«Алтайская правда»: первую постановку нового главного режиссёра представил Молодёжный театр Алтая

Молодёжный театр Алтая в октябре представил «Маскарад» – первую барнаульскую постановку нового главного режиссера Дарьи Догадовой. Жанр спектакля определили как «монохромный трагифарс».

Если коротко, то некогда запрещенная цензурой драма Лермонтова о ревности и мести на сцене МТА превратилась в эстетское, таинственное, а порой почти гипнотическое действо, в котором уживаются и юмор, и подлинная трагедия.

В напряжённой пустоте

История дворянина Евгения Арбенина, который заподозрил свою любящую юную жену Нину в измене и отравил, а потом сам сошел с ума, действительно разыгрывается в монохромном колорите. Сцена наклонена к зрителю, непроницаемо черна и окружена длинными шелковистыми полотнищами, которые в напряженные моменты подсвечиваются багровыми отблесками и колышутся от движения воздуха. Сценография художника Николая Слободяника вообще предельно лаконична: черный помост, на котором разыгрываются коллизии лермонтовской драмы, отмечен выразительной кривой трещиной, которая временами светится и неприятно дымится, словно под ней течет магма. И в этой напряженной пустоте сияет богатая хрустальная люстра, способная опускаться практически до пола.

Столь же монохромны костюмы персонажей, условно стилизованные Натальей Сыздыковой под XIX век. Невиновность и почти ангельская сущность Нины (ее играют Елена Логачёва и Диана Зяблицкая) очевидны уже при одном взгляде на ее белоснежное воздушное платье. Баронесса Штраль (блистательная Галина Чумакова), пытающаяся подавить сильное влечение к молодому князю Звездичу, несколько раз меняет черно-белые наряды, но, как бы сдержанно они ни выглядели, спина ее всегда открыта.

Сам Звездич (Андрей Потереба/Владимир Кулигин) в открывающей сцене своего страшного карточного проигрыша буквально раздет крепкими молодыми людьми и неловко прикрывает грудь черными эполетами, а затем весь спектакль щеголяет в полурасстегнутой белой рубашке: у него здесь комичная роль невольного объекта желания. Зато застегнут на все пуговицы черно-белый импозантный Арбенин (Александр Чумаков), но его элегантность скорее способ скрыть, насколько страшным может быть этот человек. Открытый красный цвет в костюмах персонажей появляется, когда уже поздно что-то исправить.

Забываешь дышать

Редактируя пьесу в попытках угодить цензуре, Лермонтов в какой-то момент вписал в нее Неизвестного – безымянного мстителя, чью репутацию в свете некогда уничтожил Арбенин, а он взамен хладнокровно разрушает его семейное счастье, его земной рай. С ним мы знакомимся в бессловесном пластическом вступлении под чарующую минорную музыку (она еще долго звучит в голове после спектакля). Некто корчится, пытаясь сорвать с себя белую карнавальную маску, но под ней оказывается другая, а под той – застывшая белая краска, которую приходится безуспешно сдирать с лица руками.

Режиссер Дарья Догадова вообще не стесняется лобового символизма: когда муж начинает подозревать Нину в измене, она как раз возвращается с бала-маскарада с букетом белых лилий – старинным символом чистоты и непорочности. На то, что Арбенин собственными руками разрушает еще вполне возможное семейное благополучие, намекает сцена, в которой Нина из воображаемого и неслучившегося будущего гуляет с белой детской колясочкой, а та раз за разом укатывается вниз по наклонному помосту.

Андрей Потереба своего героя – неопытного в картах и свете молодого князя играет как восторженного щеночка, который ластится к Арбенину, спасшему его от позора, а потом волочится (то есть буквально тащится по полу) за Ниной, как ему внушили, тоже в него влюбленной. О том, что он офицер, напоминает разве что его гордое гарцевание на тросточке. И оттого, что это дитя внушило столь сильные чувства баронессе Штраль, особенно смешно.

Впрочем, как говорила режиссер в своих интервью, каждый зритель волен по-своему прочесть расставленные ею многочисленные «манки»-метафоры и стать полноценным соавтором спектак­ля. Почти ровесница навеки молодого Лермонтова, Дарья Догадова к его поэтическому полотну отнеслась всерьез, найдя красивые формальные решения всех его запутанных коллизий, удачно резонирующих с романтической выспренностью текста. А еще позволила блеснуть артистам, ведь у каждого (даже у эпизодической служанки в исполнении Светланы Лепихиной) в спектакле есть памятные моменты: страстный монолог баронессы о месте женщины в обществе и ее объяснение с князем, пугающая сцена сумасшествия Арбенина, «романс» Нины, во время которого забываешь дышать.

Следующий показ спектакля «Маскарад» в Молодёжном театре Алтая состоится 28 ноября.

Любовь Карпова

Источник: «Алтайская правда»

Новости

11.07.2025

Молодёжный театр Алтая поборется в пяти номинациях Национальной премии «Музыкальное сердце театра»

01.07.2025

Лаборатория о театре будущего пройдёт в Молодёжном театре Алтая

26.06.2025

«Толк»: в Барнауле пройдёт премьерный показ проекта «Курсанты. Хроники военных училищ Алтая»

25.06.2025

«Толк»: кто из звёзд приедет на фестиваль Валерия Золотухина в Барнауле

Омский портал «Культура»: спектакли Северной драмы и Омского ТЮЗа увидят на Алтае

«Вести – Алтай»: алтайский спектакль «Яга» номинирован на престижную премию

23.06.2025

«Катунь 24»: Ирина Лысковец рассказала об итогах сезона в Молодёжном театре Алтая

Молодёжный театр Алтая поборется в пяти номинациях Национальной премии «Музыкальное сердце театра»

Организаторы Национальной премии «Музыкальное сердце театра» опубликовали шорт-лист 2025 года. Музыкальный миф «Яга» Молодёжного театра Алтая им. В.С. Золотухина заявлен в пяти номинациях.

Всего в список включили 14 спектаклей из 111 заявленных театрами со всей страны. Голосование экспертов и зрителей начнётся в сентябре. Мероприятия Премии пройдут в Калининграде и Санкт-Петербурге, завершатся 24 ноября Церемонией вручения премии, на которой огласят лауреатов.

Спектакль МТА претендует на победу в номинациях «Лучшее пластическое решение (хореограф)» (Ксения Малинина), «Лучшая сценография (художник-сценограф)» (Ирина Уколова), «Лучшие костюмы (художник по костюмам)» (Ольга Смагина), «Лучшее световое оформление (художник по свету)» (Алексей Крючков) и «Лучшая исполнительница главной роли» (Елена Логачёва).

Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, Министерства культуры РФ, Союза театральных деятелей России и региональных Правительств.

Лаборатория о театре будущего пройдёт в Молодёжном театре Алтая

Нам очень любопытно, что ждёт нас через 200-300 лет. Станет ли жизнь на земле невообразимо прекрасной? Каким будет театр? Он ещё будет? Придумывать искусство будущего необходимо вместе с «людьми будущего». Поэтому мы приглашаем таких людей к созданию необычного спектакля.

Как опознать «человека будущего» в себе или других:
– это подростки 11-15 лет;
– им нравится что-то придумывать, сочинять;
– их занимают современные технологии (не только как игрушки);
– они готовы узнать кое что новое из мира технологий и искусства;
– готовы посвятить некоторое количество времени этому проекту.

Если это про вас, пожалуйста, заполните заявку и пришлите её нам до 30 июля. Поделитесь этой информацией с теми, кому это может быть интересно.

Итогом лаборатории станет спектакль-инсталляция, который участники создадут совместно с драматургом Екатериной Августеняк и режиссёром Евгением Маленчевым. Зрители смогут увидеть результат такого сотрудничества в сентябре на Шестом Всероссийском молодёжном театральном фестивале имени В.С. Золотухина.

Ждём ваших заявок до 30 июля! Объявим результаты опен-кола после 1 августа.

«Толк»: в Барнауле пройдёт премьерный показ проекта «Курсанты. Хроники военных училищ Алтая»

8 июня в краеведческом музее пройдет премьерный показ первой серии документального проекта телеканала «Толк» «Курсанты. Хроники военных училищ Алтая». Команде фильма пришлось решить немало сложных задач. Главная проблема в том, что ни фотографий, ни кадров кинохроники, конечно, рассказывающих про алтайских курсантов, попросту нет.

Сцены учебы в полевом лагере пришлось воссоздавать. Собрать реквизит помогли реконструкторы. Курсантов сыграли студенты военной кафедры политеха. А оживить воспоминания минометчиков помогли актеры Молодежного театра Алтая.

Проект «Курсанты» построен на историях отдельных людей, вплетенных в историю страны и края. До нас никто не поднимал тему подготовки офицерских кадров на Алтае в годы войны в телевизионном формате. Проект в целом расскажет про учебу пехотинцев, снайперов, летчиков.

В эту субботу мы покажем первую серию про курсантов-минометчиков. Встреча пройдет в стенах краеведческого музея, прийти на нее может каждый желающий. Более того, зрители смогут пообщаться со съемочной группой проекта, задать вопросы историкам и даже получить памятные подарки, которые мы приготовили для самых активных.

Источник: «Толк»

смотреть видео

«Толк»: кто из звёзд приедет на фестиваль Валерия Золотухина в Барнауле

С 15 по 21 сентября в Барнауле в МТА в шестой раз пройдет Всероссийский молодежный фестиваль имени Валерия Золотухина. В 2025 году гостям покажут 14 спектаклей.

Свои постановки представят театры из разных регионов России. Откроет фестиваль спектакль «Космос» Лысьвенского театра драмы. Алтайские театры в ответ покажут три постановки: «Авиатор», «Яга» и «Фабрика по изготовлению вундеркиндов».

Честь закрыть фестиваль выпала Театру юного зрителя из Санкт-Петербурга. В постановке «Обыкновенное чудо» сыграет заслуженная артистка России Нонна Гришаева.

Источник: «Толк»

Омский портал «Культура»: спектакли Северной драмы и Омского ТЮЗа увидят на Алтае

Спектакли Северного драматического театра имени М.А. Ульянова «Годовые кольца моих костей» и Омского ТЮЗа «Манолито Очкарик» включены в программу Шестого Всероссийского молодежного театрального фестиваля имени В. С. Золотухина, который пройдет в Барнауле с 15 по 21 сентября. Постановки зрители Алтая увидят 16 сентября и 19 сентября.

Оба театра так или иначе связаны с Алтаем в общем и с Барнаулом в частности: это и родные пенаты, и альма-матер.

«Участие в фестивалях важно для любого театра, – комментирует директор Северной драмы Ольга Соя. – Это и обмен опытом и потенциальные творческие союзы, и большой стимул для творческой команды. Наш спектакль увидят и оценят жюри и зрители – театру всегда важно знать мнение экспертов и зрительской аудитории, что помогает расставить верные акценты в разных плоскостях театральной деятельности».

Фестиваль имени В.С. Золотухина проходит на сцене Алтайского государственного театра для детей и молодежи им. В.С. Золотухина с 2014 года. Из большого количества заявок, поданных на грядущий фестиваль, экспертный совет отобрал для показа только 15 лучших спектаклей со всей России.

Организаторами выступают Министерство культуры Алтайского края, Алтайский государственный театр для детей и молодёжи им. В.С. Золотухина, Алтайское краевое отделение общероссийской общественной организации «Союз театральных деятелей Российской Федерации». Фестиваль проходит один раз в два года при поддержке Министерства культуры России и Союза театральных деятелей Российской Федерации.

О спектаклях

«Годовые кольца моих костей»

Чердак многоквартирного дома. Подросток Дима остаётся наедине с самим собой, чтобы подумать о том, что он собирается сделать. Но тут появляется мужчина в синем костюме, который должен найти сильные аргументы для молодого человека не совершать определенные действия, которые повлекут за собой неминуемую беду.

Пьеса Елены Щетининой «Годовые кольца моих костей» впервые была представлена в виде эскиза на III Международном конкурсе-лаборатории современной драматургии для подростков «Своя территория» в ноябре 2022 года в Омске, получив награду в номинации «Лучшая режиссерская работа». Автор пьесы Елена Щетинина, редакция, режиссер, художник-постановщик – Константина Рехтина.

В спектакле участвуют Василий Кулыгин и Михаил Кузнецов. Премьера состоялась 26 февраля 2023 года.

«Манолито Очкарик»

Мальчишка Манолито – самый простой парень из обычной школы. Он не обладает никакими уникальными способностями, зато у него есть собственная жизненная философия и живая фантазия. Драка с лучшим другом, поход с дедушкой в магазин, двойка за списанную у отличника контрольную и свидание с одноклассницей – это настоящие приключения для восьмилетнего паренька. И Манолито очень нужно поделиться историями своей жизни со всеми, кто готов (или не очень) слушать!

Спектакль по бестселлеру испанской писательницы Эльвиры Линдо «Манолито Очкарик» покажет зрителю, какой ироничной и совсем несложной может оказаться повседневная жизнь, если о ней расскажет современный ребенок.

Режиссер Анастасия Старцева. В роли Манолито – Кирилл Фриц. Премьера состоялась в 8 февраля 2024 года.

Источник: Омский портал «Культура»

«Вести – Алтай»: алтайский спектакль «Яга» номинирован на престижную премию

Нашумевшая премьера Молодёжного театра Алтая попала в так называемый длинный список Национальной премии и фестиваля «Музыкальное сердце театра». На премию в этом году подано 111 заявок из 37 субъектов. В лонг-лист вошло 22 постановки. В том числе и спектакль, который в МТА называют «музыкальным мифом». Интересно, что среди номинантов – много театров, которые специализируются на музыкальных спектаклях.

Наша «Яга» поборется за попадание в короткий список со спектаклями из Донецка и Кемерово, Иркутска и Красноярска, Омска, Перми, Новосибирска, Москвы и Санкт-Петербурга.

К 10 июля Большой экспертный совет, в составе которого восемь академиков современного музыкального театра, а это известные постановщики и руководители театров, назовёт финалистов. Церемония вручения премии пройдёт осенью в Санкт-Петербурге.

Премией «Музыкальное сердце театра» отмечают достижения музыкального театра во всех жанрах – от оперетты и мюзикла до саунд-драмы и рок-оперы.

Источник: «Вести – Алтай»

«Катунь 24»: Ирина Лысковец рассказала об итогах сезона в Молодёжном театре Алтая

Громкие премьеры и новый главный режиссёр. Каким был этот сезон в Молодёжном театре Алтая? Расскажет директор театра Ирина Лысковец.

Источник: «Катунь 24»

смотреть видео

Афиша
Новости
Соцсети