«Алтайская правда»: манифест поколения
В театрах региона завершается сезон. Последней премьерой в краевой столице стала чрезвычайно эффектная пластическая драма «Бойцовский клуб» по культовому роману Чака Паланика.
Судя по реакции первых зрителей, новый спектакль режиссера Максима Соколова и хореографа Екатерины Культиной определенно стал событием. А в Молодежном театре Алтая говорят, что никогда не видели в зрительном зале такое количество мужчин в возрасте чуть за тридцать – едва ли не каждый третий! (Все-таки театр у нас считается специфически женской историей, куда зрители-мужчины попадают в качестве спутников.) Впрочем, именно для этой аудитории и готовил свою постановку петербургский режиссер.
«Текст Паланика мы превратили в манифест, посвященный поколению 30-летних. Это поколение неслучившихся героев. Детей, которых бросили отцы. И они пытаются существовать в зажиревшем обществе потребления» – так вкратце объясняет свою идею Максим Соколов, добавляя, что книга и его спектакль вовсе «не о зверствах».
Насчет книги, наверное, можно поспорить, а вот спектакль и правда о другом. О человеке, увязшем в рутине, утратившем (если вообще когда-то понимавшем) смысл своего существования. О попытке вырваться за рамки чужих ожиданий и приблизиться к настоящему себе. Кстати, чтобы узнать в спектакле свою жизнь и свою подспудную боль, совершенно необязательно быть тридцатилетним мужчиной. Но стоит признать, что именно с этим зрителем барнаульские театры давно не разговаривали столь откровенно.
Главный герой, обычный клерк по имени Джек (его играет Дмитрий Борисов), встречает таинственную личность – харизматичного Тайлера Дёрдена (Александр Савин), под его влиянием решает порвать со своей вполне буржуазной жизнью и идти по пути саморазрушения, достичь самого дна. Кто читал Паланика (или видел экранизацию Финчера), знает, что Тайлер лишь плод болезни, диссоциативного расстройства личности главного героя. Впрочем, в спектакле это метафора, как и масса других сюжетных подробностей.
Действо разбито на условные главы, названия которых высвечиваются на проекционном экране позади сцены: «Ты – не твоя семья», «Ты – не твои проблемы», «Ты – не твоя работа», «Ты – не тот, кем себя считаешь». Собственно, проекционный экран и шведская стенка – единственная декорация. Еще вдоль этой стенки сидят рядочком фигуры в человеческий рост, одетые в черное, в надвинутых на лица капюшонах. Ровно так же выглядят вначале почти все мужчины в спектакле – одинаково одетые, рыхлые и неловкие из-за специальных толщинок под костюмами.
Для одного эпизодического персонажа – противного босса главного героя – создали целый «голый» костюм толстяка. И «вылупление» артиста из горловины этой рыхлой туши – один из самых потрясающих пластических эпизодов спектакля: он не только очевидно отсылает к процессу появления изящного насекомого из жирной личинки, но и напоминает о босховских монстрах, пожирающих грешников.
Что представляется отдельно значимым для сценической версии этой очень мужской книги – женское присутствие в спектакле режиссер не ограничил фигурой Марлы Сингер – любовницы Тайлера и заклятого врага Джека (ее играет Юлия Юрьева). Здесь есть яркая работа Ксении Кепп, сыгравшей Внутреннее животное, и потрясающая Рассказчица (Любовь Хотиёва) – то сочувственная медсестра, то суровый тренер, то расхристанная отчаявшаяся душа.
Любовь Крапова
Источник: «Алтайская правда»