«Алтайская правда»: рецензия на спектакль «Обыкновенное чудо» Ирины Цхай

Известная на Алтае поэтесса, детская писательница, победительница престижных литературных конкурсов Ирина Цхай написала рецензию на спектакль «Обыкновенное чудо», премьера которого состоялась в Государственном молодежном театре Алтая. Предлагаем читателям «Алтайской правды» ознакомиться с текстом рецензии:

В начале апреля в Молодёжном театре Алтая состоялась премьера спектакля «Обыкновенное чудо», поставленного по одноименной пьесе Евгения Шварца московским актером театра и кино Иваном Стебуновым. На мой взгляд, режиссёрский дебют состоялся достойно.

Сохранены идея пьесы и задача – напомнить человеку о волшебной силе любви, вдохновить зрителя не сдаваться в собственных поисках. Сказка осталась, а режиссерская трактовка и приметы современной реальности обостряют ее восприятие молодежной публикой, не заигрывая с ней и не искажая происходящего.

Тема творчества в спектакле выражена также ярко, как и тема любви. Вполне логичный акцент, ведь настоящая любовь и есть высшее проявление творческой силы, каждый человек – сценарист собственной жизни; а главное действующее лицо пьесы – и вовсе волшебник.

Поэтому на сцене театра выстроена другая сцена, боковые ее части становятся то подмостками, то напоминают капитанские мостики или настил эшафота; передвижные ширмы в глубине являют занавес, а белые полотна на переднем плане – колонны фойе или зрительного зала.

Театр в театре. Волшебник – драматург и режиссер. Бумажные листы – символ словотворчества и творчества в самом широком смысле – с одной стороны, и догматичности семейных и личных жизненных сценариев – с другой; эти же листы становятся снежными хлопьями жестокой метели, они же наполняют песочные часы и напоминаниями о принятых правилах в изобилии висят на стенах-колоннах. Принцесса рвет их как символ чужого образа жизни, влюбленные юные герои разбрасывают листы – чужие правила и догмы, а хозяин гостеприимного дома вслед за мимами разбрасывает их в порыве отчаяния…

Введение отсутствующих в пьесе мимов (Татьяна Данильченко и Евгений Кулиш) тоже, прежде всего, подчеркивает атмосферу театра в театре, персонажи усиливают эмоциональный подтекст происходящего, а заодно передвигают декорации, открывают занавес, представляют огромные песочные часы.

Спектакль начинается, как представление внутри спектакля – за эпатирующим свиту и публику в зале королем (Игорь Бочериков) наблюдает зритель-волшебник (Виктор Синицын). Его образ непривычен. В этой семье за старшего явно жена (Галина Чумакова), а сумасбродные задумки волшебника объяснимы и оправданы ничем иным, как неизжитым мальчишеским любопытством и тягой к приключениям. Облегченно выдыхает, поняв, что король оказался именно тираном, как было задумано; иногда в его голосе звучат ребячливо-злодейские нотки. Бессмертный чудак остался вечным озорником, ведь только непосредственность и отвага способны творить новое.

Когда же появляется Медведь (Александр Пальшин), одетый также, как и его создатель, становится понятно: превратив его в человека, волшебник хотел не только пошалить, но и вернуться в молодость, еще раз повторить собственный путь любви. Именно этот путь привел его к счастью; зная на собственном опыте, что любовь реальна и всемогуща, чародей ни на минуту не сомневался в хорошем исходе и потому не ставил собственной фантазии никаких ограничений: все равно добро победит.

Игорю Бочерикову тоже удалось отойти от устоявшегося представления о его персонаже. Король в его исполнении – не столько обаятельный тиран, сколько старик, не сумевший помудреть, и отчаянно сожалеющий, что не смог дать дочери чего-то самого важного.

Министр-администратор (Евгений Быков) лишен обаяния героя Андрея Миронова и, являя собой воплощение пошлости и прагматизма, становится главным злодеем сказки. Узелок первого министра (Евгений Любицкий) – тяжелый камень.

Придворные дамы (Наталья Сляднева и Юлия Юрьева) подчеркнуто выразительны; поделив между собой реплики Дамы, в фильме Марка Захарова сыгранной Екатериной Васильевой, они изменили характеры, но не изменили идее.

Принцесса Ивана Стебунова (Анастасия Лоскутова) – сущий ребенок, рисующий на невидимых холстах (а может быть, на окнах) и в собственном воображении. Она и есть настоящий творец, сумевший в итоге воплотить заветную мечту в собственную жизнь. Горячее желание одинокого подростка найти того, кто бы его понимал и целиком принимал, вдруг неожиданно и в полной мере сбылось; поэтому верится, что эта долгожданная любовь – настоящая, а не задуманная волшебником. Детской непосредственностью объясняются излишняя эмоциональность и беззастенчивый порыв, вызвавший добрый смех в зале: узнав, что нравится Медведю, принцесса запрыгивает на скамейку и доверительно кладет голову ему на плечо. Тюлевая юбка, напоминающая балетную, в сочетании с малышовым гусарским костюмчиком поясняют образ.

Взросление принцессы происходит стремительно: вот она разочаровывается в любви, и движения уже не напоминают балетные; девушка выбегает под жесткий клубняк, с нарочито вульгарным макияжем, почти маской; сказка уступает место безумству современных ночных заведений. Вот она решает отомстить любимому, предавая себя самое, и теперь уже окончательно теряет настоящее лицо: теперь его заменяет безобразная маска с огненным париком. Это свадебная церемония, но фаты нет, не положена она фальшивой невесте. Лживость происходящего подчеркнута костюмами: это не праздник бракосочетания, а вызывающий модный показ и маскарад в одном. Коллекция выполнена в черном цвете, и это дань истинному содержанию события, а не элегантности. Героиня впервые становится на шпильки. Уродливое взросление убивает ее истинную.

Признание Медведя об истинной причине побега снимает с принцессы маску. Вот она уже неотвратимо умирает, но – снова настоящая, в полном понимании происходящего и с готовностью любить, невзирая ни на что. Яркие декорации подчеркивают, что такая смерть – более светлый финал, чем предыдущий сценарий. Взросление девушки состоялось.

Взросление Медведя также проходит стадии разочарования, озлобления, вызова, и даже перехода на другую сторону – сторону не верящих в любовь. Со словами «Идемте, друзья!» юноша с готовностью примеряет железные охотничьи доспехи. Нелепые латы делают охотника (Валерий Лагутин) и его ученика (Евгений Бакуменко) выразителями крайней степени этого неверия и отторжения светлого. Они не только сами не верят, но со своей готовностью убить Медведя жестко стоят на страже неверия в добро. Такие же гипертрофированные доспехи появляются на руке оскорбленной принцессы – вместо кисточки для рисования, сверкающий шлем с забралом надевает она, поступив на службу к охотнику. Агрессия как защита – приемчик древний, как сама жизнь.

Пожалуй, больше всего впечатлило, что роли волшебника и хозяина таверны Эмиля, жены волшебника и дамы Эмилии сыграли одни и те же актеры, почти не меняя ни костюмов, ни манер. Наглядно представлены два варианта судьбы: если выбираешь любовь, получаешь шанс стать хозяином собственного дома и жизни, счастливым семьянином; выбираешь обиду, даже не пытаясь поговорить с любимым человеком – становишься хозяином таверны или утратившей женственность фрейлиной и живешь рядом с чужими людьми.

Задача выполнена: нам напомнили о важности этого выбора, о том, что любовь и есть настоящее чудо. И о том, что она способна изменить даже самый плачевный сценарий, что и произошло под занавес, как и положено заканчиваться сказкам.

Ирина Цхай

Источник: «Алтайская правда»

Новости

23.04.2024

«Радио России – Алтай»: Молодёжный театр Алтая продолжает поиски талантливых детей, которые пройдут обучение в театральном лагере

20.04.2024

Замена спектакля

19.04.2024

Стартовал юбилейный сезон Национального открытого чемпионата творческих компетенций ArtMasters

18.04.2024

Поздравляем артистку с вводом в пластическую драму «Бойцовский клуб»

15.04.2024

Молодёжный театр Алтая принимает заявки на участие в Летнем детском лагере при МТА

12.04.2024

«Вечерний Барнаул: шах и мат – трагикомедию в стиле шахматной партии поставили в Молодёжном театре Алтая

«Алтапресс»: ход замужеством – спектакль по вдохновлённой Барнаулом повести Достоевского покажут в Молодёжном театре Алтая

«Радио России – Алтай»: Молодёжный театр Алтая продолжает поиски талантливых детей, которые пройдут обучение в театральном лагере

На занятия в театральный лагерь «Первая сцена» приглашают детей 9 – 10 лет. Желающие должны направить организаторам видеовизитку, прочитав на камеру любое стихотворение, выученное наизусть. Заявки принимают до середины мая. На сегодня их поступило уже более 50, но в группу попадут только 15 человек – самых ярких и артистичных. Как отметил заведующий литературной частью Молодёжного театра Алтая Станислав Хазиев, в лагере, в первую очередь, ждут детей, которые не боятся сцены.

«Занятия продлятся две недели. В первую неделю дети будут изучать грим, постижорство, мы будем вовлекать их в создание бутафории, обязательно побываем в костюмерном цехе. Также начнём проводить читки материала. А вторая неделя будет посвящена репетициям, подготовке декораций и костюмов. В финале занятий детям предстоит выйти на сцену и показать, чему они научились. Поэтому нам нужны смелые и общительные авантюристы, которые с лёгкостью смогут выступать на публике», – Станислав Хазиев, заведующий литературной частью Молодёжного театра Алтая.

Летний лагерь будет работать в Молодёжном театре Алтая с 3 по 14 июня. Занятия для детей бесплатные. Проект реализуется при поддержке губернаторского гранта в сфере культуры.

Источник: «Радио России – Алтай»

Замена спектакля

Уважаемые зрители, мы вынуждены сообщить об изменениях в репертуаре театра. В связи с болезнью артистки 21 апреля в 12:00 вместо спектакля «Удивительное путешествие кролика Эдварда» покажем «Летучий корабль».

Приносим извинения за доставленные неудобства. Все вопросы по замене билетов или их возврату можно уточнить в кассе театра 503-503.

Стартовал юбилейный сезон Национального открытого чемпионата творческих компетенций ArtMasters

Стартовал юбилейный сезон Национального открытого чемпионата творческих компетенций ArtMasters 5.0. ArtMasters – это полноценная экосистема для специалистов в сфере backstage и цифрового искусства, которые реализуют самые крупные креативные проекты под руководством ведущих экспертов. Чемпионат даёт возможность молодым талантам раскрыть свой потенциал, повысить профессиональное мастерство, представить свои проекты и получить финансирование, а также найти работу мечты.

Кто может принять участие?

Любители и профессионалы из России и граждане других стран, владеющие русским языком.

Какие компетенции есть в этом году?

Юниоры (14-17 лет): 3D-дизайнер, веб-дизайнер, видеомонтажёр, видеооператор, геймдизайнер, звукорежиссёр кино и медиа, композитор популярной музыки, клипмейкер, сценарист, художник-аниматор.

Основная (18-35 лет): графический дизайнер, фотограф, веб-дизайнер UX/UI, сценограф, копирайтер, режиссёр монтажа, моушн-дизайнер, медиа-композитор, оператор кино и ТВ, клипмейкер, саунд-дизайнер, художник-аниматор, продюсер, мультимедиа художник, звукорежиссёр, художник по свету, композитор популярной музыки, драматург театра и кино.
А также новые компетенции: художник театра кукол и стилист.

Уже несколько лет подряд проводят командные соревнования совместно с арт-кластером «Таврида». Попасть туда могут финалисты чемпионата и выбрать одно из интересных им направлений: «Кино», «Музыка» и «Театр». Это не просто безмерные возможности для развития карьеры и рабочих навыков, но и грамотный трамплин для создания собственного проекта, например короткометражного фильма, театрального этюда или музыкального клипа.

Какой профит от участия?

– Призовой фонд в 36 млн рублей, а также помощь от наших партнёров в виде профессиональных стажировок и рабочего оборудования;
– Для абитуриентов есть возможность заработать дополнительные баллы при поступлении в ВУЗы;
– Каждый участник станет членом огромного профессионального сообщества и получит возможность завести полезные знакомства в креативных индустриях;
– Среди юниоров будут отобраны 30 финалистов, которые смогут попасть в международный детский центр «Артек» на специальную творческую смену.

ArtMasters – ключевое событие в сфере цифрового искусства и креативных индустрий, которое поддержит и раскроет потенциал молодых и талантливых профессионалов.

Подать заявку можно до 27 апреля на сайте чемпионата. Там же указаны все подробности.

Поздравляем артистку с вводом в пластическую драму «Бойцовский клуб»

Поздравляем артистку Ольгу Жучкову с вводом в пластическую драму «Бойцовский клуб» Чака Паланика на роль Рассказчицы.

Желаем нескончаемых оваций и зрительской любви с каждым выходом на сцену, вдохновения и самых ярких эмоций!

Молодёжный театр Алтая принимает заявки на участие в Летнем детском лагере при МТА

С 3 по 14 июня в Молодёжном театре Алтая будет работать Летний театральный лагерь «Первая сцена». Он предполагает дневное пребывание детей в возрасте 9-10 лет.

Занятия в лагере будут для участников бесплатными. Две недели в стенах МТА помогут детям познакомиться с творческими профессиями, приобщиться к миру театрального искусства, исследовать все этапы создания спектакля от замысла до воплощения. Программа состоит из изучения истории Алтайского государственного театра для детей и молодёжи им. В.С. Золотухина, участия в тренингах по сценической речи, актёрскому мастерству, вокалу, пластике и хореографии, мастер-классах специалистов декорационно-бутафорского и гримёрно-пастижёрного цехов театра. Вместе с наставником дети обсудят материал для представления, распределят роли, поучаствуют в создании образов, изготовлении реквизита, отрепетируют и выйдут на профессиональную сцену для показа родителям.

Заявки на участие принимают до 15 мая на сайте МТА. Проект реализуется в Молодёжном театре Алтая при поддержке Гранта губернатора Алтайского края в сфере культуры.

«Вечерний Барнаул: шах и мат – трагикомедию в стиле шахматной партии поставили в Молодёжном театре Алтая

Сегодня, 12 апреля, на малой сцене Молодёжного театра Алтая состоится премьера спектакля «Дядюшкин сон». Барнаульцам покажут трагикомедию, поставленную по повести Фёдора Достоевского. Зрители увидят не простое представление, а самую настоящую игру в шахматы, в которой фигурами выступят герои произведения. Залог успеха на чёрно-белом поле — выверенная стратегия. Однако можно ли просчитать ходы, если на доске живые люди?

Спектакль погружает зрителей в события XIX века, перенося их в провинциальный сибирский город, где жизнь течёт своим чередом. Но это спокойствие нарушается приездом важного гостя — старого князя. Он попадает в руки местной гранд-дамы Марьи Москалёвой, которая мечтает выдать свою дочь Зину за знатного гостя. Однако на пути к этой цели возникают многочисленные преграды. Сможет ли «заботливая» мать добиться желаемого, зрители узнают, посмотрев трагикомедию, которая оформлена в стиле шахматной партии.

На сдаче спектакля внимание гостей привлекли необычные декорации. Огромные шахматы, вписанные в интерьер комнаты, выделялись на чёрно-белой доске. Но это было не единственное, что напомнило популярную игру.

Героев стилизовали под фигуры – актёры одеты в чёрные и белые костюмы. Их украшения и поведение давали понять, кто из них король, ферзь или слон.

В главных ролях выступили Галина Чумакова, Анфиса Козырева, Виктор Синицин, Александр Пальшин, Валерий Лагутин и другие. Они не просто представили интересную историю, но и убедили зрителей, что классическая литература может быть лёгкой и смешной.

«Мы выбрали нетипичное для Фёдора Достоевского произведение, написанное в комедийном жанре. Оно способно показать, что русская классика не всегда трудна для восприятия. Так, «Дядюшкин сон» – это сплав мыслей Фёдора Михайловича, имеющий водевильный сюжет», – объяснила режиссёр-постановщик и сценограф спектакля Дарья Камошина.

Отметим, что автор написал повесть, находясь в сибирской ссылке. За это время он несколько раз посещал Барнаул, который тогда славился своей светской и культурной жизнью. Бытует мнение, что часть героев классик списал с обитателей нашего города.

Премьера трагикомедии «Дядюшкин сон» состоится в стенах Молодёжного театра Алтая им. В.С. Золотухина. Билеты на апрель уже раскупили, но у барнаульцев в этом сезоне ещё будет возможность оценить юмор Фёдора Михайловича Достоевского – повторный показ спектакля состоится 17 мая.

Полина Ян

Источник: «Вечерний Барнаул»

«Алтапресс»: ход замужеством – спектакль по вдохновлённой Барнаулом повести Достоевского покажут в Молодёжном театре Алтая

Хитросплетения судьбы, продуманные ходы и выверенные стратегии, как на шахматном поле. А за всем этим стоит желание обрести личное счастье. Спектакль по повести Достоевского «Дядюшкин сон» представят в Молодежном театре Алтая 12 и 14 апреля. 12+

Богатый князь

Сюжет рассказывает о семье Москалевых: признанной «первой даме» губернского городка Мордасова Марии Александровне (Галина Чумакова) и ее красавице-дочери Зинаиде (Анфиса Козырева), которую мать мечтает выгодно выдать замуж.

За девушку уже сватается молодой и перспективный Павел Мозгляков (Александр Пальшин), однако Зину такая партия не устраивает. Она любит молодого и бедного уездного учителя, за которого ей не позволили выйти замуж несколько лет назад.

В одно утро в доме Москалевых появляется старый и уважаемый князь К. (Виктор Синицин), который, несмотря на свои богатства, страдает старческим слабоумием. В голове Марии Александровны быстро созревает план любыми уловками выдать Зину за князя, чтобы дождаться его смерти и прибрать к рукам состояние.

Гуру шахмат

Режиссером спектакля выступила Дарья Камошина из Санкт-Петербурга. Коллектив театра уже знаком с ней по лаборатории «Жили-были…», которая проходила в прошлом году.

Декорации режиссер придумывала сама: вся сцена и реквизит стали одним большим шахматным полем, а артисты – фигурами, разыгрывающими партию. Костюмами в духе 19 века обеспечила актеров главный художник театра Наталья Сыздыкова.

Поскольку шахматы стали одними из ключевых моментов в постановке, режиссер и артист МТА Эльдар Носачев (сыграл слугу Гришку – рассказчика) брали уроки у шахматного гуру Алтайского края Александра Долгова.

На вопрос почему выбор пал именно на это произведение, Дарья Камошина призналась, что хотелось показать Федора Достоевского с легкой, смешной и современной стороны.

«Некоторые считают, что Достоевский писал только тяжелые и депрессивные произведения, но «Дядюшкин сон» – нетипичная в широком понимании повесть. Это характерный для Федора Михайловича сплав мыслей, но при этом в водевильном сюжете. И это может быть интересно публике», – отметила она.

Прообраз города

Филологи АлтГУ считают, что Достоевский изобразил в городе Мордасове Барнаул 19 века. На тот момент Барнаул считался самым культурным, театральным городом Сибири, и Федор Михайлович мечтал побывать в нем. Желание его исполнилось – и не раз.

Образы Барнаула угадываются в деталях повести – описание, вероятнее всего, реки Пивоварки, упоминание Светозерской пустыни, которая действительно была в то время в Алтайском крае.

Екатерина Копытова

Источник: «Алтапресс»

смотреть фото

Афиша
Новости
Соцсети