«Алтайская правда»: детские игры в вишнёвом саду – в Молодёжном театре Алтая прошла премьера спектакля

В Молодежном театре Алтая прошла премьера спектакля «Вишневый сад» в постановке нового художественного руководителя МТА заслуженного деятеля искусств РФ Сергея Афанасьева.

Спектакль получился эффектным, и тем, кто ожидает увидеть некоего «классического Чехова», многие решения постановщика наверняка покажутся спорными. Правда, почти всему увиденному на сцене удается найти объяснение.

Выбор материала в данном случае был за театром, но новосибирский режиссер спорить не стал: последняя пьеса Чехова – одна из вершин мировой драматургии, в которой при каждом прочтении находишь нечто ранее не замеченное. К «Вишневому саду» Сергей Афанасьев уже обращался в экспериментальной постановке около 10 лет назад. В ней был занят интернациональный состав, игралась она на двух языках – французском и русском. Если судить по восторженным рецензиям тех лет, ряд тогдашних решений режиссер счел актуальными и в той или иной степени перенес на сцену МТА.

Видимо, предупреждая упреки в самоповторе, в интервью «АП» он подчеркивал: спектакль в любом случае должен получиться совершенно новым, поскольку такой Раневской и такого Лопахина еще не было. Кстати, именно эти двое, сыгранные Галиной Чумаковой и Александром Савиным, – одна из главных причин увидеть постановку.

Герои и забвение

Взору публики предстает очень условная и неуютная комната, «которая до сих пор называется детскою»: кусок светлой облупившейся стены с дверью, венские стулья, простецкий столик, обшарпанный светлый шкаф, отнюдь не многоуважаемый (хоть и с сюрпризом). А еще четыре расставленные по периметру казенные железные кровати, застеленные синим сукном и уводящие мысли в сторону чего-то совсем тоскливого – больницы, армии или богадельни. Через авансцену проходит железная дорога, многозначительно, но не очень броско намекающая, что прежний уклад жизни в этом застывшем в прошлом мирке скоро сдует ветром перемен. Дорога, как мы помним, прошла недалеко от имения Раневской, в ней и склонен искать спасения финансовых дел непрактичной хозяйки деловитый Лопахин.

Сам он, облаченный в более чем современный малиновый пуловер с кожаными заплатками на локтях, ожидает возвращения Любови Андреевны из Парижа в этой комнате, где вся обстановка буквально кричит об упадке. Компанию ему составляют легкомысленная и смешливая горничная Дуняша в цветастом ситцевом платьице (ее по очереди играют Ольга Жучкова и Анастасия Лоскутова) и карикатурно разодетый женихом конторщик Епиходов в исполнении Андрея Потеребы: цилиндр, красная роза на груди.

Основное напряжение между Лопахиным и Раневской в этом спектакле лежит вовсе не в классовой и экономической плоскости, и это становится ясно уже по тому волнению, с которым ждет приезда хозяйки имения молодой купец, внук крепостного; по той нежности, с которой вспоминает одну давнюю встречу с ней: ему пятнадцать и нос разбит, а она «еще молоденькая, такая худенькая»… На радость молодым зрительницам, взволнованный Лопахин – Савин разоблачается по пояс и умывается в тазу. Словом, это не привычный образ грубого мужика, который не в состоянии понять хрупкую и бесполезную красоту вишневого сада. В постановке Афанасьева Лопахин точно соответствует тому описанию, которое ему дает другой персонаж – вечный студент Петя Трофимов: «У тебя тонкие, нежные пальцы, как у артиста, у тебя тонкая, нежная душа».

Тема внутреннего несоответствия героев заданным судьбой ролям получает как ироническое развитие (хамоватый лакей Яша, тоскующий по Парижу, или изнеженная, как барышня, Дуняша), так и трагическое (брат главной героини Гаев – этакий пятидесятилетний ребенок, притом «сложный», больной, с припадками). Надо себя помнить, говорят друг другу чеховские персонажи, но следовать совету не спешат.

И в центре этого всеобщего забвения себя – Раневская Галины Чумаковой, красивая и страстная женщина, надломленная, истратившая состояние на недостойных мужчин. Она то и дело рвет телеграммы из Парижа, но в эти моменты на ее сильном лице проступает такая растерянность, что ясно: из последних сил она удерживается от бегства к любовнику. И кажется, что главная печаль Раневской, в общем, не о судьбе сада: пожалуй, самая яркая ее сцена, настоящий манифест героини – отповедь глупому Пете Трофимову, заявившему, что он-де выше любви.

Фокусы Шарлотты

В общем, конфликт двух поколений, который мы привычно ищем у Чехова, занимает режиссера не в первую очередь, это спектакль не столько о сломе эпох, отжившем мировоззрении и долгах по закладной, сколько о чувственной любви и связанных с ней амбициях обладания. Чеховский текст такому прочтению не сопротивляется, хотя тем, кто в последний раз имел с ним дело в школе, этот взгляд, наверное, покажется революционным.

Отталкиваясь от детской комнаты, режиссер создает мирок, почти сплошь населенный так и не повзрослевшими людьми, живущими инфантильной надеждой, что все как-нибудь само наладится. Знаменитый монолог, обращенный к столетнему шкафу, Гаев (актер Евгений Бакуменко) произносит, постепенно взбираясь на спинку одной из железных кроватей, по-мальчишески бесстрашно балансирует на ней – и падает в обморок, подхваченный испуганными племянницами и гостями. А в тот самый страшный момент, когда становится известно о продаже имения, он уютно укладывается в кроватку на бочок, поджав ножки, точно ребенок, уверенный, что во сне дурные вести его не найдут.

Ничуть не более взрослым выглядит и помещик-сосед в исполнении Анатолия Кошкарева, запутавшийся в долгах, вечно побирающийся, но волею судеб каждый раз избегающий окончательного разорения. Наконец, в сильно трансформированной сцене бала, превратившейся в этакий утренник, Петя и Аня, взобравшись, как на сцену, все на те же кровати, внезапно декламируют «Песню о Буревестнике» и «Белеет парус одинокий». Кстати, страшно не хочется выдавать главный фокус этого эпизода, но он, как и положено, остается за гувернанткой Шарлоттой Ивановной, которую играет Светлана Сатаева: она, к немалому изумлению публики, поет Imagine Джона Леннона.

Даже взрослая Варя (актриса Светлана Лепихина), строгая «монашенка», которая все не дождется предложения от Лопахина, в какой-то момент подкарауливает его за дверью и бьет подушкой. Варю здесь вообще жальче всех: вытащив наружу ревность к матери, режиссер накаляет ситуацию до предела. Так, во втором действии Раневская встречает прохожего, которым оказывается замаскированный шляпой и маской Лопахин, и вместо испрошенных «тридцати копеек голодному россиянину» одаривает долгим поцелуем, за которым следует страстное танго. Так что ее реплика: «А тут, Варя, мы тебя совсем просватали, поздравляю», обращенная к дочери, присутствовавшей при этом дарении, выглядит уже форменным издевательством.

Зато в этой болезненной логике отношений центральных героев покупка Лопахиным имения больше не выглядит одной лишь попыткой доказать что-то себе и своим предкам («Я купил имение, где отец и дед были рабами, где их не пускали даже в кухню»). Это способ приблизиться к чужому красивому миру. Миру, который он сам же и разрушит после того, как семья Раневской с домочадцами, составив кровати друг на друга и погрузившись на эту конструкцию, как на хлипкий ковчег, отчалит к другим берегам.

Источник: «Алтайская правда»

Новости

27.01.2023

Поздравляем артиста с вводом в комедию «Вишнёвый сад»

26.01.2023

В Молодёжном театре Алтая началась работа над новым спектаклем

25.01.2023

Молодёжный театр Алтая и Астраханский театр юного зрителя устроят обменные гастроли

23.01.2023

Труппу Молодёжного театра Алтая пополнил новый артист

20.01.2023

Губернатор Виктор Томенко побывал на спектакле Молодёжного театра Алтая

«Катунь 24»: в Молодёжном театре Алтая новый главный художник – Наталья Сыздыкова

16.01.2023

Серафима Киселёва из Школы-студии МТА стала лауреатом Международного конкурса монологов

Поздравляем артиста с вводом в комедию «Вишнёвый сад»

Поздравляем Виталия Прозорова с вводом на роль Ермолая Алексеевича Лопахина в комедию «Вишнёвый сад» Антона Чехова. Желаем новых и интересных сценических работ, оглушительных оваций и преданных поклонников!

В Молодёжном театре Алтая началась работа над новым спектаклем

На этой неделе в МТА началась работа над новым спектаклем – 24 февраля в репертуар театра войдёт постановка «Ноябрьский зов» по пьесе Марии Малухиной.

Над материалом для подростков молодого драматурга, уже известного зрителям Молодёжного театра Алтая по спектаклю «Василисса», работает Пётр Норец. Он окончил режиссёрский факультет Российского института театрального искусства – ГИТИСа (мастерская Олега Кудряшова). Ставил спектакли в Новокузнецке, Новороссийске, Березниках, Кемерове, Сарове, Ельце, Казани и других городах. Теперь он приехал в Барнаул.

«Ноябрьский зов» ставят по проекту «Детки и предки. Сибирь». Он подразумевает постановку спектаклей для детей и подростков в трёх городах федерального округа, один из которых – Барнаул. В этом направлении Молодёжный театр Алтая сотрудничает с новосибирской автономной некоммерческой организацией «Центр «Культурный город», проект реализуют при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

смотреть фото

Молодёжный театр Алтая и Астраханский театр юного зрителя устроят обменные гастроли

Министерство культуры России опубликовало список театров, которые попали во Всероссийский гастрольно-концертный план на 2023 год. В программу «Большие гастроли» включили Молодёжный театр Алтая.

На участие в программе подали 477 заявок. По итогам работы экспертной комиссии в 2023 году планируют провести 271 гастрольный тур. «Большие гастроли» состоятся в 79 регионах и 136 городах и населённых пунктах России. В зарубежном направлении примут участие семь стран.

Всего в программе «Большие гастроли» в этом году планируется участие 247 театров. МТА проведёт обменные гастроли с Астраханским театром юного зрителя. На площадке коллег Молодёжный театр Алтая представит четыре спектакля. Гастроли состоятся с 26 июня по 2 июля. Театр из Астрахани выступит в Барнауле на неделю раньше – с 19 по 25 июня. Коллектив тоже привезёт четыре спектакля.

Справка

«Большие гастроли» – крупнейшая общероссийская театральная программа, которую реализует «Росконцерт» согласно Всероссийскому гастрольно-концертному плану Минкультуры России. Направление для детей и молодёжи появилось в 2017 году. Уже в 2018 году Молодёжный театр Алтая гастролировал на сцене Омского областного театра юных зрителей. В 2019 году труппа МТА побывала по программе «Большие гастроли для детей и молодёжи» в Красноярском театре юного зрителя. В 2020 году из-за коронавирусных ограничений театры участвовали в специальной программе «Большие гастроли – онлайн», тогда МТА представил спектакль «Бег», восемь снов по пьесе Михаила Булгакова в постановке режиссёра Юрия Ядровского.

Труппу Молодёжного театра Алтая пополнил новый артист

В труппу Молодёжного театра Алтая приняли нового артиста. Алексей Пахоруков до 18 лет занимался в Шоу-театре песни «Каприз», окончил Барнаульскую музыкальную школу №2 и Театральную школу им. Народного артиста СССР А.А. Гончарова. Получил образование в Алтайском государственном институте культуры по специальностям «руководитель любительским театром» и «артист драматического театра».

Алексей Пахоруков принимал участие в театральных конкурсах. В его коллекции диплом третьей степени чтецкого конкурса «Читаем классику в Третьяковской галерее» (Москва), диплом фестиваля театральных коллективов «Огни рампы» (Новоалтайск) и приз зрительских симпатий конкурса-фестиваля «Моя жизнь – театр» (ЗАТО Сибирский). А за творческие достижения за учебный год 2011-2012 стал стипендиатом главы Барнаула.

Был участником, победителем и призёром многих конкурсов вокального искусства, среди которых Международный конкурс-фестиваль «На берегах Невы» (Санкт-Петербург), телевизионный конкурс «Магия Звука» и фестиваль-конкурс «Пой ласточка, пой» (Екатеринбург), Всероссийский фестиваль-конкурс актёрской и авторской песни «Вера. Надежда. Любовь» им. В.С. Золотухина и Краевой конкурс вокалистов «Золотая нота» (Барнаул).

Сейчас артист активно вводится в репертуар театра. Уже скоро зрители МТА смогут увидеть его на сцене.

Губернатор Виктор Томенко побывал на спектакле Молодёжного театра Алтая

20 января губернатор Алтайского края Виктор Томенко и министр культуры Елена Безрукова побывали на показе спектакля Молодёжного театра Алтая «Мёртвые души». Во время визита директор МТА Ирина Лысковец рассказала гостям о творческих планах коллектива, успехах и достижениях.

Историю грандиозной аферы по поэме Николая Гоголя поставил главный режиссёр театра Алексей Серов. К произведению, опубликованному в далёком 1842 году, МТА обратился впервые в истории своего существования. Специально для этой постановки театральный композитор Лариса Казакова написала песни, положив на музыку знаменитые лирические отступления автора без перевода в стихотворную форму. Молодёжный стал первым театром, где поют именно прозу Николая Гоголя.

Сценографом выступил номинант театральной премии «Золотая Маска» Илья Кутянский, художником по костюмам – заслуженный художник Хабаровского края, член Союза художников России, номинант «Золотой Маски» и главный художник МТА Наталья Сыздыкова, хореографом – заслуженный деятель искусств России Николай Андросов, художником по свету – лауреат премии «Золотая Маска» Дмитрий Зименко.

Динамичный спектакль помимо впечатляющих сценографии и костюмов дополняют все возможные современные приёмы театрального искусства – свет, звук и мультимедиа. Следующий показ истории грандиозной аферы «Мёртвые души» состоится 21 января в 17:00. Телефон кассы театра: 503-503.

смотреть фото

«Катунь 24»: в Молодёжном театре Алтая новый главный художник – Наталья Сыздыкова

В Молодёжном театре Алтая новый главный художник – Наталья Сыздыкова. Сегодня она в гостях программы «Новое утро» на телеканале «Катунь 24».

Наталья Владимировна приехала в Барнаул из Хабаровска. В эфире она рассказала, чем отличаются сибиряки от жителей Дальнего Востока, можно ли мыслить драматургию колористикой и в чём состоит задача художника сцены.

Источник: «Катунь 24»

смотреть видео

Серафима Киселёва из Школы-студии МТА стала лауреатом Международного конкурса монологов

В декабре в Москве в дистанционном формате провели IX Международный конкурс монологов. В нем приняли участие 180 детей из России, Франции, Казахстана, Республики Беларусь, Латвии.

Одним из лауреатов стала Серафима Киселёва из младшей возрастной группы Школы-студии МТА. К конкурсу она готовилась под руководством педагога – заслуженной артистки России Галины Чумаковой.

Поздравляем с заслуженной наградой, желаем новых достижений.

Афиша
Новости
Соцсети