«Алтайская правда»: школа детства для взрослых – интерактивный спектакль поставили в Молодёжном театре Алтая

В Молодёжном театре Алтая поставили интерактивный спектакль о детстве «Крахмальная, 92», предназначенный для широкой аудитории 12+, но больше, кажется, все-таки для взрослых.

Крахмальная, 92, – адрес, по которому в Варшаве располагался Дом сирот для еврейских детей, основанный в 1911 году польским врачом, педагогом, писателем и общественным деятелем Янушем Корчаком. Режиссер Бениамин Коц, соотечественник Корчака, обратился к его повести «Когда я снова стану маленьким» и явно задался целью напомнить зрителям, что значит быть ребенком. А для этого вывел на сцену усталых взрослых в грубой рабочей спецодежде и кукол, подозрительно похожих на них же, только в детстве.

Исповедь в перерыве

Скромных размеров «зрительный зал» тоже расположился на сцене – спектакль камерный, и интонация личного доверительного разговора для него чрезвычайно важна. А пока пришедшая на премьеру публика занимала свои места, сцену усердно намывала некая женщина (на самом деле актриса Анастасия Данилова). С началом спектакля она стала кем-то вроде школьной уборщицы, потом появился еще и типичный хамоватый охранник в исполнении Александра Чумакова (на спине так и написано: «Охрана»), велел зрителям отключить телефоны и ушел смотреть телевизор в своей «подсобке».

Семеро главных героев появились в грубых сине-оранжевых спецовках, касках, с термосами в руках – и устроили молчаливый обеденный перерыв, сосредоточенно жуя и уставившись в пустоту. И когда эта затянувшаяся пауза стала уже просто неприличной, а зрители непонимающе заерзали, одного из безымянных действующих лиц (актер Андрей Воробьёв) вдруг прорвало: «Лежу я однажды в постели и не сплю. Вспоминаю, как в детстве я часто думал о том, что буду делать, когда вырасту. Разные у меня были планы. Вот вырасту большой – построю домик. И сад у меня будет. Посажу деревья разные…»

Как следовало из самого тона этого неожиданно яростного монолога, произнесенного с детской обидой в голосе, мечты героя не сбылись и вырос он обычным унылым взрослым – школьным учителем, срывающимся на детях. Тогда-то и понял, что мечтал не о том, и начал воображать, как хорошо было бы снова стать ребенком. В повести Януша Корчака это неожиданное желание исполнял маленький гном, но на сцене МТА взрослые люди в спец­одежде, до того момента недоуменно или сочувственно слушавшие неловкую исповедь товарища, перевоплотились безо всякого волшебства – просто потому, что в каждом из нас живет забытый ребенок. Схватили больших кукол, напоминающих их же самих в детстве, стащили чужие ботинки и, связав шнурками, закинули на проволоку, протянутую над сценой, шумно дурачились, пока вспыльчивый охранник, олицетворяющий взрослое понимание порядка, их не разогнал.

Играя с залом

Но детство на этом не закончилось. Наоборот, избавившись от сине-оранжевых курток и комбинезонов, актеры остались в сереньких школьных костюмчиках и сели за грубые деревянные парты рядом с куклами-двойниками. Сначала играли в школу, потом – в эскимосов. Соорудили северное жилище – иглу из чужих коробок с быстрыми обедами, за что получили от охранника очередной нагоняй. Застелив всю сцену одеялами, вспоминали, как прекрасна была в детстве игра в снежки, пока кто-то не разбил случайно школьное окно. Изображали суд, наказанные, стояли в углу. Нарядили «рождественскую елку» (обычную стремянку) и даже написали письма зрителям неловкими и безграмотными детскими каракулями. Были тут и первая детская влюбленность, опошленная ничего не понимающими взрослыми (трогательный дуэт Анастасии Воскобойник и Владимира Кулигина), и сочувственный ангел-покровитель детей (неожиданно – Александр Коцубенко в виде большой открытки-тантамарески), и целый фонтан горьких детских слез, брызги которого долетели до зрительного зала и зрительского сердца.

Вся эта игра с подручными предметами развернулась среди странных руин, как будто остова дома после бомбежки с провалами выбитых окон (художник-постановщик – Анна Гребенникова). А в середине спектакля размякшей публике коротко напомнили об участи Януша Корчака, который окончил свою жизнь в газовой камере концлагеря Треблинка вместе с воспитанниками Дома сирот. Но за полуразрушенными стенами декораций оказались еще одни стены – целые, пусть и виртуальные, на мультимедийном экране, и в окна того дома (кажется, кукольного) иногда заглядывало большое детское лицо…

Спектакль с подзаголовком «Урок (мне) взрослому», основанный на тексте важной для мировой педагогики фигуры, на всем своем протяжении умудряется уходить от какой бы то ни было назидательности. И это несмотря на прямой призыв к родителям отнестись к детским радостям и горестям всерьез. Они, как выясняет персонаж Андрея Воробьёва, ничуть не проще взрослых проблем.

«Нам только кажется, что детство – беззаботная пора», – объяснял свой замысел режиссер Бениамин Коц. А его актеры, стараясь растормошить публику, закидывали ее «снежками» и получали их из зала в ответ. Но главный секрет воздействия на зрителей вряд ли в интерактивности спектакля (безусловно, развлекательной). Он – в блестящих мечтательных глазах актеров, которые здесь не пытаются изображать детей, но определенно нашли дорогу к тому самому «внутреннему ребенку». К тому же создатели спектакля точно знают: дети – такие же точно люди, просто их радости веселее, а огорчения острее, но взрослые об этом почему-то забыли.

Любовь Карпова

Источник: «Алтайская правда»

Новости

29.05.2023

Поздравляем артистку с вводом в сказку «Цветик-семицветик»

27.05.2023

В Молодёжном театре Алтая работают над последней премьерой творческого сезона

25.05.2023

Поздравляем артисток с вводом в странствие «Марьино поле»

23.05.2023

«Вечерний Барнаул»: трагедия крупным планом – в МТА поставили пьесу классика немецкого романтизма

17.05.2023

«Алтапресс»: никаких счастливых концов – как выглядит гротескная трагедия о немецких Ромео и Джульетте в МТА

«Комсомольская правда – Барнаул»: алтайскую версию «Коварства и любви» представят в Барнауле

15.05.2023

«Катунь 24»: в Молодёжном театре Алтая премьера спектакля «Коварство и любовь»

Поздравляем артистку с вводом в сказку «Цветик-семицветик»

Поздравляем Елену Логачёву с вводом на роли Домохозяйки, Девочки во дворе, Мамы и Волшебницы в сказке «Цветик-семицветик» по мотивам произведения Валентина Катаева. Пусть все желания исполняются и счастье почаще заходит в гости!

В Молодёжном театре Алтая работают над последней премьерой творческого сезона

В Молодёжном театре Алтая идёт работа над спектаклем «Письма любви» по пьесе Альберта Гурнея. Это будет последняя премьера творческого сезона 2022-2023 годов.

Мелисса и Энди, познакомившиеся во втором классе. Девочка и мальчик, решившие слать друг другу письма. Их послания откровенны, порой шокирующи. Они доверяют друг другу самые сокровенные мысли, делятся переживаниями, победами и неудачами. Честно признаются в любви, ревности, отчаянии, надеясь на то, что когда-нибудь всё же будут вместе.

С героями спектакля зрители проживут 50 лет, наполненных ворохом самых разных событий, которые каждый проживает отдельно от другого. Но год за годом эти двое продолжают делиться друг с другом новостями, поддерживают в сложные периоды, поздравляют друг друга с Рождеством и Новым годом, повышением в должности, днём свадьбы, рождением детей, а позже и внуков… Друзья, любившие друг друга всю жизнь и сохранившие это чувство несмотря на все обстоятельства.

Режиссёр-постановщик – Алексей Серов, режиссёр – Анатолий Кошкарёв. Над сценографией и костюмами работает главный художник МТА Наталья Сыздыкова, над видео – Александр Секачёв. В спектакле заняты артисты Наталья Сляднева и Дмитрий Борисов. Премьера почти мелодрамы на малой сцене состоится 16 июня, начало в 18:30. Телефон кассы театра: 50-35-03.

Поздравляем артисток с вводом в странствие «Марьино поле»

Поздравляем Ольгу Жучкову с вводом на роль Серафимы, Елену Логачёву – на роль Прасковьи, Дарью Алаеву и Юлию Нагибину – на роли Поля в странствии «Марьино поле» Олега Богаева. Пусть ваше сценическое странствие будет наполнено любовью и преданностью зрителей!

«Вечерний Барнаул»: трагедия крупным планом – в МТА поставили пьесу классика немецкого романтизма

В Молодежном театре Алтая состоялась премьера спектакля «Коварство и любовь», поставленного по трагедии Фридриха Шиллера режиссером Алексеем Серовым. В ней нашли отражение множество тем: конфликт отцов и детей, противостояние сословий, столкновение человеческих чувств и стремление к обогащению.

Литературный манифест

Пьеса Шиллера, написанная 240 лет назад, в свое время воспринималась как литературный манифест для будущих поколений, художественный протест автора против порядков Германии второй половины XVIII столетия. И, действительно, в ней сконцентрировались практически все проблемы общества – от житейских до политических. В центре повествования – любовь двух молодых людей, представителей разных сословий. Но пылкие чувства сына первого министра Фердинанда к мещанке Луизе не могут получить своего развития. Они грозят разрушить все планы именитого отца, который намерен женить Фердинанда на фаворитке герцога леди Мильфорд. В ход идут самые изощренные интриги: Луизу оклеветали в измене, в которой она должна признаться своему возлюбленному. План первого министра был в том, что Фердинанд отвергнет нечестную невесту. Но молодой человек, не переживший крушение веры в непорочность возлюбленной, предпочел смерть для обоих, восстав тем самым против непреодолимых обстоятельств.

Эта заложенная конфликтность пьесы нашла отражение в сценографическом решении: декорации разместились на поворотном круге, который, вращаясь, демонстрировал зрителям то мир семьи Луизы – дочери музыканта, то антураж залов, где обитает первый министр. Причем если первое жилище выглядит живым, уютным, то второе – каким-то ненастоящим, картонным. Но в середине этого механизма есть укромные места, где любят встречаться Луиза (Диана Зяблицкая) и Фердинанд (Антон Нечаев). Именно здесь они прячутся от глаз общества, клянутся друг другу в любви и верности.

Мультимедийный эффект

Режиссер словно намеренно стер временные рамки действия: наряду с роскошными камзолами и сюртуками здесь в ходу самые невообразимые одежды, как, например, у гофмаршала фон Кальба (Дмитрий Борисов). В коротких юбках и с цветными волосами расхаживает главная героиня, во фривольных нарядах предстает перед публикой и леди Мильфорд (Елена Логачёва). В доме музыканта Миллера (Анатолий Кошкарёв), увешанном портретами известных композиторов, можно увидеть радиолу и даже икеевскую мебель.

Вневременным делает сюжет и использование мультимедийных эффектов: в телевизоре герцогства в режиме нон-стоп безмолвно транслируются «Вюртембергские новости» с прямыми включениями, перерывами на погоду и рекламу. Затем тот же экран становится третьим глазом, будто со стороны наблюдающим за происходящим – по крайней мере, уход из жизни влюбленных подавался максимально крупным планом. Присутствие на сцене ручных камер и сотовых телефонов, на которые велась съемка, можно расценить как режиссерский почерк, который был использован в других постановках Алексея Серова на сцене МТА.

Несколько раз применил режиссер и параллельный монтаж, когда по сюжету герои ведут разговоры в разных местах, при этом на сцене они находятся одновременно, что делает повествование более объемным

Справка

Постановочная группа: режиссер-постановщик – Алексей Серов, режиссер – Виктор Захаров, художник-сценограф – Илья Кутянский, художник по костюмам – Наталья Сыздыкова, хореограф – Мария Коложвари, художник по свету – Митрич (Дмитрий Зименко). В ролях: Александр Чумаков, Антон Нечаев, Дмитрий Борисов, Елена Логачёва, Александр Пальшин, Анатолий Кошкарёв, Татьяна Синицына, Диана Зяблицкая, Наталья Очаковская, Анатолий Новокрещённых, Андрей Одинцов, Александр Коцубенко и другие.

Наталья Катренко

Источник: «Вечерний Барнаул»

«Алтапресс»: никаких счастливых концов – как выглядит гротескная трагедия о немецких Ромео и Джульетте в МТА

«Коварство и любовь» – собственно, этим названием о спектакле все сказано: двое влюбленных пытаются прийти к счастью сквозь опасные интриги. Премьеру по одноименной пьесе немецкого классика Фридриха Шиллера представили в постановке Алексея Серова и Виктора Захарова в Молодежном театре Алтая.

Сын первого министра при дворе Вюртембергского герцогства Фердинанд и дочь простого музыканта Луиза влюблены друг в друга. Однако, чтобы обрести власть, юноша должен жениться на фаворитке герцога леди Мильфорд.

Каждый из них серьезно поборется за свое счастье, но победителей, увы, не будет. На пути влюбленных встали интриги, борьба за влияние и алчность. Подобные истории могут происходить и сегодня.

Современное просачивается на сцену не только с помощью классического и живого текста, но и сквозь декорации, а также внешний вид артистов: голубой экран с его новостными сюжетами, паркики-дреды, кожаные плащи и даже пилон.

Источник: «Алтапресс»

смотреть фото

«Комсомольская правда – Барнаул»: алтайскую версию «Коварства и любви» представят в Барнауле

Немецкий писатель Фридрих Шиллер написал свою известную пьесу «Коварство и любовь» еще в 1784 году. Спустя несколько столетий история любви двух молодых людей из разных сословий продолжает будоражить любителей лицедейства. 17 и 18 мая в Молодежном театре Алтая состоится предпоследняя премьера этого сезона по легендарному произведению.

Да, в чем-то можно согласиться, что в основу сюжета пьесы «Коварство и любовь» легла достаточно избитая тема: молодые люди до беспамятства влюблены друг в друга, но так как они из разных сословий, то не могут быть вместе.

Спектакль рассказывает об отношениях юного Фердинанда и прекрасной Луизы. Они молоды, влюблены и безумно счастливы. Родители девушки, правда, не в восторге от ситуации, но решают дать шанс детям и их чувствам, ведь они чисты и наивны.

А вот отец юноши, высокопоставленный чиновник, будущему родству не рад. Он допускает мысль, что его сын может некоторое время развлекаться с Луизой, но в вопросах женитьбы категоричен – его отпрыску подойдет только женщина, равная им по титулу. Ведь только так он сможет закрепить свою власть.

В один из дней отец Луизы получает угрозу, что если его дочь выйдет замуж за сына майора Фердинанда, то его посадят в тюрьму, а саму девушку и ее мать опозорят.

Так как ситуация усугубляется и молодые не могут быть вместе, они принимают решение уйти из жизни.

– «Коварство и любовь» Фридриха Шиллера – классика немецкого романтизма. Спустя 240 лет пьеса все так же актуальна. Люди все те же: по-прежнему деньги и борьба за власть толкают их на интриги, вероломства, преступления. По-прежнему на пути юных влюбленных встают преграды и тяжкие испытания. Ничего не поделаешь, обыкновенная трагедия… – говорят в Молодежном театре.

Режиссер-постановщик пьесы Алексей Серов, режиссер – Виктор Захаров. Постановка длится 2 часа 20 минут (два действия). Билеты от 250 до 600 рублей.

Анна Семина

Источник: «Комсомольская правда – Барнаул»

смотреть фото

«Катунь 24»: в Молодёжном театре Алтая премьера спектакля «Коварство и любовь»

«Коварство и любовь». Классика немецкой драматургии. История любви между дворянином и мещанкой по Фридриху Шиллеру. Молодёжный театр Алтая покажет свою интерпретацию. Обещают всё, как в оригинале: деньги, борьба за власть и преграды на пути возлюбленных толкают героев на интриги, вероломства и преступления.

Источник: «Катунь 24»

смотреть видео

Афиша
Новости
Соцсети