«Алтайская правда»: спели Гоголя – Молодёжный театр Алтая представил премьеру «Мёртвых душ»

Спектакль о похождениях Павла Чичикова с подзаголовком «История грандиозной аферы» поставил главный режиссер Алексей Серов.

В самом театре удивляются, что ни разу за всю 65-летнюю историю не обращались к этому материалу. Но куда удивительнее, что весь первый том поэмы здесь смогли упаковать в динамичные два часа двадцать минут с антрактом, почти и не растеряв того важного, без чего Гоголь будет уже совсем не Гоголь. Кажется, спектакль в значительной степени предназначен школьникам (это не значит, что он не сможет порадовать взрослого зрителя!). И чтобы сделать прозу почти двухвековой выдержки ближе и понятнее подросткам, постановочная группа пошла на ряд творческих ухищрений.

Объять простор

Бескрайние русские пространства, сквозь которые путешествует Чичиков, на сцене МТА выразились в трех деревянных опорах ЛЭП с провисшими проводами (сценограф – Илья Кутянский). Слева – огромная крестьянская повозка с мешками настоящего сена, справа в глубине площадки – что-то вроде буфета со столиками. Позади – мультимедийный экран, который будет задействован на протяжении всего спектакля. Например, еще до знакомства с главным действующим лицом мы увидим на экране Чичикова в детстве (актриса Ксения Кепп) и услышим наставления его отца (Анатолий Новокрещенных) насчет сбережения копейки, которые так повлияли на неокрепшую душу будущего афериста.

Но начинается спектакль не с Чичикова, а с захватывающего музыкального и хореографического номера – артисты в стилизованных крестьянских костюмах авторства Натальи Сыздыковой врываются на сцену с песней: «Русь! Чего же ты хочешь от меня? Какая непостижимая связь таится между нами? Что глядишь ты так и зачем все, что ни есть в тебе, обратило на меня полные ожидания очи?» – и так далее.

Знаменитые лирические отступления Гоголя положила на музыку театральный композитор Лариса Казакова. И в этой центральной музыкальной теме (не единственной, будут в спектакле и другие) выразились и разудалый народный темперамент, и желание объять душой окружающий простор, и неуловимый цыганский мотивчик.

Спектакль со сносками

Позже эту мелодию мы еще услышим в комическом изводе, когда Чичиков волею случая попадет к помещице Коробочке. А пока на наших глазах он облачается при помощи слуги Петрушки и кучера Селифана в сверкающий двубортный жилет и фрак брусничного цвета (взрослого Павла Ивановича играет Александр Пальшин). И между делом раскрывает истинные цели своей поездки, которые для читателей Гоголя оставались неясны до самого конца: скупить у помещиков мертвые души – умерших крестьян, числящихся по документам живыми, и получить большую ссуду.

Дальше все по сюжету: посещение губернатора (Александр Чумаков), чей гротескный мундир усеян орденами и опутан витым золотым шнуром с кистями, затем – поездка к фантазеру Манилову (Дмитрий Борисов) в безумном розовом жабо. Потом ночевка у Коробочки (снова Ксения Кепп, изумительно смешная в роли боязливой пожилой вдовы), встреча с Ноздрёвым (Виталий Прозоров), Собакевичем (Анатолий Кошкарёв), Плюшкиным (Андрей Одинцов). Кстати, имений в лаконичной сценографии Кутянского мы не увидим, но их хозяева будут выносить на сцену рамы дверных проемов, то побеленные и увитые виноградом, как у Маниловых, то облупленные, как у Плюшкина.

Режиссеру неинтересно иллюстрировать книгу, а тем более пересказывать содержание для ленивых, но важно расставить акценты и объяснить непонятное. И если во втором пункте постановщик иногда заходит даже слишком далеко, снабжая буквальными сносками на экране слова «ревизская сказка» или «копейка», то в первом, кажется, преуспевает больше.

Выразились в пластике

Вот Чичиков торгуется с Коробочкой по поводу мертвых душ и наваливается на осторожную помещицу с большим мешком сена, «выдавливая» из нее согласие (хотя она все равно остается в тревоге, что продешевила). А вот уже патологически лживый Ноздрёв самого Чичикова пытается так же задавить мешком и настоять на своих нелепых условиях. Маниловы ласковы настолько, что то и дело сливаются в поцелуе и пытаются облобызать своего гостя (одна из самых забавных частей спектакля – именно визит в Маниловку, и в том заслуга артистов Дмитрия Борисова и Натальи Слядневой). У каждого из посещаемых Чичиковым – свой пластический рисунок.

Что до мультимедийного экрана, то его режиссер использует, когда ему требуется отсутствующий на сцене антураж (часть видеоконтента отсняли в антикварном салоне) или крупный план. И тогда актеры, облаченные в стилизованные фраки и мундиры середины XIX века, ведут «совещания» по условному «зуму», снимая себя на телефоны.

Но, по нашим наблюдениям, живее всего зрители откликались на появление призраков умерших крестьян – тех самых, за которых идет странный торг. Они символично бессловесны и почти бесплотны, непонимающе смотрят с экрана в зал, а за их спинами отчетливо виднеются ангельские крылья. И раздается неприятный гул, в котором слышится что-то запредельное – равно как в самой идее, что мертвых тоже можно продать.

Любовь Карпова

Источник: «Алтайская правда»

Новости

04.11.2025

«Парк искусств» открылся в Молодёжном театре Алтая

Молодёжный театр Алтая поздравляет с Днём народного единства

02.11.2025

Поздравляем артистов с вводом в музыкальный спектакль «Сказка о спящей Царевне»

01.11.2025

Режим работы кассы театра изменится 4 ноября

29.10.2025

МТА стал участником Регионального фестиваля «Театральный сезон»

22.10.2025

Поздравляем артиста с вводом в трагикомедию «Дядюшкин сон»

Поздравляем артистов с вводом в музыкальный спектакль «Летучий корабль»

«Парк искусств» открылся в Молодёжном театре Алтая

4 ноября, в День народного единства, Молодёжный театр Алтая им. В.С. Золотухина превратился в Парк искусств. Это специальная программа, приуроченная к всероссийской ежегодной культурно-образовательной акции «Ночь искусств».

Для гостей составили специальную программу с уникальными творческими интерактивами и аттракционами. В театре провели мастер-классы по актёрскому мастерству и пластике, работала музыкальная и поэтическая зоны, пришедшие могли примерить костюмы и загримироваться, художник создавал портреты, мимы разыгрывали сценки и учили желающих жонглировать.

смотреть фото

Молодёжный театр Алтая поздравляет с Днём народного единства

Молодёжный театр Алтая сердечно поздравляет всех своих зрителей с Днём народного единства России! Этот праздник напоминает нам о силе и единстве нашего многонационального народа, о важности взаимопонимания и дружбы.

Желаем, чтобы в каждом доме царили мир, любовь и согласие, а наши сердца всегда были открыты для добрых дел и новых свершений. Вместе мы – сильнее!

Поздравляем артистов с вводом в музыкальный спектакль «Сказка о спящей Царевне»

Поздравляем Антона Нечаева с вводом на роли Народа, Свиты Ветра и Месяца, Алину Степанову – на роли Народа, Свиты Ветра и Звезды в видения в зеркале в одном действии «Сказка о спящей Царевне» Александра Пушкина.

Желаем им бурных оваций и несмолкаемого зрительского «Браво»!

Режим работы кассы театра изменится 4 ноября

Уважаемые зрители, сообщаем, что 4 ноября, в День народного единства, касса Молодёжного театра Алтая им. В.С. Золотухина будет работать с 10:00 до 18:00. Затем она будет открыта в привычном режиме, с 10:00 до 19:00 в будние дни, с 10:00 до 18:00 – в выходные.

Если вам нужно приобрести билеты на спектакли МТА в то время, когда касса закрыта, вы всегда можете это сделать онлайн. На сайте театра они доступны в любое время.

МТА стал участником Регионального фестиваля «Театральный сезон»

В новоалтайском культурно-спортивном комплексе «Белоярск» состоялся Региональный фестиваль «Театральный сезон». Он собрал в одном месте театральные коллективы из образовательных и культурных учреждений Алтайского края. Экспертами на площадках фестиваля выступили сотрудники Молодёжного театра Алтая им. В.С. Золотухина.

На протяжении дня с детьми и подростками работали мастера своего дела. Артистка Дарья Алаева занималась с участниками пластикой и сценическим движением, вместе с ней начинающие актёры учились передавать эмоции через жесты и позы. Мастер-класс «Драматургия и сценарий» раскрыл тайны рождения сюжета и героя – режиссёр-постановщик Виктор Захаров рассказывал о тонкостях работы над текстом, показывал, как именно рождаются яркие образы и запоминающиеся диалоги.

Артистка Анфиса Козырева вела занятие «Техника речи». Ребята узнали, как правильно дышать, как поставить голос, как добиться четкости дикции. «Костюм и грим» – мастер-класс, который позволил открыть новую грань профессии. Заместитель директора по развитию Станислав Хазиев показал всю важность детализации костюмов и макияжа, подчёркивая, насколько эти элементы способны преобразить персонажа и сделать его живым и настоящим.

На мастер-классе от бутафора Ирины Лукьянченко участники смогли увидеть, как обыкновенные предметы превращаются в уникальные элементы спектакля благодаря вдохновению художников-декораторов. Площадка артистки Ярославы Волошиной была посвящена актёрскому мастерству. Она поделилась своим опытом, учила выражать эмоции через движения тела, голос и взгляд, продемонстрировала, как важно уметь чувствовать партнёра по сцене.

Региональный фестиваль «Театральный сезон» стал уникальной площадкой для обмена творческими идеями, получения новых знаний и развития талантов. Проект реализовали при грантовой поддержке Российского сообщества детей и молодёжи «Движение Первых».

смотреть фото

Поздравляем артиста с вводом в трагикомедию «Дядюшкин сон»

Поздравляем Андрея Потеребу с вводом на роль Гришки, слуга в доме Москалёвых, хроникёра в трагикомедии «Дядюшкин сон» Фёдора Достоевского.

Пусть каждый следующий выход на сцену в новом амплуа сопровождается бурными овациями зрителей, пусть не смолкает гул зрительского «Браво»!

Поздравляем артистов с вводом в музыкальный спектакль «Летучий корабль»

Поздравляем Владимира Долженкова с вводом на роль Рыбы-Молота, а Алину Степанову – на роль Медцзы в музыкальном спектакле «Летучий корабль» по мотивам русских народных сказок.

Пусть аплодисменты и зрительские овации становятся всё громче, а яркие эмоции и смех юных зрителей заряжают и вдохновляют на каждом новом показе!

Афиша
Новости
Соцсети