«Алтапресс»: один герой и пять трупов – в Барнауле взялись за «Гамлета»

Молодежный театр Алтая готовит премьеру «Гамлета». Режиссирует постановку Татьяна Безменова. Она рассказала altapress.ru, надо ли сдувать пыль веков с шекспировской трагедии, и пообещала, что в постановке будет немало открытий и режиссерских рискованных экспериментов.

Зачитаны до дыр

– Зачем нам знать историю датского принца Гамлета?

– Абсолютно точно не потому, что это какое-то политическое и социальное высказывание. Если бы речь шла только об этом, трагедия не дожила бы до наших времен.

Постановка «Гамлета» – до сих пор одна из самых востребованных по всему миру. В первом фолио Шекспира, которое хранится в Оксфорде, два текста зачитаны до дыр и промаслены: «Ромео и Джульетта» и «Гамлет». Значит, люди читали их и тогда.

Сюжетных линий в мире не так много, и «Гамлет» интересен не сюжетом, а глубоким философским рассуждением о миросоздании вообще, о том, насколько справедливо или несправедливо выстроена жизнь, божественна ли она. И главный вопрос: что нас ждет за пределами мира, существует ли бессмертие души или впереди только хаос и нет смысла в борьбе.

На самом деле есть очень много вопросов, на которые никогда никто из нас (вне зависимости от степени величия) не сможет ответить однозначно. Может, автор таких вопросов и не ставил, а потом все шекспироведы мира скрещивали шпаги в спорах.

У нас даже дежурный монтировщик, который сидит на репетиции, говорит, что это и его ситуация тоже, хотя сюжет вроде как далек от наших дней.

«Гамлета» нужно ставить и для зрителя, и для труппы, и для режиссера. Это материал, на котором растут все.

– Многие считают, что сейчас не время для «Гамлета», он не будет понят.

– Да, профессор Алексей Бартошевич считает, что сейчас не время «Гамлета», и называет два сегодняшних произведения – «Мера за меру» и «Венецианский купец».

Русский Гамлет – это борец Высоцкий или интеллектуал и философ Смоктуновский. Есть море других прочтений, все они имеют право на существование. Шекспир дает нам универсального человека, но не на наш суд, а на наше изучение. Именно этим интересен материал.

Герой и месть

– «Гамлет» – это все же история борьбы и мести. О чем должен подумать зритель?

– Ситуация возмездия ставит главный вопрос: я беру на себя функцию Бога и начинаю рулить или не имею на это права. Позже Достоевский об этом напишет. Мне нужно молчать или действовать? Что произойдет, если я решу выбрать второй вариант?

Посмотрите, вот первая жертва – Гамлет ошибся и убил невинного Полония, следом за ним умирает Офелия, еще более невинная. И дальше – больше: на руках у Гамлета пять трупов.

Тема близка сегодняшнему дню: если произойдет преступление и ты об этом узнал, то что ты сделаешь? Будешь молчать и таиться, всем расскажешь, вызовешь полицию? А может быть, ты выносишь хитроумный план и попробуешь в одиночку совершить возмездие?

Кто такой Горацио

– Гамлет по сути одинок в своих терзаниях. Какое значение будут иметь другие сюжетные линии и связи?

– Мне всегда было интересно, почему Офелия сошла с ума после смерти своего отца. Он же тиран, он ей всю жизнь портит. И мы здесь ничего не выдумываем, Шекспир дает нам ответ. Офелия, Лаэрт и Полоний – крепкая семья, они невероятно любят друг друга. Отец все делает для своих детей, фактически и гибнет за них. После его смерти у Офелии земля ушла из-под ног.

Горацио – один из самых интересных героев. У Шекспира редко такое бывает, чтобы с персонажем за все повествование ровно ничего не произошло. Даже предатели Розенкранц и Гильденстерн претерпевают какие-то трансформации: им нужно решиться на поступок, как-то его оправдать.

У Горацио нет никакой предыстории. Мы знаем, что он товарищ Гамлета, он с ним учился. Но как мог бедный человек учиться вместе с сыном короля? Горацио пропадает на долгое время, потом неожиданно появляется. Он от всей души любит Гамлета, сопереживает ему, предостерегает от возможных последствий.

– Здесь есть какой-то подвох? Горацио – это кто?

– Возможно, сам Шекспир. Потому что в конце Гамлет просит его остаться в живых, чтобы рассказать эту историю. В нашем прочтении Горацио – альтер-эго Гамлета, его неизменившаяся сущность, таким мог бы быть принц датский, если бы не предательское убийство отца. Это делает образ Горацио инфернальным. Заметьте, многие персонажи даже не видят его. Некоторые постановщики убирают эту линию как лишнюю, но нам показалось, что Горацио интересен и важен, потому что дает объем главному персонажу.

Рискованный шаг

– Многие боятся ставить «Гамлета», потому что это слишком сложно и много шансов провалиться. Что думаете?

– Это очень рискованное дело. Все мы волнуемся перед «Гамлетом», но тема захватила нас полностью, из этой работы каждый из нас выйдет другим.

– При всех страхах плох тот актер, который не мечтает стать Гамлетом. Почему, на ваш взгляд?

– Герой проделывает огромный путь. На него воздействуют и внешние обстоятельства, но самое главное происходит внутри персонажа. В пределах одной сцены, одного монолога и даже одной фразы Гамлет испытывает диаметрально противоположные чувства. Как это сыграть и донести до зрителя?

Роль требует огромной работы и даже какой-то самоизоляции, важно отсечь все лишнее. Понимаете, Гамлет – это роль-миссия, некий венец. На актера очень пристально будут смотреть не только зрители, но и коллеги, насколько он достоин быть Гамлетом.

– Для многих ваш режиссерский выбор выглядит странным. Андрея Потеребу привыкли видеть веселым, дурачащимся мальчиком, его трудно представить в трагической роли Гамлета. Объясните?

– Я очень рада, что именно он будет исполнять эту роль. Ничего подобного в его работе еще не было. Я видела его игру, сделала для себя интуитивные выводы.

Очень просто – посмотреть на артиста и сказать: он был хорош в «Макбете», значит, и Гамлета может. И часто режиссеры выбирают актеров именно так – по сложившимся амплуа.

Но совсем другое дело, когда ты никогда не видел человека в подобных ролях. Можно только догадываться, на что он способен. Когда ты видишь прорывы в артисте на репетициях, охватывает огромная радость. Он через две ступеньки перепрыгивает.

Нельзя вешать ярлыки на актера, он не растет, его все время видят одинаковым. Знаете, я почувствовала, что Саша Пальшин может быть Фигаро, когда увидела его в массовке в спектакле «Алексей Каренин», где он вообще ни слова не сказал. Режиссеру просто необходимо делать такие решительные шаги. Иначе и труппа не будет развиваться, и несчастному зрителю придется смотреть на галерею одних и тех же типажей.

Гигантская мышеловка

– Какими будут декорации?

– У нас замечательный художник из Тюмени Алексей Паненков, известный всей стране. Он придумал пространство в виде гигантской библиотеки, она же – детская комната Гамлета. Суть декораций в том, что они становятся мышеловкой внутри дворца, в которую попадают все персонажи. У нас есть возможность подчеркнуть главную мысль: когда ты строишь мышеловку, очень велика вероятность, что в ней окажешься ты сам, а также близкие и любимые люди.

– Во что будут одеты артисты?

– Костюмов XV века не будет, скорее современная Англия. Потому что хотя речь и идет о датском королевстве, но Шекспир все же писал о том, что его окружает. Это некий королевский дресс-код, который, в общем-то, веками уже не меняется. Наглости не будет: никаких байков и рок-атрибутики.

Почитайте Шекспира

– Один из самых частых зрительских вопросов: надо ли читать (перечитывать) произведение перед походом в театр или лучше воспринимать спектакль с чистого листа?

– Всегда найдутся те, кто ничего не читал и не смотрел, и те, кто съел собаку на шекспировских произведениях. Самое правильное – никогда ни с чем не сравнивать, потому что любой художественный акт нужно воспринимать «здесь и сейчас», вне контекста.

Сравнивать – это медвежья услуга самому себе. Будешь потом сидеть и мучиться: а как там было, а почему здесь не так.

Нужно просто прийти на спектакль, довериться нам, попытаться почувствовать то, что мы хотим сказать, быть нашим соучастником. И тогда произойдет театральное волшебство.

При этом я – за то, чтобы читать произведение перед тем, как посмотреть постановку по нему. Потому что если ты не прочитал, то в спектакле начинаешь следить только за сюжетом и лишаешь себя огромного пласта смыслов, ты их просто не увидишь.

– Шекспир существует в разных переводах, существенно отличающихся друг от друга. Насколько это важно для постановки и какой вы взяли за основу?

– Пастернак слишком самодостаточен в своем переводе, его там больше, чем самого Шекспира. Лозинский подробнее и длиннее.

Мы работаем с блистательным переводом Михаила Морозова. У него подробнейший подстрочник, причем в прозе. С огромным количеством комментариев, с вариантами перевода. То есть это некий перевод-исследование.

– Но мы лишимся привычной поэтической строки.

– Лишимся. Но мы приобретем остроту и точность шекспировского слова. Конечно, самое правильное – сыграть «Гамлета» на английском языке, тогда это будет прямо Шекспир.

Перевод Морозова позволяет исследовать каждое слово. При всей прозаичности перевода поэтичность Шекспира никуда не уходит, напротив, текст становится более точным и внятным для современного зрителя.

Осовременить все

– Как не переборщить с осовремениванием спектаклей по произведениям авторов прошлых веков?

– Идя в ногу со временем, все же нельзя не помнить прошлого. Да, говорят, что современная драматургия – это круто, а все остальное нафталин. Я это слово терпеть не могу. Все можно сделать не нафталиновым, если научиться читать и слышать слова.

Осовременить пьесу – не значит всех нарядить в джинсы. Лично у меня нет мыслей: так, это должно быть современненько, что же мы сделаем? А пусть читают рэп.

Нет современных или несовременных постановок, есть плохие и хорошие. Если спектакль до меня дошел, меня зацепил, то мне все равно, одеты актеры в платья XV или XXI века, форма не может быть важнее содержания.

В «Гамлете» мы имеем дело с великим словом. Нет права передергивать его и иметь наглость думать, что оно не актуально. Если оно кажется устаревшим, значит, режиссер просто не смог понять, мозгов не хватило. И тогда постановщик и для зрителей старается упростить все. Мне кажется, это ложный путь.

Надежда Тиунова

Источник: «Алтапресс»

Новости

01.06.2020

Артистка МТА Любовь Хотиёва стала лауреатом премии Алтайского края

Малыши из Школы-студии МТА поздравляют с Международным днём защиты детей

25.05.2020

Молодёжный театр Алтая простился с артистом Игорем Бочериковым

22.05.2020

Ушёл из жизни артист театра Игорь Бочериков

20.05.2020

Премьеры, гастроли, фестивали – в Молодёжном театре Алтая подвели итоги творческого сезона

18.05.2020

Web-театр: артистка МТА Галина Чумакова читает рассказ Андрея Платонова «Никита»

15.05.2020

Web-театр: артист МТА Виктор Синицин читает книгу Владимира Богомолова «Иван»

Артистка МТА Любовь Хотиёва стала лауреатом премии Алтайского края

В Алтайском крае определили лауреатов краевых премий в области литературы, искусства, архитектуры и народного творчества. Соответствующее распоряжение подписал губернатор Виктор Томенко.

В списке – ведущий мастер сцены Молодёжного театра Алтая Любовь Хотиёва. Всесторонне развитая артистка окончила Ярославское театральное училище. Её приняли в труппу МТА в августе 1987 года и с тех пор Любовь Викторовна востребована всегда – актриса выходит на сцену практически в каждом новом спектакле.

Режиссёры не раз говорили, что у Любови Хотиёвой широчайший творческий диапазон и безграничные жанровые возможности. Благодаря этому артистке подвластна любая роль как в постановках для детей, так и в спектаклях вечернего репертуара. Многогранность таланта делает её запоминающейся в любом амплуа, она без преувеличения – любимица зрителей всех возрастов.

За годы работы в театре артистка создала целую галерею разнообразных образов. Конкурсная комиссия краевых премий отметила её в номинации «Театральное искусство» за исполнение роли матери Александра Адуева Анны Павловны в интенсиве по поиску себя в этом мире «Карьера & фортуна» по роману Ивана Гончарова «Обыкновенная история».

Справка

Премии Алтайского края в области литературы, искусства, архитектуры и народного творчества вручают один раз в два года. С 1998 года состоялось 11 церемоний, на которых вручили 85 премий выдающимся деятелям культуры и искусства. В 2020 году на соискание премий поступило 29 заявок в девяти номинациях. Свои проекты представили соискатели 11 государственных краевых учреждений культуры и 11 организаций. Наибольшее количество конкурсных работ заявили в номинациях «Народное творчество», «Театральное искусство», «Кино и телевидение».

Малыши из Школы-студии МТА поздравляют с Международным днём защиты детей

Сегодня Молодёжный театр Алтая отмечает важный для себя праздник – Международный день защиты детей. Обычно к 1 июня МТА готовил специальную программу для маленьких зрителей, весь день показывал детские спектакли, устраивал мастер-классы, проводил игры. В этом году, к сожалению, мы вынуждены провести этот день врозь.

К празднику малыши из Школы-студии Молодёжного театра Алтая под руководством педагога по актёрскому мастерству Галины Чумаковой записали видеопоздравление. Это поэтическая композиция «Мы рисуем…», где дети читают стихи Владимира Орлова, Светланы Нефёдовой, Павла Пронузо, Ирины Горбачёвой и других поэтов.

смотреть видео

Молодёжный театр Алтая простился с артистом Игорем Бочериковым

В пятницу, 22 мая, ушёл из жизни артист Молодёжного театра Алтая Игорь Бочериков. Ему было всего 55 лет.

Игорь Алексеевич окончил Алтайский государственный институт культуры. В МТА он пришёл в 1988 году и служил в нём до конца своих дней. Пожалуй, не найдется ни одного человека, хоть раз побывавшего в нашем театре и не полюбившего образы, созданные этим артистом. Маленькие зрители нескольких поколений помнят его Короля в «Бременских музыкантах», недотёпу Билла в «Вожде краснокожих», фантазёра Винни-Пуха в одноименной сказке, Старого Беса в «Сказке о попе и работнике его Балде», простодушного Страшилу в «Волшебнике Изумрудного города»…

Игорь Бочериков обладал удивительной актёрской гибкостью и восприимчивостью. Ему удавались роли разного психологического рисунка. Прорывом в актёрской судьбе Игоря Алексеевича стало назначение на центральную роль, роль Афанасия Ивановича в спектакле по повести Николая Гоголя «Старосветские помещики». Спектакль получил основной диплом «Вдохновение» на II региональном фестивале «Своя игра» в Новосибирске в 2006 году.

Работоспособность и преданность своей профессии позволяли режиссёрам доверять Игорю Бочерикову сложные роли. Среди его работ были Бубнов в спектакле «На дне» Максима Горького, Рагно в драме Эдмона Ростана «Сирано де Бержерак», Чацкий в комедии «Горе от ума» Александра Грибоедова, Добчинский в «Ревизоре» Николая Гоголя. Многие зрители помнят его Саныча в спектакле «Прекрасное далёко» Данилы Привалова, Павла в «Праздниках детства» по автобиографическим рассказам Василия Шукшина, Аникина в спектакле «Ещё раз про любовь» Эдварда Радзинского, Парамона Корзухина в «Беге» Михаила Булгакова и Мармеладова в «Преступлении и наказании» Фёдора Достоевского.

А чего стоят его невероятно обаятельный и капризный Король в трагикомедии Евгения Шварца «Обыкновенное чудо», простодушный Рассказчик в постановке по рассказам Валерия Золотухина «Храни тебя Бог», самонадеянный Доктор Ливси в музыкальной сказке «Сокровища капитана Флинта» по роману Роберта Льюиса Сивенсона «Остров сокровищ» и любвеобильный Папаша в «Чёртовой закуске» по рассказам Надежды Тэффи!

Самой любимой ролью Игоря Алексеевича был, конечно, Акакий Башмачкин в «Шинели» Николая Гоголя. Петербургская история шла на камерной сцене Молодёжного театра Алтая 10 лет. За эти годы артисту удалось заставить шесть тысяч современных школьников иначе взглянуть на классику,

заинтересовать повестью, убедить прочесть произведение. Каждый полюбил его бедного чиновника, который буквально всё вложил в новую шинель и не смог пережить её утраты.

Нельзя не сказать о том, как Игорь Алексеевич понимал и высоко ценил художественное слово. Он самостоятельно создавал чтецкие программы по произведениям Василия Шукшина и Владимира Набокова. Одна из них – по роману Василия Макаровича «Любавины» – заняла первое место в краевом конкурсе чтецов, организованном Алтайской организацией Союза театральных деятелей. Игорь Бочериков принимал активное участие в мероприятиях по проведению Года Василия Шукшина и Года литературы.

Коллеги вспоминают, что вне сцены Игорь Бочериков был добрейшей души человеком, мягким и отзывчивым, готовым прийти на помощь и дать совет. Его верность профессии, театру заражали коллег, служили примером молодым артистам. Молодёжный театр Алтая понёс страшную утрату. Весь коллектив выражает соболезнования родным и близким Игоря Бочерикова.

Покойся с миром, любимый Артист.

Смотреть фото Игоря Бочерикова на сцене Молодёжного театра Алтая

Ушёл из жизни артист театра Игорь Бочериков

Печальная весть пришла в театр. Сегодня, 22 мая, скончался ведущий мастер сцены, неподражаемый артист Игорь Бочериков.

Весь коллектив Молодёжного театра Алтая скорбит вместе с родными и близкими Игоря Алексеевича. Осознать такую потерю невозможно. Трудно представить наш театр без него…

Мы навсегда запомним артиста, отдавшего нашему театру около 30 лет, как трогательного, тонко чувствующего человека, внимательного к коллегам, трепетного по отношению к своей работе. Он, без сомнений, был профессионалом своего дела, жизнерадостным книгочеем, большим другом для взрослых работников МТА, понимающим наставником для молодых.

Светлая память.

Прощание с артистом состоится 25 мая в 11:30 в ритуальном зале на улице Аносова, 8.

Премьеры, гастроли, фестивали – в Молодёжном театре Алтая подвели итоги творческого сезона

В Молодёжном театре Алтая завершился очередной творческий сезон. Он был насыщенным как для зрителей, так и работников театра. Распустив сотрудников в отпуск, МТА подводит итоги своей работы в 2019-2020 годах.

«К большому сожалению, из-за ситуации с коронавирусом коллектив не может встретиться, чтобы подвести итоги шестьдесят второго театрального сезона вместе. Безусловно, он нам запомнится надолго. Но мы будем вспоминать его только с интересной, творческой стороны. И достижений в этом плане у МТА достаточно», – говорит директор театра Ирина Лысковец.

Премьеры

8 сентября прошёл первый показ спектакля по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди». Режиссёром выступил артист театра Алексей Бурдыко, известный барнаульским зрителям давно. В МТА он ставил спектакли «Война, беда, мечта и юность…» по пьесе Алексея Арбузова «Мой бедный Марат», «Старший сын» Александра Вампилова и «Валентин и Валентина» Михаила Рощина».

10 сентября в театре состоялась премьера трагикомедии «Наш городок» Торнтона Уайлдера. Это самая знаменитая пьеса классика американской драматургии, написанная в 1938 году и удостоенная Пулитцеровской премии. «Наш городок» задуман как спектакль в спектакле. Постановочная группа ещё больше раскрыла идею Торнтона Уайлдера – действие разворачивается во время репетиции спектакля.

В Барнауле спектакль «Наш городок» поставил режиссёр из Санкт-Петрбурга Алексей Серов. Это стало возможным благодаря проекту партии «Единая Россия» «Культура малой Родины», направленному на поддержку и повышение качества работы учреждений культуры страны. По этой же программе Молодёжный театр Алтая обновил звуковое, мультимедийное и световое оборудование, приобрёл микроавтобус Volkswagen.

19 октября в театре прошёл премьерный показ волшебной трагедии «Мой папа – Питер Пэн» по пьесе Керен Климовски. Ею занимался режиссёр из Польши Бениамин Коц. В июне он был участником творческой лаборатории «#ВСМЫСЛЕ»: за пять дней шесть студентов режиссёрской магистратуры Центра им. Вс. Мейерхольда и Школы-студии МХАТ создали в МТА шесть эскизов спектаклей по пьесам современных драматургов. Работа Бениамина Коца стала лидером голосования как среди зрителей, так и среди экспертов. Поэтому эскиз стал полноценным спектаклем со своими удивительными костюмами и декорациями.

К Новому году в Молодёжном театре Алтая представили сказку «Золушка» по мотивам сказки Шарля Перро. Премьерный показ состоялся 21 декабря. Над романтической историей работали хорошо знакомые театралам постановщики – московский режиссёр Татьяна Безменова, художник из Красноярска Елена Турчанинова и художник по свету Елена Алексеева из Новосибирска.

Примечательно, что «Золушка» всегда считалась визитной карточкой театра. Самая первая премьера спектакля состоялась 26 декабря 1979 года, тогда ещё в Алтайском краевом театре юного зрителя. Позже этот вариант прочтения истории милой девушки восстановили, в репертуаре театра сказка появилась 12 марта 1986 года. Затем спектакль ещё раз восстанавливали, 3 ноября 1991 года он снова вошёл в афишу. Вторую версию сказки зрители увидели 26 декабря 2000 года. Теперь репертуар МТА пополнился новым прочтением красивой истории любви и веры в чудо.

3 января Молодёжный театр Алтая выпустил ещё одну премьеру – спектакль «Камедыя». Режиссёром выступил артист Андрей Воробьёв. В основе – пьеса монаха, просветителя, основателя белорусской драматургии Каэтана Марашевского, написанная в 1787 году. Изюминкой спектакля стало то, что он исполняется на смеси русского и белорусского языков.

18 февраля в МТА представили очередную часть многосерийного образовательного проекта читок произведений русских классиков «Разборки с автором». На этот раз артисты театра под руководством Алексея Бурдыко представили поэзию Александра Твардовского о фронтовиках.

22 марта подростки из Школы-студии Молодёжного театра Алтая выпустили спектакль «Емеля», в основу которого легла сказка «По щучьему велению». Пьесу драматург Владимир Авилов написал специально для студийцев. А поставил – режиссёр, заслуженный артист России Владимир Филимонов.

Из-за пандемии состоялось всего два показа «Емели», после театры всей страны закрыли для зрителей. По этой же причине МТА не смог выпустить в апреле трагедию Уильяма Шекспира «Гамлет», над которой работала режиссёр Татьяна Безменова. Премьеру спектакля перенесли на сентябрь.

Фестивали

В этом творческом сезоне МТА стал участником многих знаковых в России театральных фестивалей. По приглашению организаторов XX Международного Волковского фестиваля, который собирает лучшие театральные коллективы из стран России и зарубежья, труппа ездила в Ярославль. 27 сентября барнаульцы показали на сцене Российского государственного академического театра имени Фёдора Волкова пластическую драму режиссёра из Санкт-Петербурга Максима Соколова по культовому роману Чака Паланика «Бойцовский клуб».

22 октября Молодёжный театр Алтая представлял в Кемерове на Межрегиональном конкурсе-фестивале «Кузбасс-fest: театр здесь!» глитч Максима Соколова Wonder boy. Жюри по достоинству оценило историю о мальчике Августе со специфической внешностью, который становится объектом насмешек одноклассников. МТА получил две награды – Максима Соколова отметили в номинации «Лучшая режиссура», спектакль Wonder boy получил специальный приз «За современность и актуальность сценического языка».

31 октября театр представил этот спектакль в Новом пространстве Государственного театра наций в рамках первого в России Форума-фестиваля социального и инклюзивного театра «Особый взгляд». Примечательно, что показ сопровождался тифлокомментарием и переводом на жестовый язык.

Wonder boy

В тот же день экспертный совет «Золотой маски» опубликовал лонг-лист – список, состоящий из 110 самых заметных спектаклей сезона 2018-2019 годов. В него включили спектакль Молодёжного театра Алтая Wonder boy. Чуть позже в Барнаул пришло письмо от президента и генерального директора фестиваля «Золотая Маска». В нём Игорь Костолевский и Мария Ревякина писали, что спектакль МТА вошёл во внеконкурсную программу «Детский Weekend» главного театрального фестиваля страны. Молодёжный успел представить глитч в Московском театре юного зрителя 16 марта, на следующий день в городе из-за коронавируса запретили все массовые мероприятия.

Гастроли

Осенью 2019 года труппа МТА побывала в Красноярске. Молодёжный театр Алтая снова стал участником федеральной программы «Большие гастроли для детей и молодёжи». Проект позволяет театрам России представлять своё творчество в других регионах, гастроли проходят с полноценными декорациями, костюмами, полным актёрским составом.

С 13 по 15 сентября МТА представил на сцене Красноярского театра юного зрителя четыре спектакля, которые уже давно завоевали любовь барнаульских зрителей. Это комедия Антона Чехова «Вишнёвый сад» в постановке заслуженного деятеля искусств России Сергея Афанасьева, «Сказка о царе Салтане» Александра Пушкина, которую поставила режиссёр из Новосибирска Анна Зуева, глитч Wonderboy режиссёра из Санкт-Петербурга Максима Соколова, важная сказка для детей от шести до ста лет «Удивительное путешествие кролика Эдварда» Кейт ДиКамиило, над ней работала режиссёр из Новосибирска Анна Зиновьева.

Акции

В сезоне 2019-2020 годов театр провёл несколько акций. В начале октября в преддверии месячника пожилого человека МТА приготовил подарок для зрителей почтенного возраста. Билеты на спектакли «Иллюзии», «Четыре веера из шкатулки», «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Русская народная почта», «Наш городок» и «Алексей Каренин» можно было купить со скидкой 50%. Единственным условием участия в социальной акции было предъявление пенсионного удостоверения.

Осенью 2019 года прошло несколько благотворительных показов для воспитанников барнаульских центров помощи для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Солнышко» и Павловского психоневрологического интерната. Такие акции Молодёжный театр Алтая проводит постоянно. В прошлом сезоне на спектакли неоднократно приглашали подопечных Алтайского краевого отделения Российского детского фонда.

Третий год в МТА проходила благотворительная акция «Добрый зритель». Она позволяет побывать в театре детям, у которых по каким-либо причинам нет возможности попасть на спектакль. Любой житель города мог купить билет на спектакль детского репертуара и оставить его в кассе. После билеты передавали в Алтайское отделение Российского детского фонда. В преддверии Нового года барнаульцы выкупили около 250 билетов на сказку «Золушка» и подарили малышам возможность осуществить свою мечту.

В течение года в театре состоялось несколько акций «Папин день». Раз в месяц у зрителей была возможность прийти на детский спектакль всей семьёй на выгодных условиях. При покупке двух билетов в кассе театра третий – для папы – выдавали бесплатно. Каждый показ сказки открывали мастер-классы педагогов Центра детского творчества Центрального района Барнаула, с которым МТА сотрудничает не первый год. На этих занятиях дети учились создавать открытки родителям на праздники, создавали поделки из бумаги и пластилина, рисовали и так далее.

Мастер-классы

С 12 по 14 октября в Молодёжном театре Алтая прошёл мастер-класс «Развитие речеголосовой выразительности». Его для артистов проводила доцент кафедры сценической речи ГИТИСа и ВГИКа Ирина Автушенко. Она познакомила труппу с новым методом работы над голосом и текстом. Много времени уделяла произносительной культуре при выходе на сцену с микрофоном.

Повышение квалификации артистов стало возможным благодаря гранту Союза театральных деятелей России и поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Театр стал победителем конкурса заявок на получение грантов на реализацию творческих проектов, адресованных детской и подростковой аудитории.

В феврале хореограф, перформер и танц-художник из Москвы Юлия Арсёнова провела недельный мастер-класс, который назвала «Отпускай ненужное». Артисты театра всех возрастов и старшеклассники из Школы-студии МТА изучали методики расслабления тела, снятия зажимов, ликвидации в мышцах последствий стрессовых ситуаций.

Награды

Несколько сотрудников театра в 62-м творческом сезоне отметили наградами городского и краевого уровней. Артист Андрей Потереба стал лауреатом Губернаторской премии имени Валерия Золотухина в области театрального искусства в 2019 году. Её учредили в 2014 году в память о народном артисте России и земляке Валерии Золотухине. Премия стала одна из форм государственной поддержки молодых актёров, режиссёров, сценаристов театров Алтайского края, студентов театральных курсов.

Награду Андрею Потеребе вручали 17 декабря на церемонии закрытия Года театра в России, которая проходила на сцене МТА и собрала на одной сцене все профессиональные театральные коллективы Алтайского края. В этот же вечер губернатор региона Виктор Томенко вручил медаль «За заслуги перед обществом» ведущему мастеру сцены Любови Хотиёвой за социально значимую общественную деятельность во благо региона.

А 16 декабря председатель комитета по социальной политике Алтайского краевого Законодательного Собрания Татьяна Ильюченко вручила директору Молодёжного театра Алтая Ирине Лысковец памятный знак, приуроченный к 80-летию представительной власти в регионе. Эта дата берёт свое начало от первых выборов в Алтайский краевой Совет депутатов трудящихся, которые состоялись 24 декабря 1939 года.

Юбилейный памятный знак Алтайского краевого Законодательного Собрания «80 лет представительной власти Алтайского края» и удостоверение к нему директору МТА вручили в соответствии с распоряжением председателя АКЗС за плодотворную многолетнюю работу, приобщение жителей региона к прекрасному и успехи в театральном деле.

Перед празднованием 289-летия со дня основания Барнаула администрация города вручила монтировщику МТА Вадиму Медникову Почётную грамоту за многолетний добросовестный труд и личный вклад в социально-экономическое развитие города.

Обновления

25 ноября молодым артистам Молодёжного театра Алтая вручили ключи от новых квартир. Они расположены в 17-этажном доме для работников социальной сферы. 91 из 126 квартир получили сотрудники региональных учреждений культуры. Новоселье справляли Александр Савин с семьёй, Андрей Воробьёв и Виктория Проскурина.

12 декабря МТА забрал из автосалона автомобиль LADA XRAY 2019 года выпуска. Машину нового поколения театр приобрёл по государственной программе «Развитие культуры Алтайского края». Она действует в регионе с 2015 года, основания её цель – создание условий для сохранения и развития культурного потенциала региона.

В январе в кассовом зале Молодёжного театра Алтая установили интерактивный информационный терминал. Средства на приобретение дорогостоящей техники театру выделило Министерство культуры региона по государственной программе «Развитие культуры Алтайского края» на «Обеспечение деятельности краевых театров, концертных организаций, методических центров в сфере культуры и искусства».

Интерактивный стол даёт возможность зрителю изучить всю информацию о спектаклях Молодёжного театра Алтая, детально рассмотреть афишу и фотографии с показов, посмотреть трейлеры, прочесть краткую творческую биографию постановщиков, узнать актуальный список артистов, занятых в каждом спектакле, посмотреть, в каких ещё постановках они выходят на сцену. Информационный терминал выдаёт данные о ценах на билеты, рассказывает о будущих постановках театра, показывает последние новости. Благодаря интерактивной стойке можно даже совершить виртуальный тур по Молодёжному театру Алтая.

Театр онлайн

В условиях самоизоляции Молодёжный театр Алтая был вынужден общаться со своими зрителями только в интернете. На сайте МТА появился специальный раздел «Web-театр», где в течение двух месяцев публиковали редчайшие материалы. К примеру, у каждого пользователя сети появилась возможность в любое время посмотреть архивные записи спектаклей с участием народного артиста России Валерия Золотухина: «Ревизор» Николая Гоголя, «На дне» Максима Горького и «Праздники детства» по циклу рассказов Василия Шукшина.

В разделе доступны аудиокниги о войне, озвученные ведущими мастерами сцены в рамках совместного проекта с радиостанцией «Серебряный дождь в Барнауле», направленного на пополнение фондов Алтайской краевой специальной библиотеки для незрячих и слабовидящих. Артисты театра подготовили произведения «Девочки с Васильевского острова» Юрия Яковлева, «Никита» Андрея Платонова, «Убиты под Москвой» Константина Воробьёва, «Иван» Владимира Богомолова и «Девочка из города» Любови Воронковой.

Ко Дню Победы на сайте театра выложили запись спектакля «Колокола памяти». В музыкально-поэтическую композицию вошли стихи и песни военных и послевоенных лет. Там же появилась запись показа спектакля «Читаем Твардовского», в основу которого вошла поэзия Александра Твардовского о фронтовиках.

«В этом сезоне мы сделали многое. Но многое и не успели. К сожалению, не состоялась долгожданная поездка на Всероссийский фестиваль театрального искусства для детей «Арлекин». В свете последних событий в мире организаторы перенесли его на осень. Коронавирус помешал Молодёжному театру Алтая съездить с гастролями в Новосибирск, сорвалась ежегодная поездка на День памяти Валерия Золотухина на его малую родину в село Быстрый Исток. Премьеру трагедии «Гамлет» мы вынуждены были перенести на сентябрь», – добавляет директор театра Ирина Лысковец.

Web-театр: артистка МТА Галина Чумакова читает рассказ Андрея Платонова «Никита»

Традиционно в начале мая в Молодёжном театре Алтая проходили показы спектаклей на военную тематику. В этом году из-за короновируса организовать их, к сожалению, не получилось. Поэтому предлагаем послушать, как артисты театра читают рассказы о войне.

«Страницы памяти» – совместный проект Молодёжного театра Алтая и радиостанции «Серебряный дождь в Барнауле». Аудиосборник в течение трёх месяцев записывали к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне специально для пополнения фондов Алтайской краевой специальной библиотеки для незрячих и слабовидящих. Изначально планировали записать только детские сказки, но сотрудники библиотеки предложили создать сборник о войне, поскольку таких книг в учреждении мало. Артисты Молодежного театра Алтая сами выбрали тексты, и записали их в студии радиостанции.

Над записью работали опытные артисты МТА, любимцы публики. Завершает большой аудиопроект ведущий мастер сцены Галина Чумакова, она читает рассказ Андрея Платонова «Никита».

слушать

Web-театр: артист МТА Виктор Синицин читает книгу Владимира Богомолова «Иван»

Каждый год в начале мая в Молодёжном театре Алтая проходили показы спектаклей на военную тематику. В этом году проведение массовых мероприятий ограничено. Поэтому МТА предлагает послушать, как артисты театра читают рассказы о войне.

«Страницы памяти» – совместный проект Молодёжного театра Алтая и радиостанции «Серебряный дождь в Барнауле». Аудиосборник в течение трёх месяцев записывали к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне специально для пополнения фондов Алтайской краевой специальной библиотеки для незрячих и слабовидящих.

Над записью аудиокниг работали опытные артисты МТА, любимцы публики. Продолжает проект ведущий мастер сцены Виктор Синицин, он читает книгу Владимира Богомолова «Иван».

слушать

Афиша
Новости
Соцсети