«Алтайская правда»: Всероссийский театральный фестиваль имени Золотухина проходит в Барнауле
23 сентября в Барнауле открылся II Всероссийский молодежный театральный фестиваль им. В.С. Золотухина. На праздничной церемонии, которую приготовил режиссер из Екатеринбурга Евгений Балакин, зрителям напомнили о наиболее значимых театральных ролях, прославивших Валерия Золотухина. Кроме того, артисты Молодежного театра Алтая примерили на себя образы, в которых он когда-то блистал. После торжества был показан первый спектакль фестиваля – внеконкурсный «Ревизор» в постановке Новосибирского городского драматического театра Сергея Афанасьева.
А накануне открытия прошла пресс-конференция организаторов и членов жюри молодежного театрального смотра. Они поделились воспоминаниями о Валерии Золотухине, имя которого многих заставило приехать в Барнаул, и надеждами, которые связывают с конкурсом.
Призы и подарки
Если первый фестиваль, прошедший осенью 2014 года, представлял собой «парад спектаклей», то по итогам нынешнего будут вручаться награды за лучшую мужскую и женскую роль и роли второго плана, лучшие работы режиссера и художника, Гран-при и специальные дипломы. Возглавила жюри известная российская актриса театра и кино Ольга Дроздова – она, а также актер Иван Стебунов и режиссер Уссурийского драмтеатра Денис Малютин, участвующие в жюри, приехали позже.
Начальник краевого управления по культуре и архивному делу Елена Безрукова напомнила, что театральный смотр проходит при поддержке Министерства культуры РФ, администрации Алтайского края и лично губернатора Александра Карлина. А директор фестиваля и Молодежного театра Алтая Ирина Лысковец сообщила, что попавшие в афишу постановки прошли предварительный отбор. За него ответственны председатель краевого отделения СТД РФ Олег Пермяков, критики Яна Глембоцкая (Новосибирск), Елена Кожевникова (Барнаул) и заведующая литературной частью МТА Ольга Старкова.
Елена Кожевникова рассказала «АП», что экспертный совет со спектаклями знакомился по видеозаписям:
– Я выбирала постановки «для себя», а интересует меня классика – это то, что сегодня может спасти мозг от засыхания. Так что в афише вы найдете спектакли по Шекспиру и Брехту. Меня вполне устроило то, что я в них увидела, а теперь хочу посмотреть их вживую.
Для всех участников организаторы приготовили подарки. Ирина Лысковец показала журналистам забавную матерчатую сумку, украшенную символикой смотра, в которой что-то позвякивало:
– Валерий Сергеевич родом из Быстрого Истока, и многие знают историю, как он добирался до Москвы, чтобы поступать в ГИТИС. В его мешочке была кружка – и мы тоже дарим вот такую кружечку с надписью «Ты чего ж, ядрена вошь, без меня какаву пьешь?». Думаю, этот предмет всем пригодится, – пошутила директор фестиваля.
В сумке также нашлись красивый буклет фестиваля, футболка и статуэтка – символ смотра в виде воздушного шара.
– Замечательный театр, прекрасная обстановка, ощущение праздника, – говорит о своих впечатлениях ректор Новосибирского театрального института Яна Глембоцкая. – Театр – это праздник, который человек не всегда заслужил, но обязательно получит…
Между нашими городами все время происходит обмен кадрами. Все это говорит о том, что мы исповедуем одну и ту же веру в вопросах театрального образования и искусства. В ее основе – школа Станиславского и то трепетное отношение к театру, которое мы вынесли из детства.
О жажде общения и чувстве баланса
Сотрудник центрального аппарата Союза театральных деятелей РФ и еще ряда театральных институций Марина Корчак призналась, что в Барнаул, в котором она впервые, ее привела личная необходимость. С Валерием Золотухиным она познакомилась еще во время учебы в ГИТИСе, на практике в Театре на Таганке. Это был «золотой век» театра, репетиции спектакля «Живой» с Валерием Сергеевичем в главной роли. «Общение с ним для меня было очень важно, поэтому я сюда и приехала», – подытожила Марина Михайловна.
Тему культурной памяти затронула Капитолина Кокшенёва – руководитель центра наследования русской культуры Института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачёва и член нынешнего экспертного совета премии «Золотая маска». Свой приезд она объяснила желанием «почувствовать, как бьется театральное сердце Сибири», и пообещала на фестивале «диктатуру культуры»:
– Мне кажется, мы все ориентированы на некую экспериментальность. Но в культуре важны баланс, гармония. У меня это чувство очень развито: когда я вижу, что все бегут в сторону эксперимента, у меня автоматически возникает желание перейти на другую сторону «культурной лодки». Если все пойдут на одну сторону, мы утонем и не заметим, что уже на дне.
Барнаульский театровед Елена Кожевникова заметила, что нашему городу остро не хватает качественного театрального общения: «По мне, так фестивалей должно быть много и на разные темы. Мы перестали друг друга понимать, видеть и общаться в пространстве своей культуры. Поэтому очень хорошо, что, несмотря на экономические трудности в стране, проходят такие фестивали».
Критик из Томска Валентина Головчинер напомнила собравшимся, что у любого фестиваля, как у айсберга, есть огромная и невидимая зрителю подводная часть, имея в виду неизбежные сложности в подготовке:
– Мне хочется, чтобы все завершилось удачно, чтобы было о чем размышлять и говорить. А видимая часть принесла радость городу, потому что смотреть спектакли будут не только члены жюри.
Источник: «Алтайская правда»