«Алтайская правда»: Молодёжный театр Алтая представил своего долгожданного «Гамлета»

Премьеру из-за карантинных ограничений пришлось отложить на полгода, но этот долгий перерыв – не главная причина интереса к спектаклю. Дело в том, что режиссер Татьяна Безменова впервые взяла для постановки не стихотворный, а прозаический перевод шекспировской трагедии.

Услышать по-новому

Перевод был выполнен Михаилом Морозовым, известным советским литературоведом, театроведом, специалистом по Шекспиру и консультантом многих переводчиков. Как писал сам Морозов, этот текст не претендовал на художественность, а его единственной целью было отразить с наибольшей точностью семантическую сторону подлинника. Потому его перевод (практически подстрочник) пестрит примечаниями и уточняющими сносками.

Вопрос был только в том, что смогут сделать артисты МТА с этим вязким и многословным текстом. Судите сами: «Вам хочется играть на мне: вам кажется, что вы знаете мою слабую сторону; вам хочется вырвать сердце моей тайны; вам хочется исследовать все мои ноты от самой нижней до верхней. В этом маленьком инструменте много музыки, и у него прекрасный голос. Однако вы не способны заставить его заговорить. Черт возьми, неужели вы думаете, что на мне легче играть, чем на флейте? Называйте меня каким угодно инструментом; вы можете расстроить меня, но вы не можете играть на мне!» – так в подробном морозовском переводе выглядит известная реплика Гамлета, обращенная к вероломным Розенкранцу и Гильденстерну. Но именно такой вариант мечтала поставить Татьяна Безменова – и выразила благодарность директору театра Ирине Лысковец за возможность «услышать текст Шекспира в более полном варианте».

Первые зрители признали, что бездумно скользить по гладкой поверхности стихотворного текста здесь уже не получается, и это даже к лучшему. А еще, как заметила одна зрительница, этот перевод как будто возвращает «Гамлету» некую первозданную дикость, а она вполне к лицу жестокому средневековому сюжету о возмездии.

В ловушке

Художник-постановщик Алексей Паненков поместил этот сюжет в пространство библиотеки с уходящими ввысь книжными шкафами и тяжелыми дверями. Пространство это с секретом, в нем, как в сложной ловушке, оказываются заперты и главный герой, которого играет Андрей Потереба, и абсолютно все персонажи.

Судя по костюмам, они наши современники, но речь тут идет о какой-то условной стране третьего мира с красочным диктаторским режимом. В начале спектакля мы видим Клавдия (Андрея Воробьева), Полония (Александра Чумакова) и Лаэрта (Романа Чистякова) в парадных мундирах. Причем на груди нового короля сверкают вычурные звезды-ордена – столь же огромные, сколь и незаслуженные. Зато сразу понятно, почему так подчеркнуто отдельно от них держится юный Гамлет: возможно, дело не только в скоропалительной свадьбе его овдовевшей матери-королевы. Потом все, конечно, переоденутся в гражданское, но душная, давящая атмосфера взаимного недоверия и подозрительности не выветрится.

В ней вынужден существовать оплакивающий отца Гамлет. И в этот раз он не борец, не герой и не гордый символ, а просто студент со стильной стрижкой. Вчерашний подросток, узнавший гадкую тайну о своих близких и не понимающий, как теперь жить. Этот инфантильный Гамлет, потеряв самообладание, едва не задушит собственную мать в сцене их эмоционального объяснения, хотя хватило бы и его жестоких слов (Гертруду по очереди играют Виктория Проскурина и Галина Чумакова). Именно такому и могло прийти в голову симулировать безумие и свести с ума всех вокруг.

Сбежать от самого себя

О том, что фраза «Добрейший принц!», с которой к Гамлету обращаются друзья, не просто придворная учтивость, нам напоминает лишь фигура его ближайшего товарища и однокашника по Виттенбергскому университету Горацио (Владимир Кулигин), почти безмолвного сочувственного свидетеля событий, впервые появляющегося на сцене со связкой книжек. Впрочем, режиссер выстраивает мизансцены так, чтобы подвести нас к мысли, что друг этот, похоже, воображаемый. В реальности же Гамлету совсем не на кого положиться. Зато почему-то становится ужасно жаль, что родители в самом начале не позволили ему вернуться к учебе: глядишь, все были бы живы.

Но наиболее эмоционально заряженной фигурой в замысле Татьяны Безменовой вдруг оказывается не Гамлет, не несчастная Офелия (Виолетта Дьякова) и не Гертруда, а король-убийца Клавдий, трус и к тому же пошляк, блестяще сыгранный Андреем Воробьевым. Он сложен, внутренне не монолитен и, кажется, был бы рад сбежать от самого себя.

Он и пытается это сделать, когда во время своего монолога взбирается по лестнице куда-то ввысь, но срывается и оказывается под ступеньками, как в клетке.

«О, преступление мое гнусно, оно смердит к небу» – это не просто слова. И собственная пошлость ему отвратительна, и остановиться он не в силах, и тоже начинает сходить с ума.

Любовь Карпова

Источник: «Алтайская правда»

Новости

28.02.2024

«Дядюшкин сон» Фёдора Достоевского ставят в Молодёжном театре Алтая

27.02.2024

«Катунь 24»: спектакль «Чучело» ставят в Молодёжном театре Алтая

26.02.2024

Экскурсия памяти Валерия Золотухина пройдёт в Молодёжном театре Алтая

22.02.2024

Приходите в МТА смотреть и обсуждать спектакли

19.02.2024

Представители МТА стартовали в ежегодной спартакиаде работников театрально-концертных учреждений

16.02.2024

«Вести – Алтай»: спектакль о жестокости подростков и травле в школах ставят в Молодёжном театре Алтая

14.02.2024

Режим работы кассы в праздничный день

«Дядюшкин сон» Фёдора Достоевского ставят в Молодёжном театре Алтая

В Молодёжном театре Алтая началась работа над новой постановкой. 12 и 14 апреля на малой сцене состоятся премьерные показы спектакля «Дядюшкин сон» по повести Фёдора Достоевского.

Режиссёр спектакля – Дарья Камошина из Санкт-Петербурга. Выпускница мастерской профессора Андрея Андреева в РГИСИ, окончила Высшие курсы кино и телевидения ВГИК в мастерской заслуженного деятеля искусств России Юрия Кары. В качестве актрисы была занята в спектаклях «Tango 43/Голодное танго» (Theatre Co Berlin/Лаборатория ON.Театр, режиссёр – Ольга Окрепилова) и «В пучине страстей и сомнений» (Учебный театр на Моховой, режиссёр – Андрей Андреев). Как режиссёр работала в театрах Санкт-Петербурга, Москвы, Нальчика, Брянска, Гомеля и других городов. Она – преподаватель актёрского мастерства и основ режиссёрского анализа мастерской заслуженного артиста России Сергея Барковского в РГПУ им. Герцена, режиссёр дипломных студенческих спектаклей.

С Дарьей Камошиной коллектив театра познакомился в прошлом году на режиссёрской лаборатории «Жили-были…» по повестям Петровского времени. Тогда и было принято решение продолжить творческое сотрудничество. Специально для МТА Дарья Камошина написала инсценировку по повести 1859 года. Она же выступает в качестве сценографа спектакля. Костюмами занимается главный художник театра Наталья Сыздыкова.

Репетиции идут, цеха Молодёжного театра Алтая приступили к работе. Билеты на премьерные показы уже появились в продаже. Телефон кассы: 503-503.

«Катунь 24»: спектакль «Чучело» ставят в Молодёжном театре Алтая

Пронзительная история Ленки Бессольцевой теперь в алтайском театре. МТА одним из немногих в стране, кто решил сделать спектакль по мотивам повести Владимира Железникова «Чучело». Сейчас в театре «зелёная неделя» – все занимаются последними приготовлениями к премьерным показам.

Источник: «Катунь 24»

смотреть видео

Экскурсия памяти Валерия Золотухина пройдёт в Молодёжном театре Алтая

30 марта – день памяти Валерия Золотухина, художественного руководителя Молодёжного театра Алтая с 2003 по 2013 годы. В этот день состоится экскурсия. На ней можно поближе познакомиться с жизнью народного артиста России, его творчеством, вкладом в развитие МТА.

Экскурсию проведёт Виктор Захаров, артист и режиссёр-постановщик Молодёжного театра Алтая. Он поделится интересными фактами и историями о Валерии Сергеевиче, которые накопились за годы знакомства и работы с ним. Пришедшие узнают, где находилась гримёрка артиста, где расположено любимое место в зрительном зале, увидят личные вещи и памятные предметы Валерия Золотухина.

Погружаемся в прошлое 30 марта в 14:00. Телефон кассы: 503-503.

Приходите в МТА смотреть и обсуждать спектакли

В марте у зрителей Молодёжного театра Алтая будет возможность поделиться впечатлениями и обсудить ключевые моменты из постановок с театральным педагогом. Можно говорить обо всём, что зацепило, впечатлило, вызвало невероятные эмоции. На таких встречах в нашем театре действует только одно правило – неправильных мнений нет.

Задержитесь в зале после показов следующих спектаклей:
3 марта – «Вождь краснокожих»;
8 марта – «Сказка о царе Салтане»;
10 марта – «Удивительное путешествие кролика Эдварда»;
17 марта – «Золушка»;
23 марта – «Сказка о царе Салтане»;
26 марта – «Ноябрьский зов»;
27 марта – «Сказка о царе Салтане»;
30 марта – «Цветик-семицветик»;
31 марта – «Огниво».

Телефон кассы театра: 503-503.

Представители МТА стартовали в ежегодной спартакиаде работников театрально-концертных учреждений

В Барнауле стартовала ежегодная спартакиада работников театрально-концертных учреждений Алтайского края. 19 февраля провели турнир по стрельбе. Честь МТА отстаивали артисты Ирина Клишевич, Светлана Лепихина и Александр Пальшин, заведующий радиоцехом Алексей Немчинов. В стрельбе из положения лёжа в общей сложности они набрали 142 балла.

Через неделю соревнования продолжатся – впереди команды ждут турниры по лыжным гонкам, настольному теннису, плаванию и волейболу.

смотреть фото

«Вести – Алтай»: спектакль о жестокости подростков и травле в школах ставят в Молодёжном театре Алтая

Спектакль о жестокости подростков и травле в школах ставят в Молодёжном театре Алтая. За основу создатели взяли книгу «Чучело», фильм по которой стал советской классикой.

История о травле в школе в спектакле МТА начнётся с задания учительницы посмотреть советский фильм «Чучело». Ребята скажут, что картина давно устарела и выйдут во двор… Чтобы накинуться на изгоя-одноклассника.

Сюжет повести «Чучело» Владимира Железнякова вписан в ткань спектакля о современных детях. Линия будет прежней – новенькая девочка придёт в класс и столкнётся с жестокой травлей.

Жертвами травли часто становятся дети, которые подвергаются насилию – физическому или эмоциональному в собственной семье. На примере новенькой Лены режиссёр и актёры исследуют тему школьного буллинга, пытаясь заглянуть в суть проблемы: почему группа людей начинает так отчаянно ненавидеть тех, кто слабее, кто оступился или не похож на остальных.

Премьера спектакля «Чучело» состоится 1 марта. Сейчас идут репетиции. Важно найти нужную интонацию, и она не должна быть назидательной. Скорее это разговор со зрителями, с юными и не очень, о том, как вовремя рассмотреть в себе ненависть, как научиться защищать себя и видеть в другом живого человека.

Источник: «Вести – Алтай»

смотреть видео

Режим работы кассы в праздничный день

23 февраля касса Молодёжного театра Алтая работать не будет. В другие дни вы можете купить билеты в обычном режиме – с 10:00 до 19:00 в будние дни и с 10:00 до 18:00 в выходные. Телефон для справок: 503-503.

Если вам нужно приобрести билеты на показы именно в то время, когда касса закрыта, вы можете это сделать онлайн на сайте театра.

Афиша
Новости
Соцсети