«Алтайская правда»: шёпоты и хрипы – в Молодёжном театре Алтая представили оперу «Мария Стюарт»

В Молодёжном театре Алтая представили премьеру спектакля «Мария Стюарт» по Фридриху Шиллеру. Жанр постановки режиссер Максим Соколов определил как «опера». А художница Анастасия Юдина поместила историческое противостояние английской королевы Елизаветы Тюдор и бывшей шотландской правительницы Марии Стюарт (закончившееся казнью последней) в невероятное пространство, которое подошло бы пафосной галерее современного искусства.

Взорам зрителей предстают зеркальные золотые стены, серые, как бы смятые скульптуры и арт-объекты, но главное – застывший столб угольно-черного дыма, вырывающийся из середины сцены. Даже те, кто видел предыдущие две постановки этого дуэта на сцене МТА (подростковый Wonder boy и взрослый «Бойцовский клуб»), вряд ли ожидали чего-то подобного. И вновь выразительное оформление не просто не затмевает разворачивающуюся перед нами историю, но дает ей дополнительные смысловые слои, столь многочисленные, что расшифровывать их – отдельная радость.

Нечем дышать

На фоне золотой стены, на высоком золотом постаменте стоит распятая женская фигура, та самая королева Мария (Юлия Юрьева). В боковые ложи выходит Хор, самостоятельный коллективный персонаж спектакля, а в зрительном зале появляется Хормейстер во фраке (заведующий музыкальной частью театра Евгений Гутчин). Он торжественно взмахивает рукой, хрупкая фигура на постаменте оживает, открывает рот, делает шумный вдох и в эту секунду становится похожа на спасенную утопленницу или, напротив, на рыбу, выброшенную на берег. Хор тоже с шумом и явным трудом втягивает воздух в легкие. В этом «задымленном», холодном, но озаренном адскими отблесками пространстве почти нечем дышать, как бы говорят нам режиссер и художник. И мы верим: существовать здесь тяжело даже тем, кто не рискует каждую минуту расстаться с жизнью (а таких немного).

Чтобы сориентироваться в интриге, можно заранее почитать о событиях вокруг английского престола в XVI веке – а можно ничего и не знать. Утрамбовав обширный стихотворный текст немецкого романтика Шиллера в полтора часа сценического действа, Максим Соколов предлагает не отвлекаться от главного: есть две женщины, имеющие вроде бы равные права на трон, только одна – королева, а другая заточена в темницу. А вокруг них – толпа советников, поклонников и врагов, и ни одной живой душе нельзя довериться.

Вся власть – в руках Елизаветы (Ирина Клишевич), суровой женщины средних лет в черном мужском костюме. Зато хрупкая Мария в тонком бежевом топе и черном мини – моложе и красивее, и многие мужчины мечтают спасти ее из заточения. Например, Мортимер, пылкий молодой племянник главного тюремщика (Виталий Прозоров). Он втирается в доверие к Елизавете – ему она и поручает тайное убийство соперницы. Или давний любовник Елизаветы осторожный граф Лестер (Дмитрий Борисов), опасающийся за свое положение после того, как королева решает выйти замуж за французского принца. Вместе эти двое мужчин решают примирить королев, подстроив их случайную встречу. Разве не смогут понять друг друга женщины схожего происхождения? Но ни одна не готова отказаться от своих притязаний, а значит, страшная развязка неизбежна.

На котурнах

У Хора в бежевых корсетах (кажется, это единственная костюмная отсылка к елизаветинским временам!) в этом политическом триллере своя важная роль: его дыхание буквально задает ритм происходящему. Он хрипит, задыхается, что-то шепчет или долго тянет одну мрачную ноту. Он искренне сочувствует заглавной героине и, кажется, пытается ее предупредить, но безуспешно. Сложную звуковую партитуру из шепотов и хрипов написал Владимир Бочаров из Новосибирска.

Впрочем, отсылками к древнегреческому хору на котурнах дело не ограничивается. Мария Стюарт настолько слаба, что может ходить только поддерживаемая Мортимером. Она то и дело раскидывает руки как в распятии, а потом актеры неизбежно воспроизводят иконическую для мировой живописи сцену снятия с креста и оплакивания. Мария – жертва, иначе и быть не могло.

Впрочем, между главными героинями куда больше общего, чем сами они готовы признать. Всесильная Елизавета то и дело выглядит марионеткой, причем в буквальном смысле: ее руками пытается двигать коварный Лестер, страшась и ненавидя ее. «И вся страна под башмаком у бабы», – бросает он с раздражением в сторону женщины, которая пыталась быть неуязвимой в своем непроницаемом мужском наряде.

Спектакль настолько выверен до мелочей, до последнего жеста или вздоха (который вы, возможно, не заметите, потому что будете смотреть в другой угол сцены), что даже кажется холодным. Трагедия, совершающаяся на наших глазах, странным образом не вызывает катарсиса, оставляя какое-то глухое потрясение. Артисты существуют в этом зеркальном пространстве абсолютно всерьез. Но чего стоят душевные терзания их персонажей там, откуда всё равно нет выхода?

Любовь Карпова

Источник: «Алтайская правда»

Новости

03.12.2024

Уникальную тактильную экскурсию провели в Молодёжном театре Алтая

02.12.2024

Открыт приём заявок на участие в Шестом Всероссийском молодёжном театральном фестивале имени Валерия Золотухина

28.11.2024

Две премьеры готовят к Новому году в Молодёжном театре Алтая

27.11.2024

В Молодёжном театре Алтая простились со спектаклем «Обыкновенное чудо»

26.11.2024

Артист Молодёжного театра Алтая Антон Нечаев прошёл отбор в лабораторию Евгения Князева

25.11.2024

Спектакль «Чучело» Молодёжного театра Алтая назвали значимым событием сезона 2023-2024 годов

22.11.2024

Поздравляем артистку с вводом в драму «Гроза»

Уникальную тактильную экскурсию провели в Молодёжном театре Алтая

В Молодёжном театре Алтая состоялась первая тактильная экскурсия. Специальную программу составили для учеников Алтайской общеобразовательной школы №2, где занимаются с частично и полностью утратившими зрение детьми. В подготовке уникального проекта принимала участие тифлокомментатор высшей категории Зарина Идрисова.

На экскурсии школьникам рассказали, как театр выглядит снаружи и изнутри, подробно описали цвета, использованные при реконструкции здания материалы, красоту люстр, зрительских кресел, другие особенности интерьера. Они узнали о знаковых событиях, которые происходили в истории МТА, о народном артисте России Валерии Золотухине, его роли в развитии театра.

Но самым любопытным стало, конечно, тактильное знакомство с Молодёжным. Дети своими руками изучили некоторые экспонаты, расположенные в музее театра, и смогли получить представление об экспозиции. Так они узнали о людях, работающих в МТА: бутафоры, сотрудники пошивочного цеха, костюмеры и так далее. Группе повезло – во время посещения большого зрительного зала на сцене шла подготовка декораций к премьерному спектаклю «Сказка о спящей Царевне» Александра Пушкина. Так они познакомились со столярным и монтировочным цехами. А после подробно расспрашивали о звуковом и световом.

смотреть фото

Открыт приём заявок на участие в Шестом Всероссийском молодёжном театральном фестивале имени Валерия Золотухина

1 декабря стартовал приём заявок на участие в Шестом Всероссийском молодёжном театральном фестивале им. В.С. Золотухина. Масштабный культурный форум пройдёт в Барнауле с 15 по 21 сентября 2025 года. Он соберёт профессиональные творческие коллективы из разных уголков страны, которые представят свои лучшие спектакли разных жанров и форм.

Как и в прошлые годы, основной площадкой проведения театрального форума станет Молодёжный театр Алтая им. В.С. Золотухина. У любителей театрального искусства будет уникальная возможность за неделю посмотреть 12 спектаклей, адресованных преимущественно молодёжной аудитории. По сложившейся традиции фестиваль закроется спектаклем театра, приглашённого в Барнаул в качестве гостя. На этот раз зрителям представят постановку санкт-петербургского Театра юных зрителей им. А.А. Брянцева. Программу показов дополнят образовательные семинары, лаборатории, круглые столы и мастер-классы от экспертов театрального дела.

Заявки на участие принимают до 1 марта. Спектакль, адресованный молодёжной аудитории, должен быть выпущен в период с 1 января 2023 года по 31 декабря 2024 года. Электронную форму заявки нужно заполнить на сайте Молодёжного театра Алтая в разделе «Фестиваль». Уже весной станет известно, какие спектакли каких театров смогут увидеть жители региона.

Справка

Всероссийский молодёжный театральный фестиваль имени Валерия Золотухина учреждён указом губернатора Алтайского края от 10 октября 2013 года. К участию в фестивале допускаются на равных условиях профессиональные драматические театры любой формы собственности и подчинения, русские и национальные театры. Организаторами фестиваля выступают Министерство культуры Алтайского края, Молодёжный театр Алтая, Алтайское краевое отделение общероссийской общественной организации «Союз театральных деятелей Российской Федерации». Фестиваль проходит раз в два года при поддержке Министерства культуры России и Союза театральных деятелей Российской Федерации.

Две премьеры готовят к Новому году в Молодёжном театре Алтая

В Молодёжном театре Алтая идёт работа сразу над двумя спектаклями. Уже 14 декабря начнутся премьерные показы «Сказки о спящей Царевне» Александра Пушкина.

Специально для МТА Илья Губин создал инсценировку повести, бережно отнесясь к оригиналу. Режиссёром и хореографом сказки стала Ирина Ткаченко, хорошо известная театралам Алтайского края. Она принимала участие в постановках Молодёжного «Прощание славянки» по роману Виктора Астафьева «Прокляты и убиты» и «У ковчега в восемь» Ульриха Хуба. Сценографию и костюмы разрабатывала Дарья Здитовецкая. Музыку для этой постановки писала композитор Юлия Колченская, также известная любителям театрального искусства. В МТА она была музыкальным руководителем при выпуске спектаклей «Прощание славянки» и «Гадкий утёнок» по мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена и пьесе Владимира Синакевича «Дикий». Скоро к команде постановщиков присоединится художник по свету Евгений Козин.

«Сказка о спящей Царевне» в Молодёжном театре Алтая – история о чудесной девочке, пришедшей в мир в рождественскую ночь, и Злой Мачехе, о прекрасном Королевиче Елисеи, наделённым даром возвращать людей из царства тьмы и говорящим с Солнцем, Ветром и Месяцем. О Волшебном Зеркале, отражающем мир и души людей, их свет и тьму. История победы любви и добра над завистью и злобой. Показы премьерного спектакля продлятся до 8 января.

Параллельно идут репетиции вечернего спектакля «Брачная Лихорадка» Антона Чехова. Режиссёр и автор инсценировки – Дарья Камошина, поставившая в МТА «Дядюшкин сон» Фёдора Достоевского. Визуальным решением занималась главный художник Молодёжного театра Алтая Наталья Сыздыкова, за хореографический рисунок отвечает Ольга Вернигора.

«Брачная лихорадка» – это водевильный вечер, герои которого хотят любить и быть любимыми, стремятся вступить в брак и избежать нежелательных отношений. Кто-то в погоне за счастьем руководствуется чёткими критериями в выборе спутника жизни, кто-то доверяет лишь чувству. Ранние, малоизвестные рассказы и хорошо знакомые шутки-комедии Антона Чехова переплетаются между собой и создают единую причудливую историю о лихорадочном поиске семейного счастья и противоречивости человеческих чувств. Первые показы этого спектакля пройдут со 2 по 8 января.

Билеты на обе премьеры в продаже, их можно оплатить Пушкинской картой. Телефон кассы театра: 50-35-03.

В Молодёжном театре Алтая простились со спектаклем «Обыкновенное чудо»

В Молодёжном театре Алтая состоялся последний показ трагикомедии Евгения Шварца «Обыкновенное чудо». Спектакль выпустили 2 апреля 2016 года. За это время его сыграли 45 раз, сценическую версию известной пьесы посмотрели 15,5 тысячи человек.

Режиссёром-постановщиком «Обыкновенного чуда» был Иван Стебунов. Режиссуре и актёрскому мастерству он учился в Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства у знаменитых педагогов-режиссёров Геннадия Тростянецкого и Юрия Бутусова. Постановка спектакля по пьесе Евгения Шварца в барнаульском театре стала первой режиссёрской работой Ивана. Состоялось несколько показов, в которых он сам вышел на сцену МТА и исполнил роль Медведя.

Вместе с артистами Молодёжного театра Алтая, игравшими в спектакле с самого начала, мы вспомнили, как шёл репетиционный процесс, чем запомнился режиссёр, какие традиции были у участников «Обыкновенного чуда». Предлагаем вместе с нами в последний раз погрузиться в атмосферу добра, света и тепла, которые всегда окутывали эту постановку.

смотреть видео

Артист Молодёжного театра Алтая Антон Нечаев прошёл отбор в лабораторию Евгения Князева

Союз театральных деятелей России провёл конкурс на участие в лаборатории актёрского мастерства под руководством народного артиста России, ректора Театрального института имени Бориса Щукина, секретаря СТД РФ, актёра Государственного академического театра имени им. Е. Вахтангова Евгения Князева. В список включили Антона Нечаева из Молодёжного театра Алтая.

Лаборатория Евгения Князева будет проходить в Москве с 12 по 17 декабря. Отбор прошли всего 20 человек. Антон Нечаев – лауреат Губернаторской премии имени Валерия Золотухина в области театрального искусства (2020). С семи лет занимался в детской театральной студии «Протоки», в составе которой участвовал во всевозможных фестивалях Алтайского государственного института культуры.

В 2021 году, сразу по окончании вуза, Антона Нечаева приняли в труппу Молодёжного театра Алтая. Сейчас в его репертуарном листе около 30 ролей в 25 спектаклях.

Спектакль «Чучело» Молодёжного театра Алтая назвали значимым событием сезона 2023-2024 годов

Экспертный совет Российской национальной премии в области театрального искусства для детей «Арлекин» подвёл итоги работы. В этом году на конкурс поступило 145 спектаклей 117 российских театров. Постановку Молодёжного театра Алтая «Чучело» по повести Владимира Железникова эксперты назвали значимым событием театрального сезона 2023-2024 годов, включил её в лонг-лист.

На «Арлекине» сложилась традиция приглашения в качестве гостя на весь срок фестиваля особо отмеченных экспертами создателей и участников спектаклей, не прошедших в конкурсную и внеконкурсную программы. В этом году таких всего трое, среди них – артистка МТА Дарья Алаева, исполнившая роль Лены Бессольцевой в «Чучеле».

XXII фестиваль и конкурс на соискание Российской национальной премии в области театрального искусства для детей «Арлекин» 2025 года пройдут с 13 по 22 апреля 2025 года в Санкт-Петербургском государственном детском музыкальном театре «Зазеркалье».

Поздравляем артистку с вводом в драму «Гроза»

Поздравляем артистку Ирину Клишевич с вводом в драму «Гроза» Александра Островского на роль Феклуши.

Пусть каждый следующий выход на сцену в новом амплуа сопровождается бурными овациями зрителей, пусть не смолкает гул зрительского «Браво»!

Афиша
Новости
Соцсети