«Алтайская правда»: шёпоты и хрипы – в Молодёжном театре Алтая представили оперу «Мария Стюарт»

В Молодёжном театре Алтая представили премьеру спектакля «Мария Стюарт» по Фридриху Шиллеру. Жанр постановки режиссер Максим Соколов определил как «опера». А художница Анастасия Юдина поместила историческое противостояние английской королевы Елизаветы Тюдор и бывшей шотландской правительницы Марии Стюарт (закончившееся казнью последней) в невероятное пространство, которое подошло бы пафосной галерее современного искусства.

Взорам зрителей предстают зеркальные золотые стены, серые, как бы смятые скульптуры и арт-объекты, но главное – застывший столб угольно-черного дыма, вырывающийся из середины сцены. Даже те, кто видел предыдущие две постановки этого дуэта на сцене МТА (подростковый Wonder boy и взрослый «Бойцовский клуб»), вряд ли ожидали чего-то подобного. И вновь выразительное оформление не просто не затмевает разворачивающуюся перед нами историю, но дает ей дополнительные смысловые слои, столь многочисленные, что расшифровывать их – отдельная радость.

Нечем дышать

На фоне золотой стены, на высоком золотом постаменте стоит распятая женская фигура, та самая королева Мария (Юлия Юрьева). В боковые ложи выходит Хор, самостоятельный коллективный персонаж спектакля, а в зрительном зале появляется Хормейстер во фраке (заведующий музыкальной частью театра Евгений Гутчин). Он торжественно взмахивает рукой, хрупкая фигура на постаменте оживает, открывает рот, делает шумный вдох и в эту секунду становится похожа на спасенную утопленницу или, напротив, на рыбу, выброшенную на берег. Хор тоже с шумом и явным трудом втягивает воздух в легкие. В этом «задымленном», холодном, но озаренном адскими отблесками пространстве почти нечем дышать, как бы говорят нам режиссер и художник. И мы верим: существовать здесь тяжело даже тем, кто не рискует каждую минуту расстаться с жизнью (а таких немного).

Чтобы сориентироваться в интриге, можно заранее почитать о событиях вокруг английского престола в XVI веке – а можно ничего и не знать. Утрамбовав обширный стихотворный текст немецкого романтика Шиллера в полтора часа сценического действа, Максим Соколов предлагает не отвлекаться от главного: есть две женщины, имеющие вроде бы равные права на трон, только одна – королева, а другая заточена в темницу. А вокруг них – толпа советников, поклонников и врагов, и ни одной живой душе нельзя довериться.

Вся власть – в руках Елизаветы (Ирина Клишевич), суровой женщины средних лет в черном мужском костюме. Зато хрупкая Мария в тонком бежевом топе и черном мини – моложе и красивее, и многие мужчины мечтают спасти ее из заточения. Например, Мортимер, пылкий молодой племянник главного тюремщика (Виталий Прозоров). Он втирается в доверие к Елизавете – ему она и поручает тайное убийство соперницы. Или давний любовник Елизаветы осторожный граф Лестер (Дмитрий Борисов), опасающийся за свое положение после того, как королева решает выйти замуж за французского принца. Вместе эти двое мужчин решают примирить королев, подстроив их случайную встречу. Разве не смогут понять друг друга женщины схожего происхождения? Но ни одна не готова отказаться от своих притязаний, а значит, страшная развязка неизбежна.

На котурнах

У Хора в бежевых корсетах (кажется, это единственная костюмная отсылка к елизаветинским временам!) в этом политическом триллере своя важная роль: его дыхание буквально задает ритм происходящему. Он хрипит, задыхается, что-то шепчет или долго тянет одну мрачную ноту. Он искренне сочувствует заглавной героине и, кажется, пытается ее предупредить, но безуспешно. Сложную звуковую партитуру из шепотов и хрипов написал Владимир Бочаров из Новосибирска.

Впрочем, отсылками к древнегреческому хору на котурнах дело не ограничивается. Мария Стюарт настолько слаба, что может ходить только поддерживаемая Мортимером. Она то и дело раскидывает руки как в распятии, а потом актеры неизбежно воспроизводят иконическую для мировой живописи сцену снятия с креста и оплакивания. Мария – жертва, иначе и быть не могло.

Впрочем, между главными героинями куда больше общего, чем сами они готовы признать. Всесильная Елизавета то и дело выглядит марионеткой, причем в буквальном смысле: ее руками пытается двигать коварный Лестер, страшась и ненавидя ее. «И вся страна под башмаком у бабы», – бросает он с раздражением в сторону женщины, которая пыталась быть неуязвимой в своем непроницаемом мужском наряде.

Спектакль настолько выверен до мелочей, до последнего жеста или вздоха (который вы, возможно, не заметите, потому что будете смотреть в другой угол сцены), что даже кажется холодным. Трагедия, совершающаяся на наших глазах, странным образом не вызывает катарсиса, оставляя какое-то глухое потрясение. Артисты существуют в этом зеркальном пространстве абсолютно всерьез. Но чего стоят душевные терзания их персонажей там, откуда всё равно нет выхода?

Любовь Карпова

Источник: «Алтайская правда»

Новости

04.11.2025

«Парк искусств» открылся в Молодёжном театре Алтая

Молодёжный театр Алтая поздравляет с Днём народного единства

02.11.2025

Поздравляем артистов с вводом в музыкальный спектакль «Сказка о спящей Царевне»

01.11.2025

Режим работы кассы театра изменится 4 ноября

29.10.2025

МТА стал участником Регионального фестиваля «Театральный сезон»

22.10.2025

Поздравляем артиста с вводом в трагикомедию «Дядюшкин сон»

Поздравляем артистов с вводом в музыкальный спектакль «Летучий корабль»

«Парк искусств» открылся в Молодёжном театре Алтая

4 ноября, в День народного единства, Молодёжный театр Алтая им. В.С. Золотухина превратился в Парк искусств. Это специальная программа, приуроченная к всероссийской ежегодной культурно-образовательной акции «Ночь искусств».

Для гостей составили специальную программу с уникальными творческими интерактивами и аттракционами. В театре провели мастер-классы по актёрскому мастерству и пластике, работала музыкальная и поэтическая зоны, пришедшие могли примерить костюмы и загримироваться, художник создавал портреты, мимы разыгрывали сценки и учили желающих жонглировать.

смотреть фото

Молодёжный театр Алтая поздравляет с Днём народного единства

Молодёжный театр Алтая сердечно поздравляет всех своих зрителей с Днём народного единства России! Этот праздник напоминает нам о силе и единстве нашего многонационального народа, о важности взаимопонимания и дружбы.

Желаем, чтобы в каждом доме царили мир, любовь и согласие, а наши сердца всегда были открыты для добрых дел и новых свершений. Вместе мы – сильнее!

Поздравляем артистов с вводом в музыкальный спектакль «Сказка о спящей Царевне»

Поздравляем Антона Нечаева с вводом на роли Народа, Свиты Ветра и Месяца, Алину Степанову – на роли Народа, Свиты Ветра и Звезды в видения в зеркале в одном действии «Сказка о спящей Царевне» Александра Пушкина.

Желаем им бурных оваций и несмолкаемого зрительского «Браво»!

Режим работы кассы театра изменится 4 ноября

Уважаемые зрители, сообщаем, что 4 ноября, в День народного единства, касса Молодёжного театра Алтая им. В.С. Золотухина будет работать с 10:00 до 18:00. Затем она будет открыта в привычном режиме, с 10:00 до 19:00 в будние дни, с 10:00 до 18:00 – в выходные.

Если вам нужно приобрести билеты на спектакли МТА в то время, когда касса закрыта, вы всегда можете это сделать онлайн. На сайте театра они доступны в любое время.

МТА стал участником Регионального фестиваля «Театральный сезон»

В новоалтайском культурно-спортивном комплексе «Белоярск» состоялся Региональный фестиваль «Театральный сезон». Он собрал в одном месте театральные коллективы из образовательных и культурных учреждений Алтайского края. Экспертами на площадках фестиваля выступили сотрудники Молодёжного театра Алтая им. В.С. Золотухина.

На протяжении дня с детьми и подростками работали мастера своего дела. Артистка Дарья Алаева занималась с участниками пластикой и сценическим движением, вместе с ней начинающие актёры учились передавать эмоции через жесты и позы. Мастер-класс «Драматургия и сценарий» раскрыл тайны рождения сюжета и героя – режиссёр-постановщик Виктор Захаров рассказывал о тонкостях работы над текстом, показывал, как именно рождаются яркие образы и запоминающиеся диалоги.

Артистка Анфиса Козырева вела занятие «Техника речи». Ребята узнали, как правильно дышать, как поставить голос, как добиться четкости дикции. «Костюм и грим» – мастер-класс, который позволил открыть новую грань профессии. Заместитель директора по развитию Станислав Хазиев показал всю важность детализации костюмов и макияжа, подчёркивая, насколько эти элементы способны преобразить персонажа и сделать его живым и настоящим.

На мастер-классе от бутафора Ирины Лукьянченко участники смогли увидеть, как обыкновенные предметы превращаются в уникальные элементы спектакля благодаря вдохновению художников-декораторов. Площадка артистки Ярославы Волошиной была посвящена актёрскому мастерству. Она поделилась своим опытом, учила выражать эмоции через движения тела, голос и взгляд, продемонстрировала, как важно уметь чувствовать партнёра по сцене.

Региональный фестиваль «Театральный сезон» стал уникальной площадкой для обмена творческими идеями, получения новых знаний и развития талантов. Проект реализовали при грантовой поддержке Российского сообщества детей и молодёжи «Движение Первых».

смотреть фото

Поздравляем артиста с вводом в трагикомедию «Дядюшкин сон»

Поздравляем Андрея Потеребу с вводом на роль Гришки, слуга в доме Москалёвых, хроникёра в трагикомедии «Дядюшкин сон» Фёдора Достоевского.

Пусть каждый следующий выход на сцену в новом амплуа сопровождается бурными овациями зрителей, пусть не смолкает гул зрительского «Браво»!

Поздравляем артистов с вводом в музыкальный спектакль «Летучий корабль»

Поздравляем Владимира Долженкова с вводом на роль Рыбы-Молота, а Алину Степанову – на роль Медцзы в музыкальном спектакле «Летучий корабль» по мотивам русских народных сказок.

Пусть аплодисменты и зрительские овации становятся всё громче, а яркие эмоции и смех юных зрителей заряжают и вдохновляют на каждом новом показе!

Афиша
Новости
Соцсети