«Алтайская правда»: такого никто не делал – МТА провёл творческую лабораторию «Жили-были»

Молодёжный театр Алтая под занавес сезона провел творческую лабораторию «Жили-были».

В ее основу легли малоизвестные русские тексты XVIII века – так называемые повести петровского времени. Посмотреть четыре получившихся эскиза в минувшую субботу можно было совершенно бесплатно, просто зарегистрировавшись онлайн. Но зрителей в МТА сразу предупреждали: театральные лаборатории всегда приключение. А когда молодые режиссеры берутся за старинные тексты, которые сегодня могут прочесть разве что филологи, – это вдвойне смелый эксперимент. То, что с точки зрения зрителей он оказался удачным, кажется, было сюрпризом и для самих авторов идеи.

«Некто знатный дворянин»

На вопрос, как пришлось бороться с материалом – «Сказом об Александре, российском дворянине», – режиссер Ярослав Коклюнов неожиданно ответил нам: «А я не боролся, материал сам навстречу идет, он очень открытый. Язык понятен через происходящее, через поведение людей. Но все это было бы бессмысленно без движения актеров Молодёжного театра навстречу материалу, они очень много привнесли в нашу работу».

Историю о том, как молодой дворянин (актер Александр Шкуратов) отпрашивается у родителей в Европу в образовательных целях, мы узнаем как бы со слов женщины, читающей нам большой старинный фолиант: «Жил-был некто знатный дворянин, добронравием, смелством, храбростию и учтивством зело украшен и ко всякому добродеянию весьма был рачителен». В том, что зрители (а в зале было много подростков!) поняли, о чем речь, есть большая заслуга актрисы Татьяны Синициной, которая смогла интонацией приблизить к нам эту языковую архаику. По сюжету в Париже Александра ждала любовь в лице пасторской дочки (Ольга Жучкова), а также роковое искушение в лице напористой генеральской дочки (Ксения Кепп), испытание утратой и логичное для XVIII века решение залечивать душевные раны походом на войну – на этом получасовой спектакль-эскиз закончился.

В те же полчаса уложился и режиссер Игорь Лебедев из Санкт-Петербурга со своим «Сказом о немецком королевиче». История начинается с вещего сна короля, которому толкователи велят избавиться от его еще не рожденного ребенка. Но королю нужно идти на войну, так что эту задачу он поручает старшему сыну (Виталий Прозоров). Сын с матерью-королевой, будучи не в силах убить младенца, прячут сестру, а когда она вырастает, королевич и королевна убегают от гнева отца на далекий остров в Новом Свете, где девушка встретит свою любовь и решит… избавиться от брата. Впрочем, у того есть верные львы (актеры с намотанными на головы оранжевыми пледами), способные побеждать многотысячные армии врагов. Безумие? Еще какое! Но звучащие в спектакле рефреном слова: «Да что же сердцем стали все огрублы!», – увы, уместны в любые времена.

Спасибо Петру I

Пожалуй, самой дружелюбной к зрителю оказалась «Сказка о матросе Василии» режиссера Дарьи Камошиной – еще один получасовой эскиз, в котором нашлось место театру теней (очень смешному), песням и танцам, а главное, – пиратской романтике. Главный герой из обедневшего дворянского рода (Андрей Потереба) нанимается в матросы, попадает в шторм и единственный выживает, оказавшись на пиратском острове, где томится в плену «флоренская королевна Ираклия» (Диана Зяблицкая).

Приглашенный на лабораторию специалист по русскому фольклору и один из главных знатоков этих повестей Анна Некрылова из санкт-петербургского Пушкинского Дома (Института русской литературы РАН) объясняет:
– Этот сюжет связан с основанием Петербурга и нашего флота, и впервые в русской литературе героем стал обыкновенный матрос. До этого у нас слова-то такого не было, и флота не было, и приключений таких быть не могло, так что спасибо Петру Первому. И, конечно, внутри все перемешалось: и чудесный остров из сказок, и то, что батюшку с матушкой надо слушаться (в петровское время вопрос воспитания и образования детей был поставлен на государственном уровне). А помогает герою уже не судьба, а фортуна – тоже новое слово для тогдашней России.

Удачный эксперимент

«Безумству храбрых поем мы песню», – резюмировала идею лаборатории театровед и драматург Ольга Никифорова в разговоре с журналистами. По ее словам, повести петровского времени в российских театрах не ставили никогда. В них простые сюжеты и много прямолинейной дидактики, которая сейчас не в чести, но не только.

– Честно скажу: читать их невозможно, потому что это еще не тот русский язык, которым мы пользуемся со времен Пушкина. Эти тексты имеют скорее историческую ценность, чем литературную, – говорит Ольга Петровна. – И то, что режиссерам надо было их прочесть, это первый подвиг. А дальше вычленить историю и сочинить свою. Но я считаю, что это удачный эксперимент независимо от того, выйдет из эскизов какой-то спектакль или нет. Он важен для внутреннего состояния труппы – кстати, она замечательная, актеры прямо удивляют!

Автор идеи – главный режиссер МТА Алексей Серов признается нам: «Мы все это заварили, потом будем расхлебывать». Для него одной из центральных задач лаборатории было увидеть в деле молодых режиссеров – выпускников столичных и новосибирских вузов, принадлежащих к разным школам. И это, возможно, со временем выльется в сотрудничество.

Любовь Карпова

Источник: «Алтайская правда»

Новости

15.04.2024

Молодёжный театр Алтая принимает заявки на участие в Летнем детском лагере при МТА

12.04.2024

«Вечерний Барнаул: шах и мат – трагикомедию в стиле шахматной партии поставили в Молодёжном театре Алтая

«Алтапресс»: ход замужеством – спектакль по вдохновлённой Барнаулом повести Достоевского покажут в Молодёжном театре Алтая

«Радио России – Алтай»: В Молодёжном театре Алтая премьера трагикомедии «Дядюшкин сон» Достоевского

«Алтайская правда»: в Молодёжном театре Алтая Достоевского сыграли как шахматную партию

10.04.2024

«Чичиков – краш»: артист МТА Александр Пальшин претендует на премию за создание образа главного героя в «Мёртвых душах»

09.04.2024

«Вести – Алтай»: зрители Молодёжного театра Алтая смогут оценить юмор Достоевского

Молодёжный театр Алтая принимает заявки на участие в Летнем детском лагере при МТА

С 3 по 14 июня в Молодёжном театре Алтая будет работать Летний театральный лагерь «Первая сцена». Он предполагает дневное пребывание детей в возрасте 9-10 лет.

Занятия в лагере будут для участников бесплатными. Две недели в стенах МТА помогут детям познакомиться с творческими профессиями, приобщиться к миру театрального искусства, исследовать все этапы создания спектакля от замысла до воплощения. Программа состоит из изучения истории Алтайского государственного театра для детей и молодёжи им. В.С. Золотухина, участия в тренингах по сценической речи, актёрскому мастерству, вокалу, пластике и хореографии, мастер-классах специалистов декорационно-бутафорского и гримёрно-пастижёрного цехов театра. Вместе с наставником дети обсудят материал для представления, распределят роли, поучаствуют в создании образов, изготовлении реквизита, отрепетируют и выйдут на профессиональную сцену для показа родителям.

Заявки на участие принимают до 15 мая на сайте МТА. Проект реализуется в Молодёжном театре Алтая при поддержке Гранта губернатора Алтайского края в сфере культуры.

«Вечерний Барнаул: шах и мат – трагикомедию в стиле шахматной партии поставили в Молодёжном театре Алтая

Сегодня, 12 апреля, на малой сцене Молодёжного театра Алтая состоится премьера спектакля «Дядюшкин сон». Барнаульцам покажут трагикомедию, поставленную по повести Фёдора Достоевского. Зрители увидят не простое представление, а самую настоящую игру в шахматы, в которой фигурами выступят герои произведения. Залог успеха на чёрно-белом поле — выверенная стратегия. Однако можно ли просчитать ходы, если на доске живые люди?

Спектакль погружает зрителей в события XIX века, перенося их в провинциальный сибирский город, где жизнь течёт своим чередом. Но это спокойствие нарушается приездом важного гостя — старого князя. Он попадает в руки местной гранд-дамы Марьи Москалёвой, которая мечтает выдать свою дочь Зину за знатного гостя. Однако на пути к этой цели возникают многочисленные преграды. Сможет ли «заботливая» мать добиться желаемого, зрители узнают, посмотрев трагикомедию, которая оформлена в стиле шахматной партии.

На сдаче спектакля внимание гостей привлекли необычные декорации. Огромные шахматы, вписанные в интерьер комнаты, выделялись на чёрно-белой доске. Но это было не единственное, что напомнило популярную игру.

Героев стилизовали под фигуры – актёры одеты в чёрные и белые костюмы. Их украшения и поведение давали понять, кто из них король, ферзь или слон.

В главных ролях выступили Галина Чумакова, Анфиса Козырева, Виктор Синицин, Александр Пальшин, Валерий Лагутин и другие. Они не просто представили интересную историю, но и убедили зрителей, что классическая литература может быть лёгкой и смешной.

«Мы выбрали нетипичное для Фёдора Достоевского произведение, написанное в комедийном жанре. Оно способно показать, что русская классика не всегда трудна для восприятия. Так, «Дядюшкин сон» – это сплав мыслей Фёдора Михайловича, имеющий водевильный сюжет», – объяснила режиссёр-постановщик и сценограф спектакля Дарья Камошина.

Отметим, что автор написал повесть, находясь в сибирской ссылке. За это время он несколько раз посещал Барнаул, который тогда славился своей светской и культурной жизнью. Бытует мнение, что часть героев классик списал с обитателей нашего города.

Премьера трагикомедии «Дядюшкин сон» состоится в стенах Молодёжного театра Алтая им. В.С. Золотухина. Билеты на апрель уже раскупили, но у барнаульцев в этом сезоне ещё будет возможность оценить юмор Фёдора Михайловича Достоевского – повторный показ спектакля состоится 17 мая.

Полина Ян

Источник: «Вечерний Барнаул»

«Алтапресс»: ход замужеством – спектакль по вдохновлённой Барнаулом повести Достоевского покажут в Молодёжном театре Алтая

Хитросплетения судьбы, продуманные ходы и выверенные стратегии, как на шахматном поле. А за всем этим стоит желание обрести личное счастье. Спектакль по повести Достоевского «Дядюшкин сон» представят в Молодежном театре Алтая 12 и 14 апреля. 12+

Богатый князь

Сюжет рассказывает о семье Москалевых: признанной «первой даме» губернского городка Мордасова Марии Александровне (Галина Чумакова) и ее красавице-дочери Зинаиде (Анфиса Козырева), которую мать мечтает выгодно выдать замуж.

За девушку уже сватается молодой и перспективный Павел Мозгляков (Александр Пальшин), однако Зину такая партия не устраивает. Она любит молодого и бедного уездного учителя, за которого ей не позволили выйти замуж несколько лет назад.

В одно утро в доме Москалевых появляется старый и уважаемый князь К. (Виктор Синицин), который, несмотря на свои богатства, страдает старческим слабоумием. В голове Марии Александровны быстро созревает план любыми уловками выдать Зину за князя, чтобы дождаться его смерти и прибрать к рукам состояние.

Гуру шахмат

Режиссером спектакля выступила Дарья Камошина из Санкт-Петербурга. Коллектив театра уже знаком с ней по лаборатории «Жили-были…», которая проходила в прошлом году.

Декорации режиссер придумывала сама: вся сцена и реквизит стали одним большим шахматным полем, а артисты – фигурами, разыгрывающими партию. Костюмами в духе 19 века обеспечила актеров главный художник театра Наталья Сыздыкова.

Поскольку шахматы стали одними из ключевых моментов в постановке, режиссер и артист МТА Эльдар Носачев (сыграл слугу Гришку – рассказчика) брали уроки у шахматного гуру Алтайского края Александра Долгова.

На вопрос почему выбор пал именно на это произведение, Дарья Камошина призналась, что хотелось показать Федора Достоевского с легкой, смешной и современной стороны.

«Некоторые считают, что Достоевский писал только тяжелые и депрессивные произведения, но «Дядюшкин сон» – нетипичная в широком понимании повесть. Это характерный для Федора Михайловича сплав мыслей, но при этом в водевильном сюжете. И это может быть интересно публике», – отметила она.

Прообраз города

Филологи АлтГУ считают, что Достоевский изобразил в городе Мордасове Барнаул 19 века. На тот момент Барнаул считался самым культурным, театральным городом Сибири, и Федор Михайлович мечтал побывать в нем. Желание его исполнилось – и не раз.

Образы Барнаула угадываются в деталях повести – описание, вероятнее всего, реки Пивоварки, упоминание Светозерской пустыни, которая действительно была в то время в Алтайском крае.

Екатерина Копытова

Источник: «Алтапресс»

смотреть фото

«Радио России – Алтай»: В Молодёжном театре Алтая премьера трагикомедии «Дядюшкин сон» Достоевского

В Молодёжном театре Алтая сегодня премьера – на малой сцене дают трагикомедию «Дядюшкин сон» по повести Достоевского. Поставить этот спектакль по собственной инсценировке – давняя мечта молодого питерского режиссёра Дарьи Камошиной. Подробнее – Ирина Вязанцева.

Источник: «Радио России – Алтай»

«Алтайская правда»: в Молодёжном театре Алтая Достоевского сыграли как шахматную партию

В Молодежном театре Алтая Достоевского сыграли как шахматную партию. Спектакль «Дядюшкин сон» по одноименной повести поставила режиссер Дарья Камошина, премьера – 12 и 13 апреля на малой сцене.

Мария Александровна Москалева, первая дама губернского городка Мордасова, мечтает удачно выдать замуж дочь Зинаиду. За нее уже посватался молодой Павел Александрович Мозгляков, но гордая Зина не спешит с ответом. Однажды, желая угодить Марье Александровне, жених привозит в дом Москалевых своего дальнего родственника – старого и немного выжившего из ума князя, даже не подозревая, к чему это приведет.

Сцену МТА Дарья Камошина, выступившая и в качестве сценографа, превратила в большую шахматную доску с декорациями в виде столика-ладьи и часов-ферзя. Костюмы художника Натальи Сыздыковой тоже отсылают к эстетике шахмат. Поскольку свою повесть Достоевский писал в сибирской ссылке, местом действия спектакля сделали неназванный сибирский городок. В ролях – заслуженная артистка России Галина Чумакова, Анфиса Козырева, Виктор Синицин, Александр Пальшин, Наталья Сляднева и другие.

Подробнее в фоторепортаже Евгения Налимова.

Источник: «Алтайская правда»

смотреть фото

«Чичиков – краш»: артист МТА Александр Пальшин претендует на премию за создание образа главного героя в «Мёртвых душах»

Дорогие зрители! Ведущий мастер сцены Молодёжного театра Алтая Александр Пальшин претендует на премию Алтайского края в области литературы, искусства, архитектуры и народного творчества. Артист вышел в финал в номинации «Театральное искусство» за создание образа Павла Чичикова в спектакле «Мёртвые души» Николая Гоголя.

В этом году жители региона могут принять участие в обсуждении проектов, претендующих на получение краевых премий в области культуры. Для этого нужно направить отзыв в Министерство культуры Алтайского края по адресу: 656049, г. Барнаул, пр. Ленина, 41, или на электронный адрес mk22@alregn.ru с пометкой «В комиссию по премиям».

Мы знаем, что многие зрители МТА любят Александра Пальшина, знаем, что его Чичиков попадает прямо в ваши сердца. Видим это в постах, комментариях и книге отзывов. Поэтому просим отправить отклик о работе артиста в этом спектакле в комиссию. Письма принимают до 24 апреля.

«Вести – Алтай»: зрители Молодёжного театра Алтая смогут оценить юмор Достоевского

Юмор Достоевского смогут оценить зрители Молодёжного театра Алтая. Там ставят спектакль «Дядюшкин сон» по повести Фёдора Михайловича.

Это произведение было написано классиком в сибирской ссылке. Есть даже предположение, что часть героев была списана им с обитателей Барнаула.

Актёры Молодёжного театра учатся ходить в стиле шахматных фигур – вся сцена превратится в доску, где перед публикой разыграют партию. Это обусловлено поведением героев повести «Дядюшкин сон», говорит режиссёр.

В бутафорских цехах готовят декорации и шьют эффектные костюмы в стилистке шахматной игры – часы, столик в виде фигур, а шляпы укажут, кто перед нами – король или ладья.

Эту повесть-водевиль Фёдор Михайлович писал в сибирской ссылке, сильно нуждаясь в деньгах, живя в Омске, в Семипалатинске, посещая Новокузнецк и Барнаул, который славился тогда светской и культурной жизнью. Некоторые литературоведы предполагают, что часть героев списана с обитателей милейшего города Б., как называл его русский классик.

Сюжет напомнит несколько знакомых произведений. Здесь и Гоголь, и Пушкин, но всё в фирменном стиле Достоевского. В российском городке живёт мать, которая мечтает выдать дочь за богатого старого князя. Осталось только его обмануть. Остальное – на премьере. Юмор Достоевского публика сможет оценить уже совсем скоро.

Источник: «Вести – Алтай»

смотреть видео

Афиша
Новости
Соцсети