«Алтайская правда»: шёпоты и хрипы – в Молодёжном театре Алтая представили оперу «Мария Стюарт»

В Молодёжном театре Алтая представили премьеру спектакля «Мария Стюарт» по Фридриху Шиллеру. Жанр постановки режиссер Максим Соколов определил как «опера». А художница Анастасия Юдина поместила историческое противостояние английской королевы Елизаветы Тюдор и бывшей шотландской правительницы Марии Стюарт (закончившееся казнью последней) в невероятное пространство, которое подошло бы пафосной галерее современного искусства.

Взорам зрителей предстают зеркальные золотые стены, серые, как бы смятые скульптуры и арт-объекты, но главное – застывший столб угольно-черного дыма, вырывающийся из середины сцены. Даже те, кто видел предыдущие две постановки этого дуэта на сцене МТА (подростковый Wonder boy и взрослый «Бойцовский клуб»), вряд ли ожидали чего-то подобного. И вновь выразительное оформление не просто не затмевает разворачивающуюся перед нами историю, но дает ей дополнительные смысловые слои, столь многочисленные, что расшифровывать их – отдельная радость.

Нечем дышать

На фоне золотой стены, на высоком золотом постаменте стоит распятая женская фигура, та самая королева Мария (Юлия Юрьева). В боковые ложи выходит Хор, самостоятельный коллективный персонаж спектакля, а в зрительном зале появляется Хормейстер во фраке (заведующий музыкальной частью театра Евгений Гутчин). Он торжественно взмахивает рукой, хрупкая фигура на постаменте оживает, открывает рот, делает шумный вдох и в эту секунду становится похожа на спасенную утопленницу или, напротив, на рыбу, выброшенную на берег. Хор тоже с шумом и явным трудом втягивает воздух в легкие. В этом «задымленном», холодном, но озаренном адскими отблесками пространстве почти нечем дышать, как бы говорят нам режиссер и художник. И мы верим: существовать здесь тяжело даже тем, кто не рискует каждую минуту расстаться с жизнью (а таких немного).

Чтобы сориентироваться в интриге, можно заранее почитать о событиях вокруг английского престола в XVI веке – а можно ничего и не знать. Утрамбовав обширный стихотворный текст немецкого романтика Шиллера в полтора часа сценического действа, Максим Соколов предлагает не отвлекаться от главного: есть две женщины, имеющие вроде бы равные права на трон, только одна – королева, а другая заточена в темницу. А вокруг них – толпа советников, поклонников и врагов, и ни одной живой душе нельзя довериться.

Вся власть – в руках Елизаветы (Ирина Клишевич), суровой женщины средних лет в черном мужском костюме. Зато хрупкая Мария в тонком бежевом топе и черном мини – моложе и красивее, и многие мужчины мечтают спасти ее из заточения. Например, Мортимер, пылкий молодой племянник главного тюремщика (Виталий Прозоров). Он втирается в доверие к Елизавете – ему она и поручает тайное убийство соперницы. Или давний любовник Елизаветы осторожный граф Лестер (Дмитрий Борисов), опасающийся за свое положение после того, как королева решает выйти замуж за французского принца. Вместе эти двое мужчин решают примирить королев, подстроив их случайную встречу. Разве не смогут понять друг друга женщины схожего происхождения? Но ни одна не готова отказаться от своих притязаний, а значит, страшная развязка неизбежна.

На котурнах

У Хора в бежевых корсетах (кажется, это единственная костюмная отсылка к елизаветинским временам!) в этом политическом триллере своя важная роль: его дыхание буквально задает ритм происходящему. Он хрипит, задыхается, что-то шепчет или долго тянет одну мрачную ноту. Он искренне сочувствует заглавной героине и, кажется, пытается ее предупредить, но безуспешно. Сложную звуковую партитуру из шепотов и хрипов написал Владимир Бочаров из Новосибирска.

Впрочем, отсылками к древнегреческому хору на котурнах дело не ограничивается. Мария Стюарт настолько слаба, что может ходить только поддерживаемая Мортимером. Она то и дело раскидывает руки как в распятии, а потом актеры неизбежно воспроизводят иконическую для мировой живописи сцену снятия с креста и оплакивания. Мария – жертва, иначе и быть не могло.

Впрочем, между главными героинями куда больше общего, чем сами они готовы признать. Всесильная Елизавета то и дело выглядит марионеткой, причем в буквальном смысле: ее руками пытается двигать коварный Лестер, страшась и ненавидя ее. «И вся страна под башмаком у бабы», – бросает он с раздражением в сторону женщины, которая пыталась быть неуязвимой в своем непроницаемом мужском наряде.

Спектакль настолько выверен до мелочей, до последнего жеста или вздоха (который вы, возможно, не заметите, потому что будете смотреть в другой угол сцены), что даже кажется холодным. Трагедия, совершающаяся на наших глазах, странным образом не вызывает катарсиса, оставляя какое-то глухое потрясение. Артисты существуют в этом зеркальном пространстве абсолютно всерьез. Но чего стоят душевные терзания их персонажей там, откуда всё равно нет выхода?

Любовь Карпова

Источник: «Алтайская правда»

Новости

07.06.2024

«Комсомольская правда – Барнаул»: побыть актёром, гримёром и бутафором – как в Барнауле проходит детский летний лагерь при театре

Молодёжный театр Алтая объявляет прослушивание в труппу

06.06.2024

«Вести – Алтай»: в Молодёжном театре Алтая идут занятия в летнем театральном лагере «Первая сцена»

05.06.2024

Работа над двумя осенними премьерами началась в Молодёжном театре Алтая

Артистам МТА вручили дипломы за лучшие роли в творческом сезоне

04.06.2024

Артисты МТА прочли детям Льва Квина, научили правильно дышать и говорить

03.06.2024

«Учительский клуб МТА» остался на второй год

«Комсомольская правда – Барнаул»: побыть актёром, гримёром и бутафором – как в Барнауле проходит детский летний лагерь при театре

На этой неделе в Барнауле открылся летний детский театральный лагерь «Первая сцена» при Молодежном театре Алтая им В.С. Золотухина. В течение двух недель ребята будут учиться у опытных наставников сценической речи, актёрскому мастерству, вокалу, хореографии и многому другому. Проект реализуется при поддержке гранта губернатора Алтайского края в сфере культуры.

Педагогический состав

Педагогом-куратором театрального лагеря актриса Елена Логачева. Она проводит для ребят тренинги по актёрскому мастерству. Именно под ее руководством им предстоит сделать финальное представление.

Также в числе педагогов – Владимир Кулигин (сценическая речь), Роман Чистяков (пластика) и педагог с более, чем 30-летним стажем – Светлана Дешевых (хореография).

Прикладные мастер-классы для детей проводят заведующий декорационно-бутафорским цехом Виталий Борисов и заведующая парикмахерско-постижерным цехом Елена Рогозина. Анализировать и правильно смотреть спектакли юных артистов научит театральный педагог Ольга Старкова.

Как проходил отбор

В лагерь принимались дети в возрасте 9-10 лет. Родителям нужно было прислать заявку с анкетой ребёнка и видео-визитку с его творческим номером – стихотворение, басня и т.д. Желающих попасть в театральный лагерь оказалось около 100 человек. Однако конкурсный отбор прошли только 15.

«Было очень много талантливых деток – ярких, интересных, креативных, которые прислали оригинальные, с изюминкой видео-визитки. Выбор был очень сложным, но, к сожалению, у нас ограничения по количеству участников», – уточнила Елена Логачева.

Что ждёт юных театралов

Ребята приходят в театр утром. Занятия длятся до 15:30 с перерывом на обед. В первый день для детей была организована экскурсия по театру: они побывали на разных цехах, познакомились с такими профессиями, как помощник режиссёра, верховой, бутафор, гример и другими.

Один из цехов, в котором побывали детишки, пошивочный. Здесь участники театрального лагеря увидели эскизы костюмов и даже могли примерить некоторые элементов нарядов. Также в этот день юные театралы попробовали себя в роли осветителей, зажигая софиты и включая дым-машину. А после поучаствовали в тренинге по актерскому мастерству и сценической речи. Каждый день в лагере новая программа.

«Например, вчера у детишек проходил мастер-класс по прическам. Домой они ушли с разноцветными волосами», – добавила Елена.

Большая сцена

Финалом театрального лагеря станет постановка и выход на сцену. Времени на это очень мало, всего две недели, но организаторы уверены, что все получится!

«Для выступления мы выбрали басню. Во-первых, она быстро и легко учится, что в нашем случае очень важно. Во-вторых, в ней есть и юмор, и мораль», – рассказала Елена Логачева.

Полина Хворова

Источник: «Комсомольская правда – Барнаул»

Молодёжный театр Алтая объявляет прослушивание в труппу

Молодёжный театр Алтая им. В.С. Золотухина объявляет прослушивание в труппу, которое состоится 27 июня по адресу: Барнаул, пр. Калинина, 2.

О времени прослушивания мы сообщим дополнительно тем, кто пройдёт предварительный отбор. Основное требование к кандидатам – высшее профессиональное образование (оконченное или выпускной курс).

Что нужно сделать:
– заполнить анкету до 20 июня;
– ожидать приглашение на очное прослушивание.

После прохождения очного тура будет принято решение о зачислении кандидатов в труппу театра. Предварительный срок подведения итогов – середина лета.

Ждём ваши анкеты!

заполнить


«Вести – Алтай»: в Молодёжном театре Алтая идут занятия в летнем театральном лагере «Первая сцена»

В Молодёжном театре Алтая прошли первые занятия в летнем театральном лагере «Первая сцена». За две недели участники погрузятся в театральную среду, попробуют делать реквизит и грим, и выпустят своё представление.

Постигать искусство перевоплощений приходят 15 ребят – они прошли предварительный отбор. Лагерь театральный, поэтому, чтобы в него попасть, нужно было принять участие в конкурсе.

Ребят уже познакомили с театром, рассказали, что это огромный механизм, где работает много разных цехов. С детьми занимаются сценической речью, хореографией, пластикой, учат смотреть и анализировать спектакли.

Театральный лагерь – эта замечательная возможность почувствовать себя настоящим актёром, побывать на сцене, увидеть декорации и понять каково это – умение слышать режиссёра. Смена длится две недели. В финале ребята подготовят представление для родителей – будут читать басни.

Эксперимент МТА по созданию летнего театрального лагеря уже можно признать удачным.

Источник: «Вести – Алтай»

смотреть видео

Работа над двумя осенними премьерами началась в Молодёжном театре Алтая

Творческий сезон 2023-2024 годов ещё не завершился, а в Молодёжном театре Алтая уже началась работа над двумя спектаклями, премьеры которых состоятся в следующем.

В сентябре в репертуар театра войдёт спектакль «Фабрика по изготовлению вундеркиндов» по пьесе Анны Морозовой. Режиссёром стала Екатерина Корабельник, над художественным оформлением работает Евгения Платонова. Она уже представила коллективу МТА своё видение спектакля, цеха приступили к изготовлению костюмов, декораций и реквизита.

«Фабрика по изготовлению вундеркиндов» – история о девочке Ане, у которой с рождения абсолютный музыкальный слух. Семья принимает решение отдать ребёнка в специальную школу для одарённых детей. Там Аня встречает много талантливых учеников, учителей и инженеров. Она занимается по шесть часов в сутки и мечтает стать великим музыкантом. Но с годами упорного труда её уверенность ослабевает, она всё чаще задумывается, а нужно ли ей это такой ценой.

В автобиографичной пьесе отражена одна из проблем воспитания детей. Поднятая автором тема, когда каждый родитель уверен в гениальности своего ребёнка, когда он идёт на всё, чтобы реализовать свои несбывшиеся детские мечты через сына или дочь, сейчас актуальная как никогда. Спектакль будет ориентирован на семейный просмотр.

Ещё одной премьерой осени в Молодёжном театре Алтая станет «Маскарад» Михаила Лермонтова. За драму великого классика в четырёх действиях взялась Дарья Догадова. Идут читки материала, артисты обсуждают с режиссёром характеры героев, их поступки, мотивы.

С Дарьей Догадовой МТА уже знаком – в прошлом году она была участником творческой лаборатории по повестям Петровского времени. Тогда и было принято решение продолжить сотрудничество.

Костюмы для героев «Маскарада» разрабатывает главный художник МТА Наталья Сыздыкова, сценографией занимается театральный художник Николай Слободяник. Также в Барнаул прилетит художник по свету Дмитрий Зименко. Премьера спектакля намечена на октябрь.

смотреть фото

Артистам МТА вручили дипломы за лучшие роли в творческом сезоне

Алтайское региональное отделение Союза театральных деятелей России подвело итоги творческого сезона 2023-2024 годов. По ежегодной традиции эксперты театрального дела определили победителей краевого конкурса на лучшие актёрские работы «Его величество артист».

В этом году артисту Молодёжного театра Алтая Роману Чистякову вручили специальный диплом «За создание ярких образов в спектаклях для детей в Год семьи». Театральные деятели выделили его Трубадура в спектакле «Бременские музыканты» Геннадия Гладкова, Василия Ливанова и Юрия Энтина. А в номинации «Лучшая женская роль» победителем стала заслуженная артситка России Галина Чумакова. Эксперты отметили её Москалёву в спектакле «Дядюшкин сон» Фёдора Достоевского.

Награждение лучших прошло в МТА 4 июня после показа трагикомедии «Дядюшкин сон». Дипломы артистам вручила заместитель председателя Алтайского регионального отделения Союза театральных деятелей России Ольга Казаковцева.

смотреть фото

Артисты МТА прочли детям Льва Квина, научили правильно дышать и говорить

4 июня Молодёжный театр Алтая побывал в барнаульской Городской библиотеке №18 им. Л.И. Квина. Там состоялась встреча с учениками начальных классов, которые встречают лето в читальном зале.

Этот день библиоканикул был посвящён театральному искусству. Руководитель литературно-драматургической части Стансилав Хазиев рассказал, без каких специалистов не обходятся создание и показы спектаклей. А Дарья Алаева и Алексей Пахоруков говорили о тонкостях профессии артиста. После они прочли собравшимся отрывок из книги «Было – не было» Льва Квина, имя которого с мая носит библиотека, и в игровой форме провели несколько тренингов по правильному дыханию и на улучшение дикции.

смотреть фото

«Учительский клуб МТА» остался на второй год

1 июня состоялась последняя перед каникулами встреча «Учительского клуба МТА». Это объединение начало работу в феврале 2024 года. Первопроходцы (а это действительно именно так, поскольку ничего подобного в Молодёжном театре Алтая до этого не было) встречались ежемесячно, просматривая спектакли репертуара и обсуждая их. На семи занятиях Клуба обсудили спектакли «Бременские музыканты», «Чучело», «Василисса», «Дядюшкин сон». С огромным интересом участники посетили экскурсию по театральному закулисью и производственным цехам МТА, пришли на встречу с писателем и арт-критиком Вадимом Климовым «Достоевский в Барнауле». Завершающим аккордом стал мастер-класс по сценической речи, проведённый артисткой театра Еленой Логачёвой.

Активные участники «Учительского клуба МТА» получили сертификаты, подтверждающие обучение.

Когда на вопрос: «Поднимите руки те, кто за время обучения приводил своих воспитанников в театр и обсуждал с ними увиденное?» почти все участники Клуба подняли руки, впору было воскликнуть: «Остановись, мгновенье! Ты прекрасно!»

На встрече нон-стопом звучала просьба «Оставьте нас на второй год». Сообщение о том, что работа «Учительского клуба МТА» будет продолжена на новой ступени в сентябре, было встречено общими аплодисментами.

В новом театральном сезоне педагоги первого набора будут заниматься по более серьёзной программе, в прицел внимания попадут спектакли вечернего репертуара МТА.

А новый набор в «Учительский клуб МТА» для педагогов среднего, среднего специального и высшего образования Барнаула начнётся в августе. Следите за новостями на сайте театра и его группах в соцсетях.

смотреть фото

Афиша
Новости
Соцсети