«Алтайская правда»: детские игры в вишнёвом саду – в Молодёжном театре Алтая прошла премьера спектакля

В Молодежном театре Алтая прошла премьера спектакля «Вишневый сад» в постановке нового художественного руководителя МТА заслуженного деятеля искусств РФ Сергея Афанасьева.

Спектакль получился эффектным, и тем, кто ожидает увидеть некоего «классического Чехова», многие решения постановщика наверняка покажутся спорными. Правда, почти всему увиденному на сцене удается найти объяснение.

Выбор материала в данном случае был за театром, но новосибирский режиссер спорить не стал: последняя пьеса Чехова – одна из вершин мировой драматургии, в которой при каждом прочтении находишь нечто ранее не замеченное. К «Вишневому саду» Сергей Афанасьев уже обращался в экспериментальной постановке около 10 лет назад. В ней был занят интернациональный состав, игралась она на двух языках – французском и русском. Если судить по восторженным рецензиям тех лет, ряд тогдашних решений режиссер счел актуальными и в той или иной степени перенес на сцену МТА.

Видимо, предупреждая упреки в самоповторе, в интервью «АП» он подчеркивал: спектакль в любом случае должен получиться совершенно новым, поскольку такой Раневской и такого Лопахина еще не было. Кстати, именно эти двое, сыгранные Галиной Чумаковой и Александром Савиным, – одна из главных причин увидеть постановку.

Герои и забвение

Взору публики предстает очень условная и неуютная комната, «которая до сих пор называется детскою»: кусок светлой облупившейся стены с дверью, венские стулья, простецкий столик, обшарпанный светлый шкаф, отнюдь не многоуважаемый (хоть и с сюрпризом). А еще четыре расставленные по периметру казенные железные кровати, застеленные синим сукном и уводящие мысли в сторону чего-то совсем тоскливого – больницы, армии или богадельни. Через авансцену проходит железная дорога, многозначительно, но не очень броско намекающая, что прежний уклад жизни в этом застывшем в прошлом мирке скоро сдует ветром перемен. Дорога, как мы помним, прошла недалеко от имения Раневской, в ней и склонен искать спасения финансовых дел непрактичной хозяйки деловитый Лопахин.

Сам он, облаченный в более чем современный малиновый пуловер с кожаными заплатками на локтях, ожидает возвращения Любови Андреевны из Парижа в этой комнате, где вся обстановка буквально кричит об упадке. Компанию ему составляют легкомысленная и смешливая горничная Дуняша в цветастом ситцевом платьице (ее по очереди играют Ольга Жучкова и Анастасия Лоскутова) и карикатурно разодетый женихом конторщик Епиходов в исполнении Андрея Потеребы: цилиндр, красная роза на груди.

Основное напряжение между Лопахиным и Раневской в этом спектакле лежит вовсе не в классовой и экономической плоскости, и это становится ясно уже по тому волнению, с которым ждет приезда хозяйки имения молодой купец, внук крепостного; по той нежности, с которой вспоминает одну давнюю встречу с ней: ему пятнадцать и нос разбит, а она «еще молоденькая, такая худенькая»… На радость молодым зрительницам, взволнованный Лопахин – Савин разоблачается по пояс и умывается в тазу. Словом, это не привычный образ грубого мужика, который не в состоянии понять хрупкую и бесполезную красоту вишневого сада. В постановке Афанасьева Лопахин точно соответствует тому описанию, которое ему дает другой персонаж – вечный студент Петя Трофимов: «У тебя тонкие, нежные пальцы, как у артиста, у тебя тонкая, нежная душа».

Тема внутреннего несоответствия героев заданным судьбой ролям получает как ироническое развитие (хамоватый лакей Яша, тоскующий по Парижу, или изнеженная, как барышня, Дуняша), так и трагическое (брат главной героини Гаев – этакий пятидесятилетний ребенок, притом «сложный», больной, с припадками). Надо себя помнить, говорят друг другу чеховские персонажи, но следовать совету не спешат.

И в центре этого всеобщего забвения себя – Раневская Галины Чумаковой, красивая и страстная женщина, надломленная, истратившая состояние на недостойных мужчин. Она то и дело рвет телеграммы из Парижа, но в эти моменты на ее сильном лице проступает такая растерянность, что ясно: из последних сил она удерживается от бегства к любовнику. И кажется, что главная печаль Раневской, в общем, не о судьбе сада: пожалуй, самая яркая ее сцена, настоящий манифест героини – отповедь глупому Пете Трофимову, заявившему, что он-де выше любви.

Фокусы Шарлотты

В общем, конфликт двух поколений, который мы привычно ищем у Чехова, занимает режиссера не в первую очередь, это спектакль не столько о сломе эпох, отжившем мировоззрении и долгах по закладной, сколько о чувственной любви и связанных с ней амбициях обладания. Чеховский текст такому прочтению не сопротивляется, хотя тем, кто в последний раз имел с ним дело в школе, этот взгляд, наверное, покажется революционным.

Отталкиваясь от детской комнаты, режиссер создает мирок, почти сплошь населенный так и не повзрослевшими людьми, живущими инфантильной надеждой, что все как-нибудь само наладится. Знаменитый монолог, обращенный к столетнему шкафу, Гаев (актер Евгений Бакуменко) произносит, постепенно взбираясь на спинку одной из железных кроватей, по-мальчишески бесстрашно балансирует на ней – и падает в обморок, подхваченный испуганными племянницами и гостями. А в тот самый страшный момент, когда становится известно о продаже имения, он уютно укладывается в кроватку на бочок, поджав ножки, точно ребенок, уверенный, что во сне дурные вести его не найдут.

Ничуть не более взрослым выглядит и помещик-сосед в исполнении Анатолия Кошкарева, запутавшийся в долгах, вечно побирающийся, но волею судеб каждый раз избегающий окончательного разорения. Наконец, в сильно трансформированной сцене бала, превратившейся в этакий утренник, Петя и Аня, взобравшись, как на сцену, все на те же кровати, внезапно декламируют «Песню о Буревестнике» и «Белеет парус одинокий». Кстати, страшно не хочется выдавать главный фокус этого эпизода, но он, как и положено, остается за гувернанткой Шарлоттой Ивановной, которую играет Светлана Сатаева: она, к немалому изумлению публики, поет Imagine Джона Леннона.

Даже взрослая Варя (актриса Светлана Лепихина), строгая «монашенка», которая все не дождется предложения от Лопахина, в какой-то момент подкарауливает его за дверью и бьет подушкой. Варю здесь вообще жальче всех: вытащив наружу ревность к матери, режиссер накаляет ситуацию до предела. Так, во втором действии Раневская встречает прохожего, которым оказывается замаскированный шляпой и маской Лопахин, и вместо испрошенных «тридцати копеек голодному россиянину» одаривает долгим поцелуем, за которым следует страстное танго. Так что ее реплика: «А тут, Варя, мы тебя совсем просватали, поздравляю», обращенная к дочери, присутствовавшей при этом дарении, выглядит уже форменным издевательством.

Зато в этой болезненной логике отношений центральных героев покупка Лопахиным имения больше не выглядит одной лишь попыткой доказать что-то себе и своим предкам («Я купил имение, где отец и дед были рабами, где их не пускали даже в кухню»). Это способ приблизиться к чужому красивому миру. Миру, который он сам же и разрушит после того, как семья Раневской с домочадцами, составив кровати друг на друга и погрузившись на эту конструкцию, как на хлипкий ковчег, отчалит к другим берегам.

Источник: «Алтайская правда»

Новости

08.12.2023

Молодёжный театр Алтая отметили эксперты Российской Национальной премии в области театрального искусства для детей «Арлекин»

07.12.2023

Молодёжный театр Алтая вошёл в лонг-лист Всероссийского фестиваля «Розовфест»

05.12.2023

Молодёжный театр Алтая выступил на Всероссийском фестивале молодой режиссуры «Ремесло»

Критики Марина Шимадина и Юлия Клейман о спектакле МТА «Ноябрьский зов»

03.12.2023

МТА отправился в Казань на Всероссийский фестиваль молодой режиссуры «Ремесло»

25.11.2023

Более ста сотрудников Молодёжного театра Алтая получили Почётные грамоты и Благодарственные письма

22.11.2023

«Вести – Алтай»: сегодня в Молодёжном театре Алтая начинается праздничная неделя в честь его 65-летия

Молодёжный театр Алтая отметили эксперты Российской Национальной премии в области театрального искусства для детей «Арлекин»

Экспертный совет Российской Национальной премии в области театрального искусства для детей «Арлекин» 2024 года подвёл итоги смотра заявок на участие. В этот раз выбирали из 150 спектаклей 121 театра страны.

В Экспертный совет вошли театральный критик Екатерина Дмитриевская, музыковед Марина Гайкович, театровед Татьяна Джурова, критик Юлия Осеева и театровед Екатерина Рябова. Именно они составляли программу «Арлекина». Но в связи с большим количеством представленных на конкурс спектаклей эксперты сформировали и лонг-лист. По мнению Совета, экстремальное ориентирование на местности внутренних миров землян разных возрастов Молодёжного театра Алтая «Ноябрьский зов» режиссёра Петра Нореца по пьесе Марии Малухиной следует отметить и включить в список значимых событий театрального сезона 2022-2023 годов.

Добавим, что на крупном театральном санкт-петербургском форуме спектакли Молодёжного театра Алтая замечают практически ежегодно. В 2020 году глитч Максима Соколова Wonder boy стал лауреатом в номинации «Лучшее музыкальное оформление». В 2021 году выделили волшебную трагедию режиссёра Бениамина Коца по пьесе Керен Климовски «Мой папа – Питер Пэн». В 2023 году страшная сказка Марии Малухиной «Василисса» в постановке режиссёра Виктории Печерниковой вошла во внеконкурсную программу «Арлекина».

Молодёжный театр Алтая вошёл в лонг-лист Всероссийского фестиваля «Розовфест»

Организаторы VII Всероссийского театрального фестиваля им. В.С. Розова «Розовфест» подвели итоги конкурсного отбора заявок на участие. Спектакль Молодёжного театра Алтая «Ноябрьский зов» по пьесе Марии Малухиной включили в лонг-лист.

В Экспертный совет вошли критик, кандидат искусствоведения, преподаватель кафедры истории зарубежного театра театроведческого факультета Российского института театрального искусства (ГИТИС) Екатерина Морозова, актриса театра и кино, режиссёр, педагог, дочь драматурга Виктора Розова Татьяна Розова, драматург и театровед Лена Петухова. Они отсмотрели более ста спектаклей.

В этом году лонг-лист сформировали из-за увеличения количества заявок, в связи со сменой площадки и усложнением художественно-постановочных задач. В ближайшее время технические специалисты организаторов и претендентов на участие согласуют райдеры, после чего опубликуют окончательную афишу «Розовфеста».

Основная программа фестиваля формируется из спектаклей, созданных не только по драматургии Виктора Розова, но и по произведениям его современников и последователей, а также по произведениям современной драматургии, которые отвечают идейной концепции фестиваля.

Молодёжный театр Алтая выступил на Всероссийском фестивале молодой режиссуры «Ремесло»

Четвёртый день XV Всероссийского фестиваля молодой режиссуры «Ремесло» прошёл под знаком детского театра. Начался он с образовательной программы – в Доме татарской книги эксперт фестиваля, известный театральный критик Марина Шимадина прочла лекцию «Современный детский театр: новые тексты и новые формы», а вечером на двух площадках состоялись два спектакля для подростков. На сцене Казанского ТЮЗа Алтайский государственный театр для детей и молодёжи им. В. Золотухина сыграл спектакль «Ноябрьский зов» режиссёра Петра Нореца, а в татарском ТЮЗе Кариева Атнинский татарский государственный драматический театр им. Г. Тукая познакомил зрителей со своей версией известной драмы Ярославы Пулинович «Наташина мечта» в постановке режиссёра Ичэнь Лю.

Режиссёр Пётр Норец хорошо знаком казанскому зрителю. На сцене русского ТЮЗа не первый год идёт его спектакль «Nедоросль», неизменно вызывающий восторг подростков и праведное возмущение учителей. И немудрено. По сути, это анти-Фонвизин, озорной, провокационный спектакль-перевёртыш классической пьесы, представляющий собой причудливую смесь стимпанка, хип-хопа, анимации и рэпа. Это спектакль не о современниках Фонвизина, а о нынешних подростках, завершающийся залихватским гимном молодости.

«Ноябрьский зов» продолжает тему подростков, но решается она здесь совершенно иначе. Начнём с того, что это постановка по пьесе современного драматурга Марии Малухиной. Жанр спектакля определён достаточно мудрёно: «Экстремальное ориентирование на местности внутренних миров землян разных возрастов». Загадка разрешается по ходу действия.

Спектакль начинается с приезда в семью Макаровых деда девочки Лили. Это событие становится завязкой сюжета. Лиля, и без того страдающая от своих подростковых проблем, воспринимает в штыки приезд чужого ей человека, которого она и видела-то раза три в жизни. Тем более что общаться им предстоит очень тесно – в школе организуют поход в лес, в котором ученикам предстоит участвовать вместе с родителями или близкими родственниками. Ситуация похода обнажает скрытые проблемы детей и взрослых.

Папа Коли Шестакова, страдая после ухода жены, одержим идеей здорового образа жизни; сам Коля мечется между двумя девочками – Лилей и Ариной; мама Арины Вороновой, страдающая от серости жизни, придумывает себе симулякр – альтернативную жизнь в блоге, фанатично снимая сюжеты для своих подписчиков; Арина безответно влюблена в Колю; Стася Лапина страдает от боли в спине и тирании набожных родителей, грозящих ей карой небесной за непослушание, при этом не брезгующих рукоприкладством; Женя по прозвищу Жаба – жертва равнодушия матери; классная руководительница Анна Павловна не умеет справляться со своими подопечными, а физкультурник Борис Петрович страдает, не смея признаться ей в любви. Разбившись на пары и вооружившись компасами, они отправляются к намеченной цели. В каждой паре происходит выяснение отношений, в ходе которого дети и взрослые впервые отвлекаются от собственной боли и учатся понимать друг друга. Вектор, до сих пор направленный внутрь, разворачивается вовне. В результате ориентирование на местности превращается в раскрытие внутренних миров героев и разрешение назревших конфликтов. Закольцовывается и история взаимоотношений Лили и деда: железобетонный дед с крутым и неудобным характером обнажает перед внучкой свой скелет в шкафу – признаётся в том, что невольно стал причиной гибели человека. Эта откровенность сближает внучку и деда, и общий финальный танец знаменует благополучный хэппи-энд.

Игровая форма спектакля, ирония и юмор позволяют снять остроту и «проговорить» проблемы подростков и взрослых легко и безболезненно. В спектакле много забавных придумок: Зигги – рок-певец и Зигги – Зигмунд Фрейд, собеседники Лили по дневнику, которым она поверяет свои проблемы; Элвис Пресли, заменяющий Стасе сурового Бога; кривляние Виктории Вороновой в тик-токе; натужный «бег за здоровьем» Колиного папы и т.д. Правда, в результате обилия ситуаций, героев и многочисленных поворотов в линии каждого действие порой распадается и создаётся ощущение мельтешения и какого-то хаотичного броуновского движения. Но в финале всё собирается в картинку всеобщего братания.

Дедушка Лили озвучивает метафору, которая легла в основу спектакля: «ноябрьский зов» как «заведомо невыполнимое стремление достичь состояния лёгкости и беззаботности, присущее детскому и отроческому возрасту, сопровождаемое меланхолией и общей потерянностью» (словарь А. Беренгольда, 1902 год). Правда, судя по тому, что мы увидели, героям спектакля достичь этого состояния удалось вполне.

Публика тепло принимала гостей из далёкого Барнаула, и вечер стал для всех теплым и приятным переживанием.

Елена Шевченко, культурный обозреватель фестиваля

Критики Марина Шимадина и Юлия Клейман о спектакле МТА «Ноябрьский зов»

В четвёртый день XV Всероссийского фестиваля молодой режиссуры «Ремесло» Молодёжный театр Алтая представил зрителям и экспертам спектакль «Ноябрьский зов». В пьесе говорится о жизни подростка Лили. После показа критики отметили достоинства спектакля.

Марина Шимадина:
– На самом деле, пьеса очень интересная. Каждый герой переживает свою историю, свою инициацию. Лес представлен, как сакральная территория, в которой мы бродим, потеряв себя. И мне понравилось, что берёзки здесь не реалистичные, а выступают неоновыми условными деревцами.

Герои всё время куда-то идут. Они все в движении, и трудно воплотить всё это на сцене. Но тем не менее, мне показалось, что персонажи тут узнаваемые и типажные. Особенно у взрослых: отец, занимающийся ЗОЖем – ирония по-доброму. Это выглядело неуместно и нелепо, невозможно было удержаться от хохота.

Дедушка тоже очень интересный, герой с загадкой, большую часть времени про него ничего непонятно. Забавным был момент с окровавленным дедом. Очень смешно было придумано, жалко, что только один раз это происходит. Думаю, ретроспекции можно было использовать ещё. Мне кажется, это обогащает данную историю.

Юлия Клейман:
– Большая радость, что это современный текст. Как ни странно, даже в театрах юного зрителя их мало. Поэтому, здорово, что здесь – современный важный текст о взаимопонимании. В спектакле так много игры с вопросами возраста, того, что старое, что новое. Отличная актёрская работа: такая эксцентричная, но не пошлая и не вульгарная. Классно и стильно сделано! Мне кажется, очень хорошая работа у Дианы Зяблицкой в роли Лили. Спасибо за материал, за то, что вы делаете.

МТА отправился в Казань на Всероссийский фестиваль молодой режиссуры «Ремесло»

3 декабря команда Молодёжного театра Алтая вылетела в Казань. Уже 4 декабря на XV Всероссийском фестивале молодой режиссуры «Ремесло» МТА представит экстремальное ориентирование на местности внутренних миров землян разных возрастов «Ноябрьский зов» по пьесе Марии Малухиной.

Мы снова встретимся с режиссёром Петром Норецом, повидаемся и с драматургом. Билетов на показ, который состоится в Казанском театре юного зрителя, нет! Очень ждём встречи с новыми зрителями – жителями столицы Татарстана. Для «Ноябрьского зова» «Ремесло» – первый фестиваль, так что держите за нас кулачки!

Спектакль в Молодёжном поставили по проекту «Детки и предки. Сибирь» новосибирской автономной некоммерческой организацией «Центр «Культурный город», который реализовали при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

Более ста сотрудников Молодёжного театра Алтая получили Почётные грамоты и Благодарственные письма

В Молодёжном театре Алтая состоялась церемония награждения лучших сотрудников. Почётные грамоты и Благодарственные письма получили более ста человек.

Вручая награды, министр культуры региона Елена Безрукова сказала, что МТА – современный театр, который следит за тенденциями в искусстве, среди его артистов узнаваемые лица, свой, особый, репертуар: «Молодёжный театр Алтая уникальный. Есть вещи, которые отличают этот театр от других. Например, детская студия и театральная педагогика, постоянно проходят лаборатории, есть даже свой всероссийский театральный фестиваль. У МТА замечательная труппа, блестящий директор, хорошая административная команда. Молодёжный знают, его приглашают, на театральной карте страны он занимает достойное место».

Председатель комитета Алтайского краевого Законодательного Собрания по спорту, культуре и молодёжной политике Татьяна Ильюченко добавила, что 65-летие для человека возраст пенсионный, а для театра – самый рассвет сил. «У Молодёжного замечательный творческий коллектив. Вам по плечу всероссийские конкурсы и фестивали, работа с детьми, вы смело двигаетесь в различных направлениях, всегда радуете нас своими премьерами. Так же смело смотрите вперёд, творите, продолжайте удивлять зрителей», – сказала она.

«Молодёжный театр Алтая на передовой. Он борется за умы и сердца нашего подрастающего поколения, нашего будущего. А здесь, конечно, обмануть, схалтурить нельзя. Желаю, чтобы и дальше в ваш театр приходило много зрителей, режиссёрам попадались в работу хорошие произведения, а актёрам доставались роли, позволяющие реализовать весь их многогранный талант. Громких аплодисментов, цветов, счастья, света и добра», – пожелал коллективу председатель комитета по культуре Барнаула Валерий Паршков.

Галина Бровко, заместитель главы администрации Октябрьского района города по социальным вопросам, добавила, что у Молодёжного театра Алтая есть всё, чтобы творить, сеять вечное и доброе в умы детей и подростков, а главное, у него есть благодарные зрители: «Мы видим, насколько широко представлена культурная жизнь, насколько она доступна, видим, как вы работаете, чтобы привлечь как можно больше молодёжи в театр. Лично я, как ваш зритель, благодарна за постановки, которые вы выпускаете. Совсем недавно была на показе спектакля «Марьино поле». До сих пор под впечатлением».

Поздравить коллектив пришёл председатель правления Алтайского отделения Союза театральных деятелей России, заслуженный деятель искусств РФ Олег Пермяков. Он сказал: «Счастья всем, кто делает Молодёжный театр Алтая таким, какой он есть. Монтировочному цеху, вахтёрам, словом, всем-всем, кто всегда рядом с труппой. И, конечно, самим актёрам. Вы делаете свою работу прекрасно, вдохновенно. Желаю вам сохранить это отношение на долгие годы. С праздником!».

«Вести – Алтай»: сегодня в Молодёжном театре Алтая начинается праздничная неделя в честь его 65-летия

Cегодня в Молодёжном театре Алтая начинается праздничная неделя в честь его 65-летия. В ноябре 1958 года состоялось открытие первого творческого сезона.

В честь этой даты запланирована особая программа: квартирник с артистами, где зрители в дружеской обстановке послушают песни, воспоминания и истории из жизни творческого коллектива; квест-экскурсия по закулисью, поэтический вечер. Ну а завершит юбилейную неделю марафон спектаклей. На сцене МТА покажут «Сказку о царе Салтане», «Вождя краснокожих», «Письма любви» и другие театральные постановки.

Источник: «Вести – Алтай»

смотреть видео

Афиша
Новости
Соцсети