«Алтапресс»: в Барнауле впервые в России на большой сцене покажут спектакль «Кысь» по роману Татьяны Толстой

21 и 22 ноября в Молодежном театре Алтая покажут спектакль «Кысь» по роману Татьяны Толстой. Это будет интересное антропологическое исследование в форме страшной и смешной сказки для детей 16+.

Сложная постановка

Татьяна Толстая не раз говорила о том, как ей не нравится, что ее произведения «подвергают» инсценировке. Она писала роман 14 лет, с 1986 по 2000 год. Из них четыре года рукопись пролежала мертвым грузом.

«Кысь» появилась на свет 2001 году и еще долгие годы не выходила на сцену. Автор не давал согласия, а режиссеры просто боялись спросить – Толстая известна буйным нравом и не лезет за словом в карман.

«Кысь» ставили только один раз – в учебном театре «На Моховой» в Санкт-Петербурге в 2011 году. Писательница отнеслась к спектаклю скептически, особо не ругала, но и не хвалила. Идея поставить «Кысь» в МТА возникла еще в конце прошлого сезона, весной.

Ольга Старкова,
заведующая литературной частью Молодежного театра Алтая:

Театру нужна современная драматургия. Она интересна, но большей частью черноватая и жестковатая. И грустная. А хотелось хорошего языка и хорошего сюжета, которые бы не иллюстрировали какие-то сиюминутные социальные ситуации, а были бы более общими, глубокими. Так остановились на «Кыси».

По словам Ольги Старковой, переговоры с Татьяной Толстой прошли в благожелательном тоне, театр даже пригласил писательницу приехать на премьеру, правда, пока не получил ответа.

Вот-вот изобретут коромысло

События в «Кыси» происходят в будущем, спустя 200 лет после катастрофы, которая повернула историю вспять, погрузив цивилизацию в языческую эпоху, этакое русское средневековье. Все действие происходит в фантастическом русском городке Федор-Кузьмичске, который прежде был Москвой.

В этом времени, как говорят герои, уже изобретено колесо и недалек тот день, когда они научатся горшки обжигать и изобретут коромысло. Новые люди, родившиеся после взрыва, мутировали умственно и физически. Те, кто жил до апокалипсиса («прежние»), хранят былую культуру.

Главный герой романа, Бенедикт – сын «прежней» женщины Полины Михайловны. Его, как может, воспитывает другой «прежний», друг его матери Никита Иванович. За «душу» главного героя борется и цензор-полицейский Кудеяр Кудеярович. Бенедикт в процессе повествования проходит путь от простого служащего до одного из руководителей города-государства.

«Кысь» – это размышление о том, что может произойти, если будет утрачена духовность, и о том, какими средствами достигаются возвышенные, на первый взгляд, цели. Это мир, где самые хорошие чувства – чуткость, сострадание, справедливость, честность, самопожертвование еще (или уже) недоступны героям.

Сказка кончилась

Одни критики называют роман «Кысь» антиутопией, другие футуристическим эпосом и трагифарсом. Многие усматривают в произведении анекдот. Сама Толстая никакого определения жанра не дает. Создатели спектакля в МТА решили, что это будет сказ.

Марина Шелевер,
режиссер спектакля «Кысь»:

По градусу восприятия это сказка. «На златом крыльце сидели: Царь, царевич, король, королевич, Сапожник, портной. Кто ты будешь такой?». Это вопрос к каждому зрителю. «Кысь» — сказ, в котором зритель будет сначала соглашаться с главным героем, потом ненавидеть его, а в конце жалеть.

История начинается с апокалипсиса и заканчивается, в общем-то, не очень радостными событиями. Но после этого должна начаться новая жизнь. Зритель в конце должен вздохнуть с облегчением: ну, это просто страшная сказка, а вот теперь я буду вести себя по-другому. Но как? Этот вопрос нужно решить.

Гнутый стержень

Утраченная духовность, преемственность поколений, взаимоотношения индивида, общества и власти – это лишь некоторые темы романа Толстой. Множество мыслей и тем в «Кыси» сплетены в тугой клубок. Режиссер волен выбрать одну или несколько, акцентировать на них внимание и представить зрителю.

Марина Шелевер говорит, что для нее важной темой стало взросление человека. Причем, в тот период, когда он уже не ребенок, но и не взрослый, в момент выбора пути.

Марина Шелевер,
режиссер спектакля «Кысь»:

Только образование не может стать гарантом верно выбранной дороги. Никита Иванович постоянно говорит Бенедикту, что нужно читать Пушкина и Канта, но это просто слова. А воспитать можно только совместными делами и личным примером. Мне было очень интересно анализировать, что произошло с главным героем. Он ведь стремится к прекрасному, но попадает в своеобразное окружение, и его внутренний нравственный стержень страшно деформируется.

Есть, чем удивить

Инсценировка получилась «деликатная». Ее делал новосибирец Евгений Арзамасцев. Конечно, роман пришлось изрядно купировать и уложить в два часа сценического времени, но все смысловые акценты сохранили.

К «производству» приступили с середины сентября, потом пришлось сделать перерыв на Золотухинский фестиваль, так что, можно сказать, «Кысь» будет рекордсменом театра по скорости постановки. Кроме того, он будет и одним из самых многолюдных: из 35 артистов в постановке заняты 24 человека.

За пластику в спектакле отвечает хореограф-постановщик Василий Лукьяненко, известный еще и как каскадер, потому в «выразительных средствах» недостатка не будет.

Визуализацию «Кыси» делает художник Ольга Смагина, которая создала сказочно-фэнтезийный мир русской деревни. «Специальных украшательств» не будет, но спектаклю есть чем удивить зрителя.

На вопрос «о чем этот спектакль», по мнению Марины Шелевер, должны ответить сами зрители. В любом случае режиссеру хотелось бы, чтобы, выйдя из театра, они освоили роман самостоятельно. «Это надо прочитать глазами, ногами по сцене всего не вытопчешь», – говорит режиссер.

Премьера спектакля «Кысь» пройдет в канун 60-летнего юбилея МТА, в свой день рождения театр решил сделать подарок зрителям.

Надежда Тиунова

Источник: «Алтапресс»

Новости

14.09.2024

«Алтайская правда»: в Молодёжном театре Алтая показали спектакль «Фабрика по изготовлению вундеркиндов»

13.09.2024

«Вечерний Барнаул»: в плену у таланта – в Молодёжном театре Алтая состоялась премьера спектакля «Фабрика по изготовлению вундеркиндов»

Ирина Лысковец участвует в Санкт-Петербургском международном форуме объединённых культур

11.09.2024

«Алтапресс»: «Что это за жизнь – без пианины?» – в МТА поставили спектакль-триггер для всех, кто ходил в музыкалку или избежал этого

«Комсомольская правда – Барнаул»: в Молодёжном театре Алтая пройдёт премьерный показ «Фабрики по изготовлению вундеркиндов»

«Алтайская правда»: спектакль о тяготах большого таланта поставили в Молодёжном театре Алтая

10.09.2024

«Маяк в Барнауле»: каким будет новый сезон Молодёжного театра Алтая?

«Алтайская правда»: в Молодёжном театре Алтая показали спектакль «Фабрика по изготовлению вундеркиндов»

На малой сцене Молодёжного театра Алтая прошла премьера спектакля «Фабрика по изготовлению вундеркиндов» – о большом таланте и неожиданных сложностях самоопределения.

В его основе – автобиографичная пьеса драматурга Анны Морозовой (главную героиню даже зовут Аней), а режиссер Екатерина Корабельник специализируется на спектаклях для подростков. Результат со всей очевидностью предназначен для семейного просмотра с детьми 12+. После него точно будет что обсудить.

Точка невозврата

Абсолютный музыкальный слух у главной героини обнаружился еще в 4 года, и на семейных праздниках это был главный аттракцион: дедушка брал ноту на баяне, а Анечка безошибочно угадывала: ре или ля. Да что там баян – она даже в мяуканье кота узнает соль-диез. Об этом нам рассказывает сама Анечка (актриса Дарья Алаева), сидя в окружении восторженных мамы, бабушки, дедушки и простодушной тети Люси.

Обнаружился талант, конечно, неслучайно. Мама (ее играет Юлия Юрьева) преподает фортепиано в музыкальной школе и, когда однажды взяла дочь на работу, впечатлительная девочка нашла там сразу трех воображаемых друзей в лице Моцарта, Паганини и Рахманинова (их играют Александр Шкуратов, Роман Чистяков и Виталий Прозоров). А еще захотела стать великой пианисткой и выступать с оркестром. И тогда семья решает отдать Аню в спецшколу-интернат для одаренных детей, ради чего они вдвоем с мамой переезжают из Бийска в Новосибирск.

Там всем заправляют некие Инженеры (Дмитрий Борисов и Александр Пальшин), формирующие из ребенка гения. Но выясняется, что стать по-настоящему великим музыкантом можно, только если заниматься за инструментом по шесть часов в день. Да еще и наставницей девочки становится ну очень заслуженная учительница (Наталья Сляднева), которая выходит на сцену с гигантской накладной ручищей пурпурного цвета, немножко мучает Анины пальчики и совсем никогда не хвалит. Главная героиня поначалу старается изо всех сил, правда вскоре начинает сомневаться в своем выборе. Но что делать, если мама ради ее будущего «всем пожертвовала»?

Если зарыть талант

Историю взросления в МТА разыгрывают как бы в интерьере гостиной – той самой, в которой главная героиня когда-то демонстрировала старшим родственникам свои способности. Главное место на сцене занимает гигантский светлый диван с ручками в виде гипсовых человеческих ушей. За ним экран, на котором то провинциальный ковер с оленем, то портреты композиторов, то нотный стан. От переезда Ани в другой город сцена не меняется, просто диван при необходимости превращается в пианино (на серый фон проецируются клавиши), а еще в нем открываются маленькие дверки, через которые можно попытаться сбежать от тоскливых занятий.

У исполнительницы главной роли Дарьи Алаевой непростая задача: она как бы вспоминает свое детство с позиции взрослого человека, при этом погружается в прошлое и становится то дошкольницей, то трудным подростком. А спектр ее эмоциональных реакций и переживаний передается в том числе пластическими экзерсисами, ходьбой на четвереньках и колесом. К слову, образ ее мамы – такой узнаваемо-тревожной, с нервно выпученными глазами – здесь, конечно, увиден глазами ребенка, который еще не в состоянии оценить приносимую ради его будущего жертву.

Впрочем, легкая клоунада и преувеличенные эмоции не затмевают другое измерение спектакля – очень честный разговор об отношениях родителей и детей, о неоправданных надеждах и напрасных усилиях. О социальных лифтах, которые никуда не едут, и об успехе, который не обязательно ждет достойных. В конце концов, о том, что такое талант – дар или тюрьма – и что будет, если его все же зарыть. Что важнее – порадовать маму, став тем, кем она хочет, или попытаться быть счастливой, но, возможно, как-то по-другому? И могут ли родители стать со своими детьми заодно? (Спойлер: авторы спектакля считают, что да).

Любовь Карпова

Источник: «Алтайская правда»

«Вечерний Барнаул»: в плену у таланта – в Молодёжном театре Алтая состоялась премьера спектакля «Фабрика по изготовлению вундеркиндов»

В постановке поднимается очень важная тема детско-родительских отношений: стоит ли идти до конца в поисках призвания, как в этом мире научиться прислушиваться к себе и возможно ли игнорировать ожидания взрослых?

Заложники дара

Спектакль создан по пьесе новосибирского драматурга Анны Морозовой и является во многом автобиографичным. Будучи родом из музыкальной семьи, автор на себе испытала натиск взрослых, возлагающих надежды на своего ребёнка. А потому вопрос: где заканчивается воля родителей и начинается собственный выбор – будущим драматургом не раз осмысливался.

По сюжету у девочки Ани в четыре года обнаружили врождённый талант – абсолютный музыкальный слух, который стал поводом для родительских амбиций. Ведь в этой семье мама – педагог по фортепиано, дедушка – баянист, папа – дирижёр, а дядя – барабанщик. Все они решили отдать девочку в специальное учреждение, где музыка – вовсе не то, что приносит удовольствие, а то, что двигает к цели: к победам в конкурсах, к успеху, к славе. Желания ребёнка здесь никому не интересны. И если тот не способен соответствовать заданному уровню, его тут же называют неудачником, маргиналом. Ведь спецшкола для одарённых детей – это фабрика, а дети в ней – экспонаты, своего рода заложники собственного дара. «Талант – это достояние общества», «Зарывать свой талант – это грех!» – то и дело раздаётся в стенах заведения. И словно в подтверждение этой мысли – преследующие Аню образы Моцарта, Паганини и Рахманинова, которым, как выяснилось, тоже ради музыки пришлось многим пожертвовать и многое превозмочь. Не случайно в афише к спектаклю МТА обозначен жанр постановки: «Концерт для маленькой девочки и большого фортепиано». Сумеет ли Аня услышать себя в этом потоке возложенных на неё ожиданий?

Игровое пространство

Сегодня «Фабрика по изготовлению вундеркиндов» считается одной из самых приметных пьес для подростков. В 2023 году текст вошёл в шорт-лист «Маленькой Ремарки 12+» и успел заинтересовать самых разных режиссёров. Для постановки этого материала на барнаульской сцене Молодёжный театр Алтая пригласил Екатерину Корабельник – режиссёра, специализирующегося на спектаклях для детей и подростков. В основе её спектаклей всегда истории, заставляющие думать, размышлять о мире. В числе последних работ Екатерины Корабельник: спектакли «Дети ворона» и «Калечина-Малечина» в Центре имени Мейерхольда, а также «Беглецы» в Театре Романа Виктюка – очень важные высказывания, адресованные как подросткам, так и взрослым.

Сам спектакль получился очень живым, музыкальным, образным. В нём огромный трансформирующийся диван, в котором в подлокотники вмонтированы уши – символ обострённого слуха, то и дело превращается в пианино, великие композиторы с портретов выходят в люди, а педагоги спецшколы, обозначенные в тексте как «инженеры», предстают как чёрный и белый ангелы. Сцена предстаёт как игровое пространство, в котором актриса, исполняющая роль Ани, выдаёт невероятные по сложности кульбиты – то встаёт на голову, то делает сальто, то заносит за плечи ногу. Она словно исследует себя, испытывает свои возможности. В итоге эта история заканчивается тем, что благодаря другу Егору и, как ни странно, маме, она осознаёт, что «гораздо важнее быть счастливой, чем первой», и берёт паузу, чтобы понять: чего она на самом деле хочет.

Над визуальным решением постановки работали сценограф Евгения Платонова, художник по свету Екатерина Лабик и автор видеоконтента Александр Секачёв.

В спектакле заняты Дарья Алаева, Юлия Юрьева, Ирина Клишевич, Валерий Лагутин, Дмитрий Борисов, Александр Пальшин, Сергей Нечаев, Евгений Быков, Виталий Прозоров, Роман Чистяков, Александр Шкуратов, Наталья Сляднева.

Наталья Катренко

Источник: «Вечерний Барнаул»

Ирина Лысковец участвует в Санкт-Петербургском международном форуме объединённых культур

Директор МТА Ирина Лысковец принимает участие в X Санкт-Петербургском международном форуме объединённых культур. Он продлится до 14 сентября.

В этом году деловая программа разнообразна. Это панельные дискуссии, лекции и круглые столы о креативных индустриях в сфере культуры, искусственном интеллекте в культуре и национальном суверенитете, культуре доверия в многонациональном обществе, инвестициях в будущих профессионалов в сфере культуры, актуальных вопросах сохранения культурного наследия, литературном наследии, развитии театра для юношества и молодежи в эпоху цифровых технологий и многом-многом другом.

Культурная же программа состоит из выставок живописи, графики, скульптуры, арт-объектов, фотографий и звуковых инсталляций. Участники посещают концерты классической и современной музыки исполнителей из стран БРИКС, концерты звёзд оперы и балета, «Преступление и наказание», спектакль Санкт-Петербургского государственного академического театра балета Бориса Эйфмана. Проходит и Международный цирковой фестиваль «Без границ». Помимо этого, участники побывают на звуковом шоу «Поющие мосты», посвящённом X Санкт-Петербургскому международному форуму объединенных культур.

«Алтапресс»: «Что это за жизнь – без пианины?» – в МТА поставили спектакль-триггер для всех, кто ходил в музыкалку или избежал этого

Не доводилось ли вам играть гаммы? Возможно, это было по полчаса в день или в неделю. Героиня «Фабрики по изготовлению вундеркиндов» ежедневно играла по шесть часов и стала виртуозом в… том, как избегать этих занятий. Почему вам понравится эта уморительная, трагикомическая и гротескная постановка – смотрите в нашем разборе-фоторепортаже.

Жила-была на свете девочка Аня с неизлечимым абсолютным слухом. Заниматься бы ей в спецшколе и радоваться, но… Случилась классическая история о том, как нудные сложные пьески истерли пальцы по костяшки и убили желание талантливого человека заниматься музыкой.

Режиссер Екатерина Корабельник создала спектакль по пьесе Анны Морозовой – с примесью автобиографии драматурга. Она знает, какого учиться в закрытой школе и что это такое – пытаться достичь успеха вне зависимости от своего желания.

Драматург собрала все атрибуты музыкальных школ, а режиссер – гипертрофировал их до состояния карикатуры. Так заслуженный-заслуженный-заслуженный учитель по специальности ходит с внушительной, растянутой годами тренировок ладонью. Она ведь лучшая и должна доставать от 1 до 88 клавиши.

Озорная девочка Аня (Дарья Алаева) тоже старается. Сначала – стать виртуозом. Иначе для чего жить? Потом понизила этот стандарт до «быть лучшей для мамы»: занимаясь ничем, кроме музыки, она и не живет.

Из друзей, кроме изгнанного из школы за четверку скрипача, у нее есть портреты Паганини, Рахманинова и Моцарта, которые оживают силой воображения.

Бесконечные «занятия по шесть часов, а не музыкой» Аню изнуряют. Огромный диван, занимающий всю малую сцену, все время становится огромным пианино (сценограф – Евгения Платонова). И девочка бы все отдала чтобы второе заменить на первое, расти обычным ребенком и смотреть «Сейлор Мун».

Отказаться от занятий – значит стать неблагодарным ребенком матери, которая пашет на трех работах, чтобы развивать талант дочери.

И кому теперь принадлежит этот талант – ребенку или армии учителей? Расширяет ли он свободу творчества или закрепощает? Что в итоге: попытка родителя реализоваться через детей – ранит обоих или вызывает благодарность? Сквозь слезы и смех вместе с героями вы будете продираться к ответам на эти вопросы.

Посмотреть спектакль можно 28 сентября, 9 и 27 октября. Цена билета: 300 рублей. 12+.

Екатерина Карзова

Источник: «Алтапресс»

смотреть фото

«Комсомольская правда – Барнаул»: в Молодёжном театре Алтая пройдёт премьерный показ «Фабрики по изготовлению вундеркиндов»

Молодежный театр Алтая вновь радует премьерой. На этот раз зрителям представят спектакль по одноименной пьесе Анны Морозовой «Фабрика по изготовлению вундеркиндов». Режиссером спектакля стала Екатерина Корабельник.

История про девочку Аню, у которой родители обнаружили «абсолютный музыкальный слух». Ох, какая радость для всей семьи! У девочки талант! Дар! И что с ней такой делать? Ну, конечно же, ехать поступать! И не абы куда, а в спецшколу для гениев. Да-да, и такие существуют.

В начале казалось, что эта ладно скроенная история вовсе не про взрослых. Не про их чаяния и надежды, а про Аню, про ее мечту стать великим музыкантом. Да только, стать гением может лишь тот, кто ставит свою жизнь на кон и отдает все силы на то, чтобы добиться успеха… А как же дар? Дар – это свобода, или все же клетка? Особенно для девочки, чья мечта зародилась лишь потому, что она всюду слышит красоту. И вот стараются взрослые, куют из девочки великую, но кому это в действительности надо?

Спектакль непростой. Несмотря на его легкий юмор, на смех в зале, история Ани дает пищу для размышлений. Прежде всего, взрослым — стоит ли творить из ребенка гения, или все же дать ему возможность плыть по морю этой жизни самому? Да и ответить для себя на вопрос: «А что, собственно такое, этот ваш успех?».

Благодаря визуальной составляющей, зрители смогут ненадолго оказаться в волшебном музыкальном мире Ани. Игра актеров помогает проникнуться историей, а благодаря легкому интерактиву, даже почувствовать себя частью событий.

Отдельно, конечно же, хочется отметить актрису Дарью Алаеву, сыгравшую Аню. В сущности, она центральная фигура всего действа, и актрисе удалось удерживать внимание зрителя. У нее получилось нарисовать на сцене красочный и яркий образ вдумчивой и озорной девчонки.

В сухом остатке – спектакль удался! Премьера состоится 11 и 12 сентября в Молодежном театре Алтая. Стоимость билета: 350 рублей. 12+.

Анна Усик

Источник: «Комсомольская правда – Барнаул»

смотреть фото

«Алтайская правда»: спектакль о тяготах большого таланта поставили в Молодёжном театре Алтая

11 и 12 сентября на малой сцене Молодёжного театра Алтая состоится премьера «Фабрики по изготовлению вундеркиндов».

У девочки Ани еще в четыре года обнаружился абсолютный музыкальный слух, а ее воображаемыми друзьями были Моцарт и Рахманинов. Семья решила отдать ее в специальную школу для одаренных детей. Но там выяснилось, что стать великим музыкантом можно, только если будешь заниматься по шесть часов в день. И Аня задумывается, что для нее талант – дар или тюрьма? И что все-таки важнее – порадовать маму и стать гением или просто быть счастливой?

Автор пьесы Анна Морозова признавалась, что главную героиню не случайно зовут Аней: она сама училась в закрытой школе, и в этой автобиографической истории нашли отражение ее реальные диалоги с педагогами и мамой. Спектакль в Молодежном театре Алтая поставила режиссер Екатерина Корабельник, которая специализируется на историях для подростков. Роли в нем исполняют Дарья Алаева, Юлия Юрьева, Ирина Клишевич, Валерий Лагутин, Наталья Сляднева и другие.

Каким получился спектакль – в репортаже Олега Богданова.

Источник: «Алтайская правда»

смотреть фото

«Маяк в Барнауле»: каким будет новый сезон Молодёжного театра Алтая?

Каким будет новый сезон Молодёжного театра Алтая? Что увидят зрители завтра? С какими новыми актёрами познакомятся? И самое интересное – как видит свою работу новый режиссёр МТА? Каков был путь, что привёл Дарью Догадову на Алтай? Подробности в подкасте! Гости студии – директор Молодёжного театра Алтая им. В. С. Золотухина Ирина Лысковец, и главный режиссёр театра Дарья Догадова.

Источник: «Маяк в Барнауле»

Афиша
Новости
Соцсети