«Алтапресс»: в чём сила, сестра? – в барнаульском театре поставили спектакль с мощным политическим подтекстом

Это было великое противостояние двух умных королев – молодой, красивой, амбициозной Марии и некрасивой, девственной Елизаветы. Их схватка будоражила умы многих деятелей искусств, а режиссеры каждый раз пытались ухватить в этой истории современные параллели. За непростую пьесу Фридриха Шиллера взялся режиссер Максим Соколов в Молодежном театр Алтая.

О чем история

Перед походом в театр желательно ознакомиться с историческим контекстом. Поскольку, пожалуй, все помнят, что Марии Стюарт отрубили голову, но кто и почему – нет. А это основа сюжета.

Мария Стюарт спокойно правила Шотландией, пока ее мужа не обнаружили мертвым (была ли к этому она причастна – споры ведутся до сих пор). Противники королевы заподозрили ее в убийстве супруга, и той под натиском пришлось отречься от престола.

Изгнанная Стюарт возвращается в Англию, где имеет законное право на престол. Мария обращается за поддержкой к своей кузине Елизавете I, и та откликается. Но вскоре нежелание Стюарт отречься от английского престола начинает беспокоить Елизавету.

Опасения подтвердились – Стюарт поймали за переписку о заговоре против английской королевы, осудили и казнили.

Елизавета же прожила достаточно долгую жизнь и прослыла прекрасным руководителем своей страны. При ней был расцвет науки, моды и искусства – в частности, под ее патронатом была создана Королевская труппа с Уильямом Шекспиром.

Немецкий драматург Фридрих Шиллер в 1800 году по-своему интерпретировал исторические события – в его пьесе Стюарт представлена невинной мученицей, которая томится в тюрьме в ожидании скорой расправы. Многие графы и лорды, ослепленные красотой Марии, пытаются вызволить ее.

Один из графов подстраивает встречу двух королев для примирения. Но вместо этого соперницы становятся заклятыми врагами.

После неудачного покушения на Елизавету, английская королева решается убить Стюарт, поскольку «пока жива одна – другая жить не может». Она подписывает смертный приговор, но, чтобы не запятнать репутацию кровью кузиной, перекладывает решение о казни на чужие плечи.

Ад на земле

Спектакль в Молодежном театре Алтая с первых же секунд визуально оглушает зрителя. Впрочем, в этом узнается почерк режиссера Максима Соколова – декорации во всех его спектаклях в МТА всегда поражают своими масштабами и образностью.

Перед нами открывается зеркальная коробка, в которой заточены все персонажи. В ее стенах отражается каждый. Выхода нет, куда бы ты не пошел – наткнешься только на свое отображение. Любое действие, направленное против другого, отрикошетит в тебя самого.

В центре коробки возвышается черный столб дыма. Дыма без огня не бывает – дикое пламя бушует где-то в недрах преисподней, а на сцену прорывается только его зарево и жар.

Задний план обрамляет хор на котурнах, который словно намекает – сейчас вас будут ждать настоящие страсти, достойные кровавой древнегреческой трагедии. От жара у хора пересохло во рту, петь никто не может – только издавать отрывистое, тяжелое дыхание, шипение раскаленных головешек, умоляющие шепоты и зловещие клекоты.

Музыка здесь – отдельный персонаж, нагнетающий действие и наполняющий коробку атмосферой безусловного зла. Прибавьте к давящим звукам задымление и огненный свет – и сцена превратится в раскаленный котел в аду, огромное кострище инквизиции.

Больше всего глаз цепляет распятая на возвышении Мария Стюарт (Юлия Юрьева), больше похожая на ожившие мощи, чем на королеву. Спустившись с пьедестала, она настолько слаба, что не может самостоятельно сделать шаг – переставлять ноги ей помогает возлюбленный.

Еще не сказав ни слова, она уже вызывает сочувствие и показывает неравенство противодействующих сил.

Не давая зрителю опомниться от визуального удара, его моментально погружают в действие. Можете не пытаться запомнить имена многочисленных, бесконечно меняющихся лордов – главные на сцене только два женских персонажа, а центральным событием становится их встреча (которая, кстати, в жизни так и не произошла).

Две королевы

Английская королева Елизавета I в исполнении Ирины Клишевич – настоящая бизнес-вумен. В стильном брючном костюме видны ее властные движения и знатная стать.

На словах зрителям доносят, что королева некрасива и неприглядна, но это расходится с действительностью – такая женщина точно не будет переживать из-за своей внешности. Ее внутренняя сила столь велика, что королева не находит утешения на широких мужских плечах – слишком слабы они по сравнению с ее величием.

К тому же, в пространстве ада не могут проклюнуться человеческие страстишки – что значат слова «люблю» на раскаленной сковородке? Поздно думать о чувствах, когда под тобой уже горит костер. Остается лишь отчаянно бороться за жизнь.

Как борется за нее умирающая заключенная Стюарт. Ее встреча с Елизаветой напоминает визит чиновника к умирающему инвалиду, где оба преисполнены чувства собственного достоинства. Положения их явно не равны – так чем же может оскорбить высохшая, уже отрекшаяся от престола Мария полнокровную королеву Англии?

Но поднятый на Елизавету нож вещает о том, что прямая угроза, возможно, исходит не от пленницы. И нет более яркого символа борьбы, чем мученик, чья жизнь предрешена властью и силой.

Когда твои глаза разъедает дым, то стоит поискать источник возгорания, а не пытаться развеять непроглядную завесу. Стюарт оказалась для английской королевы лишь маленькой искоркой. Пламя от нее бушевало вокруг.

В чем сила

Режиссер Максим Соколов уверен – подобные подковерные политические игры актуальны и сегодня.

«Если отбросить всех лордов и королевский этикет, то это история о том как одна женщина отрубила голову другой женщине, своей родственнице, в рамках закона. Сделавши это, она прожила долгую жизнь и прославилась как хороший руководитель и добродетельный человек. «Прав тот на чьей стороне сила» – это примета того времени или сейчас похожая ситуация? Этот и другие вопросы мы обсуждали в работе вместе с артистами», – рассказал он в интервью «Афише».

Зрители политическую повестку постановки уловили сразу. После показа шипение со сцены перекинулось в фойе – многие шепотом произносили две небезызвестные фамилии, сотрясающие весь год новостные повестки.

Что же от этой истории достается простым смертным? Только перекреститься и сказать: слава богу, что мы так далеки от этих «королевских» игр. Ведь по какую сторону баррикады ты бы не был, ждать тебя там может только адский огонь, над которым уже подвешена раскаленная сковородка.

Ближайший премьерный показ «Марии Стюарт» в МТА пройдет 13 марта. Цена билета – 200-500 рублей.

Надежда Чехович

Источник: «Алтапресс»

смотреть фото

Новости

06.04.2021

Искусствовед, критик и член экспертного совета «Золотой Маски» оценит спектакли МТА

05.04.2021

На театральной спартакиаде МТА – лучший в настольном теннисе

01.04.2021

МТА открыл продажу билетов на гастроли московского Театра имени Евгения Вахтангова

31.03.2021

«Алтапресс»: стало известно, какие звёзды Вахтанговского театра приедут в Барнаул и сколько будут стоить билеты на их спектакли

30.03.2021

Министерство культуры Алтайского края: в регионе завершился III фестиваль искусств «Здесь край моих отцов»

29.03.2021

Артисты МТА продолжают соревноваться в театральной спартакиаде

27.03.2021

Web-театр: какой театральный жанр характеризует вас?

Искусствовед, критик и член экспертного совета «Золотой Маски» оценит спектакли МТА

На этой неделе на всех показах спектаклей Молодёжного театра Алтая в зрительном зале будет находиться Ирина Алпатова. Театровед, критик, кандидат искусствоведения, редактор отдела научно-методической работы Государственного центрального театрального музей имени А.А. Бахрушина, автор журналов «Театр», «Театрал», «Петербургский театральный журнал», газеты «Экран и сцена», член экспертного совета российской национальной театральной премии и фестиваля «Золотая Маска» посмотрит самые знаковые постановки МТА.

Театр пригласил Ирину Алпатову в Барнаул, чтобы узнать мнение профессионала о творческой деятельности МТА. С 7 по 10 апреля эксперт посмотрит и даст свою оценку пластической драме «Бойцовский клуб» по роману Чака Паланика, опере «Мария Стюарт» Фридриха Шиллера, семейной истории «Временно недоступен» по пьесе Петры Вюлленвебер и трагедии Уильяма Шекспира «Гамлет».

На театральной спартакиаде МТА – лучший в настольном теннисе

5 апреля в Барнауле состоялись соревнования по настольному теннису. Этот турнир стал очередным этапом спартакиады работников театрально-концертных учреждений Алтайского края.

Молодёжный театр Алтая выдвинул на состязания лучших из лучших. Руководитель музыкальной частью Евгений Гутчин уже по многолетней традиции занял первое место в личном зачёте, машинист сцены Андрей Шкуро был третьим. В итоге суммарные показатели теннисистов МТА позволили нашей команде выйти в лидеры, оставив соперников позади.

Через неделю, 12 апреля, сотрудники театрально-концертных учреждений региона встретятся снова. На этот раз они будут выявлять сильнейших в плавании.

смотреть фото

МТА открыл продажу билетов на гастроли московского Театра имени Евгения Вахтангова

Сегодня, 1 апреля, Молодёжный театр Алтая открыл продажу билетов на гастроли Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова. В МТА покажут два спектакля.

13 и 14 мая на большой сцене Молодёжного состоится показ спектакля «Наш класс» Тадеуша Слободзянека в постановке режиссёра Натальи Ковалёвой. Действие начинается в маленьком городке в конце 20-х годов, а судьбы персонажей – польских и еврейских мальчиков и девочек из одного класса – прослеживаются до наших дней. У десяти героев пьесы есть реальные прототипы, и события, описанные в пьесе, действительно происходили в польском городке Едвабне. Одноклассники будут спасать и предавать друг друга, любить, ревновать, ненавидеть. Начало в 18:30.

15 и 16 мая в МТА выступят народные артисты России Юлия Рутберг и Андрей Ильин. Барнаульцам они представят спектакль «Крик лангусты» Джона Марелла в постановке режиссёра Михаила Цитриняка. Сару Бернар называли божественной актрисой, золотым голосом, императрицей театра. Эпатажная и несгибаемая, первая в истории мировая звезда. Ей ампутировали ногу, но Сара Бернар продолжила играть, и публика рукоплескала ей. Однажды летним днём на берегу Атлантического океана Сара Бернар вновь становится Федрой, Дамой с камелиями, Клеопатрой, Саломеей, Гамлетом… Она диктует своему верному секретарю Жоржу Питу мемуары и разыгрывает с ним по ролям эпизоды из собственной жизни, превращая Жоржа то в жестокого антрепренёра, то в строгую настоятельницу монастыря, то в Оскара Уайльда. Начало в 17:30.

Билеты на эти спектакли уже можно купить в кассе театра (пр. Калинина, 2, телефон: 503-503), на сайтах mta-barnaul.ru и kassy.ru.

Справка

Московские артисты приедут в Барнаул по федеральной программе «Большие гастроли» при поддержке «Росконцерта» и Министерства культуры РФ. Тур посвящён 100-летию Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова. Зрители смогут увидеть ещё два спектакля из репертуара московского театра. 13 и 14 мая на сцене Алтайского краевого театра драмы им. В.М. Шукшина состоится показ спектакля «Евгений Онегин», 15 и 16 мая – «Царь Эдип».

«Алтапресс»: стало известно, какие звёзды Вахтанговского театра приедут в Барнаул и сколько будут стоить билеты на их спектакли

1 апреля в Барнауле стартуют продажи билетов на спектакли московского театра им. Вахтангова, которые приедут с гастролями в мае. Тур приурочен к 100-летию алтайской драмы.

Когда и сколько

Театр им. Вахтангова привезет четыре спектакля, которые покажут на двух площадках.

Алтайский театр драмы им. Шукшина:
13 и 14 мая – «Евгений Онегин»
15 и 16 мая – «Царь Эдип»
Молодежный театр Алтая:
13 и 14 мая – «Наш класс»
15 и 16 мая – «Крик лангусты»

Билеты на постановки в театре драмы будут стоит от 1000 до 3000 рублей, в МТА – от 500 до 2000 рублей. Приобрести их можно будет на сайте театров и на портале kassy.ru.

Кто приедет

В Барнаул из Москвы приедет звездный состав: Сергей Маковецкий, Людмила Максакова, Леонид Бичевин, Юлия Рутберг, Евгений Князев, Андрей Ильин, Евгения Крегдже, Евгений Князев, Олег Макаров, Василий Симонов.

Также для участия в постановке «Царь Эдип» специально из Греции прилетят 12 греческих актеров, которые исполняют роль хора.

Что известно о постановках

«Евгений Онегин» по произведению Пушкина в постановке режиссера Римаса Туминаса давно стал классикой для театрального сообщества, хотя изначально он вызвал бурю критических эмоций. В частности из-за того, что Онегина играют сразу два актера.

На гастролях в Барнауле старого персонажа исполнит Сергей Маковецкий, молодого – Леонид Бичевин.

«Евгений Онегин» – это огромное пространство, которое вместило игру ума, прозрения, догадки, гнев, обличение, сатиру и цинизм, сострадание и прощение. Пушкин – «наше всё», но что это означает? Римас Туминас разрушает стереотипы, строя спектакль полифонично, музыкально, жёстко и эмоционально», – говорят о спектакле в театре Вахтангова.

Древнегреческая трагедия «Царь Эдип» это совместный проект Вахтанговского театра с Национальным театром Греции.

Артисты, участвующие в спектакле, играют на своих языках: русские – на русском, греки – на греческом. В качестве традиционного для древнегреческой драмы хора выступают артисты Национального театра Греции.

Премьера трагедии Софокла прошла в июле 2016 года в древнейшем действующем амфитеатре Греции – Эпидавре, пишет ТАСС.

В постановке «Крик лангусты» рассказывается о жизни и трагедии великой актрисы Сары Бернар, которая великолепно играла как на сцене, так и вне ее.

«Эта великая женщина заставила меня задуматься о человеческих ценностях и о том, что мощь человека заключается не в его биологическом возрасте, а в жизни человеческого духа», – говорит исполнительница главной роли Юлия Рутберг.

В спектакле «Наш класс» по пьесе польского драматурга Тадеуша Слободзянека расскажут о холокосте периода Второй мировой войны.

В основу пьесы положено реальное событие: в июле 1941 года в оккупированной немцами Польше жители городка Едвабне согнали в овин и заживо сожгли сотни своих односельчан-евреев. Палачами и жертвами в этой страшной истории стали 10 одноклассников, у каждого из которых есть реальный прототип.

Камерная история, поставленная режиссером Натальей Ковалевой, идет три с половиной часа.

Напомним, что предстоящие гастроли – обменные, поскольку и театру им. Шукшина, и им. Вахтангова в этом году исполняется 100 лет.

Артисты театра драмы выступят на московской сцене, где представят несколько постановок. В частности, «И разыгрались же кони в поле…» по рассказам Шукшина.

Также в алтайской драме в честь векового юбилея поставят спектакль «Интуиция» под руководством артиста Константина Хабенского. Режиссером выступит Данил Чащин.

Пьесу написал писатель Александр Цыпкин. В центре сюжета – истории людей, которые только что умерли и попали на тот свет.

Надежда Чехович

Источник: «Алтапресс»

Министерство культуры Алтайского края: в регионе завершился III фестиваль искусств «Здесь край моих отцов»

В Алтайском крае завершился III фестиваль искусств «Здесь край моих отцов». Он проходил 27-28 марта в селе Быстрый Исток, и открыл краевую программу юбилейных мероприятий, посвященных 80-летию со дня рождения народного артиста РСФСР Валерия Золотухина.

Инициатором и главным организатором фестиваля выступает Государственный музей истории литературы, искусства и культуры Алтая. В первый день фестиваля по уже сложившейся традиции в Мемориальном музее В.С. Золотухина прошла «Литературная гостиная», ведущим которой в этом году стал известный алтайский журналист и писатель, автор книги о Золотухине в серии «Алтай. Судьба. Эпоха» Сергей Тепляков. На сцене Быстроистокского культурно-досугового центра прошли «Театральные подмостки» – ведущие мастера сцены Молодежного театра Алтая им. В.С. Золотухина – заслуженная артистка России Галина Чумакова и Любовь Хотиева показали две программы: художественное чтение произведений детских советских писателей «То, что мы любили в детстве» и «неСлучайные встречи» (читаем Надежду Тэффи), вызвавшие горячие аплодисменты зрителей.

В третий раз состоялось награждение победителей и лауреатов межрайонного детско-юношеского конкурса чтецов «Здесь родины моей начало». В конкурсе приняли участие учащиеся общеобразовательных школ и школ искусств края. География конкурса охватила пять районов края: Быстроистокский, Алтайский, Смоленский, Бийский и Петропавловский. В общей сложности было заявлено 127 участников от семи до 17 лет в номинациях «Проза» и «Поэзия».

28 марта на музейной творческой площадке «Кинопавильон» для участников фестиваля провели квест «С первого дубля: кинороли Валерия Золотухина». Завершилась программа фестиваля концертной программой «Наша родина – Алтай» участников творческого объединения композиторов «Песни Иткульского лета».

Источник: Министерство культуры Алтайского края

смотреть фото

Артисты МТА продолжают соревноваться в театральной спартакиаде

29 марта в Барнауле прошли очередные соревнования спартакиады работников театрально-концертных учреждений Алтайского края. В этот раз участники соревновались в боулинге.

Честь Молодёжного театра Алтая отстаивали Дмитрий Борисов, Евгений Быков, Александр Пальшин и Юлия Юрьева. В общекомандном зачёте артисты заняли четвёртое место.

Через неделю соперники встретятся снова, 5 апреля состоятся соревнования по настольному теннису.

Web-театр: какой театральный жанр характеризует вас?

В честь сегодняшнего праздника, Всемирного Дня театра, мы решили проверить, насколько зрители МТА, как и театральные жанры, многолики. Листайте карусель и выбирайте то, что вам подходит больше всего.

смотреть картинки

Афиша
Новости
Соцсети