«Алтайская правда»: «Обыкновенное чудо» поставили в Молодёжном театре Алтая

Новая постановка Молодежного театра Алтая «Обыкновенное чудо» собирает аншлаги. Причин тому, кажется, две: всенародная любовь к одноименному фильму Марка Захарова (и пьесе Евгения Шварца) и персона режиссера-постановщика – уроженца Алтайского края известного актера Ивана Стебунова.

Для него барнаульский спектакль является полноценным режиссерским дебютом на театральной сцене. В дни премьерных показов он не играл в своем спектакле, но в театре обещают, что в мае Стебунов исполнит одну из главных ролей – Хозяина или Медведя.

Наверное, эти слова должны быть знакомы почти каждому, кто вырос в нашей стране: «Обыкновенное чудо» – какое странное название! Если чудо, значит, необыкновенное! А если обыкновенное, следовательно, не чудо. Разгадка в том, что у нас речь пойдет о любви». Разумеется, говоря о спектакле, фильм Захарова стоило бы выкинуть из головы – они не могут, да и ни в коем случае не должны быть похожи, а значит, и сравнивать их нет смысла. Загвоздка в том, что зрителю новой постановки МТА лучше быть знакомым если не с пьесой Евгения Шварца, то хотя бы с фильмом по чисто техническим причинам: режиссер слегка запутал простой сюжет. Впрочем, обо всем по порядку.

Затеяв шалость, могущественный волшебник превращает медведя в прекрасного юношу, которого может расколдовать теперь только поцелуй влюбленной Принцессы. А потом волшебством заманивает к себе в гости путешествующего короля с дочерью и большой свитой. Полюбившие друг друга с первого взгляда Принцесса и Медведь вместе быть, очевидно, не могут, но и друг без друга слишком страдают. Но после множества испытаний происходит чудо и поцелуй Принцессы так и не превращает юношу в ужасного дикого зверя.

«Говорящие» костюмы

Режиссерский дебют Ивана Стебунова – спектакль минималистичный по оформлению (над ним работал томский художник Виктор Акимов). Мы видим помост, поднимающийся под углом, боковые колонны сплошь облеплены какими-то записками, а позади сцены в нужные моменты загораются редкие синие звезды – вот почти и все. Другое дело – костюмы: они детализированы, весьма выразительны и исчерпывающе объясняют характер героев. Вот Хозяин, он же волшебник в обычном сером свитере, сером же плаще и шляпе. Он, кажется, хотел бы стать неприметным, честно пытаясь «остепениться» (по этой же логике, кстати, главный волшебный персонаж этой истории – юноша Медведь – одет во что-то современное, невыразительно-серое, и выглядит вообще обычнее всех).

Играющий волшебника актер Виктор Синицин свой нарочито обыденный образ взрывает изнутри экспрессивной игрой. На обожаемую свою жену (Галина Чумакова) он буквально не может надышаться: когда Хозяйка распекает его за очередную волшебную шалость, он с блаженной улыбкой не то страстно, не то одышливо хрипит, бессильно помахивая руками. Порывистая и честная Хозяйка, впрочем, тоже неспроста, намекает нам художник: невинный белый фартук надет поверх длинного темно-красного платья.

Еще чудеснее разношерстные наряды гостей, составленные из деталей разных эпох. Одна из двух придворных дам одета в условно сказочное атласное платье, а другая как будто вернулась с отвязного корпоратива. Принцесса Анастасии Лоскутовой – прелестное нежное дитя, облаченное в расшитый шнурами гусарский доломан, панталончики и нежнейшую розовую шифоновую юбку (ее она в свое время отцепит, чтобы сбежать от родных и от горя в образе мальчишки). Ну а самой выразительной деталью в образе Короля (Игорь Бочериков) стала золотая корона с сильно погнутыми и местами отсутствующими зубцами, слегка напоминающая шутовской колпак.

Все действие спектакля сопровождает пара мимов (удивительно популярный ход в барнаульских постановках!). Они пританцовывают, маячат на заднем плане или просто сидят сбоку и наблюдают. Но при всей красоте их пластики они тут совершенно не нужны. Что было бы нелишним, так это изначально определиться с характером происходящего на сцене – это волшебная сказка, как завещано драматургом, надрывная мелодрама или же многозначительная притча, требующая от зрителя чуть отстраненного взгляда?

Вышли из тени

Здесь есть удивительно трогательный момент – первый разговор влюбленных, их объяснение, когда слова Медведя («Мне кажется, что все должны вас любить», «Вы красивы! Вы так красивы!») не то болью, не то слишком сильной радостью отзываются в душе юной Принцессы, непривычной к такой обескураживающей искренности. Она зажимает уши и чуть отходит крадущейся походкой. Но в дальнейшем их сценические взаимоотношения чаще балансируют на грани клоунады: вот они двое выходят к королевской свите в глухих черных очках и таращатся через них в зрительный зал. А вот решившая убежать от своей боли Принцесса надевает рыцарский шлем с тяжелым забралом, огромный, как ведро. Ближе к концу юная девушка, едва не умирающая от несчастной любви, появляется в белой шляпе поистине колоссальных размеров, украшенной, кажется, сказочным замком. Иногда эта чрезмерность идет на пользу делу, как в случае со свадьбой «назло всем». Решившая выйти за первого встречного Принцесса собирается венчаться с Министром-администратором в готичном черном наряде из лаковой кожи и шифона и жутковатой маске с широкой улыбкой, символизирующей, кажется, смерть.

Режиссер решил отказаться от фигуры палача – в пьесе это почти что персонаж-символ с парой реплик, но символ все-таки важный (уж точно важнее мимов!). А вот то, что второстепенную пару рассорившихся влюбленных – Трактирщика и Эмилию – играют все те же Виктор Синицин и Галина Чумакова, грозит совсем запутать зрителя и к тому же безосновательно заставляет нас воспринимать этих персонажей неудачливыми двойниками Хозяина и Хозяйки.

Однако несовершенство ряда режиссерских решений и ритма спектакля отчасти искупает актерская харизма. Многие отметили, что исполнителям главных ролей вполне удалось выйти из тени легендарных образов, созданных в конце 70-х советскими кинозвездами. Например, Король Игоря Бочерикова – совершенно не тот очаровательный, вспыльчивый, но мягкотелый бормотун с голосом Винни-Пуха, которого сыграл Евгений Леонов. Хоть страшная фигура палача в спектакле так и не появляется, благодаря игре Игоря Бочерикова мы вполне можем допустить, что вот этот вежливый и симпатичный правитель действительно временами одержим духами своих предков-тиранов, непредсказуем и теоретически способен на что-нибудь плохое. Столь же цельный образ создал и Евгений Быков, сыгравший циничного Министра-администратора, казнокрада и пошляка. Для него придумана замечательно смешная сцена, когда он объявляет о своей помолвке с Принцессой и по одному снимает с Короля сверкающие перстни, надевая их на себя. И обязательно запомнятся зрителям волшебник с женой – порывистые, эмоциональные и влюбленные.

Любовь Карпова

Источник: «Алтайская правда»

Новости

04.12.2022

Поздравляем артистов с вводом в романтическую историю «Золушка»

03.12.2022

«Катунь 24»: в Молодёжном театре Алтая готовятся к премьере спектакля «Огниво»

01.12.2022

Открыт приём заявок на участие в V Всероссийском молодёжном театральном фестивале имени Валерия Золотухина

Всероссийский проект Народного фронта «Все для Победы!»

25.11.2022

Эксперт «Золотой Маски» Нина Карпова побывает на спектаклях Молодёжного театра Алтая

21.11.2022

Поздравляем артистку с вводом в оперу «Мария Стюарт»

18.11.2022

Директор МТА Ирина Лысковец приняла участие во Всероссийском фестивале-лаборатории театров для детей и молодёжи «Колесо»

Поздравляем артистов с вводом в романтическую историю «Золушка»

Поздравляем Антона Нечаева, Галину Чумакову и Виталия Прозорова с вводом в романтическую историю «Золушка» Шарля Перро. Желаем побольше сказочных ролей и волшебных моментов!

«Катунь 24»: в Молодёжном театре Алтая готовятся к премьере спектакля «Огниво»

Подсмотреть костюмы и бутафорию героев предстоящей новогодней премьеры «Огниво» в Молодёжном театре Алтая удалось съемочной группе телеканала «Катунь 24». В программе «Время культуры» зрителям показали путешествие по закулисью.

Источник: «Катунь 24»

смотреть видео

Открыт приём заявок на участие в V Всероссийском молодёжном театральном фестивале имени Валерия Золотухина

1 декабря стартовал приём заявок на участие в V Всероссийском молодёжном театральном фестивале им. В.С. Золотухина. Масштабный культурный форум пройдёт в Барнауле с 18 по 24 сентября 2023 года. Он соберёт профессиональные творческие коллективы из разных уголков страны, которые представят свои лучшие спектакли разных жанров и форм.

Как и в прошлые годы, основной площадкой проведения театрального форума станет Молодёжный театр Алтая. У любителей театрального искусства будет уникальная возможность за неделю посмотреть 12 спектаклей, адресованных преимущественно молодёжной аудитории. По сложившейся традиции фестиваль закроется спектаклем театра, приглашённого в Барнаул в качестве гостя. На этот раз зрителям представят постановку Российского академического Молодёжного театра. Программу показов дополнят образовательные семинары, лаборатории, круглые столы и мастер-классы от экспертов театрального дела.

Заявки на участие принимаются до 1 марта. Спектакль, адресованный молодёжной аудитории, должен быть выпущен в период с 1 января 2021 по 31 декабря 2022 года. Электронную форму заявки нужно заполнить на сайте Молодёжного театра Алтая в разделе «Фестиваль». Уже весной станет известно, какие спектакли каких театров смогут увидеть жители региона.

Справка
Всероссийский молодёжный театральный фестиваль имени Валерия Золотухина учреждён указом губернатора Алтайского края от 10 октября 2013 года. К участию в фестивале допускаются на равных условиях профессиональные драматические театры любой формы собственности и подчинения, русские и национальные театры. Организаторами фестиваля выступают Министерство культуры Алтайского края, Молодёжный театр Алтая, Алтайское краевое отделение общероссийской общественной организации «Союз театральных деятелей Российской Федерации». Фестиваль проходит раз в два года при поддержке Министерства культуры России и Союза театральных деятелей Российской Федерации.

Всероссийский проект Народного фронта «Все для Победы!»

Общероссийский народный фронт запустил портал «Все для Победы!» и дал старт началу работы благотворительного фонда по сбору средств в поддержку воинских подразделений и мирного населения Донбасса.

На данном Портале рассказывается, как перечислить деньги, где принимают вещи, что требуется бойцам, здесь же можно узнать, как грузы доставляются адресатам.

В конце октября открыт региональный сбор средств, по которому можно перевести средства для частей, преимущественно сформированных из мобилизованных из Алтайского края, а также частей, дислоцированных в нашем крае, подразделения которых выполняют боевые задачи в ходе СВО.

Эксперт «Золотой Маски» Нина Карпова побывает на спектаклях Молодёжного театра Алтая

С 1 по 4 декабря на показах спектаклей Молодёжного театра Алтая побывает Нина Карпова. Театровед, руководитель литературно-драматургической части Московского академического театра Сатиры, эксперт международных и всероссийских фестивалей прилетит в Барнаул по гранту Союза театральных деятелей России «Командировки критиков в театры регионов России».

Нина Никитична посмотрит четыре спектакля МТА, выпущенные за последний год – страшную сказку «Василисса» Марии Малухиной, историю грандиозной аферы «Мёртвые души» Николая Гоголя, мюзикл «Фауст» Александра Шевцова и странствие «Марьино поле» Олега Богаева. Каждый она обсудит с артистами, художественным руководством и работниками производственных цехов.

Нина Карпова окончила театроведческий факультет ГИТИСа им. А.В. Луначарского. Печаталась в журналах «Театр», «Театральная жизнь», «Страстной бульвар, 10», «Музыкальная жизнь», газетах «Культура», «Экран и сцена», «Аргументы и факты», «Московская правда», а также американских и европейских театральных изданиях. Она – автор и редактор Первого тома Российской театральной энциклопедии (2020). Постоянный эксперт и член жюри множества российских театральных фестивалей, среди которых «Золотая Маска».

Грант «Командировки критиков в театры регионов России» предназначен для театров, которые хотели бы пригласить критика для просмотра и обсуждения своих спектаклей. В этом году заявки на участие подали более 140 коллективов, Союз театральных деятелей отобрал только 36.

Поздравляем артистку с вводом в оперу «Мария Стюарт»

Поздравляем Елену Логачёву с вводом в оперу «Мария Стюарт» Фридриха Шиллера. Желаем крепко стоять на котурнах, чтобы не снесло волной аплодисментов!

Директор МТА Ирина Лысковец приняла участие во Всероссийском фестивале-лаборатории театров для детей и молодёжи «Колесо»

С 15 по 17 ноября в Екатеринбургском театре юного зрителя проходил Всероссийский фестиваль-лаборатория театров для детей и молодёжи «Колесо». В числе участников – руководителей ведущих театров юных зрителей страны – была и директор Молодёжного театра Алтая Ирина Лысковец.

Программа включала просмотры лучших спектаклей Екатеринбургского ТЮЗа, выпущенных в последние годы. Гости побывали на показах постановок «Питер Пэн в Кенсингтонском саду» по мотивам повести Джеймса Мэтью Барри, «730 шагов» по мотивам романа Фёдора Достоевского «Преступление и наказание», «Чучело» по мотивам повести Владимира Железникова, «Дуэль» по повести Антона Чехова и «Пиковая дама» Александра Пушкина.

На фестивале-лаборатории провели «круглый стол» руководителей театров, в котором приняла участие директор Российского академического Молодёжного театра Софья Апфельбаум. Модератором выступила заведующая Кабинетом театров для детей и театров кукол Союза театральных деятелей России Ольга Глазунова. Состоялась лекция координатора спецпроектов РАМТа Милы Денёвой «Современная российская драматургия для детей и подростков».

Завершился фестиваль обсуждением спектаклей Екатеринбургского театра юного зрителя. Его провели театроведы Ирина Алпатова, Владимир Спешков и Мила Денёва.

Справка

Всероссийский фестиваль-лаборатория театров для детей и молодёжи «Колесо» был задуман как передвижной, отсюда и его название. Это своего рода творческий отчёт, презентация принимающего театра. Фестиваль учреждён Союзом театральных деятелей Российской Федерации по инициативе Российского академического Молодёжного театра.

смотреть фото

Афиша
Новости
Соцсети