«Алтайская правда»: в Барнауле подвели итоги Театрального фестиваля имени Валерия Золотухина
В воскресенье в Барнауле подвели итоги и вручили награды III Всероссийского молодежного театрального фестиваля им. В.С. Золотухина.
Московские гости
Перед самым закрытием был показан вне конкурса последний, 14-й спектакль – «Мамаша Кураж» московской студии «ПЕВЦОВЪтеатр». Студия создана год назад из выпускников актерского курса, который вели народные артисты России Дмитрий Певцов и Ольга Дроздова в Институте современного искусства.
Ольга Дроздова сыграла главную роль монструозной маркитантки в сценической фантазии режиссера Дмитрия Акриша по мотивам пьесы Бертольда Брехта. Стоит ли говорить, что желающих увидеть ее на сцене было больше, чем мог вместить зал Молодежного театра Алтая? Взорам зрителей предстали картины тотального расчеловечивания в постапокалиптической пустыне войны. Сюжет брехтовской пьесы перемежался пугающими пластическими импровизациями.
Два года назад Ольга Дроздова возглавляла жюри Золотухинского фестиваля – и делилась впечатлениями с супругом.
– Эти рассказы поразили меня. Ольга сама не представляла, что театр так пышно произрастает в этих краях, – признался журналистам Дмитрий Певцов. – Это не периферия, а театральный центр Сибири. «Провинция живет театром», – сказала она. Хотя есть мнение, что театры живут только в крупных городах европейской части России. И спасибо, что нас позвали. Наш спектакль представляет собой одну большую головную боль: нужно привезти 26 человек плюс декорации. Плюс огромное количество технических требований к принимающей стороне, но организаторы выполнили все наши условия.
Выбор «Мамаши Кураж» Дмитрий Певцов объяснил тем, что это хорошее фестивальное название для подготовленной публики, которая знает пьесу и, возможно, видела не один спектакль по ней. «Он мощный, энергетический, больной, где-то страшный. Мы его не так часто играем, и это была возможность его показать».
После спектакля губернатор Виктор Томенко признался: «Довольно непросто переключиться с такого потока эмоций».
– Театральный фестиваль всегда парад талантов, торжество красоты, искусства, новые находки, образы и идеи, – сказал глава региона. – Неделя пролетела быстро, был большой интерес ко всему, что здесь происходило: ежедневным показам спектаклей, мастер-классам. Значит, у фестиваля есть будущее. Я хотел бы поблагодарить всех, кто откликнулся на наше приглашение и сделал фестиваль таким интересным и насыщенным.
Губернатор напомнил собравшимся, что следующий, 2019-й в стране объявлен Годом театра и край не останется в стороне от его проведения: «Мы будем работать над улучшением материально-технической базы учреждений и постараемся найти новые формы продвижения театрального искусства, чтобы у него появилось еще больше поклонников».
Награды и герои
Что касается наград, было ясно, что всем сестрам по серьгам на фестивале не дадут. Уровень спектаклей сильно вырос по сравнению с прошлым смотром, а члены жюри готовы были принципиально отстаивать свое мнение.
– Хочется отвечать за свою профессию и верить, что мы поступили честно. Кроме того, у нас не было никаких лоббирующих обязательств, – подчеркивает председатель жюри Марина Корчак, сотрудник Центрального аппарата Союза театральных деятелей России. – Накануне закрытия мы разошлись в два часа ночи. Нужны были аргументы, а значит, снова шел подробный анализ мизансцен… В этом случае спасает профессионализм жюри. Так что мы шли на компромисс и искали консенсус.
На церемонии награждения начальник краевого управления по культуре и архивному делу Елена Безрукова напомнила, что самый первый Золотухинский фестиваль в 2014 году был неконкурсным: тогда важно было занять свое место на театральной карте страны. Конкурс появился на втором фестивале, а в этом году экспертный совет уже выбирал из многих заявок лучшие.
Награду за лучшую мужскую роль получил Анатолий Григорьев (Порфирий в спектакле «Головлевы» Новосибирского государственного драмтеатра «Старый дом»). Эту же постановку наградили за лучшую работу художника. Лучшая женская роль – у Натальи Ущеко («Электра», Кемеровский театр для детей и молодежи). Открытием фестиваля стала комедия «Лекарь поневоле» Альметьевского татарского драмтеатра. А событием фестиваля – «Электра» из Кемерово.
Режиссер «Электры» Ирина Латынникова в разговоре с «АП» сетовала, что фестивальные показы шли параллельно, и радовалась атмосфере:
– Какие у вас замечательные зрители – добрые, открытые. И такая интеллигентность в детях, школьниках! Мы с ними сталкивались на чужих спектаклях, знакомились, разговаривали. У меня чувство, что здесь сложилось некое театральное братство. Знаете, мы живем в нетеатральном городе, в газетах сокращены отделы культуры. А в вашем театре драмы висят три газетные рецензии разных авторов на спектакль «Время женщин»! Берегите это и держитесь.
В лучшей женской роли второго плана блеснула Любовь Хотиёва в спектакле «Карьера & фортуна» Молодежного театра Алтая. Актриса удостоилась лестных оценок критиков, а сама благодарила партнеров по сцене за терпение. В этой же постановке критики нашли лучший актерский дуэт – Анатолия Кошкарёва и Александра Савина.
Лучшая мужская роль второго плана – у заслуженного артиста России Эдуарда Тимошенко в спектакле Алтайского краевого театра драмы им. В.М. Шукшина «Зойкина квартира». За яркое воплощение женского характера наградили Викторию Федорову («Васса», театр драмы «Творческая мастерская», город Петрозаводск). За творческую фантазию – спектакль «Приключения супер-Толика» Глазовского драмтеатра «Парафраз».
«Новацией» фестиваля стала постановка Прокопьевского драмтеатра им. Ленинского комсомола «Женщина в песках» по Кобо Абэ. Лучшая режиссерская работа и лучший актерский ансамбль – у пронзительного спектакля «Наш класс» Няганского театра юного зрителя, достойного, как признали критики, лучших сцен страны.
Источник: «Алтайская правда»