«Алтайская правда»: алтайская актриса рассказала, как играла в «Бойцовском клубе» и зачем ходить в театр

Ведущему мастеру сцены, актрисе Молодежного театра Алтая Любови Хотиёвой юбилейный год подарил совершенно неожиданные роли. В конце прошлого сезона она приняла участие в пластической драме Бойцовский клуб по культовому роману Чака Паланика. А теперь готовится к роли… Феи- крестной в новогодней сказке «Золушка» режиссера Татьяны Безменовой.

Всегда на грани

В театре шутят, что Фея тот еще поворот в актерской судьбе, но в успех такого назначения на роль почему-то заранее веришь. Вот и театральный критик Елена Кожевникова утверждает: «Любовь Хотиёва обладает творческой индивидуальностью, которая не знает жанровых границ. Большинство актеров в театрах работают по амплуа. Но Хотиёву просто невозможно вписать в какие-то рамки, она может играть всё».

– Любовь Викторовна, как вы восприняли новость, что сыграете роль Рассказчицы в «Бойцовском клубе»?

– Я очень давно читала эту книгу и вообще люблю такую литературу, связанную с человеком, его личностью, его мытарствами. Но была уверена, что в спектакле меня не будет. И вот режиссер Максим Соколов говорит: «Вы должны быть на кастинге». Ну, кастинг еще не спектакль. Этот процесс шел долго, режиссер в нем отталкивался от актера. Сначала мы все собирались и читали, потом занимались пластикой. И вот он в итоге сделал распределение на роли, в театре вывесили приказ.

Сегодняшние молодые режиссеры совершенно другие, открытые. Тем более что эта история была «про него», про его возраст. Мне легко работать с молодыми режиссерами. А вот они иногда с каким-то страхом относятся к нам, актерам старшего поколения.

– Может, робеют перед вашим опытом?

– Я вас умоляю, никто не опытен! Мы никогда не знаем, что будет в следующей роли и как ее играть! Всегда на грани. Любому артисту просто нужен режиссер, без него ничего не сделаешь.

Пока шли репетиции «Бойцовского клуба», я сама выходила в зрительный зал, смотрела на наших ребят… и думаю, получилось мощно: вот эта группа наших мальчишек – такое огромное главное действующее лицо спектакля.

Что видит зритель

– Из чего складывается ощущение, что спектакль удачный?

– Трудно сказать. Я точно знаю, из чего складывается ощущение неудачи. Был у нас один спектакль – и роли интересные, и пьеса сложная. И режиссер мне говорил: «Ну, Люба, у тебя идет стабильно через раз». Начинаем играть – и я никак не могу «вырваться», хожу и хожу по кругу… Заканчивается первый акт, а я думаю: «Боже, еще второй будет! Бедные зрители».

А есть несыгранные спектакли, которые репетировались, но почему-то не дошли до зрителя. Они мучают до конца жизни. У меня был такой спектакль – по пьесе Василия Сигарева «Семья вурдалака». Он уже был готов, шились костюмы, а режиссеру оставалось сделать прогон и свет. Кстати, Валерий Золотухин там должен был играть в пару с одним нашим актером. Все было сделано! И режиссер не приехал, там был какой-то конфликт. Это больно!

– А от публики успех зависит?

– От нее все зависит! Театр существует для зрителя, чтобы будить его эмоциональный ряд. Я считаю, что это не трибуна, не школа и не воспитание. Человек может вообще ничего не понять из спектакля, но получить наслаждение от того, что увиденное его как-то затронуло. Есть масса примеров того, как по-разному люди смотрят одни и те же спектакли. Я как-то ходила на «Голую пионерку» с Чулпан Хаматовой в театр «Современник», и, пока весь зал хохотал, у меня градом катились слезы. Хотя спектакль поставлен в таком ключе, что не должен был тяготить. Но у меня перед глазами был мой дядя, ГУЛАГ, военное время… С «Бойцовским клубом» у нас было так же. Одна наша девочка буквально выскочила из зала в гримерку в слезах. И никто не скажет, что в ней так отозвалось на эту историю.

– На последнем Золотухинском театральном фестивале в 2018 году за роль маменьки Адуевой в спектакле «Карьера & фортуна» вы удостоились награды и потрясающих отзывов жюри.

– А мне было неловко – я очень не люблю, когда ко мне такое внимание. Это на сцене я актриса, и когда из зала идет отклик, мне хорошо. А когда меня начинают нахваливать – зачем это? Пусть лучше ругают. Актеру вообще нужен режиссер, который будет делать ему замечания.

Не Алёнушка

– А как вы стали актрисой? – Я родом из Ульяновска. Поступила в Ярославское театральное училище. А до этого маленькой девочкой, как и большинство, вскакивала на табуретку.

– У вас была творческая семья?

– Нет. Папа в свое время довольно высокий пост занимал, а актеров и певцов в семье не было. Но родители поддержали. Я же уехала учиться после восьмого класса, мне еще 14 не было! Мама, конечно, была против, а папа тогда сказал: «Что ты переживаешь? Съезди с ней, никуда она не поступит, и вы вернетесь. А если не отпустить, она нам этого не простит».

После училища я пять лет отработала в Черкесске, и мне там очень повезло, потому что на меня стали ставить репертуар. Я играла и в «Стеклянном зверинце», и Катрин в «Восьми любящих женщинах». А потом одна актриса ушла в декрет и я стала играть лирических героинь, хотя это абсолютно не мое! Василису Прекрасную играла – как-то держала себя в руках. Меня и в Барнаул-то приглашали на роль Аленушки в «Аленьком цветочке» (смеется). Но режиссер увидел меня и сказал: «Нет-нет, какая Аленушка!» В 1987 году я сюда приехала.

– Вы сразу поняли, что этот театр – надолго?

– В любой театр приходишь с надеждой, что это навсегда. Но когда долго работаешь в коллективе, трудно сделать что-то новое, достучаться до своей труппы, удивить своих.

Плохо, что нет главного режиссера. Нужен человек, который видит тебя на протяжении сезона или даже нескольких лет, знает как облупленного. И понимает, что нельзя актеру давать постоянно роли в одном и том же плане. В свое время у нас был главный режиссер Захаров, и он периодически давал актерам роли, на которые они не рассчитывали. И пусть мучаются, потому что актерская профессия – это муки, а не праздник. У меня так получилось в «Кошкином доме». Я была уверена, что буду играть Свинью. И вдруг Кошка! Помню этот спектакль: почти вся труппа занята, такие хорошие, яркие образы.

Не важно, что за роль

– У вас были и режиссерские работы.

– Есть моноспектакль по рассказу Габриэля Гарсии Маркеса «Мария дус Празериш», я его очень люблю. Начала его делать в 2016 году, как раз надвигался День Победы. Мне позвонили из Союза театральных деятелей и спросили, нет ли у меня идей для самостоятельной работы. А я сказала: «Есть, но не про День Победы, а про проститутку» (смеется). Я так носилась с этим проектом! Его почему-то все воспринимают как рассказ про смерть, но для меня он, наоборот, о торжестве жизни.

И есть детский спектакль в проекте МТА «ЗабаваPlay» по трем сказкам в обработке Алексея Толстого «Снежный дом», «Горшок» и «Крошечка-Хаврошечка». Это тоже моноспектакль. И как-то само придумалось оформление с этими снегами, с белым полотном, с коровой, у которой рога сделаны из ухвата. История рассчитана на детей от семи лет. Эмоционально она сложна для меня, потому что я не могу в процессе сделать детям замечание, а их внимание сложно держать. Поэтому мы с ними играем. Знаете, я сама себе удивилась, потому что никогда не стремилась к режиссуре.

– Я слышала, вы любите велопутешествия по Европе.

– Это правда. Я просто влюбилась в Каталонию и, когда отправилась по этим местам, хотела проехать все дома Сальвадора Дали. Побывала в том замке, который он купил для Галы, туда как раз можно было доехать на велосипеде. Какое там отношение к велосипедистам! Ехала по серпантину в город Кадакес, там Дом- музей Сальвадора Дали. И ни один водитель не обгоняет и не сигналит!

– Не страшно в одиночку?

– Там – нет. Это любопытство. Когда куда-то собираешься, начинаешь про страну читать, ищешь книжки авторов, которые там жили. Читаешь и отмечаешь точки на карте, куда хорошо бы попасть. Смотришь фильмы. Это очень захватывает. Но мне и здесь нравится путешествовать! Я вот давно мечтаю на Камчатку съездить, но получается, что чужая страна дешевле, чем своя.

– А в театре о чем мечтаете?

– Просто есть желание работать с режиссером, и не важно, в каком материале и что это будет за роль. Сейчас у нас становится лучше: стали приглашать хорошую режиссуру, обращать внимание на то, что будет ставиться. Все-таки театр становится на ноги. Это как с человеком: не может он жить в одной поре, когда все удачно, есть разные полосы: затишье, уныние, расцветы.

Любовь Карпова

Источник: «Алтайская правда»

Новости

12.02.2025

Вакансия Молодёжного театра Алтая

06.02.2025

Новый просветительский проект запускает Молодёжный театр Алтая

04.02.2025

Билеты на «Безумный день, или Женитьба Фигаро» со скидкой

01.02.2025

Билеты на премьерные показы спектакля «Яга» можно купить по Пушкинской карте

30.01.2025

Обменные гастроли Молодёжного театра Алтая и Новосибирского молодёжного «Глобуса» завершены

Молодёжный театр Алтая завершил гастроли в Новосибирском «Глобусе» «Удивительным путешествием кролика Эдварда»

29.01.2025

Молодёжный театр Алтая представил «Фауста» в Новосибирском «Глобусе»

Вакансия Молодёжного театра Алтая

В Молодёжный театр Алтая им. В.С. Золотухина требуется секретарь/помощник руководителя. Кандидат должен уметь работать с офисными программами на уровне уверенного пользователя ПК, иметь опыт в делопроизводстве, быть готовым к работе с людьми.

Резюме принимают по почте tyz-22@bk.ru, телефон: 503-501.

Новый просветительский проект запускает Молодёжный театр Алтая

В Молодёжном театре Алтая им. В.С. Золотухина стартует новый просветительский проект «проТЕКСТ». Первая встреча будет посвящена Уильяму Шекспиру.

«проТЕКСТ» – серия лекториев. Сегодня на Шекспира, завтра на Пушкина, послезавтра на Малухину. Жизнь и творчество авторов, по чьим произведениям ставят спектакли в МТА, не менее интересны и загадочны, чем биографии их героев. Театральный педагог Алексей Мансков в необычном формате дискуссий представит биографии известных и малоизвестных личностей. Зрители смогут поспорить со спикером и высказать свои догадки о влиянии событий в жизни автора на его произведения. Если в споре не родится истина, то познавательно будет точно.

На встречи проекта будут приглашать особенных гостей, которым тоже можно адресовать вопросы о постановках по произведениям тех или иных авторов, узнать практически эксклюзивные факты и даже закулисные тайны.

Лекция о Уильяме Шекспире состоится 26 февраля, начало в 18:30. Телефон кассы театра: 503-503.

Билеты на «Безумный день, или Женитьба Фигаро» со скидкой

Молодёжный театр Алтая им. В.С. Золотухина в очередной раз проводит акцию «ТЕАТРомания». Теперь со скидкой можно приобрести билеты на спектакль «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Пьера-Огюстена Карона де Бомарше.

Акция приурочена к 22 февраля, когда во всём мире отмечается День приманивания хорошего настроения. МТА тоже решил его отпраздновать и подарить зрителям скидку 30%. Она действительна до 22 февраля до 17:00 и доступна при покупке как в кассе, так и онлайн на сайте театра.

Телефон кассы театра: 503-503, билеты онлайн – тут.

Билеты на премьерные показы спектакля «Яга» можно купить по Пушкинской карте

В Молодёжном театре Алтая им. В.С. Золотухина полным ходом идёт работа над новым спектаклем. В марте в репертуар войдёт музыкальный миф «Яга» автора либретто Марии Малухиной и композитора Андрея Григорьева.

Это история становления могущественной колдуньи, полная судьбоносных и знаковых моментов. В спектакле мы посмотрим на известную героиню славянских сказок с другой стороны: не как на искаженный образ истинного зла, а как на девушку, одарённую не только удивительными способностями, но и добрым справедливым сердцем. Режиссёр спектакля – Дарья Догадова.

Премьера постановки состоится 14 и 15 марта. Уже сейчас можно выбрать места онлайн или забронировать в кассе театра по телефону 503-503. Билеты можно оплатить Пушкинской картой. Телефон для коллективных заявок: 503-536.

Обменные гастроли Молодёжного театра Алтая и Новосибирского молодёжного «Глобуса» завершены

30 января состоялась торжественная церемония закрытия обменных гастролей Молодёжного театра Алтая им. В.С. Золотухина и Новосибирского академического молодёжного театра «Глобус». Барнаульцы показали в соседнем регионе «Удивительное путешествие кролика Эдварда» Кейт ДиКамилло, гости отыграли на сцене МТА спектакль «Собаки» по мотивам повести Константина Сергиенко.

Министр культуры Алтайского края Елена Безрукова отметила, что для зрителей обоих городов обменные гастроли стали приятным сюрпризом и отличной возможностью познакомиться ближе с репертуаром соседей – сильных и ярких театральных коллективов.

Директор Молодёжного театра Алтая им. В.С. Золотухина Ирина Лысковец подчеркнула, что опыт обменных гастролей важен для любого театра, как «отдушина, которая задаёт вектор развития и вдохновляет на новые свершения».

Татьяна Людмилина, директор Новосибирского академического молодёжного театра «Глобус», особо выделила бесценный вклад и поддержку Министерства культуры Алтайского края в реализации проекта обменных гастролей отметила и поблагодарила наш театр и зрителей за душевный приём.

МТА выражает благодарность за плодотворную совместную работу и бесценный опыт обменных гастролей коллегам из «Глобуса». Мы всегда рады новым проектам и способам творческого сотрудничества.

смотреть фото

Молодёжный театр Алтая завершил гастроли в Новосибирском «Глобусе» «Удивительным путешествием кролика Эдварда»

30 января Молодёжный театр Алтая им. В.С. Золотухина завершил свою часть обменных гастролей с Новосибирским академическим молодёжным театром «Глобус». Зрителям показали спектакль «Удивительное путешествие кролика Эдварда» Кейт ДиКамилло.

На закрытии обменных гастролей в «Глобусе» к зрителям обратился заместитель директора театра Юрий Яшкин: «На протяжении трёх дней для новосибирского зрителя наши коллеги показывали замечательные спектакли, такие как «Маскарад» и «Фауст». Мы завершаем эту часть гастролей ярким и трогательным спектаклем «Удивительное путешествие кролика Эдварда», который никого не оставит равнодушным, и каждый сможет уйти с массой впечатлений после просмотра. Мы очень рады вас видеть сегодня и надеемся, что каждое посещение нашего театра – незабываемое и неповторимое».

На большой сцене «Глобуса» юным зрителям открылась история одного игрушечного кролика по имени Эдвард Тюлейн, которого сделали из тончайшего фарфора и одевали в изысканные шёлковые костюмчики. Но во время морского путешествия со своей хозяйкой Абилин и её родителями кролик упал за борт и оказался на самом дне океана. Старый рыбак выловил его и принёс жене. Так началось нелегкое приключение Эдварда. Он попадал в руки разных людей – добрых и злых, благородных и коварных. На долю кролика выпало множество испытаний, но чем труднее ему приходилось, тем скорее оттаивало его сердце: он учился отвечать любовью на любовь.

Гастроли – важная часть жизни театра. Это новые знакомства и впечатления. Спектакли «Маскарад», «Фауст» и «Удивительное путешествие кролика Эдварда» тепло приняли новосибирские зрители. Поздравляем творческие команды с успешными гастролями в Новосибирске и Барнауле, выражаем благодарность Новосибирскому академическому молодёжному театру «Глобус» за плодотворное сотрудничество.

Фото: Новосибирский академический молодёжный театр «Глобус»

смотреть фото

Молодёжный театр Алтая представил «Фауста» в Новосибирском «Глобусе»

29 января на сцене Новосибирского академического молодёжного театра «Глобус» Молодёжный театр Алтая им. В.С. Золотухина представил мюзикл «Фауст» Александра Шевцова. Показ состоялся в рамках обменных гастролей двух творческих коллективов.

Жители и гости Новосибирска увидели мюзикл, где ученый-чернокнижник заключает сделку с нечистой силой для поиска истины. «Фауст» известного московского композитора Александра Шевцова показывает всю трагедию учёного, договорившегося с дьяволом и продавшем ему душу ради того, чтобы получить все земные наслаждения и знания мира.

В постановке активно используются зрелищные спецэффекты благодаря игре света и проекции, а костюмы и оформление сцены выдержано в эстетике средневековья: местами зловещей, а местами возвышенной. Несмотря на то, что режиссёр довольно часто погружал героев во вневременной контекст, спектакль сопровождают и детали современности, которые удивляют зрителей не меньше средневековых чудес.

Фото: Новосибирский академический молодёжный театр «Глобус»

смотреть фото

Афиша
Новости
Соцсети