«Алтапресс»: цветы Корана – в Молодёжном театре поставили религиозный спектакль о евреях, арабах и вселенской любви

Актер МТА Андрей Воробьев поставил новый спектакль на малой сцене. Его «Камедыю» уже оценили зрители в прошлом сезоне, на этот раз он выбрал рассказ Эрика-Эмманюэля Шмитта «Месье Ибрагим и цветы Корана» – короткую, но глубокую философскую притчу о дружбе, любви и взрослении на фоне упоминания о мировых религиях.

Моисей, Ибрагим и потаскушки

В центре сюжета «Месье Ибрагим и цветы Корана» – еврейский подросток Моисей, который живет с отцом в современном Париже и каждый день бегает за покупками в бакалейную лавку араба Ибрагима. Мать оставила семью, отец занят переживаниями и работой, так что мальчик вынужден взрослеть самостоятельно, и это у него получается слишком быстро.

Спектакль, как и рассказ, начинается словами главного героя: «Когда мне исполнилось одиннадцать лет, я взломал своего поросенка и отправился навестить потаскушек». Кому-то покажется, что заданный пошловатый тон сыграет какую-то особенную роль. Но на самом деле это лишь оттенок жизни героя и далеко не значимый момент его биографии.

Настоящие чудеса начнутся, когда окажется, что араб Ибрагим вовсе не тот, за кого его все принимают. Ведь «араб» означает, что «открыт с восьми утра до полуночи и даже по воскресеньям», и больше ничего. Он говорит, что все, что нужно понимать в жизни, написано в его Коране, но на самом деле, как мы узнаем дальше, он даже не мусульманин.

Хорошо ли пахнут носки

Бакалейщик Ибрагим протягивает руку дружбы одинокому Моисею. Он учит его, как сэкономить деньги, подкладывая в кофе цикорий, разводя божоле дешевым вином и разбавляя любимый отцовский деревенский паштет собачьими консервами.

Вместе с этими хитрыми советами Ибрагим учит мальчика и другому: всегда улыбаться («Улыбка – это не роскошь только счастливых людей, именно она и делает нас счастливыми»), замечать все вокруг («Автострады словно говорят тебе: проезжайте, здесь смотреть не на что. Это для придурков, которые хотят поскорее добраться из одной точки в другую»), любить женщин («Твоя любовь принадлежит тебе. Пусть даже она ее не примет. Просто ей не достанется этой любви, вот и все. То, что ты отдал, твое навеки; а то, что оставил себе, – навсегда потеряно»).

Ибрагим же рассказывает, как отличать религии по запаху. Моисей знает, что, если пахнет свечами, значит, это католический храм, а если ладаном, то православный собор. Но в мечети всегда пахнет носками, «сильно воняет». Бакалейщик тут же объясняет, что его, например, запах носков успокаивает. Это значит, что он такой же, как все люди вокруг, что он не один. И вообще человеческое молитвенное место должно пахнуть человеком.

Все реки впадают в море

В этих религиозных рассуждениях местами на грани фола фигура Ибрагима перерастает любое верование и становится чем-то большим, вовсе неземным. И внимательный зритель увидит в бакалейной лавке то самое настоящее молитвенное место, откуда еврейский мальчик сначала бесстыдно ворует консервы, а после приходит за пониманием и мудростью.

В этом смысле становится понятно, почему Ибрагим называет своего подопечного просто Момо – нечто среднее между Моисеем и Мохаммедом. Когда пройдет время, мальчик возьмет себе имя великого пророка.

Такие метаморфозы кажутся более чем острыми, если принимать во внимание многолетнее противостояние иудеев и мусульман. Однако писателю Шмитту, а вслед за ним и режиссеру Воробьеву удалось создать трогательную историю, без национализма, религиозного фанатизма и вместе с тем без модных сегодня, наигранных реверансов толерантности.

Спектакль – просто история о том, как человек начинает познавать мир, постепенно приходя к простому выводу, который делает Ибрагим: «Все рукава реки впадают в одно и то же море. Единое море» – и который не противоречит ни одной религии. Это история начинается в городском квартале и вырастает до вселенских масштабов через древнюю суфистскую мудрость, танцы дервишей и неспешные разговоры героев под оливковым деревом.

«Мы постараемся рассказать о всеобъемлющей любви. О любви всех ко всем. Это один из принципов суфизма, о котором идет речь в спектакле», – говорит Воробьев. Он уверяет, что ни об одной религии в истории нет плохих слов и что он «не боится радикальных исламистов».

Звучание текста

Спектакль «Месье Ибрагим и цветы Корана» идет в России на нескольких площадках: в екатеринбургской «Волхонке», Ростовском молодежном театре в Уфе. Андрей Воробьев говорит, что не смотрел ни один из них. «Я сразу влюбился в рассказ и понял, что это нужно ставить. Это бриллиант современной прозы, лучшее, что я читал у Шмитта», – говорит режиссер.

Воробьев поставил спектакль так близко к тексту, как возможно. Он уверен, что режиссер не сможет сказать лучше, чем драматург или писатель. Так что зритель увидит фактически не режиссерское прочтение, а сам рассказ.

«Это настолько гениально написано, что важно было ничего не испортить, – объясняет Андрей. – Я не нагружал литературный материал какими-то своими смыслами и трактовками. Наоборот, была задача покопаться в самом тексте и услышать его изначальное звучание».

За три месяца простоя актеры ужасно соскучились по работе. Может быть, поэтому спектакль сделали быстро, из подручных материалов и с максимальным вдохновением.

Ты кто такой?

На актрисе Виктории Проскуриной – все женские роли в спектакле: от проституток с Райской улицы и учительниц до соцработника, матери Момо и даже Бриджит Бардо. Главного героя сыграют в двух составах Андрей Потереба и Иван Протасов. Месье Ибрагимом в первом показе стал Александр Чумаков, а отцом – Виктор Синицин. В другом составе Синицин сыграет Ибрагима, а отцом будет Александр Коцубенко.

Это пятая режиссерская работа Андрея Воробьева, но впервые он пригласил в спектакль более опытных актеров, которые старше его и дольше служат в театре. «Я приду, и что я им скажу? Меня аж трясло, – вспоминает режиссер. – Они же меня опровергнут совсем. Скажут: «Ты кто такой?». Но чудо: у нас получилось договориться».

«Месье Ибрагим и цветы Корана» – это авторский театр, в котором постановщик отвечает за все – от музыки и костюмов до сценографии и декораций.

Воробьев подчеркнул, что первый показ – это просто генеральная репетиция, и до выхода спектакля на широкую публику еще есть немало времени, можно многое изменить. Доработанную и выверенную постановку зритель увидит в сезоне.

Специальный вопрос

– Андрей, на что зритель должен обратить внимание в спектакле, что почувствовать?

– Я однажды ходил в Барнауле на спектакль Владимира Филимонова, сейчас он руководит детской школой-студией в МТА. Это был «Скрипач на крыше». Я ничего тогда в театре не понимал. Спектакль произвел сногсшибательное впечатление, я просто не мог говорить о своих чувствах. Даже не мог сказать своим товарищам, понравилось мне или не понравилось то, что я видел. Это тот случай, когда впечатление есть, а слов, чтобы его описать, нет. Я буду счастлив, если у кого-то мой спектакль вызовет такие же чувства.

Надежда Тиунова

Источник: «Алтапресс»

Новости

08.12.2023

Молодёжный театр Алтая отметили эксперты Российской Национальной премии в области театрального искусства для детей «Арлекин»

07.12.2023

Молодёжный театр Алтая вошёл в лонг-лист Всероссийского фестиваля «Розовфест»

05.12.2023

Молодёжный театр Алтая выступил на Всероссийском фестивале молодой режиссуры «Ремесло»

Критики Марина Шимадина и Юлия Клейман о спектакле МТА «Ноябрьский зов»

03.12.2023

МТА отправился в Казань на Всероссийский фестиваль молодой режиссуры «Ремесло»

25.11.2023

Более ста сотрудников Молодёжного театра Алтая получили Почётные грамоты и Благодарственные письма

22.11.2023

«Вести – Алтай»: сегодня в Молодёжном театре Алтая начинается праздничная неделя в честь его 65-летия

Молодёжный театр Алтая отметили эксперты Российской Национальной премии в области театрального искусства для детей «Арлекин»

Экспертный совет Российской Национальной премии в области театрального искусства для детей «Арлекин» 2024 года подвёл итоги смотра заявок на участие. В этот раз выбирали из 150 спектаклей 121 театра страны.

В Экспертный совет вошли театральный критик Екатерина Дмитриевская, музыковед Марина Гайкович, театровед Татьяна Джурова, критик Юлия Осеева и театровед Екатерина Рябова. Именно они составляли программу «Арлекина». Но в связи с большим количеством представленных на конкурс спектаклей эксперты сформировали и лонг-лист. По мнению Совета, экстремальное ориентирование на местности внутренних миров землян разных возрастов Молодёжного театра Алтая «Ноябрьский зов» режиссёра Петра Нореца по пьесе Марии Малухиной следует отметить и включить в список значимых событий театрального сезона 2022-2023 годов.

Добавим, что на крупном театральном санкт-петербургском форуме спектакли Молодёжного театра Алтая замечают практически ежегодно. В 2020 году глитч Максима Соколова Wonder boy стал лауреатом в номинации «Лучшее музыкальное оформление». В 2021 году выделили волшебную трагедию режиссёра Бениамина Коца по пьесе Керен Климовски «Мой папа – Питер Пэн». В 2023 году страшная сказка Марии Малухиной «Василисса» в постановке режиссёра Виктории Печерниковой вошла во внеконкурсную программу «Арлекина».

Молодёжный театр Алтая вошёл в лонг-лист Всероссийского фестиваля «Розовфест»

Организаторы VII Всероссийского театрального фестиваля им. В.С. Розова «Розовфест» подвели итоги конкурсного отбора заявок на участие. Спектакль Молодёжного театра Алтая «Ноябрьский зов» по пьесе Марии Малухиной включили в лонг-лист.

В Экспертный совет вошли критик, кандидат искусствоведения, преподаватель кафедры истории зарубежного театра театроведческого факультета Российского института театрального искусства (ГИТИС) Екатерина Морозова, актриса театра и кино, режиссёр, педагог, дочь драматурга Виктора Розова Татьяна Розова, драматург и театровед Лена Петухова. Они отсмотрели более ста спектаклей.

В этом году лонг-лист сформировали из-за увеличения количества заявок, в связи со сменой площадки и усложнением художественно-постановочных задач. В ближайшее время технические специалисты организаторов и претендентов на участие согласуют райдеры, после чего опубликуют окончательную афишу «Розовфеста».

Основная программа фестиваля формируется из спектаклей, созданных не только по драматургии Виктора Розова, но и по произведениям его современников и последователей, а также по произведениям современной драматургии, которые отвечают идейной концепции фестиваля.

Молодёжный театр Алтая выступил на Всероссийском фестивале молодой режиссуры «Ремесло»

Четвёртый день XV Всероссийского фестиваля молодой режиссуры «Ремесло» прошёл под знаком детского театра. Начался он с образовательной программы – в Доме татарской книги эксперт фестиваля, известный театральный критик Марина Шимадина прочла лекцию «Современный детский театр: новые тексты и новые формы», а вечером на двух площадках состоялись два спектакля для подростков. На сцене Казанского ТЮЗа Алтайский государственный театр для детей и молодёжи им. В. Золотухина сыграл спектакль «Ноябрьский зов» режиссёра Петра Нореца, а в татарском ТЮЗе Кариева Атнинский татарский государственный драматический театр им. Г. Тукая познакомил зрителей со своей версией известной драмы Ярославы Пулинович «Наташина мечта» в постановке режиссёра Ичэнь Лю.

Режиссёр Пётр Норец хорошо знаком казанскому зрителю. На сцене русского ТЮЗа не первый год идёт его спектакль «Nедоросль», неизменно вызывающий восторг подростков и праведное возмущение учителей. И немудрено. По сути, это анти-Фонвизин, озорной, провокационный спектакль-перевёртыш классической пьесы, представляющий собой причудливую смесь стимпанка, хип-хопа, анимации и рэпа. Это спектакль не о современниках Фонвизина, а о нынешних подростках, завершающийся залихватским гимном молодости.

«Ноябрьский зов» продолжает тему подростков, но решается она здесь совершенно иначе. Начнём с того, что это постановка по пьесе современного драматурга Марии Малухиной. Жанр спектакля определён достаточно мудрёно: «Экстремальное ориентирование на местности внутренних миров землян разных возрастов». Загадка разрешается по ходу действия.

Спектакль начинается с приезда в семью Макаровых деда девочки Лили. Это событие становится завязкой сюжета. Лиля, и без того страдающая от своих подростковых проблем, воспринимает в штыки приезд чужого ей человека, которого она и видела-то раза три в жизни. Тем более что общаться им предстоит очень тесно – в школе организуют поход в лес, в котором ученикам предстоит участвовать вместе с родителями или близкими родственниками. Ситуация похода обнажает скрытые проблемы детей и взрослых.

Папа Коли Шестакова, страдая после ухода жены, одержим идеей здорового образа жизни; сам Коля мечется между двумя девочками – Лилей и Ариной; мама Арины Вороновой, страдающая от серости жизни, придумывает себе симулякр – альтернативную жизнь в блоге, фанатично снимая сюжеты для своих подписчиков; Арина безответно влюблена в Колю; Стася Лапина страдает от боли в спине и тирании набожных родителей, грозящих ей карой небесной за непослушание, при этом не брезгующих рукоприкладством; Женя по прозвищу Жаба – жертва равнодушия матери; классная руководительница Анна Павловна не умеет справляться со своими подопечными, а физкультурник Борис Петрович страдает, не смея признаться ей в любви. Разбившись на пары и вооружившись компасами, они отправляются к намеченной цели. В каждой паре происходит выяснение отношений, в ходе которого дети и взрослые впервые отвлекаются от собственной боли и учатся понимать друг друга. Вектор, до сих пор направленный внутрь, разворачивается вовне. В результате ориентирование на местности превращается в раскрытие внутренних миров героев и разрешение назревших конфликтов. Закольцовывается и история взаимоотношений Лили и деда: железобетонный дед с крутым и неудобным характером обнажает перед внучкой свой скелет в шкафу – признаётся в том, что невольно стал причиной гибели человека. Эта откровенность сближает внучку и деда, и общий финальный танец знаменует благополучный хэппи-энд.

Игровая форма спектакля, ирония и юмор позволяют снять остроту и «проговорить» проблемы подростков и взрослых легко и безболезненно. В спектакле много забавных придумок: Зигги – рок-певец и Зигги – Зигмунд Фрейд, собеседники Лили по дневнику, которым она поверяет свои проблемы; Элвис Пресли, заменяющий Стасе сурового Бога; кривляние Виктории Вороновой в тик-токе; натужный «бег за здоровьем» Колиного папы и т.д. Правда, в результате обилия ситуаций, героев и многочисленных поворотов в линии каждого действие порой распадается и создаётся ощущение мельтешения и какого-то хаотичного броуновского движения. Но в финале всё собирается в картинку всеобщего братания.

Дедушка Лили озвучивает метафору, которая легла в основу спектакля: «ноябрьский зов» как «заведомо невыполнимое стремление достичь состояния лёгкости и беззаботности, присущее детскому и отроческому возрасту, сопровождаемое меланхолией и общей потерянностью» (словарь А. Беренгольда, 1902 год). Правда, судя по тому, что мы увидели, героям спектакля достичь этого состояния удалось вполне.

Публика тепло принимала гостей из далёкого Барнаула, и вечер стал для всех теплым и приятным переживанием.

Елена Шевченко, культурный обозреватель фестиваля

Критики Марина Шимадина и Юлия Клейман о спектакле МТА «Ноябрьский зов»

В четвёртый день XV Всероссийского фестиваля молодой режиссуры «Ремесло» Молодёжный театр Алтая представил зрителям и экспертам спектакль «Ноябрьский зов». В пьесе говорится о жизни подростка Лили. После показа критики отметили достоинства спектакля.

Марина Шимадина:
– На самом деле, пьеса очень интересная. Каждый герой переживает свою историю, свою инициацию. Лес представлен, как сакральная территория, в которой мы бродим, потеряв себя. И мне понравилось, что берёзки здесь не реалистичные, а выступают неоновыми условными деревцами.

Герои всё время куда-то идут. Они все в движении, и трудно воплотить всё это на сцене. Но тем не менее, мне показалось, что персонажи тут узнаваемые и типажные. Особенно у взрослых: отец, занимающийся ЗОЖем – ирония по-доброму. Это выглядело неуместно и нелепо, невозможно было удержаться от хохота.

Дедушка тоже очень интересный, герой с загадкой, большую часть времени про него ничего непонятно. Забавным был момент с окровавленным дедом. Очень смешно было придумано, жалко, что только один раз это происходит. Думаю, ретроспекции можно было использовать ещё. Мне кажется, это обогащает данную историю.

Юлия Клейман:
– Большая радость, что это современный текст. Как ни странно, даже в театрах юного зрителя их мало. Поэтому, здорово, что здесь – современный важный текст о взаимопонимании. В спектакле так много игры с вопросами возраста, того, что старое, что новое. Отличная актёрская работа: такая эксцентричная, но не пошлая и не вульгарная. Классно и стильно сделано! Мне кажется, очень хорошая работа у Дианы Зяблицкой в роли Лили. Спасибо за материал, за то, что вы делаете.

МТА отправился в Казань на Всероссийский фестиваль молодой режиссуры «Ремесло»

3 декабря команда Молодёжного театра Алтая вылетела в Казань. Уже 4 декабря на XV Всероссийском фестивале молодой режиссуры «Ремесло» МТА представит экстремальное ориентирование на местности внутренних миров землян разных возрастов «Ноябрьский зов» по пьесе Марии Малухиной.

Мы снова встретимся с режиссёром Петром Норецом, повидаемся и с драматургом. Билетов на показ, который состоится в Казанском театре юного зрителя, нет! Очень ждём встречи с новыми зрителями – жителями столицы Татарстана. Для «Ноябрьского зова» «Ремесло» – первый фестиваль, так что держите за нас кулачки!

Спектакль в Молодёжном поставили по проекту «Детки и предки. Сибирь» новосибирской автономной некоммерческой организацией «Центр «Культурный город», который реализовали при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

Более ста сотрудников Молодёжного театра Алтая получили Почётные грамоты и Благодарственные письма

В Молодёжном театре Алтая состоялась церемония награждения лучших сотрудников. Почётные грамоты и Благодарственные письма получили более ста человек.

Вручая награды, министр культуры региона Елена Безрукова сказала, что МТА – современный театр, который следит за тенденциями в искусстве, среди его артистов узнаваемые лица, свой, особый, репертуар: «Молодёжный театр Алтая уникальный. Есть вещи, которые отличают этот театр от других. Например, детская студия и театральная педагогика, постоянно проходят лаборатории, есть даже свой всероссийский театральный фестиваль. У МТА замечательная труппа, блестящий директор, хорошая административная команда. Молодёжный знают, его приглашают, на театральной карте страны он занимает достойное место».

Председатель комитета Алтайского краевого Законодательного Собрания по спорту, культуре и молодёжной политике Татьяна Ильюченко добавила, что 65-летие для человека возраст пенсионный, а для театра – самый рассвет сил. «У Молодёжного замечательный творческий коллектив. Вам по плечу всероссийские конкурсы и фестивали, работа с детьми, вы смело двигаетесь в различных направлениях, всегда радуете нас своими премьерами. Так же смело смотрите вперёд, творите, продолжайте удивлять зрителей», – сказала она.

«Молодёжный театр Алтая на передовой. Он борется за умы и сердца нашего подрастающего поколения, нашего будущего. А здесь, конечно, обмануть, схалтурить нельзя. Желаю, чтобы и дальше в ваш театр приходило много зрителей, режиссёрам попадались в работу хорошие произведения, а актёрам доставались роли, позволяющие реализовать весь их многогранный талант. Громких аплодисментов, цветов, счастья, света и добра», – пожелал коллективу председатель комитета по культуре Барнаула Валерий Паршков.

Галина Бровко, заместитель главы администрации Октябрьского района города по социальным вопросам, добавила, что у Молодёжного театра Алтая есть всё, чтобы творить, сеять вечное и доброе в умы детей и подростков, а главное, у него есть благодарные зрители: «Мы видим, насколько широко представлена культурная жизнь, насколько она доступна, видим, как вы работаете, чтобы привлечь как можно больше молодёжи в театр. Лично я, как ваш зритель, благодарна за постановки, которые вы выпускаете. Совсем недавно была на показе спектакля «Марьино поле». До сих пор под впечатлением».

Поздравить коллектив пришёл председатель правления Алтайского отделения Союза театральных деятелей России, заслуженный деятель искусств РФ Олег Пермяков. Он сказал: «Счастья всем, кто делает Молодёжный театр Алтая таким, какой он есть. Монтировочному цеху, вахтёрам, словом, всем-всем, кто всегда рядом с труппой. И, конечно, самим актёрам. Вы делаете свою работу прекрасно, вдохновенно. Желаю вам сохранить это отношение на долгие годы. С праздником!».

«Вести – Алтай»: сегодня в Молодёжном театре Алтая начинается праздничная неделя в честь его 65-летия

Cегодня в Молодёжном театре Алтая начинается праздничная неделя в честь его 65-летия. В ноябре 1958 года состоялось открытие первого творческого сезона.

В честь этой даты запланирована особая программа: квартирник с артистами, где зрители в дружеской обстановке послушают песни, воспоминания и истории из жизни творческого коллектива; квест-экскурсия по закулисью, поэтический вечер. Ну а завершит юбилейную неделю марафон спектаклей. На сцене МТА покажут «Сказку о царе Салтане», «Вождя краснокожих», «Письма любви» и другие театральные постановки.

Источник: «Вести – Алтай»

смотреть видео

Афиша
Новости
Соцсети