«Алтапресс»: нормисы против фриков – историю о советской травле в школе перенесли в современный мир на сцене МТА

Молодежный театр Алтая одним из немногих творческих коллективов страны взялся за создание спектакля «Чучело» по известному произведению Владимира Железникова. Режиссер Игорь Лебедев и драматург Екатерина Гузема переносят историю жутких издевательств над беззащитной, светлой и честной девочкой Леной Бессольцевой из времен Советского Союза в наши дни.

Интернет, рэп и «устаревшее» кино

Книга Владимира Железникова написана в 1981 году, и взял он своих героев не из головы. Похожая история произошла с его племянницей: девочку затравил весь класс из-за несправедливого обвинения в предательстве. И тогда-то Железников понял, что это – готовая идея для сценария. Который, впрочем, не сразу оказался на экранах: студии посчитали, что таких «фашиствующих детей» в телевизоре не будет. Но персонажи стали так дороги автору, что он взялся писать повесть.

С классическим сюжетом «Чучело» уже ставили в октябре 2015 года в Красноярском и Екатеринбургском ТЮЗах. В Орловском театре отмотали время назад и разыграли ту же сцену в средневековье.

В Молодежном театре Алтая сюжет тоже остался прежним, даже имена сохранились. Но осовременили его по максимуму. У Мироновой – Железной Кнопки (Дарья Чиж) – прядь волос окрашена ярко розовой краской, у Шмаковой (Юлия Нагибина) – модные очки и макияж. Вместо сбора яблок дети зарабатывают на желанную поездку в Москву раздачей листовок.

И, конечно, активно пользуются смартфонами, которые заменили половину ключевых сцен. За телефоном, например, в класс возвращается Дима Сомов (Антон Нечаев), из-за чего попадается Маргарите Ивановне (Ольга Жучкова) и сдает побег одноклассников с урока. А в интернете дети обсуждают, кто оказался предателем, и там же травят Лену Бессольцеву – личных встреч даже не требуется.

В перерывах зачитывают рэп – переделки треков известных исполнителей. Поначалу музыкальные вставки могут показаться непривычными для слуха, но это – основная отсылка на подростковую моду. Даже если не все школьники слушают рэп, а сам жанр давно разросся и отошел от стереотипов об агрессивном речитативе, какой звучал в спектакле, отрицать его популярность нельзя.

Сюжет практически точно следует книжному, разве что героев на парочку меньше. В начале класс смотрит фильм, тот самый, про «Чучело», но впечатление на них он не производит. Говорят – устаревшее кино, сейчас такого уже не происходит. И тут же, неосознанно доказывая обратное, начинают издеваться над одноклассником Васильевым (Владимир Кулигин).

Фанфики и дорамы

Дальше все по накатанной: в школе появляется новенькая, которая очень хочет завести друзей. Она без стеснения знакомится с классом, раз за разом повторяя: «Я Лена Бессольцева, люблю писать фанфики, читать фанфики, смотреть дорамы…» И это еще одна выжимка из современной культуры, узнаваемая детьми. Сейчас популярность этих явлений однозначно стала выше, но и более зрелые, и зрители помладше могут невольно проникнуться к Лене пониманием. Ведь одноклассники даже не знают половины слов из того, чем Лена горячо увлекается, а оттого считают ее странной – фриком.

Масла в огонь подливает и знаменитый в городке дедушка Лены, которого в книге называют не иначе, чем «заплаточник», и интерес Сомова к новенькой, и ревность Шмаковой.

Тема школьного буллинга, как сейчас говорят, не теряет актуальности даже у современных, прогрессивных детей. Порой даже наоборот: они изобретают все новые инструменты издевательств, подключая к травле гаджеты. В книге герои – шестиклассники, в спектакле чуть взрослее – им по 14 лет. Актеры, разумеется, гораздо старше. Но и сами они, и режиссер, и костюмер постарались максимально приблизить образы взрослых к подросткам. По поведению действительно вышли восьмиклассники, по внешности тянущие на 17-летних.

И все-таки сильно накидывать возраст героям было нельзя: практически совершеннолетним школьникам тема травли становится не близка. Остро проблема стоит именно среди 12-14 летних, а в нынешних условиях, когда дети развиваются быстрее, такое поведение может проявиться и раньше.

Нехватка внимания

Персонажи, на первый взгляд, делятся на два лагеря: те, кто травят, и те, кого травят. Среди вторых – Васильев и Лена, белые вороны в коллективе. Васильев зрителю раскрывается больше всех, после Лены. Здесь и проблема отцов и детей (точнее, матерей – отца нет и не было): физическая дистанция, отражающая ментальную, попытка женщины привязать сына к себе – с помощью клубка ниток, неозвученное недовольство гиперопекой и возрастом матери. Но в то же время Васильев доверяет ей, рассказывая о проблемах в школе.

Есть и параллель с «Бойцовским клубом», когда подросток впервые бьет одноклассника Попова (Роман Чистяков) и не понимает, почему никогда раньше не дрался – ведь это так здорово заряжает. В конце концов, Васильев же начинает новый виток издевательств над Леной, превращаясь из жертвы в угнетателя – по его мнению, из благих побуждений.

Остальные школьники кажутся пустыми и бездушными, «нормисами» без увлечений, особой эмпатичности и способности широко мыслить. Но, если углубляться в психологию, по вскользь брошенным фразам становится ясно, что все они – просто травмированные дети. Шмакова, например, говорит, что устала постоянно бороться за право лидера в классе, а потом упоминает, что родители ругали ее два часа из-за несостоявшейся поездки в Москву. Ей, вероятно, не хватает от них внимания и поддержки. Попов жалеет, что не сказал учительнице, что все-таки написал сочинение. Видимо, стесняясь читать его вслух и последующих шуток от одноклассников. А Сомов боится тоже стать жертвой буллинга, поэтому задирается первым.

Только Лена не скрывает свои недостатки и страхи, и этим она отличается от них. Это позволяет ей вести себя в соответствии с совестью, а не подстраиваясь под общество. Но это же делает ее объектом необоснованных издевательств.

Представить знакомые лица

Какую-то часть спектакля актеры играют в зале. Сидят в первом ряду во время просмотра фильма о «Чучеле», взбираются на перила балкончиков первого этажа, выбегают в проход и раздают зрителям флаеры. Казалось бы, мелочи, которые обыгрывают во многих постановках разных театров.

Но эти детали дают почувствовать себя не просто наблюдателем, а почти что участником событий. В конце даже ловишь себя на мысли, будто на полтора часа произошло возвращение в школу, а теперь снова приходится расставаться с одноклассниками. Архетипы у Железникова простые, у некоторых персонажей даже нет имен, но оттого проще подставить на их место знакомые себе лица.

Посмотреть постановку полезно будет и подросткам — увидеть себя со стороны, и взрослым, чтобы понимать своих детей.

Екатерина Копытова

Источник: «Алтапресс»

смотреть фото

Новости

15.05.2025

Молодёжный театр Алтая выступит на Международном фестивале национальных театров «Байкальский талисман»

09.05.2025

МТА поздравляет с Днём Победы

07.05.2025

Голосуйте за Молодёжный театр Алтая в премии «Звезда Театрала»

06.05.2025

Сотрудники МТА возложили цветы к памятнику Алексею Скурлатову

05.05.2025

Лонг-лист Всероссийского молодёжного театрального фестиваля имени В.С. Золотухина сформирован

30.04.2025

Режим работы кассы Молодёжного театра Алтая изменится в майские праздники

29.04.2025

«Алтапресс»: какое зверское дело раскрывают на сцене Молодёжного театра Алтая

Молодёжный театр Алтая выступит на Международном фестивале национальных театров «Байкальский талисман»

С 1 по 10 июня в Иркутске будет проходить III Международный фестиваль национальных театров «Байкальский талисман». Это уникальное культурное мероприятие, объединяющее коллективы национальных театров России и зарубежья.

Особенностью фестиваля стало то, что в афишу «Байкальского талисмана» включают спектакли, созданные на основе национальной литературы, эпоса и фольклора, в этом году будет присутствовать и тема патриотизма. Фестиваль создан по инициативе Иркутского ТЮЗа им. А. Вампилова. Проект поддержали Президентский фонд культурных инициатив, Правительство и Министерством культуры Иркутской области.

В 20 постановках будут задействованы почти 400 представителей театрального сообщества из Армении, Беларуси, Китая, Монголии и городов России. Кроме того, 10 июня, на торжественном закрытии фестиваля театры-участники покажут совместный спектакль «Мы бежали от заката» по ранним рассказам и сценам Александра Вампилова.

Молодёжный театр Алтая им. В.С. Золотухина представит в афише фестиваля цирковую фантазию для семейного просмотра «Каштанка» Антона Чехова. Премьера спектакля состоялась ровно года назад, 15 мая 2024 года. Над постановкой работали режиссёр Максим Астафьев, сценограф Кристина Баранова, хореограф Александр Пучков и видеохудожник Александр Секачёв.

Известнейшая история о собаке в воплощении МТА превращается в настоящее цирковое шоу. При этом создатели спектакля выводят на первый план тему любви. Они изучают это явление, обладающее множеством метаморфоз, порой странное, порой парадоксальное, порой даже вопреки. И задаются вопросом, могут ли люди проявлять простые, наивные и открытые подвиги верности, способны ли они на бескорыстную любовь, как дворняжка из рассказа Антона Чехова.

Показ «Каштанки» на III Международном фестивале национальных театров «Байкальский талисман» пройдёт 6 июня.

МТА поздравляет с Днём Победы

Молодёжный театр Алтая им. В.С. Золотухина поздравляет с Днём Победы!

Пусть эта светлая дата напоминает нам о героизме предков, мужестве и стойкости нашего народа. Низкий поклон ветеранам, благодаря которым мы можем жить свободно и достойно. Желаем крепкого здоровья, мирного неба над головой, счастья, благополучия! Пусть наша страна продолжает гордиться славными победами прошлого и уверенно движется вперёд к новым свершениям и достижениям!

С праздником!

Голосуйте за Молодёжный театр Алтая в премии «Звезда Театрала»

До 15 июня проходит приём заявок на соискание лучших кинотеатральных работ в сезоне 2024/2025 Международной премии зрительских симпатий «Звезда Театрала». По предложениям зрителей будет сформирован лонг-лист (предложения, заявленные наибольшее количество раз), куда попадут 180 претендентов, по 10 в 18 разных категориях.

Организаторы принимают заявки на премьеры, вышедшие с 1 июня 2024 года по 31 мая 2025 года. В Молодёжном театре Алтая им. В.С. Золотухина это «Фабрика по изготовлению вундеркиндов» Анны Морозовой, «Маскарад» Михаила Лермонтова, «Сказка о спящей Царевне» Александра Пушкина, «Брачная лихорадка» Антона Чехова, «Яга» Андрея Григорьева и Марии Малухиной, «Зверский детектив» Анны Старобинец.

Чтоб выразить мнение, нужно зарегистрироваться на сайте премии, указать кандидатов в выбранных номинациях и нажать на кнопку «Оставить голос». Благодаря вам спектакли МТА могут попасть в список победителей!

Сотрудники МТА возложили цветы к памятнику Алексею Скурлатову

6 мая коллектив Молодёжного театра Алтая им. В.С. Золотухина возложил цветы к памятнику Алексею Скурлатову. Монумент находится на пересечении улиц Калинина и Профинтерна. На лицевой стороне изображён памятник «Алёша», установленный в болгарском городе Пловдиве, а на обратной стороне – объяснение смысла и причина создания памятной скульптуры.

Алексей Иванович Скурлатов родился в алтайском селе Налобиха. Вызвался на фронт добровольцем и успел принять участие в Курской битве. За годы войны его трижды считали погибшим, однако он дошёл до Болгарии и вернулся домой в ноябре 1946 года.

Каждый цветок, возложенный к стеле, стал символом памяти и признательности. Сотрудники театра уверены, что такие мероприятия помогают сохранить историческую память и воспитать в молодом поколении уважение к подвигу наших предков.

смотреть фото

Лонг-лист Всероссийского молодёжного театрального фестиваля имени В.С. Золотухина сформирован

Экспертный совет Шестого Всероссийского молодёжного театрального фестиваля имени В.С. Золотухина завершил работу по просмотру присланных театрами страны заявок на участие. Список спектаклей, рекомендованных для включения в афишу фестиваля, составлен.

В этом году в состав Экспертного совета вошли известные театральные деятели. Заявки отсматривали:
Ксения Аитова – театровед, критик, автор журнала «Театр», «Петербургского театрального журнала», газеты «Экран и сцена», интернет-издания Colta, автор лекций о современном театре, эксперт Российской национальной театральной премии и фестиваля «Золотая Маска», Независимого фестиваля молодой драматургии «Любимовка», арт-директор Международного конкурса новой драматургии «Ремарка»;
Александр Воронов – театровед, театральный критик, эксперт и член жюри театральных фестивалей, ридер драматургических конкурсов, автор театральных журналов, заместитель директора Ивановского областного драматического театра;
Яна Глембоцкая – преподаватель Новосибирского театрального института, доцент кафедры истории театра, литературы и музыки, кандидат филологических наук;
Алексей Гончаренко – театровед, кандидат искусствоведения, автор театральных журналов, редактор портала про театр для детей «Недоросль», член Ассоциации театральных критиков и Международной ассоциации исследователей театра для детей ITYARN;
Нина Карпова – театровед, театральный критик, руководитель литературно-драматургической части Московского академического театра сатиры.

При формировании решения о включении спектаклей в афишу Всероссийского молодёжного театрального фестиваля имени В.С. Золотухина эксперты обращали внимание на целостность, новаторство и оригинальность режиссёрского и художественного решений, единство замысла, формы и содержания, соответствие постановки гуманистическим ценностям (добра, справедливости, нравственности, созидания). В итоге в лонг-лист вошло 15 театров. Экспертный совет рекомендовал включить в конкурсную программу фестиваля:
– «Авиатор» Евгения Водолазкина, Алтайский краевой театр драмы им. В.М. Шукшина, режиссёр – Артём Терёхин;
– «Вадик поёт свою музыку» Полины Коротыч, Архангельский молодёжный театр, режиссёр – Филипп Шкаев;
– «Воспитанный призраками» Светланы Баженовой, Прокопьевский драматический театр им. Ленинского комсомола, режиссёр – Тимур Кулов;
– «Годовые кольца моих костей» Елены Щетининой, Омский государственный Северный драматический театр им. М.А. Ульянова, режиссёр – Константин Рехтин;
– «Деревья растут для всех» Виктора Астафьева, Челябинский государственный драматический «Молодёжный театр», режиссёр – Иван Пачин;
– «Космос» по рассказам Василия Шукшина, Лысьвенский театр драмы им. А.А. Савина, режиссёр – Андрей Шляпин;
– «Мальчики не плачут» Ирины Мышковой, Театр для детей и молодёжи Кемерово, режиссёр – Ирина Латынникова;
– «Манолито Очкарик» Эльвиры Линдо, Омский областной театр юных зрителей, режиссёр – Анастасия Старцева;
– «Олеся» Александра Куприна, Новосибирский академический молодёжный театр «Глобус», режиссёр – Сергей Захарин;
– «Последний срок» Валентина Распутина, Нижневартовский театр юного зрителя, режиссёр – Георгий Калинин;
– «Прошлым летом в Чулимске» Александра Вампилова, Коми-Пермяцкий национальный драматический театр, режиссёр – Андрей Шляпин;
– «Слуга двух господ» Карло Гольдони, Приморский краевой драматический театр молодёжи, режиссёр – Павел Макаров;
– «Толстой и Ко» Ирины Сухановой, Губкинский театр для детей и молодёжи, режиссёр – Ирина Суханова;
– «Фабрика по изготовлению вундеркиндов» Анны Морозовой, Алтайский государственный театр для детей и молодёжи им. В.С. Золотухина, режиссёр – Екатерина Корабельник;
– «Ясным ли днём» по мотивам повести Виктора Астафьева, Донецкий республиканский академический молодёжный театр, режиссёр – Марина Брусникина.

Афишу Шестого Всероссийского молодёжного театрального фестиваля имени В.С. Золотухина официально представят в июне.

Справка

Шестой Всероссийский молодёжный театральный фестиваль имени В.С. Золотухина пройдёт в Барнауле с 15 по 21 сентября при поддержке Правительства Алтайского края, Министерства культуры Алтайского края, Министерства культуры России и Союза театральных деятелей РФ.

Режим работы кассы Молодёжного театра Алтая изменится в майские праздники

Уважаемые зрители, обращаем ваше внимание, что в праздничные дни изменится режим работы кассы Молодёжного театра Алтая им. В.С. Золотухина.

1 и 9 мая будут выходными. 2, 3, 4, 8, 10, 11 касса будет открыта с 10:00 до 18:00. Остальные дни в штатном режиме: с 10:00 до 19:00 в будние дни, с 10:00 до 18:00 – в выходные.

Если вам нужно приобрести билеты на показы именно в то время, когда касса закрыта, вы можете это сделать онлайн на сайте театра, там они доступны всегда.

«Алтапресс»: какое зверское дело раскрывают на сцене Молодёжного театра Алтая

«Сожрали хорошего парня, Зайца» – безапелляционно заявляют нам герои «Зверского детектива» (6+) — нового спектакля Молодежного театра Алтая. За дело берутся опытный следователь Барсук и его напарник Барсукот, эдакие карикатурные Шерлок Холмс и Доктор Ватсон из мира Дальнего Леса. Как разворачивается расследование – смотрите в фоторепортаже altapress.ru.

В Дальний лес в популярных подростковых повестях Анны Старобинец – это некий Зверополис.

Человеческий быт тут забавно вплетается в животный мир в виде корневизора (телевизора-пенька) и бара «Сучок», где герои радостно или задумчиво опрокидывают стаканчик. Режиссер Анна Неупокоева и художник Ольга Смагина поддерживают эти образы, создав на сцене яркий, стильный, напоминающий комикс мир.

Хищничество здесь карается наказанием – из осмысленных существ есть можно максимум жуков. А бедной лисе приходится заказывать овощи, выложенные в форме курицы, либо шантажом выманивать у силовика лицензию на убийство. Этот порядок вещей прерывается: кто-то коварно съедает Зайца.

И тут начинается детектив, построенный на буффонаде. Под подозрением – владелец бара койот Ёт и его друг Волк. Опытный детектив Барсук проверяет каждую улику, взбалмошный максималист Барсукот (кот, выращенный барсуком) видит мотив у всех и во всем.

В расследование то и дело вовлекают зрителей, например, при допросе свидетелей.

В детском детективе поднимают взрослые проблемы – травматичного опыта, квартирного вопроса, вины и предательства. Это не «Даша-путешественница», дело раскрывают без скидок на возраст. Гадать, что на самом деле происходит в этой истории, интересно и детям, и взрослым.

Екатерина Карзова

Источник: «Алтапресс»

смотреть фото

Афиша
Новости
Соцсети