«Алтайская правда»: в Молодёжном театре Алтая прошли первые показы мюзикла «Фауст»

В Молодёжном театре Алтая прошли первые показы мюзикла «Фауст». Перед премьерой в МТА настойчиво напоминали, что «Фауста», конечно, Гёте написал, но вообще-то, легенда об ученом муже, продавшем душу дьяволу, известна в различных интерпретациях еще с XVI века. Напоминали неспроста, потому что московский композитор и автор либретто и стихов Александр Шевцов тоже предложил свою версию сюжета, которую вполне можно показать зрителю 12+: с роковой любовью и мрачными чудесами. При этом человека постарше в новом спектакле ждет немало тонких и, что уж скрывать, невеселых наблюдений, резонирующих с окружающей нас жизнью.

Всего лишь мистификация?

На сцене выстроили условный Виттенберг, где жил настоящий Фауст, в виде ряда фахверковых домиков, беленьких, с темными диагональными балками (что может быть более немецким?) – и прикрыли его полупрозрачным занавесом-экраном. Проекция старинных гравюр и краткого текста на этот экран обозначила основную коллизию: спор между высшими силами и посланником ада за душу добродетельного человека, того самого доктора Фауста, пожилого врача.

Мы об этом Фаусте вообще многое услышим еще до того, как впервые увидим на сцене: вот средневековые заключенные, гремя цепями, пересказывают самые дикие сплетни про доктора-чернокнижника – будто был у него черный пес, а на самом деле злой дух, который ему помогал. Все дело в том, что историю сотрудничества доктора с посланником ада нам представляют в ретроспекции, и начнется она с допроса инквизицией некоего Мефистофеля (Александр Пальшин; в другом составе его играет Роман Чистяков).

Тот, впрочем, уверяет, что зовут его Магнус Шпигельман и он бродячий актер, шут и фокусник. А вся история с дьявольской сделкой – не более чем мистификация нанятых артистов по заказу Вагнера – обиженного ученика Фауста. На что же Вагнер обиделся? На то, что доктор, спасший город от страшной эпидемии чумы, отказался на этом нажиться. (Заметим в скобках, что сперва в мистификацию легко поверить – внешность у Александра Пальшина совсем не мефистофелевская, но вскоре он компенсирует это неожиданной инфернальностью).

Печальные песни

А вот и чума – о ней поют встревоженные горожане. И только тут мы видим заглавного героя – седого и согбенного под тяжестью прожитых лет. Молодой актер Владимир Кулигин, играя пожилого Фауста, говорит чуть надтреснутым голосом, медлительно перебирает фолианты, колдует над стеклянными колбами.

Он и правда придумал, как остановить эпидемию, но исцелить заболевших и тем более воскресить мертвых не в силах. Так есть ли прок от его наук?
И не стоит ли обратиться за помощью к темным силам? Тем более что они немедленно откликаются, предлагают расписаться кровью в договоре и возвращают молодость. А с ней и желание вкусить плодов, которых ученый педант прежде сторонился, например любви прекраснейших женщин вроде Елены Троянской (Наталья Очаковская; в других составах играют Анастасия Воскобойник и Ольга Жучкова). Или удовлетворения профессионального честолюбия. Но все это перестает быть важным, когда Фауст встречает юную Маргариту (Анастасия Данилова; в другом составе играет Анастасия Милютина), потерявшую в эпидемии чумы мать и младшую сестру и проводившую на войну старшего брата.

Ей в мюзикле принадлежат две самые нежные, прекрасные и печальные песни, одна – о погибшей сестре, другая – предсказание собственной судьбы. Есть и еще два важных музыкальных лейтмотива – дуэт Фауста и Маргариты и циничная песенка Мефистофеля, в которой тот небезосновательно утверждает, что весь мир вокруг – совсем не то, чем хочет казаться.

Но любовь Фауста и Маргариты приводит к катастрофическим последствиям: брат девушки убит на дуэли ее возлюбленным, который вынужден бежать из города. Сама она, как предполагаемая сообщница убийцы-чернокнижника, заточена в тюрьму и скоро будет казнена.

Вскользь, без нажима

Читавшие Гёте уже заметили отклонения от классического сюжета. В спектакле Алексея Серова и Александра Шевцова и правда обошлось без утопления внебрачных младенцев и других жутких штук. Да и финал истории несчастных влюбленных сделан столь прозрачными, практически акварельными мазками, что выглядит торжеством человеческого духа и любви. А чтобы подростки 12+ за два с половиной часа гарантированно не заскучали над средневековой легендой, ближе к концу в спектакль вторгнутся более близкие им реалии, например видеосозвоны Фауста и Мефистофеля по поводу неисполнения договора.

Но все же куда интереснее то, о чем здесь говорится вскользь, без нажима. Едва пережив настоящую, не легендарную эпидемию, мы, конечно, узнаем в массовых музыкальных номерах («Чума – проклятье и расплата…») и знакомое горе утраты, и массовый психоз, сопровождаемый самыми безумными домыслами – кстати, мюзикл Шевцова был написан задолго до ковида, в 2016 году.

Толпа в «Фаусте» Серова вообще сильно отличается от «толпы» в любом музыкальном театре: это не хор и не кордебалет, а настоящие драматические артисты. И пусть они сосредоточены на попадании в ноты, об индивидуальной актерской задаче тоже не забывают. Возможно, потому так печально выглядит уверенность авторов спектакля, что массовым сознанием легко манипулировать. А всех этих милых людей в забавных костюмах и шапочках легко превратить в тупую и слепую силу, бросающуюся то славить своего спасителя, то бить ему окна в отместку, то линчевать жертву обстоятельств.

Любовь Карпова

Источник: «Алтайская правда»

Новости

15.05.2025

Молодёжный театр Алтая выступит на Международном фестивале национальных театров «Байкальский талисман»

09.05.2025

МТА поздравляет с Днём Победы

07.05.2025

Голосуйте за Молодёжный театр Алтая в премии «Звезда Театрала»

06.05.2025

Сотрудники МТА возложили цветы к памятнику Алексею Скурлатову

05.05.2025

Лонг-лист Всероссийского молодёжного театрального фестиваля имени В.С. Золотухина сформирован

30.04.2025

Режим работы кассы Молодёжного театра Алтая изменится в майские праздники

29.04.2025

«Алтапресс»: какое зверское дело раскрывают на сцене Молодёжного театра Алтая

Молодёжный театр Алтая выступит на Международном фестивале национальных театров «Байкальский талисман»

С 1 по 10 июня в Иркутске будет проходить III Международный фестиваль национальных театров «Байкальский талисман». Это уникальное культурное мероприятие, объединяющее коллективы национальных театров России и зарубежья.

Особенностью фестиваля стало то, что в афишу «Байкальского талисмана» включают спектакли, созданные на основе национальной литературы, эпоса и фольклора, в этом году будет присутствовать и тема патриотизма. Фестиваль создан по инициативе Иркутского ТЮЗа им. А. Вампилова. Проект поддержали Президентский фонд культурных инициатив, Правительство и Министерством культуры Иркутской области.

В 20 постановках будут задействованы почти 400 представителей театрального сообщества из Армении, Беларуси, Китая, Монголии и городов России. Кроме того, 10 июня, на торжественном закрытии фестиваля театры-участники покажут совместный спектакль «Мы бежали от заката» по ранним рассказам и сценам Александра Вампилова.

Молодёжный театр Алтая им. В.С. Золотухина представит в афише фестиваля цирковую фантазию для семейного просмотра «Каштанка» Антона Чехова. Премьера спектакля состоялась ровно года назад, 15 мая 2024 года. Над постановкой работали режиссёр Максим Астафьев, сценограф Кристина Баранова, хореограф Александр Пучков и видеохудожник Александр Секачёв.

Известнейшая история о собаке в воплощении МТА превращается в настоящее цирковое шоу. При этом создатели спектакля выводят на первый план тему любви. Они изучают это явление, обладающее множеством метаморфоз, порой странное, порой парадоксальное, порой даже вопреки. И задаются вопросом, могут ли люди проявлять простые, наивные и открытые подвиги верности, способны ли они на бескорыстную любовь, как дворняжка из рассказа Антона Чехова.

Показ «Каштанки» на III Международном фестивале национальных театров «Байкальский талисман» пройдёт 6 июня.

МТА поздравляет с Днём Победы

Молодёжный театр Алтая им. В.С. Золотухина поздравляет с Днём Победы!

Пусть эта светлая дата напоминает нам о героизме предков, мужестве и стойкости нашего народа. Низкий поклон ветеранам, благодаря которым мы можем жить свободно и достойно. Желаем крепкого здоровья, мирного неба над головой, счастья, благополучия! Пусть наша страна продолжает гордиться славными победами прошлого и уверенно движется вперёд к новым свершениям и достижениям!

С праздником!

Голосуйте за Молодёжный театр Алтая в премии «Звезда Театрала»

До 15 июня проходит приём заявок на соискание лучших кинотеатральных работ в сезоне 2024/2025 Международной премии зрительских симпатий «Звезда Театрала». По предложениям зрителей будет сформирован лонг-лист (предложения, заявленные наибольшее количество раз), куда попадут 180 претендентов, по 10 в 18 разных категориях.

Организаторы принимают заявки на премьеры, вышедшие с 1 июня 2024 года по 31 мая 2025 года. В Молодёжном театре Алтая им. В.С. Золотухина это «Фабрика по изготовлению вундеркиндов» Анны Морозовой, «Маскарад» Михаила Лермонтова, «Сказка о спящей Царевне» Александра Пушкина, «Брачная лихорадка» Антона Чехова, «Яга» Андрея Григорьева и Марии Малухиной, «Зверский детектив» Анны Старобинец.

Чтоб выразить мнение, нужно зарегистрироваться на сайте премии, указать кандидатов в выбранных номинациях и нажать на кнопку «Оставить голос». Благодаря вам спектакли МТА могут попасть в список победителей!

Сотрудники МТА возложили цветы к памятнику Алексею Скурлатову

6 мая коллектив Молодёжного театра Алтая им. В.С. Золотухина возложил цветы к памятнику Алексею Скурлатову. Монумент находится на пересечении улиц Калинина и Профинтерна. На лицевой стороне изображён памятник «Алёша», установленный в болгарском городе Пловдиве, а на обратной стороне – объяснение смысла и причина создания памятной скульптуры.

Алексей Иванович Скурлатов родился в алтайском селе Налобиха. Вызвался на фронт добровольцем и успел принять участие в Курской битве. За годы войны его трижды считали погибшим, однако он дошёл до Болгарии и вернулся домой в ноябре 1946 года.

Каждый цветок, возложенный к стеле, стал символом памяти и признательности. Сотрудники театра уверены, что такие мероприятия помогают сохранить историческую память и воспитать в молодом поколении уважение к подвигу наших предков.

смотреть фото

Лонг-лист Всероссийского молодёжного театрального фестиваля имени В.С. Золотухина сформирован

Экспертный совет Шестого Всероссийского молодёжного театрального фестиваля имени В.С. Золотухина завершил работу по просмотру присланных театрами страны заявок на участие. Список спектаклей, рекомендованных для включения в афишу фестиваля, составлен.

В этом году в состав Экспертного совета вошли известные театральные деятели. Заявки отсматривали:
Ксения Аитова – театровед, критик, автор журнала «Театр», «Петербургского театрального журнала», газеты «Экран и сцена», интернет-издания Colta, автор лекций о современном театре, эксперт Российской национальной театральной премии и фестиваля «Золотая Маска», Независимого фестиваля молодой драматургии «Любимовка», арт-директор Международного конкурса новой драматургии «Ремарка»;
Александр Воронов – театровед, театральный критик, эксперт и член жюри театральных фестивалей, ридер драматургических конкурсов, автор театральных журналов, заместитель директора Ивановского областного драматического театра;
Яна Глембоцкая – преподаватель Новосибирского театрального института, доцент кафедры истории театра, литературы и музыки, кандидат филологических наук;
Алексей Гончаренко – театровед, кандидат искусствоведения, автор театральных журналов, редактор портала про театр для детей «Недоросль», член Ассоциации театральных критиков и Международной ассоциации исследователей театра для детей ITYARN;
Нина Карпова – театровед, театральный критик, руководитель литературно-драматургической части Московского академического театра сатиры.

При формировании решения о включении спектаклей в афишу Всероссийского молодёжного театрального фестиваля имени В.С. Золотухина эксперты обращали внимание на целостность, новаторство и оригинальность режиссёрского и художественного решений, единство замысла, формы и содержания, соответствие постановки гуманистическим ценностям (добра, справедливости, нравственности, созидания). В итоге в лонг-лист вошло 15 театров. Экспертный совет рекомендовал включить в конкурсную программу фестиваля:
– «Авиатор» Евгения Водолазкина, Алтайский краевой театр драмы им. В.М. Шукшина, режиссёр – Артём Терёхин;
– «Вадик поёт свою музыку» Полины Коротыч, Архангельский молодёжный театр, режиссёр – Филипп Шкаев;
– «Воспитанный призраками» Светланы Баженовой, Прокопьевский драматический театр им. Ленинского комсомола, режиссёр – Тимур Кулов;
– «Годовые кольца моих костей» Елены Щетининой, Омский государственный Северный драматический театр им. М.А. Ульянова, режиссёр – Константин Рехтин;
– «Деревья растут для всех» Виктора Астафьева, Челябинский государственный драматический «Молодёжный театр», режиссёр – Иван Пачин;
– «Космос» по рассказам Василия Шукшина, Лысьвенский театр драмы им. А.А. Савина, режиссёр – Андрей Шляпин;
– «Мальчики не плачут» Ирины Мышковой, Театр для детей и молодёжи Кемерово, режиссёр – Ирина Латынникова;
– «Манолито Очкарик» Эльвиры Линдо, Омский областной театр юных зрителей, режиссёр – Анастасия Старцева;
– «Олеся» Александра Куприна, Новосибирский академический молодёжный театр «Глобус», режиссёр – Сергей Захарин;
– «Последний срок» Валентина Распутина, Нижневартовский театр юного зрителя, режиссёр – Георгий Калинин;
– «Прошлым летом в Чулимске» Александра Вампилова, Коми-Пермяцкий национальный драматический театр, режиссёр – Андрей Шляпин;
– «Слуга двух господ» Карло Гольдони, Приморский краевой драматический театр молодёжи, режиссёр – Павел Макаров;
– «Толстой и Ко» Ирины Сухановой, Губкинский театр для детей и молодёжи, режиссёр – Ирина Суханова;
– «Фабрика по изготовлению вундеркиндов» Анны Морозовой, Алтайский государственный театр для детей и молодёжи им. В.С. Золотухина, режиссёр – Екатерина Корабельник;
– «Ясным ли днём» по мотивам повести Виктора Астафьева, Донецкий республиканский академический молодёжный театр, режиссёр – Марина Брусникина.

Афишу Шестого Всероссийского молодёжного театрального фестиваля имени В.С. Золотухина официально представят в июне.

Справка

Шестой Всероссийский молодёжный театральный фестиваль имени В.С. Золотухина пройдёт в Барнауле с 15 по 21 сентября при поддержке Правительства Алтайского края, Министерства культуры Алтайского края, Министерства культуры России и Союза театральных деятелей РФ.

Режим работы кассы Молодёжного театра Алтая изменится в майские праздники

Уважаемые зрители, обращаем ваше внимание, что в праздничные дни изменится режим работы кассы Молодёжного театра Алтая им. В.С. Золотухина.

1 и 9 мая будут выходными. 2, 3, 4, 8, 10, 11 касса будет открыта с 10:00 до 18:00. Остальные дни в штатном режиме: с 10:00 до 19:00 в будние дни, с 10:00 до 18:00 – в выходные.

Если вам нужно приобрести билеты на показы именно в то время, когда касса закрыта, вы можете это сделать онлайн на сайте театра, там они доступны всегда.

«Алтапресс»: какое зверское дело раскрывают на сцене Молодёжного театра Алтая

«Сожрали хорошего парня, Зайца» – безапелляционно заявляют нам герои «Зверского детектива» (6+) — нового спектакля Молодежного театра Алтая. За дело берутся опытный следователь Барсук и его напарник Барсукот, эдакие карикатурные Шерлок Холмс и Доктор Ватсон из мира Дальнего Леса. Как разворачивается расследование – смотрите в фоторепортаже altapress.ru.

В Дальний лес в популярных подростковых повестях Анны Старобинец – это некий Зверополис.

Человеческий быт тут забавно вплетается в животный мир в виде корневизора (телевизора-пенька) и бара «Сучок», где герои радостно или задумчиво опрокидывают стаканчик. Режиссер Анна Неупокоева и художник Ольга Смагина поддерживают эти образы, создав на сцене яркий, стильный, напоминающий комикс мир.

Хищничество здесь карается наказанием – из осмысленных существ есть можно максимум жуков. А бедной лисе приходится заказывать овощи, выложенные в форме курицы, либо шантажом выманивать у силовика лицензию на убийство. Этот порядок вещей прерывается: кто-то коварно съедает Зайца.

И тут начинается детектив, построенный на буффонаде. Под подозрением – владелец бара койот Ёт и его друг Волк. Опытный детектив Барсук проверяет каждую улику, взбалмошный максималист Барсукот (кот, выращенный барсуком) видит мотив у всех и во всем.

В расследование то и дело вовлекают зрителей, например, при допросе свидетелей.

В детском детективе поднимают взрослые проблемы – травматичного опыта, квартирного вопроса, вины и предательства. Это не «Даша-путешественница», дело раскрывают без скидок на возраст. Гадать, что на самом деле происходит в этой истории, интересно и детям, и взрослым.

Екатерина Карзова

Источник: «Алтапресс»

смотреть фото

Афиша
Новости
Соцсети