«Алтапресс»: в Барнауле впервые в России на большой сцене покажут спектакль «Кысь» по роману Татьяны Толстой

21 и 22 ноября в Молодежном театре Алтая покажут спектакль «Кысь» по роману Татьяны Толстой. Это будет интересное антропологическое исследование в форме страшной и смешной сказки для детей 16+.

Сложная постановка

Татьяна Толстая не раз говорила о том, как ей не нравится, что ее произведения «подвергают» инсценировке. Она писала роман 14 лет, с 1986 по 2000 год. Из них четыре года рукопись пролежала мертвым грузом.

«Кысь» появилась на свет 2001 году и еще долгие годы не выходила на сцену. Автор не давал согласия, а режиссеры просто боялись спросить – Толстая известна буйным нравом и не лезет за словом в карман.

«Кысь» ставили только один раз – в учебном театре «На Моховой» в Санкт-Петербурге в 2011 году. Писательница отнеслась к спектаклю скептически, особо не ругала, но и не хвалила. Идея поставить «Кысь» в МТА возникла еще в конце прошлого сезона, весной.

Ольга Старкова,
заведующая литературной частью Молодежного театра Алтая:

Театру нужна современная драматургия. Она интересна, но большей частью черноватая и жестковатая. И грустная. А хотелось хорошего языка и хорошего сюжета, которые бы не иллюстрировали какие-то сиюминутные социальные ситуации, а были бы более общими, глубокими. Так остановились на «Кыси».

По словам Ольги Старковой, переговоры с Татьяной Толстой прошли в благожелательном тоне, театр даже пригласил писательницу приехать на премьеру, правда, пока не получил ответа.

Вот-вот изобретут коромысло

События в «Кыси» происходят в будущем, спустя 200 лет после катастрофы, которая повернула историю вспять, погрузив цивилизацию в языческую эпоху, этакое русское средневековье. Все действие происходит в фантастическом русском городке Федор-Кузьмичске, который прежде был Москвой.

В этом времени, как говорят герои, уже изобретено колесо и недалек тот день, когда они научатся горшки обжигать и изобретут коромысло. Новые люди, родившиеся после взрыва, мутировали умственно и физически. Те, кто жил до апокалипсиса («прежние»), хранят былую культуру.

Главный герой романа, Бенедикт – сын «прежней» женщины Полины Михайловны. Его, как может, воспитывает другой «прежний», друг его матери Никита Иванович. За «душу» главного героя борется и цензор-полицейский Кудеяр Кудеярович. Бенедикт в процессе повествования проходит путь от простого служащего до одного из руководителей города-государства.

«Кысь» – это размышление о том, что может произойти, если будет утрачена духовность, и о том, какими средствами достигаются возвышенные, на первый взгляд, цели. Это мир, где самые хорошие чувства – чуткость, сострадание, справедливость, честность, самопожертвование еще (или уже) недоступны героям.

Сказка кончилась

Одни критики называют роман «Кысь» антиутопией, другие футуристическим эпосом и трагифарсом. Многие усматривают в произведении анекдот. Сама Толстая никакого определения жанра не дает. Создатели спектакля в МТА решили, что это будет сказ.

Марина Шелевер,
режиссер спектакля «Кысь»:

По градусу восприятия это сказка. «На златом крыльце сидели: Царь, царевич, король, королевич, Сапожник, портной. Кто ты будешь такой?». Это вопрос к каждому зрителю. «Кысь» — сказ, в котором зритель будет сначала соглашаться с главным героем, потом ненавидеть его, а в конце жалеть.

История начинается с апокалипсиса и заканчивается, в общем-то, не очень радостными событиями. Но после этого должна начаться новая жизнь. Зритель в конце должен вздохнуть с облегчением: ну, это просто страшная сказка, а вот теперь я буду вести себя по-другому. Но как? Этот вопрос нужно решить.

Гнутый стержень

Утраченная духовность, преемственность поколений, взаимоотношения индивида, общества и власти – это лишь некоторые темы романа Толстой. Множество мыслей и тем в «Кыси» сплетены в тугой клубок. Режиссер волен выбрать одну или несколько, акцентировать на них внимание и представить зрителю.

Марина Шелевер говорит, что для нее важной темой стало взросление человека. Причем, в тот период, когда он уже не ребенок, но и не взрослый, в момент выбора пути.

Марина Шелевер,
режиссер спектакля «Кысь»:

Только образование не может стать гарантом верно выбранной дороги. Никита Иванович постоянно говорит Бенедикту, что нужно читать Пушкина и Канта, но это просто слова. А воспитать можно только совместными делами и личным примером. Мне было очень интересно анализировать, что произошло с главным героем. Он ведь стремится к прекрасному, но попадает в своеобразное окружение, и его внутренний нравственный стержень страшно деформируется.

Есть, чем удивить

Инсценировка получилась «деликатная». Ее делал новосибирец Евгений Арзамасцев. Конечно, роман пришлось изрядно купировать и уложить в два часа сценического времени, но все смысловые акценты сохранили.

К «производству» приступили с середины сентября, потом пришлось сделать перерыв на Золотухинский фестиваль, так что, можно сказать, «Кысь» будет рекордсменом театра по скорости постановки. Кроме того, он будет и одним из самых многолюдных: из 35 артистов в постановке заняты 24 человека.

За пластику в спектакле отвечает хореограф-постановщик Василий Лукьяненко, известный еще и как каскадер, потому в «выразительных средствах» недостатка не будет.

Визуализацию «Кыси» делает художник Ольга Смагина, которая создала сказочно-фэнтезийный мир русской деревни. «Специальных украшательств» не будет, но спектаклю есть чем удивить зрителя.

На вопрос «о чем этот спектакль», по мнению Марины Шелевер, должны ответить сами зрители. В любом случае режиссеру хотелось бы, чтобы, выйдя из театра, они освоили роман самостоятельно. «Это надо прочитать глазами, ногами по сцене всего не вытопчешь», – говорит режиссер.

Премьера спектакля «Кысь» пройдет в канун 60-летнего юбилея МТА, в свой день рождения театр решил сделать подарок зрителям.

Надежда Тиунова

Источник: «Алтапресс»

Новости

18.10.2021

Артист МТА Александр Коцубенко стал лауреатом Губернаторской премии имени Валерия Золотухина

«Вечерний Барнаул»: Молодёжный театр Алтая поставит Януша Корчака

17.10.2021

Лучшие папы МТА: Валерий Лагутин

Лучшие папы МТА: Виктор Синицин

16.10.2021

Лучшие папы МТА: Виталий Прозоров

Лучшие папы МТА: Александр Чумаков

15.10.2021

Лучшие папы МТА: Анатолий Кошкарёв

Артист МТА Александр Коцубенко стал лауреатом Губернаторской премии имени Валерия Золотухина

В Алтайском крае стали известны имена лауреатов Губернаторской премии имени Валерия Золотухина в области театрального искусства. В 2021 году в соответствии с распоряжением главы региона и на основании решения комиссии премии удостоены: артист-вокалист Алтайского государственного музыкального театра Мария Евтеева, артист Алтайского государственного театра для детей и молодёжи им. B.C. Золотухина Александр Коцубенко, артист (кукловод) театра кукол «Сказка» Александр Сизиков и артист Бийского городского драматического театра Артём Фоменко. По традиции престижную премию присудили трём студентам Алтайского государственного института культуры: Валерии Бородкиной, Юлии Пономаренко и Сергею Мячину.

Александр Коцубенко окончил Алтайскую государственную академию культуры и искусств в 2013 году (второй целевой актёрский курс под кураторством народного артиста РФ Валерия Золотухина, руководитель курса – доцент кафедры режиссуры АлтГАКИ Геннадий Старков). Один творческий сезон отработал в Алтайском краевом театре драмы им. В.М. Шукшина, в 2014 году перешёл в Молодёжный театр Алтая. За это время исполнил более 30 ролей как в детских сказках, так и в спектаклях для взрослых зрителей.

Сейчас артист занял в репетициях спектакля «Крахмальная, 92» по повести Януша Корчака «Когда я снова стану маленьким». Премьерные показы состоятся 12, 13 и 14 ноября. Телефон кассы театра: 503-503.

Справка

Губернаторскую премию имени Валерия Золотухина в области театрального искусства учредили в регионе в 2014 году. Это одна из форм государственной поддержки молодых актёров, режиссёров, сценаристов театров Алтайского края, студентов театральных курсов. Ежегодно премию в размере 50 тысяч рублей присуждают четырём молодым театральным деятелям и трём студентам – по 15 тысяч рублей.

«Вечерний Барнаул»: Молодёжный театр Алтая поставит Януша Корчака

В ноябре на камерной сцене Молодёжном театре Алтая представят постановку «Крахмальная, 92» по повести «Когда я снова стану маленьким». Жанр обозначен как «урок (мне) взрослому».

В повести-фантазии Корчак снова оказывается мальчишкой, и благодаря помощи доброго гнома предлагает читателям посмотреть на детскую жизнь взрослыми глазами. Вы просыпаетесь и понимаете, что снова стали ребёнком, не потеряв прежнего опыта и знаний. Но в жизни ребёнка, оказывается, есть не только беззаботное счастье, но и переживания, страхи и тревоги. Осознав, как иногда трудно быть ребёнком, легче понять своих детей.

«Боюсь. Неприятно бояться. Если бы я был взрослый, я бы не боялся. Никто бы примеров у меня не списывал», – писал Януш Корчак.

«У меня уже есть часы, усы, письменный стол с выдвижными ящиками – всё как у взрослых. И я в самом деле учитель. И мне нехорошо… Знал бы, ни за что бы не хотел стать взрослым. Ребёнку во сто раз лучше. Взрослые – несчастные. Неправда, будто они делают что хотят. Нам ещё меньше разрешено, чем детям», – ещё одна говорящая цитата из книги.

Единственный способ хотя бы ненадолго снова стать маленьким – просто вспоминать, что с тобой происходило много лет назад. «Крахмальная, 92» – история о воспоминаниях детства, о большом мире маленьких людей, о первой любви, о детской правде во взрослом мире.

Режиссёр спектакля – Бениамин Коц. Он уже известен зрителям театра по волшебной трагедии по пьесе Керен Климовски «Мой папа – Питер Пэн», получившей Гран-при IV Всероссийского молодёжного театрального фестиваля им. В.С. Золотухина. Режиссёр продолжает исследовать мир детства глазами взрослого. Билеты на премьеру уже в продаже. Телефон кассы театра: 50-35-03.

Премьерные показы нового спектакля пройдут 12, 13 и 14 ноября на камерной сцене.

Януш Корчак – врач, писатель, педагог, основатель «Дома сирот», не бросил своих воспитанников даже в газовой камере. Он доказал, что его слова о любви к детям – не пустой звук. Его книги – мудрые, философские, заставляющие родителей задуматься.

Лучшие книги Янушка Корчака

«Как любить ребёнка». Книга пронзительная, философская и сентиментальная. Ребёнок у Корчака не понят, одинок, чужд миру взрослых.

«Несерьёзная педагогика». Книга составлена из цикла одноимённых бесед по польскому радио. В ней можно познакомиться с добрым и мудрым писателем. Он, ироничный и чуткий, будто бы оживает перед глазами, о серьёзном Корчак говорит с мудрой и понимающей улыбкой. В книге вы найдёте живые зарисовки и практические советы.

«Право ребёнка на уважение». Манифест, в котором Корчак призывает уважать личность ребёнка. Он разбирает такие аспекты, как уважение к потребности ребёнка в деньгах, незнание, право на познание.

«Лето в Михалувке». Еврейских мальчишек из бедных кварталов отправляют на лето в деревню с воспитателями из «Общества летних колоний». О жизни лагеря и рассказывает Корчак. Потрясающие зарисовки о детях, впервые в жизни увидевших бабочек и жеребёнка.

Татьяна Латышева

Источник: «Вечерний Барнаул»

Лучшие папы МТА: Валерий Лагутин

Валерий Лагутин – заслуженный артист России. В Молодёжном театре Алтая он проявляет себя как профессионал, серьёзно относящийся к своей работе. Валерий Николаевич – ведущий мастер сцены, чуткий учитель, надёжный партнёр. Если даже неожиданно заглянете в гримёрку, то обязательно обнаружите его с пьесой в руках, работающим над своей ролью. С высочайшей ответственностью артист выходит на сцену как в сказках для детей, так и в спектаклях для взрослых зрителей – исключений нет.

Сын Валерия Лагутина Николай рассказывает, что с самого детства папа давал только дельные советы, начиная с того, как правильно держать в руках молоток, заканчивая тем, что всегда надо быть честным с людьми, ответственным за свои поступки. «Навсегда запомнил, как папа, провожая в армию, объяснял мне, как там всё устроено. Не прислушаться не мог – он единственный в Алтайском крае артист, который принимал участие в боевых действиях в «горячей» точке. Его советы очень помогли», – говорит Николай.

По словам сына, Валерий Лагутин только кажется чрезмерно серьёзным. На самом деле артист – семейный человек, очень общительный, понимающий. И он с большим удовольствием проводит время в кругу родных.

Лучшие папы МТА: Виктор Синицин

Ведущий мастер сцены Молодёжного театра Алтая Виктор Синицин с женой – артисткой Татьяной Синициной – воспитали двоих сыновей. Папу они характеризуют как заботливого, внимательного, волевого, сильного и вдумчивого человека. «Мы с братом старались все проблемы решать сами, родителей не втягивать. Если вдруг папа узнавал, что у нас что-то не так, – предлагал помощь, принимал участие в их решении. Он всегда для нас был авторитетом, надёжным человеком. За всю жизнь ни разу не было случая, чтобы я с ним поругался. Никогда не было каких-то разногласий или недопонимания», – рассказывает Семён, младший сын.

Дети для Виктора Александровича – главное. Для них он никогда не жалел любви, внимания и заботы. Даже сейчас, когда сыновья выросли, артист занимается воспитанием – на любом семейном празднике он в центре внимания малышей. С удовольствием играет с ними, рассказывает истории, читает. «Воспитание – сильнейшая сторона папы, – добавляет Александр, старший сын. – Хорошо помню случаи из детства, когда психовал, злился, был чем-то недоволен. Он умело подбирал слова, после которых я успокаивался, понимал, что веду себя неправильно, нервничаю из-за пустяка».

Одно из увлечений Виктора Александровича – велосипед, артист признаёт только этот вид транспорта. Он научил кататься на нём и детей. Доброй традицией у Синициных стали поездки на долгие расстояния. «С велосипедом у меня связано очень яркое воспоминание из детства, – говорит Семён. – Было дождливо и холодно. Мы с папой куда-то ехали на одном велосипеде – я был на сиденье, приделанном к раме. Наши руки были на руле, и мы по очереди друг другу их грели».

Лучшие папы МТА: Виталий Прозоров

В труппе МТА есть молодой отец Виталий Прозоров. Его сыну Данилу всего три года, поэтому малыш рассказать о папе пока не может. Зато может жена артиста Алиса.

Она говорит, что муж проявил себя как заботливый папа. С рождения ребёнка Виталий всегда был рядом, переживал из-за коликов, температуры, насморка. Он с удовольствием носит малыша на руках, моет, балует новыми игрушками. Чаще именно папа гуляет с сыном. Алиса в дела мужчин не лезет: «Они на своей волне. В этих развлечениях – побить крапиву палкой, побросать камешки в яму, попрыгать в луже – я не сильна. А кто как не папа должен обучить мальчика этим важным делам?».

С появлением сына Виталий Прозоров изменился – повзрослел, стал более серьёзным, решительным, поменял приоритеты. Всё свободное от работы время он проводит с семьёй. Несвободное – тоже: впервые в Молодёжном театре Алтая Данил побывал, когда ему было всего три месяца.

Лучшие папы МТА: Александр Чумаков

Ещё один гордый отец труппы МТА – Александр Чумаков. Вместе с супругой – артисткой Галиной Чумаковой – они смогли воспитать детей так, что эту семью можно назвать одной из самых дружных.

Дочь Ангелина говорит, что её папа умный, прозорливый и внимательный. «Люблю, когда он танцует. У меня огромное количество видео, где папа балдеет под самую разную музыку. Если настроение совпадает – присоединяюсь. И в такие моменты понимаю, что это самая клёвая тусовка», – рассказывает она.

Артист всегда в хорошем расположении духа. И даже если это не так, он никогда не даст виду, будет по-прежнему шутить, рассказывать невероятные истории, поднимать настроение окружающих.

Ангелина добавляет: «Из детства помню, что папа вставал рано, спускал воду из крана, чтобы мы могли умываться тёплой водой, когда просыпались. Сейчас я выросла, уехала в другой город на учёбу, но до настоящего времени он продолжает опекать меня – звонит и спрашивает: «Ты хорошо ешь?». В общем, папа – невероятно заботливый человек. Это проявляется во всём и ко всем».

Лучшие папы МТА: Анатолий Кошкарёв

17 октября в России впервые будут праздновать День отца. Мы решили пристально посмотреть на артистов Молодёжного театра Алтая, а потом спросить у их детей, как мастерам сцены даётся роль папы.

Анатолий Кошкарёв в труппе театра с 1988 года. За это время перевоплотился, кажется, во всех. А дома он проявляет себя с неожиданной стороны. Сын артиста Данил говорит, что папа – настоящий технарь. Он легко может починить любое оборудование, вышедшее из строя. Эти умения органично уживаются с его творческим отношением к жизни.

Анатолий Иванович всегда много времени проводил на работе, но прикладывал все усилия, чтобы детство Данила было счастливым. «Он, конечно, пользовался служебным положением. Помню, что на День рождения, Новый год и другие праздники всегда приходили его коллеги в костюмах клоунов, зверей, сказочных персонажей, поздравляли меня. А однажды папа устроил сюрприз, который я запомнил навсегда: принёс домой крысу! Это был самый лучший подарок. Правда, мама сначала не оценила», – вспоминает сын.

Годы прошли. Теперь Данил студент, мама вышла на работу, папа по-прежнему много времени проводит в театре. Он стал более спокойным, степенным, не обошлось без появления седины. И семья Кошкарёвых старается как можно больше времени проводить вместе.

Афиша
Новости
Соцсети