«Алтапресс»: питерский режиссёр рассказал, как будет ставить на сцене Молодёжного театра Алтая одну из самых сложных пьес прошлого столетия

Молодежный театр Алтая 10 и 11 сентября представит первую премьеру сезона – спектакль с непримечательным названием «Наш городок» по пьесе Торнтона Уайлдера. В Барнауле ее ставит режиссер из Санкт-Петрбурга Алексей Серов. Он рассказал altapress.ru об актерах, приемах и вечности.

Здесь и сейчас

«Наш городок» – самая знаменитая пьеса Тортона Уайлдера, она написана в 1938 году и удостоена Пулитцеровской премии.

Исследователи говорят, что это одно из самых непростых драматургических произведений XX столетия. Сам Уайлдер писал: «Это простая пьеса, в которой присутствуют все сложные темы; и это сложнейшая пьеса, где я с любовью рассказываю о простейших вещах на свете».

Большинство отзывов о пьесе начинается с того, что она скучная. В ней действительно ровным счетом ничего не происходит. Есть маленький городок Гроверс-Корнерс, штат Нью-Хэмпшир с его жителями, они занимаются повседневными делами, не замечая, как летят дни.

«Произошло в мире что-нибудь интересное со среды?» – «Да, сэр. Наша учительница, мисс Фостер, надумала выйти замуж за одного парня из Конкорда». Вот такая невидаль в городке.

У всех есть работа, семья, дети, дом, вечер и утро, и цветут подсолнухи, и часы тикают, и бекон все время пригорает. Все дни похожи как один. Люди не замечают течения жизни, пока не приходит смерть, и они не теряют самое дорогое, что у них есть.

Мысль Уайлдера довольно проста. Люди любят повторять «живи здесь и сейчас, запоминай каждое мгновение», но сами понимают смысл этого слишком поздно.

Что если бы вам пришлось выбрать день, в который можно вернуться после смерти? Какой бы вы выбрали, если не помните, как прошла жизнь?

Живу ли я

– Как актуализировать историю, произошедшую в маленьком американском городке начала прошлого столетия?

– Мне кажется, драматургия такого уровня уже актуализирована без наших потуг, и не надо прилагать никаких дополнительных усилий. Надо просто внимательно читать, увлекаться ею, как самой жизнью, подключать свою нервную систему, и тогда начнешь понимать актуальность.

– Чем вас тронула пьеса?

– Режиссер Эфрос как-то сказал, что пьесу берешь, если в ней есть что-то вечное. В этой пьесе есть.

– Все пьесы вечные?

– Нет. Есть большой пласт кассовой, кстати, очень хорошо написанной драматургии, и современной, и нет, которая никакого отношения к вечности не имеет. Так же, как и ТВ-программы. Ну вот, скажем, «Аншлаг» и Петросян имеют отношение к вечности? Нет.

Зачастую ты смотришь репертуар какого-нибудь провинциального драматического театра и понимаешь: ага, значит, любой ценой хотите зрителя. Все требует таланта.

– Это был ваш выбор или выбор театра?

– Это было предложение театра, и оно мне очень понравилось. Я перечитал пьесу. Она как-то лично мне запала. Я теперь и сам хожу и думаю: а я живу? я вижу своих близких? я внимательно на них смотрю? я чувствую биение их сердец? Я ведь могу потерять самое важное и никогда не вернуть. «Наш городок» – пьеса, которая заставляет об том думать. Уайлдер сумел увлечь и заставить нас чувствовать это.

Совпадение ритмов

– Так уж случилось, что большая часть публики молодежного театра – отнюдь не взрослые. Школьники поймут такой посыл?

– Каждый будет считывать что-то свое. Мы искренни в том, что делаем. Каждый поймет что-то, что доступно ему на данный момент. Театр должен быть узнаваем. В центре повествования — история двух молодых людей, некая сага, они проносят свои отношения через некоторое количество лет. Мне кажется, все тут понятно и доступно.

– Сейчас много говорят о том, что современная молодежь не воспринимает классический театр, даже само пространство – со сценой, залом, колоннами и балконами – устаревает. Что думаете?

– Слушайте, ну, театр существует в любых жанрах и пространствах. Понятно, что в Барнауле этого меньше. Где-нибудь в Москве все может стать театром – картинная галерея, подвал или, как сейчас модно в Питере, какой-нибудь ангар.

Молодежь понимает театр во всех пространствах, если это искренне, если это увлекает, если это узнаваемо. Если есть совпадение сердечных ритмов, то все равно где ты сидишь. Если есть история, она никак не зависит от формы зрительного зала.

Всегда будут те, кто предрекает гибель. Театр должен был кончиться с появлением кино, кино должно было кончиться с появлением телевидения. Однако ж нет, смотрите, никто никого не «убил».

Идут беспрерывные поиски новых форм и методов. Пусть расцветают все цветы, обязательно найдется желающий понюхать именно этот.

Репетиция и жизнь

– Уайлдер написал пьесу как спектакль в спектакле.

– Да, мы разыгрываем эту пьесу на глазах у зрителя, как бы на ходу сочиняя ее.

– Расскажите о сценографии.

– С художником Ильей Кутянским мы какое-то время работали вместе, и я страшно рад снова встретиться. Мы придумали, что действие будет происходить в репетиционном зале. Правда, у нас он роскошный, с большими окнами, в реальности такой найти трудно, разве что в большом театре.

Там мы рождаем эту историю из всех подручных средств. В какой-то момент пространство перестает быть репетиционной и превращается в некую вселенную. Мы взяли такой прием – репетиция спектакля, который потом становится жизнью.

– Зритель увидит этот переход между игрой и реальностью?

– Надеюсь, увидит. Если будет дышать в унисон. Тут важно не увидеть, а почувствовать.

Моцарт ля мажор

– Чего лично вы хотите для зрителя: сделать больно, страшно, смешно?

– Больно сделать точно не хочу. Хочу заставить чувствовать, сопереживать персонажам. Из сопереживания рождается все самое светлое. Я далек от мысли, что мы можем изменить мир одной постановкой. Но если бы мы не трудились на этой ниве, то в мире было бы гораздо тревожней.

– Вы музыкант по первому образованию. Много ли музыки будет в постановке?

– Действительно. Бывших музыкантов не бывает. Я по-прежнему отличаю ре минорный концерт Моцарта от до минорного. Музыки в спектакле будет в меру.

Музыка не может быть «костылями» постановки, она должна рождаться артистами и вступать только в необходимые моменты. Трепетно отношусь к музыке, делаю сам или подбираю, в последнее время даже сам «режу». Для этого спектакля вырезал минуту времени из ля мажорной сонаты Моцарта. Нужен был именно такой тон к концу.

Демиург и люди

– Насчитала 21 героя в постановке. Это много или мало?

– Достаточно. Это, в общем-то, широкоформатная история. У Уайлдера героев чуть меньше, там есть только помощник режиссера, который рассказывает о чужом спектакле. У нас есть и монтировщик, и помощник режиссера. И, конечно, сам режиссер – наш демиург, который и сочиняет на наших глазах все действие.

– Что скажете о труппе театра?

– Хороший коллектив, боеспособный. Мне комфортно работать.

–А что нужно, чтобы понять, хороший коллектив или плохой?

– Репетиционная продуктивность. Это, безусловно, и следование плану. Но и некие открытия. Ты как режиссер можешь что угодно придумать до репетиции, но самое интересное – это то, что происходит во время нее и независимо от тебя: открытие новой мизансцены, движение артиста к роли.

Вот эти открытия, о которых ты не знал еще 10 минут назад, – это самое дорогое. И самое счастливое. Это как голы в футболе, он же специально для них и придуман.

– В пьесе читатель сразу понимает, что какое-то количество людей в этом городке мертвы, а в постановке это тоже сразу узнается?

– Да. Мы скажем об этом прямым текстом.

Надежда Тиунова

Источник: «Алтапресс»

Новости

14.09.2024

«Алтайская правда»: в Молодёжном театре Алтая показали спектакль «Фабрика по изготовлению вундеркиндов»

13.09.2024

«Вечерний Барнаул»: в плену у таланта – в Молодёжном театре Алтая состоялась премьера спектакля «Фабрика по изготовлению вундеркиндов»

Ирина Лысковец участвует в Санкт-Петербургском международном форуме объединённых культур

11.09.2024

«Алтапресс»: «Что это за жизнь – без пианины?» – в МТА поставили спектакль-триггер для всех, кто ходил в музыкалку или избежал этого

«Комсомольская правда – Барнаул»: в Молодёжном театре Алтая пройдёт премьерный показ «Фабрики по изготовлению вундеркиндов»

«Алтайская правда»: спектакль о тяготах большого таланта поставили в Молодёжном театре Алтая

10.09.2024

«Маяк в Барнауле»: каким будет новый сезон Молодёжного театра Алтая?

«Алтайская правда»: в Молодёжном театре Алтая показали спектакль «Фабрика по изготовлению вундеркиндов»

На малой сцене Молодёжного театра Алтая прошла премьера спектакля «Фабрика по изготовлению вундеркиндов» – о большом таланте и неожиданных сложностях самоопределения.

В его основе – автобиографичная пьеса драматурга Анны Морозовой (главную героиню даже зовут Аней), а режиссер Екатерина Корабельник специализируется на спектаклях для подростков. Результат со всей очевидностью предназначен для семейного просмотра с детьми 12+. После него точно будет что обсудить.

Точка невозврата

Абсолютный музыкальный слух у главной героини обнаружился еще в 4 года, и на семейных праздниках это был главный аттракцион: дедушка брал ноту на баяне, а Анечка безошибочно угадывала: ре или ля. Да что там баян – она даже в мяуканье кота узнает соль-диез. Об этом нам рассказывает сама Анечка (актриса Дарья Алаева), сидя в окружении восторженных мамы, бабушки, дедушки и простодушной тети Люси.

Обнаружился талант, конечно, неслучайно. Мама (ее играет Юлия Юрьева) преподает фортепиано в музыкальной школе и, когда однажды взяла дочь на работу, впечатлительная девочка нашла там сразу трех воображаемых друзей в лице Моцарта, Паганини и Рахманинова (их играют Александр Шкуратов, Роман Чистяков и Виталий Прозоров). А еще захотела стать великой пианисткой и выступать с оркестром. И тогда семья решает отдать Аню в спецшколу-интернат для одаренных детей, ради чего они вдвоем с мамой переезжают из Бийска в Новосибирск.

Там всем заправляют некие Инженеры (Дмитрий Борисов и Александр Пальшин), формирующие из ребенка гения. Но выясняется, что стать по-настоящему великим музыкантом можно, только если заниматься за инструментом по шесть часов в день. Да еще и наставницей девочки становится ну очень заслуженная учительница (Наталья Сляднева), которая выходит на сцену с гигантской накладной ручищей пурпурного цвета, немножко мучает Анины пальчики и совсем никогда не хвалит. Главная героиня поначалу старается изо всех сил, правда вскоре начинает сомневаться в своем выборе. Но что делать, если мама ради ее будущего «всем пожертвовала»?

Если зарыть талант

Историю взросления в МТА разыгрывают как бы в интерьере гостиной – той самой, в которой главная героиня когда-то демонстрировала старшим родственникам свои способности. Главное место на сцене занимает гигантский светлый диван с ручками в виде гипсовых человеческих ушей. За ним экран, на котором то провинциальный ковер с оленем, то портреты композиторов, то нотный стан. От переезда Ани в другой город сцена не меняется, просто диван при необходимости превращается в пианино (на серый фон проецируются клавиши), а еще в нем открываются маленькие дверки, через которые можно попытаться сбежать от тоскливых занятий.

У исполнительницы главной роли Дарьи Алаевой непростая задача: она как бы вспоминает свое детство с позиции взрослого человека, при этом погружается в прошлое и становится то дошкольницей, то трудным подростком. А спектр ее эмоциональных реакций и переживаний передается в том числе пластическими экзерсисами, ходьбой на четвереньках и колесом. К слову, образ ее мамы – такой узнаваемо-тревожной, с нервно выпученными глазами – здесь, конечно, увиден глазами ребенка, который еще не в состоянии оценить приносимую ради его будущего жертву.

Впрочем, легкая клоунада и преувеличенные эмоции не затмевают другое измерение спектакля – очень честный разговор об отношениях родителей и детей, о неоправданных надеждах и напрасных усилиях. О социальных лифтах, которые никуда не едут, и об успехе, который не обязательно ждет достойных. В конце концов, о том, что такое талант – дар или тюрьма – и что будет, если его все же зарыть. Что важнее – порадовать маму, став тем, кем она хочет, или попытаться быть счастливой, но, возможно, как-то по-другому? И могут ли родители стать со своими детьми заодно? (Спойлер: авторы спектакля считают, что да).

Любовь Карпова

Источник: «Алтайская правда»

«Вечерний Барнаул»: в плену у таланта – в Молодёжном театре Алтая состоялась премьера спектакля «Фабрика по изготовлению вундеркиндов»

В постановке поднимается очень важная тема детско-родительских отношений: стоит ли идти до конца в поисках призвания, как в этом мире научиться прислушиваться к себе и возможно ли игнорировать ожидания взрослых?

Заложники дара

Спектакль создан по пьесе новосибирского драматурга Анны Морозовой и является во многом автобиографичным. Будучи родом из музыкальной семьи, автор на себе испытала натиск взрослых, возлагающих надежды на своего ребёнка. А потому вопрос: где заканчивается воля родителей и начинается собственный выбор – будущим драматургом не раз осмысливался.

По сюжету у девочки Ани в четыре года обнаружили врождённый талант – абсолютный музыкальный слух, который стал поводом для родительских амбиций. Ведь в этой семье мама – педагог по фортепиано, дедушка – баянист, папа – дирижёр, а дядя – барабанщик. Все они решили отдать девочку в специальное учреждение, где музыка – вовсе не то, что приносит удовольствие, а то, что двигает к цели: к победам в конкурсах, к успеху, к славе. Желания ребёнка здесь никому не интересны. И если тот не способен соответствовать заданному уровню, его тут же называют неудачником, маргиналом. Ведь спецшкола для одарённых детей – это фабрика, а дети в ней – экспонаты, своего рода заложники собственного дара. «Талант – это достояние общества», «Зарывать свой талант – это грех!» – то и дело раздаётся в стенах заведения. И словно в подтверждение этой мысли – преследующие Аню образы Моцарта, Паганини и Рахманинова, которым, как выяснилось, тоже ради музыки пришлось многим пожертвовать и многое превозмочь. Не случайно в афише к спектаклю МТА обозначен жанр постановки: «Концерт для маленькой девочки и большого фортепиано». Сумеет ли Аня услышать себя в этом потоке возложенных на неё ожиданий?

Игровое пространство

Сегодня «Фабрика по изготовлению вундеркиндов» считается одной из самых приметных пьес для подростков. В 2023 году текст вошёл в шорт-лист «Маленькой Ремарки 12+» и успел заинтересовать самых разных режиссёров. Для постановки этого материала на барнаульской сцене Молодёжный театр Алтая пригласил Екатерину Корабельник – режиссёра, специализирующегося на спектаклях для детей и подростков. В основе её спектаклей всегда истории, заставляющие думать, размышлять о мире. В числе последних работ Екатерины Корабельник: спектакли «Дети ворона» и «Калечина-Малечина» в Центре имени Мейерхольда, а также «Беглецы» в Театре Романа Виктюка – очень важные высказывания, адресованные как подросткам, так и взрослым.

Сам спектакль получился очень живым, музыкальным, образным. В нём огромный трансформирующийся диван, в котором в подлокотники вмонтированы уши – символ обострённого слуха, то и дело превращается в пианино, великие композиторы с портретов выходят в люди, а педагоги спецшколы, обозначенные в тексте как «инженеры», предстают как чёрный и белый ангелы. Сцена предстаёт как игровое пространство, в котором актриса, исполняющая роль Ани, выдаёт невероятные по сложности кульбиты – то встаёт на голову, то делает сальто, то заносит за плечи ногу. Она словно исследует себя, испытывает свои возможности. В итоге эта история заканчивается тем, что благодаря другу Егору и, как ни странно, маме, она осознаёт, что «гораздо важнее быть счастливой, чем первой», и берёт паузу, чтобы понять: чего она на самом деле хочет.

Над визуальным решением постановки работали сценограф Евгения Платонова, художник по свету Екатерина Лабик и автор видеоконтента Александр Секачёв.

В спектакле заняты Дарья Алаева, Юлия Юрьева, Ирина Клишевич, Валерий Лагутин, Дмитрий Борисов, Александр Пальшин, Сергей Нечаев, Евгений Быков, Виталий Прозоров, Роман Чистяков, Александр Шкуратов, Наталья Сляднева.

Наталья Катренко

Источник: «Вечерний Барнаул»

Ирина Лысковец участвует в Санкт-Петербургском международном форуме объединённых культур

Директор МТА Ирина Лысковец принимает участие в X Санкт-Петербургском международном форуме объединённых культур. Он продлится до 14 сентября.

В этом году деловая программа разнообразна. Это панельные дискуссии, лекции и круглые столы о креативных индустриях в сфере культуры, искусственном интеллекте в культуре и национальном суверенитете, культуре доверия в многонациональном обществе, инвестициях в будущих профессионалов в сфере культуры, актуальных вопросах сохранения культурного наследия, литературном наследии, развитии театра для юношества и молодежи в эпоху цифровых технологий и многом-многом другом.

Культурная же программа состоит из выставок живописи, графики, скульптуры, арт-объектов, фотографий и звуковых инсталляций. Участники посещают концерты классической и современной музыки исполнителей из стран БРИКС, концерты звёзд оперы и балета, «Преступление и наказание», спектакль Санкт-Петербургского государственного академического театра балета Бориса Эйфмана. Проходит и Международный цирковой фестиваль «Без границ». Помимо этого, участники побывают на звуковом шоу «Поющие мосты», посвящённом X Санкт-Петербургскому международному форуму объединенных культур.

«Алтапресс»: «Что это за жизнь – без пианины?» – в МТА поставили спектакль-триггер для всех, кто ходил в музыкалку или избежал этого

Не доводилось ли вам играть гаммы? Возможно, это было по полчаса в день или в неделю. Героиня «Фабрики по изготовлению вундеркиндов» ежедневно играла по шесть часов и стала виртуозом в… том, как избегать этих занятий. Почему вам понравится эта уморительная, трагикомическая и гротескная постановка – смотрите в нашем разборе-фоторепортаже.

Жила-была на свете девочка Аня с неизлечимым абсолютным слухом. Заниматься бы ей в спецшколе и радоваться, но… Случилась классическая история о том, как нудные сложные пьески истерли пальцы по костяшки и убили желание талантливого человека заниматься музыкой.

Режиссер Екатерина Корабельник создала спектакль по пьесе Анны Морозовой – с примесью автобиографии драматурга. Она знает, какого учиться в закрытой школе и что это такое – пытаться достичь успеха вне зависимости от своего желания.

Драматург собрала все атрибуты музыкальных школ, а режиссер – гипертрофировал их до состояния карикатуры. Так заслуженный-заслуженный-заслуженный учитель по специальности ходит с внушительной, растянутой годами тренировок ладонью. Она ведь лучшая и должна доставать от 1 до 88 клавиши.

Озорная девочка Аня (Дарья Алаева) тоже старается. Сначала – стать виртуозом. Иначе для чего жить? Потом понизила этот стандарт до «быть лучшей для мамы»: занимаясь ничем, кроме музыки, она и не живет.

Из друзей, кроме изгнанного из школы за четверку скрипача, у нее есть портреты Паганини, Рахманинова и Моцарта, которые оживают силой воображения.

Бесконечные «занятия по шесть часов, а не музыкой» Аню изнуряют. Огромный диван, занимающий всю малую сцену, все время становится огромным пианино (сценограф – Евгения Платонова). И девочка бы все отдала чтобы второе заменить на первое, расти обычным ребенком и смотреть «Сейлор Мун».

Отказаться от занятий – значит стать неблагодарным ребенком матери, которая пашет на трех работах, чтобы развивать талант дочери.

И кому теперь принадлежит этот талант – ребенку или армии учителей? Расширяет ли он свободу творчества или закрепощает? Что в итоге: попытка родителя реализоваться через детей – ранит обоих или вызывает благодарность? Сквозь слезы и смех вместе с героями вы будете продираться к ответам на эти вопросы.

Посмотреть спектакль можно 28 сентября, 9 и 27 октября. Цена билета: 300 рублей. 12+.

Екатерина Карзова

Источник: «Алтапресс»

смотреть фото

«Комсомольская правда – Барнаул»: в Молодёжном театре Алтая пройдёт премьерный показ «Фабрики по изготовлению вундеркиндов»

Молодежный театр Алтая вновь радует премьерой. На этот раз зрителям представят спектакль по одноименной пьесе Анны Морозовой «Фабрика по изготовлению вундеркиндов». Режиссером спектакля стала Екатерина Корабельник.

История про девочку Аню, у которой родители обнаружили «абсолютный музыкальный слух». Ох, какая радость для всей семьи! У девочки талант! Дар! И что с ней такой делать? Ну, конечно же, ехать поступать! И не абы куда, а в спецшколу для гениев. Да-да, и такие существуют.

В начале казалось, что эта ладно скроенная история вовсе не про взрослых. Не про их чаяния и надежды, а про Аню, про ее мечту стать великим музыкантом. Да только, стать гением может лишь тот, кто ставит свою жизнь на кон и отдает все силы на то, чтобы добиться успеха… А как же дар? Дар – это свобода, или все же клетка? Особенно для девочки, чья мечта зародилась лишь потому, что она всюду слышит красоту. И вот стараются взрослые, куют из девочки великую, но кому это в действительности надо?

Спектакль непростой. Несмотря на его легкий юмор, на смех в зале, история Ани дает пищу для размышлений. Прежде всего, взрослым — стоит ли творить из ребенка гения, или все же дать ему возможность плыть по морю этой жизни самому? Да и ответить для себя на вопрос: «А что, собственно такое, этот ваш успех?».

Благодаря визуальной составляющей, зрители смогут ненадолго оказаться в волшебном музыкальном мире Ани. Игра актеров помогает проникнуться историей, а благодаря легкому интерактиву, даже почувствовать себя частью событий.

Отдельно, конечно же, хочется отметить актрису Дарью Алаеву, сыгравшую Аню. В сущности, она центральная фигура всего действа, и актрисе удалось удерживать внимание зрителя. У нее получилось нарисовать на сцене красочный и яркий образ вдумчивой и озорной девчонки.

В сухом остатке – спектакль удался! Премьера состоится 11 и 12 сентября в Молодежном театре Алтая. Стоимость билета: 350 рублей. 12+.

Анна Усик

Источник: «Комсомольская правда – Барнаул»

смотреть фото

«Алтайская правда»: спектакль о тяготах большого таланта поставили в Молодёжном театре Алтая

11 и 12 сентября на малой сцене Молодёжного театра Алтая состоится премьера «Фабрики по изготовлению вундеркиндов».

У девочки Ани еще в четыре года обнаружился абсолютный музыкальный слух, а ее воображаемыми друзьями были Моцарт и Рахманинов. Семья решила отдать ее в специальную школу для одаренных детей. Но там выяснилось, что стать великим музыкантом можно, только если будешь заниматься по шесть часов в день. И Аня задумывается, что для нее талант – дар или тюрьма? И что все-таки важнее – порадовать маму и стать гением или просто быть счастливой?

Автор пьесы Анна Морозова признавалась, что главную героиню не случайно зовут Аней: она сама училась в закрытой школе, и в этой автобиографической истории нашли отражение ее реальные диалоги с педагогами и мамой. Спектакль в Молодежном театре Алтая поставила режиссер Екатерина Корабельник, которая специализируется на историях для подростков. Роли в нем исполняют Дарья Алаева, Юлия Юрьева, Ирина Клишевич, Валерий Лагутин, Наталья Сляднева и другие.

Каким получился спектакль – в репортаже Олега Богданова.

Источник: «Алтайская правда»

смотреть фото

«Маяк в Барнауле»: каким будет новый сезон Молодёжного театра Алтая?

Каким будет новый сезон Молодёжного театра Алтая? Что увидят зрители завтра? С какими новыми актёрами познакомятся? И самое интересное – как видит свою работу новый режиссёр МТА? Каков был путь, что привёл Дарью Догадову на Алтай? Подробности в подкасте! Гости студии – директор Молодёжного театра Алтая им. В. С. Золотухина Ирина Лысковец, и главный режиссёр театра Дарья Догадова.

Источник: «Маяк в Барнауле»

Афиша
Новости
Соцсети