«Алтайская правда»: спели Гоголя – Молодёжный театр Алтая представил премьеру «Мёртвых душ»

Спектакль о похождениях Павла Чичикова с подзаголовком «История грандиозной аферы» поставил главный режиссер Алексей Серов.

В самом театре удивляются, что ни разу за всю 65-летнюю историю не обращались к этому материалу. Но куда удивительнее, что весь первый том поэмы здесь смогли упаковать в динамичные два часа двадцать минут с антрактом, почти и не растеряв того важного, без чего Гоголь будет уже совсем не Гоголь. Кажется, спектакль в значительной степени предназначен школьникам (это не значит, что он не сможет порадовать взрослого зрителя!). И чтобы сделать прозу почти двухвековой выдержки ближе и понятнее подросткам, постановочная группа пошла на ряд творческих ухищрений.

Объять простор

Бескрайние русские пространства, сквозь которые путешествует Чичиков, на сцене МТА выразились в трех деревянных опорах ЛЭП с провисшими проводами (сценограф – Илья Кутянский). Слева – огромная крестьянская повозка с мешками настоящего сена, справа в глубине площадки – что-то вроде буфета со столиками. Позади – мультимедийный экран, который будет задействован на протяжении всего спектакля. Например, еще до знакомства с главным действующим лицом мы увидим на экране Чичикова в детстве (актриса Ксения Кепп) и услышим наставления его отца (Анатолий Новокрещенных) насчет сбережения копейки, которые так повлияли на неокрепшую душу будущего афериста.

Но начинается спектакль не с Чичикова, а с захватывающего музыкального и хореографического номера – артисты в стилизованных крестьянских костюмах авторства Натальи Сыздыковой врываются на сцену с песней: «Русь! Чего же ты хочешь от меня? Какая непостижимая связь таится между нами? Что глядишь ты так и зачем все, что ни есть в тебе, обратило на меня полные ожидания очи?» – и так далее.

Знаменитые лирические отступления Гоголя положила на музыку театральный композитор Лариса Казакова. И в этой центральной музыкальной теме (не единственной, будут в спектакле и другие) выразились и разудалый народный темперамент, и желание объять душой окружающий простор, и неуловимый цыганский мотивчик.

Спектакль со сносками

Позже эту мелодию мы еще услышим в комическом изводе, когда Чичиков волею случая попадет к помещице Коробочке. А пока на наших глазах он облачается при помощи слуги Петрушки и кучера Селифана в сверкающий двубортный жилет и фрак брусничного цвета (взрослого Павла Ивановича играет Александр Пальшин). И между делом раскрывает истинные цели своей поездки, которые для читателей Гоголя оставались неясны до самого конца: скупить у помещиков мертвые души – умерших крестьян, числящихся по документам живыми, и получить большую ссуду.

Дальше все по сюжету: посещение губернатора (Александр Чумаков), чей гротескный мундир усеян орденами и опутан витым золотым шнуром с кистями, затем – поездка к фантазеру Манилову (Дмитрий Борисов) в безумном розовом жабо. Потом ночевка у Коробочки (снова Ксения Кепп, изумительно смешная в роли боязливой пожилой вдовы), встреча с Ноздрёвым (Виталий Прозоров), Собакевичем (Анатолий Кошкарёв), Плюшкиным (Андрей Одинцов). Кстати, имений в лаконичной сценографии Кутянского мы не увидим, но их хозяева будут выносить на сцену рамы дверных проемов, то побеленные и увитые виноградом, как у Маниловых, то облупленные, как у Плюшкина.

Режиссеру неинтересно иллюстрировать книгу, а тем более пересказывать содержание для ленивых, но важно расставить акценты и объяснить непонятное. И если во втором пункте постановщик иногда заходит даже слишком далеко, снабжая буквальными сносками на экране слова «ревизская сказка» или «копейка», то в первом, кажется, преуспевает больше.

Выразились в пластике

Вот Чичиков торгуется с Коробочкой по поводу мертвых душ и наваливается на осторожную помещицу с большим мешком сена, «выдавливая» из нее согласие (хотя она все равно остается в тревоге, что продешевила). А вот уже патологически лживый Ноздрёв самого Чичикова пытается так же задавить мешком и настоять на своих нелепых условиях. Маниловы ласковы настолько, что то и дело сливаются в поцелуе и пытаются облобызать своего гостя (одна из самых забавных частей спектакля – именно визит в Маниловку, и в том заслуга артистов Дмитрия Борисова и Натальи Слядневой). У каждого из посещаемых Чичиковым – свой пластический рисунок.

Что до мультимедийного экрана, то его режиссер использует, когда ему требуется отсутствующий на сцене антураж (часть видеоконтента отсняли в антикварном салоне) или крупный план. И тогда актеры, облаченные в стилизованные фраки и мундиры середины XIX века, ведут «совещания» по условному «зуму», снимая себя на телефоны.

Но, по нашим наблюдениям, живее всего зрители откликались на появление призраков умерших крестьян – тех самых, за которых идет странный торг. Они символично бессловесны и почти бесплотны, непонимающе смотрят с экрана в зал, а за их спинами отчетливо виднеются ангельские крылья. И раздается неприятный гул, в котором слышится что-то запредельное – равно как в самой идее, что мертвых тоже можно продать.

Любовь Карпова

Источник: «Алтайская правда»

Новости

29.05.2023

Поздравляем артистку с вводом в сказку «Цветик-семицветик»

27.05.2023

В Молодёжном театре Алтая работают над последней премьерой творческого сезона

25.05.2023

Поздравляем артисток с вводом в странствие «Марьино поле»

23.05.2023

«Вечерний Барнаул»: трагедия крупным планом – в МТА поставили пьесу классика немецкого романтизма

17.05.2023

«Алтапресс»: никаких счастливых концов – как выглядит гротескная трагедия о немецких Ромео и Джульетте в МТА

«Комсомольская правда – Барнаул»: алтайскую версию «Коварства и любви» представят в Барнауле

15.05.2023

«Катунь 24»: в Молодёжном театре Алтая премьера спектакля «Коварство и любовь»

Поздравляем артистку с вводом в сказку «Цветик-семицветик»

Поздравляем Елену Логачёву с вводом на роли Домохозяйки, Девочки во дворе, Мамы и Волшебницы в сказке «Цветик-семицветик» по мотивам произведения Валентина Катаева. Пусть все желания исполняются и счастье почаще заходит в гости!

В Молодёжном театре Алтая работают над последней премьерой творческого сезона

В Молодёжном театре Алтая идёт работа над спектаклем «Письма любви» по пьесе Альберта Гурнея. Это будет последняя премьера творческого сезона 2022-2023 годов.

Мелисса и Энди, познакомившиеся во втором классе. Девочка и мальчик, решившие слать друг другу письма. Их послания откровенны, порой шокирующи. Они доверяют друг другу самые сокровенные мысли, делятся переживаниями, победами и неудачами. Честно признаются в любви, ревности, отчаянии, надеясь на то, что когда-нибудь всё же будут вместе.

С героями спектакля зрители проживут 50 лет, наполненных ворохом самых разных событий, которые каждый проживает отдельно от другого. Но год за годом эти двое продолжают делиться друг с другом новостями, поддерживают в сложные периоды, поздравляют друг друга с Рождеством и Новым годом, повышением в должности, днём свадьбы, рождением детей, а позже и внуков… Друзья, любившие друг друга всю жизнь и сохранившие это чувство несмотря на все обстоятельства.

Режиссёр-постановщик – Алексей Серов, режиссёр – Анатолий Кошкарёв. Над сценографией и костюмами работает главный художник МТА Наталья Сыздыкова, над видео – Александр Секачёв. В спектакле заняты артисты Наталья Сляднева и Дмитрий Борисов. Премьера почти мелодрамы на малой сцене состоится 16 июня, начало в 18:30. Телефон кассы театра: 50-35-03.

Поздравляем артисток с вводом в странствие «Марьино поле»

Поздравляем Ольгу Жучкову с вводом на роль Серафимы, Елену Логачёву – на роль Прасковьи, Дарью Алаеву и Юлию Нагибину – на роли Поля в странствии «Марьино поле» Олега Богаева. Пусть ваше сценическое странствие будет наполнено любовью и преданностью зрителей!

«Вечерний Барнаул»: трагедия крупным планом – в МТА поставили пьесу классика немецкого романтизма

В Молодежном театре Алтая состоялась премьера спектакля «Коварство и любовь», поставленного по трагедии Фридриха Шиллера режиссером Алексеем Серовым. В ней нашли отражение множество тем: конфликт отцов и детей, противостояние сословий, столкновение человеческих чувств и стремление к обогащению.

Литературный манифест

Пьеса Шиллера, написанная 240 лет назад, в свое время воспринималась как литературный манифест для будущих поколений, художественный протест автора против порядков Германии второй половины XVIII столетия. И, действительно, в ней сконцентрировались практически все проблемы общества – от житейских до политических. В центре повествования – любовь двух молодых людей, представителей разных сословий. Но пылкие чувства сына первого министра Фердинанда к мещанке Луизе не могут получить своего развития. Они грозят разрушить все планы именитого отца, который намерен женить Фердинанда на фаворитке герцога леди Мильфорд. В ход идут самые изощренные интриги: Луизу оклеветали в измене, в которой она должна признаться своему возлюбленному. План первого министра был в том, что Фердинанд отвергнет нечестную невесту. Но молодой человек, не переживший крушение веры в непорочность возлюбленной, предпочел смерть для обоих, восстав тем самым против непреодолимых обстоятельств.

Эта заложенная конфликтность пьесы нашла отражение в сценографическом решении: декорации разместились на поворотном круге, который, вращаясь, демонстрировал зрителям то мир семьи Луизы – дочери музыканта, то антураж залов, где обитает первый министр. Причем если первое жилище выглядит живым, уютным, то второе – каким-то ненастоящим, картонным. Но в середине этого механизма есть укромные места, где любят встречаться Луиза (Диана Зяблицкая) и Фердинанд (Антон Нечаев). Именно здесь они прячутся от глаз общества, клянутся друг другу в любви и верности.

Мультимедийный эффект

Режиссер словно намеренно стер временные рамки действия: наряду с роскошными камзолами и сюртуками здесь в ходу самые невообразимые одежды, как, например, у гофмаршала фон Кальба (Дмитрий Борисов). В коротких юбках и с цветными волосами расхаживает главная героиня, во фривольных нарядах предстает перед публикой и леди Мильфорд (Елена Логачёва). В доме музыканта Миллера (Анатолий Кошкарёв), увешанном портретами известных композиторов, можно увидеть радиолу и даже икеевскую мебель.

Вневременным делает сюжет и использование мультимедийных эффектов: в телевизоре герцогства в режиме нон-стоп безмолвно транслируются «Вюртембергские новости» с прямыми включениями, перерывами на погоду и рекламу. Затем тот же экран становится третьим глазом, будто со стороны наблюдающим за происходящим – по крайней мере, уход из жизни влюбленных подавался максимально крупным планом. Присутствие на сцене ручных камер и сотовых телефонов, на которые велась съемка, можно расценить как режиссерский почерк, который был использован в других постановках Алексея Серова на сцене МТА.

Несколько раз применил режиссер и параллельный монтаж, когда по сюжету герои ведут разговоры в разных местах, при этом на сцене они находятся одновременно, что делает повествование более объемным

Справка

Постановочная группа: режиссер-постановщик – Алексей Серов, режиссер – Виктор Захаров, художник-сценограф – Илья Кутянский, художник по костюмам – Наталья Сыздыкова, хореограф – Мария Коложвари, художник по свету – Митрич (Дмитрий Зименко). В ролях: Александр Чумаков, Антон Нечаев, Дмитрий Борисов, Елена Логачёва, Александр Пальшин, Анатолий Кошкарёв, Татьяна Синицына, Диана Зяблицкая, Наталья Очаковская, Анатолий Новокрещённых, Андрей Одинцов, Александр Коцубенко и другие.

Наталья Катренко

Источник: «Вечерний Барнаул»

«Алтапресс»: никаких счастливых концов – как выглядит гротескная трагедия о немецких Ромео и Джульетте в МТА

«Коварство и любовь» – собственно, этим названием о спектакле все сказано: двое влюбленных пытаются прийти к счастью сквозь опасные интриги. Премьеру по одноименной пьесе немецкого классика Фридриха Шиллера представили в постановке Алексея Серова и Виктора Захарова в Молодежном театре Алтая.

Сын первого министра при дворе Вюртембергского герцогства Фердинанд и дочь простого музыканта Луиза влюблены друг в друга. Однако, чтобы обрести власть, юноша должен жениться на фаворитке герцога леди Мильфорд.

Каждый из них серьезно поборется за свое счастье, но победителей, увы, не будет. На пути влюбленных встали интриги, борьба за влияние и алчность. Подобные истории могут происходить и сегодня.

Современное просачивается на сцену не только с помощью классического и живого текста, но и сквозь декорации, а также внешний вид артистов: голубой экран с его новостными сюжетами, паркики-дреды, кожаные плащи и даже пилон.

Источник: «Алтапресс»

смотреть фото

«Комсомольская правда – Барнаул»: алтайскую версию «Коварства и любви» представят в Барнауле

Немецкий писатель Фридрих Шиллер написал свою известную пьесу «Коварство и любовь» еще в 1784 году. Спустя несколько столетий история любви двух молодых людей из разных сословий продолжает будоражить любителей лицедейства. 17 и 18 мая в Молодежном театре Алтая состоится предпоследняя премьера этого сезона по легендарному произведению.

Да, в чем-то можно согласиться, что в основу сюжета пьесы «Коварство и любовь» легла достаточно избитая тема: молодые люди до беспамятства влюблены друг в друга, но так как они из разных сословий, то не могут быть вместе.

Спектакль рассказывает об отношениях юного Фердинанда и прекрасной Луизы. Они молоды, влюблены и безумно счастливы. Родители девушки, правда, не в восторге от ситуации, но решают дать шанс детям и их чувствам, ведь они чисты и наивны.

А вот отец юноши, высокопоставленный чиновник, будущему родству не рад. Он допускает мысль, что его сын может некоторое время развлекаться с Луизой, но в вопросах женитьбы категоричен – его отпрыску подойдет только женщина, равная им по титулу. Ведь только так он сможет закрепить свою власть.

В один из дней отец Луизы получает угрозу, что если его дочь выйдет замуж за сына майора Фердинанда, то его посадят в тюрьму, а саму девушку и ее мать опозорят.

Так как ситуация усугубляется и молодые не могут быть вместе, они принимают решение уйти из жизни.

– «Коварство и любовь» Фридриха Шиллера – классика немецкого романтизма. Спустя 240 лет пьеса все так же актуальна. Люди все те же: по-прежнему деньги и борьба за власть толкают их на интриги, вероломства, преступления. По-прежнему на пути юных влюбленных встают преграды и тяжкие испытания. Ничего не поделаешь, обыкновенная трагедия… – говорят в Молодежном театре.

Режиссер-постановщик пьесы Алексей Серов, режиссер – Виктор Захаров. Постановка длится 2 часа 20 минут (два действия). Билеты от 250 до 600 рублей.

Анна Семина

Источник: «Комсомольская правда – Барнаул»

смотреть фото

«Катунь 24»: в Молодёжном театре Алтая премьера спектакля «Коварство и любовь»

«Коварство и любовь». Классика немецкой драматургии. История любви между дворянином и мещанкой по Фридриху Шиллеру. Молодёжный театр Алтая покажет свою интерпретацию. Обещают всё, как в оригинале: деньги, борьба за власть и преграды на пути возлюбленных толкают героев на интриги, вероломства и преступления.

Источник: «Катунь 24»

смотреть видео

Афиша
Новости
Соцсети