«Вечерний Барнаул»: 2 апреля актриса МТА Нина Таякина отметит 70-летие
2 апреля артистка Молодёжного театра Алтая Нина Таякина отметит 70-летие. Почти полвека своей жизни посвятила заслуженная артистка России барнаульской сцене. За это время ею были сыграны сотни ролей, среди которых немало тех, что оставили отпечаток, заставили многое переосмыслить, понять. Это и Раневская в «Вишневом саде», и Сострата в «Мандрагоре», и Счастливая в «Даме с комедиями», и Лариса Огудалова в «Бесприданнице», и Понсия в «Доме Бернарды Альбы»…
На пути к мечте
– Нина Васильевна, расскажите о первых театральных опытах.
– Артисткой я мечтала стать с пятого класса. К моей мечте никто всерьез не относился – я не располагала яркими внешними данными, лишь хорошо читала стихи. К тому же мое детство прошло в селах Алтайского края, куда по службе перенаправляли отца. Из-за этого многие воспринимали меня девочкой деревенской и уж точно не артисткой. Но во время учебы в барнаульской школе № 27 я стала посещать театральный кружок при Дворце пионеров, а потом и народный театр при клубе «Трансмаш». Там открылась студия, которую возглавлял выпускник Щукинского училища Виталий Трескин. Почему-то из всех ролей, сыгранных мною в школьную пору, мне особенно запомнилась роль Золушки, которая, как мне тогда казалось, совпадала с моей жизнью. Ведь я была эдаким гадким утенком – девочкой небольшого роста, неказистой. А потому в меня мало кто верил.
– Как вы оказались в нынешнем Нижнем Новгороде, в Горьковском театральном училище?
– Училище случилось не сразу. Сначала я поехала в Ленинград поступать в ЛГИТМИК. Но, как оказалось, там к моменту вступительных экзаменов уже был произведен негласный набор, а потому все испытания мы проходили формально. В итоге я не поступила, и вся в слезах вернулась домой. Сил пробовать что-то еще у меня не было. И папа, который к моей мечте стать актрисой относился довольно скептически, предложил поступать на юридический факультет филиала томского вуза. И я поступила на вечернее отделение, проучилась там года два, продолжая посещать театральную студию. Мне казалось, что именно там кипит жизнь, все остальное – не настоящее. Поэтому при первой же возможности я бросила юридический и по совету руководителя студии стала выбирать будущее место учебы. Москву и Ленинград я не рассматривала сознательно – еще свежа была травма от того формального экзамена. Документы направила в несколько мест, первым ответ пришел из Нижнего. Так я поступила на курс Ефима Табачникова – режиссера довольно известного не только на периферии, но и в столице. А когда его от нас забрали и направили в качестве главрежа в один из театров восточной части страны, наш курс подхватила Рива Левите – режиссер Горьковского ТЮЗа. Рива Яковлевна была личностью яркой, незаурядной, она была напрямую причастна к известной семье Дворжецких (Вацлав Дворжецкий был ее мужем, Евгений Дворжецкий – сыном, а Владислав Дворжецкий – приемным сыном). Училище я окончила в 1971 году с красным дипломом. Причем вместе с корочками получила направление в ГИТИС на режиссерский факультет (педагоги полагали, что у меня есть склонности к режиссуре). Но я туда не поступила и решила вернуться домой.
Процесс эволюции
– Алтайский краевой театр драмы в качестве места работы не рассматривали?
– В первую очередь я направилась именно туда. Однако работавший в те годы в Драме режиссер Сергей Шпанов переубедил меня. Он объяснил, что здесь начинающим артисткам на яркие роли лучше не рассчитывать. Намного больше возможностей новичкам дает театр юного зрителя. И, действительно, в барнаульском ТЮЗе сразу взяли в оборот – главный режиссер Владимир Чернин стал вводить меня в мощные спектакли. Мой первый выход на сцену состоялся в роли Вероники в «Вечно живых» по Розову. Потом были Рощин, Вампилов. А затем Захар Китай поставил в барнаульском ТЮЗе «Поэму о любви», где я сыграла казахскую Джульетту – одну из моих любимых героинь.
– Отделение режиссуры в Щукинском училище вы окончили, вспомнив напутствие своих нижегородских педагогов?
– Знаете, нет. Я просто боялась рутины, притупления чувств к театру. И решила, что никогда не перестану питаться новыми знаниями, буду постоянно учиться, двигаться вперед. И учеба в Щуке стала незабываемым временем. Я два раза в год по два месяца бывала в Москве, училась, ходила по театрам. Эфрос, Любимов, Гончаров, Высоцкий, Золотухин, Демидова, Тараторкин – эти имена до сих пор вызывают у меня бурю эмоций. А потом была преддипломная практика, которую мне разрешили пройти в Барнауле. И я поставила спектакль «Кошка, которая гуляла сама по себе». Сегодня мне очень хотелось бы с моими студентами, которым я преподаю актерское мастерство в АГИК, восстановить эту работу и посвятить ее Евгении Гуре – художнице, придумавшей неординарное решение: использовать батуты в те моменты, когда герои размышляют о свободе. Получилось очень необычно и в точку. Это была вторая моя режиссерская работа.
– И на этом остановились?
– На тот момент я уже была замужем за Виктором Захаровым, который учился режиссуре (Виктор Захаров – режиссер, в 1990-1997 годах – главреж барнаульского ТЮЗа. – Прим. авт.). И мне показалось, что два режиссера в одной семье – слишком много. Мне не хотелось, чтобы мы наступали друг другу на пятки. К тому же режиссура не была моей страстной мечтой. Но этот опыт стал частью моего багажа. Вообще, я убеждена: актеры должны много читать, интересоваться жизнью, другими видами искусств. Ведь никогда не знаешь «из какого сора», из каких знаний сложится та или иная роль.
– А сегодняшний, современный театр, на ваш взгляд, должен следовать за временем, подстраиваться под него?
– Не знаю. Мне кажется, что мир находится на этапе глобальных перемен. И явно должен произойти какой-то резкий поворот – в наших душах ли, в технике ли. Я это вижу, когда приходится играть, скажем, для детей, которые технически меня подкованнее, они сызмальства на ты со всеми этими гаджетами. В отличие от нашего поколения, которое все еще хочет говорить со зрителями привычным языком. Поэтому я нахожусь в ожидании перемен, появлении какого-то другого театра. И мне кажется, это не нужно осуждать – это эволюционный процесс, который поможет прийти всем нам к чему-то новому и, надеюсь, интересному.
Факт:
Сыновья Нины Таякиной и Виктора Захарова тоже актеры. Старший сын Данил Захаров – актер, режиссер, снимался в сериалах. Младший – Дмитрий Захаров – играет в театре «Мастерская Петра Фоменко» в Москве.
Наталья Катренко
Источник: «Вечерний Барнаул»