«Алтапресс»: в Барнауле впервые в России на большой сцене покажут спектакль «Кысь» по роману Татьяны Толстой

21 и 22 ноября в Молодежном театре Алтая покажут спектакль «Кысь» по роману Татьяны Толстой. Это будет интересное антропологическое исследование в форме страшной и смешной сказки для детей 16+.

Сложная постановка

Татьяна Толстая не раз говорила о том, как ей не нравится, что ее произведения «подвергают» инсценировке. Она писала роман 14 лет, с 1986 по 2000 год. Из них четыре года рукопись пролежала мертвым грузом.

«Кысь» появилась на свет 2001 году и еще долгие годы не выходила на сцену. Автор не давал согласия, а режиссеры просто боялись спросить – Толстая известна буйным нравом и не лезет за словом в карман.

«Кысь» ставили только один раз – в учебном театре «На Моховой» в Санкт-Петербурге в 2011 году. Писательница отнеслась к спектаклю скептически, особо не ругала, но и не хвалила. Идея поставить «Кысь» в МТА возникла еще в конце прошлого сезона, весной.

Ольга Старкова,
заведующая литературной частью Молодежного театра Алтая:

Театру нужна современная драматургия. Она интересна, но большей частью черноватая и жестковатая. И грустная. А хотелось хорошего языка и хорошего сюжета, которые бы не иллюстрировали какие-то сиюминутные социальные ситуации, а были бы более общими, глубокими. Так остановились на «Кыси».

По словам Ольги Старковой, переговоры с Татьяной Толстой прошли в благожелательном тоне, театр даже пригласил писательницу приехать на премьеру, правда, пока не получил ответа.

Вот-вот изобретут коромысло

События в «Кыси» происходят в будущем, спустя 200 лет после катастрофы, которая повернула историю вспять, погрузив цивилизацию в языческую эпоху, этакое русское средневековье. Все действие происходит в фантастическом русском городке Федор-Кузьмичске, который прежде был Москвой.

В этом времени, как говорят герои, уже изобретено колесо и недалек тот день, когда они научатся горшки обжигать и изобретут коромысло. Новые люди, родившиеся после взрыва, мутировали умственно и физически. Те, кто жил до апокалипсиса («прежние»), хранят былую культуру.

Главный герой романа, Бенедикт – сын «прежней» женщины Полины Михайловны. Его, как может, воспитывает другой «прежний», друг его матери Никита Иванович. За «душу» главного героя борется и цензор-полицейский Кудеяр Кудеярович. Бенедикт в процессе повествования проходит путь от простого служащего до одного из руководителей города-государства.

«Кысь» – это размышление о том, что может произойти, если будет утрачена духовность, и о том, какими средствами достигаются возвышенные, на первый взгляд, цели. Это мир, где самые хорошие чувства – чуткость, сострадание, справедливость, честность, самопожертвование еще (или уже) недоступны героям.

Сказка кончилась

Одни критики называют роман «Кысь» антиутопией, другие футуристическим эпосом и трагифарсом. Многие усматривают в произведении анекдот. Сама Толстая никакого определения жанра не дает. Создатели спектакля в МТА решили, что это будет сказ.

Марина Шелевер,
режиссер спектакля «Кысь»:

По градусу восприятия это сказка. «На златом крыльце сидели: Царь, царевич, король, королевич, Сапожник, портной. Кто ты будешь такой?». Это вопрос к каждому зрителю. «Кысь» — сказ, в котором зритель будет сначала соглашаться с главным героем, потом ненавидеть его, а в конце жалеть.

История начинается с апокалипсиса и заканчивается, в общем-то, не очень радостными событиями. Но после этого должна начаться новая жизнь. Зритель в конце должен вздохнуть с облегчением: ну, это просто страшная сказка, а вот теперь я буду вести себя по-другому. Но как? Этот вопрос нужно решить.

Гнутый стержень

Утраченная духовность, преемственность поколений, взаимоотношения индивида, общества и власти – это лишь некоторые темы романа Толстой. Множество мыслей и тем в «Кыси» сплетены в тугой клубок. Режиссер волен выбрать одну или несколько, акцентировать на них внимание и представить зрителю.

Марина Шелевер говорит, что для нее важной темой стало взросление человека. Причем, в тот период, когда он уже не ребенок, но и не взрослый, в момент выбора пути.

Марина Шелевер,
режиссер спектакля «Кысь»:

Только образование не может стать гарантом верно выбранной дороги. Никита Иванович постоянно говорит Бенедикту, что нужно читать Пушкина и Канта, но это просто слова. А воспитать можно только совместными делами и личным примером. Мне было очень интересно анализировать, что произошло с главным героем. Он ведь стремится к прекрасному, но попадает в своеобразное окружение, и его внутренний нравственный стержень страшно деформируется.

Есть, чем удивить

Инсценировка получилась «деликатная». Ее делал новосибирец Евгений Арзамасцев. Конечно, роман пришлось изрядно купировать и уложить в два часа сценического времени, но все смысловые акценты сохранили.

К «производству» приступили с середины сентября, потом пришлось сделать перерыв на Золотухинский фестиваль, так что, можно сказать, «Кысь» будет рекордсменом театра по скорости постановки. Кроме того, он будет и одним из самых многолюдных: из 35 артистов в постановке заняты 24 человека.

За пластику в спектакле отвечает хореограф-постановщик Василий Лукьяненко, известный еще и как каскадер, потому в «выразительных средствах» недостатка не будет.

Визуализацию «Кыси» делает художник Ольга Смагина, которая создала сказочно-фэнтезийный мир русской деревни. «Специальных украшательств» не будет, но спектаклю есть чем удивить зрителя.

На вопрос «о чем этот спектакль», по мнению Марины Шелевер, должны ответить сами зрители. В любом случае режиссеру хотелось бы, чтобы, выйдя из театра, они освоили роман самостоятельно. «Это надо прочитать глазами, ногами по сцене всего не вытопчешь», – говорит режиссер.

Премьера спектакля «Кысь» пройдет в канун 60-летнего юбилея МТА, в свой день рождения театр решил сделать подарок зрителям.

Надежда Тиунова

Источник: «Алтапресс»

Новости

22.02.2021

Режим работы кассы в праздничные дни

20.02.2021

«Вести – Алтай»: режиссёр из Санкт-Петербурга рассказал, почему нужно идти в МТА

19.02.2021

«Катунь 24»: Максим Соколов о премьере спектакля «Мария Стюарт»

18.02.2021

«Маяк в Барнауле»: в Молодёжном театре Алтая весну открывают трагедией

08.02.2021

Встреча с режиссёром Максимом Соколовым состоялась в Молодёжном театре Алтая

05.02.2021

Заслуженный артист России Валерий Лагутин 40 лет на сцене МТА

03.02.2021

Вечер памяти артиста Юрия Виноградова прошёл в Молодёжном театре Алтая

Режим работы кассы в праздничные дни

Дорогие зрители! 22 и 23 февраля касса Молодёжного театра Алтая им. В.С. Золотухина открыта с 10:00 до 18:00. С 24 февраля режим работы будет прежним: в будние дни с 10:00 до 19:00, в выходные – с 10:00 до 18:00. Пожалуйста, учитывайте эти данные при планировании.

«Вести – Алтай»: режиссёр из Санкт-Петербурга рассказал, почему нужно идти в МТА

Главной премьерой весны в Молодёжном театре Алтая называют трагедию Фридриха Шиллера «Мария Стюарт». За постановку взялся питерский режиссёр Максим Соколов. Он известен алтайской публике по спектаклям МТА Wonder boy и «Бойцовский клуб». О чём будет новый спектакль Максим Соколов рассказал «Вестям» в специальном интервью.

Источник: «Вести – Алтай»

смотреть видео

«Катунь 24»: Максим Соколов о премьере спектакля «Мария Стюарт»

5 и 6 марта в Молодежном театре Алтая состоится премьера спектакля «Мария Стюарт». Готовит постановку российский театральный режиссёр из Санкт-Петербурга Максим Соколов. В студии программы «Интервью дня» режиссер рассказал, чем артисты будут удивлять зрителей.

Источник: «Катунь 24»

смотреть видео

«Маяк в Барнауле»: в Молодёжном театре Алтая весну открывают трагедией

В Молодежном театре Алтая идет работа над спектаклем по трагедии Фридриха Шиллера «Мария Стюарт». Режиссер постановки – питерский режиссер Максим Соколов. Премьера состоится 5 и 6 марта.

В основу трагедии Фридриха Шиллера «Мария Стюарт» легла история о противостоянии королевы Шотландии Марии Стюарт и королевы Англии Елизаветы Тюдор, закончившемся казнью королевы Марии. Особенностью постановки Молодёжного театра стало сочетание нескольких жанров – оперы, документального и поэтического нарратива. В спектакль вошли несколько сонетов Иосифа Бродского к Марии Стюарт. Постановка по своим масштабам сравнима с античной трагедией. Передать этот размах режиссер решил с помощью синтеза музыки, сценического действия и слова.

Гости студии «Маяка»: Ирина Лысковец, директор Молодежного театра Алтая, и режиссер Максим Соколов.

Источник: «Маяк в Барнауле»

слушать

Встреча с режиссёром Максимом Соколовым состоялась в Молодёжном театре Алтая

В Молодёжном театре Алтая 5 февраля, после показа глитча Wonder boy, состоялась встреча зрителей с режиссёром спектакля Максимом Соколовым. Спектакль увидел свет в 2018 году, но интерес зрителей к нему сохранился по сей день.

На встрече зрители высказывали своё мнение о том, что увидели на сцене, спрашивали Максима Соколова, как шла работа над спектаклем, задавали вопросы о декорациях, реквизите и костюмах. Много вопросов задавали артистам. К примеру, насколько сложно играть роль, когда зрители не видят твоей мимики, как перед показом вживаются в образы современных подростков и так далее. Зрители интересовались, насколько Wonder boy, спектакль о мальчике с генетическим заболеванием, изменил жизнь каждого, кто участвовал в создании постановки. Во время встречи успели обсудить жестокость современного общества, и проблемы, с которыми сталкиваются люди с ограниченными возможностями здоровья.

Традиция живого общения режиссёра со зрителями будет продолжена 18 февраля. Сразу после показа пластической драмы «Бойцовский клуб» Максим Соколов снова ответит на все вопросы. Билеты в кассе театра, её телефон: 503-503.

смотреть фото

Заслуженный артист России Валерий Лагутин 40 лет на сцене МТА

9 февраля ведущий мастер сцены Молодёжного театра Алтая Валерий Лагутин отметит 40-летие творческой деятельности. Именно в этот день в 1981 году Валерия Николаевича приняли в труппу.

Валерий Лагутин с детства занимался в цирковой студии при Доме культуры котельщиков. Позже получил профильное образование в Алтайском государственном институте культуры – выпустился в 1981 году и тогда же пришёл в театр. С тех пор артист востребован у режиссёров. Потому что Валерию Николаевичу подвластны любые роли – он с высочайшей ответственностью выходит на сцену как в сказках для детей, так и в вечернем репертуаре для взрослых зрителей. В 2014 году Валерию Лагутину присвоено почётное звание «Заслуженный артист Российской Федерации».

Валерий Николаевич сыграл множество ярких ролей, среди которых Билл («Вождь краснокожих» О. Генри), Гаев («Вишнёвый сад» А. Чехова), Тесей («Федра и Ипполит» Ж. Расина), Приказчик («Старосветские помещики» Н. Гоголя), Скалозуб («Горе от ума» А. Грибоедова), Порфирий Петрович («Преступление и наказание» Ф. Достоевского), Петрович («Шинель» Н. Гоголя), Ной («У ковчега в восемь» У. Хуба), Лётчик («Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери), Василий Ипполитович («В поисках радости» В. Розова) и другие. С Валерием Золотухиным играл совместные роли Луки («На дне» М. Горького) и Городничего («Ревизор» Н. Гоголя).

Валерий Лагутин – единственный в Алтайском крае артист, который принимал участие в боевых действиях в «горячей» точке. В трудовой книжке за 4 мая 1984 года есть запись: «Уволен в связи с уходом в ряды Советской армии». После Афганистана артист вернулся в театр. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 декабря 1988 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные при выполнении интернационального долга в Республике Афганистан, Валерию Лагутину вручили Грамоту. Также у него есть медали, среди которых – «Воину-интернационалисту от благодарного афганского народа».

Увидеть Валерия Николаевича на сцене Молодёжного театра Алтая можно 6 февраля – он сыграет роль Швейцара в драме «Алексей Каренин» Василия Сигарева.

смотреть фото

Вечер памяти артиста Юрия Виноградова прошёл в Молодёжном театре Алтая

2 февраля в Молодёжном театре Алтая состоялся вечер памяти артиста Юрия Виноградова. На нём собрались друзья, коллеги и студенты Юрия Александровича. Вечер памяти назвали «Любимые сказки Юрочки». Артисты театра прочитали малоизвестные произведения Ганса Христиана Андерсена «Бузинная матушка», «Ёлка» и «Немая книга» под музыкальное оформление заслуженного деятеля искусств России, органиста Сергея Будкеева. Коллеги по сцене рассказали, каким удивительно чутким и внимательным был Юрий Виноградов, а студенты вспоминали, что его лекции были лучшими.

Юрий Александрович родился 17 апреля 1951 года в семье заслуженных артистов России Лидии Римшевич и Александра Виноградова, работавших в ТЮЗе. Детские годы мальчика прошли в театре, что повлияло на его выбор профессии. Юрий Виноградов окончил Барнаульское музыкальное училище по классу фортепиано, Новосибирское театральное училище по специальности «Актёр драматического театра». Много лет служил в театре. Последней ролью в Молодёжном театре Алтая для Юрия Александровича стала роль Хлопова в комедии «Ревизор».

Юрий Виноградов проявил себя в разных видах искусств. Он окончил Алтайский государственный университет, преподавал на факультете искусствоведения, читал лекции по истории Древнего Египта, его перу принадлежит монография о художнице Илзе Рудзите, книги по истории Древнего Египта.

2 февраля 2017 года после тяжёлой продолжительной болезни артист, педагог и верный друг скончался. С тех пор эта дата для коллектива МТА особенная.

Афиша
Новости
Соцсети