«Алтапресс»: убили собаку – в Молодёжном театре поставили детектив, где расследование ведёт мальчик с аутизмом

Театр начинается с вешалки, а репетиция в нем — с того, как актеры пытаются проколоть вилами пса. Это «Загадочное ночное убийство собаки» по пьесе Саймона Стивенса. Постановкой в МТА занимается режиссер Андрей Воробьев. Что ждет зрителя, и где там на самом деле собака зарыта — в обзоре altapress.ru.

Если кратко говорить о сюжете, все просто: мальчик, расследуя убийство соседской собаки, случайно открывает и разгадывает собственную семейную тайну. А потом доказывает теорему Пифагора.

Это девятый спектакль Андрея Воробьева. В репертуаре МТА сейчас есть три его работы: «Сиротливый запад» по пьесе Мартина Макдонаха, «Камедыя» Каэтана Марашевского и «Мсье Ибрагим и цветы Корана» по роману Эрика-Эммануэля Шмитта.

О «Загадочном ночном убийстве собаки» на одной из репетиции Воробьев сказал так: «Вчера во время прогона казалось, что это мой лучший спектакль, позавчера — что худший. Это очень непростой материал».

Образ мальчика

Материал действительно можно назвать непростым. Это новая высота — поставить спектакль с героем, который воспринимает действительность иначе. Кристофер Бун — аутист. И скажем честно: чтобы подойти к этой роли с тактом и осторожностью, а не показать «стереотипного дурачка», нужно быть как минимум добротным мастером. К сожалению, иногда и на игру актеров, исполняющих роли совершенно здоровых людей, без слез не взглянешь.

Когда смотришь на Владимира Кулигина в роли Кристофера Буна, не возникает чувства неправильного. Его рваные повторяющиеся взмахи ладонями, повороты головы не выглядят вынужденными — ощущения, что актер мучительно отсчитывает секунды, когда его рука снова должна дернуться, — нет. Эти детали и работают на образ человека с расстройством, и являются инструментами, которые помогают взаимодействовать с другими актерами и отыгрывать реакции на происходящее.

Кристофер ненавидит прикосновения и не касается никого даже взглядом. Он любит находиться в одиночестве — и с радостью стал бы космонавтом.

Из-за своей особенности Бун плохо социализирован: очевидные вещи кажутся ему какой-то абракадаброй — это отталкивает его и «нормальных» друг от друга. И режиссер визуально подчеркивает отчужденность героя: между Кристофером и другими людьми все время есть преграда. Например, его комната-куб или железная дорога, которую он строит вокруг себя, как магический круг, будто бы надеясь оградиться от полученной информации, которая в итоге все-таки выводит его за рамки и заставляет покинуть привычный мир.

Форма

Первый акт спектакля — детектив. Герой разгадывает убийство соседской собаки, опрашивает свидетелей, находит улики — в общем занимается полноценным расследованием. Но все это фантазия мальчика — написанная им книга. Или нет — ведь Кристофера пугают выдуманные истории и, как он сам пишет, все это чистая правда. Фантазия это или реальность — загадка для зрителя на антракт.

Сценическое оформление строгое — огромный экран за спинами героев по ходу действия показывает иллюстрации этой книги — графические рисунки, статичные и анимированные, есть и небольшие видеозарисовки — работы актрисы Виктории Проскуриной и художников Виталия Борисова и Александра Секачева.

Во втором акте спектакля используется прием «театр в театре» — герои готовят спектакль по книге Кристофера. Это логически продолжает сюжетную линию мальчика.

Большая доля данной части спектакля похожа на компьютерную игру, ведь именно здесь герой решается покинуть родную улицу и отправиться в совершенном одиночестве в другой город. Это квест, где есть цель, к которой герой идет, раз за разом поднимаясь на более сложный уровень — от покупки билета в кассе к спасению любимой крысы из-под колес вагона метро.

Проблемы

«Загадочное ночное убийство собаки», конечно, не про плохое отношение к животным. Он об отношениях между людьми, познании и понимании мира.

Спектакль легко проходится по проблемам людей с особенностями — нетерпимостью окружающих, которые вынуждены помогать и делают это, скрипя зубами. Или проблема адаптации — когда директор школы не желает позволить Кристоферу досрочно сдать экзамен, чтобы и другие дети не стали требовать особенного отношения к себе.

Особенно притягивает в спектакле постановка общечеловеческих вопросов. Например, потребность в любви. Есть образ матери, который обязательно вызовет дискуссию: Джуди устает от того, что не может подарить любовь сыну, даже вместо объятия она может лишь обменяться с ним прикосновением ладоней. Она не чувствует тепла ни от сына, который не может его дать, ни от мужа — и уходит к другому человеку, но и с ним не находит счастья.

Спектакль позволяет не только понять проблемы мировосприятия аутистов и любых других людей с особенностями, но и посмотреть на свою собственную жизнь другими глазами. Бун похож на чистый лист, на который еще не успели поставить штамп. Он ребенок, который своими рассуждениями (например, о бессмысленности и абсурдности метафор) застает врасплох. Кристофер познает мир, а мы делаем это вместе с ним.

Когда посмотреть

Премьера 8 и 9 сентября в 18:30. 12+

Екатерина Карзова

Источник: «Алтапресс»

Новости

28.03.2024

У Молодёжного театра Алтая появился мерч

27.03.2024

В Молодёжном театре Алтая взялись за «Каштанку» Антона Чехова

23.03.2024

Отмена спектаклей

Уважаемые зрители

21.03.2024

Директор МТА Ирина Лысковец приняла участие в заседании коллегии Минкультуры Алтайского края

19.03.2024

Главный художник МТА Наталья Сыздыкова участвует в Межрегиональной выставке сценографии

17.03.2024

Поздравляем артистку с вводом в романтическую историю «Золушка»

У Молодёжного театра Алтая появился мерч

Теперь в Молодёжном театре Алтая можно приобрести мерч. На каждом показе зрители могут купить яркие и стильные футболки, блокноты, ручки, значки, браслеты. На них изображены персонажи из популярных спектаклей.

Первыми приобрести сувенирную продукцию смогут гости театра, пришедшие 27 марта на «Квартирник». Уже в скором времени линейка фирменных товаров расширится.

смотреть фото

В Молодёжном театре Алтая взялись за «Каштанку» Антона Чехова

В Молодёжном театре Алтая идёт работа над новым спектаклем. «Каштанку» Антона Чехова на малой сцене ставит режиссёр Максим Астафьев. Он же выступает и автором инсценировки рассказа. В театре уже состоялся техсовет, на котором были представлены эскизы будущего спектакля сценографа Кристины Барановой, идут репетиции.

Максим Астафьев знаком зрителям Молодёжного, в 2012 году он ставил петербургскую историю «Шинель» Николая Гоголя. А вот с Кристиной Барановой театр работает впервые. Молодой художник из Беларуси, образование получила в Белорусской государственной академии искусств и Британской высшей школе дизайна. Пишет картины, занимается художественной фотографией, увлекается графическим дизайном, часто становится сценографом постановок не только в родной стране, но и в России. Познакомиться с её видением известного произведения русского писателя на театральной сцене можно будет совсем скоро – премьера «Каштанки» запланирована на 15 мая.

смотреть фото

Отмена спектаклей

В Молодёжном театре Алтая отменяются показы спектаклей «Бременские музыканты» и «Ноябрьский зов», которые были запланированы на 24 марта.

Со всеми вопросами о возврате или обмену билетов обращайтесь в кассу театра по телефону 503-503.

Уважаемые зрители

Уважаемые зрители, в связи с терактом в концертном зале «Крокус Сити Холл» коллектив Молодёжного театра Алтая выражает соболезнования родственникам, близким и друзьям тех, кто оказался там.

Показы спектакля «Бременские музыканты», намеченные на 24 марта будут перенесены. О новой дате сообщим дополнительно, уже купленные билеты будут действительны. Вы также можете вернуть их. Уточнить, как это сделать, можно по телефону 503-503.

Следите за нашими новостями, возможны ещё изменения в репертуаре на ближайшие дни. Берегите себя.

Директор МТА Ирина Лысковец приняла участие в заседании коллегии Минкультуры Алтайского края

21 марта в Барнауле прошло заседание коллегии Министерства культуры Алтайского края. На нём подводили итоги работы в 2023 году, обсуждали задачи на этот. В панельной дискуссии с докладом выступила директор Молодёжного театра Алтая Ирина Лысковец.

Ирина Владимировна рассказала съехавшимся со всего края работникам культуры о том, какие проекты реализует Молодёжный для семейной аудитории, какие идеи воплотит в ближайшем будущем. Это «Театральная педагогика», существующая в Молодёжном с 2015 года, экскурсии по театральному закулисью, совсем недавно открывшийся «Учительский клуб МТА», множество зрительских акций, популяризирующих семейные походы на спектакли, Детская Школа-студия МТА с уже восьмилетней историей и другие интересные замыслы.

Важной частью коллегии стало вручение ведомственных и государственных наград. Молодёжный театр Алтая получил диплом за победу в конкурсе по отбору проектов на получение грантов губернатора региона в сфере культуры, проект «Летний театральный лагерь при МТА «Первая сцена» реализуют в июне. А заместитель председателя Правительства Алтайского края Юрий Абуллаев вручил ведущему мастеру сцены Анатолию Кошкарёву благодарность министра культуры Российской Федерации Ольги Любимовой.

смотреть фото

Главный художник МТА Наталья Сыздыкова участвует в Межрегиональной выставке сценографии

Главный художник Молодёжного театра Алтая Наталья Сыздыкова участвует в Межрегиональной выставке сценографии «Мир сцены – сцена мира». Она проходит в Красноярске, в зале Регионального отделения Урала, Сибири и Дальнего Востока Российской академии художеств. В экспозицию включили около 250 эскизов декораций, костюмов, плакатов и кукол.

География выставки обширна, она включает в себя не только практически все регионы страны, но и Монголию и Хорватию. Демонстрируя лучшие работы, кураторы проекта открывают перед зрителями полновесную панораму современного театрально-декорационного искусства Урала, Сибири и Дальнего Востока, дают зримое представление об основных направлениях и тенденциях развития. Экспозиция выявляет специфику художественного оформления спектаклей, позволяет увидеть всю цепочку его создания от замысла до воплощения и, таким образом, заглянуть на «кухню» театра – в таинственный мир закулисья.

Наталья Владимировна представила на выставке свои эскизы костюмов к мюзиклу Александра Шевцова «Фауст» и обыкновенной трагедии Фридриха Шиллера «Коварство и любовь». Будете в Красноярске – обязательно заходите. Экспозиция работает до 7 апреля.

смотреть фото

Поздравляем артистку с вводом в романтическую историю «Золушка»

Поздравляем артистку Ольгу Жучкову с вводом в романтическую историю «Золушка» по мотивам сказки Шарля Перро на роль Феи.

Желаем нескончаемых оваций зрителей и больше волшебства на каждом показе!

Афиша
Новости
Соцсети