Архив новостей
Обратно к архиву
«Алтапресс»: взгляд дизайнера на театр
Графических дизайнеров он относит к цеху ремесленников, говорит, что время больших стилей и идей прошло, а прежде чем создать плакат к спектаклю, надо подумать о стратегии театра – один из ведущих плакатистов страны и эпохи Игорь Гурович провел 19 октября мастер-класс в Молодежном театре Алтая.
Задача мастер-класса: придумать вместе с участниками плакат к спектаклю Сэлинджера «Над пропастью во ржи». Но разговор получился шире и объемнее. Игорь – отличный рассказчик: обаятельный, полемичный, убедительный и артистичный. Убедитесь сами.
«Много человеческого и нет гадёнышей»
Две недели назад в Москве закончилось биеннале графического дизайна «Золотая пчела». Там хорошо видно, что время больших стилей и идей прошло. Любые слова умные о том, как надо делать плакат – враньё. Потому что мир ужасно быстро меняется. И самая интересная история в дизайне, что ты пытаешься этот мир услышать и понять какие слова являются наиболее адекватными, а в отношении театра наиболее честными. По «Золотой пчеле» хорошо видно, что существуют национальные школы – голландская, французская, польская. И в Москве и в Париже есть много людей, которые работают этих техниках.
У меня по поводу профессии есть много пафосных текстов. В этой профессии много человеческого. В ней нет гаденышей. Плохие люди хорошими дизайнерами не бывают на моем опыте. Все-таки это профессия некой щедрости. И некой любви к людям. Вообще мысль очень простая, она в том, что ты люби других людей, и они будут любить тебя. Мне кажется, в наше время любовь – единственно работающая коммуникация.
Стратегия – движок театра
Почему сегодня, работая с театром, важно говорить не о том, как делаются театральные плакаты, а про стратегию? Потому что театр, это больше чем спектакль. Если в Google набрать «Ромео и Джульетта», можно увидеть 500 разных плакатов. И не только потому, что есть 500 разных художников, а потому что есть 500 разных театров. Посмотрите на миланскую Ла Скалу, театры города Мима, парижскую Гранд Опера, увидите что «Евгений Онегин» и «Жизель» являются там одним проектом и сделаны по некому одному клише. Потому что есть типографический движок театра, и он превалирует над всем.
На самом деле проблема российского театра – он ни к кому конкретно не обращается. Первый кто конкретно обратится – выиграет, потому что это уважение.
Важная штука контекст. Есть маленькое черное платье Шанель – вещь объективно красивая. Никто не спорит. Но глупо прийти в нем в бассейн. Все в ластах, а ты в платье Шанель. Неуместно. То же самое с графическим дизайном. Нет объективно хороших решений. Есть решения, которые подходят или не подходят.
В дизайне существуем огромное количество инструментов: буквы, метафора, лист, тональность разговора. Тот инструмент, который выбирается главным, зависит от стратегии театра. Поэтому надо понимать миссию театра, надо понимать контекст города Барнаула, надо уметь обращаться к реальным людям. Вот как все сложно!
Театр – часть городской среды
Плакат не единственное средство коммуникации театра. Пример – немецкий театр для среднего класса. Он так и заявляет – мы антибуржуазный театр. Мы хотим левую рабочую молодежь. И они придумали фанерные штуки с изображением своей аудитории и выставляют их на улице. Это важно, потому что люди верят правде. И какие бы люди не были, они все-таки ни разу не идиоты. Когда с ними по-честному, они к этому относятся хорошо и лояльно. По отношению к этому району – это наиболее адекватная коммуникация.
Еще один немецкий театр развивает площадь перед своим зданием, используя фасад, оформляя колонны. И за пару лет театр заработал большую лояльную аудиторию – так театр может стать дружелюбным к прохожим. Надо помнить, что театральный плакат – это не только напоминалка о спектаклях, в нормальных странах это еще и часть городской среды и общегородской культуры.
Еще одна важная фишка – театр это корпорация, в Европе это понимают. И жить театр должен по законам корпорации, у него должны быть сайт, визитка, подъезд, автобус. Перед театром не должна стоять плохая урна. Внутри театра навигация – типографический движок должен работать везде.
Лада Шевкунова
Источник: «Алтапресс»