Архив новостей

Обратно к архиву
«ПолитСибРу»: «Бег по кругу» – в Молодёжном театре Алтая представили современное видение Булгакова

«Ничего и не было. Это все приснилось…» Такой фразой, произнесенной одним из героев пьесы Михаила Булгакова «Бег» в финале, хочется охарактеризовать одноименный спектакль Молодежного театра Алтая, премьерный показ которого состоялся в прошедшую пятницу.

Создатели спектакля заявляли, что за основу постановки взята непосредственно пьеса «Бег», что позволяет говорить о некоторых расхождениях со знаменитой советской экранизацией этого произведения, столь памятной многим людям старшего поколения. Фильм «Бег» создавался по мотивам нескольких произведений Булгакова («Бег», «Белая гвардия», «Черное море»), поэтому представляет собой сборный вариант «белогвардейского» творчества писателя.

Вариант Молодежного театра вышел более фантасмагоричным и сакральным. Отсутствие батальных сцен акцентирует внимание на внутренних перипетиях героев, несмотря на то, что отправной точкой событий всего произведения является сопротивление Белой армии красным на Крымском перешейке во времена Гражданской войны. Военные действия становятся лишь фоном, на котором ярче прослеживается эволюция героев.

Генерал Хлудов приходит к своему сумасшествию прямо на глазах у зрителей. Из эксцентричного и жестокого военноначальника он превращается в затравленного и потерянного человека. Причина его сумасшествия – преследующий призрак повешенного вестового Крапилина. По задумке создателей, призрак становится видимым, но только для зрителей. Окружающие продолжают считать, что Хлудов потерял рассудок. Воплощенный уже не в фантазиях, а в реальности, имеющий все признаки недавно умершего человека призрак, добавляет свою долю мистицизма в и без того нереальную атмосферу происходящего.

Вообще, призраки прошлого будут преследовать всех героев, когда те окажутся в эмиграции. Образ оставленной ими Родины живет в душе каждого из них. Эту щемящую тоску выражают образы детей, вплетенные в общую канву сюжета, но при этом не соприкасающиеся с главными героями.

Танцующие вальс дети, девочка с шарманкой удивительным образом дополняют общий музыкальный фон, над которым работал композитор Виктор Стрибук. Музыкальная составляющая спектакля является средством, с помощью которого зрителю помогают совершать путешествие от одного географического места к другому, от одних обрывков памяти к другим.

Одна из главных задумок сценографа Александра Мохова – несменяемость декораций. Все события происходят в одном и том же месте, металлические конструкции нисколько не видоизменяются, но при этом в один момент – ты присутствуешь в штабе армии в Крыму, в другой – в константинопольском увеселительном заведении, в третий – в Париже. Подобного эффекта удалось достичь благодаря вращению сцены. На подобный ход создатели решились не только из технических соображений. Вращение предполагает цикличность, которая может вырасти в бесконечность. Режиссер спектакля Юрий Ядровский не зря назвал Булгакова пророческим писателем и просил попробовать разгадать его предсказания о будущем России.

Вслед за вращающейся сценой, вращаются и судьбы героев. В один момент все можно потерять, и так же неожиданно приобрести. Бег по кругу совершают все персонажи спектакля, и уже отпадает необходимость в акцентировании сцены тараканьих бегов, так ярко описанной в пьесе.

Полифоничность, как и обещал Ядровский, прослеживалась даже в деталях. Люстры, подвязанные и укрытые чехлами во дворце, удивительно напоминают колокола обители, в которой началось действие спектакля. Девочка, крутящая шарманку, вновь отсылает к общему вращению истории. Зрителю нужно просто интуитивно улавливать детали, никакой сверхрациональной работы мозга и системного анализа не требуется.

Зрители, успевшие посетить премьеру, высказывали разные мнения об увиденном.

«Я посещаю все премьеры Молодежного театра Алтая. Мне было интересно посмотреть, как они справятся с постановкой такого сложного произведения. По первому впечатлению я могу сказать, что мои ожидания были другие. Мне лично не хватило глубины, переворачивающей душу. Большой трагедии я не увидела. Но с другой стороны, я понимаю желание режиссера сделать свой вариант, и в нем есть сегодняшнее прочтение. Это было по-современному», – поделилась своими впечатлениями от премьеры сотрудник отделения гуманитарно-художественной подготовки АГАУ Наталья Евсикова.

Мнения более молодого поколения несколько отличались.

«Мне спектакль понравился. Вроде и про войну, но в тоже время о чем-то большем. После первого акта впечатления были тягостные, но финал оказался вселяющим надежду», – рассказала о своих впечатлениях экономист Анна Колесова.

Действительно, произведения Булгакова требуют долгого осмысления, иногда для этого требуются десятилетия.

В самом начале пьесы генерал Чернота бросает: «Ноев ковчег какой-то» (о просьбе окружающих разрешить бежать с ним в Константинополь). Эта просьба становится лейтмотивом всего произведения. Каждый человек ищет лучшей жизни, стремится спасти то, что ему дорого, в какой бы век это не происходило. И уже становится не важным, вернули мы Крым или Крым вернулся к нам. Для этого есть история. Она рассудит, когда цикл повторится вновь.

Дарья Дзюба

Источник: «ПолитСибРу»

Укладов

Новости

24.04.2024

Режим работы кассы в праздничные дни

23.04.2024

Замена спектакля

«Радио России – Алтай»: Молодёжный театр Алтая продолжает поиски талантливых детей, которые пройдут обучение в театральном лагере

20.04.2024

«Алтайская правда»: мордасовские нравы – в Барнауле прошла премьера спектакля «Дядюшкин сон»

Замена спектакля

19.04.2024

Стартовал юбилейный сезон Национального открытого чемпионата творческих компетенций ArtMasters

18.04.2024

Поздравляем артистку с вводом в пластическую драму «Бойцовский клуб»

Режим работы кассы в праздничные дни

Уважаемые зрители, в выходные и праздничные дни изменится режим работы кассы Молодёжного театра Алтая.

29 и 30 апреля она будет открыта с 10:00 до 18:00, 1, 9 и 10 мая – выходные. В остальные дни мы ждём вас за билетами в штатном режиме: по будням с 10:00 до 19:00, по субботам и воскресеньям – с 10:00 до 18:00.

Если вам нужно будет приобрести билеты на показы именно в то время, когда касса закрыта, вы можете это сделать онлайн на сайте театра.

Замена спектакля

Дорогие зрители, в связи с болезнью артистов мы вынуждены внести изменения в афишу Молодёжного театра Алтая. 27 апреля в 18:00 вместо трагедии Вильяма Шекспира «Гамлет» мы покажем мюзикл Александра Шевцова «Фауст».

Приносим свои извинения, надеемся на ваше понимание и поддержку. Все вопросы по замене билетов или их возврату можно уточнить в кассе театра по телефону: 503-503.

«Радио России – Алтай»: Молодёжный театр Алтая продолжает поиски талантливых детей, которые пройдут обучение в театральном лагере

На занятия в театральный лагерь «Первая сцена» приглашают детей 9 – 10 лет. Желающие должны направить организаторам видеовизитку, прочитав на камеру любое стихотворение, выученное наизусть. Заявки принимают до середины мая. На сегодня их поступило уже более 50, но в группу попадут только 15 человек – самых ярких и артистичных. Как отметил заведующий литературной частью Молодёжного театра Алтая Станислав Хазиев, в лагере, в первую очередь, ждут детей, которые не боятся сцены.

«Занятия продлятся две недели. В первую неделю дети будут изучать грим, постижорство, мы будем вовлекать их в создание бутафории, обязательно побываем в костюмерном цехе. Также начнём проводить читки материала. А вторая неделя будет посвящена репетициям, подготовке декораций и костюмов. В финале занятий детям предстоит выйти на сцену и показать, чему они научились. Поэтому нам нужны смелые и общительные авантюристы, которые с лёгкостью смогут выступать на публике», – Станислав Хазиев, заведующий литературной частью Молодёжного театра Алтая.

Летний лагерь будет работать в Молодёжном театре Алтая с 3 по 14 июня. Занятия для детей бесплатные. Проект реализуется при поддержке губернаторского гранта в сфере культуры.

Источник: «Радио России – Алтай»

«Алтайская правда»: мордасовские нравы – в Барнауле прошла премьера спектакля «Дядюшкин сон»

Премьеру спектакля «Дядюшкин сон» по одноименной повести Достоевского в Молодёжном театре Алтая сыграли как немного безумную шахматную партию, напомнив зрителям старше 12, что великий русский классик мог быть смешным.

В гоголевском духе

Идея превратить малую сцену МТА в большую шахматную доску принадлежит режиссеру-постановщику из Санкт-Петербурга Дарье Камошиной, она же выступила художником-сценографом. Взорам зрителей, заполняющих зал, предстает интерьер очень условной гостиной со столиком в виде ладьи, напольными часами-ферзем и белым бюстом шахматного коня. И если кажется, что все это как-то противоречит известному образу Достоевского, то как раз повесть «Дядюшкин сон», написанную в сибирской ссылке, литературоведы относят к жанру водевиля, а ее интонацию и юмор сравнивают с гоголевскими.

По сюжету первая дама губернского города Мордасова Марья Александровна Москалёва (ее играет заслуженная артистка России Галина Чумакова) мечтает удачно выдать замуж красавицу-дочь Зинаиду (Анфиса Козырева). К ней даже посватался перспективный молодой человек Павел Александрович Мозгляков (Александр Пальшин), но гордая Зина в свои 23 года (по меркам середины XIX века серьезный возраст!) почему-то все тянет с окончательным ответом. И тогда, чтобы угодить ее маменьке, Мозгляков привозит в их дом погостить своего дальнего родственника – богатого старого князя К., который в молодости блистал в Европе, но в последние годы, кажется, немного выжил из ума.

Князь в исполнении Виктора Синицина потешно молодится и часами прихорашивается, носит парик и удивительные накладные усы почти как у художника Дали. Но, несмотря на не угасший интерес к женской красоте и общую восторженность, из-за своей рассеянности стал совсем как дитя, то и дело норовящее сесть мимо стула. Язвительный Мозгляков предлагает женить дядюшку на живущей в доме Москалёвых их бедной родственнице Настасье Петровне (Наталья Сляднева), чтобы она немного позаботилась о нем да и унаследовала вскорости и титул, и огромное состояние. Но Марья Александровна уже решила выдать за князя Зинаиду, осталось только уговорить эту слишком хорошо воспитанную и романтичную натуру совершить подлость по отношению к старику.

Пешки и чёрные птицы

Наш проводник в этом мире – персонаж актера Эльдара Носачёва: он и Гришка – наблюдательный слуга в доме Москалёвых, – и в то же время саркастичный авторский голос, представляющий нам во всей красе персонажей этой смешной и несколько безнравственной истории. И раз уж режиссеру показалось, что ее интрига похожа на шахматную партию, то именно он на протяжении основного действия играет сам с собой в шахматы возле сцены, иногда делясь со зрителем своими мыслями по поводу этой игры.

Водевильная природа текста в спектакле проявилась и в костюмах художницы Натальи Сыздыковой. Основные персонажи истории носят белое или, во всяком случае, очень светлое. Но у Марьи Александровны в Мордасове немало конкуренток за звание первой дамы города, и они появляются на сцене во всем черном. Только это уже, кажется, не шахматные фигуры, а скорее черные птицы, вроде кружащего над домом воронья (заметим, что актрисы Ирина Клишевич, Татьяна Синицина и Нина Таякина превращают свои эпизодичес­кие выходы в маленький праздник).

Впрочем, водевиль в трактовке Дарьи Камошиной то и дело уступает место трагикомедии. Целеустремленной Марье Александровне все же удается сломить волю своей дочери, благовоспитанная Зина согласилась одурачить беззащитного князя. Но подлинная причина этого решения нам явлена во плоти в самом конце: девушка любит бедного учителя (Роман Чистяков), а тот лежит при смерти от чахотки, и став богатой женщиной, она могла бы помочь его семье деньгами.

Впрочем, для корреспондентов «АП» истинным сердцем спектакля все же стал тот самый дядюшка – нелепый, неловкий, все забывающий и никого уже не узнающий старик в дурацком парике и жабо, умирающий в конце повести от потрясения. Настолько бесхит­ростный, что его легко было убедить, будто собственное сватовство к молодой красавице ему лишь приснилось.

Любовь Карпова

Источник: «Алтайская правда»

Замена спектакля

Уважаемые зрители, мы вынуждены сообщить об изменениях в репертуаре театра. В связи с болезнью артистки 21 апреля в 12:00 вместо спектакля «Удивительное путешествие кролика Эдварда» покажем «Летучий корабль».

Приносим извинения за доставленные неудобства. Все вопросы по замене билетов или их возврату можно уточнить в кассе театра 503-503.

Стартовал юбилейный сезон Национального открытого чемпионата творческих компетенций ArtMasters

Стартовал юбилейный сезон Национального открытого чемпионата творческих компетенций ArtMasters 5.0. ArtMasters – это полноценная экосистема для специалистов в сфере backstage и цифрового искусства, которые реализуют самые крупные креативные проекты под руководством ведущих экспертов. Чемпионат даёт возможность молодым талантам раскрыть свой потенциал, повысить профессиональное мастерство, представить свои проекты и получить финансирование, а также найти работу мечты.

Кто может принять участие?

Любители и профессионалы из России и граждане других стран, владеющие русским языком.

Какие компетенции есть в этом году?

Юниоры (14-17 лет): 3D-дизайнер, веб-дизайнер, видеомонтажёр, видеооператор, геймдизайнер, звукорежиссёр кино и медиа, композитор популярной музыки, клипмейкер, сценарист, художник-аниматор.

Основная (18-35 лет): графический дизайнер, фотограф, веб-дизайнер UX/UI, сценограф, копирайтер, режиссёр монтажа, моушн-дизайнер, медиа-композитор, оператор кино и ТВ, клипмейкер, саунд-дизайнер, художник-аниматор, продюсер, мультимедиа художник, звукорежиссёр, художник по свету, композитор популярной музыки, драматург театра и кино.
А также новые компетенции: художник театра кукол и стилист.

Уже несколько лет подряд проводят командные соревнования совместно с арт-кластером «Таврида». Попасть туда могут финалисты чемпионата и выбрать одно из интересных им направлений: «Кино», «Музыка» и «Театр». Это не просто безмерные возможности для развития карьеры и рабочих навыков, но и грамотный трамплин для создания собственного проекта, например короткометражного фильма, театрального этюда или музыкального клипа.

Какой профит от участия?

– Призовой фонд в 36 млн рублей, а также помощь от наших партнёров в виде профессиональных стажировок и рабочего оборудования;
– Для абитуриентов есть возможность заработать дополнительные баллы при поступлении в ВУЗы;
– Каждый участник станет членом огромного профессионального сообщества и получит возможность завести полезные знакомства в креативных индустриях;
– Среди юниоров будут отобраны 30 финалистов, которые смогут попасть в международный детский центр «Артек» на специальную творческую смену.

ArtMasters – ключевое событие в сфере цифрового искусства и креативных индустрий, которое поддержит и раскроет потенциал молодых и талантливых профессионалов.

Подать заявку можно до 27 апреля на сайте чемпионата. Там же указаны все подробности.

Поздравляем артистку с вводом в пластическую драму «Бойцовский клуб»

Поздравляем артистку Ольгу Жучкову с вводом в пластическую драму «Бойцовский клуб» Чака Паланика на роль Рассказчицы.

Желаем нескончаемых оваций и зрительской любви с каждым выходом на сцену, вдохновения и самых ярких эмоций!

Афиша
Новости
Соцсети