«Алтапресс»: армия Тайлера – в Молодёжном театре Алтая ставят «Бойцовский клуб» в жанре пластической драмы

30 и 31 мая в Молодежном театре Алтая премьера — спектакль «Бойцовский клуб» поставил петербургский режиссер Максим Соколов. Это будет не привычный психологический, а физический театр в жанре пластической драмы. Соколов говорит, что нам предстоит стремительное действие, трип в душу главного героя.

Никому не рассказывать о бойцовском клубе

— Знаю, что вы не любите говорить о своих постановках до премьеры. Не хотите спойлерить или просто суеверный?

— Спойлеры вообще не очень хорошая вещь. Даже смотря фильм, мы далеко не сразу понимаем, что Джек и Тайлер — один и тот же человек. Собственно, вот вам спойлер. Про сценографические решения тоже стараюсь не распространяться. Мужчины в бойцовском клубе очень сильно поменяются к концу спектакля.

Никогда и никому не рассказывать о бойцовском клубе

— Сколько времени заняла подготовка к спектаклю и почему выбрали такой жанр?

— Мы работали над спектаклем полтора месяца. Для большой сцены и такого материала это мало. Но у нас был и большой подготовительный этап с художником Анастасией Юдиной и режиссером по пластике Екатериной Культиной.

Сложность в том, что это пластический спектакль, у актеров колоссальная физическая нагрузка. Мне не нравится сценический бой, который преподают в театральных вузах, поэтому мы искали другие средства выразительности.

Инсценировка рождалась по мере работы над спектаклем. Это сложновато, потому что книга мне всегда нравится больше, чем любая инсценировка. Я делал ее сам.

Если противник потерял сознание или говорит «хватит», поединок окончен

— У любого спектакля два «героя» — сцена и зрители. Уверены, что «Бойцовский клуб» понравится и никто не скажет «хватит» и не уйдет из зала?

— Я думаю, задача режиссера не в том, чтобы зритель досидел до конца. Надо, чтобы человек пришел и понял что-то для себя. Театр — это такая область чувств, человек должен получить эмоциональный опыт. Желательно новый. Ты должен выйти из театра другого роста от того, что с тобой в зале что-то произошло.

В схватке участвуют только двое

— Главных героев у Чака Паланика два. Сколько у вас?

— Помимо главных героев Тайлера и Джека в спектакле есть Рассказчик. Это боксер, который делится воспоминаниями о бойцовском клубе.

У нас есть Марла, а есть отдельный персонаж — Внутреннее Животное Марлы. В таком мужском спектакле женские роли дают необходимый объем.

Ребята из бойцовского клуба — отдельный персонаж. Вначале я их вообще не отличал друг от друга. Но потом они все становятся индивидуальностями. Они толстые и инфантильные, их воспитывали мамочки, а бойцовский клуб заменил им отца. Они все проходят путь выковывания из бесформенной массы бойца армии Тайлера.

Я не могу сказать, что у нас есть шесть главных персонажей и какая-то пластическая масса. Это не так. Вы запомните каждого бойца в финале.

В Тайлере мне нравится максимализм, смелость, его активная позиция. В Джеке — его совестливость и справедливость. Мне жалко, что у Тайлера и Джека не получилось соединить свои энергии воедино. Они смогли бы изменить мир. Да, это аномалия, как и любой гений. Никто не верил в то, что Е=мс2.

Не более одного поединка за раз

— Спектакль на премьере и, скажем, через полгода в репертуаре — это два разных произведения. Вы меняете что-то после прогона и премьеры?

— Важно не потерять тот вектор, в котором шла работа над спектаклем. У меня нет привычки поле сдачи менять спектакль только потому, что кто-то покритиковал мою работу.

Я думаю, что стоит обязательно идти на премьеру, потому что все-таки это особая волнительная атмосфера. А потом, если понравится, прийти еще через какое-то время. Актеры растут, играют глубже. Этот процесс независим от режиссера, это их внутренняя работа, которую видно.

Бойцы сражаются без обуви и по пояс голые

— Какими сценографическими и режиссерскими решениями будете завлекать зрителя?

— У нас будет спортивный зал, современная музыка, в частности, рэп. Мы покажем эстетику уличных боев. Но это не драка. Эмоции от движений актеров удивительные, я такого в театре никогда не испытывал. Финал будет не таким, как в книге и фильме.

Я работал здесь над спектаклем Wonder boy. Именно тогда я понял, что и «Бойцовский клуб» возможен в МТА, представлял себе, кто и что будет играть. Здесь очень много талантливой молодежи.

Они все похудели. Накачали кубики себе. Я не заставлял, честное слово. Думал, что после репетиций буду говорить: «Вот, а теперь в качалку идите». Но нет. Они сами работали. Может быть, потому что понимали, что придется до пояса раздеваться. Такая мотивация.

Жалко, что мы не сделали фото до и после.

Поединок продолжается столько, сколько потребуется

— У спектакля практически «киношный» хронометраж — 1 час 40 минут. Многими сценами пришлось пожертвовать?

— Когда я приступаю к работе, я не знаю, какой будет хронометраж. Время — это не критерий. У Фоменко я сидел 5 часов 50 минут с двумя антрактами, у Фокина час десять.

У нас физически сложный спектакль, и костюмы сложные вначале, от которых потом актеры избавляются. Лучше и для актеров, и для зрителей не разделять такую постановку на два действия. Это единый стремительный поток.

Новичок обязан принять бой

— «Бойцовский клуб» — не новичок на сцене. Вдохновлялись работами коллег?

— Да, его уже ставили. На Украине, в Омске, в Ижевске. Я не видел эти спектакли, только фото или отрывки. И не нужно, я считаю, смотреть. Я даже фильм не стал пересматривать, поэтому помню только какие-то ощущения. У меня были другие фильмы для вдохновения — Линч и американские сериалы на HBO.

Максим Соколов о…

…современных пьесах

— Я стараюсь брать в качестве материала не чисто русские истории. Современные пьесы все начинаются примерно так: тетя Клава на кухне варит суп и говорит: «Вот дядя Миша приехал с дачи… А у меня муж умер, он в колодец упал… Спился потому что… А у меня племянница…»

Я не хочу про всех так говорить. У того же Вырыпаева свой язык. Но в основном это какая-то узкая бытовая история, а хочется чего-то более общечеловеческого, иносказательного.

Действие происходит в 1990-е. У нас сейчас тоже время дикого капитализма и хаоса. Поэтому такие истории, как «Бойцовский клуб», актуальны.

…энергетике

— Молодежи должно понравиться. Возможно, людям старшего возраста покажется чересчур агрессивно или слишком громко. Сцены с мясом, потом, кровью и падающими зубами мы не брали, но все равно достаточно грубости. Молодежь придет получить энергию и адреналин. И получит.

В «Бойцовском клубе» большая концентрация настоящей мужской энергии. Ее обязательно почувствуют зрители. Во всяком случае, у Тайлера точно будет много поклонниц после этого спектакля.

…насилии

— Насколько наш спектакль — пропаганда насилия, судить не мне. Но мы повернули в другую сторону. Это не просто ярость и агрессия, но и монолог и диалог, например, с отцом, который ушел. Тайлер говорит, что если ты христианин, то отец для тебя бог. Если он ушел от тебя, то, может быть, привлечь его внимание тем, что ты плохой, лучше, чем не получить внимания вообще.

Если человек хочет умереть, он умирает. Если этого не случается, значит, его желание умереть — это призыв о помощи и одиночество.

…пластической драме

— У нас не кино, мы не можем использовать планы, например, как средство выразительности. Мы пробовали построить спектакль на диалогах. Но не подходит такой вариант. Спектакль получается немного плоским.

Обычная пьеса, как у Островского, не получится. Одних боев не достаточно. Мы показываем физический театр, где отражается жизнь тела как такового.

…смысле спектакля

— Как создать лучшую версию себя — вот в чем вопрос. Человеку кажется, что он остановился на пути, и вся его жизнь будет такая, как сейчас. На самом деле в любое время и любым способом можно ее изменить. И надо это сделать. Главные герои же смогли, значит, и зритель сможет.

…бойцовском клубе

— Герой хочет драться. Если бы такие, как он, просто били случайных прохожих на улице — это лучше, что ли? Они же не такие. Их никто не заставляет биться. Они сами делают выбор в пользу клуба, у них нет претензий к противнику.

Бойцовский клуб — классная идея. Я вот тоже ищу себе подобное занятие. Режиссер — профессия интеллектуальная, а не физическая. Мне нужна была такая встряска, поэтому я и решил поставить этот спектакль.

Драться — лучше, чем валяться на диване из Ikea и плакать. Я переживаю за этих ребят. Мне кажется, я среди них.

Надежда Тиунова

Источник: «Алтапресс»

Новости

04.12.2022

Поздравляем артистов с вводом в романтическую историю «Золушка»

03.12.2022

«Катунь 24»: в Молодёжном театре Алтая готовятся к премьере спектакля «Огниво»

01.12.2022

Открыт приём заявок на участие в V Всероссийском молодёжном театральном фестивале имени Валерия Золотухина

Всероссийский проект Народного фронта «Все для Победы!»

25.11.2022

Эксперт «Золотой Маски» Нина Карпова побывает на спектаклях Молодёжного театра Алтая

21.11.2022

Поздравляем артистку с вводом в оперу «Мария Стюарт»

18.11.2022

Директор МТА Ирина Лысковец приняла участие во Всероссийском фестивале-лаборатории театров для детей и молодёжи «Колесо»

Поздравляем артистов с вводом в романтическую историю «Золушка»

Поздравляем Антона Нечаева, Галину Чумакову и Виталия Прозорова с вводом в романтическую историю «Золушка» Шарля Перро. Желаем побольше сказочных ролей и волшебных моментов!

«Катунь 24»: в Молодёжном театре Алтая готовятся к премьере спектакля «Огниво»

Подсмотреть костюмы и бутафорию героев предстоящей новогодней премьеры «Огниво» в Молодёжном театре Алтая удалось съемочной группе телеканала «Катунь 24». В программе «Время культуры» зрителям показали путешествие по закулисью.

Источник: «Катунь 24»

смотреть видео

Открыт приём заявок на участие в V Всероссийском молодёжном театральном фестивале имени Валерия Золотухина

1 декабря стартовал приём заявок на участие в V Всероссийском молодёжном театральном фестивале им. В.С. Золотухина. Масштабный культурный форум пройдёт в Барнауле с 18 по 24 сентября 2023 года. Он соберёт профессиональные творческие коллективы из разных уголков страны, которые представят свои лучшие спектакли разных жанров и форм.

Как и в прошлые годы, основной площадкой проведения театрального форума станет Молодёжный театр Алтая. У любителей театрального искусства будет уникальная возможность за неделю посмотреть 12 спектаклей, адресованных преимущественно молодёжной аудитории. По сложившейся традиции фестиваль закроется спектаклем театра, приглашённого в Барнаул в качестве гостя. На этот раз зрителям представят постановку Российского академического Молодёжного театра. Программу показов дополнят образовательные семинары, лаборатории, круглые столы и мастер-классы от экспертов театрального дела.

Заявки на участие принимаются до 1 марта. Спектакль, адресованный молодёжной аудитории, должен быть выпущен в период с 1 января 2021 по 31 декабря 2022 года. Электронную форму заявки нужно заполнить на сайте Молодёжного театра Алтая в разделе «Фестиваль». Уже весной станет известно, какие спектакли каких театров смогут увидеть жители региона.

Справка
Всероссийский молодёжный театральный фестиваль имени Валерия Золотухина учреждён указом губернатора Алтайского края от 10 октября 2013 года. К участию в фестивале допускаются на равных условиях профессиональные драматические театры любой формы собственности и подчинения, русские и национальные театры. Организаторами фестиваля выступают Министерство культуры Алтайского края, Молодёжный театр Алтая, Алтайское краевое отделение общероссийской общественной организации «Союз театральных деятелей Российской Федерации». Фестиваль проходит раз в два года при поддержке Министерства культуры России и Союза театральных деятелей Российской Федерации.

Всероссийский проект Народного фронта «Все для Победы!»

Общероссийский народный фронт запустил портал «Все для Победы!» и дал старт началу работы благотворительного фонда по сбору средств в поддержку воинских подразделений и мирного населения Донбасса.

На данном Портале рассказывается, как перечислить деньги, где принимают вещи, что требуется бойцам, здесь же можно узнать, как грузы доставляются адресатам.

В конце октября открыт региональный сбор средств, по которому можно перевести средства для частей, преимущественно сформированных из мобилизованных из Алтайского края, а также частей, дислоцированных в нашем крае, подразделения которых выполняют боевые задачи в ходе СВО.

Эксперт «Золотой Маски» Нина Карпова побывает на спектаклях Молодёжного театра Алтая

С 1 по 4 декабря на показах спектаклей Молодёжного театра Алтая побывает Нина Карпова. Театровед, руководитель литературно-драматургической части Московского академического театра Сатиры, эксперт международных и всероссийских фестивалей прилетит в Барнаул по гранту Союза театральных деятелей России «Командировки критиков в театры регионов России».

Нина Никитична посмотрит четыре спектакля МТА, выпущенные за последний год – страшную сказку «Василисса» Марии Малухиной, историю грандиозной аферы «Мёртвые души» Николая Гоголя, мюзикл «Фауст» Александра Шевцова и странствие «Марьино поле» Олега Богаева. Каждый она обсудит с артистами, художественным руководством и работниками производственных цехов.

Нина Карпова окончила театроведческий факультет ГИТИСа им. А.В. Луначарского. Печаталась в журналах «Театр», «Театральная жизнь», «Страстной бульвар, 10», «Музыкальная жизнь», газетах «Культура», «Экран и сцена», «Аргументы и факты», «Московская правда», а также американских и европейских театральных изданиях. Она – автор и редактор Первого тома Российской театральной энциклопедии (2020). Постоянный эксперт и член жюри множества российских театральных фестивалей, среди которых «Золотая Маска».

Грант «Командировки критиков в театры регионов России» предназначен для театров, которые хотели бы пригласить критика для просмотра и обсуждения своих спектаклей. В этом году заявки на участие подали более 140 коллективов, Союз театральных деятелей отобрал только 36.

Поздравляем артистку с вводом в оперу «Мария Стюарт»

Поздравляем Елену Логачёву с вводом в оперу «Мария Стюарт» Фридриха Шиллера. Желаем крепко стоять на котурнах, чтобы не снесло волной аплодисментов!

Директор МТА Ирина Лысковец приняла участие во Всероссийском фестивале-лаборатории театров для детей и молодёжи «Колесо»

С 15 по 17 ноября в Екатеринбургском театре юного зрителя проходил Всероссийский фестиваль-лаборатория театров для детей и молодёжи «Колесо». В числе участников – руководителей ведущих театров юных зрителей страны – была и директор Молодёжного театра Алтая Ирина Лысковец.

Программа включала просмотры лучших спектаклей Екатеринбургского ТЮЗа, выпущенных в последние годы. Гости побывали на показах постановок «Питер Пэн в Кенсингтонском саду» по мотивам повести Джеймса Мэтью Барри, «730 шагов» по мотивам романа Фёдора Достоевского «Преступление и наказание», «Чучело» по мотивам повести Владимира Железникова, «Дуэль» по повести Антона Чехова и «Пиковая дама» Александра Пушкина.

На фестивале-лаборатории провели «круглый стол» руководителей театров, в котором приняла участие директор Российского академического Молодёжного театра Софья Апфельбаум. Модератором выступила заведующая Кабинетом театров для детей и театров кукол Союза театральных деятелей России Ольга Глазунова. Состоялась лекция координатора спецпроектов РАМТа Милы Денёвой «Современная российская драматургия для детей и подростков».

Завершился фестиваль обсуждением спектаклей Екатеринбургского театра юного зрителя. Его провели театроведы Ирина Алпатова, Владимир Спешков и Мила Денёва.

Справка

Всероссийский фестиваль-лаборатория театров для детей и молодёжи «Колесо» был задуман как передвижной, отсюда и его название. Это своего рода творческий отчёт, презентация принимающего театра. Фестиваль учреждён Союзом театральных деятелей Российской Федерации по инициативе Российского академического Молодёжного театра.

смотреть фото

Афиша
Новости
Соцсети