«Алтайская правда»: в Молодёжном театре Алтая прошли первые показы мюзикла «Фауст»

В Молодёжном театре Алтая прошли первые показы мюзикла «Фауст». Перед премьерой в МТА настойчиво напоминали, что «Фауста», конечно, Гёте написал, но вообще-то, легенда об ученом муже, продавшем душу дьяволу, известна в различных интерпретациях еще с XVI века. Напоминали неспроста, потому что московский композитор и автор либретто и стихов Александр Шевцов тоже предложил свою версию сюжета, которую вполне можно показать зрителю 12+: с роковой любовью и мрачными чудесами. При этом человека постарше в новом спектакле ждет немало тонких и, что уж скрывать, невеселых наблюдений, резонирующих с окружающей нас жизнью.

Всего лишь мистификация?

На сцене выстроили условный Виттенберг, где жил настоящий Фауст, в виде ряда фахверковых домиков, беленьких, с темными диагональными балками (что может быть более немецким?) – и прикрыли его полупрозрачным занавесом-экраном. Проекция старинных гравюр и краткого текста на этот экран обозначила основную коллизию: спор между высшими силами и посланником ада за душу добродетельного человека, того самого доктора Фауста, пожилого врача.

Мы об этом Фаусте вообще многое услышим еще до того, как впервые увидим на сцене: вот средневековые заключенные, гремя цепями, пересказывают самые дикие сплетни про доктора-чернокнижника – будто был у него черный пес, а на самом деле злой дух, который ему помогал. Все дело в том, что историю сотрудничества доктора с посланником ада нам представляют в ретроспекции, и начнется она с допроса инквизицией некоего Мефистофеля (Александр Пальшин; в другом составе его играет Роман Чистяков).

Тот, впрочем, уверяет, что зовут его Магнус Шпигельман и он бродячий актер, шут и фокусник. А вся история с дьявольской сделкой – не более чем мистификация нанятых артистов по заказу Вагнера – обиженного ученика Фауста. На что же Вагнер обиделся? На то, что доктор, спасший город от страшной эпидемии чумы, отказался на этом нажиться. (Заметим в скобках, что сперва в мистификацию легко поверить – внешность у Александра Пальшина совсем не мефистофелевская, но вскоре он компенсирует это неожиданной инфернальностью).

Печальные песни

А вот и чума – о ней поют встревоженные горожане. И только тут мы видим заглавного героя – седого и согбенного под тяжестью прожитых лет. Молодой актер Владимир Кулигин, играя пожилого Фауста, говорит чуть надтреснутым голосом, медлительно перебирает фолианты, колдует над стеклянными колбами.

Он и правда придумал, как остановить эпидемию, но исцелить заболевших и тем более воскресить мертвых не в силах. Так есть ли прок от его наук?
И не стоит ли обратиться за помощью к темным силам? Тем более что они немедленно откликаются, предлагают расписаться кровью в договоре и возвращают молодость. А с ней и желание вкусить плодов, которых ученый педант прежде сторонился, например любви прекраснейших женщин вроде Елены Троянской (Наталья Очаковская; в других составах играют Анастасия Воскобойник и Ольга Жучкова). Или удовлетворения профессионального честолюбия. Но все это перестает быть важным, когда Фауст встречает юную Маргариту (Анастасия Данилова; в другом составе играет Анастасия Милютина), потерявшую в эпидемии чумы мать и младшую сестру и проводившую на войну старшего брата.

Ей в мюзикле принадлежат две самые нежные, прекрасные и печальные песни, одна – о погибшей сестре, другая – предсказание собственной судьбы. Есть и еще два важных музыкальных лейтмотива – дуэт Фауста и Маргариты и циничная песенка Мефистофеля, в которой тот небезосновательно утверждает, что весь мир вокруг – совсем не то, чем хочет казаться.

Но любовь Фауста и Маргариты приводит к катастрофическим последствиям: брат девушки убит на дуэли ее возлюбленным, который вынужден бежать из города. Сама она, как предполагаемая сообщница убийцы-чернокнижника, заточена в тюрьму и скоро будет казнена.

Вскользь, без нажима

Читавшие Гёте уже заметили отклонения от классического сюжета. В спектакле Алексея Серова и Александра Шевцова и правда обошлось без утопления внебрачных младенцев и других жутких штук. Да и финал истории несчастных влюбленных сделан столь прозрачными, практически акварельными мазками, что выглядит торжеством человеческого духа и любви. А чтобы подростки 12+ за два с половиной часа гарантированно не заскучали над средневековой легендой, ближе к концу в спектакль вторгнутся более близкие им реалии, например видеосозвоны Фауста и Мефистофеля по поводу неисполнения договора.

Но все же куда интереснее то, о чем здесь говорится вскользь, без нажима. Едва пережив настоящую, не легендарную эпидемию, мы, конечно, узнаем в массовых музыкальных номерах («Чума – проклятье и расплата…») и знакомое горе утраты, и массовый психоз, сопровождаемый самыми безумными домыслами – кстати, мюзикл Шевцова был написан задолго до ковида, в 2016 году.

Толпа в «Фаусте» Серова вообще сильно отличается от «толпы» в любом музыкальном театре: это не хор и не кордебалет, а настоящие драматические артисты. И пусть они сосредоточены на попадании в ноты, об индивидуальной актерской задаче тоже не забывают. Возможно, потому так печально выглядит уверенность авторов спектакля, что массовым сознанием легко манипулировать. А всех этих милых людей в забавных костюмах и шапочках легко превратить в тупую и слепую силу, бросающуюся то славить своего спасителя, то бить ему окна в отместку, то линчевать жертву обстоятельств.

Любовь Карпова

Источник: «Алтайская правда»

Новости

19.05.2022

Театры-участники «Новосибирского транзита» выступят на сцене МТА

17.05.2022

В МТА открылась выставка плакатов к премьерной сказке «Три толстяка»

16.05.2022

Молодёжный театр Алтая закроет творческий сезон премьерой спектакля по пьесе уральского драматурга

13.05.2022

«Три толстяка»: художник спектакля Ирина Сид

11.05.2022

«Три толстяка»: режиссёр спектакля Павел Пронин

29.04.2022

Режим работы кассы в праздничные дни

25.04.2022

Директор МТА Ирина Лысковец приняла участие в церемонии подписания соглашения о реализации проекта «Культура для школьников»

Театры-участники «Новосибирского транзита» выступят на сцене МТА

Театр «Красный факел» отметит 85-летие Новосибирской области новым проектом – Фестивалем-туром «Новосибирский транзит». Гастрольный маршрут пройдёт через Барнаул.

Межрегиональный фестиваль-конкурс «Ново-Сибирский транзит», который раз в два года организовывает Новосибирский академический драматический театр «Красный факел», известен всем. Традиционно в нём принимают участие театры Урала, Сибири и Дальнего Востока. Из-за пандемии и ограничительных мероприятий сроки проведения VI «Ново-Сибирского транзита» сдвинулись – вместо 2020-го он состоялся в 2021 году, и провести следующий фестиваль теперь возможно только в 2024-м. Но руководитель «Транзита», директор театра «Красный факел» Александр Кулябин разработал проект, реализация которого даст возможность не пропустить год, который при прежних обстоятельствах был бы фестивальным.

В 2022 году пройдёт Фестиваль-тур «Новосибирский транзит», сохраняющий идею объединения регионов и культурного обмена. Четыре театра – Новосибирский академический драматический театр «Красный факел», Новосибирский академический молодёжный театр «Глобус», Новосибирский городской драматический театр под руководством Сергея Афанасьева и Новосибирский молодёжный драматический «Первый театр» – отправятся на гастроли по городам Сибири. Перемещаясь по кольцу друг за другом, театры посетят Томск, Кемерово, Новокузнецк и Барнаул.

Фестиваль-тур приурочен к важной дате – 85-летию Новосибирской области, и поддержан Правительством региона. «Мы заявляем о культурных достижениях Новосибирска не только внутри города и области, но выходя за их пределы, поддерживая имидж региона как одного из главных театральных в стране», – говорит Александр Кулябин.

Спектакли новосибирских театров регулярно принимают участие в крупных фестивалях, при этом не так часто проходят гастроли в соседние города, и одна из задач Фестиваля-тура – воскресить эту традицию, преодолеть культурную изоляцию.

Фестиваль-тур стартует 10 июня в Томске, а завершится в Барнауле. 18 июня на большой сцене Молодёжного театра Алтая им. В.С. Золотухина состоится показ спектакля «Марьино поле» Новосибирского молодёжного драматического «Первого театра», 19 июня «Генерал и его семья» Новосибирского академического молодёжного театра «Глобус». 17 июня на сцене Алтайского краевого театра драмы им. В.М. Шукшина Новосибирский городской драматический театр под руководством Сергея Афанасьева представит спектакль «Ханума», 20 июня с постановкой «Дикая утка» выступит Новосибирский академический драматический театр «Красный факел».

«Надеемся, как и при проведении «взрослого» «Ново-Сибирского транзита», его младшему товарищу удастся создать большой театральный праздник, на котором рады каждому гостю», – добавляют организаторы.

Билеты на показы спектаклей новосибирских театров уже в продаже. Их можно оплатить Пушкинской картой. Телефон для справок: 503-503.

В МТА открылась выставка плакатов к премьерной сказке «Три толстяка»

Подготовка к премьере фантастической музыкальной сказки Юрия Олеши «Три толстяка» выходит на финишную прямую. 1, 8 и 16 июня на большой сцене Молодёжного театра Алтая состоятся первые показы нового спектакля режиссёра Павла Пронина.

16 мая в фойе второго этажа появилась выставка театрального плаката, в которой приняли участие студенты второго курса кафедры дизайна и архитектуры Алтайского государственного института культуры. Они получили задание и обсудили своё видение афиш с Павлом Прониным и художником Ириной Сид. Постановщики отобрали 10 работ, которые, по их мнению, точнее отражают суть будущего спектакля.

Выставка конкурсная, поэтому зрители могут выбрать из афиш самую понравившуюся. Проголосовать просто – до 15 июня в группе театра во «ВКонтакте» в комментариях под постом можно оставить порядковый номер заинтересовавшей работы. Рассмотреть афиши можно и воочию – приходите на спектакли МТА и оценивайте фантазию студентов.

Обязательно поделитесь своим мнением в комментариях – автор афиши, победивший в голосовании, 16 июня выйдет на сцену МТА вместе с артистами, занятыми в премьерных показах.

смотреть фото

Молодёжный театр Алтая закроет творческий сезон премьерой спектакля по пьесе уральского драматурга

В Молодёжном театре Алтая идёт работа над спектаклем по пьесе Олега Богаева «Марьино поле». За материал уральского драматурга взялась режиссёр Ирина Астафьева.

«Когда прочла пьесу «Марьино поле», меня очень тронула тема земли. Она представляется как живая субстанция, претерпевающая бесконечные техногенные революции, экологические катастрофы и так далее – в общем, всё то, на что способен человек. К ней возникает сострадание, ведь она дышит, слышит, откликается, а мы на ней просто живём, не задумываясь используем. У Олега Богаева этим убивающим фактором становится война, выжегшая землю. Новая жизнь возникает благодаря женщине, которая верит, любит, идёт до самого конца, она добивается этого перерождения», – говорит режиссёр.

Олег Богаев – современный автор, ученик «уральской школы драматургии», Николая Коляды. В МТА уже шёл спектакль по его пьесе «Русская народная почта» (2018 год, режиссёр – Руслан Гарибов). Теперь зрителям представят ещё одно его произведение. Вместе с Ириной Астафьевой над спектаклем работают сценограф Георгий Пашин и художник по костюмам Мария Рыкова из Санкт-Петербурга, хореограф Александр Пучков и композитор Екатерина Порсева.

Премьера «Марьиного поля» состоится 22 июня, ею в театре закроют творческий сезон. Билеты уже в продаже, телефон кассы: 503-503.

смотреть фото

«Три толстяка»: художник спектакля Ирина Сид

В июне в МТА состоится премьера фантастической музыкальной сказки «Три толстяка» по книге Юрия Олеши. Инсценировку для барнаульского театра писал режиссёр Павел Пронин. Для работы над спектаклем он пригласил художника Ирину Сид.

В 2009 году она окончила Ростовское художественное училище имени М. Грекова по специальности «художник театра», в 2014 году – факультет сценографии и театральной технологии Школы-студии МХАТ. С 2017 по 2020 годы была художником Красноярского государственного театра оперы и балета имени Д. Хворостовского.

С 2011 года – участник московских и региональных выставок и коллективных проектов. Выступила куратором выставок театральных художников «Клин» («Боярские палаты» СТД РФ, 2013), фестиваля «Театральное будущее России» (Ярославль, 2015). Автор международного проекта «Book wings. Телемост «Москва-Айова». В 2017 году была автором выставки и мультимедийного проекта «Под небом Парижа», состоявшегося в Посольстве Российской Федерации во Франции. Лауреат фестиваля «Театральная весна» в номинации «Лучшая работа художника-постановщика в музыкальном спектакле» за оперу «Медея» Луиджи Керубини в Красноярском государственном театре оперы и балета.

Как художник-постановщик оформила более 20 музыкальных и драматических спектаклей в театрах страны. Теперь занимается «Тремя толстяками» Молодёжного театра Алтая.

Премьерные показы пройдут 1, 8 и 16 июня. Телефон кассы театра: 503-503.

«Три толстяка»: режиссёр спектакля Павел Пронин

1, 8 и 16 июня в Молодёжном театре Алтая состоятся премьерные показы фантастической музыкальной сказки «Три толсятка». Инсценировку знаменитого романа для детей Юрия Олеши специально для МТА создавал режиссёр спектакля Павел Пронин.

Павел Николаевич родился в Москве в 1986 году. Поступил в ГИТИС на актёрский факультет (курс Александра Огарева), затем решил стать режиссёром. В 2017 году окончил режиссёрский факультет ГИТИСа (курс Леонида Хейфеца).

За время учёбы участвовал в различных лабораториях, в том числе международных, ставил спектакли проектного характера. В 2017 году, ещё на пятом курсе обучения, поставил в Русском театре Эстонии спектакль «Проезд Гагарина» по пьесе Грегори Бёрка. После этого поставил более 15 спектаклей в России и Беларуси, включая мировую премьеру пьесы «Пародист» Евгения Водолазкина, «Зойкину квартиру» Михаила Булгакова, «Комедию ошибок» Уильяма Шекспира и многие другие. Преподаёт режиссуру в Екатеринбургском государственном театральном институте.

Телефон кассы театра: 503-503.

Режим работы кассы в праздничные дни

Дорогие друзья, на майские праздники в Молодёжном театре Алтая меняется режим работы кассы. 30 апреля она будет открыта с 10 до 18 часов. 1 и 2 мая выходные. 3 мая касса будет работать с 10 до 18 часов.

7 и 8 мая касса театра будет работать с 10 до 18 часов. 9 и 10 мая – выходные.

Если вам всё же будет необходимо приобрести билеты именно в эти дни – пожалуйста, воспользуйтесь возможностью покупки онлайн.

Директор МТА Ирина Лысковец приняла участие в церемонии подписания соглашения о реализации проекта «Культура для школьников»

25 апреля в Барнауле состоялась церемония подписания соглашения о реализации межведомственного культурно-образовательного проекта «Культура для школьников». Роспись в документе поставили министр культуры Алтайского края Елена Безрукова и заместитель министра образования и науки региона Лариса Терновая.

После официальной части директор Молодёжного театра Алтая Ирина Лысковец рассказала собравшимся на церемонии педагогам края о том, какие программы реализуют в МТА специально для учеников 1-11 классов. Это образовательный проект «Разборки с автором» с подробным анализом произведений русских классиков, «Театральная педагогика», направленная на воспитание творчески ориентированных детей, увлекательнейшие экскурсии по закулисью. Все они призваны помочь учителям и родителям вырастить ребёнка полноценной, всесторонне развитой, культурной личностью.

«Наш театр выстраивает репертуар, в первую очередь ориентируясь на детей школьного возраста. Это, конечно, даёт свои результаты. Невероятно приятно, когда на вечерние спектакли приходят молодые люди, которые когда-то познакомились с МТА вместе с одноклассниками и учителями. А нередко бывает, что на детский спектакль родители приводят своего малыша и рассказывают, как много лет назад их самих сюда приводили мамы, папы, бабушки и дедушки, и с тех пор они – наши постоянные зрители», – добавила директор.

Более подробную информацию о всех школьных проектах МТА можно узнать по телефонам: 503-526 и 503-536.

смотреть фото

Афиша
Новости
Соцсети