«Алтапресс»: ищем букву «Ш» – режиссёр из Польши ставит в Барнауле спектакль про трудности детства

В Молодежном театре Алтая представят постановку по книге Януша Корчака «Когда я снова стану маленьким», спектакль будет называться «Крахмальная, 92». Поставил ее режиссер польского происхождения Бениамин Коц – барнаульским зрителям он знаком по спектаклю «Мой папа – Питер Пэн». По сюжету главный герой размышляет о том, как хорошо было бы вернуться в детство. Но не все так просто, как кажется. Для кого эта история и тяжело ли быть маленьким – в интервью узнал корреспондент «Афиши».

– Нет ли у вас такого ощущения, что во времена ковидной истерии театр сейчас никому не нужен? Не было мыслей «Боже, зачем я сейчас этим занимаюсь»?

– Мир никогда не был спокоен. Были войны, эпидемии. Театр всегда спасал людей от плохих мыслей. Думаю, сейчас как раз самое время быть ближе друг к другу, хоть и на социальной дистанции.

– Если бы вам сейчас предложили поставить спектакль про ковид, то что бы это была за история?

– Во время пандемии мы размышляли о том, что можно было бы сделать. Я бы сделал формат «спектакль в письмах» – ведь мы много писали друг другу, сидя на карантине.

Сейчас выходят постановки, в которых обыгрывается тема ковида. Например, «ШексПИР во время чумы», «Декамерон» и так далее.

– А вас привлекают подобные обыгрывания?

– А вас? Вот и меня нет.

– Почему ваша новая постановка имеет такое название – «Крахмальная, 92»?

– Это адрес детского дома, который основал Януш Корчак. Он там был директором и воспитателем. Вся его педагогическая карьера началась там.

В нашем спектакле это будет некая мастерская, двор, с которого Корчак наблюдал за детьми.

– Возрастное ограничение – 6+. Это будет постановка для самых маленьких или для родителей тоже?

– Спектакль для семейного просмотра. Будет хорошо, если родители придут вместе с детьми и после обсудят с ними постановку. Просто отправлять туда ребенка нет смысла. В этом случае я скажу, что это спектакль для взрослых.

– Но для семилетнего ребенка это будет понятная история?

– А вы знаете, что может понимать семилетний ребенок? Он в любом случае увидит свой спектакль. Самое главное, чтобы он почувствовал, что мы к нему относимся с уважением.

– Книга называется «Когда я снова стану маленьким?». А вам бы хотелось снова стать маленьким?

– Да. Прекрасное беззаботное время. Во всяком случае, оно таким кажется. А книжка как раз о том, что в детстве тоже очень много проблем. И мы хотим уйти в ту инфантильность, не думать о заботах.

Но главный герой обнаруживает, что в детстве еще больше проблем. И в конце приходит к мысли, что это все прекрасно, но возвращаться не хочется. Лучше жить воспоминаниями, а не бежать от взрослой жизни.

– А вы свое детство можете назвать счастливым и беззаботным?

– Были и прекрасные, и сложные моменты. Вообще словосочетание «беззаботное детство» очень расплывчато. Понятно, что оно было наполнено увлечениями, играми, энергией, чистыми эмоциями. А сейчас мы не позволяем себе чувствовать то, что хотим.

– Расскажите, что помните из своего детства.

– Рядом с моим домом был гараж, который служил нам воротами в футболе. Много играли с мячом. Еще была заброшенная база, куда мы приносили разный мусор и играли во взрослую жизнь.

Я больше с мальчишками играл, мы увлекались всякими петардами. Еще я любил «капюшоны» – в Польше так назывался пистон – кружочек красный с дырочками, которая заряжалась в пистолет. Когда нажимал на него гвоздем, оно взрывалось.

Очень любил санки. Ходил кататься с утра до вечера, приходил домой весь мокрый – и это было прекрасно. Рядом с домом была двухуровневая горка со склонами под разными углами – если ты не боялся, то ехал с самой высокой крутой вершины.

Еще мы просили друг друга «вписаться в тетрадочку» – такой дневничок, куда записывалось какое-нибудь обращение. Например, «Хорошему другу Бениамину от такого-то человека с пожеланием вечной дружбы».

– А у актеров интересовались, чем они занимались в детстве?

– Конечно, мы через эти воспоминания и делаем спектакль. Нужно, чтобы они почувствовали себя детьми. Это не волшебная сказка с превращением будет, а попытка войти в детство, почувствовать себя ребенком.

Они рассказывали очень много историй. Например, как играли буквами «Ш» (речь идет о детали от трансформаторов – Прим. ред.), которые были раскиданы по улицам. А сейчас их не найти. Если у кого-то эта «Ш» есть дома – принесите, пожалуйста, в театр. Она нам пригодится.

– Как вам кажется, сегодня быть ребенком легче или труднее, чем во времена Корчака?

– Наверное, сейчас легче. Взрослые более-менее разобрались со своей жизнью и могут уделить больше времени своим детям. А во времена Корчака только начался разговор о педагогике.

Но мы до сих пор относимся к детям как к детям – будто они чего-то не понимают. А они многое понимают – особенно если мы подаем им плохой пример.

– В вашем прошлом спектакле «Мой папа – Питер Пэн» отец тоже предстает таким большим ребенком, который не справляется с грузом ответственности. Можно ли говорить, что синдром Питера Пэна – это массовое явление и что по сути наше общество – это сплошной детский сад? И настоящих взрослых в нем нет?

– Ну, чтобы быть настоящим взрослым, нужно как раз не забывать о том, что ты был ребенком, и брать на себя ответственность. Но это не значит, что нужно становится скучным. Можно решать проблемы с юмором.
Главный герой в «Питер Пэне» эдакий разгильдяй, который возомнил, что может пить с друзьями, а взрослая жизнь – это не для него. Он не нашел гармонию «взрослости» и «детскости» в себе – и это главная его проблема.

– Трагическую историю Корчака во время войны знают все. А какое место занимает Корчак в Польше?

– Его педагогические труды очень знамениты. В Польше дети читают его повести: «Король Матиуш Первый», «Кайтусь-волшебник», «Банкротство маленького Джека» и другие.

Кстати, его книга «Когда я снова стану маленьким» в России тоже переведена как детская, хотя это не так – и по самому тексту, и по его интонации. И переведена она не полностью – не хватает страниц 15. Советскими переводчиками убраны размышления на тему денег, бога, уважения к взрослым.

На репетициях актеры читали книгу в переводе, а я смотрел в оригинале. Так и обнаружил, что где-то не хватает страниц. Поэтому пришлось мне самому переводить некоторые «пробелы». Так что барнаульские зрители смогут услышать этот текст в совершенно новом свете.

Премьера спектакля «Крахмальная, 92» пройдет 12, 13 и 14 ноября – то есть посмотреть постановку можно будет без QR-кода.

Надежда Чехович

Источник: «Алтапресс»

смотреть фото

Новости

26.06.2022

Итоги сезона: юбилеи на сцене МТА

25.06.2022

Итоги сезона: адаптация спектаклей для незрячих и слабовидящих

24.06.2022

Итоги сезона: премьеры

23.06.2022

В Молодёжном театре Алтая состоялась премьера спектакля «Марьино поле»

«Комсомольская правда – Барнаул»: в Молодёжном театре Алтая покажут последнюю премьеру сезона

«Алтайская правда»: Молодёжный театр Алтая закрывает сезон премьерой

22.06.2022

«Алтайская правда»: чем запомнился землякам актёр Валерий Золотухин

Итоги сезона: юбилеи на сцене МТА

В этом сезоне двое артистов театра отмечали юбилей творческой жизни.

2 сентября 25-летие на сцене МТА отмечала Юлия Юрьева. Артистку приняли в театр сразу после окончания Алтайского государственного института культуры. Причём диплом у Юлии Юрьевой красный. За эти годы она исполнила более 60 ролей в спектаклях по лучшим русским и зарубежным произведениям. Каждый, кто видел её на сцене, знает, что артистка может буквально всё. Она восхитительна и в детских сказках, и в вечерних спектаклях.

3 сентября было 50-летие профессиональной деятельности у ведущего мастера сцены МТА Нины Таякиной. Нина Васильевна с отличием окончила Горьковское театральное училище, после чего поступила работать в Алтайский театр юного зрителя. С первых дней работы актёрская судьба сложилась удачно – она играла почти в каждом спектакле. Несмотря на занятость в репертуаре, Нина Таякина окончила Театральное училище имени Бориса Щукина, получила профессию режиссёра и поставила несколько спектаклей.

К этой дате в театре состоялся творческий вечер Нины Таякиной «50 лет на сцене». Она читала стихи, пела, делилась воспоминаниями, рассказывала о любимых ролях, об опыте съемок в кино.

Вклад Нины Васильевны в театральное искусство переоценить невозможно. В 1998 году ей справедливо присвоили звание заслуженной артистки Российской Федерации. Но и на этом ведущий мастер сцены останавливаться не стала. Ещё одна веха – педагогическое поприще. Уже 15 лет она ведёт актёрское мастерство в Алтайском государственном институте культуры, курирует студентов, готовит к выходу на большую сцену.

Итоги сезона: адаптация спектаклей для незрячих и слабовидящих

Молодёжный театр Алтая стал победителем грантового конкурса программы поддержки людей с нарушением зрения «Особый взгляд» Благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт». Фонд выделил средства на адаптацию трех постановок для незрячих и слабовидящих, направил в театр специальное оборудование – мобильный передатчик и 20 аудиоприемников.

Тифлокомментарии (лаконичное речевое описание визуальной составляющей – предмета, пространства или действия – которое непонятно незрячему без специальных словесных пояснений) появятся у глитча Максима Соколова Wonder boy, урока (мне) взрослому Бениамина Коца «Крахмальная, 92» по повести Януша Корчака «Когда я снова стану маленьким» и семейной истории Петры Вюлленвебер «Временно недоступен» в постановке Анны Зиновьевой. Адаптацией спектаклей занимается специалист из Новосибирска Марина Копысова, заместитель директора Новосибирской областной специальной библиотеки для незрячих и слабовидящих. Она окончила Институт профессиональной реабилитации и подготовки персонала Всероссийского общества слепых «Реакомп». Многие годы работает с людьми, у которых есть физические или сенсорные ограничения. Не раз готовила тифлокомментарии к постановкам театров Сибири.

Марина Ивановна уже дважды посетила МТА, познакомилась с руководством и сотрудниками театра, осмотрела большую сцену и зрительный зал, побывала на показах спектаклей-участников проекта Wonder boy и «Крахмальная, 92».

Изначально планировалось, что спектакли для особенных зрителей в Молодёжном театре Алтая будут идти с весны. Но из-за определённых обстоятельств оборудование доехало до Барнаула только в середине июня. Театр встретит людей на показах адаптированных постановок уже в сентябре. Предварительно состоится тестирование полученной техники и специальный инструктаж сотрудников, работающих со зрителями.

Итоги сезона: премьеры

Творческий сезон МТА начал с премьеры спектакля «Загадочное ночное убийство собаки» по пьесе Саймона Стивенса. Главный герой детектива – мальчик-аутист, который ненавидит прикосновения и не касается никого даже взглядом. Он любит находиться в одиночестве. Расследуя убийство соседской собаки, в котором является главным подозреваемым, случайно открывает и разгадывает собственную семейную тайну. Премьера спектакля Андрея Воробьёва состоялась 8 сентября.

12 ноября в Молодёжном театре Алтая состоялась премьера спектакля режиссёра Бениамина Коца. Он ставил «Крахмальную, 92» по повести польского просветителя Януша Корчака «Когда я снова стану маленьким». Главный герой спектакля мечтает поскорее вырасти. Но когда мечта сбывается, понимает, что это не приносит ему ожидаемого счастья: оказывается, быть взрослым не так уж приятно. И теперь единственный способ хотя бы ненадолго снова стать маленьким – просто вспоминать, что с тобой происходило много лет назад.

23 декабря в репертуар театра вошла страшная сказка «Василисса» по пьесе Марии Малухиной. Над спектаклем работала постановочная группа из Москвы, которую возглавляла режиссёр Виктория Печерникова. Сюжет про девочку, идущую в страшный лес, знаком с детства. Современная «Василисса» в версии МТА – это не сказка для маленьких, это история про взросление. Героине предстоит пройти множество опасных испытаний, встретить на пути помощников и врагов – фантастических существ из мира русских народных сказок, и, в конце концов, встретиться с самой собой.

2 января зрителям представили комедию «Свободная пара» по пьесе итальянского драматурга Дарио Фо. Новый спектакль поставил главный режиссёр МТА Алексей Серов. По сюжету муж предлагает жене жить в браке без взаимных обязательств в верности и любви. По его мнению, только так можно сохранить честные и долгие супружеские отношения. Но муж не предполагал, что когда-нибудь и его жена воспользуется заключённым между ними договором и заведёт себе любовника.

Сразу после этого Алексей Серов занялся новым проектом – первым полноценным в истории Молодёжного театра Алтая мюзиклом. Либретто, музыку и стихи к «Фаусту» написал московский композитор Александр Шевцов. В команду постановщиков вошли именитые номинанты и обладатели «Золотой Маски»: хореограф Николай Андросов, сценограф Илья Кутянский, художник по костюмам Наталья Сыздыкова, художник по свету Дмитрий Зименко и консультант по вокалу Александра Чопик. Премьера состоялась 18 марта.

1 июня, в Международный день защиты детей, состоялась премьера музыкальной сказки Юрия Олеши «Три толстяка». Специально для барнаульского театра инсценировку по роману для детей создавал режиссёр Павел Пронин. Погружаясь в фантастический водоворот непредсказуемых событий, в борьбе со злом и несправедливостью герои могут рассчитывать только на своих преданных друзей и на собственные силы. А источником этих сил становится внутренняя свобода человека и решимость никогда не предавать свои идеалы.

Закрыл творческий сезон Молодёжный театр Алтая 23 июня премьерой спектакля по пьесе Олега Богаева «Марьино поле». Над ним работала известный в Барнауле режиссёр Ирина Астафьева. Героини, три столетние жительницы вымершей деревни, отправляются встречать мужей на железнодорожную станцию, откуда в 1941 году проводили их на войну. Каждая верит, что её избранник выжил, а с именами в похоронках просто напутали. На пути женщин встречаются самые неожиданные персонажи, среди которых Геббельс, Левитан, Человек-гриб и многие другие. Их появление можно объяснить только фантастическими аномалиями.

Итого за год репертуар МТА пополнился семью спектаклями. На следующий творческий сезон у театра не мене амбициозные планы.

В Молодёжном театре Алтая состоялась премьера спектакля «Марьино поле»

23 июня в Молодёжном театре Алтая состоялся премьерный показ странствия «Марьино поле» по пьесе Олега Богаева. Этим спектаклем МТА закрыл творческий сезон.

Над пьесой уральского драматурга работала режиссёр Ирина Астафьева. К постановке она привлекла сценографа Георгия Пашина и художника по костюмам Марию Рыкову из Санкт-Петербурга, музыкальным оформлением занималась Екатерина Порсева, хореографией – Александр Пучков.

Героини – три одинокие старухи из заброшенной деревни – решаются идти встречать мужей на железнодорожную станцию, откуда в 1941 году проводили их на войну. Каждая верит, что её избранник выжил, а с именами в похоронках просто напутали. Каждая верит, что любимый вернётся тем же – молодым и красивым.

Прихватив корову, патефон и фотокарточки своих солдат, подруги отправляются в долгое путешествие. Путь через топкое болото, дремучий лес, реку с густым туманом и широкое поле оказывается совсем непростым. В дороге старухи сталкиваются со странными персонажами, среди которых Геббельс, Левитан, Человек-гриб и многие другие…

Спектакль «Марьино поле» о верной дружбе, вере в мечту, надежде на чудо, желании жить. Но прежде всего он о женской любви, всеобъемлющей, сильной, красивой, вне времени и вне пространства.

Следующие показы нового спектакля состоятся в Молодёжном театре Алтая уже только осенью.

смотреть фото

«Комсомольская правда – Барнаул»: в Молодёжном театре Алтая покажут последнюю премьеру сезона

В четверг, 23 июня, в Молодежном театре Алтая состоится показ заключительной премьеры сезона – спектакля «Марьино поле».

– Героини – три одинокие старухи из заброшенной деревни – решаются идти встречать мужей на железнодорожную станцию, откуда в 1941 году проводили их на войну. Каждая верит, что её избранник выжил, а с именами в похоронках просто напутали. Каждая верит, что любимый вернётся тем же – молодым и красивым, – рассказывают в театре.

«Марьино поле» – это пьеса Олега Богаева. Действующие лица – три старушки. Каждой из них по 100 лет. Они живут в старой заброшенной деревне, где кажется, кроме них никого и не осталось, ни одной души…

Отправляясь за своими солдатами, верные подруги берут с собой все самое ценное: корову, патефон и фотокарточки своих мужчин. В пути им придется преодолеть топкое болото, дремучий лес, реку с густым обволакивающим туманом, поле… А кроме этого происходят странные вещи: старушки встречают Геббельса, Левитана, Человека-гриба.

Этот спектакль рассказывает о дружбе, вере в мечту и надежде на чудо. Бедные женщины до последнего надеются, что смогут увидеть своих героев. А к некоторым они даже являются. По крайней мере, они так считают. Женская верность и любовь не имеет границ.

Билетов на премьеру, к сожалению, уже не осталось, но посмотреть пьесу можно будет в сентябре. Стоимость – 350 рублей. Спектакль идет на малой сцене.

Источник: «Комсомольская правда – Барнаул»

смотреть фото

«Алтайская правда»: Молодёжный театр Алтая закрывает сезон премьерой

23 июня на малой сцене МТА покажут спектакль «Марьино поле» режиссера Ирины Астафьевой по пьесе уральского драматурга Олега Богаева. Героини – три 100-летние вдовы из обезлюдевшей деревни – решают идти встречать мужей на железнодорожную станцию, откуда проводили их на войну. Они верят, что их избранники на самом деле выжили и вернутся к ним такими же молодыми. По дороге через поля и леса они сталкиваются с Геббельсом, Сталиным, Человеком-грибом и другими странными персонажами.

Жанр новой постановки определили как «странствие». В МТА «Марьино поле» называют спектаклем о верной дружбе, надежде на чудо и женской любви вне времени и пространства. В главных ролях – Наталья Сляднева, Анастасия Воскобойник, Виктория Проскурина, Юлия Юрьева.

Источник: «Алтайская правда»

смотреть фото

«Алтайская правда»: чем запомнился землякам актёр Валерий Золотухин

21 июня – день рождения народного артиста РСФСР Валерия Сергеевича Золотухина. В честь памятной даты мы узнали у жителей Алтайского края, за что они любят и ценят творчество известного актёра. В опросе приняли участие наши земляки в возрасте от 19 до 45 лет.

«Золотухин – очень талантливый человек. Он был одним из тех, кто призывал остановить войну в Чечне, он заслуженный артист РСФСР, у него есть орден за заслуги перед Алтайским краем, медаль за особый вклад в развитие Кузбасса. Мне понравились его роли в фильме «Мастер и Маргарита», в сериале «Не родись красивой», в фильмах «Чёрная молния», «Вий» и «Мёртвые души», – Ольга Иванова, студентка.

«Все его роли буквально пропитаны добротой. Независимо от того, играет он патриарха, вампира, монаха, чудаковатого деревенского старика – все роли лучатся добротой. Каждая роль, даже самая маленькая, проходит красной нитью через всё произведение. Его герои учат зрителя человеколюбию, поиску положительных качеств в абсолютно любом человеке. Каждую роль он проживает вместе со своим персонажем, отдавая ему частичку себя. При всей его, казалось бы, комедийной внешности, его мысли настолько глубоки в каждой работе, что его доброта и мудрость перевешивают внешнюю простоту.

Я люблю историческое кино, поэтому запомнила его по роли в фильме «1614». Там он играет монаха, живущего в Смутное время. Герой уходит в пустошь молиться о спасении Руси. Перед этим он произнёс пламенную речь, в которой призывал стороны конфликта к миру. Он настолько убедительно сыграл процесс молитвы, с отказом от еды, что к этому монаху проникаешься огромным уважением и даже чувствуешь… веру в Бога. Такое ощущение, что в этом человеке была сосредоточена вся вера русского народа, и тяжёлое бремя, которое наложила Смута на весь народ, будто прошла целиком через него. Когда после Земского собора он спустился с горы, на которой молился, в его глазах отражалось такое великое, всеобъемлющее счастье. И не столько за себя, сколько за всю страну, что это трогает до глубины души», – Виктория Комиссарова, жительница Барнаула.

«Насколько я знаю, Золотухин – народный артист СССР. Это звание говорит само за себя. Также, артист родился в Алтайском крае и строительством театра власти поддерживают земляков. Я видела только два фильма с участием Золотухина: «Иван Васильевич меняет профессию» и «Ночной дозор». Как по мне, Золотухин – талантливый актёр», – Анна Мастерских, студентка.

«К концу жизни Золотухин стал значимой фигурой не только в искусстве, но и в политике. Он как актёр пережил упадок отечественного кинематографа, не сдался, не ушёл ни из кадра, ни со сцены. Он проявил силу, старался возродить культуру. И назвать театр в его честь – это правильно. Ведь он пытался донести и до молодёжи в том числе, что русский театр и русское кино — это не проходящее явление. Это актёр, у которого всегда был свой стиль. Стиль в искусстве и стиль политический. Он придерживался всегда своей линии, действовал не в угоду публике и был верен своим убеждениям. Он старался любой острый вопрос решить мирным путём. Прямо как его герой Бумбараш с его знаменитой фразой «Наплевать, наплевать, надоело воевать». И за это его можно уважать не только как актёра, но и как личность», – Ольга Перевалова, жительница Барнаула.

«Меня восхищает огромное количество сыгранных ролей, большой профессионализм. Запомнились фильмы «Черная молния», «Ночной дозор», сериал «Не родись красивой», – Софья Нейштадт, студентка.

«На мой взгляд, Валерий Золотухин – очень колоритный актёр. Любая его роль, даже эпизодическая, всегда запоминается зрителю. Особенно запомнил его по работам в фильмах «Ночной дозор» и «Дневной дозор», а также в сериале «Участок». Кому-то его образы могут показаться чудаковатыми и слишком глупыми, но, мне кажется, в этом и есть его шарм. В его душевной, простой мудрости и тёплых глазах. Даже вампир в его исполнении по-своему очарователен. А уж добродушный старичок Хали-Гали из «Участка» так и вовсе, как по мне, потрясающая работа. И театр в честь Золотухина, конечно, заслуженно назван. Он учит нас сопереживать героям на экране и на сцене, а следом и друг другу. И в этом плане как актёр и общественный деятель Валерий Золотухин – замечательный пример всем нам», – Николай Смирнов, студент.

«Молодёжный театр — потрясающее место! Архитектура здания завораживает, особенно в сумерках города. Театр объединил в себе множество прекрасных фестивалей, таких как «Реальный театр», «Новые пьесы из Европы», «Володинский фестиваль». Теперь перейдем ближе к роли Валерия Сергеевича Золотухина. Очень талантливый актёр! Хочу отметить его роль в обучении актёров. Ведь благодаря Валерию Золотухину был отобран курс актеров, и не один», — Василиса Бирючевская, студентка.

На родине Валерия Золотухина помнят. Это, пожалуй, самое главное. Может быть, день рождения артиста станет для вас поводом пересмотреть любимые картины с его участием?

Софья Комарова

Источник: «Алтайская правда»

Афиша
Новости
Соцсети