«Алтайская правда»: детские игры в вишнёвом саду – в Молодёжном театре Алтая прошла премьера спектакля

В Молодежном театре Алтая прошла премьера спектакля «Вишневый сад» в постановке нового художественного руководителя МТА заслуженного деятеля искусств РФ Сергея Афанасьева.

Спектакль получился эффектным, и тем, кто ожидает увидеть некоего «классического Чехова», многие решения постановщика наверняка покажутся спорными. Правда, почти всему увиденному на сцене удается найти объяснение.

Выбор материала в данном случае был за театром, но новосибирский режиссер спорить не стал: последняя пьеса Чехова – одна из вершин мировой драматургии, в которой при каждом прочтении находишь нечто ранее не замеченное. К «Вишневому саду» Сергей Афанасьев уже обращался в экспериментальной постановке около 10 лет назад. В ней был занят интернациональный состав, игралась она на двух языках – французском и русском. Если судить по восторженным рецензиям тех лет, ряд тогдашних решений режиссер счел актуальными и в той или иной степени перенес на сцену МТА.

Видимо, предупреждая упреки в самоповторе, в интервью «АП» он подчеркивал: спектакль в любом случае должен получиться совершенно новым, поскольку такой Раневской и такого Лопахина еще не было. Кстати, именно эти двое, сыгранные Галиной Чумаковой и Александром Савиным, – одна из главных причин увидеть постановку.

Герои и забвение

Взору публики предстает очень условная и неуютная комната, «которая до сих пор называется детскою»: кусок светлой облупившейся стены с дверью, венские стулья, простецкий столик, обшарпанный светлый шкаф, отнюдь не многоуважаемый (хоть и с сюрпризом). А еще четыре расставленные по периметру казенные железные кровати, застеленные синим сукном и уводящие мысли в сторону чего-то совсем тоскливого – больницы, армии или богадельни. Через авансцену проходит железная дорога, многозначительно, но не очень броско намекающая, что прежний уклад жизни в этом застывшем в прошлом мирке скоро сдует ветром перемен. Дорога, как мы помним, прошла недалеко от имения Раневской, в ней и склонен искать спасения финансовых дел непрактичной хозяйки деловитый Лопахин.

Сам он, облаченный в более чем современный малиновый пуловер с кожаными заплатками на локтях, ожидает возвращения Любови Андреевны из Парижа в этой комнате, где вся обстановка буквально кричит об упадке. Компанию ему составляют легкомысленная и смешливая горничная Дуняша в цветастом ситцевом платьице (ее по очереди играют Ольга Жучкова и Анастасия Лоскутова) и карикатурно разодетый женихом конторщик Епиходов в исполнении Андрея Потеребы: цилиндр, красная роза на груди.

Основное напряжение между Лопахиным и Раневской в этом спектакле лежит вовсе не в классовой и экономической плоскости, и это становится ясно уже по тому волнению, с которым ждет приезда хозяйки имения молодой купец, внук крепостного; по той нежности, с которой вспоминает одну давнюю встречу с ней: ему пятнадцать и нос разбит, а она «еще молоденькая, такая худенькая»… На радость молодым зрительницам, взволнованный Лопахин – Савин разоблачается по пояс и умывается в тазу. Словом, это не привычный образ грубого мужика, который не в состоянии понять хрупкую и бесполезную красоту вишневого сада. В постановке Афанасьева Лопахин точно соответствует тому описанию, которое ему дает другой персонаж – вечный студент Петя Трофимов: «У тебя тонкие, нежные пальцы, как у артиста, у тебя тонкая, нежная душа».

Тема внутреннего несоответствия героев заданным судьбой ролям получает как ироническое развитие (хамоватый лакей Яша, тоскующий по Парижу, или изнеженная, как барышня, Дуняша), так и трагическое (брат главной героини Гаев – этакий пятидесятилетний ребенок, притом «сложный», больной, с припадками). Надо себя помнить, говорят друг другу чеховские персонажи, но следовать совету не спешат.

И в центре этого всеобщего забвения себя – Раневская Галины Чумаковой, красивая и страстная женщина, надломленная, истратившая состояние на недостойных мужчин. Она то и дело рвет телеграммы из Парижа, но в эти моменты на ее сильном лице проступает такая растерянность, что ясно: из последних сил она удерживается от бегства к любовнику. И кажется, что главная печаль Раневской, в общем, не о судьбе сада: пожалуй, самая яркая ее сцена, настоящий манифест героини – отповедь глупому Пете Трофимову, заявившему, что он-де выше любви.

Фокусы Шарлотты

В общем, конфликт двух поколений, который мы привычно ищем у Чехова, занимает режиссера не в первую очередь, это спектакль не столько о сломе эпох, отжившем мировоззрении и долгах по закладной, сколько о чувственной любви и связанных с ней амбициях обладания. Чеховский текст такому прочтению не сопротивляется, хотя тем, кто в последний раз имел с ним дело в школе, этот взгляд, наверное, покажется революционным.

Отталкиваясь от детской комнаты, режиссер создает мирок, почти сплошь населенный так и не повзрослевшими людьми, живущими инфантильной надеждой, что все как-нибудь само наладится. Знаменитый монолог, обращенный к столетнему шкафу, Гаев (актер Евгений Бакуменко) произносит, постепенно взбираясь на спинку одной из железных кроватей, по-мальчишески бесстрашно балансирует на ней – и падает в обморок, подхваченный испуганными племянницами и гостями. А в тот самый страшный момент, когда становится известно о продаже имения, он уютно укладывается в кроватку на бочок, поджав ножки, точно ребенок, уверенный, что во сне дурные вести его не найдут.

Ничуть не более взрослым выглядит и помещик-сосед в исполнении Анатолия Кошкарева, запутавшийся в долгах, вечно побирающийся, но волею судеб каждый раз избегающий окончательного разорения. Наконец, в сильно трансформированной сцене бала, превратившейся в этакий утренник, Петя и Аня, взобравшись, как на сцену, все на те же кровати, внезапно декламируют «Песню о Буревестнике» и «Белеет парус одинокий». Кстати, страшно не хочется выдавать главный фокус этого эпизода, но он, как и положено, остается за гувернанткой Шарлоттой Ивановной, которую играет Светлана Сатаева: она, к немалому изумлению публики, поет Imagine Джона Леннона.

Даже взрослая Варя (актриса Светлана Лепихина), строгая «монашенка», которая все не дождется предложения от Лопахина, в какой-то момент подкарауливает его за дверью и бьет подушкой. Варю здесь вообще жальче всех: вытащив наружу ревность к матери, режиссер накаляет ситуацию до предела. Так, во втором действии Раневская встречает прохожего, которым оказывается замаскированный шляпой и маской Лопахин, и вместо испрошенных «тридцати копеек голодному россиянину» одаривает долгим поцелуем, за которым следует страстное танго. Так что ее реплика: «А тут, Варя, мы тебя совсем просватали, поздравляю», обращенная к дочери, присутствовавшей при этом дарении, выглядит уже форменным издевательством.

Зато в этой болезненной логике отношений центральных героев покупка Лопахиным имения больше не выглядит одной лишь попыткой доказать что-то себе и своим предкам («Я купил имение, где отец и дед были рабами, где их не пускали даже в кухню»). Это способ приблизиться к чужому красивому миру. Миру, который он сам же и разрушит после того, как семья Раневской с домочадцами, составив кровати друг на друга и погрузившись на эту конструкцию, как на хлипкий ковчег, отчалит к другим берегам.

Источник: «Алтайская правда»

Новости

20.06.2025

«Катунь 24»: актёры Молодёжного театра Алтая показали представление для всех желающих на пороге театре

17.06.2025

Парад премьер пройдёт в Молодёжном театре Алтая

13.06.2025

Молодёжный театр Алтая выступил в Москве на Международном открытом фестивале «Театральный бульвар»

12.06.2025

«Москва 24»: москвичам и гостям города покажут спектакли региональных театров

Молодёжный театр Алтая поздравляет Днём России

11.06.2025

«Театрал»: Андрей Мерзликин отметит День России на «Театральном бульваре»

В Молодёжном театре Алтая продолжается акция «ТЕАТРомания»

«Катунь 24»: актёры Молодёжного театра Алтая показали представление для всех желающих на пороге театре

Персонажи спектаклей, которых в этом сезоне в Молодёжном театре Алтая показали в последний раз, вновь выступили перед зрителями. Это герои постановок «Обыкновенное чудо», «Гамлет», «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Коварство и любовь» и «Мой папа – Питер Пэн».

Источник: «Катунь 24»

смотреть видео

Парад премьер пройдёт в Молодёжном театре Алтая

Последняя неделя творческого сезона 2024-2025 годов в Молодёжном театре Алтая им. В.С. Золотухина будет посвящена спектаклям, пополнившим репертуар в этом периоде. С 17 по 22 июня состоится Парад премьер.

Зрителям представят постановки «Брачная лихорадка» Антона Чехова, «Зверский детектив» Анны Старобинец, «Маскарад» Михаила Лермонтова, «Приключения в стране школьных ошибок» Лии Гераскиной, «Фабрика по изготовлению вундеркиндов» Анны Морозовой, «Яга» Андрея Григорьева и Марии Малухиной.

Отличительной особенностью Парада премьер в этом году станет трогательное прощание с героями спектаклей, отправившихся в этом сезоне в архив. 19 июня в 17:00 на крыльце здания театра появятся персонажи из постановок «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Пьера Бомарше, «Гамлет» Уильяма Шекспира, «Коварство и любовь» Фридриха Шиллера, «Мой папа – Питер Пэн» Керен Климовски, «Обыкновенное чудо» Евгения Швара, «Прощание в июне» Александра Вампилова, «Свободная пара» Дарио Фо и Франки Раме. Герои списанных спектаклей будут приветствовать зрителей и в антрактах на протяжении всей недели.

После каждого показа среди гостей театра будут проводить розыгрыш сувениров и афиш с автографами. А ещё в фойе театра появилось Дерево желаний, на котором зрители смогут оставить свои отзывы, записки любимым артистам или, например, написать предложения на следующие творческие сезоны.

Молодёжный театр Алтая выступил в Москве на Международном открытом фестивале «Театральный бульвар»

Показы постановки Молодёжного театра Алтая им. В.С. Золотухина «Сказка о царе Салтане» Александра Пушкина на Международном открытом фестивале «Театральный бульвар» в Москве состоялись. Спектакль представили дважды – 11 и 12 июня.

Вместе с творческой командой, выступавшей на Чистых прудах, была режиссёр-постановщик спектакля Анна Зуева, театровед, драматург, арт-директор многих фестивалей Ольга Никифорова.

Также коллектив встретился с народным артистом России Евгением Мироновым. Большую поддержку оказали родственники, друзья и коллеги из Барнаула. Благодарим всех, кто был с нами!

смотреть видео

«Москва 24»: москвичам и гостям города покажут спектакли региональных театров

Региональные театры начали показы своих постановок на открытом фестивале «Театральный бульвар» в Москве. В репертуар вошли разнообразные жанры, в том числе русская классика, сказки, уличные сцены и экспериментальные перфомансы.

Все это можно увидеть на 14 городских площадках. Подробнее – в эфире телеканала «Москва 24».

Источник: «Москва 24»

смотреть видео

Молодёжный театр Алтая поздравляет Днём России

Молодёжный театр Алтая поздравляет с самым главным государственным праздником нашей страны – с Днём России!

Мы отмечаем не просто дату, а дух нашей великой страны – её силу, красоту и многообразие. Пусть Россия всегда будет домом, где сбываются мечты, а сердце бьётся в ритме единства и гордости. Пусть сила духа предков принесет развитие и благополучие, даст силы для великих достижений и веру в прекрасное будущее!

С праздником, Родина! Мира, счастья и процветания!

«Театрал»: Андрей Мерзликин отметит День России на «Театральном бульваре»

12 июня на фестивале «Театральный бульвар» гостям предложат специальную программу, посвященную русской культуре и ее традициям. Начнется она с детских спектаклей.

В 14.00 на Чистопрудном бульваре Молодежный театр Алтая покажет «Сказку о царе Салтане». Зрителей ждет серия невероятных трансформаций: исполнители главных ролей превращаются и в целый город, и в 33 богатырей, и даже в бочку, в которой Царица и Гвидон приплыли к острову Буяну.

Здесь же, в 17.00 Театр сторителлинга «отправится» в ночное путешествие на лодках вместе с врагами князя Дмитрия Донского и раскроет «Тайну Куликовской битвы».

А в Амфитеатре на Покровском бульваре Андрей Мерзликин сыграет музыкально-драматический моноспектакль, основанный на письмах и дневниках Василия Шукшина, – «Живет такой парень». В показе примет участие рок-фолк группа «После одиннадцати». Начало – в 18:00.

Источник: «Театрал»

В Молодёжном театре Алтая продолжается акция «ТЕАТРомания»

Ровно через неделю в Молодёжном театре Алтая им. В.С. Золотухина состоится показ монохромного трагифарса «Маскарад». История Михаила Лермонтова о любви, предательстве и мести в постановке главного режиссёра МТА Дарьи Догадовой – исследование истины и лжи в обществе, в котором гостям дозволено всё, кроме правды.

На показ спектакля действует акция «ТЕАТРомания», она приурочена к Параду премьер, который пройдёт в МТА с 17 по 22 июня. Билеты со скидкой в 30% доступны как в кассе театра, так и онлайн на нашем сайте с 26 мая по 18 июня до показа спектакля.

Телефон для справок: 503-503, коллективные заявки: 503-536.

Молодёжный театр Алтая благодарит Акционерное общество «Альфа-Банк» за поддержку в постановке спектакля «Маскарад» по пьесе Михаила Лермонтова.

Афиша
Новости
Соцсети