«Вечерний Барнаул»: 2 апреля актриса МТА Нина Таякина отметит 70-летие

2 апреля артистка Молодёжного театра Алтая Нина Таякина отметит 70-летие. Почти полвека своей жизни посвятила заслуженная артистка России барнаульской сцене. За это время ею были сыграны сотни ролей, среди которых немало тех, что оставили отпечаток, заставили многое переосмыслить, понять. Это и Раневская в «Вишневом саде», и Сострата в «Мандрагоре», и Счастливая в «Даме с комедиями», и Лариса Огудалова в «Бесприданнице», и Понсия в «Доме Бернарды Альбы»…

На пути к мечте

– Нина Васильевна, расскажите о первых театральных опытах.

– Артисткой я мечтала стать с пятого класса. К моей мечте никто всерьез не относился – я не располагала яркими внешними данными, лишь хорошо читала стихи. К тому же мое детство прошло в селах Алтайского края, куда по службе перенаправляли отца. Из-за этого многие воспринимали меня девочкой деревенской и уж точно не артисткой. Но во время учебы в барнаульской школе № 27 я стала посещать театральный кружок при Дворце пионеров, а потом и народный театр при клубе «Трансмаш». Там открылась студия, которую возглавлял выпускник Щукинского училища Виталий Трескин. Почему-то из всех ролей, сыгранных мною в школьную пору, мне особенно запомнилась роль Золушки, которая, как мне тогда казалось, совпадала с моей жизнью. Ведь я была эдаким гадким утенком – девочкой небольшого роста, неказистой. А потому в меня мало кто верил.

– Как вы оказались в нынешнем Нижнем Новгороде, в Горьковском театральном училище?

– Училище случилось не сразу. Сначала я поехала в Ленинград поступать в ЛГИТМИК. Но, как оказалось, там к моменту вступительных экзаменов уже был произведен негласный набор, а потому все испытания мы проходили формально. В итоге я не поступила, и вся в слезах вернулась домой. Сил пробовать что-то еще у меня не было. И папа, который к моей мечте стать актрисой относился довольно скептически, предложил поступать на юридический факультет филиала томского вуза. И я поступила на вечернее отделение, проучилась там года два, продолжая посещать театральную студию. Мне казалось, что именно там кипит жизнь, все остальное – не настоящее. Поэтому при первой же возможности я бросила юридический и по совету руководителя студии стала выбирать будущее место учебы. Москву и Ленинград я не рассматривала сознательно – еще свежа была травма от того формального экзамена. Документы направила в несколько мест, первым ответ пришел из Нижнего. Так я поступила на курс Ефима Табачникова – режиссера довольно известного не только на периферии, но и в столице. А когда его от нас забрали и направили в качестве главрежа в один из театров восточной части страны, наш курс подхватила Рива Левите – режиссер Горьковского ТЮЗа. Рива Яковлевна была личностью яркой, незаурядной, она была напрямую причастна к известной семье Дворжецких (Вацлав Дворжецкий был ее мужем, Евгений Дворжецкий – сыном, а Владислав Дворжецкий – приемным сыном). Училище я окончила в 1971 году с красным дипломом. Причем вместе с корочками получила направление в ГИТИС на режиссерский факультет (педагоги полагали, что у меня есть склонности к режиссуре). Но я туда не поступила и решила вернуться домой.

Процесс эволюции

– Алтайский краевой театр драмы в качестве места работы не рассматривали?

– В первую очередь я направилась именно туда. Однако работавший в те годы в Драме режиссер Сергей Шпанов переубедил меня. Он объяснил, что здесь начинающим артисткам на яркие роли лучше не рассчитывать. Намного больше возможностей новичкам дает театр юного зрителя. И, действительно, в барнаульском ТЮЗе сразу взяли в оборот – главный режиссер Владимир Чернин стал вводить меня в мощные спектакли. Мой первый выход на сцену состоялся в роли Вероники в «Вечно живых» по Розову. Потом были Рощин, Вампилов. А затем Захар Китай поставил в барнаульском ТЮЗе «Поэму о любви», где я сыграла казахскую Джульетту – одну из моих любимых героинь.

– Отделение режиссуры в Щукинском училище вы окончили, вспомнив напутствие своих нижегородских педагогов?

– Знаете, нет. Я просто боялась рутины, притупления чувств к театру. И решила, что никогда не перестану питаться новыми знаниями, буду постоянно учиться, двигаться вперед. И учеба в Щуке стала незабываемым временем. Я два раза в год по два месяца бывала в Москве, училась, ходила по театрам. Эфрос, Любимов, Гончаров, Высоцкий, Золотухин, Демидова, Тараторкин – эти имена до сих пор вызывают у меня бурю эмоций. А потом была преддипломная практика, которую мне разрешили пройти в Барнауле. И я поставила спектакль «Кошка, которая гуляла сама по себе». Сегодня мне очень хотелось бы с моими студентами, которым я преподаю актерское мастерство в АГИК, восстановить эту работу и посвятить ее Евгении Гуре – художнице, придумавшей неординарное решение: использовать батуты в те моменты, когда герои размышляют о свободе. Получилось очень необычно и в точку. Это была вторая моя режиссерская работа.

– И на этом остановились?

– На тот момент я уже была замужем за Виктором Захаровым, который учился режиссуре (Виктор Захаров – режиссер, в 1990-1997 годах – главреж барнаульского ТЮЗа. – Прим. авт.). И мне показалось, что два режиссера в одной семье – слишком много. Мне не хотелось, чтобы мы наступали друг другу на пятки. К тому же режиссура не была моей страстной мечтой. Но этот опыт стал частью моего багажа. Вообще, я убеждена: актеры должны много читать, интересоваться жизнью, другими видами искусств. Ведь никогда не знаешь «из какого сора», из каких знаний сложится та или иная роль.

– А сегодняшний, современный театр, на ваш взгляд, должен следовать за временем, подстраиваться под него?

– Не знаю. Мне кажется, что мир находится на этапе глобальных перемен. И явно должен произойти какой-то резкий поворот – в наших душах ли, в технике ли. Я это вижу, когда приходится играть, скажем, для детей, которые технически меня подкованнее, они сызмальства на ты со всеми этими гаджетами. В отличие от нашего поколения, которое все еще хочет говорить со зрителями привычным языком. Поэтому я нахожусь в ожидании перемен, появлении какого-то другого театра. И мне кажется, это не нужно осуждать – это эволюционный процесс, который поможет прийти всем нам к чему-то новому и, надеюсь, интересному.

Факт:

Сыновья Нины Таякиной и Виктора Захарова тоже актеры. Старший сын Данил Захаров – актер, режиссер, снимался в сериалах. Младший – Дмитрий Захаров – играет в театре «Мастерская Петра Фоменко» в Москве.

Наталья Катренко

Источник: «Вечерний Барнаул»

Новости

12.02.2025

Вакансия Молодёжного театра Алтая

06.02.2025

Новый просветительский проект запускает Молодёжный театр Алтая

04.02.2025

Билеты на «Безумный день, или Женитьба Фигаро» со скидкой

01.02.2025

Билеты на премьерные показы спектакля «Яга» можно купить по Пушкинской карте

30.01.2025

Обменные гастроли Молодёжного театра Алтая и Новосибирского молодёжного «Глобуса» завершены

Молодёжный театр Алтая завершил гастроли в Новосибирском «Глобусе» «Удивительным путешествием кролика Эдварда»

29.01.2025

Молодёжный театр Алтая представил «Фауста» в Новосибирском «Глобусе»

Вакансия Молодёжного театра Алтая

В Молодёжный театр Алтая им. В.С. Золотухина требуется секретарь/помощник руководителя. Кандидат должен уметь работать с офисными программами на уровне уверенного пользователя ПК, иметь опыт в делопроизводстве, быть готовым к работе с людьми.

Резюме принимают по почте tyz-22@bk.ru, телефон: 503-501.

Новый просветительский проект запускает Молодёжный театр Алтая

В Молодёжном театре Алтая им. В.С. Золотухина стартует новый просветительский проект «проТЕКСТ». Первая встреча будет посвящена Уильяму Шекспиру.

«проТЕКСТ» – серия лекториев. Сегодня на Шекспира, завтра на Пушкина, послезавтра на Малухину. Жизнь и творчество авторов, по чьим произведениям ставят спектакли в МТА, не менее интересны и загадочны, чем биографии их героев. Театральный педагог Алексей Мансков в необычном формате дискуссий представит биографии известных и малоизвестных личностей. Зрители смогут поспорить со спикером и высказать свои догадки о влиянии событий в жизни автора на его произведения. Если в споре не родится истина, то познавательно будет точно.

На встречи проекта будут приглашать особенных гостей, которым тоже можно адресовать вопросы о постановках по произведениям тех или иных авторов, узнать практически эксклюзивные факты и даже закулисные тайны.

Лекция о Уильяме Шекспире состоится 26 февраля, начало в 18:30. Телефон кассы театра: 503-503.

Билеты на «Безумный день, или Женитьба Фигаро» со скидкой

Молодёжный театр Алтая им. В.С. Золотухина в очередной раз проводит акцию «ТЕАТРомания». Теперь со скидкой можно приобрести билеты на спектакль «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Пьера-Огюстена Карона де Бомарше.

Акция приурочена к 22 февраля, когда во всём мире отмечается День приманивания хорошего настроения. МТА тоже решил его отпраздновать и подарить зрителям скидку 30%. Она действительна до 22 февраля до 17:00 и доступна при покупке как в кассе, так и онлайн на сайте театра.

Телефон кассы театра: 503-503, билеты онлайн – тут.

Билеты на премьерные показы спектакля «Яга» можно купить по Пушкинской карте

В Молодёжном театре Алтая им. В.С. Золотухина полным ходом идёт работа над новым спектаклем. В марте в репертуар войдёт музыкальный миф «Яга» автора либретто Марии Малухиной и композитора Андрея Григорьева.

Это история становления могущественной колдуньи, полная судьбоносных и знаковых моментов. В спектакле мы посмотрим на известную героиню славянских сказок с другой стороны: не как на искаженный образ истинного зла, а как на девушку, одарённую не только удивительными способностями, но и добрым справедливым сердцем. Режиссёр спектакля – Дарья Догадова.

Премьера постановки состоится 14 и 15 марта. Уже сейчас можно выбрать места онлайн или забронировать в кассе театра по телефону 503-503. Билеты можно оплатить Пушкинской картой. Телефон для коллективных заявок: 503-536.

Обменные гастроли Молодёжного театра Алтая и Новосибирского молодёжного «Глобуса» завершены

30 января состоялась торжественная церемония закрытия обменных гастролей Молодёжного театра Алтая им. В.С. Золотухина и Новосибирского академического молодёжного театра «Глобус». Барнаульцы показали в соседнем регионе «Удивительное путешествие кролика Эдварда» Кейт ДиКамилло, гости отыграли на сцене МТА спектакль «Собаки» по мотивам повести Константина Сергиенко.

Министр культуры Алтайского края Елена Безрукова отметила, что для зрителей обоих городов обменные гастроли стали приятным сюрпризом и отличной возможностью познакомиться ближе с репертуаром соседей – сильных и ярких театральных коллективов.

Директор Молодёжного театра Алтая им. В.С. Золотухина Ирина Лысковец подчеркнула, что опыт обменных гастролей важен для любого театра, как «отдушина, которая задаёт вектор развития и вдохновляет на новые свершения».

Татьяна Людмилина, директор Новосибирского академического молодёжного театра «Глобус», особо выделила бесценный вклад и поддержку Министерства культуры Алтайского края в реализации проекта обменных гастролей отметила и поблагодарила наш театр и зрителей за душевный приём.

МТА выражает благодарность за плодотворную совместную работу и бесценный опыт обменных гастролей коллегам из «Глобуса». Мы всегда рады новым проектам и способам творческого сотрудничества.

смотреть фото

Молодёжный театр Алтая завершил гастроли в Новосибирском «Глобусе» «Удивительным путешествием кролика Эдварда»

30 января Молодёжный театр Алтая им. В.С. Золотухина завершил свою часть обменных гастролей с Новосибирским академическим молодёжным театром «Глобус». Зрителям показали спектакль «Удивительное путешествие кролика Эдварда» Кейт ДиКамилло.

На закрытии обменных гастролей в «Глобусе» к зрителям обратился заместитель директора театра Юрий Яшкин: «На протяжении трёх дней для новосибирского зрителя наши коллеги показывали замечательные спектакли, такие как «Маскарад» и «Фауст». Мы завершаем эту часть гастролей ярким и трогательным спектаклем «Удивительное путешествие кролика Эдварда», который никого не оставит равнодушным, и каждый сможет уйти с массой впечатлений после просмотра. Мы очень рады вас видеть сегодня и надеемся, что каждое посещение нашего театра – незабываемое и неповторимое».

На большой сцене «Глобуса» юным зрителям открылась история одного игрушечного кролика по имени Эдвард Тюлейн, которого сделали из тончайшего фарфора и одевали в изысканные шёлковые костюмчики. Но во время морского путешествия со своей хозяйкой Абилин и её родителями кролик упал за борт и оказался на самом дне океана. Старый рыбак выловил его и принёс жене. Так началось нелегкое приключение Эдварда. Он попадал в руки разных людей – добрых и злых, благородных и коварных. На долю кролика выпало множество испытаний, но чем труднее ему приходилось, тем скорее оттаивало его сердце: он учился отвечать любовью на любовь.

Гастроли – важная часть жизни театра. Это новые знакомства и впечатления. Спектакли «Маскарад», «Фауст» и «Удивительное путешествие кролика Эдварда» тепло приняли новосибирские зрители. Поздравляем творческие команды с успешными гастролями в Новосибирске и Барнауле, выражаем благодарность Новосибирскому академическому молодёжному театру «Глобус» за плодотворное сотрудничество.

Фото: Новосибирский академический молодёжный театр «Глобус»

смотреть фото

Молодёжный театр Алтая представил «Фауста» в Новосибирском «Глобусе»

29 января на сцене Новосибирского академического молодёжного театра «Глобус» Молодёжный театр Алтая им. В.С. Золотухина представил мюзикл «Фауст» Александра Шевцова. Показ состоялся в рамках обменных гастролей двух творческих коллективов.

Жители и гости Новосибирска увидели мюзикл, где ученый-чернокнижник заключает сделку с нечистой силой для поиска истины. «Фауст» известного московского композитора Александра Шевцова показывает всю трагедию учёного, договорившегося с дьяволом и продавшем ему душу ради того, чтобы получить все земные наслаждения и знания мира.

В постановке активно используются зрелищные спецэффекты благодаря игре света и проекции, а костюмы и оформление сцены выдержано в эстетике средневековья: местами зловещей, а местами возвышенной. Несмотря на то, что режиссёр довольно часто погружал героев во вневременной контекст, спектакль сопровождают и детали современности, которые удивляют зрителей не меньше средневековых чудес.

Фото: Новосибирский академический молодёжный театр «Глобус»

смотреть фото

Афиша
Новости
Соцсети