«Алтайская правда»: в Барнауле завершился фестиваль самостоятельных работ актёров

Буквально накануне карантина в Барнауле завершился IV фестиваль самостоятельных работ актеров «Рождение замысла», организованный краевым отделением Союза театральных деятелей (СТД) России.

Драма, балет, триллер

В его афишу вошло семь спектаклей в разных жанрах, в которых известные артисты выступили в качестве режиссеров-постановщиков.

В феврале на сцене музыкального театра были показаны моноспектакль Юлии Ляминой «Юный Муслим» (в главной роли – солист театра Михаил Лямин) и «Любимые глаза» Насими Нариманова по творчеству азербайджанского эстрадного и оперного певца Рашида Бейбутова. Кроме того, впервые в истории этого фестиваля был поставлен балет «Дюймовочка», а также пластическое действо «Мария де Буэнос-Айрес». Еще два моноспектакля – «Я выхожу на сцену» Галины Зориной и «Монолог провинциальной актрисы» Руслана Гарибова с Любовью Хотиёвой в главной роли – сыграли в марте.

В последний день фестиваля на малой сцене Молодежного театра Алтая показали «Королеву красоты» – спектакль-эскиз в двух действиях режиссера и педагога Татьяны Тимофеевой по известной в России пьесе ирландского драматурга Мартина Макдонаха. Четверка артистов МТА разыграла в скромных декорациях остросюжетный бытовой комедийный триллер о противостоянии престарелой матери и немолодой дочери, воюющих за собственное счастье. Спектакль с убийством и еще одним покушением на убийство получился одновременно и смешным, и жутковатым, как и полагается у Макдонаха.

Актёрский пинг-понг

В некоторых российских театрах 70-летнюю обитательницу ирландского захолустья Мэг Фолан играли актеры-мужчины, которые для этой гротескной «старой ведьмы» не жалели красок. Ведущий мастер сцены МТА Любовь Хотиёва, напротив, сделала свою Мэг максимально человечной – да, отвратительной, жалкой, порой почти инфернальной, но моментами вдруг вызывающей сочувствие. Ну, или играющей на сочувствии.

Теоретически, просто в силу яркости написанного драматургом образа, она могла бы затмить остальных персонажей: выразительная комическая старуха, которая непрерывно канючит суп и кашку, тайком выливает ночной горшок в раковину и изощренно изводит одинокую сорокалетнюю дочь. Но в этом спектакле-эскизе у Хотиёвой с Юлией Юрьевой, играющей Морин, настоящий актерский тандем и психологический пинг-понг, в котором вторая актриса сражается с помощью отчаянного сарказма, временами переходящего в отчаянную ярость.

Неожиданно тонкой получилась и нескладная любовная линия между Морин и ее ровесником, простым ирландским работягой Пато, приехавшим из Лондона (Евгений Быков): сначала свидание, состоящее из неловких фраз и неловких пауз. Затем трогательное и откровенное письмо, которое Пато отправляет женщине и которое ловко перехватывает и уничтожает ее мать. Возможно, из-за приглушенности гротеска таким щемящим получился у режиссера финальный сюжетный твист с сумасшествием несчастной Морин.

Жюри фестиваля «Рождение замысла» присудило «Королеве красоты» награды за смелость творческого поиска (режиссеру Татьяне Тимофеевой), яркое воплощение замысла (актрисе Юлии Юрьевой) и яркий дебют фестиваля (Евгению Быкову).

Выйти на малую сцену

Лучшей постановкой признали спектакль Игоря Мусухранова «Мария де Буэнос-Айрес». Лучшей режиссерской работой – «Монолог провинциальной актрисы» Руслана Гарибова, а сыгравшей в этом моноспектакле Любови Хотиёвой досталась награда за лучшую женскую роль. Жюри определилось с одиннадцатью призами буквально в предкарантинный вечер, но торжественно вручить их уже не успело.

– Сложнее всего в этом году было собраться всем в одном месте: у актеров, участвующих в спектаклях-эскизах, потрясающая занятость в их театрах, – говорит зампредседателя краевого отделения Союза театральных деятелей России Ольга Казаковцева. – И Любовь Хотиёва, и Михаил Лямин, и Насими Нариманов – это как раз самые востребованные артисты в нашем городе. Вот парадокс: можно сидеть и страдать, что у тебя мало работы в театре, а можно выходить на малую сцену и выражать себя.

Стипендии

Как объясняет Казаковцева, артисты еще прошлой весной подали заявки в СТД России и получили стипендии на реализацию своих творческих замыслов. Причем, если некоторые региональные отделения союза присылают три – пять заявок, то от Алтайского края приходит по два десятка.

Любовь Карпова

Источник: «Алтайская правда»

Новости

18.03.2025

«Радио России – Алтай»: в Молодёжном театре Алтая состоялась премьера спектакля «Яга»

17.03.2025

Представители МТА стали призёрами спартакиады работников театрально-концертных учреждений

16.03.2025

«Вечерний Барнаул»: в Молодёжном театре Алтая состоялась премьера спектакля «Яга»

14.03.2025

«Вести – Алтай»: в Молодёжном театре Алтая сегодня и завтра премьера мифической сказки для взрослых «Яга»

«Комсомольская правда – Барнаул»: cпектакль о фольклорной ведьме поставили в Барнауле

«Алтайская правда»: чувственный мюзикл о молодости Бабы-яги поставили в Молодёжном театре Алтая

13.03.2025

Учительский клуб МТА обсудил премьерный спектакль «Яга»

«Радио России – Алтай»: в Молодёжном театре Алтая состоялась премьера спектакля «Яга»

Баба-яга – это вовсе не лесная нечисть, она справедливая и добрая. Новый уникальный проект представили в Молодёжном театре Алтая – состоялись первые премьерные показы спектакля «Яга». Создали музыкальную сказку для взрослых автор идеи и композитор Андрей Григорьев и драматург Мария Малухина. У нас вторая постановка в России этого материала и собственное его прочтение. Подробнее – Ирина Вязанцева.

Источник: «Радио России – Алтай»

Представители МТА стали призёрами спартакиады работников театрально-концертных учреждений

17 марта в Барнауле провели финальные соревнования ежегодной спартакиады Алтайской краевой организацией Общероссийского профессионального союза работников культуры. Состоялись два турнира.

Честь Молодёжного театра Алтая им. В.С. Золотухина в плавании отстаивали четверо. Помощник режиссёра Анжелика Шишкина финишировала первой, преодолев дистанцию за 18 секунд, результат артистки Дианы Зяблицкой – 23 секунды. Фотограф Евгения Савина стартовала на мужской дистанции, вдвое больше, её результат – 36 секунд. Монтировщик сцены Василий Бобровских финишировал за минуту и 3 секунды. Театр занял третье общекомандное место.

После провели состязания по волейболу. Сборная МТА, куда вошли артисты Евгений Быков, Анфиса Козырева, Юлия Нагибина, Антон Нечаев, Эльдар Носачёв и Роман Чистяков, провела две встречи, в итоге команда показала пятый результат в турнире. Таким же стал и общий зачёт театра на спартакиаде 2025 года.

смотреть фото

«Вечерний Барнаул»: в Молодёжном театре Алтая состоялась премьера спектакля «Яга»

В новом спектакле «Яга» (16+) Молодёжного театра Алтая рассказывается история становления главной антагонистки русских сказок. Создатели новой версии – композитор Андрей Григорьев, драматург Мария Малухина, известная барнаульской публике по спектаклю «Василисса», и главный режиссёр театра Дарья Догадова, которая новую постановку жанрово определила как «Музыкальный миф».

Возвращение к истокам

Жанр «Становление злодея» сформировался не так давно. Благодаря «Диснею» были оправданы и перезапущены такие персонажи, как Малефисента, Круэлла, которые, как оказалось, превратились в антагонистов под воздействием психологических травм, вызванных несправедливостью мира. По мнению Дарьи Догадовой, когда на свет родилась история, сочинённая Андреем Григорьевым и Марией Малухиной, стало удивительно: почему до сих пор никто не задумался об истории происхождения такого колоритного персонажа, как Баба Яга.

«Это очень привлекательная история, – рассуждает режиссёр спектакля. – Она о женщине, вернее, о женском архетипе, который не мешало бы в себе отыскать. Кроме того, эта сказка о том, как люди возвращаются к своим истокам, к своей первородности, изначальным программам, чтобы определить: из какого ключа они пьют воду. Для самоанализа и погружения в себя – это очень интересный опыт».

Речь идёт о материале, в котором много музыки, песен, представляющих собой как сольные, так и хоровые партии. Как рассказала Дарья Догадова, этой историей с театром поделилась сама драматург, у неё с Молодёжным театром Алтая завязались давние тёплые отношения.

– В моей жизни часто бывает, что самое лучшее и важное приходит само, – делится Дарья Догадова. – Можно сказать, что и этот материал буквально приплыл к нам в руки. И мы решили рискнуть и прыгнули в этот колодец.

Мюзикл как тренинг

Как считает режиссёр, главная смелость театра была в том, что он, пусть и не впервые, но взялся за музыкальный материал. У артистов есть опыт исполнения вокальных партий, да и зрители успели привыкнуть к новым краскам, которые привносит мюзикл на драматическую сцену.

«То, что драматические театры стали обращаться к музыкальному жанру, для меня понятная история, – отмечает Дарья Догадова. – Дело в том, что сегодня жанровые структуры претерпевают глобальные изменения, а потому идёт размывание их границ, что, на мой взгляд, прекрасно. Ведь мы имеем дело с театром, который всегда представлял собой синтез искусств, в этом пространстве всегда изобретается что-то новое. Имея дело с таким жанром, как мюзикл, драмтеатр обогащается умением работать по другим законам существования. Когда задействованы не только жесты или мимика, а всё тело, нутро, голос и другие средства выразительности. Здесь нужно выкладываться по полной и в пластике, и в вокале, и в проживании роли. На мой взгляд, это хороший тренинг, который делает артиста на голову выше».

Разрушая стереотипы

По сюжету Яга (Елена Логачёва) – это дочь мельника, рождённая на свет с увечьем. Будучи хромой на одну ногу, она с детства была изгоем среди сверстников, не умела за себя постоять. Но однажды, повстречав в лесу Гамаюна (Антон Нечаев) – вещую птицу, проявляет свои лучшие черты, за что тот уговаривает богиню Мару-Морену (Светлана Лепихина) помочь несчастной девушке. В итоге та обретает костяную ногу и становится всесильной. Однако в княжестве, где обитает Яга, новые способности девушки становятся очередной проблемой. Научившись гадать, ведунья предсказывает Забаве (Ольга Жучкова), дочери князя (Анатолий Кошкарёв), вовсе не ту историю любви, о которой она мечтала. А когда гадание исполнилось, то Забава во что бы то ни стало решила отстоять своё счастье. Влюбившись в бога Велеса (Роман Чистяков), избравшего себе в суженые Ягу, дочь князя решила разлучить возлюбленных.

– Эта роль для меня – огромный подарок, – отмечает актриса Елена Логачёва, сыгравшая Ягу. – Мне было интересно погрузиться в мифологию, узнать, какие стереотипы окружают моего персонажа. Оказалось, что это вовсе не злая старуха, которая ест детей, скорее, она ведунья, которая знает о мире больше других, умеет лечить и предсказывать. К примеру, существует представление, что Баба-Яга запекала в печи детей. Однако, если эту тему исследовать, то можно выяснить, что раньше существовали женщины-ведуньи, которые лечили недоношенных детей: закутывали их в тесто и сажали в тёплую печь, чтобы их согреть, спасти. Вообще, этот персонаж много в чём во мне откликается. Неслучайно на моём тексте выведено слово «Справедливость», потому что Яга – это про честность, благородство, милосердие, доброту.

Широкими мазками

На протяжении сказки на сцене царит таинственный мир, населённый фольклорными персонажами, известными всем с детства. Благодаря поворотному кругу герои спектакля оказываются то на мельнице – в доме Яги, то на мосту через реку Смородину, отделяющую мир мёртвых от мира живых, то в княжеских покоях.

«Работая над спектаклем, мы не воссоздавали чисто славянскую историю, – говорит режиссёр. – На сцене не будет кокошников и вышиванок, наоборот, мы стремились от этого уйти и показать более первобытный мир – тёмный и дикий, племенной, наполненный сложными, экспрессивными красками. Перенося сказку на сцену, мы старались использовать широкие мазки и яркие жесты, избегая сентиментального психологизма, который хоть и присутствует, но на другом уровне – низменном, животном. И исследовать это начало тоже было интересно».

Следующие показы спектакля «Яга» состоятся на сцене Молодёжного театра Алтая 3 и 12 апреля.

Наталья Катренко

Источник: «Вечерний Барнаул»

«Вести – Алтай»: в Молодёжном театре Алтая сегодня и завтра премьера мифической сказки для взрослых «Яга»

История злодейки и ведьмы, которую многие боялись в детстве, заиграет новыми красками. Автор либретто Мария Малухина не претендует на истину, ведь при создании текстов сама опиралась на славянские мифы. Костюмы, декорации, игра света и цвета помогают зрителям погрузиться в мистическое пространство, где славянские боги существуют наравне с людьми. Нас сделают свидетелями становления юной ведьмы. Спектакль «Яга» поставлен в жанре мюзикла. В нём участвуют 24 артиста театра.

Источник: «Вести – Алтай»

смотреть видео

«Комсомольская правда – Барнаул»: cпектакль о фольклорной ведьме поставили в Барнауле

Молодёжный театр Алтая представил очередную премьеру этого года – постановку «Яга» (16+). Яга – это, как правило, злая старуха, известная нам с детства по мифологии и фольклору. Она делают людям плохо, колдует, посылает проклятия и всячески пугает. Но в то же время полно сказок, где она помогает и даже излечивает хворь.

«Что делает ведьму ведьмой? Страх тех, кто не желает услышать её правду, или выбор, который она совершает, когда мир отворачивается? «Яга» – это не сказка о чудовище. Это исповедь женщины, чья душа стала полем битвы между свободой и судьбой, любовью и предательством, светом знания и тьмой отчаяния», – говорят создатели спектакля.

Творческая команда Молодёжного театра Алтая попытается показать Ягу не только плохой и злой старухой. Её история будет рассказана иначе и, возможно, вы пересмотрите своё отношение к ней и перестанете бояться или пугать малышей.

Главную роль в спектакле исполнит выпускница факультета театрального искусства Балтийского института Елена Логачёва. Она поступила на службу в театр в 2022 году. До того, как сыграть злодейку, ей доставались совершенно противоположные роли – Прекрасной принцессы и Фрейлины в легендарной истории «Бременские музыканты», Молодой Царицы в «Сказке о спящей Царевне», Артистки цирка в «Каштанке» и т.п.

Ближайшие показы спектакля «Яга» состоятся 14, 15 марта, 3, 12 апреля. Билеты уже в продаже.

Анна Сёмина

Источник: «Комсомольская правда – Барнаул»

смотреть фото

«Алтайская правда»: чувственный мюзикл о молодости Бабы-яги поставили в Молодёжном театре Алтая

Композитор Андрей Григорьев и автор либретто, известный современный драматург, Мария Малухина обратились к славянским мифам, чтобы рассказать историю о том, как хромая дочка мельника Яга превратилась во всем известную ведьму. Спектакль предназначен для зрителей 16+.

В театре предупреждали, что «Яга» – не сказка о чудовище, а исповедь женщины, чья душа стала полем битвы между свободой и судьбой, любовью и предательством.

Главный режиссёр МТА Дарья Догадова говорит, что стремилась уйти от русской эстетики с кокошниками в сторону более архаичной и дикой, ещё племенной, где все краски чувств однозначные, яркие и экспрессивные. «Мы работали таким широким мазком без налета сентиментального психологизма», – говорит режиссёр.

Сыгравшая Ягу актриса Елена Логачёва называет эту роль огромным подарком: «Интересно было погрузиться в мифологию, узнать, что это за персонаж, разрушить стереотипы и рассказать, что с ней случилось. Мы как будто попали в сказку, и сейчас очень сложно будет возвращаться обратно в реальность и серые будни».

Премьерные показы 14 и 15 марта. Сморите, каким получился мюзикл «Яга», в репортаже Олега Богданова.

Источник: «Алтайская правда»

смотреть фото

Учительский клуб МТА обсудил премьерный спектакль «Яга»

13 марта в Молодёжном театре Алтая им. В.С. Золотухина прошёл генеральный прогон музыкального мифа Андрея Григорьева и Марии Малухиной «Яга». Участники «Учительского клуба МТА» вместе с театральными педагогами Ольгой Старковой и Алексеем Мансковым делились самыми свежими впечатлениями от просмотренного.

Глубокое погружение в атмосферу славянского фольклора, полного контрастов и интересных деталей, породило много мнений. В процессе обсуждения пытались разобраться в символах, используемых в спектакле, значении мельницы, моста и реки. Особое внимание уделили персонажам – самой Яге, Богу Велесу, Княжне Забаве, Птице Гамаюн, Богине Маре и другим.

смотреть фото

Афиша
Новости
Соцсети