WP_Term Object
(
    [term_id] => 59
    [name] => В. Золотухин
    [slug] => valerij-zolotuxin
    [term_group] => 0
    [term_taxonomy_id] => 59
    [taxonomy] => category
    [description] => 
    [parent] => 6
    [count] => 1
    [filter] => raw
    [term_order] => 1
    [cat_ID] => 59
    [category_count] => 1
    [category_description] => 
    [cat_name] => В. Золотухин
    [category_nicename] => valerij-zolotuxin
    [category_parent] => 6
)

В. Золотухин

Валерий Золотухин

Валерий Сергеевич Золотухин родился 21 июня 1941 года в селе Быстрый Исток Быстроистокского района Алтайского края. Отец – Сергей Илларионович – прошёл всю войну, был несколько раз ранен, после возвращения с фронта много лет проработал председателем колхоза. Мать – Матрёна Федосеевна – работала на почте. Кроме Валерия, у Золотухиных было ещё трое детей.

В шесть лет Валерий Золотухин сломал ногу, выпав из окна детского садика. Год лечения в местной деревенской больнице ничего не дал. Доктора в Барнауле поставили неутешительный диагноз: костный туберкулёз. Следующие три года, с 1948 по 1951, мальчик провёл на больничной койке детского туберкулёзного санатория в Чемале Горного Алтая.

После выписки из санатория ещё долгое время, с четвёртого по девятый класс, Валерий Сергеевич ходил на костылях и бросил их уже в последнем, выпускном классе, начав готовить себя к карьере артиста. Он активно участвовал в местной самодеятельности.

Школьники в Детском кожно-туберкулёзном санатории

Важную роль в становлении личности Bалерия Золотухина в юношеские годы сыграл Владимир Фомин – школьный учитель, на многие годы ставший духовным наставником, товарищем, первым и бескомпромиссным критиком литературных произведений Валерия Сергеевича и его работ в кино. Под своим именем Владимир Фомин стал одним из персонажей повести «Дребезги», а в романе «21-й километр» Bалерий Золотухин вывел его в образе Алексахина, оставив имя и отчество Фомина – Владимир Степанович – своему автобиографическому герою народному артисту Шелепову.

В июле 1958 Bалерий Золотухин приехал в Барнаул, где успешно сдал вступительные экзамены в музыкальное училище. 25 августа 1958 года он стал студентом отделения музыкальной комедии Государственного института театрального искусства (ГИТИС). С первого дня в институте Валерий Сергеевич, по совету преподавателей, начал вести дневник, который дополнял всю свою жизнь.

Документальный фильм «Исток»

В 1963 году, ещё будучи студентом-пятикурсником ГИТИСа, Bалерий Золотухин по приглашению своего педагога Ирины Анисимовой-Вульф начал работу в Государственном академическом театре имени Моссовета, прослужив один сезон. Уже в 1964 году Валерий Сергеевич перешёл в труппу только что образованного Московского театра драмы и комедии на Таганке и вскоре стал одним из ведущих артистов, членом худсовета театра. Именно на таганской сцене алтайский актёр сыграл свои главные роли.

В 1965 году Валерий Золотухин впервые снялся в кино, сыграв Петра Трофимова в историко-приключенческом фильме «Пакет». Эта роль принесла артисту первую известность.

Большой успех у зрителей имела лента «Хозяин тайги» 1968 года, где артист сыграл участкового Серёжкина. В этой картине Валерий Сергеевич работал в паре со своим другом Владимиром Высоцким.

ГИТИС. Июнь 1961 года

В 1971 году на экраны вышла музыкальная комедия о гражданской войне «Бумбараш», в которой актёр сыграл главную роль и исполнил песни на стихи Юлия Кима. Фильм принёс Валерию Золотухину огромную популярность и стал на долгие годы его визитной карточкой.

С 2003 года Валерий Золотухин принял на себя художественное руководство Алтайским государственным театром для детей и молодёжи. Под его началом в Молодёжном театре Алтая осуществили ряд крупных театральных проектов, получивших широкий культурный и общественный резонанс. Артист занимался и воспитанием нового поколения актёров, проводил занятия со студентами Алтайской государственной академии культуры и искусств.

С июля 2011 года Валерий Сергеевичч – директор и художественный руководитель Театра на Таганке. С октября 2012 года – директор Театра на Таганке.

5 марта 2013 года стало известно, что Валерий Золотухин тяжело болен и находится в реанимации Российского научного центра рентгенорадиологии. Глава департамента культуры Москвы Сергей Капков подписал заявление об уходе с поста директора Театра на Таганке Валерия Золотухина, попросившего освободить его от должности по состоянию здоровья.

 

Фильм «Бумбараш». Первая серия

Фильм «Бумбараш». Вторая серия

Утром 30 марта 2013 артист скончался на 72-м году жизни. Прощание с Валерием Золотухиным состоялось 2 апреля в Москве, в Театре на Таганке, 4 апреля в Барнауле, в Молодёжном театре Алтая. Артиста похоронили 5 апреля, согласно его воле, на территории построенного его усилиями и на его сбережения Храма Покрова Пресвятой Богородицы в алтайском селе Быстрый Исток, где он родился.

Общественная деятельность

На Пикете в Сростках с земляками

Валерий Золотухин активно занимался просветительской и художественной работой в Алтайском крае. С момента зарождения традиции проведения Шукшинских чтений он был частым участником мероприятий на горе Пикет. Будучи связанный дружескими и творческими узами с актёром Михаилом Евдокимовым, Валерий Сергеевич активно поддерживал традицию проведения на Алтае регионального фестиваля народного творчества и спорта «Земляки» имени Михаила Евдокимова.

Особой заботой Валерия Золотухина было развитие его родного села Быстрый Исток. С начала 1990-х он вёл сбор средств на строительство церкви. Храм Покрова Пресвятой Богородицы строили 14 лет, его освятили в 2003 году. Этот год в жизни Быстрого Истока был отмечен ещё одним событием — рождением Покровского фестиваля, который стал настоящим явлением культурной жизни региона.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Быстром Истоке

По традиции фестивали в Быстром Истоке начинаются с богослужения в храме в праздничный день Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября и завершаются крестным ходом. В программу входят спортивные соревнования, выступления коллективов детской художественной самодеятельности, выставка произведений народных умельцев, встречи московских и алтайских актёров со зрителями. В 2015 году в Быстром Истоке впервые состоялся Фестиваль детского театрального творчества имени Валерия Золотухина «Исток». С тех пор его организовывают ежегодно.

Работы в кино

После невероятного успеха «Бумбараша» Валерий Золотухин стал одним из самых востребованных актёров отечественного кино. Именно в 1970-е  артист создал большое количество запоминающихся ярких образов. За 10 лет он снялся в 18 картинах: «О друзьях-товарищах» (1970), «Салют, Мария!» (1970), «Пропажа свидетеля» (1971), «Бег» (1971), «Берега» (1973), «О тех, кого помню и люблю» (1973), «Царевич Проша» (1974), «Единственная» (1975), «На всю оставшуюся жизнь» (1975), «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» (1976), «Любовь Яровая» (1977), «Предварительное расследование» (1978), «Маленькие трагедии» (1979) и других.

В 1980-1990-е годы артист исполнил запоминающиеся роли в фильмах «Чародеи» (1982), «Демидовы» (1983), «Человек с аккордеоном» (1985), «Солдат Иван Чонкин» (1994), «Не валяй дурака…» (1998) и так далее.

Фильм «Пакет»

В 2000-е годы Валерий Золотухин вернулся к активному участию в кино- и телепроектах. Начало нового периода кинотворчества артиста положил сериал «Участок» (2003), где Валерий Сергеевич сыграл старика по прозвищу Хали-Гали. Вслед за этим он продемонстрировал актёрское мастерство на съемках фильмов Тимура Бекмамбетова «Ночной дозор» (2004) и «Дневной дозор» (2006), в которых сыграл вампира. Валерий Золотухин принял участие и в постановке экранизации романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» (2005), исполнив роль Босого, снялся в картине Владимира Хотиненко «1612» в роли столпника. В последние годы жизни востребованность Валерия Золотухина в кинематографе обрела взрывной характер: в 2009 он принял участие в фильмах «Чёрная молния», «Иванов», «Приказано уничтожить», «В России идёт снег», «Вий. Возвращение», в 2010 году фильмография артиста пополнилась ролями в фильмах «Утомлённые солнцем 2. Предстояние», «Свадьба. Дело. Смерть», «Папа Гамлета», «Доки», «Ярослав», «Ефросинья» и «Снайпер».

Литературное творчество

«На Исток-речушку, к детству моему»

Атмосфера творчества и свободы, созданная и поддерживаемая главным режиссёром Московского театра драмы и комедии на Таганке Юрием Любимовым, способствовала развитию в театре духа ренессанса. Многие артисты стремились проявить себя сразу в нескольких областях искусства. В такой ситуации писательский дар Валерия Золотухина нашёл благодатную почву для своего роста и расцвета.

К 1968 году он написал рассказы «Старики», «Иван, поляк и карьера», «Три монолога Таньки-стюардессы», начал повесть «Дребезги». Но газеты и журналы не шли навстречу молодому автору. Первым откликнулся журнал «Советский экран». В №1 за 1973 год опубликовали рассказ Валерия Золотухина «Пой, Вовка…», представлявший собой отрывок из повести «На Исток-речушку, к детству моему». Целиком всю повесть опубликовали в этом же году в №6 журнала «Юность». Именно в «Юности» в 1980-90-е годы напечатали самые известные произведения Валерия Сергеевича («Дребезги», «Земляки», «Комдив четырнадцатый», «Похоронен в селе…»), начали публиковать роман «21-й километр». Уже в 2000-х годах артист стал членом редакционного совета этого журнала.

В 1978 году в издательстве «Молодая гвардия» вышла в свет первая книга Валерия Золотухина – небольшой сборник «На Исток-речушку, к детству моему», включавший две повести. Вскоре в журнале «Новый мир» появилась благожелательная рецензия Юрия Щеглова, содержащая наряду с отдельными замечаниями целый ряд похвал в адрес автора.

«Пляши, брат, – где-нибудь играют… Проза разных лет»

В литературном творчестве Bалерия Золотухина отчётливо выделяются два направления: художественная проза и проза дневниковая. Каждое из этих направлений имеет свои хронологические рамки. Если в 1970-80-е годы в творчестве артиста преобладала художественная проза, то 1990-2000-е годы писатель почти целиком посвящает своё время работе над дневниковой прозой. Впрочем, оба направления достаточно тесно связаны друг с другом. Художественная проза автобиографична, нередко включает выдержки из дневников, в то же время дневники писателя часто содержат лирические отступления и размышления автора, так что отдельные части их вполне можно рассматривать в качестве самостоятельных художественных произведений.

Художественная проза Валерия Золотухина представлена повестями, рассказами, очерками, а также незавершённым романом «21-й километр».

«Павел I. Дневники»

Главной темой, к которой прежде всего обращался Валерий Золотухин, – тема происхождения дара, таланта («На Исток-речушку…», «Дребезги», «Прими привет, Расми Халидович!», «Мой Лемешев» и другие). Истоки дара в разные годы алтайский писатель видел то в малой родине, семье («На Исток-речушку…», «Дребезги»), то в духовной силе народа («Похоронен в селе…»).

Bалерий Золотухин принадлежал к числу немногих российских писателей, сделавших театр одной из главных тем своих произведений. Повседневная жизнь театра, протекающая на сцене и за кулисами, отношения между актёрами, история театральных постановок лежат в центре целого ряда рассказов и очерков, а также романа «21-й километр». Несмотря на преобладание этих тем, в целом тематика литературного творчества Валерия Сергеевича ими не ограничивается. Писатель в своих произведениях затрагивал много социально значимых тем: уход молодёжи из села («Дребезги»), сталинские репрессии («Рассказы бабки Екатерины»), непарадная сторона освоения целины («Дребезги»), антиалкогольная кампания середины 80-х годов и другие.

Дневниковая проза Bалерия Золотухина представлена повестью «Всё в жертву памяти твоей» (1991), книгами «Секрет Высоцкого» (2000), «Таганский дневник» (2002), «На плахе Таганки» (2003), «Знаю только я» (2007), хорошо известными почитателям творчества артиста и писателя.

Библиография

Актёрское творчество

Валерий Золотухин в образе Водоноса Вана

Активную работу в кинематографе Валерий Золотухин успешно сочетал с театральной деятельностью. В 1970-1980-е годы он стал одним из ведущих актёров Московского театра драмы и комедии на Таганке. Среди его театральных героев: Водонос Ванг («Добрый человек из Сезуана»), Юнкер Грушницкий («Герой нашего времени»), Андрей Находка («Мать»), Вадим Глебов («Дом на набережной»), Петя Трофимов («Вишнёвый сад»), Григорий Отрепьев («Борис Годунов»), Фёдор Кузькин («Живой»), Юрий Живаго («Доктор Живаго»), Маркиз де Сад («Марат и маркиз де Сад»), три роли в спектакле «Пир во время чумы» – Герцог, Дон Гуан и Фауст, Альцест («Мизантроп») и другие роли актёра в спектаклях, поставленных выдающимися режиссёрами Юрием Любимовым и Анатолием Эфросом. На сцене Центрального академического театра Российской армии артист создал запоминающийся образ императора Павла

Валерий Золотухин в образе Луки в спектакле МТА «На дне»

в спектакле Леонида Хейфеца «Павел I».

Как актёр Валерий Сергеевич выступал и в Молодёжном театре Алтая. На его сцене он сыграл роли Луки в спектакле «На дне» Максима Горького (2003), Городничего в «Ревизоре» Николая Гоголя (2007), Деда в «Праздниках детства» по рассказам Василия Шукшина (2009), Судьи в спектакле «С любимыми не расставайтесь» (2012). Артист много гастролировал по Алтайскому краю.

Работы в театре

Московский театр драмы и комедии на Таганке:
1964 «Добрый человек из Сезуана» Бертольта Брехта. Постановка Юрия Любимова – Ванг, водонос
1964 «Герой нашего времени» по роману Михаила Лермонтова. Постановка Юрия Любимова – Грушницкий
1965 «Антимиры» по поэзии Андрея Вознесенского. Постановка Юрия Любимова – «Баллада-диссертация (Носы)»
1965 «Десять дней, которые потрясли мир» по Джону Риду. Постановка Юрия Любимова – От театра, Пьеро, Первый крестьянин, Расклейщик афиш, Оратор
1965 «Павшие и живые», песни на военные стихи.  Постановка Юрия Любимова – «Сороковые-роковые», «Диктатор-завоеватель»
1966 «Жизнь Галилея» Бертольта Брехта. Постановка Юрия Любимова – Маленький монах
1967 «Послушайте!». Постановка Юрия Любимова – Лирический Маяковский
1968 «Живой» по повести Бориса Можаева. Постановка Юрия Любимова – Фёдор Кузькин (возобновление в 1989 году, спектакль разрешили к постановке только 20 лет спустя)
1969 «Мать» по мотивам романа Максима Горького. Постановка Юрия Любимова – Андрей Находка
1970 «Берегите ваши лица» по поэзии Андрея Вознесенского. Постановка Юрия Любимова

Валерий Золотухин в образе Пети Трофимова

1970 «Что делать» по роману Николая Чернышевского. Постановка Юрия Любимова – Лопухов
1972 «Под кожей статуи Свободы» Евгения Евтушенко. Постановка Юрия Любимова – Студент, изображающий Раскольникова, Задумчивый студент
1973 «Товарищ, верь…». Постановка Юрия Любимова – за Пушкина
1975 «Вишнёвый сад» Антона Чехова. Постановка Анатолия Эфроса – Петя Трофимов
1977 «Мастер и Маргарита» по Михаилу Булгакову. Постановка Юрия Любимова – Мастер (ввод в 2000 году)
1980 «Дом на набережной» по роману Юрия Трифонова. Постановка Юрия Любимова – Вадим Глебов
1981 «Владимир Высоцкий». Постановка Юрия Любимова
1982 «Борис Годунов» Александра Пушкина. Постановка Юрия Любимова – Самозванец
1985 «На дне» Максима Горького. Постановка Анатолия Эфроса – Васька Пепел
1986 «Мизантроп» Жана-Батиста Мольера. Постановка Анатолия Эфроса – Альцест
1989 «Пир во время чумы» по «Маленьким трагедиям» Александра Пушкина. Постановка Юрия Любимова – Мефистофель, Герцог, Дон Гуан, Фауст
1990 «Самоубийца» Николая Эрдмана. Постановка Юрия Любимова – Первый
1993 «Живаго (доктор)» по роману Бориса Пастернака. Постановка Юрия Любимова – Юрий Живаго
1995 «Медея» Еврипида. Постановка Юрия Любимова – Креонт, царь Коринфа
1998 «Марат и маркиз де Сад» Петера Вайса. Постановка Юрия Любимова – Маркиз де Сад
1998 «Шарашка», главы романа «В круге первом» Александра Солженицына. Постановка Юрия Любимова – Дядя Авенир, Прянчиков, Спиридон Егоров
2000 «Театральный роман» по мотивам сочинений Михаила Булгакова. Постановка Юрия Любимова – Иван Васильевич
2003 «До и после» по произведениям русских поэтов. Постановка Юрия Любимова – Чехов, Сологуб, Бродский
2010 «Мёд» Тонино Гуэрры. Постановка Юрия Любимова – Два брата
2012 «Король умирает» Эжена Ионеско. Постановка Кшиштофа Занусси – Король Беранже Первый

Валерий Золотухин в образе Городничего в спектакле МТА «Ревизор»

Центральный академический театр Российской армии:
1989 «Павел I» Дмитрия Мережковского. Постановка Леонида Хейфица – Павел

Театрально-концертный зал Государственного музея Владимира Высоцкого:
1999 «Моцарт и Сальери» по «Маленьким трагедиям» Александра Пушкина. Постановка Андрея Максимова – Сальери

Театр Антона Чехова:
2000 «Цена» Артура Миллера. Постановка Леонида Трушкина – Виктор Франц
2001 «Шалопаи, или Кин IV» Григория Горина. Постановка Леонида Трушкина – Эдмунд Кин

«Театр Луны»:
2010 «Прокурорская притча» Александра Звягинцева. Постановка Сергея Проханова – Судья

Театр «Модерн»:
2010 «Счастливое событие» Славомира Мрожека. Постановка Светланы Враговой – Генерал

Валерий Золотухин в образе Деда в спектакле МТА «Праздники детства»

Молодёжный театр Алтая:
2003 «На дне» Максима Горького. Постановка Алексея Песегова  – Лука (смотреть)
2007 «Ревизор» Николая Гоголя. Постановка Андрея Черпина – Городничий (смотреть)
2009 «Праздники детства» по рассказам Василия Шукшина «Из детских лет Ивана Попова». Постановка Марата Свободного – Дед (смотреть)
2012 «С любимыми не расставайтесь» Александра Володина. Постановка Дмитрия Егорова  – Судья

Государственный музей Александра Пушкина:
2007 «Сказка о рыбаке и рыбке» Александра Пушкина. Постановка Андрея Беркутова – Рассказчик

Московский независимый театр:
2006 «Собачье сердце» по повести Михаила Булгакова. Постановка Валерия Золотухина – Профессор Преображенский
2010 «Все мои сыновья» Артура Миллера. Постановка Кшиштофа Занусси – Джо Келлер

Награды

Медаль «За освоение целинных земель»
Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»(1970)
Медаль «Ветеран труда», Орден святого благоверного князя Даниила Московского III степени (2003)
Лауреат премии Алтайского Демидовского фонда в номинации «Прославляющий Алтай» (2003)
Медаль «За заслуги перед обществом» (2007)
Памятный знак «Медаль имени Василия Николаевича Хитрово» (2011)
Орден «За заслуги перед Алтайским краем» II степени (2011, «за многолетний добросовестный труд и большой личный вклад в развитие культуры Алтайского края и в связи с юбилеем»)

Фильмография

Валерий Золотухин в фильме «Интервенция»

1965 «Пакет» – красноармеец Петька Трофимов
1967 «Интервенция» (фильм вышел на экраны в 1987 году) – Евгений Ксидиас, предатель-прапорщик
1968 «Хозяин тайги» – участковый, старшина Василий Серёжкин
1969 «Цветы запоздалые» – князь Приклонский, Егорушка
1970 «Салют, Мария!» – Нестор Махно
1970 «О друзьях-товарищах» – Владимир Михайлович Горский, ответственный секретарь МГК РКП(б)
1971 «Пропажа свидетеля» – участковый, лейтенант Василий Фокич Серёжкин
1971 «Жизнь и смерть дворянина Чертопханова» – Яков Турок, странствующий певец
1971 «Бег» – певец
1971 «Бумбараш» – Бумбараш
1973 «Берега» – Сашка, киномеханик
1973 «О тех, кого помню и люблю» – Егор Степанович Васильев, старший лейтенант, командир батальона
1973 «Каждый день доктора Калинниковой» – Евгений Дмитриевич Бибиков, проверяющий из министерства

Валерий Золотухин и Владимир Высоцкий в фильме «Хозяин тайги»

1974 «Царевич Проша» – плут Лутоня
1975 «Весна 29-го года» – Григорий Гай, директор строительства тракторного завода
1975 «На всю оставшуюся жизнь» – дядя Саша, санитар
1975 «Единственная» – Коля Касаткин
1975 «Военные сороковые» – Валерий Золотухин (камео)
1976 «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» – Филька
1977 «Смешные люди!» – парикмахер Макарушка
1977 «Эти невероятные музыканты, или Новые сновидения Шурика» – Валерий Золотухин (камео)
1978 «Завьяловские чудики» (новелла «Версия») – Санька Журавлёв
1978 «Предварительное расследование» – капитан Василий Фокич Серёжкин
1979 «Маленькие трагедии» – Моцарт
1979 «Ярость» – Карпенко
1980 «Линия жизни» – Орлов
1980 «Тайное голосование» – Иван Фомич Лукаш, заведующий пилорамой, сын председателя колхоза

Валерий Золотухин в фильме «Бумбараш»

1980 «Художник из Шервудского леса» – Гилберт
1981 «Наше призвание» – Михаил Гаврилович Григорьев (Михгав), учитель обществоведения
1982 «Яблоко на ладони» – Василий, отец Веры
1982 «Чародеи» – Иван Степанович Киврин
1982 «Мать Мария» – русский пленный
1982 «Остров сокровищ» – Бен Ганн
1982 «Детский мир» – Чатыркин, покупатель
1983 «Средь бела дня…» – Константин Михайлович Мухин
1983 «Демидовы» – Пантелей
1984 «Мёртвые души» – почтмейстер Иван Андреевич и капитан Копейкин
1984 «И вот пришёл Бумбо…» – Костя
1985 «Человек с аккордеоном» – Дмитрий Громцев
1985 «Три процента риска» – Иннокентий Сигизмундович Капчинский, лётчик-испытатель
1986 «Чичерин» – матрос Панкин
1986 «Я – вожатый форпоста» – Михаил Гаврилович Григорьев (Михгав)
1986 «Трава зелена» – Николай
1987 «Сын» – Матвей Георгиевич Погорелов
1987 «Десять дней, которые потрясли мир» – безымянный персонаж

Валерий Золотухин в фильме «Маленькие трагедии»

1987 «Песнь о Великом походе» – чтец
1987 «Апелляция» – Николай Викторович Рыбченко, директор совхоза
1990 «Захочу – полюблю» – Виктор
1990 «Уроки в конце весны» – тюремный банщик
1991 «Говорящая обезьяна» – Иван Иванович Мишуткин, ветеринар
1992 «Как живёте, караси?» – профессор Дмитрий Никитович Тищенко
1992 «Вальс золотых тельцов» – безымянный персонаж
1993 «Охламон» – подполковник
1994 «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» – парторг колхоза Килин
1997 «Не валяй дурака…» – Иван Таратайкин
1999 «Борис Годунов» – Григорий Отрепьев
2002 «Театральный роман» – Ксаверий Борисович Ильчин, режиссёр учебной сцены
2003 «Участок» – Семён Миронович, старик по прозвищу «Хали-Гали»
2003 «Спас под берёзами» – Толян Жмухин
2004 «Ночной дозор» – отец Кости, вампир, работающий мясником
2004 «Легенда о Кащее, или В поисках Тридесятого царства» – Велес
2004 «Звездочёт» – Валерий Золотухин (камео)

Валерий Золотухин в фильме «Единственная»

2005 «Брежнев» – Игорь, егерь в Завидово
2005 «Мастер и Маргарита» – Босой Никанор Иванович, председатель жилтоварищества
2005 «Адъютанты любви» – Александр Суворов
2005 «Талисман любви» – Илларион Дронов
2005 «Счастье ты моё» – Климушкин
2005 «Сыщики районного масштаба» – безымянный персонаж
2005 «Не родись красивой» – таксист
2005 «Дневной дозор» – вампир, отец Кости
2005 «Птицы небесные» – Феликс
2005 «Рождественские истории» – безымянный персонаж
2005 «Ночной базар» – безымянный персонаж
2005 «Убойная сила 6» (серия «Мыс доброй Надежды») – Юрий Данилов
2006 «Студенты International» – Лукин
2007 «Софи» (новелла «Рождественская девочка») – Михаил Михайлович, редактор газеты
2007 «1612» – столпник
2007 «Смерть шпионам!» – Полозов Константин Макарович
2007 «Миллионер поневоле» – Григорий Курёхин
2007 «Завещание Ленина» – Пантюхов, доктор-зек
2007 «Полонез Кречинского» – Иван Сидоров
2008 «Парадокс» – завхоз
2009 «Приказано уничтожить!» Операция: «Китайская шкатулка» – Адольф Гитлер
2009 «Чёрная молния» – Павел Владимирович Перепёлкин, изобретатель, учёный, создатель «Чёрной Молнии»
2009 «Дом для двоих» – Пётр Васильевич

Валерий Золотухин в фильме «Вий»

2009 «При загадочных обстоятельствах» – начальник уголовного розыска Иван Борисович Старый
2009 «Доки» – Павел Иванович Грозный, учитель словесности
2010–2013 «Ефросинья» – дед Прохор Игнатьевич
2010 «Иванов» – Иван Сидоров, юродивый
2010 «Утомлённые солнцем 2: Предстояние» – Пендюрин, капитан баржи «Красного креста»
2010 «Снайпер» – отец Буховцева
2010 «Ярослав. Тысячу лет назад» – Чурила
2011 «Пять невест» – Рыжий дед
2011 «Ярость» (фильм «Сопроводитель») – отец Андрей
2012 «Бригада: наследник» – Швед, главарь бандитской группировки
2013 «Краплёный» – Гаврилыч
2013 «В России идёт снег» – Тимофеев
2013 «Повороты судьбы» – Иван Петрович
2014 «Вий» – Явтух

Дубляж

1960 «Квартира» – Си Си «Бад» Бакстер (Джек Леммон)
1971 «12 стульев» – Остап Бендер (вокал) (Арчил Гомиашвили)
1973 « Иван Васильевич меняет профессию» – Жорж Милославский (вокал) (Леонид Куравлёв)
2008 «Особо опасен» – Пекварски (Теренс Стэмп)
2009 «9» – Второй (Мартин Ландау)

Фотоальбом «Валерий Золотухин. Детские годы»
Фотоальбом «Валерий Золотухин. Студенческие годы, ГИТИС»
Фотоальбом «Валерий Золотухин в спектакле «Собачье сердце» Михаила Булгакова»
Фотоальбом «Открытие мемориальной доски Валерия Золотухина»

Новости

16.08.2019

Altapress.ru: люди и боги – в репертуаре МТА появятся откровенные спектакли двух московских режиссёров

15.08.2019

Молодёжный театр Алтая готовится к премьере спектакля «Наш городок» по пьесе американского драматурга

12.08.2019

Молодёжный театр Алтая открыл кассу

08.08.2019

В Молодёжном театре Алтая изменились правила продажи билетов

06.08.2019

Два эскиза лаборатории «#Всмысле» войдут в репертуар Молодёжного театра Алтая

02.08.2019

Сказку со спецэффектами «Гуси-лебеди» представит Молодёжный театр Алтая маленьким зрителям

01.08.2019

Постановщики показали, каким будет спектакль «Наш городок» в Молодёжном театре Алтая

Altapress.ru: люди и боги – в репертуаре МТА появятся откровенные спектакли двух московских режиссёров

Два молодых режиссера в новом сезоне поставят на сцене Молодежного театра Алтая спектакли по эскизам творческой лаборатории «#Всмысле». Бениамин Коц в начале октября будет работать над постановкой «Мой папа – Питер Пэн» по пьесе Керен Климовски, а чуть позже пьесу Ирины Васьковской и Дарьи Уткиной «Дар моей невинности» представит москвичка Галина Зальцман.

#Всмысле

Эскизы спектаклей режиссеры делали в МТА в июне на творческой лаборатории «Новая режиссура и современная драматургия для молодежи». В них были заняты почти все актеры театра, а также многочисленные студенты актерского курса при МТА. Масштабный эксперимент закрывал театральный сезон. Шесть студентов режиссерской магистратуры Центра имени Всеволода Мейерхольда и Школы-студии МХАТ представили эскизы по пьесам современных драматургов.

Изначально предполагалось, что МТА выберет один эскиз для постановки полноценного спектакля, но лаборатория получилась настолько успешной, что в итоге решили отобрать два.

Папа-дурачок

Работа Бениамина Коца «Мой папа – Питер Пэн» стала абсолютным лидером голосования. Ее высоко оценили и эксперты, и зрители.

Отец-актер рассказывает сыну, что на самом деле он и есть Питер Пэн из их любимой детской сказки, вечный мальчишка. Он умеет летать с помощью волшебной пыльцы, знает снадобье от трусости и вообще живет на полную катушку и веселится.

«Все летает, малыш. При желании все летает, в этом красота нашего мира», – говорит папа. Этим волшебством он оправдывает свое неблаговидное поведение – и то, что не ночует дома, и то, что вовремя не приходит за ребенком в школу, и кучу других проступков, существенно осложняющих жизнь семьи.

Игра в вымысел и правду, сказку и реальность заходит слишком далеко. Мальчику предстоит решить, верить ли в то, что кажется невероятным, или признать, что его отец – всего лишь рядовой неудачник.

Эта история – типичный семейный конфликт между женой, желающей элементарных «мещанских» благ в виде дивана без дыр и клубники для сына (этакой повзрослевшей Вэнди), и мужем – восторженным и простоватым дурачком, живущим в мире иллюзий, любящим близких, но абсолютно ненадежным в быту. В таком противостоянии ребенок вынужден занять чью-то сторону, но это так непросто.

Настя и бог

Эскиз спектакля «Дар моей невинности» сделала режиссер Галина Зальц­ман и также получила массу восторженных отзывов.

Пьеса Ирины Васьковской и Дарьи Уткиной – о первой любви. История встречи главной героини Насти и Чувака, который «на вид» старше всех, разворачивается в декорациях вечеринки, где подростки только-только почувствовали свою «взрослость» и пробуют на вкус все пороки. «Воу-воу-воу, я рада всех видеть на вечеринке «Люди и боги»! Вы все сегодня – факин бьютифул и секси!» – кричит в качестве привета подружка Насти Юля.

Чувак – бог, ему уже 500 лет, он ждал и искал именно ее, дикую девчонку, свою единственную. Первая любовь, над которой взрослые часто смеются (мол, все это пустяки), становится настоящей проблемой. Ведь подростки так склонны к преувеличениям.

Пьеса запредельно откровенна и искренна. Речь идет не только о массе сленговых словечек и отсылок, но и о редкой возможности увидеть мир современных подростков их собственными глазами.

Сейчас идет согласование рабочего графика Молодежного театра Алтая и Галины Зальцман. Когда она вернется в Барнаул и начнет превращать эскиз в полноценный спектакль, станет известно позже.

Надежда Тиунова

Источник: altapress.ru

Молодёжный театр Алтая готовится к премьере спектакля «Наш городок» по пьесе американского драматурга

10 и 11 сентября в Молодёжном театре Алтая состоятся премьерные показы трагикомедии «Мой городок» по пьесе Торнтона Уайлдера. Режиссёр – Алексей Серов из Санкт-Петербурга.

«Моя работа над спектаклем началась в ноябре прошлого года, когда мы с директором театра Ириной Лысковец договорились о том, что я буду ставить «Мой городок». В апреле я был в Барнауле, посмотрел несколько спектаклей, чтобы решить, кто из артистов будет задействован. Практика заранее увидеть артистов, понять их природу, для меня естественна. Молодёжный театр выглядит современно и правильно, когда приглашает режиссёра заранее познакомиться с людьми, с которыми ему предстоит работать», – говорит Алексей Серов.

Режиссёр отмечает: «Практически нет традиционных развёрнутых сцен. Она одна – в середине спектакля между молодыми героями, когда они понимают, что созданы друг для друга. Всё время идут мозаичные осколочки повседневной жизни, в которой и заключена главная красота этого мира.

Торнтон Уайлдер написал эту пьесу открытым приёмом, что для 1938 года было необычным. С художником Ильёй Кутянским и артистами театра мы решили ещё больше вскрыть задумку автора. Используем приём, когда происходит театр в театре – действие разворачивается во время репетиции спектакля «Наш городок». При нём становится понятно и оправдано, почему кто-то всеми руководит, останавливает сцены, почему мы так легко переносимся в разные временные отметки и так далее. Я надеюсь, что кроме магии повседневной жизни, – повторю, магии, не будничности, – мы прикоснёмся к магии театра, которая позволяет нам мгновенно верить во всё на свете, если в это верит артист», – добавляет режиссёр.

Трагикомедия рассчитана на зрителей старше 12 лет. И каждый получит от просмотра что-то своё. Алексей Серов говорит: «Всегда представляю, что на спектакль может прийти и моя жена, и мои дочери, и моя мама. И я хотел бы, чтобы все они получили удовольствие. Для меня это важно. Когда мы говорим: «Человечество», мы представляем определённых людей, когда мы говорим: «Родина», это тоже очень конкретные люди. Когда мы говорим: «Зритель», желательно, чтобы тоже происходила идентификация. И режиссёр должен быть понятен каждую секунду сценического действия, ведь если зритель чего-то не понимает, он не сопереживает. А театр – это всё-таки смех, слёзы, театр – это счастье эмоциональных открытий».

Премьера спектакля «Наш городок» состоится 10 и 11 сентября, начало показов в 18:30. Билеты уже в продаже, телефон кассы МТА: 503-504.

Молодёжный театр Алтая открыл кассу

Сегодня, 12 августа, в Молодёжном театре Алтая открылась касса. До сентября она открыта ежедневно до 18:00. Затем, как и прежде, она будет работать по будням с 10:00 до 19:00 без перерыва на обед, в выходные дни – с 10:00 до 18:00. Её телефон: 503-504.

Уже сейчас можно приехать на площадь Октября и приобрести билеты на спектакли, которые покажут на сцене в сентябре и октябре. Среди них – премьерные «Гуси-лебеди» и «Наш городок».

Билеты на любой спектакль можно купить онлайн на сайте Молодёжного театра Алтая – кнопка «Купить билет» расположена ниже описания постановки в рубрике «Афиша месяца». Зрители могут приобрести билеты на сайте barnaul.kassy.ru. Для зарегистрированных пользователей доступна покупка билетов и в группе театра на сайте «ВКонтакте».

Согласно изменениям в Федеральном законе от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчётов в Российской Федерации» бланком строгой отчётности является кассовый чек. Он:

– выдаётся в кассе и предъявляется при посещении спектакля вместе с театральным билетом;
– направляется на адрес электронной почты зрителя в случае приобретения электронного билета через интернет. По желанию его можно распечатать самостоятельно, но это необязательно, поскольку электронный билет содержит уникальный QR-код;
– сохраняется до конца спектакля;
– необходим для обмена или возврата билета.

Именно кассовый чек даёт право на посещение спектакля. Билет без кассового чека недействителен. Такая система позволяет исключить подделку билетов, спекуляцию и сохранить ваши личные данные.

При приобретении электронного билета чек можно не распечатывать.

Обращаем внимание на то, что возврат стоимости театральных билетов осуществляется по месту их приобретения и при предъявлении кассового чека. Вернуть денежные средства можно только в случае отмены, замены или переноса спектакля на другую дату.

В Молодёжном театре Алтая изменились правила продажи билетов

Согласно изменениям в Федеральном законе от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчётов в Российской Федерации» бланком строгой отчётности является кассовый чек. Он:

– выдаётся в кассе и предъявляется при посещении спектакля вместе с театральным билетом;
– направляется на адрес электронной почты зрителя в случае приобретения электронного билета через интернет. По желанию его можно распечатать самостоятельно, но это необязательно, поскольку электронный билет содержит уникальный QR-код;
– сохраняется до конца спектакля;
– необходим для обмена или возврата билета.

Именно кассовый чек даёт право на посещение спектакля. Билет без кассового чека недействителен. Такая система позволяет исключить подделку билетов, спекуляцию и сохранить ваши личные данные.

При приобретении электронного билета чек можно не распечатывать.

В случае отмены, замены или переноса спектакля возврат денежных средств за билеты производится только при предъявлении кассового чека и обязательно по месту их приобретения.

Два эскиза лаборатории «#Всмысле» войдут в репертуар Молодёжного театра Алтая

В новом творческом сезоне зрители Молодёжного театра Алтая увидят два спектакля, эскизы которых представили молодые режиссёры из Москвы в июне на творческой лаборатории «Новая режиссура и современная драматургия для молодёжи». Масштабный эксперимент закрывал театральный сезон. Шесть студентов режиссёрской магистратуры Центра им. Вс. Мейерхольда и Школы-студии МХАТ представляли на сцене МТА эскизы своих спектаклей по пьесам современных драматургов. В театре изначально планировали выбрать один эскиз, но лаборатория получилась настолько успешной, что в итоге решили отобрать два.

Абсолютным лидером голосования среди экспертов и зрителей стала работа Бениамина Коца. Молодой режиссёр из Польши готовил эскиз по пьесе Керен Климовски «Мой папа – Питер Пэн». Герой рассказывает своему сыну, что он и есть тот самый Питер Пэн из их любимой детской сказки, тот самый вечный мальчишка, умеющий летать. Именно поэтому он иногда опаздывает, отсутствует дома или забывает переодеть сына в школу. Эта история – игра отца и сына, вымысла и правды, сказки и реальности, которая заходит слишком далеко.

Бениамин Коц со своей постановочной группой прилетит в Барнаул в начале октября, и сразу же начнётся работа над оформлением полноценного спектакля на основе этого эскиза.

Ещё один эскиз, который получил большое количество положительных отзывов – «Дар моей невинности». Пьесу Ирины Васьковской и Дарьи Уткиной представила Галина Зальцман. Главная героиня Настя – желанный, любимый ребёнок. Родители очень стараются её понять и относиться к подростку терпимо. Но дети в подростковом возрасте склонны преувеличивать меру своих проблем. А тут как раз в жизнь Насти пришло первое большое чувство – любовь. Чуваку (так герой и зовётся в пьесе) пятьсот лет, он бог, он ждал и искал именно её.

Сейчас идёт согласование рабочего графика Молодёжного театра Алтая и Галины Зальцман. Когда она вернётся в Барнаул и начнёт адаптировать эскиз под полноценный спектакль, станет известно позже.

смотреть фото

Сказку со спецэффектами «Гуси-лебеди» представит Молодёжный театр Алтая маленьким зрителям

8 сентября в Молодёжном театре Алтая состоится премьера спектакля по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди». Над ней работают режиссёр Алексей Бурдыко и художник Алёна Муравьёва.

В качестве режиссёра артист МТА Алексей Бурдыко известен барнаульским зрителям давно. С 2015 года в театре идёт его спектакль «Война, беда, мечта и юность…» по пьесе Алексея Арбузова «Мой бедный Марат», через год он представил трагикомедию «Старший сын» Александра Вампилова, в 2017 году в репертуар театра вошла драма Михаила Рощина «Валентин и Валентина». «Гуси-лебеди» – первая сказка, которую выпускник Новосибирского государственного театрального института поставит на сцене МТА.

Спектакль по всем известной сказке будет со спецэффектами. По словам художника Алёны Муравьёвой, любой предмет будет работать на протяжении всего представления. К примеру, покрывало сначала будет крышей шалаша, а позже превратится в реку. Активно будет использоваться видеопроекция, задействуют генератор дыма, некоторые элементы декорации дополнят светодиодной подсветкой, она будет менять цвет в зависимости от того, что происходит на сцене.

Сказку в МТА изначально ставят мобильной, чтобы её без потерь можно было показывать не только на сцене театра, но и в актовых залах школ.

Постановщики показали, каким будет спектакль «Наш городок» в Молодёжном театре Алтая

1 августа в Молодёжном театре Алтая состоялся техсовет по спектаклю «Наш городок». Пьесу Торнтона Уайлдера барнаульцам представит режиссёр из Санкт-Петербурга Алексей Серов. Вместе с ним работают сценограф Илья Кутянский (Санкт-Петербург) и художник по костюмам Елена Турчанинова (Красноярск).

«Наш городок» Торнтон Уайлдер написал в 1938 году, тогда же произведение было удостоено Пулитцеровской премии. «Это замечательная пьеса. Я счастлив разделить наслаждение от работы над ней с Молодёжным театром Алтая. Действие будет происходить во время репетиции в театре – труппа собирается и начинает импровизировать, придумывать этот спектакль на ходу. Среди действующих лиц есть режиссёр, помощник режиссёра, даже монтировщик. В решающие моменты мы переносимся на премьеру. Повторю, пьеса роскошная, сложная», – говорит режиссёр.

Премьерные показы «Нашего городка» состоятся 10 и 11 сентября. Билеты появятся в продаже 12 августа.

смотреть фото

Афиша
Новости
Соцсети