«Амител»: «Спектакль приятно удивляет своей внутренней целостностью» – Алексей Мансков рассказал о спектакле Юрия Ядровского «Бег» в Молодёжном театре Алтая

В Молодежном театре состоялась премьера спектакля «Бег» по одноименной пьесе Михаила Булгакова. Как отмечал сам режиссер Юрий Ядровский в различных интервью накануне премьеры, он давно носил в своей душе замысел постановки этого неоднозначного произведения автора «Белой гвардии» и «Мастера и Маргариты».

Буквально с первой же минуты спектакля зрители погружаются в удивительный мир пьесы Булгакова, тщательно воссозданный Юрием Ядровским. Характерной особенностью его режиссуры является тщательное и бережное обращение с текстом. Буквально, вплоть до седьмого и восьмого снов, в спектакле очень мало расхождений с пьесой. В последних двух снах режиссер выпускает отдельные моменты: встреча Чарноты с Люськой в Париже на квартире Корзухина, общение Серафимы и Хлудова, а также сцену самоубийства душевнобольного генерала в финале.

Спектакль приятно удивляет своей внутренней целостностью. Он имеет четкую традиционную кольцевую композицию. Связующим элементом становится снег. Он появляется в начале постановки и завершает ее в финале. При этом, Ядровскому удается оставить финал открытым, тем самым вовлекая зрителей в процесс сотворчества. Ожидаемая точка, выстрел Хлудова не раздается на сцене. Его компенсирует образ юной девочки, стоящей на помосте и наблюдающей кружение крупных белых снежных хлопьев. Этот ребенок символизирует собой жизнь, побеждающую смерть, а также дает, как и блоковская девушка, поющая в церковном хоре, хоть и небольшую, но надежду на светлое будущее. Ассоциации с Блоком вызывает также образ самой метели, характерной для художественного мира трагического тенора эпохи и, которые не могли быть незамеченными Михаилом Булгаковым. Такое режиссерское прочтение создает ощущение общекультурного контекста не только исторического, связанного с событиями Врангелевского отступления белогвардейских армий из Крыма и рассеяния первой волны русской эмиграции по европейским столицам (Константинополь и Париж в пьесе), но и демонстрирует наличие внутренних художественных связей между текстами.

Обозначенные особенности реализуются также через сценографию спектакля. Художник-постановщик Александр Мохов использует традиционные сценические средства, при этом наполняя их новым своеобразным звучанием. Так цветовая гамма причудливо передает само настроение спектакля. Сочетание белого и черного цвета нарушается появлением красных всполохов на задней части сцены (арьерсцене), символизирующих собой далекие залпы артиллерийских орудий, зарева пожарищ, а также общее чувство тревоги героев пьесы пред неизвестным будущим. Александр Мохов органично использует красный цвет и свет и во второй половине спектакля для передачи мятежного душевного состояния героев: например сцена, связанная с тараканьими бегами и появлением Артура Артуровича, «тараканьего царя», олицетворяющего собой темные стороны сознания Чарноты. В восприятии данной мизансцены происходит наложение аудиальных и визуальных кодов друг на друга. В этом случае появление красного света совпадает с нарастанием темпоритма постановки и усиливает эффект эмоционального воздействия на зрителей.

Совершенно особую роль играет музыка, специально написанная Виктором Стрибуком для спектакля. Она удивительно тонко подчеркивает глубину переживаний героев в драматических моментах пьесы (отречение Корзухина от Серафимы, приказ Хлудова повесить вестового Крапилина и других), а также подобно тонкой красной нити проходит через все восемь снов, исполняемых на сцене. Сам спектр музыкальных тем в спектакле очень широк: от мистических мелодий в начале спектакля до военных маршей и проникновенного лиризма. Очевидной находкой в спектакле является танец, исполняемый детьми в конце первого действия, его постановщиком была Анна-Виктория Истомина, она же строила пластический рисунок для всех персонажей спектакля. Здесь происходит эффект неожиданности. На смену взрослому миру, наполненному убийствами, казнями и несправедливостью появляются дети, танцующие довоенный вальс. Они милые, юные и чистые создания, своим танцем вызывающие ассоциации с вечными непреходящими ценностями, такими, как правда, добро и красота. Вальс детей снимает тягостное ощущение раскачивающихся фонарей – виселиц, оставшихся в сознании от первых трех снов. Исчезают черные мешки – призраки Хлудова, отступает в тень образ повещенного Крапилина, неустанно преследующего героя. Таким образом, все происходящее на сцене балансирует между двумя реальностями: действительностью и миром мечты. Конечно, в этом случае можно говорить и о контексте творчества Булгакова, его увлечении морфием и пребывании в состоянии наркотических грез. Эти культурные коды, несомненно, присутствуют в структуре постановки, но они передаются посредством имплицитной формы. Зритель, читавший пьесу, обнаруживает их, однако все противоречия и острые углы, связанные с данной темой, сглаживаются посредством режиссерского воплощения авторского замысла Булгакова.

Интересной находкой художника-постановщика являются также наматывающиеся нити. Данный образ характеризуется наличием различных прочтений и интерпретаций. Это могут быть и телеграфные провода, по которым идут бесконечные сообщения в штаб Белой армии во втором сне, расстояния между Крымом, Константинополем и Парижем, а также нити человеческих судеб, наматываемые на веретено мифологических Парок. Этот образ можно также интерпретировать и как сеть, из которой стремятся вырваться герои пьесы. Однако сколько людей, столько возможно и прочтений.

Говоря о спектакле, невозможно не сказать об актерах. Смелым, но оправданным шагом режиссера стало использование в постановке разных исполнителей — как мэтров, для которых сцена Молодежного театра является привычным поприщем и родным домом еще с времен ТЮЗА, так и молодых выпускников АлтГАКИ, получивших главные роли «на вырост». Актерская игра вызывала самые разные чувства: от улыбки в моменте, когда генерал Чарнота притворялся беременной женщиной, до сопереживания душевной болезни Хлудова.

Несмотря на различие культурных кодов театра и кино, и то, что режиссер намеренно избегал всяких возможных параллелей, во время спектакля в сознании неизбежно возникали ассоциации образами из фильма «Бег» 1971 года с В. Дворжецким, А. Баталовым и М.Ульяновым. С другой стороны, это совершенно нормальный процесс, определяемый культурным контекстом.

С вчерашнего дня в сознании каждого зрителя, пришедшего на премьеру в Молодежный театр, появился новый Булгаковский «Бег», поставленный Юрием Ядровским. Не важно, понравился ли кому-то этот спектакль или нет, он занял свою нишу в культурном пространстве нашего города. И, может быть, кто-то из зрителей, не читавших пьесу, придя домой взял с полки книгу или скачал ее с интернета, открыл для себя новую грань художественного дарования Михаила Булгакова. По крайней мере, в это очень хочется верить.

Алексей Мансков

Источник: «Амител»

Новости

20.04.2024

Замена спектакля

19.04.2024

Стартовал юбилейный сезон Национального открытого чемпионата творческих компетенций ArtMasters

18.04.2024

Поздравляем артистку с вводом в пластическую драму «Бойцовский клуб»

15.04.2024

Молодёжный театр Алтая принимает заявки на участие в Летнем детском лагере при МТА

12.04.2024

«Вечерний Барнаул: шах и мат – трагикомедию в стиле шахматной партии поставили в Молодёжном театре Алтая

«Алтапресс»: ход замужеством – спектакль по вдохновлённой Барнаулом повести Достоевского покажут в Молодёжном театре Алтая

«Радио России – Алтай»: В Молодёжном театре Алтая премьера трагикомедии «Дядюшкин сон» Достоевского

Замена спектакля

Уважаемые зрители, мы вынуждены сообщить об изменениях в репертуаре театра. В связи с болезнью артистки 21 апреля в 12:00 вместо спектакля «Удивительное путешествие кролика Эдварда» покажем «Летучий корабль».

Приносим извинения за доставленные неудобства. Все вопросы по замене билетов или их возврату можно уточнить в кассе театра 503-503.

Стартовал юбилейный сезон Национального открытого чемпионата творческих компетенций ArtMasters

Стартовал юбилейный сезон Национального открытого чемпионата творческих компетенций ArtMasters 5.0. ArtMasters – это полноценная экосистема для специалистов в сфере backstage и цифрового искусства, которые реализуют самые крупные креативные проекты под руководством ведущих экспертов. Чемпионат даёт возможность молодым талантам раскрыть свой потенциал, повысить профессиональное мастерство, представить свои проекты и получить финансирование, а также найти работу мечты.

Кто может принять участие?

Любители и профессионалы из России и граждане других стран, владеющие русским языком.

Какие компетенции есть в этом году?

Юниоры (14-17 лет): 3D-дизайнер, веб-дизайнер, видеомонтажёр, видеооператор, геймдизайнер, звукорежиссёр кино и медиа, композитор популярной музыки, клипмейкер, сценарист, художник-аниматор.

Основная (18-35 лет): графический дизайнер, фотограф, веб-дизайнер UX/UI, сценограф, копирайтер, режиссёр монтажа, моушн-дизайнер, медиа-композитор, оператор кино и ТВ, клипмейкер, саунд-дизайнер, художник-аниматор, продюсер, мультимедиа художник, звукорежиссёр, художник по свету, композитор популярной музыки, драматург театра и кино.
А также новые компетенции: художник театра кукол и стилист.

Уже несколько лет подряд проводят командные соревнования совместно с арт-кластером «Таврида». Попасть туда могут финалисты чемпионата и выбрать одно из интересных им направлений: «Кино», «Музыка» и «Театр». Это не просто безмерные возможности для развития карьеры и рабочих навыков, но и грамотный трамплин для создания собственного проекта, например короткометражного фильма, театрального этюда или музыкального клипа.

Какой профит от участия?

– Призовой фонд в 36 млн рублей, а также помощь от наших партнёров в виде профессиональных стажировок и рабочего оборудования;
– Для абитуриентов есть возможность заработать дополнительные баллы при поступлении в ВУЗы;
– Каждый участник станет членом огромного профессионального сообщества и получит возможность завести полезные знакомства в креативных индустриях;
– Среди юниоров будут отобраны 30 финалистов, которые смогут попасть в международный детский центр «Артек» на специальную творческую смену.

ArtMasters – ключевое событие в сфере цифрового искусства и креативных индустрий, которое поддержит и раскроет потенциал молодых и талантливых профессионалов.

Подать заявку можно до 27 апреля на сайте чемпионата. Там же указаны все подробности.

Поздравляем артистку с вводом в пластическую драму «Бойцовский клуб»

Поздравляем артистку Ольгу Жучкову с вводом в пластическую драму «Бойцовский клуб» Чака Паланика на роль Рассказчицы.

Желаем нескончаемых оваций и зрительской любви с каждым выходом на сцену, вдохновения и самых ярких эмоций!

Молодёжный театр Алтая принимает заявки на участие в Летнем детском лагере при МТА

С 3 по 14 июня в Молодёжном театре Алтая будет работать Летний театральный лагерь «Первая сцена». Он предполагает дневное пребывание детей в возрасте 9-10 лет.

Занятия в лагере будут для участников бесплатными. Две недели в стенах МТА помогут детям познакомиться с творческими профессиями, приобщиться к миру театрального искусства, исследовать все этапы создания спектакля от замысла до воплощения. Программа состоит из изучения истории Алтайского государственного театра для детей и молодёжи им. В.С. Золотухина, участия в тренингах по сценической речи, актёрскому мастерству, вокалу, пластике и хореографии, мастер-классах специалистов декорационно-бутафорского и гримёрно-пастижёрного цехов театра. Вместе с наставником дети обсудят материал для представления, распределят роли, поучаствуют в создании образов, изготовлении реквизита, отрепетируют и выйдут на профессиональную сцену для показа родителям.

Заявки на участие принимают до 15 мая на сайте МТА. Проект реализуется в Молодёжном театре Алтая при поддержке Гранта губернатора Алтайского края в сфере культуры.

«Вечерний Барнаул: шах и мат – трагикомедию в стиле шахматной партии поставили в Молодёжном театре Алтая

Сегодня, 12 апреля, на малой сцене Молодёжного театра Алтая состоится премьера спектакля «Дядюшкин сон». Барнаульцам покажут трагикомедию, поставленную по повести Фёдора Достоевского. Зрители увидят не простое представление, а самую настоящую игру в шахматы, в которой фигурами выступят герои произведения. Залог успеха на чёрно-белом поле — выверенная стратегия. Однако можно ли просчитать ходы, если на доске живые люди?

Спектакль погружает зрителей в события XIX века, перенося их в провинциальный сибирский город, где жизнь течёт своим чередом. Но это спокойствие нарушается приездом важного гостя — старого князя. Он попадает в руки местной гранд-дамы Марьи Москалёвой, которая мечтает выдать свою дочь Зину за знатного гостя. Однако на пути к этой цели возникают многочисленные преграды. Сможет ли «заботливая» мать добиться желаемого, зрители узнают, посмотрев трагикомедию, которая оформлена в стиле шахматной партии.

На сдаче спектакля внимание гостей привлекли необычные декорации. Огромные шахматы, вписанные в интерьер комнаты, выделялись на чёрно-белой доске. Но это было не единственное, что напомнило популярную игру.

Героев стилизовали под фигуры – актёры одеты в чёрные и белые костюмы. Их украшения и поведение давали понять, кто из них король, ферзь или слон.

В главных ролях выступили Галина Чумакова, Анфиса Козырева, Виктор Синицин, Александр Пальшин, Валерий Лагутин и другие. Они не просто представили интересную историю, но и убедили зрителей, что классическая литература может быть лёгкой и смешной.

«Мы выбрали нетипичное для Фёдора Достоевского произведение, написанное в комедийном жанре. Оно способно показать, что русская классика не всегда трудна для восприятия. Так, «Дядюшкин сон» – это сплав мыслей Фёдора Михайловича, имеющий водевильный сюжет», – объяснила режиссёр-постановщик и сценограф спектакля Дарья Камошина.

Отметим, что автор написал повесть, находясь в сибирской ссылке. За это время он несколько раз посещал Барнаул, который тогда славился своей светской и культурной жизнью. Бытует мнение, что часть героев классик списал с обитателей нашего города.

Премьера трагикомедии «Дядюшкин сон» состоится в стенах Молодёжного театра Алтая им. В.С. Золотухина. Билеты на апрель уже раскупили, но у барнаульцев в этом сезоне ещё будет возможность оценить юмор Фёдора Михайловича Достоевского – повторный показ спектакля состоится 17 мая.

Полина Ян

Источник: «Вечерний Барнаул»

«Алтапресс»: ход замужеством – спектакль по вдохновлённой Барнаулом повести Достоевского покажут в Молодёжном театре Алтая

Хитросплетения судьбы, продуманные ходы и выверенные стратегии, как на шахматном поле. А за всем этим стоит желание обрести личное счастье. Спектакль по повести Достоевского «Дядюшкин сон» представят в Молодежном театре Алтая 12 и 14 апреля. 12+

Богатый князь

Сюжет рассказывает о семье Москалевых: признанной «первой даме» губернского городка Мордасова Марии Александровне (Галина Чумакова) и ее красавице-дочери Зинаиде (Анфиса Козырева), которую мать мечтает выгодно выдать замуж.

За девушку уже сватается молодой и перспективный Павел Мозгляков (Александр Пальшин), однако Зину такая партия не устраивает. Она любит молодого и бедного уездного учителя, за которого ей не позволили выйти замуж несколько лет назад.

В одно утро в доме Москалевых появляется старый и уважаемый князь К. (Виктор Синицин), который, несмотря на свои богатства, страдает старческим слабоумием. В голове Марии Александровны быстро созревает план любыми уловками выдать Зину за князя, чтобы дождаться его смерти и прибрать к рукам состояние.

Гуру шахмат

Режиссером спектакля выступила Дарья Камошина из Санкт-Петербурга. Коллектив театра уже знаком с ней по лаборатории «Жили-были…», которая проходила в прошлом году.

Декорации режиссер придумывала сама: вся сцена и реквизит стали одним большим шахматным полем, а артисты – фигурами, разыгрывающими партию. Костюмами в духе 19 века обеспечила актеров главный художник театра Наталья Сыздыкова.

Поскольку шахматы стали одними из ключевых моментов в постановке, режиссер и артист МТА Эльдар Носачев (сыграл слугу Гришку – рассказчика) брали уроки у шахматного гуру Алтайского края Александра Долгова.

На вопрос почему выбор пал именно на это произведение, Дарья Камошина призналась, что хотелось показать Федора Достоевского с легкой, смешной и современной стороны.

«Некоторые считают, что Достоевский писал только тяжелые и депрессивные произведения, но «Дядюшкин сон» – нетипичная в широком понимании повесть. Это характерный для Федора Михайловича сплав мыслей, но при этом в водевильном сюжете. И это может быть интересно публике», – отметила она.

Прообраз города

Филологи АлтГУ считают, что Достоевский изобразил в городе Мордасове Барнаул 19 века. На тот момент Барнаул считался самым культурным, театральным городом Сибири, и Федор Михайлович мечтал побывать в нем. Желание его исполнилось – и не раз.

Образы Барнаула угадываются в деталях повести – описание, вероятнее всего, реки Пивоварки, упоминание Светозерской пустыни, которая действительно была в то время в Алтайском крае.

Екатерина Копытова

Источник: «Алтапресс»

смотреть фото

«Радио России – Алтай»: В Молодёжном театре Алтая премьера трагикомедии «Дядюшкин сон» Достоевского

В Молодёжном театре Алтая сегодня премьера – на малой сцене дают трагикомедию «Дядюшкин сон» по повести Достоевского. Поставить этот спектакль по собственной инсценировке – давняя мечта молодого питерского режиссёра Дарьи Камошиной. Подробнее – Ирина Вязанцева.

Источник: «Радио России – Алтай»

Афиша
Новости
Соцсети