«Алтайская правда»: рецензия на спектакль «Обыкновенное чудо» Ирины Цхай

Известная на Алтае поэтесса, детская писательница, победительница престижных литературных конкурсов Ирина Цхай написала рецензию на спектакль «Обыкновенное чудо», премьера которого состоялась в Государственном молодежном театре Алтая. Предлагаем читателям «Алтайской правды» ознакомиться с текстом рецензии:

В начале апреля в Молодёжном театре Алтая состоялась премьера спектакля «Обыкновенное чудо», поставленного по одноименной пьесе Евгения Шварца московским актером театра и кино Иваном Стебуновым. На мой взгляд, режиссёрский дебют состоялся достойно.

Сохранены идея пьесы и задача – напомнить человеку о волшебной силе любви, вдохновить зрителя не сдаваться в собственных поисках. Сказка осталась, а режиссерская трактовка и приметы современной реальности обостряют ее восприятие молодежной публикой, не заигрывая с ней и не искажая происходящего.

Тема творчества в спектакле выражена также ярко, как и тема любви. Вполне логичный акцент, ведь настоящая любовь и есть высшее проявление творческой силы, каждый человек – сценарист собственной жизни; а главное действующее лицо пьесы – и вовсе волшебник.

Поэтому на сцене театра выстроена другая сцена, боковые ее части становятся то подмостками, то напоминают капитанские мостики или настил эшафота; передвижные ширмы в глубине являют занавес, а белые полотна на переднем плане – колонны фойе или зрительного зала.

Театр в театре. Волшебник – драматург и режиссер. Бумажные листы – символ словотворчества и творчества в самом широком смысле – с одной стороны, и догматичности семейных и личных жизненных сценариев – с другой; эти же листы становятся снежными хлопьями жестокой метели, они же наполняют песочные часы и напоминаниями о принятых правилах в изобилии висят на стенах-колоннах. Принцесса рвет их как символ чужого образа жизни, влюбленные юные герои разбрасывают листы – чужие правила и догмы, а хозяин гостеприимного дома вслед за мимами разбрасывает их в порыве отчаяния…

Введение отсутствующих в пьесе мимов (Татьяна Данильченко и Евгений Кулиш) тоже, прежде всего, подчеркивает атмосферу театра в театре, персонажи усиливают эмоциональный подтекст происходящего, а заодно передвигают декорации, открывают занавес, представляют огромные песочные часы.

Спектакль начинается, как представление внутри спектакля – за эпатирующим свиту и публику в зале королем (Игорь Бочериков) наблюдает зритель-волшебник (Виктор Синицын). Его образ непривычен. В этой семье за старшего явно жена (Галина Чумакова), а сумасбродные задумки волшебника объяснимы и оправданы ничем иным, как неизжитым мальчишеским любопытством и тягой к приключениям. Облегченно выдыхает, поняв, что король оказался именно тираном, как было задумано; иногда в его голосе звучат ребячливо-злодейские нотки. Бессмертный чудак остался вечным озорником, ведь только непосредственность и отвага способны творить новое.

Когда же появляется Медведь (Александр Пальшин), одетый также, как и его создатель, становится понятно: превратив его в человека, волшебник хотел не только пошалить, но и вернуться в молодость, еще раз повторить собственный путь любви. Именно этот путь привел его к счастью; зная на собственном опыте, что любовь реальна и всемогуща, чародей ни на минуту не сомневался в хорошем исходе и потому не ставил собственной фантазии никаких ограничений: все равно добро победит.

Игорю Бочерикову тоже удалось отойти от устоявшегося представления о его персонаже. Король в его исполнении – не столько обаятельный тиран, сколько старик, не сумевший помудреть, и отчаянно сожалеющий, что не смог дать дочери чего-то самого важного.

Министр-администратор (Евгений Быков) лишен обаяния героя Андрея Миронова и, являя собой воплощение пошлости и прагматизма, становится главным злодеем сказки. Узелок первого министра (Евгений Любицкий) – тяжелый камень.

Придворные дамы (Наталья Сляднева и Юлия Юрьева) подчеркнуто выразительны; поделив между собой реплики Дамы, в фильме Марка Захарова сыгранной Екатериной Васильевой, они изменили характеры, но не изменили идее.

Принцесса Ивана Стебунова (Анастасия Лоскутова) – сущий ребенок, рисующий на невидимых холстах (а может быть, на окнах) и в собственном воображении. Она и есть настоящий творец, сумевший в итоге воплотить заветную мечту в собственную жизнь. Горячее желание одинокого подростка найти того, кто бы его понимал и целиком принимал, вдруг неожиданно и в полной мере сбылось; поэтому верится, что эта долгожданная любовь – настоящая, а не задуманная волшебником. Детской непосредственностью объясняются излишняя эмоциональность и беззастенчивый порыв, вызвавший добрый смех в зале: узнав, что нравится Медведю, принцесса запрыгивает на скамейку и доверительно кладет голову ему на плечо. Тюлевая юбка, напоминающая балетную, в сочетании с малышовым гусарским костюмчиком поясняют образ.

Взросление принцессы происходит стремительно: вот она разочаровывается в любви, и движения уже не напоминают балетные; девушка выбегает под жесткий клубняк, с нарочито вульгарным макияжем, почти маской; сказка уступает место безумству современных ночных заведений. Вот она решает отомстить любимому, предавая себя самое, и теперь уже окончательно теряет настоящее лицо: теперь его заменяет безобразная маска с огненным париком. Это свадебная церемония, но фаты нет, не положена она фальшивой невесте. Лживость происходящего подчеркнута костюмами: это не праздник бракосочетания, а вызывающий модный показ и маскарад в одном. Коллекция выполнена в черном цвете, и это дань истинному содержанию события, а не элегантности. Героиня впервые становится на шпильки. Уродливое взросление убивает ее истинную.

Признание Медведя об истинной причине побега снимает с принцессы маску. Вот она уже неотвратимо умирает, но – снова настоящая, в полном понимании происходящего и с готовностью любить, невзирая ни на что. Яркие декорации подчеркивают, что такая смерть – более светлый финал, чем предыдущий сценарий. Взросление девушки состоялось.

Взросление Медведя также проходит стадии разочарования, озлобления, вызова, и даже перехода на другую сторону – сторону не верящих в любовь. Со словами «Идемте, друзья!» юноша с готовностью примеряет железные охотничьи доспехи. Нелепые латы делают охотника (Валерий Лагутин) и его ученика (Евгений Бакуменко) выразителями крайней степени этого неверия и отторжения светлого. Они не только сами не верят, но со своей готовностью убить Медведя жестко стоят на страже неверия в добро. Такие же гипертрофированные доспехи появляются на руке оскорбленной принцессы – вместо кисточки для рисования, сверкающий шлем с забралом надевает она, поступив на службу к охотнику. Агрессия как защита – приемчик древний, как сама жизнь.

Пожалуй, больше всего впечатлило, что роли волшебника и хозяина таверны Эмиля, жены волшебника и дамы Эмилии сыграли одни и те же актеры, почти не меняя ни костюмов, ни манер. Наглядно представлены два варианта судьбы: если выбираешь любовь, получаешь шанс стать хозяином собственного дома и жизни, счастливым семьянином; выбираешь обиду, даже не пытаясь поговорить с любимым человеком – становишься хозяином таверны или утратившей женственность фрейлиной и живешь рядом с чужими людьми.

Задача выполнена: нам напомнили о важности этого выбора, о том, что любовь и есть настоящее чудо. И о том, что она способна изменить даже самый плачевный сценарий, что и произошло под занавес, как и положено заканчиваться сказкам.

Ирина Цхай

Источник: «Алтайская правда»

Новости

20.06.2025

«Катунь 24»: актёры Молодёжного театра Алтая показали представление для всех желающих на пороге театре

17.06.2025

Парад премьер пройдёт в Молодёжном театре Алтая

13.06.2025

Молодёжный театр Алтая выступил в Москве на Международном открытом фестивале «Театральный бульвар»

12.06.2025

«Москва 24»: москвичам и гостям города покажут спектакли региональных театров

Молодёжный театр Алтая поздравляет Днём России

11.06.2025

«Театрал»: Андрей Мерзликин отметит День России на «Театральном бульваре»

В Молодёжном театре Алтая продолжается акция «ТЕАТРомания»

«Катунь 24»: актёры Молодёжного театра Алтая показали представление для всех желающих на пороге театре

Персонажи спектаклей, которых в этом сезоне в Молодёжном театре Алтая показали в последний раз, вновь выступили перед зрителями. Это герои постановок «Обыкновенное чудо», «Гамлет», «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Коварство и любовь» и «Мой папа – Питер Пэн».

Источник: «Катунь 24»

смотреть видео

Парад премьер пройдёт в Молодёжном театре Алтая

Последняя неделя творческого сезона 2024-2025 годов в Молодёжном театре Алтая им. В.С. Золотухина будет посвящена спектаклям, пополнившим репертуар в этом периоде. С 17 по 22 июня состоится Парад премьер.

Зрителям представят постановки «Брачная лихорадка» Антона Чехова, «Зверский детектив» Анны Старобинец, «Маскарад» Михаила Лермонтова, «Приключения в стране школьных ошибок» Лии Гераскиной, «Фабрика по изготовлению вундеркиндов» Анны Морозовой, «Яга» Андрея Григорьева и Марии Малухиной.

Отличительной особенностью Парада премьер в этом году станет трогательное прощание с героями спектаклей, отправившихся в этом сезоне в архив. 19 июня в 17:00 на крыльце здания театра появятся персонажи из постановок «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Пьера Бомарше, «Гамлет» Уильяма Шекспира, «Коварство и любовь» Фридриха Шиллера, «Мой папа – Питер Пэн» Керен Климовски, «Обыкновенное чудо» Евгения Швара, «Прощание в июне» Александра Вампилова, «Свободная пара» Дарио Фо и Франки Раме. Герои списанных спектаклей будут приветствовать зрителей и в антрактах на протяжении всей недели.

После каждого показа среди гостей театра будут проводить розыгрыш сувениров и афиш с автографами. А ещё в фойе театра появилось Дерево желаний, на котором зрители смогут оставить свои отзывы, записки любимым артистам или, например, написать предложения на следующие творческие сезоны.

Молодёжный театр Алтая выступил в Москве на Международном открытом фестивале «Театральный бульвар»

Показы постановки Молодёжного театра Алтая им. В.С. Золотухина «Сказка о царе Салтане» Александра Пушкина на Международном открытом фестивале «Театральный бульвар» в Москве состоялись. Спектакль представили дважды – 11 и 12 июня.

Вместе с творческой командой, выступавшей на Чистых прудах, была режиссёр-постановщик спектакля Анна Зуева, театровед, драматург, арт-директор многих фестивалей Ольга Никифорова.

Также коллектив встретился с народным артистом России Евгением Мироновым. Большую поддержку оказали родственники, друзья и коллеги из Барнаула. Благодарим всех, кто был с нами!

смотреть видео

«Москва 24»: москвичам и гостям города покажут спектакли региональных театров

Региональные театры начали показы своих постановок на открытом фестивале «Театральный бульвар» в Москве. В репертуар вошли разнообразные жанры, в том числе русская классика, сказки, уличные сцены и экспериментальные перфомансы.

Все это можно увидеть на 14 городских площадках. Подробнее – в эфире телеканала «Москва 24».

Источник: «Москва 24»

смотреть видео

Молодёжный театр Алтая поздравляет Днём России

Молодёжный театр Алтая поздравляет с самым главным государственным праздником нашей страны – с Днём России!

Мы отмечаем не просто дату, а дух нашей великой страны – её силу, красоту и многообразие. Пусть Россия всегда будет домом, где сбываются мечты, а сердце бьётся в ритме единства и гордости. Пусть сила духа предков принесет развитие и благополучие, даст силы для великих достижений и веру в прекрасное будущее!

С праздником, Родина! Мира, счастья и процветания!

«Театрал»: Андрей Мерзликин отметит День России на «Театральном бульваре»

12 июня на фестивале «Театральный бульвар» гостям предложат специальную программу, посвященную русской культуре и ее традициям. Начнется она с детских спектаклей.

В 14.00 на Чистопрудном бульваре Молодежный театр Алтая покажет «Сказку о царе Салтане». Зрителей ждет серия невероятных трансформаций: исполнители главных ролей превращаются и в целый город, и в 33 богатырей, и даже в бочку, в которой Царица и Гвидон приплыли к острову Буяну.

Здесь же, в 17.00 Театр сторителлинга «отправится» в ночное путешествие на лодках вместе с врагами князя Дмитрия Донского и раскроет «Тайну Куликовской битвы».

А в Амфитеатре на Покровском бульваре Андрей Мерзликин сыграет музыкально-драматический моноспектакль, основанный на письмах и дневниках Василия Шукшина, – «Живет такой парень». В показе примет участие рок-фолк группа «После одиннадцати». Начало – в 18:00.

Источник: «Театрал»

В Молодёжном театре Алтая продолжается акция «ТЕАТРомания»

Ровно через неделю в Молодёжном театре Алтая им. В.С. Золотухина состоится показ монохромного трагифарса «Маскарад». История Михаила Лермонтова о любви, предательстве и мести в постановке главного режиссёра МТА Дарьи Догадовой – исследование истины и лжи в обществе, в котором гостям дозволено всё, кроме правды.

На показ спектакля действует акция «ТЕАТРомания», она приурочена к Параду премьер, который пройдёт в МТА с 17 по 22 июня. Билеты со скидкой в 30% доступны как в кассе театра, так и онлайн на нашем сайте с 26 мая по 18 июня до показа спектакля.

Телефон для справок: 503-503, коллективные заявки: 503-536.

Молодёжный театр Алтая благодарит Акционерное общество «Альфа-Банк» за поддержку в постановке спектакля «Маскарад» по пьесе Михаила Лермонтова.

Афиша
Новости
Соцсети