«Алтайская правда»: МТА готовит премьеру «Безумный день, или Женитьба Фигаро»

Меньше трех недель осталось до премьеры спектакля «Безумный день, или Женитьба Фигаро» в Молодежном театре Алтая.

Режиссер-постановщик Татьяна Безменова знакома барнаульскому зрителю. Правда, в другом качестве: как балетмейстер и режиссер по пластике. На ее счету девять спектаклей в Алтайском музыкальном театре, так что почерк хореографа местные театралы узнают. В МТА Татьяна тоже успела поработать на спектакле «Алексей Каренин», где занималась, как выяснилось, не только пластикой.

– Я выступила постановщиком мизансцен в этом спектакле. Все идеи по поводу того, как он выглядит, принадлежат мне, – говорит Татьяна Безменова. – Наверное, тогда директору и артистам стало понятно, что мне можно доверить крупную форму.

Открыть портал к Бомарше

– Это ведь не первый режиссерский опыт?

– Я ставила «Сказку о мертвой царевне» в Красноярске, «Шоколад» в Новокузнецке и новосибирском «Глобусе», «Алису в стране чудес» в Новосибирском музыкальном театре, «8 любящих женщин» в Тильзит-Театре… Режиссура мне всегда была интересна. И так получалось, что режиссеры, с которыми я сотрудничала как балетмейстер, доверяли мне постановку мизансцен. Это нередкая практика.

– Почему Бомарше?

– Нам с директором МТА очень хотелось комедию, но не ширпотребную, а классику. Мы все соскучились по такому материалу – не только Барнаул. Мне хочется, чтобы артисты вышли на сцену не в рваных джинсах и майках и играли не в каких-то ободранных декорациях, вызывая некие ассоциации, а чтобы мы окунулись в мир театра.

Но в любом случае мы не можем играть этот спектакль так, как много лет назад его играли в Московском театре сатиры. Сказать, что я осовременила пьесу, я не имею права. По отношению к Бомарше мы поколение людей, которые знают и умеют гораздо меньше и мыслят уже, чем он. И по всем позициям мы, вообще-то, отстаем. Так что мы не осовременивать его должны, а открыть портал в сторону Бомарше и попытаться увидеть и понять этих героев.

Свобода в рамках

– Мы слышали, что декорации будут черно-белыми, а костюмы артистов – цветными и яркими.

– Это невероятно искрящая пьеса, что и определяет форму спектакля. Мне понравилась идея художницы Елены Турчаниновой с двигающимися объектами. Обычно «Женитьбу Фигаро» помещают в статичную декорацию: на сцене много дверей и окон, откуда выходят персонажи, и это всегда выглядит как под копирку. Идея нашей художницы в том, что к нам «приезжает» та декорация, которая нужна в сцене. И ее привозят в основном сами участники. Понадобилась дверь – она выехала с графом. Нужно окно – персонаж выпрыгнул в него, окно уехало.

Партитура движения этих объектов сложна, весь спектакль – как часовой механизм. Хотя… Бомарше ведь и сам был часовщиком, как вы, наверное, знаете. А Фигаро – его абсолютное альтер эго. И пьесу он писал как такой сатирический памфлет. Правда, меня больше интересуют человеческая история и тот путь, который проделал каждый персонаж за время этого одного безумного дня. Что в них изменилось, как они будут жить дальше и какой вопрос повиснет в воздухе.

– Как актеры осваивают этот материал?

– Это всегда большой вызов для труппы: кружево текста, немыслимо красивые обороты с другим порядком слов, чем мы привыкли… Мы разучились так говорить. И для актеров это очень тяжело. Нужно освоить интонации, придать театральный флер. А самая сложная задача – придумать свой персонаж. Это не может быть просто наш современник.

– Вы доверяете это артистам?

– Нет, это абсолютно режиссерский спектакль. Я не деспот, так на самом деле удобнее для артистов. Им нужно просто выучить эту партитуру, и тогда появится свобода, личное отношение, собственное прочтение. Рамки не ограничивают, а организуют артиста и делают более ответственным. К тому же графика сценического оформления требует и графики действия, где важны малейшее движение и поворот.

– То есть вы и этот спектакль сочиняли как балет?

– Законы этой пьесы противоположны законам театра Станиславского. Мы скорее работаем по принципам театра Михаила Чехова, где форма определяет содержание. И это сближает спектакль с балетом.

Сделать вечер ярче

«С тех пор как мы договорились ставить «Женитьбу Фигаро», я о нем мечтала. Сейчас мечта сбывается и от этого немного страшно», – говорит Татьяна Безменова.

Кстати, недавно в Музыкальном театре прошла премьера «Шоу начинается!», где Татьяна снова выступила как режиссер по пластике. На вопрос, как удалось одновременно работать над двумя столь разными постановками, она улыбается:

– В 10 утра у меня начиналась репетиция в Музыкальном театре, в два я уже ехала в Молодежный театр, а отсюда меня увозили обратно в Музыкальный, где я работала до победного…

– До премьеры не так много времени.

– И в этот момент всегда нарастает тревога. Зрители придут оценивать наш труд, а в Барнауле довольно строгий зритель. Мы очень надеемся, что спектакль понравится. Сделает вечер человека ярче, лучше, веселее. Мне вообще кажется, что это в какой-то степени миссия театра: не учить или воспитывать, а воздействовать на чувства и душу. И в данном случае еще поднимать настроение.

Любовь Карпова

Источник: «Алтайская правда»

Новости

04.12.2022

Поздравляем артистов с вводом в романтическую историю «Золушка»

03.12.2022

«Катунь 24»: в Молодёжном театре Алтая готовятся к премьере спектакля «Огниво»

01.12.2022

Открыт приём заявок на участие в V Всероссийском молодёжном театральном фестивале имени Валерия Золотухина

Всероссийский проект Народного фронта «Все для Победы!»

25.11.2022

Эксперт «Золотой Маски» Нина Карпова побывает на спектаклях Молодёжного театра Алтая

21.11.2022

Поздравляем артистку с вводом в оперу «Мария Стюарт»

18.11.2022

Директор МТА Ирина Лысковец приняла участие во Всероссийском фестивале-лаборатории театров для детей и молодёжи «Колесо»

Поздравляем артистов с вводом в романтическую историю «Золушка»

Поздравляем Антона Нечаева, Галину Чумакову и Виталия Прозорова с вводом в романтическую историю «Золушка» Шарля Перро. Желаем побольше сказочных ролей и волшебных моментов!

«Катунь 24»: в Молодёжном театре Алтая готовятся к премьере спектакля «Огниво»

Подсмотреть костюмы и бутафорию героев предстоящей новогодней премьеры «Огниво» в Молодёжном театре Алтая удалось съемочной группе телеканала «Катунь 24». В программе «Время культуры» зрителям показали путешествие по закулисью.

Источник: «Катунь 24»

смотреть видео

Открыт приём заявок на участие в V Всероссийском молодёжном театральном фестивале имени Валерия Золотухина

1 декабря стартовал приём заявок на участие в V Всероссийском молодёжном театральном фестивале им. В.С. Золотухина. Масштабный культурный форум пройдёт в Барнауле с 18 по 24 сентября 2023 года. Он соберёт профессиональные творческие коллективы из разных уголков страны, которые представят свои лучшие спектакли разных жанров и форм.

Как и в прошлые годы, основной площадкой проведения театрального форума станет Молодёжный театр Алтая. У любителей театрального искусства будет уникальная возможность за неделю посмотреть 12 спектаклей, адресованных преимущественно молодёжной аудитории. По сложившейся традиции фестиваль закроется спектаклем театра, приглашённого в Барнаул в качестве гостя. На этот раз зрителям представят постановку Российского академического Молодёжного театра. Программу показов дополнят образовательные семинары, лаборатории, круглые столы и мастер-классы от экспертов театрального дела.

Заявки на участие принимаются до 1 марта. Спектакль, адресованный молодёжной аудитории, должен быть выпущен в период с 1 января 2021 по 31 декабря 2022 года. Электронную форму заявки нужно заполнить на сайте Молодёжного театра Алтая в разделе «Фестиваль». Уже весной станет известно, какие спектакли каких театров смогут увидеть жители региона.

Справка
Всероссийский молодёжный театральный фестиваль имени Валерия Золотухина учреждён указом губернатора Алтайского края от 10 октября 2013 года. К участию в фестивале допускаются на равных условиях профессиональные драматические театры любой формы собственности и подчинения, русские и национальные театры. Организаторами фестиваля выступают Министерство культуры Алтайского края, Молодёжный театр Алтая, Алтайское краевое отделение общероссийской общественной организации «Союз театральных деятелей Российской Федерации». Фестиваль проходит раз в два года при поддержке Министерства культуры России и Союза театральных деятелей Российской Федерации.

Всероссийский проект Народного фронта «Все для Победы!»

Общероссийский народный фронт запустил портал «Все для Победы!» и дал старт началу работы благотворительного фонда по сбору средств в поддержку воинских подразделений и мирного населения Донбасса.

На данном Портале рассказывается, как перечислить деньги, где принимают вещи, что требуется бойцам, здесь же можно узнать, как грузы доставляются адресатам.

В конце октября открыт региональный сбор средств, по которому можно перевести средства для частей, преимущественно сформированных из мобилизованных из Алтайского края, а также частей, дислоцированных в нашем крае, подразделения которых выполняют боевые задачи в ходе СВО.

Эксперт «Золотой Маски» Нина Карпова побывает на спектаклях Молодёжного театра Алтая

С 1 по 4 декабря на показах спектаклей Молодёжного театра Алтая побывает Нина Карпова. Театровед, руководитель литературно-драматургической части Московского академического театра Сатиры, эксперт международных и всероссийских фестивалей прилетит в Барнаул по гранту Союза театральных деятелей России «Командировки критиков в театры регионов России».

Нина Никитична посмотрит четыре спектакля МТА, выпущенные за последний год – страшную сказку «Василисса» Марии Малухиной, историю грандиозной аферы «Мёртвые души» Николая Гоголя, мюзикл «Фауст» Александра Шевцова и странствие «Марьино поле» Олега Богаева. Каждый она обсудит с артистами, художественным руководством и работниками производственных цехов.

Нина Карпова окончила театроведческий факультет ГИТИСа им. А.В. Луначарского. Печаталась в журналах «Театр», «Театральная жизнь», «Страстной бульвар, 10», «Музыкальная жизнь», газетах «Культура», «Экран и сцена», «Аргументы и факты», «Московская правда», а также американских и европейских театральных изданиях. Она – автор и редактор Первого тома Российской театральной энциклопедии (2020). Постоянный эксперт и член жюри множества российских театральных фестивалей, среди которых «Золотая Маска».

Грант «Командировки критиков в театры регионов России» предназначен для театров, которые хотели бы пригласить критика для просмотра и обсуждения своих спектаклей. В этом году заявки на участие подали более 140 коллективов, Союз театральных деятелей отобрал только 36.

Поздравляем артистку с вводом в оперу «Мария Стюарт»

Поздравляем Елену Логачёву с вводом в оперу «Мария Стюарт» Фридриха Шиллера. Желаем крепко стоять на котурнах, чтобы не снесло волной аплодисментов!

Директор МТА Ирина Лысковец приняла участие во Всероссийском фестивале-лаборатории театров для детей и молодёжи «Колесо»

С 15 по 17 ноября в Екатеринбургском театре юного зрителя проходил Всероссийский фестиваль-лаборатория театров для детей и молодёжи «Колесо». В числе участников – руководителей ведущих театров юных зрителей страны – была и директор Молодёжного театра Алтая Ирина Лысковец.

Программа включала просмотры лучших спектаклей Екатеринбургского ТЮЗа, выпущенных в последние годы. Гости побывали на показах постановок «Питер Пэн в Кенсингтонском саду» по мотивам повести Джеймса Мэтью Барри, «730 шагов» по мотивам романа Фёдора Достоевского «Преступление и наказание», «Чучело» по мотивам повести Владимира Железникова, «Дуэль» по повести Антона Чехова и «Пиковая дама» Александра Пушкина.

На фестивале-лаборатории провели «круглый стол» руководителей театров, в котором приняла участие директор Российского академического Молодёжного театра Софья Апфельбаум. Модератором выступила заведующая Кабинетом театров для детей и театров кукол Союза театральных деятелей России Ольга Глазунова. Состоялась лекция координатора спецпроектов РАМТа Милы Денёвой «Современная российская драматургия для детей и подростков».

Завершился фестиваль обсуждением спектаклей Екатеринбургского театра юного зрителя. Его провели театроведы Ирина Алпатова, Владимир Спешков и Мила Денёва.

Справка

Всероссийский фестиваль-лаборатория театров для детей и молодёжи «Колесо» был задуман как передвижной, отсюда и его название. Это своего рода творческий отчёт, презентация принимающего театра. Фестиваль учреждён Союзом театральных деятелей Российской Федерации по инициативе Российского академического Молодёжного театра.

смотреть фото

Афиша
Новости
Соцсети