«Алтайская правда»: фантастическую музыкальную сказку «Три толстяка» представили в Молодёжном театре Алтая
В День защиты детей Молодёжный театр Алтая представил последнюю премьеру этого долгого сезона – фантастическую музыкальную сказку «Три толстяка» по Юрию Олеше.
Обращение к романтическому «революционному» материалу из середины 1920-х было бы совсем уж неожиданным, если бы не молодой автор инсценировки и режиссёр-постановщик Павел Пронин из Москвы. Дело в том, что барнаульский театр познакомился с ним на последнем Золотухинском молодёжном фестивале, где тот представлял остроумное переосмысление или даже удачную адаптацию ещё одной важной советской детской книжки – «Тимур и его команда» – для нынешних подростков.
Ирония и костюм
Как объясняют в театре, действие разворачивается на спортплощадке, на которой высятся три полупрозрачные зелёные колонны, трансформирующиеся то в трибуны, то в каморки. У их подножия выступают циркачи Дядюшки Бризака (Анатолий Кошкарёв), там же то и дело вспыхивают народные волнения против Трёх толстяков, монополизировавших в некой далекой стране производство хлеба, железа и угля, то есть практически всё.
Лидер восстания – оружейник Просперо (Андрей Воробьёв в алой бандане) – схвачен гвардейцами и вот-вот будет казнён. Его сподвижник гимнаст Тибул (Антон Нечаев в синем трико) пока успешно скрывается от властей благодаря местному учёному доктору Гаспару Арнери (его обаятельно играет Александр Чумаков в сломанных и трогательно заклеенных пластырем очках).
На сей раз несколько архаичный сюжет Юрия Олеши Павлу Пронину пришлось адаптировать не только для современного восприятия, но и для более юного возраста – на спектакле ждут зрителей от 6-8 лет (кажется, лучше всё-таки от восьми, иначе социальная проблематика рискует остаться не столько непонятной, сколько неинтересной). И в этом ему помогли ирония и художник-постановщик Ирина Сид из Москвы.
Она придумала наделить сказочных богачей не только вычурными одеждами, но и многочисленными ядовито-розовыми стёгаными складочками на животах и спинах. Таковы в спектакле не только эпизодическая Графиня (актриса Ирина Клишевич) и ее капризная дочка (Ксения Кепп), но даже верные властям гвардейцы, которые не в состоянии скрыть свои складочки и круглые накладные зады под мундирами.
Акробатика и справедливость
Апофеоз этой уютной складчатости, как не трудно догадаться, представляют заглавные Три толстяка (артисты Евгений Быков, Александр Коцубенко и Виктор Синицин с пугающим гримом в виде нездоровых синяков под глазами), только они ещё и слегка горбаты и носят одинаковые розовые фраки с полами до пят. А чтобы дети не сочли эти складочки милыми или забавными, их «украсили» странными наростами, похожими на разноцветные мухоморы. Благородные бедняки здесь, напротив, одеты в лаконичные и стильные костюмы с непременными клетчатыми элементами.
Лишний вес, скажем откровенно, давно уже не метафора чрезмерного богатства. А классовая борьба, по собственному признанию режиссёра, не главная тема его спектакля – куда важнее для него были взаимовыручка, преданная дружба и торжество справедливости. Паузы между революционными волнениями заполнены злоключениями Продавца воздушных шаров (Андрей Одинцов), угодившего прямо в праздничный торт для Трёх толстяков, поломкой механической чудо-куклы их наследника Тутти (учащийся школы-студии МТА Александр Проскуряков), милыми перебранками доктора Гаспара Арнери с его экономкой (Татьяна Синицина), наконец, историей юной цирковой акробатки Суок (Дарья Чиж).
А также песнями, специально написанными композитором Александром Жемчужниковым из Екатеринбурга, причудливыми танцами (режиссёр по пластике – Софья Гуржиева) и даже настоящей акробатикой – кажется, довольно рискованной. Да, освоив весьма непростые вокальные номера в недавнем мюзикле «Фауст», теперь они отважно выполняют сальто и сложные поддержки, ходят по канату и садятся на шпагат. Словом, авторы этого летнего зрелища хотели развлечь свою публику любой ценой.
Следующие показы – 8 и 16 июня.
Любовь Карпова
Источник: «Алтайская правда»