «не о зверствах».

Насчет книги, наверное, можно поспорить, а вот спектакль и правда о другом. О человеке, увязшем в рутине, утратившем (если вообще когда-то понимавшем) смысл своего существования. О попытке вырваться за рамки чужих ожиданий и приблизиться к настоящему себе. Кстати, чтобы узнать в спектакле свою жизнь и свою подспудную боль, совершенно необязательно быть тридцатилетним мужчиной. Но стоит признать, что именно с этим зрителем барнаульские театры давно не разговаривали столь откровенно.

Главный герой, обычный клерк по имени Джек (его играет Дмитрий Борисов), встречает таинственную личность – харизматичного Тайлера Дёрдена (Александр Савин), под его влиянием решает порвать со своей вполне буржуазной жизнью и идти по пути саморазрушения, достичь самого дна. Кто читал Паланика (или видел экранизацию Финчера), знает, что Тайлер лишь плод болезни, диссоциативного расстройства личности главного героя. Впрочем, в спектакле это метафора, как и масса других сюжетных подробностей.

Действо разбито на условные главы, названия которых высвечиваются на проекционном экране позади сцены: «Ты – не твоя семья», «Ты – не твои проблемы», «Ты – не твоя работа», «Ты – не тот, кем себя считаешь». Собственно, проекционный экран и шведская стенка – единственная декорация. Еще вдоль этой стенки сидят рядочком фигуры в человеческий рост, одетые в черное, в надвинутых на лица капюшонах. Ровно так же выглядят вначале почти все мужчины в спектакле – одинаково одетые, рыхлые и неловкие из-за специальных толщинок под костюмами.

Для одного эпизодического персонажа – противного босса главного героя – создали целый «голый» костюм толстяка. И «вылупление» артиста из горловины этой рыхлой туши – один из самых потрясающих пластических эпизодов спектакля: он не только очевидно отсылает к процессу появления изящного насекомого из жирной личинки, но и напоминает о босховских монстрах, пожирающих грешников.

Что представляется отдельно значимым для сценической версии этой очень мужской книги – женское присутствие в спектакле режиссер не ограничил фигурой Марлы Сингер – любовницы Тайлера и заклятого врага Джека (ее играет Юлия Юрьева). Здесь есть яркая работа Ксении Кепп, сыгравшей Внутреннее животное, и потрясающая Рассказчица (Любовь Хотиёва) – то сочувственная медсестра, то суровый тренер, то расхристанная отчаявшаяся душа.

Любовь Крапова

Источник: «Алтайская правда»

В Молодёжном театре Алтая пройдёт прослушивание в труппу

В Молодёжном театре Алтая, одном из ведущих молодёжных театров Сибири, состоится прослушивание выпускников профильных вузов по специальности «Актёр театра и кино» и только профессиональных артистов до 40 лет. Это реальный шанс попасть в труппу МТА, выступать на большой сцене с ведущими мастерами театра, играть в спектаклях разных жанров по классической и современной драматургии.

К творческому конкурсу кандидатам необходимо подготовить стандартную программу для прослушивания: проза, танец, вокальный номер и так далее. Наличие портфолио только приветствуется.

Прослушивание состоится 20 июня в театре. Запись идёт по телефонам: +7 (3852) 50-16-99 и +7 906 961 0542. Для тех, кто не сможет попасть на прослушивание в этот день, организуют второй тур. Он намечен на 29 июля.

Отбор в труппу Молодёжного театра Алтая на новый сезон будет идти только по итогам прослушивания. Не упустите эту возможность попасть в дружный творческий коллектив.

Официальный сайт Алтайского края: в Молодёжном театре Алтая пройдёт творческая лаборатория для молодых режиссёров

С 22 по 28 июня в Молодежном театре Алтая будет работать творческая лаборатория «Новая режиссура и современная драматургия для молодежи» под руководством режиссера, художественного руководителя Центра имени Всеволода Мейерхольда Виктора Рыжакова и при участии театроведа и критика, лауреата театральных премий «Дебют» и «Чайка», арт-директора Центра имени Всеволода Мейерхольда Елены Ковальской.

Программа
творческой лаборатории «Новая режиссура и современная драматургия для молодёжи»

Участниками проекта #ВСМЫСЛЕ станут шесть молодых режиссеров, обучающихся в международной магистратуре при Центре имени Всеволода Мейерхольда и Школе-студии МХАТ. В эскизах спектаклей по пьесам современных драматургов будут заняты артисты Молодежного театра Алтая.

Показы эскизов спектаклей пройдут 27 и 28 июня. После каждого представления творческая группа будет защищать отрывки на открытых обсуждениях с участием зрителей, модератора проекта и приглашенного театрального критика.

Лучший, по мнению экспертов, эскиз станет спектаклем, который войдет в репертуар Молодежного театра Алтая. Премьера состоится в следующем театральном сезоне, сообщают в театре.

Источник: Официальный сайт Алтайского края

«Алтайская правда»: Союз театральных деятелей назвал лучших актёров сезона

Алтайское краевое отделение Союза театральных деятелей России подвело итоги сезона и определило исполнителей лучших ролей в театрах Барнаула и Алтайского края.

По итогам голосования, лучшую женскую роль I плана в сезоне 2018-2019 сыграла актриса краевого театра драмы Анастасия Южакова (спектакль «Время женщин»). За лучшую мужскую роль I плана наградят заслуженного артиста России Валерия Лагутина (спектакль «Русская народная почта», Молодежный театр Алтая).

Артисты театра драмы Лена Кегелева и Антон Кирков отмечены за роли II плана в весенней премьере «Самоубийца». А лучшие эпизодические роли в сезоне сыграли артисты МТА – Анатолий Новокрещенных (Старик в спектакле «Кысь») и Анастасия Данилова (Сара Рут в «Удивительном путешествии кролика Эдварда»).

Самыми заметными дебютантами стали Геннадий Тихонов (Лорд Горинг в недавней премьере театра драмы «Идеальный муж») и Владимир Кулигин за роль в спектакле МТА Wonderboy, в котором зрители так и не увидели его лица.

Любовь Карпова

Источник: «Алтайская правда»

«Алтапресс»: в Молодёжном театре Алтая поставили «Бойцовский клуб»

МТА показал спектакль по роману Чака Паланика «Бойцовский клуб». Его поставил режиссер из Санкт-Петербурга Максим Соколов. Это история обычного клерка Джека, у которого больше нет сил существовать.

Он заперт в ловушке собственного сознания, он хочет изменить свою жизнь, но боится. В какой-то момент он начинает битву с самим собой и обстоятельствами, вступая в бойцовский клуб, где каждый может подраться просто так.

«Бойцовский клуб» в МТА показывают с ограничением 18+. На самом деле это скорее 30+ – история обо всех, кто так хотел стать героем, но не получилось, кто погряз в вещизме и рутинной, вынужденной работе, кто втайне мечтает взорвать свою квартиру и пустить пулю в лоб ненавистному боссу.

Соколов выбрал жанр, в котором редко работают в драматических театрах, – пластическую драму. Она предполагает игру всем телом от макушки до пят. Физически актеры МТА превзошли сами себя: большую часть спектакля они скачут по сцене в тяжелых и неудобных костюмах.

Спектакль острый как вскрытая консервная банка. Когда зритель поймет, что это про него (а это произойдет минут через пять после начала), то где-то внутри у него будет немного саднить. Не считая оранжевого подъемника, «Бойцовский клуб» монохромен, с вкраплениями телесного цвета. И это позволяет зрителю сосредоточиться на действии. Причем, визуальных эффектов в спектакле предостаточно.

Спектакль громкий, кричат там почти все. А как не кричать, если ты вконец отчаялся. Вместе с героем зритель отправляется в путешествие к потаенным уголкам своей души, где есть место плохо скрываемой агрессии и грубости.

МТА в очередной раз вышел за рамки привычного, сделал то, чего еще никогда не было в Барнауле. Спектакль покажут 31 мая. Тем, кто не успел купить билеты, придется ждать до следующего сезона. За билеты тоже приходится сражаться.

Надежда Тиунова

Источник: «Алтапресс»

смотреть фото

«Катунь 24»: «Бойцовский клуб» покажут в Молодёжном театре Алтая

Первое правило бойцовского клуба – не рассказывать о бойцовском клубе. А мы расскажем об одноименной постановке петербургского режиссера Максима Соколова по мотивам романа Чака Паланика. На закрытом предпоказе спектакля в Молодежном театре Алтая побывала наша съемочная группа.

Спортивный зал, русский рэп и уличные бои. Такое на сцене классического театра точно не увидишь. По словам режиссера постановки Максима Соколова, по форме спектакль не будет похож ни на роман Чака Паланика, ни на одноименный фильм Дэвида Финчера. Но главная идея останется неизменной.

Работали над спектаклем полтора месяца. На репетициях актеры спектакля освоили сложную пластическую партитуру и работали с текстом в постоянном движении. Жанр спектакля – пластическая драма. Есть много сцен, где нужно показать хорошую физическую форму. За драки и танцы отвечал хореограф из Северной столицы Екатерина Культина.

Над тем, кто будет играть главные роли, режиссер Максим Соколов долго не думал. В сентябре прошлого года он уже ставил спектакль Wonder boy на сцене Молодежного театра и уже тогда знал, кто будет на сцене в следующем. Главных героев, Джека, Тайлера и Марлу, сыграли Дмитрий Борисов, Александр Савин и Юлия Юрьева. Роль рассказчика в постановке досталась Александру Чумакову.

По словам режиссера, спектакль для тех, кто хотел бы изменить свою жизнь. Премьера «Бойцовского клуба» сегодня и завтра в 18:30.

Источник: «Катунь 24»

смотреть видео

Афиша
Новости
Соцсети