«Алтапресс»: в чём сила, сестра? – в барнаульском театре поставили спектакль с мощным политическим подтекстом

Это было великое противостояние двух умных королев – молодой, красивой, амбициозной Марии и некрасивой, девственной Елизаветы. Их схватка будоражила умы многих деятелей искусств, а режиссеры каждый раз пытались ухватить в этой истории современные параллели. За непростую пьесу Фридриха Шиллера взялся режиссер Максим Соколов в Молодежном театр Алтая.

О чем история

Перед походом в театр желательно ознакомиться с историческим контекстом. Поскольку, пожалуй, все помнят, что Марии Стюарт отрубили голову, но кто и почему – нет. А это основа сюжета.

Мария Стюарт спокойно правила Шотландией, пока ее мужа не обнаружили мертвым (была ли к этому она причастна – споры ведутся до сих пор). Противники королевы заподозрили ее в убийстве супруга, и той под натиском пришлось отречься от престола.

Изгнанная Стюарт возвращается в Англию, где имеет законное право на престол. Мария обращается за поддержкой к своей кузине Елизавете I, и та откликается. Но вскоре нежелание Стюарт отречься от английского престола начинает беспокоить Елизавету.

Опасения подтвердились – Стюарт поймали за переписку о заговоре против английской королевы, осудили и казнили.

Елизавета же прожила достаточно долгую жизнь и прослыла прекрасным руководителем своей страны. При ней был расцвет науки, моды и искусства – в частности, под ее патронатом была создана Королевская труппа с Уильямом Шекспиром.

Немецкий драматург Фридрих Шиллер в 1800 году по-своему интерпретировал исторические события – в его пьесе Стюарт представлена невинной мученицей, которая томится в тюрьме в ожидании скорой расправы. Многие графы и лорды, ослепленные красотой Марии, пытаются вызволить ее.

Один из графов подстраивает встречу двух королев для примирения. Но вместо этого соперницы становятся заклятыми врагами.

После неудачного покушения на Елизавету, английская королева решается убить Стюарт, поскольку «пока жива одна – другая жить не может». Она подписывает смертный приговор, но, чтобы не запятнать репутацию кровью кузиной, перекладывает решение о казни на чужие плечи.

Ад на земле

Спектакль в Молодежном театре Алтая с первых же секунд визуально оглушает зрителя. Впрочем, в этом узнается почерк режиссера Максима Соколова – декорации во всех его спектаклях в МТА всегда поражают своими масштабами и образностью.

Перед нами открывается зеркальная коробка, в которой заточены все персонажи. В ее стенах отражается каждый. Выхода нет, куда бы ты не пошел – наткнешься только на свое отображение. Любое действие, направленное против другого, отрикошетит в тебя самого.

В центре коробки возвышается черный столб дыма. Дыма без огня не бывает – дикое пламя бушует где-то в недрах преисподней, а на сцену прорывается только его зарево и жар.

Задний план обрамляет хор на котурнах, который словно намекает – сейчас вас будут ждать настоящие страсти, достойные кровавой древнегреческой трагедии. От жара у хора пересохло во рту, петь никто не может – только издавать отрывистое, тяжелое дыхание, шипение раскаленных головешек, умоляющие шепоты и зловещие клекоты.

Музыка здесь – отдельный персонаж, нагнетающий действие и наполняющий коробку атмосферой безусловного зла. Прибавьте к давящим звукам задымление и огненный свет – и сцена превратится в раскаленный котел в аду, огромное кострище инквизиции.

Больше всего глаз цепляет распятая на возвышении Мария Стюарт (Юлия Юрьева), больше похожая на ожившие мощи, чем на королеву. Спустившись с пьедестала, она настолько слаба, что не может самостоятельно сделать шаг – переставлять ноги ей помогает возлюбленный.

Еще не сказав ни слова, она уже вызывает сочувствие и показывает неравенство противодействующих сил.

Не давая зрителю опомниться от визуального удара, его моментально погружают в действие. Можете не пытаться запомнить имена многочисленных, бесконечно меняющихся лордов – главные на сцене только два женских персонажа, а центральным событием становится их встреча (которая, кстати, в жизни так и не произошла).

Две королевы

Английская королева Елизавета I в исполнении Ирины Клишевич – настоящая бизнес-вумен. В стильном брючном костюме видны ее властные движения и знатная стать.

На словах зрителям доносят, что королева некрасива и неприглядна, но это расходится с действительностью – такая женщина точно не будет переживать из-за своей внешности. Ее внутренняя сила столь велика, что королева не находит утешения на широких мужских плечах – слишком слабы они по сравнению с ее величием.

К тому же, в пространстве ада не могут проклюнуться человеческие страстишки – что значат слова «люблю» на раскаленной сковородке? Поздно думать о чувствах, когда под тобой уже горит костер. Остается лишь отчаянно бороться за жизнь.

Как борется за нее умирающая заключенная Стюарт. Ее встреча с Елизаветой напоминает визит чиновника к умирающему инвалиду, где оба преисполнены чувства собственного достоинства. Положения их явно не равны – так чем же может оскорбить высохшая, уже отрекшаяся от престола Мария полнокровную королеву Англии?

Но поднятый на Елизавету нож вещает о том, что прямая угроза, возможно, исходит не от пленницы. И нет более яркого символа борьбы, чем мученик, чья жизнь предрешена властью и силой.

Когда твои глаза разъедает дым, то стоит поискать источник возгорания, а не пытаться развеять непроглядную завесу. Стюарт оказалась для английской королевы лишь маленькой искоркой. Пламя от нее бушевало вокруг.

В чем сила

Режиссер Максим Соколов уверен – подобные подковерные политические игры актуальны и сегодня.

«Если отбросить всех лордов и королевский этикет, то это история о том как одна женщина отрубила голову другой женщине, своей родственнице, в рамках закона. Сделавши это, она прожила долгую жизнь и прославилась как хороший руководитель и добродетельный человек. «Прав тот на чьей стороне сила» – это примета того времени или сейчас похожая ситуация? Этот и другие вопросы мы обсуждали в работе вместе с артистами», – рассказал он в интервью «Афише».

Зрители политическую повестку постановки уловили сразу. После показа шипение со сцены перекинулось в фойе – многие шепотом произносили две небезызвестные фамилии, сотрясающие весь год новостные повестки.

Что же от этой истории достается простым смертным? Только перекреститься и сказать: слава богу, что мы так далеки от этих «королевских» игр. Ведь по какую сторону баррикады ты бы не был, ждать тебя там может только адский огонь, над которым уже подвешена раскаленная сковородка.

Ближайший премьерный показ «Марии Стюарт» в МТА пройдет 13 марта. Цена билета – 200-500 рублей.

Надежда Чехович

Источник: «Алтапресс»

смотреть фото

Новости

04.11.2025

«Парк искусств» открылся в Молодёжном театре Алтая

Молодёжный театр Алтая поздравляет с Днём народного единства

02.11.2025

Поздравляем артистов с вводом в музыкальный спектакль «Сказка о спящей Царевне»

01.11.2025

Режим работы кассы театра изменится 4 ноября

29.10.2025

МТА стал участником Регионального фестиваля «Театральный сезон»

22.10.2025

Поздравляем артиста с вводом в трагикомедию «Дядюшкин сон»

Поздравляем артистов с вводом в музыкальный спектакль «Летучий корабль»

«Парк искусств» открылся в Молодёжном театре Алтая

4 ноября, в День народного единства, Молодёжный театр Алтая им. В.С. Золотухина превратился в Парк искусств. Это специальная программа, приуроченная к всероссийской ежегодной культурно-образовательной акции «Ночь искусств».

Для гостей составили специальную программу с уникальными творческими интерактивами и аттракционами. В театре провели мастер-классы по актёрскому мастерству и пластике, работала музыкальная и поэтическая зоны, пришедшие могли примерить костюмы и загримироваться, художник создавал портреты, мимы разыгрывали сценки и учили желающих жонглировать.

смотреть фото

Молодёжный театр Алтая поздравляет с Днём народного единства

Молодёжный театр Алтая сердечно поздравляет всех своих зрителей с Днём народного единства России! Этот праздник напоминает нам о силе и единстве нашего многонационального народа, о важности взаимопонимания и дружбы.

Желаем, чтобы в каждом доме царили мир, любовь и согласие, а наши сердца всегда были открыты для добрых дел и новых свершений. Вместе мы – сильнее!

Поздравляем артистов с вводом в музыкальный спектакль «Сказка о спящей Царевне»

Поздравляем Антона Нечаева с вводом на роли Народа, Свиты Ветра и Месяца, Алину Степанову – на роли Народа, Свиты Ветра и Звезды в видения в зеркале в одном действии «Сказка о спящей Царевне» Александра Пушкина.

Желаем им бурных оваций и несмолкаемого зрительского «Браво»!

Режим работы кассы театра изменится 4 ноября

Уважаемые зрители, сообщаем, что 4 ноября, в День народного единства, касса Молодёжного театра Алтая им. В.С. Золотухина будет работать с 10:00 до 18:00. Затем она будет открыта в привычном режиме, с 10:00 до 19:00 в будние дни, с 10:00 до 18:00 – в выходные.

Если вам нужно приобрести билеты на спектакли МТА в то время, когда касса закрыта, вы всегда можете это сделать онлайн. На сайте театра они доступны в любое время.

МТА стал участником Регионального фестиваля «Театральный сезон»

В новоалтайском культурно-спортивном комплексе «Белоярск» состоялся Региональный фестиваль «Театральный сезон». Он собрал в одном месте театральные коллективы из образовательных и культурных учреждений Алтайского края. Экспертами на площадках фестиваля выступили сотрудники Молодёжного театра Алтая им. В.С. Золотухина.

На протяжении дня с детьми и подростками работали мастера своего дела. Артистка Дарья Алаева занималась с участниками пластикой и сценическим движением, вместе с ней начинающие актёры учились передавать эмоции через жесты и позы. Мастер-класс «Драматургия и сценарий» раскрыл тайны рождения сюжета и героя – режиссёр-постановщик Виктор Захаров рассказывал о тонкостях работы над текстом, показывал, как именно рождаются яркие образы и запоминающиеся диалоги.

Артистка Анфиса Козырева вела занятие «Техника речи». Ребята узнали, как правильно дышать, как поставить голос, как добиться четкости дикции. «Костюм и грим» – мастер-класс, который позволил открыть новую грань профессии. Заместитель директора по развитию Станислав Хазиев показал всю важность детализации костюмов и макияжа, подчёркивая, насколько эти элементы способны преобразить персонажа и сделать его живым и настоящим.

На мастер-классе от бутафора Ирины Лукьянченко участники смогли увидеть, как обыкновенные предметы превращаются в уникальные элементы спектакля благодаря вдохновению художников-декораторов. Площадка артистки Ярославы Волошиной была посвящена актёрскому мастерству. Она поделилась своим опытом, учила выражать эмоции через движения тела, голос и взгляд, продемонстрировала, как важно уметь чувствовать партнёра по сцене.

Региональный фестиваль «Театральный сезон» стал уникальной площадкой для обмена творческими идеями, получения новых знаний и развития талантов. Проект реализовали при грантовой поддержке Российского сообщества детей и молодёжи «Движение Первых».

смотреть фото

Поздравляем артиста с вводом в трагикомедию «Дядюшкин сон»

Поздравляем Андрея Потеребу с вводом на роль Гришки, слуга в доме Москалёвых, хроникёра в трагикомедии «Дядюшкин сон» Фёдора Достоевского.

Пусть каждый следующий выход на сцену в новом амплуа сопровождается бурными овациями зрителей, пусть не смолкает гул зрительского «Браво»!

Поздравляем артистов с вводом в музыкальный спектакль «Летучий корабль»

Поздравляем Владимира Долженкова с вводом на роль Рыбы-Молота, а Алину Степанову – на роль Медцзы в музыкальном спектакле «Летучий корабль» по мотивам русских народных сказок.

Пусть аплодисменты и зрительские овации становятся всё громче, а яркие эмоции и смех юных зрителей заряжают и вдохновляют на каждом новом показе!

Афиша
Новости
Соцсети