«Амител»: «Спектакль приятно удивляет своей внутренней целостностью» – Алексей Мансков рассказал о спектакле Юрия Ядровского «Бег» в Молодёжном театре Алтая

В Молодежном театре состоялась премьера спектакля «Бег» по одноименной пьесе Михаила Булгакова. Как отмечал сам режиссер Юрий Ядровский в различных интервью накануне премьеры, он давно носил в своей душе замысел постановки этого неоднозначного произведения автора «Белой гвардии» и «Мастера и Маргариты».

Буквально с первой же минуты спектакля зрители погружаются в удивительный мир пьесы Булгакова, тщательно воссозданный Юрием Ядровским. Характерной особенностью его режиссуры является тщательное и бережное обращение с текстом. Буквально, вплоть до седьмого и восьмого снов, в спектакле очень мало расхождений с пьесой. В последних двух снах режиссер выпускает отдельные моменты: встреча Чарноты с Люськой в Париже на квартире Корзухина, общение Серафимы и Хлудова, а также сцену самоубийства душевнобольного генерала в финале.

Спектакль приятно удивляет своей внутренней целостностью. Он имеет четкую традиционную кольцевую композицию. Связующим элементом становится снег. Он появляется в начале постановки и завершает ее в финале. При этом, Ядровскому удается оставить финал открытым, тем самым вовлекая зрителей в процесс сотворчества. Ожидаемая точка, выстрел Хлудова не раздается на сцене. Его компенсирует образ юной девочки, стоящей на помосте и наблюдающей кружение крупных белых снежных хлопьев. Этот ребенок символизирует собой жизнь, побеждающую смерть, а также дает, как и блоковская девушка, поющая в церковном хоре, хоть и небольшую, но надежду на светлое будущее. Ассоциации с Блоком вызывает также образ самой метели, характерной для художественного мира трагического тенора эпохи и, которые не могли быть незамеченными Михаилом Булгаковым. Такое режиссерское прочтение создает ощущение общекультурного контекста не только исторического, связанного с событиями Врангелевского отступления белогвардейских армий из Крыма и рассеяния первой волны русской эмиграции по европейским столицам (Константинополь и Париж в пьесе), но и демонстрирует наличие внутренних художественных связей между текстами.

Обозначенные особенности реализуются также через сценографию спектакля. Художник-постановщик Александр Мохов использует традиционные сценические средства, при этом наполняя их новым своеобразным звучанием. Так цветовая гамма причудливо передает само настроение спектакля. Сочетание белого и черного цвета нарушается появлением красных всполохов на задней части сцены (арьерсцене), символизирующих собой далекие залпы артиллерийских орудий, зарева пожарищ, а также общее чувство тревоги героев пьесы пред неизвестным будущим. Александр Мохов органично использует красный цвет и свет и во второй половине спектакля для передачи мятежного душевного состояния героев: например сцена, связанная с тараканьими бегами и появлением Артура Артуровича, «тараканьего царя», олицетворяющего собой темные стороны сознания Чарноты. В восприятии данной мизансцены происходит наложение аудиальных и визуальных кодов друг на друга. В этом случае появление красного света совпадает с нарастанием темпоритма постановки и усиливает эффект эмоционального воздействия на зрителей.

Совершенно особую роль играет музыка, специально написанная Виктором Стрибуком для спектакля. Она удивительно тонко подчеркивает глубину переживаний героев в драматических моментах пьесы (отречение Корзухина от Серафимы, приказ Хлудова повесить вестового Крапилина и других), а также подобно тонкой красной нити проходит через все восемь снов, исполняемых на сцене. Сам спектр музыкальных тем в спектакле очень широк: от мистических мелодий в начале спектакля до военных маршей и проникновенного лиризма. Очевидной находкой в спектакле является танец, исполняемый детьми в конце первого действия, его постановщиком была Анна-Виктория Истомина, она же строила пластический рисунок для всех персонажей спектакля. Здесь происходит эффект неожиданности. На смену взрослому миру, наполненному убийствами, казнями и несправедливостью появляются дети, танцующие довоенный вальс. Они милые, юные и чистые создания, своим танцем вызывающие ассоциации с вечными непреходящими ценностями, такими, как правда, добро и красота. Вальс детей снимает тягостное ощущение раскачивающихся фонарей – виселиц, оставшихся в сознании от первых трех снов. Исчезают черные мешки – призраки Хлудова, отступает в тень образ повещенного Крапилина, неустанно преследующего героя. Таким образом, все происходящее на сцене балансирует между двумя реальностями: действительностью и миром мечты. Конечно, в этом случае можно говорить и о контексте творчества Булгакова, его увлечении морфием и пребывании в состоянии наркотических грез. Эти культурные коды, несомненно, присутствуют в структуре постановки, но они передаются посредством имплицитной формы. Зритель, читавший пьесу, обнаруживает их, однако все противоречия и острые углы, связанные с данной темой, сглаживаются посредством режиссерского воплощения авторского замысла Булгакова.

Интересной находкой художника-постановщика являются также наматывающиеся нити. Данный образ характеризуется наличием различных прочтений и интерпретаций. Это могут быть и телеграфные провода, по которым идут бесконечные сообщения в штаб Белой армии во втором сне, расстояния между Крымом, Константинополем и Парижем, а также нити человеческих судеб, наматываемые на веретено мифологических Парок. Этот образ можно также интерпретировать и как сеть, из которой стремятся вырваться герои пьесы. Однако сколько людей, столько возможно и прочтений.

Говоря о спектакле, невозможно не сказать об актерах. Смелым, но оправданным шагом режиссера стало использование в постановке разных исполнителей — как мэтров, для которых сцена Молодежного театра является привычным поприщем и родным домом еще с времен ТЮЗА, так и молодых выпускников АлтГАКИ, получивших главные роли «на вырост». Актерская игра вызывала самые разные чувства: от улыбки в моменте, когда генерал Чарнота притворялся беременной женщиной, до сопереживания душевной болезни Хлудова.

Несмотря на различие культурных кодов театра и кино, и то, что режиссер намеренно избегал всяких возможных параллелей, во время спектакля в сознании неизбежно возникали ассоциации образами из фильма «Бег» 1971 года с В. Дворжецким, А. Баталовым и М.Ульяновым. С другой стороны, это совершенно нормальный процесс, определяемый культурным контекстом.

С вчерашнего дня в сознании каждого зрителя, пришедшего на премьеру в Молодежный театр, появился новый Булгаковский «Бег», поставленный Юрием Ядровским. Не важно, понравился ли кому-то этот спектакль или нет, он занял свою нишу в культурном пространстве нашего города. И, может быть, кто-то из зрителей, не читавших пьесу, придя домой взял с полки книгу или скачал ее с интернета, открыл для себя новую грань художественного дарования Михаила Булгакова. По крайней мере, в это очень хочется верить.

Алексей Мансков

Источник: «Амител»

Новости

18.10.2021

Артист МТА Александр Коцубенко стал лауреатом Губернаторской премии имени Валерия Золотухина

«Вечерний Барнаул»: Молодёжный театр Алтая поставит Януша Корчака

17.10.2021

Лучшие папы МТА: Валерий Лагутин

Лучшие папы МТА: Виктор Синицин

16.10.2021

Лучшие папы МТА: Виталий Прозоров

Лучшие папы МТА: Александр Чумаков

15.10.2021

Лучшие папы МТА: Анатолий Кошкарёв

Артист МТА Александр Коцубенко стал лауреатом Губернаторской премии имени Валерия Золотухина

В Алтайском крае стали известны имена лауреатов Губернаторской премии имени Валерия Золотухина в области театрального искусства. В 2021 году в соответствии с распоряжением главы региона и на основании решения комиссии премии удостоены: артист-вокалист Алтайского государственного музыкального театра Мария Евтеева, артист Алтайского государственного театра для детей и молодёжи им. B.C. Золотухина Александр Коцубенко, артист (кукловод) театра кукол «Сказка» Александр Сизиков и артист Бийского городского драматического театра Артём Фоменко. По традиции престижную премию присудили трём студентам Алтайского государственного института культуры: Валерии Бородкиной, Юлии Пономаренко и Сергею Мячину.

Александр Коцубенко окончил Алтайскую государственную академию культуры и искусств в 2013 году (второй целевой актёрский курс под кураторством народного артиста РФ Валерия Золотухина, руководитель курса – доцент кафедры режиссуры АлтГАКИ Геннадий Старков). Один творческий сезон отработал в Алтайском краевом театре драмы им. В.М. Шукшина, в 2014 году перешёл в Молодёжный театр Алтая. За это время исполнил более 30 ролей как в детских сказках, так и в спектаклях для взрослых зрителей.

Сейчас артист занят в репетициях спектакля «Крахмальная, 92» по повести Януша Корчака «Когда я снова стану маленьким». Премьерные показы состоятся 12, 13 и 14 ноября. Телефон кассы театра: 503-503.

Справка

Губернаторскую премию имени Валерия Золотухина в области театрального искусства учредили в регионе в 2014 году. Это одна из форм государственной поддержки молодых актёров, режиссёров, сценаристов театров Алтайского края, студентов театральных курсов. Ежегодно премию в размере 50 тысяч рублей присуждают четырём молодым театральным деятелям и трём студентам – по 15 тысяч рублей.

«Вечерний Барнаул»: Молодёжный театр Алтая поставит Януша Корчака

В ноябре на камерной сцене Молодёжном театре Алтая представят постановку «Крахмальная, 92» по повести «Когда я снова стану маленьким». Жанр обозначен как «урок (мне) взрослому».

В повести-фантазии Корчак снова оказывается мальчишкой, и благодаря помощи доброго гнома предлагает читателям посмотреть на детскую жизнь взрослыми глазами. Вы просыпаетесь и понимаете, что снова стали ребёнком, не потеряв прежнего опыта и знаний. Но в жизни ребёнка, оказывается, есть не только беззаботное счастье, но и переживания, страхи и тревоги. Осознав, как иногда трудно быть ребёнком, легче понять своих детей.

«Боюсь. Неприятно бояться. Если бы я был взрослый, я бы не боялся. Никто бы примеров у меня не списывал», – писал Януш Корчак.

«У меня уже есть часы, усы, письменный стол с выдвижными ящиками – всё как у взрослых. И я в самом деле учитель. И мне нехорошо… Знал бы, ни за что бы не хотел стать взрослым. Ребёнку во сто раз лучше. Взрослые – несчастные. Неправда, будто они делают что хотят. Нам ещё меньше разрешено, чем детям», – ещё одна говорящая цитата из книги.

Единственный способ хотя бы ненадолго снова стать маленьким – просто вспоминать, что с тобой происходило много лет назад. «Крахмальная, 92» – история о воспоминаниях детства, о большом мире маленьких людей, о первой любви, о детской правде во взрослом мире.

Режиссёр спектакля – Бениамин Коц. Он уже известен зрителям театра по волшебной трагедии по пьесе Керен Климовски «Мой папа – Питер Пэн», получившей Гран-при IV Всероссийского молодёжного театрального фестиваля им. В.С. Золотухина. Режиссёр продолжает исследовать мир детства глазами взрослого. Билеты на премьеру уже в продаже. Телефон кассы театра: 50-35-03.

Премьерные показы нового спектакля пройдут 12, 13 и 14 ноября на камерной сцене.

Януш Корчак – врач, писатель, педагог, основатель «Дома сирот», не бросил своих воспитанников даже в газовой камере. Он доказал, что его слова о любви к детям – не пустой звук. Его книги – мудрые, философские, заставляющие родителей задуматься.

Лучшие книги Янушка Корчака

«Как любить ребёнка». Книга пронзительная, философская и сентиментальная. Ребёнок у Корчака не понят, одинок, чужд миру взрослых.

«Несерьёзная педагогика». Книга составлена из цикла одноимённых бесед по польскому радио. В ней можно познакомиться с добрым и мудрым писателем. Он, ироничный и чуткий, будто бы оживает перед глазами, о серьёзном Корчак говорит с мудрой и понимающей улыбкой. В книге вы найдёте живые зарисовки и практические советы.

«Право ребёнка на уважение». Манифест, в котором Корчак призывает уважать личность ребёнка. Он разбирает такие аспекты, как уважение к потребности ребёнка в деньгах, незнание, право на познание.

«Лето в Михалувке». Еврейских мальчишек из бедных кварталов отправляют на лето в деревню с воспитателями из «Общества летних колоний». О жизни лагеря и рассказывает Корчак. Потрясающие зарисовки о детях, впервые в жизни увидевших бабочек и жеребёнка.

Татьяна Латышева

Источник: «Вечерний Барнаул»

Лучшие папы МТА: Валерий Лагутин

Валерий Лагутин – заслуженный артист России. В Молодёжном театре Алтая он проявляет себя как профессионал, серьёзно относящийся к своей работе. Валерий Николаевич – ведущий мастер сцены, чуткий учитель, надёжный партнёр. Если даже неожиданно заглянете в гримёрку, то обязательно обнаружите его с пьесой в руках, работающим над своей ролью. С высочайшей ответственностью артист выходит на сцену как в сказках для детей, так и в спектаклях для взрослых зрителей – исключений нет.

Сын Валерия Лагутина Николай рассказывает, что с самого детства папа давал только дельные советы, начиная с того, как правильно держать в руках молоток, заканчивая тем, что всегда надо быть честным с людьми, ответственным за свои поступки. «Навсегда запомнил, как папа, провожая в армию, объяснял мне, как там всё устроено. Не прислушаться не мог – он единственный в Алтайском крае артист, который принимал участие в боевых действиях в «горячей» точке. Его советы очень помогли», – говорит Николай.

По словам сына, Валерий Лагутин только кажется чрезмерно серьёзным. На самом деле артист – семейный человек, очень общительный, понимающий. И он с большим удовольствием проводит время в кругу родных.

Лучшие папы МТА: Виктор Синицин

Ведущий мастер сцены Молодёжного театра Алтая Виктор Синицин с женой – артисткой Татьяной Синициной – воспитали двоих сыновей. Папу они характеризуют как заботливого, внимательного, волевого, сильного и вдумчивого человека. «Мы с братом старались все проблемы решать сами, родителей не втягивать. Если вдруг папа узнавал, что у нас что-то не так, – предлагал помощь, принимал участие в их решении. Он всегда для нас был авторитетом, надёжным человеком. За всю жизнь ни разу не было случая, чтобы я с ним поругался. Никогда не было каких-то разногласий или недопонимания», – рассказывает Семён, младший сын.

Дети для Виктора Александровича – главное. Для них он никогда не жалел любви, внимания и заботы. Даже сейчас, когда сыновья выросли, артист занимается воспитанием – на любом семейном празднике он в центре внимания малышей. С удовольствием играет с ними, рассказывает истории, читает. «Воспитание – сильнейшая сторона папы, – добавляет Александр, старший сын. – Хорошо помню случаи из детства, когда психовал, злился, был чем-то недоволен. Он умело подбирал слова, после которых я успокаивался, понимал, что веду себя неправильно, нервничаю из-за пустяка».

Одно из увлечений Виктора Александровича – велосипед, артист признаёт только этот вид транспорта. Он научил кататься на нём и детей. Доброй традицией у Синициных стали поездки на долгие расстояния. «С велосипедом у меня связано очень яркое воспоминание из детства, – говорит Семён. – Было дождливо и холодно. Мы с папой куда-то ехали на одном велосипеде – я был на сиденье, приделанном к раме. Наши руки были на руле, и мы по очереди друг другу их грели».

Лучшие папы МТА: Виталий Прозоров

В труппе МТА есть молодой отец Виталий Прозоров. Его сыну Данилу всего три года, поэтому малыш рассказать о папе пока не может. Зато может жена артиста Алиса.

Она говорит, что муж проявил себя как заботливый папа. С рождения ребёнка Виталий всегда был рядом, переживал из-за коликов, температуры, насморка. Он с удовольствием носит малыша на руках, моет, балует новыми игрушками. Чаще именно папа гуляет с сыном. Алиса в дела мужчин не лезет: «Они на своей волне. В этих развлечениях – побить крапиву палкой, побросать камешки в яму, попрыгать в луже – я не сильна. А кто как не папа должен обучить мальчика этим важным делам?».

С появлением сына Виталий Прозоров изменился – повзрослел, стал более серьёзным, решительным, поменял приоритеты. Всё свободное от работы время он проводит с семьёй. Несвободное – тоже: впервые в Молодёжном театре Алтая Данил побывал, когда ему было всего три месяца.

Лучшие папы МТА: Александр Чумаков

Ещё один гордый отец труппы МТА – Александр Чумаков. Вместе с супругой – артисткой Галиной Чумаковой – они смогли воспитать детей так, что эту семью можно назвать одной из самых дружных.

Дочь Ангелина говорит, что её папа умный, прозорливый и внимательный. «Люблю, когда он танцует. У меня огромное количество видео, где папа балдеет под самую разную музыку. Если настроение совпадает – присоединяюсь. И в такие моменты понимаю, что это самая клёвая тусовка», – рассказывает она.

Артист всегда в хорошем расположении духа. И даже если это не так, он никогда не даст виду, будет по-прежнему шутить, рассказывать невероятные истории, поднимать настроение окружающих.

Ангелина добавляет: «Из детства помню, что папа вставал рано, спускал воду из крана, чтобы мы могли умываться тёплой водой, когда просыпались. Сейчас я выросла, уехала в другой город на учёбу, но до настоящего времени он продолжает опекать меня – звонит и спрашивает: «Ты хорошо ешь?». В общем, папа – невероятно заботливый человек. Это проявляется во всём и ко всем».

Лучшие папы МТА: Анатолий Кошкарёв

17 октября в России впервые будут праздновать День отца. Мы решили пристально посмотреть на артистов Молодёжного театра Алтая, а потом спросить у их детей, как мастерам сцены даётся роль папы.

Анатолий Кошкарёв в труппе театра с 1988 года. За это время перевоплотился, кажется, во всех. А дома он проявляет себя с неожиданной стороны. Сын артиста Данил говорит, что папа – настоящий технарь. Он легко может починить любое оборудование, вышедшее из строя. Эти умения органично уживаются с его творческим отношением к жизни.

Анатолий Иванович всегда много времени проводил на работе, но прикладывал все усилия, чтобы детство Данила было счастливым. «Он, конечно, пользовался служебным положением. Помню, что на День рождения, Новый год и другие праздники всегда приходили его коллеги в костюмах клоунов, зверей, сказочных персонажей, поздравляли меня. А однажды папа устроил сюрприз, который я запомнил навсегда: принёс домой крысу! Это был самый лучший подарок. Правда, мама сначала не оценила», – вспоминает сын.

Годы прошли. Теперь Данил студент, мама вышла на работу, папа по-прежнему много времени проводит в театре. Он стал более спокойным, степенным, не обошлось без появления седины. И семья Кошкарёвых старается как можно больше времени проводить вместе.

Афиша
Новости
Соцсети