«Алтайская правда»: первую постановку нового главного режиссёра представил Молодёжный театр Алтая
Молодёжный театр Алтая в октябре представил «Маскарад» – первую барнаульскую постановку нового главного режиссера Дарьи Догадовой. Жанр спектакля определили как «монохромный трагифарс».
Если коротко, то некогда запрещенная цензурой драма Лермонтова о ревности и мести на сцене МТА превратилась в эстетское, таинственное, а порой почти гипнотическое действо, в котором уживаются и юмор, и подлинная трагедия.
В напряжённой пустоте
История дворянина Евгения Арбенина, который заподозрил свою любящую юную жену Нину в измене и отравил, а потом сам сошел с ума, действительно разыгрывается в монохромном колорите. Сцена наклонена к зрителю, непроницаемо черна и окружена длинными шелковистыми полотнищами, которые в напряженные моменты подсвечиваются багровыми отблесками и колышутся от движения воздуха. Сценография художника Николая Слободяника вообще предельно лаконична: черный помост, на котором разыгрываются коллизии лермонтовской драмы, отмечен выразительной кривой трещиной, которая временами светится и неприятно дымится, словно под ней течет магма. И в этой напряженной пустоте сияет богатая хрустальная люстра, способная опускаться практически до пола.
Столь же монохромны костюмы персонажей, условно стилизованные Натальей Сыздыковой под XIX век. Невиновность и почти ангельская сущность Нины (ее играют Елена Логачёва и Диана Зяблицкая) очевидны уже при одном взгляде на ее белоснежное воздушное платье. Баронесса Штраль (блистательная Галина Чумакова), пытающаяся подавить сильное влечение к молодому князю Звездичу, несколько раз меняет черно-белые наряды, но, как бы сдержанно они ни выглядели, спина ее всегда открыта.
Сам Звездич (Андрей Потереба/Владимир Кулигин) в открывающей сцене своего страшного карточного проигрыша буквально раздет крепкими молодыми людьми и неловко прикрывает грудь черными эполетами, а затем весь спектакль щеголяет в полурасстегнутой белой рубашке: у него здесь комичная роль невольного объекта желания. Зато застегнут на все пуговицы черно-белый импозантный Арбенин (Александр Чумаков), но его элегантность скорее способ скрыть, насколько страшным может быть этот человек. Открытый красный цвет в костюмах персонажей появляется, когда уже поздно что-то исправить.
Забываешь дышать
Редактируя пьесу в попытках угодить цензуре, Лермонтов в какой-то момент вписал в нее Неизвестного – безымянного мстителя, чью репутацию в свете некогда уничтожил Арбенин, а он взамен хладнокровно разрушает его семейное счастье, его земной рай. С ним мы знакомимся в бессловесном пластическом вступлении под чарующую минорную музыку (она еще долго звучит в голове после спектакля). Некто корчится, пытаясь сорвать с себя белую карнавальную маску, но под ней оказывается другая, а под той – застывшая белая краска, которую приходится безуспешно сдирать с лица руками.
Режиссер Дарья Догадова вообще не стесняется лобового символизма: когда муж начинает подозревать Нину в измене, она как раз возвращается с бала-маскарада с букетом белых лилий – старинным символом чистоты и непорочности. На то, что Арбенин собственными руками разрушает еще вполне возможное семейное благополучие, намекает сцена, в которой Нина из воображаемого и неслучившегося будущего гуляет с белой детской колясочкой, а та раз за разом укатывается вниз по наклонному помосту.
Андрей Потереба своего героя – неопытного в картах и свете молодого князя играет как восторженного щеночка, который ластится к Арбенину, спасшему его от позора, а потом волочится (то есть буквально тащится по полу) за Ниной, как ему внушили, тоже в него влюбленной. О том, что он офицер, напоминает разве что его гордое гарцевание на тросточке. И оттого, что это дитя внушило столь сильные чувства баронессе Штраль, особенно смешно.
Впрочем, как говорила режиссер в своих интервью, каждый зритель волен по-своему прочесть расставленные ею многочисленные «манки»-метафоры и стать полноценным соавтором спектакля. Почти ровесница навеки молодого Лермонтова, Дарья Догадова к его поэтическому полотну отнеслась всерьез, найдя красивые формальные решения всех его запутанных коллизий, удачно резонирующих с романтической выспренностью текста. А еще позволила блеснуть артистам, ведь у каждого (даже у эпизодической служанки в исполнении Светланы Лепихиной) в спектакле есть памятные моменты: страстный монолог баронессы о месте женщины в обществе и ее объяснение с князем, пугающая сцена сумасшествия Арбенина, «романс» Нины, во время которого забываешь дышать.
Следующий показ спектакля «Маскарад» в Молодёжном театре Алтая состоится 28 ноября.
Любовь Карпова
Источник: «Алтайская правда»