«Алтайская правда»: восемь дней, 12 театров, 450 участников и шесть тысяч зрителей – это Всероссийский театральный фестиваль им. В.С. Золотухина

Восемь дней, 12 театров, 450 участников и шесть тысяч зрителей – это I Всероссийский молодежный театральный фестиваль им. В.С. Золотухина в сухих цифрах. В числе итогов – будущие обменные гастроли, совместные проекты алтайских театров с ведущими российскими специалистами в области театрального дела. Ожидаются и новые краевые программы, призванные поближе познакомить детей и молодежь с театральным искусством.

Вполне удался

19 октября фестиваль завершился на сцене Молодежного театра Алтая торжественной церемонией вручения памятных призов и показом легендарного спектакля «Добрый человек из Сезуана» по пьесе Бертольда Брехта, с которого в 1964 году началась история московского Театра на Таганке. Одну из главных ролей, водоноса Ванга, в нем полвека назад начал играть молодой Валерий Золотухин.

К закрытию фестиваля на Алтай приехала вдова актера Тамара Золотухина. Вместе с труппой Таганки 18 октября она съездила на родину Валерия Сергеевича в Быстрый Исток.

– Я рада, что этот фестиваль состоялся, и надеюсь, что он станет традицией и действительно будет проходить каждые два года, потому что это прекрасно, – сказала она.

По общему мнению организаторов и участников, первый молодежный фестиваль вполне удался. Затеян он был не только для зрителей, но и для общения и учебы театральных специалистов – директоров, режиссеров, драматургов, актеров и критиков. Достаточно вспомнить многочисленные мастер-классы, прошедшие в рамках образовательной программы. «Посмотрите, сколько здесь было известных на всю страну театральных деятелей, критиков! Это доктора искусствоведения, одни из лучших специалистов, – отметил гость форума директор Театра на Таганке Владимир Флейшер. – У фестиваля большое будущее, а учитывая имя Золотухина, он, конечно, со временем станет международным».

– Никогда я не мог подумать о том, что буду организовывать мероприятия, связанные с увековечением памяти Валерия Золотухина, – сказал губернатор Александр Карлин. – К сожалению, жизнь распорядилась именно таким образом. Нам хотелось найти сюжет, который бы соответствовал той исключительной жизнерадостности, всепобеждающему оптимизму, присущим личности и творчеству Валерия Сергеевича. Естественным образом возникла идея проведения на Алтае Всероссийского молодежного театрального фестиваля.

Губернатор заметил, что задача фестиваля состояла «не в спортивном распределении мест на пьедестале», а в создании возможностей для общения специалистов в области театрального дела, работающих с такой уникальной и сложной детской, молодежной аудиторией. «Это наши дети, наши внуки, мы хотели бы в них видеть свое продолжение, в том числе продолжение нашей национальной культуры».

А затем Александр Карлин впервые вручил премии им. В. Золотухина. Лауреатами стали студенты АлтГАКИ Андрей Воробьев, Алена Пузырь и Светлана Сатаева (с лета работает в МТА), актриса Бийского городского драматического театра Людмила Евтушенко, актер МТА Александр Савин, актриса театра кукол «Сказка» Анастасия Шарабарина и режиссер музкомедии Константин Яковлев.

Джульетта и панки

В последние три дня фестиваля барнаульская публика увидела постановки четырех театров, включая и легендарную Таганку.

17 октября Новосибирский городской драматический театр под руководством Сергея Афанасьева представил драму «Унтиловск». В 1928 году спектакль по пьесе Леонида Леонова поставил сам Константин Станиславский, но содержание резко диссонировало с установкой «жить стало лучше, жить стало веселее», и спектакль быстро сняли с репертуара. Только в начале 21 века одна из самых сильных отечественных пьес обрела второе рождение.

Премьера спектакля Сергея Афанасьева состоялась в 2013 году и стала одним из самых обсуждаемых театральных событий Новосибирска. Постановка завоевала важные награды на фестивале-конкурсе «Парадиз» (Новосибирск, 2013 г.), стала лучшим спектаклем в драматическом театре на Всероссийском фестивале «Волжские театральные сезоны» (Самара, 2014 г.) и лучшим спектаклем малой формы на межрегиональном фестивале «Ново-Сибирский транзит-2014». Хотя на Золотухинском фестивале не присуждались призовые места, по оценкам критиков, именно этот спектакль был самым сильным в его программе.

Вне программы 17 октября прошел спектакль театра музкомедии «Человек из Ламанчи». А 18-го на сцене МТА представил свою трактовку бессмертной трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта» Национальный молодежный театр Республики Башкортостан им. Мустая Карима. Историю любви подростков на фоне кровавой вражды их семей режиссер Ильнур Муллабаев перенес на другую планету, украшенную полупрозрачной архитектурой в духе рисунков Мориса Эшера. На ней, судя по костюмам, живут преимущественно панки: ирокезы, цепи, заклепки и грубые ботинки в наличии. Когда на сцене появилась синьора Капулетти в прозрачном обтягивающем кружеве, ботфортах и со стеком в руке, невольно подумалось: «Не может быть!».

Постановка, рассчитанная на зрителей в возрасте от 14 лет, шла на башкирском языке с синхронным переводом в наушниках (!). Наушников поначалу не хватило всем. При этом именно среди молодых барнаульских зрителей спектакль имел довольно шумный успех: балкон театра, занятый преимущественно школьниками и студентами, аплодисментов артистам не жалел.

Любовь вопреки

Но и это не все. Задолго до фестиваля МТА начал готовить настоящий вербатим (новый вид представления) по всем правилам документального театра. Тема – «Родоки: ни мира, ни войны». Материал собирали сами молодые артисты Молодежного театра, беседуя с барнаульскими подростками об их взаимоотношениях с родителями. Под руководством драматурга Сергея Решетнёва и режиссера Виктории Олифировой к 19 октября удалось собрать эскиз будущего спектакля и представить его ведущим российским критикам, работавшим на фестивале.

Участница проекта актриса МТА Галина Чумакова призналась, что, как мама двоих детей, сама хотела бы посмотреть такой спектакль, чтобы провести некую работу над родительскими ошибками. Известный столичный драматург Ольга Михайлова тоже наблюдала за читкой «как мама»:

– Меня поразило, что все дети испытывают сильную потребность любить своих родителей, любых – и пьющих, и самых благополучных. Это происходит на сопротивлении: родители все время пытаются сделать так, чтобы их было трудно любить. Тут много психотерапевтических и художественных моментов – зритель нуждается в современном подростке. Понятно, что пока это фрагмент, сшитый на живую нитку, но работу стоит продолжать. Это будет живой и необходимый спектакль.

А режиссер из Башкортостана Ильнур Муллабаев поблагодарил «за великолепную идею, которую ему хочется украсть»:

– Сама тема отношений отцов и детей, которая будет звучать со сцены на башкирском и на русском языках… Спасибо за подсказку!

Когда происходит важное

О любви, только уже к профессии, говорили и на последнем мастер-классе фестиваля, посвященном искусству театрального плаката. Его провел один из ведущих российских мастеров, академик графического дизайна Игорь Гурович. Участники – студенты Новоалтайского художественного училища, АлтГУ, АлтГАКИ и Института архитектуры и дизайна АлтГТУ – будут делать свои варианты плаката к будущей постановке МТА «Над пропастью во ржи» по культовому роману Сэлинджера.

Собственно, теорию создания театрального плаката и должен был рассказать Гурович. Это показалось ему бессмысленным: «Время больших стилей и больших идей прошло, и любые умные слова, как надо и не надо делать, будут враньем, потому что мир быстро меняется. Дизайнер пытается этот мир услышать и понять, какие средства будут наиболее адекватны и честны в отношении театра».

По мнению Игоря Гуровича, театр – одна из немногих институций в России, не растерявшая доверия людей. Он по-прежнему говорит некую правду. Задача дизайнера театрального плаката – найти стратегию, которая поможет театру привлечь «своего» зрителя и отсечь «чужого».

– Мне хочется говорить про любовь, потому что это единственная работающая коммуникация. Самое скучное в нашей профессии – двигать буквочки и картинки, они лишь инструмент. Только когда появляются любовь и уважение к тому, о чем ты говоришь, и происходят важные вещи, – уверен дизайнер.

Любовь Карпова

Источник: «Алтайская правда»

Новости

15.04.2024

Молодёжный театр Алтая принимает заявки на участие в Летнем детском лагере при МТА

12.04.2024

«Вечерний Барнаул: шах и мат – трагикомедию в стиле шахматной партии поставили в Молодёжном театре Алтая

«Алтапресс»: ход замужеством – спектакль по вдохновлённой Барнаулом повести Достоевского покажут в Молодёжном театре Алтая

«Радио России – Алтай»: В Молодёжном театре Алтая премьера трагикомедии «Дядюшкин сон» Достоевского

«Алтайская правда»: в Молодёжном театре Алтая Достоевского сыграли как шахматную партию

10.04.2024

«Чичиков – краш»: артист МТА Александр Пальшин претендует на премию за создание образа главного героя в «Мёртвых душах»

09.04.2024

«Вести – Алтай»: зрители Молодёжного театра Алтая смогут оценить юмор Достоевского

Молодёжный театр Алтая принимает заявки на участие в Летнем детском лагере при МТА

С 3 по 14 июня в Молодёжном театре Алтая будет работать Летний театральный лагерь «Первая сцена». Он предполагает дневное пребывание детей в возрасте 9-10 лет.

Занятия в лагере будут для участников бесплатными. Две недели в стенах МТА помогут детям познакомиться с творческими профессиями, приобщиться к миру театрального искусства, исследовать все этапы создания спектакля от замысла до воплощения. Программа состоит из изучения истории Алтайского государственного театра для детей и молодёжи им. В.С. Золотухина, участия в тренингах по сценической речи, актёрскому мастерству, вокалу, пластике и хореографии, мастер-классах специалистов декорационно-бутафорского и гримёрно-пастижёрного цехов театра. Вместе с наставником дети обсудят материал для представления, распределят роли, поучаствуют в создании образов, изготовлении реквизита, отрепетируют и выйдут на профессиональную сцену для показа родителям.

Заявки на участие принимают до 15 мая на сайте МТА. Проект реализуется в Молодёжном театре Алтая при поддержке Гранта губернатора Алтайского края в сфере культуры.

«Вечерний Барнаул: шах и мат – трагикомедию в стиле шахматной партии поставили в Молодёжном театре Алтая

Сегодня, 12 апреля, на малой сцене Молодёжного театра Алтая состоится премьера спектакля «Дядюшкин сон». Барнаульцам покажут трагикомедию, поставленную по повести Фёдора Достоевского. Зрители увидят не простое представление, а самую настоящую игру в шахматы, в которой фигурами выступят герои произведения. Залог успеха на чёрно-белом поле — выверенная стратегия. Однако можно ли просчитать ходы, если на доске живые люди?

Спектакль погружает зрителей в события XIX века, перенося их в провинциальный сибирский город, где жизнь течёт своим чередом. Но это спокойствие нарушается приездом важного гостя — старого князя. Он попадает в руки местной гранд-дамы Марьи Москалёвой, которая мечтает выдать свою дочь Зину за знатного гостя. Однако на пути к этой цели возникают многочисленные преграды. Сможет ли «заботливая» мать добиться желаемого, зрители узнают, посмотрев трагикомедию, которая оформлена в стиле шахматной партии.

На сдаче спектакля внимание гостей привлекли необычные декорации. Огромные шахматы, вписанные в интерьер комнаты, выделялись на чёрно-белой доске. Но это было не единственное, что напомнило популярную игру.

Героев стилизовали под фигуры – актёры одеты в чёрные и белые костюмы. Их украшения и поведение давали понять, кто из них король, ферзь или слон.

В главных ролях выступили Галина Чумакова, Анфиса Козырева, Виктор Синицин, Александр Пальшин, Валерий Лагутин и другие. Они не просто представили интересную историю, но и убедили зрителей, что классическая литература может быть лёгкой и смешной.

«Мы выбрали нетипичное для Фёдора Достоевского произведение, написанное в комедийном жанре. Оно способно показать, что русская классика не всегда трудна для восприятия. Так, «Дядюшкин сон» – это сплав мыслей Фёдора Михайловича, имеющий водевильный сюжет», – объяснила режиссёр-постановщик и сценограф спектакля Дарья Камошина.

Отметим, что автор написал повесть, находясь в сибирской ссылке. За это время он несколько раз посещал Барнаул, который тогда славился своей светской и культурной жизнью. Бытует мнение, что часть героев классик списал с обитателей нашего города.

Премьера трагикомедии «Дядюшкин сон» состоится в стенах Молодёжного театра Алтая им. В.С. Золотухина. Билеты на апрель уже раскупили, но у барнаульцев в этом сезоне ещё будет возможность оценить юмор Фёдора Михайловича Достоевского – повторный показ спектакля состоится 17 мая.

Полина Ян

Источник: «Вечерний Барнаул»

«Алтапресс»: ход замужеством – спектакль по вдохновлённой Барнаулом повести Достоевского покажут в Молодёжном театре Алтая

Хитросплетения судьбы, продуманные ходы и выверенные стратегии, как на шахматном поле. А за всем этим стоит желание обрести личное счастье. Спектакль по повести Достоевского «Дядюшкин сон» представят в Молодежном театре Алтая 12 и 14 апреля. 12+

Богатый князь

Сюжет рассказывает о семье Москалевых: признанной «первой даме» губернского городка Мордасова Марии Александровне (Галина Чумакова) и ее красавице-дочери Зинаиде (Анфиса Козырева), которую мать мечтает выгодно выдать замуж.

За девушку уже сватается молодой и перспективный Павел Мозгляков (Александр Пальшин), однако Зину такая партия не устраивает. Она любит молодого и бедного уездного учителя, за которого ей не позволили выйти замуж несколько лет назад.

В одно утро в доме Москалевых появляется старый и уважаемый князь К. (Виктор Синицин), который, несмотря на свои богатства, страдает старческим слабоумием. В голове Марии Александровны быстро созревает план любыми уловками выдать Зину за князя, чтобы дождаться его смерти и прибрать к рукам состояние.

Гуру шахмат

Режиссером спектакля выступила Дарья Камошина из Санкт-Петербурга. Коллектив театра уже знаком с ней по лаборатории «Жили-были…», которая проходила в прошлом году.

Декорации режиссер придумывала сама: вся сцена и реквизит стали одним большим шахматным полем, а артисты – фигурами, разыгрывающими партию. Костюмами в духе 19 века обеспечила актеров главный художник театра Наталья Сыздыкова.

Поскольку шахматы стали одними из ключевых моментов в постановке, режиссер и артист МТА Эльдар Носачев (сыграл слугу Гришку – рассказчика) брали уроки у шахматного гуру Алтайского края Александра Долгова.

На вопрос почему выбор пал именно на это произведение, Дарья Камошина призналась, что хотелось показать Федора Достоевского с легкой, смешной и современной стороны.

«Некоторые считают, что Достоевский писал только тяжелые и депрессивные произведения, но «Дядюшкин сон» – нетипичная в широком понимании повесть. Это характерный для Федора Михайловича сплав мыслей, но при этом в водевильном сюжете. И это может быть интересно публике», – отметила она.

Прообраз города

Филологи АлтГУ считают, что Достоевский изобразил в городе Мордасове Барнаул 19 века. На тот момент Барнаул считался самым культурным, театральным городом Сибири, и Федор Михайлович мечтал побывать в нем. Желание его исполнилось – и не раз.

Образы Барнаула угадываются в деталях повести – описание, вероятнее всего, реки Пивоварки, упоминание Светозерской пустыни, которая действительно была в то время в Алтайском крае.

Екатерина Копытова

Источник: «Алтапресс»

смотреть фото

«Радио России – Алтай»: В Молодёжном театре Алтая премьера трагикомедии «Дядюшкин сон» Достоевского

В Молодёжном театре Алтая сегодня премьера – на малой сцене дают трагикомедию «Дядюшкин сон» по повести Достоевского. Поставить этот спектакль по собственной инсценировке – давняя мечта молодого питерского режиссёра Дарьи Камошиной. Подробнее – Ирина Вязанцева.

Источник: «Радио России – Алтай»

«Алтайская правда»: в Молодёжном театре Алтая Достоевского сыграли как шахматную партию

В Молодежном театре Алтая Достоевского сыграли как шахматную партию. Спектакль «Дядюшкин сон» по одноименной повести поставила режиссер Дарья Камошина, премьера – 12 и 13 апреля на малой сцене.

Мария Александровна Москалева, первая дама губернского городка Мордасова, мечтает удачно выдать замуж дочь Зинаиду. За нее уже посватался молодой Павел Александрович Мозгляков, но гордая Зина не спешит с ответом. Однажды, желая угодить Марье Александровне, жених привозит в дом Москалевых своего дальнего родственника – старого и немного выжившего из ума князя, даже не подозревая, к чему это приведет.

Сцену МТА Дарья Камошина, выступившая и в качестве сценографа, превратила в большую шахматную доску с декорациями в виде столика-ладьи и часов-ферзя. Костюмы художника Натальи Сыздыковой тоже отсылают к эстетике шахмат. Поскольку свою повесть Достоевский писал в сибирской ссылке, местом действия спектакля сделали неназванный сибирский городок. В ролях – заслуженная артистка России Галина Чумакова, Анфиса Козырева, Виктор Синицин, Александр Пальшин, Наталья Сляднева и другие.

Подробнее в фоторепортаже Евгения Налимова.

Источник: «Алтайская правда»

смотреть фото

«Чичиков – краш»: артист МТА Александр Пальшин претендует на премию за создание образа главного героя в «Мёртвых душах»

Дорогие зрители! Ведущий мастер сцены Молодёжного театра Алтая Александр Пальшин претендует на премию Алтайского края в области литературы, искусства, архитектуры и народного творчества. Артист вышел в финал в номинации «Театральное искусство» за создание образа Павла Чичикова в спектакле «Мёртвые души» Николая Гоголя.

В этом году жители региона могут принять участие в обсуждении проектов, претендующих на получение краевых премий в области культуры. Для этого нужно направить отзыв в Министерство культуры Алтайского края по адресу: 656049, г. Барнаул, пр. Ленина, 41, или на электронный адрес mk22@alregn.ru с пометкой «В комиссию по премиям».

Мы знаем, что многие зрители МТА любят Александра Пальшина, знаем, что его Чичиков попадает прямо в ваши сердца. Видим это в постах, комментариях и книге отзывов. Поэтому просим отправить отклик о работе артиста в этом спектакле в комиссию. Письма принимают до 24 апреля.

«Вести – Алтай»: зрители Молодёжного театра Алтая смогут оценить юмор Достоевского

Юмор Достоевского смогут оценить зрители Молодёжного театра Алтая. Там ставят спектакль «Дядюшкин сон» по повести Фёдора Михайловича.

Это произведение было написано классиком в сибирской ссылке. Есть даже предположение, что часть героев была списана им с обитателей Барнаула.

Актёры Молодёжного театра учатся ходить в стиле шахматных фигур – вся сцена превратится в доску, где перед публикой разыграют партию. Это обусловлено поведением героев повести «Дядюшкин сон», говорит режиссёр.

В бутафорских цехах готовят декорации и шьют эффектные костюмы в стилистке шахматной игры – часы, столик в виде фигур, а шляпы укажут, кто перед нами – король или ладья.

Эту повесть-водевиль Фёдор Михайлович писал в сибирской ссылке, сильно нуждаясь в деньгах, живя в Омске, в Семипалатинске, посещая Новокузнецк и Барнаул, который славился тогда светской и культурной жизнью. Некоторые литературоведы предполагают, что часть героев списана с обитателей милейшего города Б., как называл его русский классик.

Сюжет напомнит несколько знакомых произведений. Здесь и Гоголь, и Пушкин, но всё в фирменном стиле Достоевского. В российском городке живёт мать, которая мечтает выдать дочь за богатого старого князя. Осталось только его обмануть. Остальное – на премьере. Юмор Достоевского публика сможет оценить уже совсем скоро.

Источник: «Вести – Алтай»

смотреть видео

Афиша
Новости
Соцсети