«Амител»: «Спектакль приятно удивляет своей внутренней целостностью» – Алексей Мансков рассказал о спектакле Юрия Ядровского «Бег» в Молодёжном театре Алтая

В Молодежном театре состоялась премьера спектакля «Бег» по одноименной пьесе Михаила Булгакова. Как отмечал сам режиссер Юрий Ядровский в различных интервью накануне премьеры, он давно носил в своей душе замысел постановки этого неоднозначного произведения автора «Белой гвардии» и «Мастера и Маргариты».

Буквально с первой же минуты спектакля зрители погружаются в удивительный мир пьесы Булгакова, тщательно воссозданный Юрием Ядровским. Характерной особенностью его режиссуры является тщательное и бережное обращение с текстом. Буквально, вплоть до седьмого и восьмого снов, в спектакле очень мало расхождений с пьесой. В последних двух снах режиссер выпускает отдельные моменты: встреча Чарноты с Люськой в Париже на квартире Корзухина, общение Серафимы и Хлудова, а также сцену самоубийства душевнобольного генерала в финале.

Спектакль приятно удивляет своей внутренней целостностью. Он имеет четкую традиционную кольцевую композицию. Связующим элементом становится снег. Он появляется в начале постановки и завершает ее в финале. При этом, Ядровскому удается оставить финал открытым, тем самым вовлекая зрителей в процесс сотворчества. Ожидаемая точка, выстрел Хлудова не раздается на сцене. Его компенсирует образ юной девочки, стоящей на помосте и наблюдающей кружение крупных белых снежных хлопьев. Этот ребенок символизирует собой жизнь, побеждающую смерть, а также дает, как и блоковская девушка, поющая в церковном хоре, хоть и небольшую, но надежду на светлое будущее. Ассоциации с Блоком вызывает также образ самой метели, характерной для художественного мира трагического тенора эпохи и, которые не могли быть незамеченными Михаилом Булгаковым. Такое режиссерское прочтение создает ощущение общекультурного контекста не только исторического, связанного с событиями Врангелевского отступления белогвардейских армий из Крыма и рассеяния первой волны русской эмиграции по европейским столицам (Константинополь и Париж в пьесе), но и демонстрирует наличие внутренних художественных связей между текстами.

Обозначенные особенности реализуются также через сценографию спектакля. Художник-постановщик Александр Мохов использует традиционные сценические средства, при этом наполняя их новым своеобразным звучанием. Так цветовая гамма причудливо передает само настроение спектакля. Сочетание белого и черного цвета нарушается появлением красных всполохов на задней части сцены (арьерсцене), символизирующих собой далекие залпы артиллерийских орудий, зарева пожарищ, а также общее чувство тревоги героев пьесы пред неизвестным будущим. Александр Мохов органично использует красный цвет и свет и во второй половине спектакля для передачи мятежного душевного состояния героев: например сцена, связанная с тараканьими бегами и появлением Артура Артуровича, «тараканьего царя», олицетворяющего собой темные стороны сознания Чарноты. В восприятии данной мизансцены происходит наложение аудиальных и визуальных кодов друг на друга. В этом случае появление красного света совпадает с нарастанием темпоритма постановки и усиливает эффект эмоционального воздействия на зрителей.

Совершенно особую роль играет музыка, специально написанная Виктором Стрибуком для спектакля. Она удивительно тонко подчеркивает глубину переживаний героев в драматических моментах пьесы (отречение Корзухина от Серафимы, приказ Хлудова повесить вестового Крапилина и других), а также подобно тонкой красной нити проходит через все восемь снов, исполняемых на сцене. Сам спектр музыкальных тем в спектакле очень широк: от мистических мелодий в начале спектакля до военных маршей и проникновенного лиризма. Очевидной находкой в спектакле является танец, исполняемый детьми в конце первого действия, его постановщиком была Анна-Виктория Истомина, она же строила пластический рисунок для всех персонажей спектакля. Здесь происходит эффект неожиданности. На смену взрослому миру, наполненному убийствами, казнями и несправедливостью появляются дети, танцующие довоенный вальс. Они милые, юные и чистые создания, своим танцем вызывающие ассоциации с вечными непреходящими ценностями, такими, как правда, добро и красота. Вальс детей снимает тягостное ощущение раскачивающихся фонарей – виселиц, оставшихся в сознании от первых трех снов. Исчезают черные мешки – призраки Хлудова, отступает в тень образ повещенного Крапилина, неустанно преследующего героя. Таким образом, все происходящее на сцене балансирует между двумя реальностями: действительностью и миром мечты. Конечно, в этом случае можно говорить и о контексте творчества Булгакова, его увлечении морфием и пребывании в состоянии наркотических грез. Эти культурные коды, несомненно, присутствуют в структуре постановки, но они передаются посредством имплицитной формы. Зритель, читавший пьесу, обнаруживает их, однако все противоречия и острые углы, связанные с данной темой, сглаживаются посредством режиссерского воплощения авторского замысла Булгакова.

Интересной находкой художника-постановщика являются также наматывающиеся нити. Данный образ характеризуется наличием различных прочтений и интерпретаций. Это могут быть и телеграфные провода, по которым идут бесконечные сообщения в штаб Белой армии во втором сне, расстояния между Крымом, Константинополем и Парижем, а также нити человеческих судеб, наматываемые на веретено мифологических Парок. Этот образ можно также интерпретировать и как сеть, из которой стремятся вырваться герои пьесы. Однако сколько людей, столько возможно и прочтений.

Говоря о спектакле, невозможно не сказать об актерах. Смелым, но оправданным шагом режиссера стало использование в постановке разных исполнителей — как мэтров, для которых сцена Молодежного театра является привычным поприщем и родным домом еще с времен ТЮЗА, так и молодых выпускников АлтГАКИ, получивших главные роли «на вырост». Актерская игра вызывала самые разные чувства: от улыбки в моменте, когда генерал Чарнота притворялся беременной женщиной, до сопереживания душевной болезни Хлудова.

Несмотря на различие культурных кодов театра и кино, и то, что режиссер намеренно избегал всяких возможных параллелей, во время спектакля в сознании неизбежно возникали ассоциации образами из фильма «Бег» 1971 года с В. Дворжецким, А. Баталовым и М.Ульяновым. С другой стороны, это совершенно нормальный процесс, определяемый культурным контекстом.

С вчерашнего дня в сознании каждого зрителя, пришедшего на премьеру в Молодежный театр, появился новый Булгаковский «Бег», поставленный Юрием Ядровским. Не важно, понравился ли кому-то этот спектакль или нет, он занял свою нишу в культурном пространстве нашего города. И, может быть, кто-то из зрителей, не читавших пьесу, придя домой взял с полки книгу или скачал ее с интернета, открыл для себя новую грань художественного дарования Михаила Булгакова. По крайней мере, в это очень хочется верить.

Алексей Мансков

Источник: «Амител»

Новости

21.04.2025

Акция для обладателей Пушкинской карты проходит в Молодёжном театре Алтая

20.04.2025

Творческая встреча артистов и школьников состоялась в МТА

17.04.2025

Артистки МТА познакомили школьников с творчеством Льва Квина

11.04.2025

Молодёжный театр Алтая получит Грант губернатора на постановку спектакля

09.04.2025

Молодёжный театр Алтая побывал с гастролями в Бийске

08.04.2025

«Катунь 24»: на Алтае вспоминают Валерия Золотухина

05.04.2025

МТА выступит на Международном фестивале «Молодёжь. Театр. Фест»

Акция для обладателей Пушкинской карты проходит в Молодёжном театре Алтая

Молодёжный театр Алтая им. В.С. Золотухина объявляет новую акцию для владельцев Пушкинской карты. Теперь посещение спектакля вместе с родителями станет не только увлекательным культурным событием, но и выгодным предложением.

Для участия достаточно приобрести билет на любой из трёх спектаклей по Пушкинской карте. Предъявив электронный или бумажный билет в кассе, вы получите дополнительную скидку 10% на билеты своим родственникам на тот же спектакль.

Акция действует на спектакли «Мёртвые души» Николая Гоголя (23 апреля в 18:30), «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Пьера Бомарше (21 мая в 18:30) и «Маскарад» Михаила Лермонтова (22 мая в 18:30).

Воспользоваться этим предложением можно исключительно в кассе самого театра. Телефон для справок: 503-503.

Творческая встреча артистов и школьников состоялась в МТА

20 апреля в Молодёжном театре Алтая им. В.С. Золотухина состоялась творческая встреча артистов и учеников начальных классов барнаульской Гимназии №42. Дети побывали на показе сказки «Удивительное путешествие кролика Эдварда» Кейт ДиКамилло.

Каждый школьник вручил понравившемуся герою спектакля розу. Некоторые подарили и шоколад. А после показа у детей была уникальная возможность задать вопросы занятым в постановке артистам. Ученики спрашивали, почему они выбрали эту профессию, как не волноваться перед выходом на сцену, как получается не плакать, играя в этом спектакле, и так далее.

смотреть фото

Артистки МТА познакомили школьников с творчеством Льва Квина

17 апреля в барнаульской Библиотеке №18 им. Льва Квина состоялась встреча артисток Молодёжного театра Алтая им. В.С. Золотухина с учениками Лицея №130. Наталья Очаковская и Наталья Сляднева представили пятиклассникам несколько фрагментов книги Льва Квина «Было – не было».

Сам автор обозначил произведение, как совершенно невероятную историю, происшедшую с двумя закадычными друзьями не в далёкие сказочные времена, а в наши дни, и достоверно записанную с их собственных слов. Школьники внимательно слушали отрывки.

А после собравшихся поделили на две группы. Артистки провели тренинги по актёрскому мастерству. Под их руководством подростки учились существовать в предлагаемых обстоятельствах, быть внимательными, чувствовать партнёров, запоминать большой объём информации.

смотреть фото

Молодёжный театр Алтая получит Грант губернатора на постановку спектакля

11 апреля Министерство культуры Алтайского края опубликовало результаты конкурсного отбора на предоставление грантов Губернатора Алтайского края в сфере культуры. Молодёжный театр Алтая им. В.С. Золотухина получит поддержку при постановке спектакля «Евгений Онегин» по известнейшему роману Александра Пушкина.

К работе творческая команда приступит уже в июне. В постановочную группу войдёт главный режиссёр МТА Дарья Догадова и приглашённые специалисты: драматург Наталья Макуни, сценограф Ольга Смагина, хореограф Ксения Малинина и художник по свету Дмитрий Зименко. Над созданием спектакля будут трудиться практически все сотрудники театра. Специально для Молодёжного театра Алтая создадут инсценировку, причём работа с текстом произведения пройдёт с бережным отношением к слогу автора и идеям, которые он заложил в роман.

Добавим, в этом году на конкурс грантов Губернатора Алтайского края в сфере культуры поступило более 50 заявок. Эксперты рекомендовали к поддержке 20 творческих проектов, на их реализацию из краевого бюджета выделят 18 млн. рублей.

Молодёжный театр Алтая побывал с гастролями в Бийске

8 апреля состоялись гастроли Молодёжного театра Алтая им. В.С. Золотухина. На сцене Бийского драматического театра коллектив представил два спектакля.

Прошли показы «Сказки о царе Салтане» Александра Пушкина (6+) и «Письма любви» Альберта Гурнея (16+). Зрители тепло встретили оба спектакля, каждый раз провожая артистов долгими аплодисментами.

Благодарим бийских коллег за приём и всестороннюю помощь в организации показов. Уже через неделю МТА снова отправится на гастроли по Алтайскому краю. Творческую команду ждут в Тальменке.

«Катунь 24»: на Алтае вспоминают Валерия Золотухина

Советский и российский актёр театра и кино, народный артист РСФСР родился 21 июня 1941 года в алтайском селе Быстрый Исток.

Благодаря его усилиям у труппы Молодежного театра Алтая, художественным руководителем которого Золотухин был с 2003 года, появилось собственное здание на месте бывшего меланжевого комбината. Площадь увеличилась почти в 2 раза, появились гримерные для артистов, цеха для изготовления и хранения костюмов и декораций, зрительный зал приобрел театральный вид.

Среди артистов порог нового театра переступили и первые «золотухинцы». Так называли студентов Алтайского института культуры, учившихся под кураторством мастера. Уже к 3 курсу вся группа работала в театре и гастролировала.

Несмотря на востребованность в кино и театре, Золотухин часто приезжал в родные места набраться сил и энергии. Больше 20 лет останавливался в доме Виталия и Марии Кирьяновых. Несколько раз в год привозил сюда всю семью и знаменитых коллег.

Вместе с товарищем Валерий Сергеевич с нуля за 14 лет возвели в Быстром Истоке и храм. Собирали с миру по нитке. Уютную церковь Покрова Пресвятой Богородицы открыли в 2003 году. И сразу же храм стал одним из любимых мест быстрян.

Когда на 72-м году жизни народный артист скончался после болезни, осуществилась еще одна его мечта – быть упокоенным на родной земле. В любимом селе. Неподалеку от храма теперь каждый год в день памяти Валерия Золотухина возле него проходит литургия.

Источник: «Катунь 24»

смотреть видео

МТА выступит на Международном фестивале «Молодёжь. Театр. Фест»

С 22 по 29 мая в Санкт-Петербурге состоится Международный театральный фестиваль Театра юных зрителей им. А.А. Брянцева «Молодёжь. Театр. Фест». В списке участников – Молодёжный театр Алтая им. В.С. Золотухина.

«Трудно выбирать среди хороших спектаклей, которых в этом году было создано огромное количество в театрах нашей бескрайней страны. Тем более, мы ограничены недельным сроком. В итоге к нам приедут коллективы из разных уголков России, а также коллеги из ближнего и дальнего зарубежья: из Венгрии, Туниса, Турции, Абхазии, Беларуси, Узбекистана и Армении. Список театральных коллективов, которые приедут в наш замечательный город, получился очень внушительным. Это работы молодых и уже заявивших о себе режиссёров и, конечно, мэтров театральной сцены», – говорит директор ТЮЗа им. А.А. Брянцева Светлана Лаврецова.

МТА представит концерт для маленькой девочки и большого фортепиано «Фабрика по изготовлению вундеркиндов» по пьесе Анны Морозовой (12+). Премьера состоялась 11 сентября 2024 года, над спектаклем работали режиссёр Екатерина Корабельник, сценограф Евгения Платонова и художник по свету Екатерина Лабик. Постановка уже завоевала сердца подростков Барнаула. Теперь к ним присоединится и молодёжь Санкт-Петербурга.

Показ состоится 25 мая на малой сцене Театра юных зрителей им. А.А. Брянцева.

Афиша
Новости
Соцсети