«Алтайская правда»: в Молодёжном театре Алтая поставили мрачную комедию об ирландском захолустье

Молодёжный театр Алтая в новогодние каникулы представил премьеру спектакля «Сиротливый Запад» по пьесе Мартина Макдонаха. Жанр новой постановки режиссер Андрей Воробьёв обозначил как «ирландская комедия». Для артиста МТА это уже третья режиссерская работа на барнаульской сцене, но на сей раз он взялся, пожалуй, за самый сложный материал. Макдонах – трудный драматург для любого постановщика, даже если непрерывно держать в уме: то, что нас ужасает в его текстах, не более чем мрачный ирландский юмор.

Снова ружьё…

В пьесе на четырех актеров три главных персонажа. Молодые братья Конноры, Вэлин (Иван Протасов) и Коулмен (Анатолий Медянцев) – обитатели захолустного Линейна и, прямо скажем, не столпы местного общества. Они находятся в состоянии перманентной войны: жестоко ссорятся из-за выпивки и чипсов, своего основного рациона, не упускают случая унизить друг друга и делят небогатое наследство недавно погибшего отца. После похорон к ним частенько заглядывает местный католический священник отец Уэлш (Андрей Одинцов), тоже пьяница, про которого все в городке доподлинно знают, что у него очередной кризис веры. Четвертый персонаж – местная старшеклассница Гэлин (Анастасия Данилова), которая и снабжает братьев алкоголем. Весело, не правда ли?

Сцена в точности воспроизводит то, как видел место действия драматург: гостиная старого запущенного фермерского дома с камином, уставленным пластмассовыми статуэтками святых, потрепанная мебель, фотография собаки в рамке. Почти все предметы и поверхности помечены большой буквой V, то есть принадлежат Вэлину. На стене над камином – многозначительное ружье, а над ним кривовато висит католическое распятие.

За кадром этой истории ружье уже сыграло свою роль: из него Коулмен Коннор и застрелил отца – случайно так получилось, вот и Вэлин подтвердил, он – единственный свидетель. Чтобы не видеть сомнительности всего происходящего, нужно крепко зажмуриваться – или очень много пить, чем и занимается несчастный отец Уэлш, у которого в приходе и без того праведников не найти. Но что, если его личностный кризис зайдет слишком далеко и священник решится на крайние меры, чтобы спасти хотя бы две заблудшие души?

Барнаульским зрителям Мартин Макдонах скорее уж известен как киносценарист и режиссер культового фильма «Залечь на дно в Брюгге» и оскароносных «Трех билбордов на границе Эббинга, Миссури». Если вы их видели, значит, знаете его стиль. А вот с пьесами ирландца барнаульские театралы едва ли знакомы.

До сих пор здесь видели только его «Королеву красоты»: свою кукольную версию привозила на фестиваль «Зазеркалье» новосибирский режиссер и педагог Эльмира Куриленко. А прошлой весной на фестивале самостоятельных работ в том же Молодёжном театре сыграли «Королеву красоты» в постановке Татьяны Тимофеевой с Любовью Хотиёвой и Юлией Юрьевой в главных ролях, и тот спектакль, смешной, пугающий и тонкий, при всей своей эскизной природе с неожиданной легкостью брал зрителя за живое.

А вот для постановщика Андрея Воробьёва Макдонах – не чужой автор. Воспитанник АГИКа несколько лет играл главные роли в известном на всю страну пермском театре «У Моста», который знаменит еще и тем, что первым открыл выдающегося драматурга для российской публики (и даже несколько лет проводит большой «Фестиваль Макдонаха» в Перми).

Две истории

Своих самых первых зрителей режиссер счел нужным предупредить, мол, не пугайтесь, это такая комедия. Это правда, но лишь отчасти: жестокость и чернушность сюжетов у Макдонаха всегда маскирует его странную любовь и сочувствие к людям, надежду на свет, искупление или хотя бы прощение. В новом спектакле вся эта сложнейшая эмоциональная нагрузка возложена исключительно на плечи новичка труппы МТА и еще одного выходца из театра «У Моста» Андрея Одинцова, играющего огненно-рыжего отца Уэлша. Проблема в том, что, когда он не на сцене, спектакль как будто сразу лишается сердца. Возможно, это еще удастся исправить, но пока «Сиротливый Запад» распадается на две неравные истории: священника, тонущего в своем отчаянии, и двух отморозков, не жалеющих друг для друга изощренных издевательств. Но если вы задаетесь вопросом, зачем это смотреть, то для начала это и правда смешно.

Любовь Карпова

Источник: «Алтайская правда»

Новости

26.06.2022

Итоги сезона: юбилеи на сцене МТА

25.06.2022

Итоги сезона: адаптация спектаклей для незрячих и слабовидящих

24.06.2022

Итоги сезона: премьеры

23.06.2022

В Молодёжном театре Алтая состоялась премьера спектакля «Марьино поле»

«Комсомольская правда – Барнаул»: в Молодёжном театре Алтая покажут последнюю премьеру сезона

«Алтайская правда»: Молодёжный театр Алтая закрывает сезон премьерой

22.06.2022

«Алтайская правда»: чем запомнился землякам актёр Валерий Золотухин

Итоги сезона: юбилеи на сцене МТА

В этом сезоне двое артистов театра отмечали юбилей творческой жизни.

2 сентября 25-летие на сцене МТА отмечала Юлия Юрьева. Артистку приняли в театр сразу после окончания Алтайского государственного института культуры. Причём диплом у Юлии Юрьевой красный. За эти годы она исполнила более 60 ролей в спектаклях по лучшим русским и зарубежным произведениям. Каждый, кто видел её на сцене, знает, что артистка может буквально всё. Она восхитительна и в детских сказках, и в вечерних спектаклях.

3 сентября было 50-летие профессиональной деятельности у ведущего мастера сцены МТА Нины Таякиной. Нина Васильевна с отличием окончила Горьковское театральное училище, после чего поступила работать в Алтайский театр юного зрителя. С первых дней работы актёрская судьба сложилась удачно – она играла почти в каждом спектакле. Несмотря на занятость в репертуаре, Нина Таякина окончила Театральное училище имени Бориса Щукина, получила профессию режиссёра и поставила несколько спектаклей.

К этой дате в театре состоялся творческий вечер Нины Таякиной «50 лет на сцене». Она читала стихи, пела, делилась воспоминаниями, рассказывала о любимых ролях, об опыте съемок в кино.

Вклад Нины Васильевны в театральное искусство переоценить невозможно. В 1998 году ей справедливо присвоили звание заслуженной артистки Российской Федерации. Но и на этом ведущий мастер сцены останавливаться не стала. Ещё одна веха – педагогическое поприще. Уже 15 лет она ведёт актёрское мастерство в Алтайском государственном институте культуры, курирует студентов, готовит к выходу на большую сцену.

Итоги сезона: адаптация спектаклей для незрячих и слабовидящих

Молодёжный театр Алтая стал победителем грантового конкурса программы поддержки людей с нарушением зрения «Особый взгляд» Благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт». Фонд выделил средства на адаптацию трех постановок для незрячих и слабовидящих, направил в театр специальное оборудование – мобильный передатчик и 20 аудиоприемников.

Тифлокомментарии (лаконичное речевое описание визуальной составляющей – предмета, пространства или действия – которое непонятно незрячему без специальных словесных пояснений) появятся у глитча Максима Соколова Wonder boy, урока (мне) взрослому Бениамина Коца «Крахмальная, 92» по повести Януша Корчака «Когда я снова стану маленьким» и семейной истории Петры Вюлленвебер «Временно недоступен» в постановке Анны Зиновьевой. Адаптацией спектаклей занимается специалист из Новосибирска Марина Копысова, заместитель директора Новосибирской областной специальной библиотеки для незрячих и слабовидящих. Она окончила Институт профессиональной реабилитации и подготовки персонала Всероссийского общества слепых «Реакомп». Многие годы работает с людьми, у которых есть физические или сенсорные ограничения. Не раз готовила тифлокомментарии к постановкам театров Сибири.

Марина Ивановна уже дважды посетила МТА, познакомилась с руководством и сотрудниками театра, осмотрела большую сцену и зрительный зал, побывала на показах спектаклей-участников проекта Wonder boy и «Крахмальная, 92».

Изначально планировалось, что спектакли для особенных зрителей в Молодёжном театре Алтая будут идти с весны. Но из-за определённых обстоятельств оборудование доехало до Барнаула только в середине июня. Театр встретит людей на показах адаптированных постановок уже в сентябре. Предварительно состоится тестирование полученной техники и специальный инструктаж сотрудников, работающих со зрителями.

Итоги сезона: премьеры

Творческий сезон МТА начал с премьеры спектакля «Загадочное ночное убийство собаки» по пьесе Саймона Стивенса. Главный герой детектива – мальчик-аутист, который ненавидит прикосновения и не касается никого даже взглядом. Он любит находиться в одиночестве. Расследуя убийство соседской собаки, в котором является главным подозреваемым, случайно открывает и разгадывает собственную семейную тайну. Премьера спектакля Андрея Воробьёва состоялась 8 сентября.

12 ноября в Молодёжном театре Алтая состоялась премьера спектакля режиссёра Бениамина Коца. Он ставил «Крахмальную, 92» по повести польского просветителя Януша Корчака «Когда я снова стану маленьким». Главный герой спектакля мечтает поскорее вырасти. Но когда мечта сбывается, понимает, что это не приносит ему ожидаемого счастья: оказывается, быть взрослым не так уж приятно. И теперь единственный способ хотя бы ненадолго снова стать маленьким – просто вспоминать, что с тобой происходило много лет назад.

23 декабря в репертуар театра вошла страшная сказка «Василисса» по пьесе Марии Малухиной. Над спектаклем работала постановочная группа из Москвы, которую возглавляла режиссёр Виктория Печерникова. Сюжет про девочку, идущую в страшный лес, знаком с детства. Современная «Василисса» в версии МТА – это не сказка для маленьких, это история про взросление. Героине предстоит пройти множество опасных испытаний, встретить на пути помощников и врагов – фантастических существ из мира русских народных сказок, и, в конце концов, встретиться с самой собой.

2 января зрителям представили комедию «Свободная пара» по пьесе итальянского драматурга Дарио Фо. Новый спектакль поставил главный режиссёр МТА Алексей Серов. По сюжету муж предлагает жене жить в браке без взаимных обязательств в верности и любви. По его мнению, только так можно сохранить честные и долгие супружеские отношения. Но муж не предполагал, что когда-нибудь и его жена воспользуется заключённым между ними договором и заведёт себе любовника.

Сразу после этого Алексей Серов занялся новым проектом – первым полноценным в истории Молодёжного театра Алтая мюзиклом. Либретто, музыку и стихи к «Фаусту» написал московский композитор Александр Шевцов. В команду постановщиков вошли именитые номинанты и обладатели «Золотой Маски»: хореограф Николай Андросов, сценограф Илья Кутянский, художник по костюмам Наталья Сыздыкова, художник по свету Дмитрий Зименко и консультант по вокалу Александра Чопик. Премьера состоялась 18 марта.

1 июня, в Международный день защиты детей, состоялась премьера музыкальной сказки Юрия Олеши «Три толстяка». Специально для барнаульского театра инсценировку по роману для детей создавал режиссёр Павел Пронин. Погружаясь в фантастический водоворот непредсказуемых событий, в борьбе со злом и несправедливостью герои могут рассчитывать только на своих преданных друзей и на собственные силы. А источником этих сил становится внутренняя свобода человека и решимость никогда не предавать свои идеалы.

Закрыл творческий сезон Молодёжный театр Алтая 23 июня премьерой спектакля по пьесе Олега Богаева «Марьино поле». Над ним работала известный в Барнауле режиссёр Ирина Астафьева. Героини, три столетние жительницы вымершей деревни, отправляются встречать мужей на железнодорожную станцию, откуда в 1941 году проводили их на войну. Каждая верит, что её избранник выжил, а с именами в похоронках просто напутали. На пути женщин встречаются самые неожиданные персонажи, среди которых Геббельс, Левитан, Человек-гриб и многие другие. Их появление можно объяснить только фантастическими аномалиями.

Итого за год репертуар МТА пополнился семью спектаклями. На следующий творческий сезон у театра не мене амбициозные планы.

В Молодёжном театре Алтая состоялась премьера спектакля «Марьино поле»

23 июня в Молодёжном театре Алтая состоялся премьерный показ странствия «Марьино поле» по пьесе Олега Богаева. Этим спектаклем МТА закрыл творческий сезон.

Над пьесой уральского драматурга работала режиссёр Ирина Астафьева. К постановке она привлекла сценографа Георгия Пашина и художника по костюмам Марию Рыкову из Санкт-Петербурга, музыкальным оформлением занималась Екатерина Порсева, хореографией – Александр Пучков.

Героини – три одинокие старухи из заброшенной деревни – решаются идти встречать мужей на железнодорожную станцию, откуда в 1941 году проводили их на войну. Каждая верит, что её избранник выжил, а с именами в похоронках просто напутали. Каждая верит, что любимый вернётся тем же – молодым и красивым.

Прихватив корову, патефон и фотокарточки своих солдат, подруги отправляются в долгое путешествие. Путь через топкое болото, дремучий лес, реку с густым туманом и широкое поле оказывается совсем непростым. В дороге старухи сталкиваются со странными персонажами, среди которых Геббельс, Левитан, Человек-гриб и многие другие…

Спектакль «Марьино поле» о верной дружбе, вере в мечту, надежде на чудо, желании жить. Но прежде всего он о женской любви, всеобъемлющей, сильной, красивой, вне времени и вне пространства.

Следующие показы нового спектакля состоятся в Молодёжном театре Алтая уже только осенью.

смотреть фото

«Комсомольская правда – Барнаул»: в Молодёжном театре Алтая покажут последнюю премьеру сезона

В четверг, 23 июня, в Молодежном театре Алтая состоится показ заключительной премьеры сезона – спектакля «Марьино поле».

– Героини – три одинокие старухи из заброшенной деревни – решаются идти встречать мужей на железнодорожную станцию, откуда в 1941 году проводили их на войну. Каждая верит, что её избранник выжил, а с именами в похоронках просто напутали. Каждая верит, что любимый вернётся тем же – молодым и красивым, – рассказывают в театре.

«Марьино поле» – это пьеса Олега Богаева. Действующие лица – три старушки. Каждой из них по 100 лет. Они живут в старой заброшенной деревне, где кажется, кроме них никого и не осталось, ни одной души…

Отправляясь за своими солдатами, верные подруги берут с собой все самое ценное: корову, патефон и фотокарточки своих мужчин. В пути им придется преодолеть топкое болото, дремучий лес, реку с густым обволакивающим туманом, поле… А кроме этого происходят странные вещи: старушки встречают Геббельса, Левитана, Человека-гриба.

Этот спектакль рассказывает о дружбе, вере в мечту и надежде на чудо. Бедные женщины до последнего надеются, что смогут увидеть своих героев. А к некоторым они даже являются. По крайней мере, они так считают. Женская верность и любовь не имеет границ.

Билетов на премьеру, к сожалению, уже не осталось, но посмотреть пьесу можно будет в сентябре. Стоимость – 350 рублей. Спектакль идет на малой сцене.

Источник: «Комсомольская правда – Барнаул»

смотреть фото

«Алтайская правда»: Молодёжный театр Алтая закрывает сезон премьерой

23 июня на малой сцене МТА покажут спектакль «Марьино поле» режиссера Ирины Астафьевой по пьесе уральского драматурга Олега Богаева. Героини – три 100-летние вдовы из обезлюдевшей деревни – решают идти встречать мужей на железнодорожную станцию, откуда проводили их на войну. Они верят, что их избранники на самом деле выжили и вернутся к ним такими же молодыми. По дороге через поля и леса они сталкиваются с Геббельсом, Сталиным, Человеком-грибом и другими странными персонажами.

Жанр новой постановки определили как «странствие». В МТА «Марьино поле» называют спектаклем о верной дружбе, надежде на чудо и женской любви вне времени и пространства. В главных ролях – Наталья Сляднева, Анастасия Воскобойник, Виктория Проскурина, Юлия Юрьева.

Источник: «Алтайская правда»

смотреть фото

«Алтайская правда»: чем запомнился землякам актёр Валерий Золотухин

21 июня – день рождения народного артиста РСФСР Валерия Сергеевича Золотухина. В честь памятной даты мы узнали у жителей Алтайского края, за что они любят и ценят творчество известного актёра. В опросе приняли участие наши земляки в возрасте от 19 до 45 лет.

«Золотухин – очень талантливый человек. Он был одним из тех, кто призывал остановить войну в Чечне, он заслуженный артист РСФСР, у него есть орден за заслуги перед Алтайским краем, медаль за особый вклад в развитие Кузбасса. Мне понравились его роли в фильме «Мастер и Маргарита», в сериале «Не родись красивой», в фильмах «Чёрная молния», «Вий» и «Мёртвые души», – Ольга Иванова, студентка.

«Все его роли буквально пропитаны добротой. Независимо от того, играет он патриарха, вампира, монаха, чудаковатого деревенского старика – все роли лучатся добротой. Каждая роль, даже самая маленькая, проходит красной нитью через всё произведение. Его герои учат зрителя человеколюбию, поиску положительных качеств в абсолютно любом человеке. Каждую роль он проживает вместе со своим персонажем, отдавая ему частичку себя. При всей его, казалось бы, комедийной внешности, его мысли настолько глубоки в каждой работе, что его доброта и мудрость перевешивают внешнюю простоту.

Я люблю историческое кино, поэтому запомнила его по роли в фильме «1614». Там он играет монаха, живущего в Смутное время. Герой уходит в пустошь молиться о спасении Руси. Перед этим он произнёс пламенную речь, в которой призывал стороны конфликта к миру. Он настолько убедительно сыграл процесс молитвы, с отказом от еды, что к этому монаху проникаешься огромным уважением и даже чувствуешь… веру в Бога. Такое ощущение, что в этом человеке была сосредоточена вся вера русского народа, и тяжёлое бремя, которое наложила Смута на весь народ, будто прошла целиком через него. Когда после Земского собора он спустился с горы, на которой молился, в его глазах отражалось такое великое, всеобъемлющее счастье. И не столько за себя, сколько за всю страну, что это трогает до глубины души», – Виктория Комиссарова, жительница Барнаула.

«Насколько я знаю, Золотухин – народный артист СССР. Это звание говорит само за себя. Также, артист родился в Алтайском крае и строительством театра власти поддерживают земляков. Я видела только два фильма с участием Золотухина: «Иван Васильевич меняет профессию» и «Ночной дозор». Как по мне, Золотухин – талантливый актёр», – Анна Мастерских, студентка.

«К концу жизни Золотухин стал значимой фигурой не только в искусстве, но и в политике. Он как актёр пережил упадок отечественного кинематографа, не сдался, не ушёл ни из кадра, ни со сцены. Он проявил силу, старался возродить культуру. И назвать театр в его честь – это правильно. Ведь он пытался донести и до молодёжи в том числе, что русский театр и русское кино — это не проходящее явление. Это актёр, у которого всегда был свой стиль. Стиль в искусстве и стиль политический. Он придерживался всегда своей линии, действовал не в угоду публике и был верен своим убеждениям. Он старался любой острый вопрос решить мирным путём. Прямо как его герой Бумбараш с его знаменитой фразой «Наплевать, наплевать, надоело воевать». И за это его можно уважать не только как актёра, но и как личность», – Ольга Перевалова, жительница Барнаула.

«Меня восхищает огромное количество сыгранных ролей, большой профессионализм. Запомнились фильмы «Черная молния», «Ночной дозор», сериал «Не родись красивой», – Софья Нейштадт, студентка.

«На мой взгляд, Валерий Золотухин – очень колоритный актёр. Любая его роль, даже эпизодическая, всегда запоминается зрителю. Особенно запомнил его по работам в фильмах «Ночной дозор» и «Дневной дозор», а также в сериале «Участок». Кому-то его образы могут показаться чудаковатыми и слишком глупыми, но, мне кажется, в этом и есть его шарм. В его душевной, простой мудрости и тёплых глазах. Даже вампир в его исполнении по-своему очарователен. А уж добродушный старичок Хали-Гали из «Участка» так и вовсе, как по мне, потрясающая работа. И театр в честь Золотухина, конечно, заслуженно назван. Он учит нас сопереживать героям на экране и на сцене, а следом и друг другу. И в этом плане как актёр и общественный деятель Валерий Золотухин – замечательный пример всем нам», – Николай Смирнов, студент.

«Молодёжный театр — потрясающее место! Архитектура здания завораживает, особенно в сумерках города. Театр объединил в себе множество прекрасных фестивалей, таких как «Реальный театр», «Новые пьесы из Европы», «Володинский фестиваль». Теперь перейдем ближе к роли Валерия Сергеевича Золотухина. Очень талантливый актёр! Хочу отметить его роль в обучении актёров. Ведь благодаря Валерию Золотухину был отобран курс актеров, и не один», — Василиса Бирючевская, студентка.

На родине Валерия Золотухина помнят. Это, пожалуй, самое главное. Может быть, день рождения артиста станет для вас поводом пересмотреть любимые картины с его участием?

Софья Комарова

Источник: «Алтайская правда»

Афиша
Новости
Соцсети