«Алтапресс»: почему нужно смотреть спектакль «Гамлет» в Молодёжном театре Алтая

МТА взялся за непростую во всех смыслах постановку «Гамлета» еще в марте. Было много репетиций, но за время самоизоляции все перегорело. Режиссер Татьяна Безменова говорит, что в августе работу пришлось начинать заново. Это одна из самых долгожданных премьер сезона, и вот почему стоит обязательно посмотреть спектакль.

Новый Гамлет

Видеть Андрея Потеребу в роли датского принца многим будет странно. Зритель привык к его шуточным кривлявым ролям. Так что поклонников театра ждет легкое недоумение. Но на это все и рассчитано.

Татьяне Безменовой не откажешь в режиссерской смелости. Она не стала ориентироваться на амплуа, и выбрала Андрея из как минимум десятка гораздо более (как подумает зритель) подходящих актеров.

«Очень просто – посмотреть на артиста и сказать: он был хорош в «Макбете», значит, и Гамлета может, – говорила режиссер на мартовских репетициях. – И совсем другое дело, когда ты никогда не видел человека в подобных ролях. Можно только догадываться, на что он способен. Когда ты видишь прорывы в артисте, охватывает огромная радость. Он через две ступеньки перепрыгивает».

Сходите посмотреть, как Андрей Потереба перепрыгивает через себя. У этой роли куча интерпретаций. Потеребе удалось сыграть не мыслителя о судьбах людей и даже не борца за справедливость, а самого приземленного Гамлета – настоящего психа с затяжной депрессией и галлюцинациями. Это делает персонажа роднее для тех, кто предпочтет не углубляться в исторические шекспировские смыслы.

Тень Горацио

Одна из самых загадочных фигур в пьесе предстает такой и в постановке МТА. У шекспироведов на эту тему есть много мнений. Зритель, не искушенный классикой, не сразу поймет, в чем подвох.

Почему Горацио разговаривает только с Гамлетом? Если он так хочет принцу добра, то почему не примет участие в этих разборках в датском королевстве: мог бы поговорить с Гертрудой и Клавдием, и с Офелией, наконец. Почему с ним ничего не происходит? Почему на него вообще никто не обращает внимания? Да, потому что Горацио не существует.

Это альтер-эго Гамлета, его светлая, нетронутая грозными раздумьями сторона. Отличная иллюстрация того, каким бы милым парнем был принц, если бы его отца не отравили, а мать не вышла замуж за дядю.

Сходите посмотреть, как Владимир Кулигин почти молча бродит по сцене, оттеняя безумие главного героя и играя одной спиной. И как интересно слушается знаменитый монолог «Быть или не быть» в диалоговом варианте – его читают оба, Гамлет и Горацио.

Большая мышеловка

Тюменский художник-постановщик Алексей Паненков создал в декорациях грандиозную метафору. Все действие происходит в огромной библиотеке на фоне книжных шкафов высотой с театр.

На сцене есть стулья – Гамлет будет расставлять их и разбрасывать снова, как будто пытаясь упорядочить свои мысли и чувства. Есть детская кроватка, вокруг которой развернется сцена жуткого по накалу страстей разговора принца с матерью. Есть длинная лестница – символ того, что из этой мышеловки, куда попали все герои, можно выбраться. На ней повисает уличенный в измене Клавдий, по ней все время взбирается Гамлет.

Художник сделал декорации полноправными шекспировскими героями. В какой-то момент зритель начинает понимать, что они играют сами по себе, без вмешательства актеров.

Сходите посмотреть, как декорации поймают в ловушку Клавдия и как заставят рыдать Гертруду.

Пиджак и водолазка

Нужны ли костюмы XV века, чтобы зритель почувствовал дух классического произведения? Постановщики решили, что нет. И одели главного героя в водолазку и пиджак. Мы отличим Клавдия и его советника Полония по военным костюмам. Офелия и Гертруда предстанут в платьях без излишеств.

Все это потому что дух классического произведения и не нужен. Метания Гамлета слишком актуальны, чтобы облачать их в тканые золотом камзолы. Что будет делать современный человек, который узнает о преступлении против дорогого ему человека? Будет мстить или молчать? Если мстить, то как, и что из этого выйдет? Такие вопросы ставит спектакль, а одежда героев усиливает близость темы для зрителя.

Постановщики не позволили себе дерзости в костюмах, зритель не увидит никакой эксцентричности. Сходите посмотреть, какими герои первого фолио Шекспира, покрытые вековой пылью, выходят в современный мир.

Шекспир и Морозов

Спектакль идет три часа. Наверное, можно было сделать короче, если убрать несколько сюжетных линий и взять классический перевод. Сюжет «Гамлета» на сцене можно пересказать и за полчаса. Но совершенно понятно, почему Татьяна Безменова этого не сделала. Она считает «Гамлета» «материалом крупным и обязывающим», поэтому подошла к его сценической «упаковке» со всей серьезностью.

Спектакль рассчитан на зрителей, которым знаком сюжет и которые придут в театр по другим причинам. Одна из них – наслаждение поистине лучшим текстом.

Мы не услышим привычной стихотворной речи. «Гамлет» будет в прозаическом переводе Михаила Морозова, исследователя шекспировского языка. Фактически его перевод – подстрочник. Литературовед дает нам слова Шекспира такими, какими он и говорил, а кроме того, предлагает несколько вариантов, исследуя самые глубокие смыслы.

Сходите посмотреть «Гамлета», чтобы забыть школьный перевод Пастернака и услышать другого Шекспира во всем его блеске.

Нервы

Татьяна Безменова не просто режиссер, а хореограф-постановщик и большой специалист по пластике. Это не значит, что в ее спектаклях все танцуют, хотя и такое бывает. Это значит, что каждый жест актеров будет своеобразным танцем, наполнится смыслом как для самого исполнителя, так и для зрителя.

На сцене сходят с ума решительно все. Истерично переживает за дочь Полоний, теряет смысл жизни Офелия, задыхается от своей порочности Гертруда, молит о наказании Клавдий. Все это местами дико и страшно до дрожи. Все чувства достигают экстремума.

Сходите на спектакль хотя бы ради отвратительной и прекрасной одновременно сцены, где почти окончательно обезумевший Гамлет едва не убивает Офелию.

Надежда Тиунова

Источник: «Алтапресс»

смотреть фото

Новости

06.04.2021

Искусствовед, критик и член экспертного совета «Золотой Маски» оценит спектакли МТА

05.04.2021

На театральной спартакиаде МТА – лучший в настольном теннисе

01.04.2021

МТА открыл продажу билетов на гастроли московского Театра имени Евгения Вахтангова

31.03.2021

«Алтапресс»: стало известно, какие звёзды Вахтанговского театра приедут в Барнаул и сколько будут стоить билеты на их спектакли

30.03.2021

Министерство культуры Алтайского края: в регионе завершился III фестиваль искусств «Здесь край моих отцов»

29.03.2021

Артисты МТА продолжают соревноваться в театральной спартакиаде

27.03.2021

Web-театр: какой театральный жанр характеризует вас?

Искусствовед, критик и член экспертного совета «Золотой Маски» оценит спектакли МТА

На этой неделе на всех показах спектаклей Молодёжного театра Алтая в зрительном зале будет находиться Ирина Алпатова. Театровед, критик, кандидат искусствоведения, редактор отдела научно-методической работы Государственного центрального театрального музей имени А.А. Бахрушина, автор журналов «Театр», «Театрал», «Петербургский театральный журнал», газеты «Экран и сцена», член экспертного совета российской национальной театральной премии и фестиваля «Золотая Маска» посмотрит самые знаковые постановки МТА.

Театр пригласил Ирину Алпатову в Барнаул, чтобы узнать мнение профессионала о творческой деятельности МТА. С 7 по 10 апреля эксперт посмотрит и даст свою оценку пластической драме «Бойцовский клуб» по роману Чака Паланика, опере «Мария Стюарт» Фридриха Шиллера, семейной истории «Временно недоступен» по пьесе Петры Вюлленвебер и трагедии Уильяма Шекспира «Гамлет».

На театральной спартакиаде МТА – лучший в настольном теннисе

5 апреля в Барнауле состоялись соревнования по настольному теннису. Этот турнир стал очередным этапом спартакиады работников театрально-концертных учреждений Алтайского края.

Молодёжный театр Алтая выдвинул на состязания лучших из лучших. Руководитель музыкальной частью Евгений Гутчин уже по многолетней традиции занял первое место в личном зачёте, машинист сцены Андрей Шкуро был третьим. В итоге суммарные показатели теннисистов МТА позволили нашей команде выйти в лидеры, оставив соперников позади.

Через неделю, 12 апреля, сотрудники театрально-концертных учреждений региона встретятся снова. На этот раз они будут выявлять сильнейших в плавании.

смотреть фото

МТА открыл продажу билетов на гастроли московского Театра имени Евгения Вахтангова

Сегодня, 1 апреля, Молодёжный театр Алтая открыл продажу билетов на гастроли Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова. В МТА покажут два спектакля.

13 и 14 мая на большой сцене Молодёжного состоится показ спектакля «Наш класс» Тадеуша Слободзянека в постановке режиссёра Натальи Ковалёвой. Действие начинается в маленьком городке в конце 20-х годов, а судьбы персонажей – польских и еврейских мальчиков и девочек из одного класса – прослеживаются до наших дней. У десяти героев пьесы есть реальные прототипы, и события, описанные в пьесе, действительно происходили в польском городке Едвабне. Одноклассники будут спасать и предавать друг друга, любить, ревновать, ненавидеть. Начало в 18:30.

15 и 16 мая в МТА выступят народные артисты России Юлия Рутберг и Андрей Ильин. Барнаульцам они представят спектакль «Крик лангусты» Джона Марелла в постановке режиссёра Михаила Цитриняка. Сару Бернар называли божественной актрисой, золотым голосом, императрицей театра. Эпатажная и несгибаемая, первая в истории мировая звезда. Ей ампутировали ногу, но Сара Бернар продолжила играть, и публика рукоплескала ей. Однажды летним днём на берегу Атлантического океана Сара Бернар вновь становится Федрой, Дамой с камелиями, Клеопатрой, Саломеей, Гамлетом… Она диктует своему верному секретарю Жоржу Питу мемуары и разыгрывает с ним по ролям эпизоды из собственной жизни, превращая Жоржа то в жестокого антрепренёра, то в строгую настоятельницу монастыря, то в Оскара Уайльда. Начало в 17:30.

Билеты на эти спектакли уже можно купить в кассе театра (пр. Калинина, 2, телефон: 503-503), на сайтах mta-barnaul.ru и kassy.ru.

Справка

Московские артисты приедут в Барнаул по федеральной программе «Большие гастроли» при поддержке «Росконцерта» и Министерства культуры РФ. Тур посвящён 100-летию Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова. Зрители смогут увидеть ещё два спектакля из репертуара московского театра. 13 и 14 мая на сцене Алтайского краевого театра драмы им. В.М. Шукшина состоится показ спектакля «Евгений Онегин», 15 и 16 мая – «Царь Эдип».

«Алтапресс»: стало известно, какие звёзды Вахтанговского театра приедут в Барнаул и сколько будут стоить билеты на их спектакли

1 апреля в Барнауле стартуют продажи билетов на спектакли московского театра им. Вахтангова, которые приедут с гастролями в мае. Тур приурочен к 100-летию алтайской драмы.

Когда и сколько

Театр им. Вахтангова привезет четыре спектакля, которые покажут на двух площадках.

Алтайский театр драмы им. Шукшина:
13 и 14 мая – «Евгений Онегин»
15 и 16 мая – «Царь Эдип»
Молодежный театр Алтая:
13 и 14 мая – «Наш класс»
15 и 16 мая – «Крик лангусты»

Билеты на постановки в театре драмы будут стоит от 1000 до 3000 рублей, в МТА – от 500 до 2000 рублей. Приобрести их можно будет на сайте театров и на портале kassy.ru.

Кто приедет

В Барнаул из Москвы приедет звездный состав: Сергей Маковецкий, Людмила Максакова, Леонид Бичевин, Юлия Рутберг, Евгений Князев, Андрей Ильин, Евгения Крегдже, Евгений Князев, Олег Макаров, Василий Симонов.

Также для участия в постановке «Царь Эдип» специально из Греции прилетят 12 греческих актеров, которые исполняют роль хора.

Что известно о постановках

«Евгений Онегин» по произведению Пушкина в постановке режиссера Римаса Туминаса давно стал классикой для театрального сообщества, хотя изначально он вызвал бурю критических эмоций. В частности из-за того, что Онегина играют сразу два актера.

На гастролях в Барнауле старого персонажа исполнит Сергей Маковецкий, молодого – Леонид Бичевин.

«Евгений Онегин» – это огромное пространство, которое вместило игру ума, прозрения, догадки, гнев, обличение, сатиру и цинизм, сострадание и прощение. Пушкин – «наше всё», но что это означает? Римас Туминас разрушает стереотипы, строя спектакль полифонично, музыкально, жёстко и эмоционально», – говорят о спектакле в театре Вахтангова.

Древнегреческая трагедия «Царь Эдип» это совместный проект Вахтанговского театра с Национальным театром Греции.

Артисты, участвующие в спектакле, играют на своих языках: русские – на русском, греки – на греческом. В качестве традиционного для древнегреческой драмы хора выступают артисты Национального театра Греции.

Премьера трагедии Софокла прошла в июле 2016 года в древнейшем действующем амфитеатре Греции – Эпидавре, пишет ТАСС.

В постановке «Крик лангусты» рассказывается о жизни и трагедии великой актрисы Сары Бернар, которая великолепно играла как на сцене, так и вне ее.

«Эта великая женщина заставила меня задуматься о человеческих ценностях и о том, что мощь человека заключается не в его биологическом возрасте, а в жизни человеческого духа», – говорит исполнительница главной роли Юлия Рутберг.

В спектакле «Наш класс» по пьесе польского драматурга Тадеуша Слободзянека расскажут о холокосте периода Второй мировой войны.

В основу пьесы положено реальное событие: в июле 1941 года в оккупированной немцами Польше жители городка Едвабне согнали в овин и заживо сожгли сотни своих односельчан-евреев. Палачами и жертвами в этой страшной истории стали 10 одноклассников, у каждого из которых есть реальный прототип.

Камерная история, поставленная режиссером Натальей Ковалевой, идет три с половиной часа.

Напомним, что предстоящие гастроли – обменные, поскольку и театру им. Шукшина, и им. Вахтангова в этом году исполняется 100 лет.

Артисты театра драмы выступят на московской сцене, где представят несколько постановок. В частности, «И разыгрались же кони в поле…» по рассказам Шукшина.

Также в алтайской драме в честь векового юбилея поставят спектакль «Интуиция» под руководством артиста Константина Хабенского. Режиссером выступит Данил Чащин.

Пьесу написал писатель Александр Цыпкин. В центре сюжета – истории людей, которые только что умерли и попали на тот свет.

Надежда Чехович

Источник: «Алтапресс»

Министерство культуры Алтайского края: в регионе завершился III фестиваль искусств «Здесь край моих отцов»

В Алтайском крае завершился III фестиваль искусств «Здесь край моих отцов». Он проходил 27-28 марта в селе Быстрый Исток, и открыл краевую программу юбилейных мероприятий, посвященных 80-летию со дня рождения народного артиста РСФСР Валерия Золотухина.

Инициатором и главным организатором фестиваля выступает Государственный музей истории литературы, искусства и культуры Алтая. В первый день фестиваля по уже сложившейся традиции в Мемориальном музее В.С. Золотухина прошла «Литературная гостиная», ведущим которой в этом году стал известный алтайский журналист и писатель, автор книги о Золотухине в серии «Алтай. Судьба. Эпоха» Сергей Тепляков. На сцене Быстроистокского культурно-досугового центра прошли «Театральные подмостки» – ведущие мастера сцены Молодежного театра Алтая им. В.С. Золотухина – заслуженная артистка России Галина Чумакова и Любовь Хотиева показали две программы: художественное чтение произведений детских советских писателей «То, что мы любили в детстве» и «неСлучайные встречи» (читаем Надежду Тэффи), вызвавшие горячие аплодисменты зрителей.

В третий раз состоялось награждение победителей и лауреатов межрайонного детско-юношеского конкурса чтецов «Здесь родины моей начало». В конкурсе приняли участие учащиеся общеобразовательных школ и школ искусств края. География конкурса охватила пять районов края: Быстроистокский, Алтайский, Смоленский, Бийский и Петропавловский. В общей сложности было заявлено 127 участников от семи до 17 лет в номинациях «Проза» и «Поэзия».

28 марта на музейной творческой площадке «Кинопавильон» для участников фестиваля провели квест «С первого дубля: кинороли Валерия Золотухина». Завершилась программа фестиваля концертной программой «Наша родина – Алтай» участников творческого объединения композиторов «Песни Иткульского лета».

Источник: Министерство культуры Алтайского края

смотреть фото

Артисты МТА продолжают соревноваться в театральной спартакиаде

29 марта в Барнауле прошли очередные соревнования спартакиады работников театрально-концертных учреждений Алтайского края. В этот раз участники соревновались в боулинге.

Честь Молодёжного театра Алтая отстаивали Дмитрий Борисов, Евгений Быков, Александр Пальшин и Юлия Юрьева. В общекомандном зачёте артисты заняли четвёртое место.

Через неделю соперники встретятся снова, 5 апреля состоятся соревнования по настольному теннису.

Web-театр: какой театральный жанр характеризует вас?

В честь сегодняшнего праздника, Всемирного Дня театра, мы решили проверить, насколько зрители МТА, как и театральные жанры, многолики. Листайте карусель и выбирайте то, что вам подходит больше всего.

смотреть картинки

Афиша
Новости
Соцсети