«Алтайская правда»: рецензия на спектакль «Обыкновенное чудо» Ирины Цхай

Известная на Алтае поэтесса, детская писательница, победительница престижных литературных конкурсов Ирина Цхай написала рецензию на спектакль «Обыкновенное чудо», премьера которого состоялась в Государственном молодежном театре Алтая. Предлагаем читателям «Алтайской правды» ознакомиться с текстом рецензии:

В начале апреля в Молодёжном театре Алтая состоялась премьера спектакля «Обыкновенное чудо», поставленного по одноименной пьесе Евгения Шварца московским актером театра и кино Иваном Стебуновым. На мой взгляд, режиссёрский дебют состоялся достойно.

Сохранены идея пьесы и задача – напомнить человеку о волшебной силе любви, вдохновить зрителя не сдаваться в собственных поисках. Сказка осталась, а режиссерская трактовка и приметы современной реальности обостряют ее восприятие молодежной публикой, не заигрывая с ней и не искажая происходящего.

Тема творчества в спектакле выражена также ярко, как и тема любви. Вполне логичный акцент, ведь настоящая любовь и есть высшее проявление творческой силы, каждый человек – сценарист собственной жизни; а главное действующее лицо пьесы – и вовсе волшебник.

Поэтому на сцене театра выстроена другая сцена, боковые ее части становятся то подмостками, то напоминают капитанские мостики или настил эшафота; передвижные ширмы в глубине являют занавес, а белые полотна на переднем плане – колонны фойе или зрительного зала.

Театр в театре. Волшебник – драматург и режиссер. Бумажные листы – символ словотворчества и творчества в самом широком смысле – с одной стороны, и догматичности семейных и личных жизненных сценариев – с другой; эти же листы становятся снежными хлопьями жестокой метели, они же наполняют песочные часы и напоминаниями о принятых правилах в изобилии висят на стенах-колоннах. Принцесса рвет их как символ чужого образа жизни, влюбленные юные герои разбрасывают листы – чужие правила и догмы, а хозяин гостеприимного дома вслед за мимами разбрасывает их в порыве отчаяния…

Введение отсутствующих в пьесе мимов (Татьяна Данильченко и Евгений Кулиш) тоже, прежде всего, подчеркивает атмосферу театра в театре, персонажи усиливают эмоциональный подтекст происходящего, а заодно передвигают декорации, открывают занавес, представляют огромные песочные часы.

Спектакль начинается, как представление внутри спектакля – за эпатирующим свиту и публику в зале королем (Игорь Бочериков) наблюдает зритель-волшебник (Виктор Синицын). Его образ непривычен. В этой семье за старшего явно жена (Галина Чумакова), а сумасбродные задумки волшебника объяснимы и оправданы ничем иным, как неизжитым мальчишеским любопытством и тягой к приключениям. Облегченно выдыхает, поняв, что король оказался именно тираном, как было задумано; иногда в его голосе звучат ребячливо-злодейские нотки. Бессмертный чудак остался вечным озорником, ведь только непосредственность и отвага способны творить новое.

Когда же появляется Медведь (Александр Пальшин), одетый также, как и его создатель, становится понятно: превратив его в человека, волшебник хотел не только пошалить, но и вернуться в молодость, еще раз повторить собственный путь любви. Именно этот путь привел его к счастью; зная на собственном опыте, что любовь реальна и всемогуща, чародей ни на минуту не сомневался в хорошем исходе и потому не ставил собственной фантазии никаких ограничений: все равно добро победит.

Игорю Бочерикову тоже удалось отойти от устоявшегося представления о его персонаже. Король в его исполнении – не столько обаятельный тиран, сколько старик, не сумевший помудреть, и отчаянно сожалеющий, что не смог дать дочери чего-то самого важного.

Министр-администратор (Евгений Быков) лишен обаяния героя Андрея Миронова и, являя собой воплощение пошлости и прагматизма, становится главным злодеем сказки. Узелок первого министра (Евгений Любицкий) – тяжелый камень.

Придворные дамы (Наталья Сляднева и Юлия Юрьева) подчеркнуто выразительны; поделив между собой реплики Дамы, в фильме Марка Захарова сыгранной Екатериной Васильевой, они изменили характеры, но не изменили идее.

Принцесса Ивана Стебунова (Анастасия Лоскутова) – сущий ребенок, рисующий на невидимых холстах (а может быть, на окнах) и в собственном воображении. Она и есть настоящий творец, сумевший в итоге воплотить заветную мечту в собственную жизнь. Горячее желание одинокого подростка найти того, кто бы его понимал и целиком принимал, вдруг неожиданно и в полной мере сбылось; поэтому верится, что эта долгожданная любовь – настоящая, а не задуманная волшебником. Детской непосредственностью объясняются излишняя эмоциональность и беззастенчивый порыв, вызвавший добрый смех в зале: узнав, что нравится Медведю, принцесса запрыгивает на скамейку и доверительно кладет голову ему на плечо. Тюлевая юбка, напоминающая балетную, в сочетании с малышовым гусарским костюмчиком поясняют образ.

Взросление принцессы происходит стремительно: вот она разочаровывается в любви, и движения уже не напоминают балетные; девушка выбегает под жесткий клубняк, с нарочито вульгарным макияжем, почти маской; сказка уступает место безумству современных ночных заведений. Вот она решает отомстить любимому, предавая себя самое, и теперь уже окончательно теряет настоящее лицо: теперь его заменяет безобразная маска с огненным париком. Это свадебная церемония, но фаты нет, не положена она фальшивой невесте. Лживость происходящего подчеркнута костюмами: это не праздник бракосочетания, а вызывающий модный показ и маскарад в одном. Коллекция выполнена в черном цвете, и это дань истинному содержанию события, а не элегантности. Героиня впервые становится на шпильки. Уродливое взросление убивает ее истинную.

Признание Медведя об истинной причине побега снимает с принцессы маску. Вот она уже неотвратимо умирает, но – снова настоящая, в полном понимании происходящего и с готовностью любить, невзирая ни на что. Яркие декорации подчеркивают, что такая смерть – более светлый финал, чем предыдущий сценарий. Взросление девушки состоялось.

Взросление Медведя также проходит стадии разочарования, озлобления, вызова, и даже перехода на другую сторону – сторону не верящих в любовь. Со словами «Идемте, друзья!» юноша с готовностью примеряет железные охотничьи доспехи. Нелепые латы делают охотника (Валерий Лагутин) и его ученика (Евгений Бакуменко) выразителями крайней степени этого неверия и отторжения светлого. Они не только сами не верят, но со своей готовностью убить Медведя жестко стоят на страже неверия в добро. Такие же гипертрофированные доспехи появляются на руке оскорбленной принцессы – вместо кисточки для рисования, сверкающий шлем с забралом надевает она, поступив на службу к охотнику. Агрессия как защита – приемчик древний, как сама жизнь.

Пожалуй, больше всего впечатлило, что роли волшебника и хозяина таверны Эмиля, жены волшебника и дамы Эмилии сыграли одни и те же актеры, почти не меняя ни костюмов, ни манер. Наглядно представлены два варианта судьбы: если выбираешь любовь, получаешь шанс стать хозяином собственного дома и жизни, счастливым семьянином; выбираешь обиду, даже не пытаясь поговорить с любимым человеком – становишься хозяином таверны или утратившей женственность фрейлиной и живешь рядом с чужими людьми.

Задача выполнена: нам напомнили о важности этого выбора, о том, что любовь и есть настоящее чудо. И о том, что она способна изменить даже самый плачевный сценарий, что и произошло под занавес, как и положено заканчиваться сказкам.

Ирина Цхай

Источник: «Алтайская правда»

Новости

26.02.2024

Экскурсия памяти Валерия Золотухина пройдёт в Молодёжном театре Алтая

22.02.2024

Приходите в МТА смотреть и обсуждать спектакли

19.02.2024

Представители МТА стартовали в ежегодной спартакиаде работников театрально-концертных учреждений

16.02.2024

«Вести – Алтай»: спектакль о жестокости подростков и травле в школах ставят в Молодёжном театре Алтая

14.02.2024

Режим работы кассы в праздничный день

Подарок для влюблённых

12.02.2024

«Учительский клуб МТА» открыт

Экскурсия памяти Валерия Золотухина пройдёт в Молодёжном театре Алтая

30 марта – день памяти Валерия Золотухина, художественного руководителя Молодёжного театра Алтая с 2003 по 2013 годы. В этот день состоится экскурсия. На ней можно поближе познакомиться с жизнью народного артиста России, его творчеством, вкладом в развитие МТА.

Экскурсию проведёт Виктор Захаров, артист и режиссёр-постановщик Молодёжного театра Алтая. Он поделится интересными фактами и историями о Валерии Сергеевиче, которые накопились за годы знакомства и работы с ним. Пришедшие узнают, где находилась гримёрка артиста, где расположено любимое место в зрительном зале, увидят личные вещи и памятные предметы Валерия Золотухина.

Погружаемся в прошлое 30 марта в 14:00. Телефон кассы: 503-503.

Приходите в МТА смотреть и обсуждать спектакли

В марте у зрителей Молодёжного театра Алтая будет возможность поделиться впечатлениями и обсудить ключевые моменты из постановок с театральным педагогом. Можно говорить обо всём, что зацепило, впечатлило, вызвало невероятные эмоции. На таких встречах в нашем театре действует только одно правило – неправильных мнений нет.

Задержитесь в зале после показов следующих спектаклей:
3 марта – «Вождь краснокожих»;
8 марта – «Сказка о царе Салтане»;
10 марта – «Удивительное путешествие кролика Эдварда»;
17 марта – «Золушка»;
23 марта – «Сказка о царе Салтане»;
26 марта – «Ноябрьский зов»;
27 марта – «Сказка о царе Салтане»;
30 марта – «Цветик-семицветик»;
31 марта – «Огниво».

Телефон кассы театра: 503-503.

Представители МТА стартовали в ежегодной спартакиаде работников театрально-концертных учреждений

В Барнауле стартовала ежегодная спартакиада работников театрально-концертных учреждений Алтайского края. 19 февраля провели турнир по стрельбе. Честь МТА отстаивали артисты Ирина Клишевич, Светлана Лепихина и Александр Пальшин, заведующий радиоцехом Алексей Немчинов. В стрельбе из положения лёжа в общей сложности они набрали 142 балла.

Через неделю соревнования продолжатся – впереди команды ждут турниры по лыжным гонкам, настольному теннису, плаванию и волейболу.

смотреть фото

«Вести – Алтай»: спектакль о жестокости подростков и травле в школах ставят в Молодёжном театре Алтая

Спектакль о жестокости подростков и травле в школах ставят в Молодёжном театре Алтая. За основу создатели взяли книгу «Чучело», фильм по которой стал советской классикой.

История о травле в школе в спектакле МТА начнётся с задания учительницы посмотреть советский фильм «Чучело». Ребята скажут, что картина давно устарела и выйдут во двор… Чтобы накинуться на изгоя-одноклассника.

Сюжет повести «Чучело» Владимира Железнякова вписан в ткань спектакля о современных детях. Линия будет прежней – новенькая девочка придёт в класс и столкнётся с жестокой травлей.

Жертвами травли часто становятся дети, которые подвергаются насилию – физическому или эмоциональному в собственной семье. На примере новенькой Лены режиссёр и актёры исследуют тему школьного буллинга, пытаясь заглянуть в суть проблемы: почему группа людей начинает так отчаянно ненавидеть тех, кто слабее, кто оступился или не похож на остальных.

Премьера спектакля «Чучело» состоится 1 марта. Сейчас идут репетиции. Важно найти нужную интонацию, и она не должна быть назидательной. Скорее это разговор со зрителями, с юными и не очень, о том, как вовремя рассмотреть в себе ненависть, как научиться защищать себя и видеть в другом живого человека.

Источник: «Вести – Алтай»

смотреть видео

Режим работы кассы в праздничный день

23 февраля касса Молодёжного театра Алтая работать не будет. В другие дни вы можете купить билеты в обычном режиме – с 10:00 до 19:00 в будние дни и с 10:00 до 18:00 в выходные. Телефон для справок: 503-503.

Если вам нужно приобрести билеты на показы именно в то время, когда касса закрыта, вы можете это сделать онлайн на сайте театра.

Подарок для влюблённых

Партнёр Молодёжного театра Алтая сеть спа-салонов «ТвойТай» предлагает уникальную возможность для влюблённых. Записываясь на совместный визит, проходящий в одной комнате, вы получите скидку 15%. Можете выбрать любую комбинацию программ или воспользоваться готовыми программами «Рай для двоих» и «Идеальное свидание».

Запись осуществляется только в будние дни с 10:00 до 16:00. Подарите своей второй половинке незабываемые моменты гармонии души и тела.

«Учительский клуб МТА» открыт

11 февраля состоялась первая встреча «Учительского клуба МТА-2024».

Записались на участие в программе 56 педагогов. Что неожиданно и весьма приятно — интерес проявили не только учителя общеобразовательных школ, но и педагоги учебных заведений среднего и высшего звена, представители допобразования из Барнаула, Новоалтайска, Логовского, Павловска, Сросток, Шелаболихи, Рубцовска.

Новый проект МТА развивает направление «Театральная педагогика» и призван объединить педагогов, которым интересен театр как искусство и как повод для разговора со своими учениками.

Члены клуба посмотрели спектакль МТА «Бременские музыканты», обсудили увиденное с педагогом-организатором Ольгой Ивановной Старковой. Руководитель отдела театральной педагогики Марина Альбертовна Стригунова рассказала об истории развития этого направления в МТА и о ближайших планах Клуба. Завершилась встреча одной из самых мощных и эмоциональных театральных игр для всех возрастов под названием «Я играю в театр».

Совместных планов у руководителей и участников Учительского клуба МТА громадьё, настроение боевое, глаза горят.

Начало положено! Следующая встреча состоится уже 29 февраля.

Афиша
Новости
Соцсети