«Алтайская правда»: бунт среднего возраста – в Молодёжном театре Алтая состоялась премьера спектакля «Бог резни»

В Молодежном театре Алтая состоялась последняя, тринадцатая премьера сезона: на малой сцене играли спектакль «Бог резни» по одноименной пьесе популярного французского драматурга Ясмины Реза (на русский язык ее перевел Дмитрий Быков).

Всеевропейский театральный успех пьесы, как смогли убедиться барнаульские зрители, не случаен: эта едкая, ироничная, очень смешная, а местами неожиданно надрывная трагикомедия дает артистам возможность блеснуть всеми гранями своего таланта.

Сюжет прост как анекдот: двое мальчишек повздорили в парке, один выбил другому зуб, и теперь их респектабельные родители встречаются, чтобы цивилизованно обсудить неприятный инцидент и заодно составить заявление в страховую компанию. Но, несмотря на все попытки проявить вежливость и гражданскую сознательность, уже к исходу первого часа они совершенно потеряют лицо, а к исходу второго возненавидят своих близких и начнут сомневаться в самых основах своей жизни.

Действие разворачивается в гостиной вокруг журнального столика и полочки с альбомами по искусству. Героев четверо, всем чуть за сорок: это хозяева Мишель и Вероника Валлон, родители пострадавшего Брюно (Галина Чумакова и играющие по очереди Анатолий Кошкарев и Виктор Синицин) и родители юного агрессора Фердинанда – Ален и Аннет Рей (Евгений Любицкий и Юлия Юрьева / Светлана Лепихина). Критиками замечено, что характеры в пьесе Ясмины Реза во многом исчерпываются социальными масками. Например, Мишель – простоватый торговец хозтоварами и немножко жлоб. Его жена Вероника – экзальтированная европейская интеллектуалка, писательница, болеющая душой за африканских детей. Ален – преуспевающий циничный юрист, постоянно консультирующий по телефону нечистоплотную фармацевтическую компанию. Его жена Аннет – женщина без особых примет, названная мужем менеджером по инвестициям.

Поначалу у героев все неплохо складывается: жесткие формулировки в заявлении исправлены, извинения за выбитый зуб принесены. Супруги Рей откланиваются и уже собираются уходить, но тут некстати всплывает неприятная история с хомяком, выброшенным на улицу Мишелем Валлоном. (Тут режиссер добавляет красок образу Аннет Рей: если в пьесе она лишь проявляет недоумение, то на сцене Аннет порывается звонить и жаловаться защитникам животных.) Желая как-то сгладить неприятное впечатление, супруги Валлон уговаривают гостей остаться на кофе с домашним пирогом и затевают светский разговор на отвлеченные темы (кулинария, искусство). Однако история с выбитым зубом всплывает вновь, обрастая неожиданными подробностями: у жертвы, оказывается, своя банда, а агрессора обвинили в стукачестве. Обстановка накаляется, и скоро свою роковую роль сыграют и домашний пирог, и крепчайший ром, и выброшенный хомяк, и раритетный альбом австрийского художника-экспрессиониста.

Сюжет пьесы изначально предполагает слезы, крики, неловкие ситуации и очень, очень смешные диалоги. Но по большому счету персонажи Ясмины Реза – ходячие шаблоны и ответственность за наполнение их жизнью возложена на режиссера и артистов, которые сначала должны их как-то для себя оправдать. Новосибирский постановщик Анна Зиновьева с барнаульскими актерами с этой задачей справляются: у каждого из четверки тут есть свой звездный час, короткая выразительная сцена, во время которой сквозь маску вдруг проступает живой, страдающий и разочарованный человек, которому в эту секунду впервые по-настоящему сочувствуешь. А еще в премьерные дни в театре удивлялись, что каждый вечер спектакль получается немного другим – в силу своей камерности он очень зависим от нюансов игры каждого из четверки артистов.

Обе главные героини почти профессиональные лицемерки, и прекрасные артистки МТА на пределе эмоциональных сил играют своих Веронику и Аннет со всеми их заблуждениями и горькими прозрениями. Например, Аннет, лишенную каких-то ярких специфических черт, Юлия Юрьева наделила предельно неискренней улыбкой и хищными повадками (тут еще художник спектакля добавил к ее образу леопардовую блузку и сумочку из змеиной кожи). Но когда становится ясно, что ее супруга в любой ситуации больше волнуют дела клиентов, чем семья, и натянутая улыбка уже не помогает с этим справиться, в змеином броске она вырывает из его рук телефон и топит в вазе с цветами. А потом, бросив на «труп» мобильника два цветка, исполняет роскошный пьяный танец.

Галине Чумаковой достался, наверное, самый малопонятный российскому зрителю образ, укорененный в европейской действительности: Вероника – страстная радетельница за судьбы обездоленных в странах третьего мира. Она до последнего цепляется за гуманистические идеалы, чтобы осознать, что они совершенно чужды ее затюканному мужу. И когда в разгар ссоры она кричит ему несуразное: «А тюльпаны – чья это была идея?! Это я понеслась ни свет ни заря в цветочный салон!» – очевидно, что дело не в цветах, просто у этой женщины только что рухнул весь мир.

Мужские персонажи сыграны, возможно, не столь экспансивно, но не менее точно и смешно: что Ален Евгения Любицкого, вальяжно излагающий свою концепцию бога резни, но бросающийся истерически сушить феном утопленный телефон, что подкаблучник Мишель Виктора Синицина, втайне ненавидящий саму идею брака и в нелепой ситуации решившийся на нелепый бунт.

Любовь Карпова

Источник: «Алтайская правда»

Новости

08.08.2022

МТА требуется помощник режиссёра

05.08.2022

МТА вошёл в топ-10 достопримечательностей региона

29.07.2022

Молодёжный театр Алтая готовится к новому творческому сезону

В Молодёжном театре Алтая открыты вакансии

15.07.2022

В МТА проходит независимая оценка качества условий оказания услуг

13.07.2022

Фотограф МТА Евгения Савина стала призёром Международного конкурса театральной фотографии

05.07.2022

«Толк»: барнаульская театральная семья поведала о любви, отношениях и чувствах

МТА требуется помощник режиссёра

Молодёжный театр Алтая ищет помощника режиссёра. Если вы активны, обладаете хорошими организационными навыками, оперативно реагируете на поставленные задачи, коммуникабельны, устойчивы к стрессу, то это вакансия для вас.

Обязанность помощника режиссёра – участие в организации, планировании и проведении новых и уже представленных спектаклей и творческих проектов. Специалист должен выполнять поручения режиссёра-постановщика, вызывать артистов и технические службы на репетиции, организовывать дисциплину, вести показы спектаклей и так далее.

Опыт работы помощником или ассистентом режиссёра обязателен. Телефон отдела кадров МТА: 503-504.

МТА вошёл в топ-10 достопримечательностей региона

Аналитики сервиса «Яндекс. Путешествия» составили рейтинг достопримечательностей, слава которых выходит за пределы городов, где они находятся. Получилось больше двух тысяч объектов. В Алтайском крае больше всего таких достопримечательностей в Барнауле. В топ-10 попал и Молодёжный театр Алтая.

Первый театральный сезон начался в 1958 году со спектакля «Именем революции» по пьесе Михаила Шатрова. Произошло это в Доме культуры Меланжевого комбината. Его построили в конце 1930-х годов в стиле сталинского классицизма. В 1964 году ТЮЗ был вынужден уступить свою сцену коллективу Театра музыкальной комедии и переехать в здание краевого Дворца пионеров. В этом помещении театр работал до 2011 года, пока не вернулся в отреставрированное здание ДК. Фирменное название «Молодёжный театр Алтая» появилось в 2000 году. 10 лет – С 2003 по 2013 годы – художественным руководителем театра был народный артист России Валерий Золотухин, чьё имя театр сейчас и носит.

Осенью театр откроет юбилейный, 65-й творческий сезон. В сентябре взрослым здесь можно посмотреть спектакли «Мой папа – Питер Пэн», «Марьино поле», «Фауст», «Крахмальная, 92», «Свободная пара», «Камедыя» и «Мсье Ибрагим и цветы Корана». Для детей готовят показы сказок «Три толстяка», «Цветик-семицветик», «Летучий корабль» и «Сказка о царе Салтане». Подростков приглашают на спектакль «Временно недоступен».

Справка

Для рейтинга исследователи отобрали достопримечательности, которые соответствуют двум критериям. Первый – у объекта есть страница в «Википедии». Второй – пользователи из других городов задали про него не менее 500 запросов с сентября 2020 по август 2021 года. Аналитики вывели главные категории объектов по количеству запросов. Лидируют археологические памятники (61%), за ними театры (16%), парки и сады (11%).

Молодёжный театр Алтая готовится к новому творческому сезону

Сотрудники Молодёжного театра Алтая вышли из отпуска. Директор МТА Ирина Лысковец провела общее собрание и рассказала, какие планы у театра на юбилейный, 65-й театральный сезон.

По многолетней традиции первые показы состоятся 1 сентября, в День знаний. Малышам, которые этой осенью пойдут в первый класс, представят фантастическую музыкальную сказку «Три толстяка» по роману для детей Юрия Олеши.

Премьеры тоже будут. Уже началась работа над спектаклем «Мёртвые души» по известнейшему произведению Николая Гоголя. Постановкой занимается главный режиссёр театра Алексей Серов. Он же является и автором инсценировки.

«Мёртвые души» станут одним из самых масштабных творческих проектов МТА. В репетициях занята почти вся труппа – 33 артиста. К постановке спектакля режиссёр пригласил проверенных профессионалов театрального дела, с которыми Молодёжный уже работал. В Барнаул вернутся сценограф Илья Кутянский, художник по костюмам Наталья Сыздыкова, художник по свету Дмитрий Зименко и хореограф Николай Андросов. Именно эта творческая группа создала мюзикл «Фауст», премьера которого состоялась в театре весной. В этот раз к постановщикам присоединится композитор Лариса Казакова.

Премьерные показы спектакля «Мёртвые души» намечены на 7 и 8 октября.

Параллельно идёт работа над ещё одной частью образовательного проекта «Разборки с автором». На этот раз по программе «Школьные проекты МТА» в театре создадут художественную читку отрывков из исторического романа Алексея Толстого «Пётр I».

«Разборки с автором» – просветительский проект, существующий в театре с 2017 года. Он подразумевает художественное чтение текстов русских классиков по ролям с последующим совместным со зрителями анализом произведений. Это новый для Барнаула театральный формат, к тому же очень мобильный – с малой сцены он легко переносится в актовый зал школы или даже учебный класс.

Первыми в проекте «Разборки с автором» прочитали рассказы Антона Чехова «Бумажник», «Загадочная натура», «Стража под стражей», «Толстый и тонкий». Читка повести Николая Гоголя «Старосветские помещики» была продолжением проекта. Очередной частью стало произведение Михаила Лермонтова – артисты МТА представили поэму «Мцыри». К 75-летию Победы в Великой Отечественной войне школьникам Барнаула подготовили представление по поэзии Александра Твардовского о фронтовиках.

Работа над романом «Пётр I» приурочена к 350-летию со дня рождения императора. Режиссёр Андрей Воробьёв представит зрителям театрализованную читку произведения Алексея Толстого 7 сентября.

В Молодёжном театре Алтая открыты вакансии

Молодёжный театр Алтая ищет сотрудников. Открыты три вакансии.

Театру требуется электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования с режимом работы 1/3. Обязательно наличие среднего профессионального образования, допуска по электробезопасности до 1000 Вт и опыта работы не менее года.

МТА ищет инженера по комплексному обслуживанию и ремонту зданий с высшим техническим образованием. Режим работы – будние дни с 9 до 17 часов.

Третья ставка – водитель. Требований по образованию нет, но у кандидата должны быть права категорий B и D, опыт вождения автобуса не менее года.

Телефон отдела кадров МТА: 503-504.

В МТА проходит независимая оценка качества условий оказания услуг

Дорогие зрители!

В этом году в учреждениях культуры региона проходит независимая оценка качества условий оказания услуг. Молодёжный театр Алтая не исключение.

Эксперты уже побывали в театре, проверили открытость и доступность информации о МТА, комфортность созданных для зрителей условий, доступность для инвалидов. Ещё одни важный этап – опрос посетителей.

Пожалуйста, уделите две минуты для заполнения формы по ссылке. Всего 12 вопросов, которые подразумевают ответы «да» или «нет». Это очень поможет проанализировать работу театра со стороны зрителей и сделать Молодёжный ещё лучше.

В списке проверяемых организаций мы под номером 46.

Пройти опрос

Фотограф МТА Евгения Савина стала призёром Международного конкурса театральной фотографии

Организаторы Международного конкурса театральной фотографии Theatre exposed («Театр в фотообъективе»), в котором принимала участие фотограф Молодёжного театра Алтая Евгения Савина, подвели итоги. Девушка стала призёром в одной из номинаций.

В этом году в конкурсе приняли участие более 600 человек, они состязались в двух категориях – профессионалы и любители. Свои работы фотографы заявляли в четырёх категориях: «Художественная фотография» (сцены из спектаклей), «Портретная фотография» (портреты артистов в образах и за кулисами, композиторов, режиссёров, костюмеров и так далее), «Движение в искусстве» (активное движение, балет, уличный театр, иммерсивный театр) и «Открытая категория» (театр в период пандемии, экспериментальная фотография).

В лонг-лист конкурса вошло 200 кадров, шесть из которых – авторства Евгении Савиной. В итоге жюри присудило фотографу из Барнаула второе место в номинации «Движение в искусстве» среди профессионалов за снимок, сделанный на показе хореографического факультета Алтайского государственного института культуры.

Поздравляем!

Справка

В Международное жюри конкурса «Театр в фотообъективе-2022» вошли:

Юрий Мечитов (Тбилиси, Грузия) – легендарный грузинский фотограф, автор многих книг, в том числе книги-фотоальбома «Сергей Параджанов. Хроника диалога»;
Нина Аловерт (Нью-Джерси, США) – мастер балетной фотографии и театральный критик, автор и дизайнер книг и альбомов, посвящённых балетному искусству и артистам балета;
Изя Шлосберг (Мэриленд, США) – художник, писатель, философ, основатель творческого союза Shiva-club;
Елена Мартынюк (Украина-Россия) – заслуженный фотохудожник Международной федерации фотоискусства, член Европейского союза профессиональных фотохудожников;
Елена Вильт (Таллинн, Эстония) – фотохудожник, театральный фотограф;
Сергей Жданович (Минск, Беларусь) – фотограф, художник;
Татьяна Липтуга (Одесса, Украина) – директор Одесского государственного литературного музея, заслуженный работник культуры Украины;
Вера Солодова (Одесса, Украина) – директор Одесского государственного историко-краеведческого музея, заслуженный работник культуры Украины;
Макинде Адениран (Абеокут, Нигерия) – драматург, режиссёр, председатель Национальной ассоциации нигерийского театрального искусства (NANTAP Lagos state);
Ариэль Сесилио Лемус (Гавана, Куба) – фотограф,фотокорреспондент газеты Granma;
Йован Видакович (Требинье, Босния и Герцеговина) – фотограф, участник и победитель предыдущих конкурсов;
Реза Мозафари Манеш (Иран, Тегеран) – фотограф, участник и победитель конкурса.

«Толк»: барнаульская театральная семья поведала о любви, отношениях и чувствах

Они познакомились на сцене, влюбились на сцене и там же отмечали свадьбу – играя спектакль. Накануне Дня любви семьи и верности мы рассказываем о парах и их историях любви. Сегодня знакомим вас с актрисой и режиссером Молодежного театра Алтая – Ниной Таякиной и Виктором Захаровым.

Источник: «Толк»

смотреть видео

Афиша
Новости
Соцсети