«Алтайская правда»: «Обыкновенное чудо» поставили в Молодёжном театре Алтая

Новая постановка Молодежного театра Алтая «Обыкновенное чудо» собирает аншлаги. Причин тому, кажется, две: всенародная любовь к одноименному фильму Марка Захарова (и пьесе Евгения Шварца) и персона режиссера-постановщика – уроженца Алтайского края известного актера Ивана Стебунова.

Для него барнаульский спектакль является полноценным режиссерским дебютом на театральной сцене. В дни премьерных показов он не играл в своем спектакле, но в театре обещают, что в мае Стебунов исполнит одну из главных ролей – Хозяина или Медведя.

Наверное, эти слова должны быть знакомы почти каждому, кто вырос в нашей стране: «Обыкновенное чудо» – какое странное название! Если чудо, значит, необыкновенное! А если обыкновенное, следовательно, не чудо. Разгадка в том, что у нас речь пойдет о любви». Разумеется, говоря о спектакле, фильм Захарова стоило бы выкинуть из головы – они не могут, да и ни в коем случае не должны быть похожи, а значит, и сравнивать их нет смысла. Загвоздка в том, что зрителю новой постановки МТА лучше быть знакомым если не с пьесой Евгения Шварца, то хотя бы с фильмом по чисто техническим причинам: режиссер слегка запутал простой сюжет. Впрочем, обо всем по порядку.

Затеяв шалость, могущественный волшебник превращает медведя в прекрасного юношу, которого может расколдовать теперь только поцелуй влюбленной Принцессы. А потом волшебством заманивает к себе в гости путешествующего короля с дочерью и большой свитой. Полюбившие друг друга с первого взгляда Принцесса и Медведь вместе быть, очевидно, не могут, но и друг без друга слишком страдают. Но после множества испытаний происходит чудо и поцелуй Принцессы так и не превращает юношу в ужасного дикого зверя.

«Говорящие» костюмы

Режиссерский дебют Ивана Стебунова – спектакль минималистичный по оформлению (над ним работал томский художник Виктор Акимов). Мы видим помост, поднимающийся под углом, боковые колонны сплошь облеплены какими-то записками, а позади сцены в нужные моменты загораются редкие синие звезды – вот почти и все. Другое дело – костюмы: они детализированы, весьма выразительны и исчерпывающе объясняют характер героев. Вот Хозяин, он же волшебник в обычном сером свитере, сером же плаще и шляпе. Он, кажется, хотел бы стать неприметным, честно пытаясь «остепениться» (по этой же логике, кстати, главный волшебный персонаж этой истории – юноша Медведь – одет во что-то современное, невыразительно-серое, и выглядит вообще обычнее всех).

Играющий волшебника актер Виктор Синицин свой нарочито обыденный образ взрывает изнутри экспрессивной игрой. На обожаемую свою жену (Галина Чумакова) он буквально не может надышаться: когда Хозяйка распекает его за очередную волшебную шалость, он с блаженной улыбкой не то страстно, не то одышливо хрипит, бессильно помахивая руками. Порывистая и честная Хозяйка, впрочем, тоже неспроста, намекает нам художник: невинный белый фартук надет поверх длинного темно-красного платья.

Еще чудеснее разношерстные наряды гостей, составленные из деталей разных эпох. Одна из двух придворных дам одета в условно сказочное атласное платье, а другая как будто вернулась с отвязного корпоратива. Принцесса Анастасии Лоскутовой – прелестное нежное дитя, облаченное в расшитый шнурами гусарский доломан, панталончики и нежнейшую розовую шифоновую юбку (ее она в свое время отцепит, чтобы сбежать от родных и от горя в образе мальчишки). Ну а самой выразительной деталью в образе Короля (Игорь Бочериков) стала золотая корона с сильно погнутыми и местами отсутствующими зубцами, слегка напоминающая шутовской колпак.

Все действие спектакля сопровождает пара мимов (удивительно популярный ход в барнаульских постановках!). Они пританцовывают, маячат на заднем плане или просто сидят сбоку и наблюдают. Но при всей красоте их пластики они тут совершенно не нужны. Что было бы нелишним, так это изначально определиться с характером происходящего на сцене – это волшебная сказка, как завещано драматургом, надрывная мелодрама или же многозначительная притча, требующая от зрителя чуть отстраненного взгляда?

Вышли из тени

Здесь есть удивительно трогательный момент – первый разговор влюбленных, их объяснение, когда слова Медведя («Мне кажется, что все должны вас любить», «Вы красивы! Вы так красивы!») не то болью, не то слишком сильной радостью отзываются в душе юной Принцессы, непривычной к такой обескураживающей искренности. Она зажимает уши и чуть отходит крадущейся походкой. Но в дальнейшем их сценические взаимоотношения чаще балансируют на грани клоунады: вот они двое выходят к королевской свите в глухих черных очках и таращатся через них в зрительный зал. А вот решившая убежать от своей боли Принцесса надевает рыцарский шлем с тяжелым забралом, огромный, как ведро. Ближе к концу юная девушка, едва не умирающая от несчастной любви, появляется в белой шляпе поистине колоссальных размеров, украшенной, кажется, сказочным замком. Иногда эта чрезмерность идет на пользу делу, как в случае со свадьбой «назло всем». Решившая выйти за первого встречного Принцесса собирается венчаться с Министром-администратором в готичном черном наряде из лаковой кожи и шифона и жутковатой маске с широкой улыбкой, символизирующей, кажется, смерть.

Режиссер решил отказаться от фигуры палача – в пьесе это почти что персонаж-символ с парой реплик, но символ все-таки важный (уж точно важнее мимов!). А вот то, что второстепенную пару рассорившихся влюбленных – Трактирщика и Эмилию – играют все те же Виктор Синицин и Галина Чумакова, грозит совсем запутать зрителя и к тому же безосновательно заставляет нас воспринимать этих персонажей неудачливыми двойниками Хозяина и Хозяйки.

Однако несовершенство ряда режиссерских решений и ритма спектакля отчасти искупает актерская харизма. Многие отметили, что исполнителям главных ролей вполне удалось выйти из тени легендарных образов, созданных в конце 70-х советскими кинозвездами. Например, Король Игоря Бочерикова – совершенно не тот очаровательный, вспыльчивый, но мягкотелый бормотун с голосом Винни-Пуха, которого сыграл Евгений Леонов. Хоть страшная фигура палача в спектакле так и не появляется, благодаря игре Игоря Бочерикова мы вполне можем допустить, что вот этот вежливый и симпатичный правитель действительно временами одержим духами своих предков-тиранов, непредсказуем и теоретически способен на что-нибудь плохое. Столь же цельный образ создал и Евгений Быков, сыгравший циничного Министра-администратора, казнокрада и пошляка. Для него придумана замечательно смешная сцена, когда он объявляет о своей помолвке с Принцессой и по одному снимает с Короля сверкающие перстни, надевая их на себя. И обязательно запомнятся зрителям волшебник с женой – порывистые, эмоциональные и влюбленные.

Любовь Карпова

Источник: «Алтайская правда»

Новости

26.02.2024

Экскурсия памяти Валерия Золотухина пройдёт в Молодёжном театре Алтая

22.02.2024

Приходите в МТА смотреть и обсуждать спектакли

19.02.2024

Представители МТА стартовали в ежегодной спартакиаде работников театрально-концертных учреждений

16.02.2024

«Вести – Алтай»: спектакль о жестокости подростков и травле в школах ставят в Молодёжном театре Алтая

14.02.2024

Режим работы кассы в праздничный день

Подарок для влюблённых

12.02.2024

«Учительский клуб МТА» открыт

Экскурсия памяти Валерия Золотухина пройдёт в Молодёжном театре Алтая

30 марта – день памяти Валерия Золотухина, художественного руководителя Молодёжного театра Алтая с 2003 по 2013 годы. В этот день состоится экскурсия. На ней можно поближе познакомиться с жизнью народного артиста России, его творчеством, вкладом в развитие МТА.

Экскурсию проведёт Виктор Захаров, артист и режиссёр-постановщик Молодёжного театра Алтая. Он поделится интересными фактами и историями о Валерии Сергеевиче, которые накопились за годы знакомства и работы с ним. Пришедшие узнают, где находилась гримёрка артиста, где расположено любимое место в зрительном зале, увидят личные вещи и памятные предметы Валерия Золотухина.

Погружаемся в прошлое 30 марта в 14:00. Телефон кассы: 503-503.

Приходите в МТА смотреть и обсуждать спектакли

В марте у зрителей Молодёжного театра Алтая будет возможность поделиться впечатлениями и обсудить ключевые моменты из постановок с театральным педагогом. Можно говорить обо всём, что зацепило, впечатлило, вызвало невероятные эмоции. На таких встречах в нашем театре действует только одно правило – неправильных мнений нет.

Задержитесь в зале после показов следующих спектаклей:
3 марта – «Вождь краснокожих»;
8 марта – «Сказка о царе Салтане»;
10 марта – «Удивительное путешествие кролика Эдварда»;
17 марта – «Золушка»;
23 марта – «Сказка о царе Салтане»;
26 марта – «Ноябрьский зов»;
27 марта – «Сказка о царе Салтане»;
30 марта – «Цветик-семицветик»;
31 марта – «Огниво».

Телефон кассы театра: 503-503.

Представители МТА стартовали в ежегодной спартакиаде работников театрально-концертных учреждений

В Барнауле стартовала ежегодная спартакиада работников театрально-концертных учреждений Алтайского края. 19 февраля провели турнир по стрельбе. Честь МТА отстаивали артисты Ирина Клишевич, Светлана Лепихина и Александр Пальшин, заведующий радиоцехом Алексей Немчинов. В стрельбе из положения лёжа в общей сложности они набрали 142 балла.

Через неделю соревнования продолжатся – впереди команды ждут турниры по лыжным гонкам, настольному теннису, плаванию и волейболу.

смотреть фото

«Вести – Алтай»: спектакль о жестокости подростков и травле в школах ставят в Молодёжном театре Алтая

Спектакль о жестокости подростков и травле в школах ставят в Молодёжном театре Алтая. За основу создатели взяли книгу «Чучело», фильм по которой стал советской классикой.

История о травле в школе в спектакле МТА начнётся с задания учительницы посмотреть советский фильм «Чучело». Ребята скажут, что картина давно устарела и выйдут во двор… Чтобы накинуться на изгоя-одноклассника.

Сюжет повести «Чучело» Владимира Железнякова вписан в ткань спектакля о современных детях. Линия будет прежней – новенькая девочка придёт в класс и столкнётся с жестокой травлей.

Жертвами травли часто становятся дети, которые подвергаются насилию – физическому или эмоциональному в собственной семье. На примере новенькой Лены режиссёр и актёры исследуют тему школьного буллинга, пытаясь заглянуть в суть проблемы: почему группа людей начинает так отчаянно ненавидеть тех, кто слабее, кто оступился или не похож на остальных.

Премьера спектакля «Чучело» состоится 1 марта. Сейчас идут репетиции. Важно найти нужную интонацию, и она не должна быть назидательной. Скорее это разговор со зрителями, с юными и не очень, о том, как вовремя рассмотреть в себе ненависть, как научиться защищать себя и видеть в другом живого человека.

Источник: «Вести – Алтай»

смотреть видео

Режим работы кассы в праздничный день

23 февраля касса Молодёжного театра Алтая работать не будет. В другие дни вы можете купить билеты в обычном режиме – с 10:00 до 19:00 в будние дни и с 10:00 до 18:00 в выходные. Телефон для справок: 503-503.

Если вам нужно приобрести билеты на показы именно в то время, когда касса закрыта, вы можете это сделать онлайн на сайте театра.

Подарок для влюблённых

Партнёр Молодёжного театра Алтая сеть спа-салонов «ТвойТай» предлагает уникальную возможность для влюблённых. Записываясь на совместный визит, проходящий в одной комнате, вы получите скидку 15%. Можете выбрать любую комбинацию программ или воспользоваться готовыми программами «Рай для двоих» и «Идеальное свидание».

Запись осуществляется только в будние дни с 10:00 до 16:00. Подарите своей второй половинке незабываемые моменты гармонии души и тела.

«Учительский клуб МТА» открыт

11 февраля состоялась первая встреча «Учительского клуба МТА-2024».

Записались на участие в программе 56 педагогов. Что неожиданно и весьма приятно — интерес проявили не только учителя общеобразовательных школ, но и педагоги учебных заведений среднего и высшего звена, представители допобразования из Барнаула, Новоалтайска, Логовского, Павловска, Сросток, Шелаболихи, Рубцовска.

Новый проект МТА развивает направление «Театральная педагогика» и призван объединить педагогов, которым интересен театр как искусство и как повод для разговора со своими учениками.

Члены клуба посмотрели спектакль МТА «Бременские музыканты», обсудили увиденное с педагогом-организатором Ольгой Ивановной Старковой. Руководитель отдела театральной педагогики Марина Альбертовна Стригунова рассказала об истории развития этого направления в МТА и о ближайших планах Клуба. Завершилась встреча одной из самых мощных и эмоциональных театральных игр для всех возрастов под названием «Я играю в театр».

Совместных планов у руководителей и участников Учительского клуба МТА громадьё, настроение боевое, глаза горят.

Начало положено! Следующая встреча состоится уже 29 февраля.

Афиша
Новости
Соцсети