Архив новостей

Обратно к архиву
«ПолитСибРу»: «Бег по кругу» – в Молодёжном театре Алтая представили современное видение Булгакова

«Ничего и не было. Это все приснилось…» Такой фразой, произнесенной одним из героев пьесы Михаила Булгакова «Бег» в финале, хочется охарактеризовать одноименный спектакль Молодежного театра Алтая, премьерный показ которого состоялся в прошедшую пятницу.

Создатели спектакля заявляли, что за основу постановки взята непосредственно пьеса «Бег», что позволяет говорить о некоторых расхождениях со знаменитой советской экранизацией этого произведения, столь памятной многим людям старшего поколения. Фильм «Бег» создавался по мотивам нескольких произведений Булгакова («Бег», «Белая гвардия», «Черное море»), поэтому представляет собой сборный вариант «белогвардейского» творчества писателя.

Вариант Молодежного театра вышел более фантасмагоричным и сакральным. Отсутствие батальных сцен акцентирует внимание на внутренних перипетиях героев, несмотря на то, что отправной точкой событий всего произведения является сопротивление Белой армии красным на Крымском перешейке во времена Гражданской войны. Военные действия становятся лишь фоном, на котором ярче прослеживается эволюция героев.

Генерал Хлудов приходит к своему сумасшествию прямо на глазах у зрителей. Из эксцентричного и жестокого военноначальника он превращается в затравленного и потерянного человека. Причина его сумасшествия – преследующий призрак повешенного вестового Крапилина. По задумке создателей, призрак становится видимым, но только для зрителей. Окружающие продолжают считать, что Хлудов потерял рассудок. Воплощенный уже не в фантазиях, а в реальности, имеющий все признаки недавно умершего человека призрак, добавляет свою долю мистицизма в и без того нереальную атмосферу происходящего.

Вообще, призраки прошлого будут преследовать всех героев, когда те окажутся в эмиграции. Образ оставленной ими Родины живет в душе каждого из них. Эту щемящую тоску выражают образы детей, вплетенные в общую канву сюжета, но при этом не соприкасающиеся с главными героями.

Танцующие вальс дети, девочка с шарманкой удивительным образом дополняют общий музыкальный фон, над которым работал композитор Виктор Стрибук. Музыкальная составляющая спектакля является средством, с помощью которого зрителю помогают совершать путешествие от одного географического места к другому, от одних обрывков памяти к другим.

Одна из главных задумок сценографа Александра Мохова – несменяемость декораций. Все события происходят в одном и том же месте, металлические конструкции нисколько не видоизменяются, но при этом в один момент – ты присутствуешь в штабе армии в Крыму, в другой – в константинопольском увеселительном заведении, в третий – в Париже. Подобного эффекта удалось достичь благодаря вращению сцены. На подобный ход создатели решились не только из технических соображений. Вращение предполагает цикличность, которая может вырасти в бесконечность. Режиссер спектакля Юрий Ядровский не зря назвал Булгакова пророческим писателем и просил попробовать разгадать его предсказания о будущем России.

Вслед за вращающейся сценой, вращаются и судьбы героев. В один момент все можно потерять, и так же неожиданно приобрести. Бег по кругу совершают все персонажи спектакля, и уже отпадает необходимость в акцентировании сцены тараканьих бегов, так ярко описанной в пьесе.

Полифоничность, как и обещал Ядровский, прослеживалась даже в деталях. Люстры, подвязанные и укрытые чехлами во дворце, удивительно напоминают колокола обители, в которой началось действие спектакля. Девочка, крутящая шарманку, вновь отсылает к общему вращению истории. Зрителю нужно просто интуитивно улавливать детали, никакой сверхрациональной работы мозга и системного анализа не требуется.

Зрители, успевшие посетить премьеру, высказывали разные мнения об увиденном.

«Я посещаю все премьеры Молодежного театра Алтая. Мне было интересно посмотреть, как они справятся с постановкой такого сложного произведения. По первому впечатлению я могу сказать, что мои ожидания были другие. Мне лично не хватило глубины, переворачивающей душу. Большой трагедии я не увидела. Но с другой стороны, я понимаю желание режиссера сделать свой вариант, и в нем есть сегодняшнее прочтение. Это было по-современному», – поделилась своими впечатлениями от премьеры сотрудник отделения гуманитарно-художественной подготовки АГАУ Наталья Евсикова.

Мнения более молодого поколения несколько отличались.

«Мне спектакль понравился. Вроде и про войну, но в тоже время о чем-то большем. После первого акта впечатления были тягостные, но финал оказался вселяющим надежду», – рассказала о своих впечатлениях экономист Анна Колесова.

Действительно, произведения Булгакова требуют долгого осмысления, иногда для этого требуются десятилетия.

В самом начале пьесы генерал Чернота бросает: «Ноев ковчег какой-то» (о просьбе окружающих разрешить бежать с ним в Константинополь). Эта просьба становится лейтмотивом всего произведения. Каждый человек ищет лучшей жизни, стремится спасти то, что ему дорого, в какой бы век это не происходило. И уже становится не важным, вернули мы Крым или Крым вернулся к нам. Для этого есть история. Она рассудит, когда цикл повторится вновь.

Дарья Дзюба

Источник: «ПолитСибРу»

Укладов

Новости

08.08.2022

МТА требуется помощник режиссёра

05.08.2022

МТА вошёл в топ-10 достопримечательностей региона

29.07.2022

Молодёжный театр Алтая готовится к новому творческому сезону

В Молодёжном театре Алтая открыты вакансии

15.07.2022

В МТА проходит независимая оценка качества условий оказания услуг

13.07.2022

Фотограф МТА Евгения Савина стала призёром Международного конкурса театральной фотографии

05.07.2022

«Толк»: барнаульская театральная семья поведала о любви, отношениях и чувствах

МТА требуется помощник режиссёра

Молодёжный театр Алтая ищет помощника режиссёра. Если вы активны, обладаете хорошими организационными навыками, оперативно реагируете на поставленные задачи, коммуникабельны, устойчивы к стрессу, то это вакансия для вас.

Обязанность помощника режиссёра – участие в организации, планировании и проведении новых и уже представленных спектаклей и творческих проектов. Специалист должен выполнять поручения режиссёра-постановщика, вызывать артистов и технические службы на репетиции, организовывать дисциплину, вести показы спектаклей и так далее.

Опыт работы помощником или ассистентом режиссёра обязателен. Телефон отдела кадров МТА: 503-504.

МТА вошёл в топ-10 достопримечательностей региона

Аналитики сервиса «Яндекс. Путешествия» составили рейтинг достопримечательностей, слава которых выходит за пределы городов, где они находятся. Получилось больше двух тысяч объектов. В Алтайском крае больше всего таких достопримечательностей в Барнауле. В топ-10 попал и Молодёжный театр Алтая.

Первый театральный сезон начался в 1958 году со спектакля «Именем революции» по пьесе Михаила Шатрова. Произошло это в Доме культуры Меланжевого комбината. Его построили в конце 1930-х годов в стиле сталинского классицизма. В 1964 году ТЮЗ был вынужден уступить свою сцену коллективу Театра музыкальной комедии и переехать в здание краевого Дворца пионеров. В этом помещении театр работал до 2011 года, пока не вернулся в отреставрированное здание ДК. Фирменное название «Молодёжный театр Алтая» появилось в 2000 году. 10 лет – С 2003 по 2013 годы – художественным руководителем театра был народный артист России Валерий Золотухин, чьё имя театр сейчас и носит.

Осенью театр откроет юбилейный, 65-й творческий сезон. В сентябре взрослым здесь можно посмотреть спектакли «Мой папа – Питер Пэн», «Марьино поле», «Фауст», «Крахмальная, 92», «Свободная пара», «Камедыя» и «Мсье Ибрагим и цветы Корана». Для детей готовят показы сказок «Три толстяка», «Цветик-семицветик», «Летучий корабль» и «Сказка о царе Салтане». Подростков приглашают на спектакль «Временно недоступен».

Справка

Для рейтинга исследователи отобрали достопримечательности, которые соответствуют двум критериям. Первый – у объекта есть страница в «Википедии». Второй – пользователи из других городов задали про него не менее 500 запросов с сентября 2020 по август 2021 года. Аналитики вывели главные категории объектов по количеству запросов. Лидируют археологические памятники (61%), за ними театры (16%), парки и сады (11%).

Молодёжный театр Алтая готовится к новому творческому сезону

Сотрудники Молодёжного театра Алтая вышли из отпуска. Директор МТА Ирина Лысковец провела общее собрание и рассказала, какие планы у театра на юбилейный, 65-й театральный сезон.

По многолетней традиции первые показы состоятся 1 сентября, в День знаний. Малышам, которые этой осенью пойдут в первый класс, представят фантастическую музыкальную сказку «Три толстяка» по роману для детей Юрия Олеши.

Премьеры тоже будут. Уже началась работа над спектаклем «Мёртвые души» по известнейшему произведению Николая Гоголя. Постановкой занимается главный режиссёр театра Алексей Серов. Он же является и автором инсценировки.

«Мёртвые души» станут одним из самых масштабных творческих проектов МТА. В репетициях занята почти вся труппа – 33 артиста. К постановке спектакля режиссёр пригласил проверенных профессионалов театрального дела, с которыми Молодёжный уже работал. В Барнаул вернутся сценограф Илья Кутянский, художник по костюмам Наталья Сыздыкова, художник по свету Дмитрий Зименко и хореограф Николай Андросов. Именно эта творческая группа создала мюзикл «Фауст», премьера которого состоялась в театре весной. В этот раз к постановщикам присоединится композитор Лариса Казакова.

Премьерные показы спектакля «Мёртвые души» намечены на 7 и 8 октября.

Параллельно идёт работа над ещё одной частью образовательного проекта «Разборки с автором». На этот раз по программе «Школьные проекты МТА» в театре создадут художественную читку отрывков из исторического романа Алексея Толстого «Пётр I».

«Разборки с автором» – просветительский проект, существующий в театре с 2017 года. Он подразумевает художественное чтение текстов русских классиков по ролям с последующим совместным со зрителями анализом произведений. Это новый для Барнаула театральный формат, к тому же очень мобильный – с малой сцены он легко переносится в актовый зал школы или даже учебный класс.

Первыми в проекте «Разборки с автором» прочитали рассказы Антона Чехова «Бумажник», «Загадочная натура», «Стража под стражей», «Толстый и тонкий». Читка повести Николая Гоголя «Старосветские помещики» была продолжением проекта. Очередной частью стало произведение Михаила Лермонтова – артисты МТА представили поэму «Мцыри». К 75-летию Победы в Великой Отечественной войне школьникам Барнаула подготовили представление по поэзии Александра Твардовского о фронтовиках.

Работа над романом «Пётр I» приурочена к 350-летию со дня рождения императора. Режиссёр Андрей Воробьёв представит зрителям театрализованную читку произведения Алексея Толстого 7 сентября.

В Молодёжном театре Алтая открыты вакансии

Молодёжный театр Алтая ищет сотрудников. Открыты три вакансии.

Театру требуется электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования с режимом работы 1/3. Обязательно наличие среднего профессионального образования, допуска по электробезопасности до 1000 Вт и опыта работы не менее года.

МТА ищет инженера по комплексному обслуживанию и ремонту зданий с высшим техническим образованием. Режим работы – будние дни с 9 до 17 часов.

Третья ставка – водитель. Требований по образованию нет, но у кандидата должны быть права категорий B и D, опыт вождения автобуса не менее года.

Телефон отдела кадров МТА: 503-504.

В МТА проходит независимая оценка качества условий оказания услуг

Дорогие зрители!

В этом году в учреждениях культуры региона проходит независимая оценка качества условий оказания услуг. Молодёжный театр Алтая не исключение.

Эксперты уже побывали в театре, проверили открытость и доступность информации о МТА, комфортность созданных для зрителей условий, доступность для инвалидов. Ещё одни важный этап – опрос посетителей.

Пожалуйста, уделите две минуты для заполнения формы по ссылке. Всего 12 вопросов, которые подразумевают ответы «да» или «нет». Это очень поможет проанализировать работу театра со стороны зрителей и сделать Молодёжный ещё лучше.

В списке проверяемых организаций мы под номером 46.

Пройти опрос

Фотограф МТА Евгения Савина стала призёром Международного конкурса театральной фотографии

Организаторы Международного конкурса театральной фотографии Theatre exposed («Театр в фотообъективе»), в котором принимала участие фотограф Молодёжного театра Алтая Евгения Савина, подвели итоги. Девушка стала призёром в одной из номинаций.

В этом году в конкурсе приняли участие более 600 человек, они состязались в двух категориях – профессионалы и любители. Свои работы фотографы заявляли в четырёх категориях: «Художественная фотография» (сцены из спектаклей), «Портретная фотография» (портреты артистов в образах и за кулисами, композиторов, режиссёров, костюмеров и так далее), «Движение в искусстве» (активное движение, балет, уличный театр, иммерсивный театр) и «Открытая категория» (театр в период пандемии, экспериментальная фотография).

В лонг-лист конкурса вошло 200 кадров, шесть из которых – авторства Евгении Савиной. В итоге жюри присудило фотографу из Барнаула второе место в номинации «Движение в искусстве» среди профессионалов за снимок, сделанный на показе хореографического факультета Алтайского государственного института культуры.

Поздравляем!

Справка

В Международное жюри конкурса «Театр в фотообъективе-2022» вошли:

Юрий Мечитов (Тбилиси, Грузия) – легендарный грузинский фотограф, автор многих книг, в том числе книги-фотоальбома «Сергей Параджанов. Хроника диалога»;
Нина Аловерт (Нью-Джерси, США) – мастер балетной фотографии и театральный критик, автор и дизайнер книг и альбомов, посвящённых балетному искусству и артистам балета;
Изя Шлосберг (Мэриленд, США) – художник, писатель, философ, основатель творческого союза Shiva-club;
Елена Мартынюк (Украина-Россия) – заслуженный фотохудожник Международной федерации фотоискусства, член Европейского союза профессиональных фотохудожников;
Елена Вильт (Таллинн, Эстония) – фотохудожник, театральный фотограф;
Сергей Жданович (Минск, Беларусь) – фотограф, художник;
Татьяна Липтуга (Одесса, Украина) – директор Одесского государственного литературного музея, заслуженный работник культуры Украины;
Вера Солодова (Одесса, Украина) – директор Одесского государственного историко-краеведческого музея, заслуженный работник культуры Украины;
Макинде Адениран (Абеокут, Нигерия) – драматург, режиссёр, председатель Национальной ассоциации нигерийского театрального искусства (NANTAP Lagos state);
Ариэль Сесилио Лемус (Гавана, Куба) – фотограф,фотокорреспондент газеты Granma;
Йован Видакович (Требинье, Босния и Герцеговина) – фотограф, участник и победитель предыдущих конкурсов;
Реза Мозафари Манеш (Иран, Тегеран) – фотограф, участник и победитель конкурса.

«Толк»: барнаульская театральная семья поведала о любви, отношениях и чувствах

Они познакомились на сцене, влюбились на сцене и там же отмечали свадьбу – играя спектакль. Накануне Дня любви семьи и верности мы рассказываем о парах и их историях любви. Сегодня знакомим вас с актрисой и режиссером Молодежного театра Алтая – Ниной Таякиной и Виктором Захаровым.

Источник: «Толк»

смотреть видео

Афиша
Новости
Соцсети