«Деловой Петербург»: перечисляя хайлайты – что посмотреть на фестивале «Арлекин»
XVII Всероссийский фестиваль театрального искусства для детей «Арлекин» готовится к выходу офлайн. Oversize story – такой подзаголовок носит один из конкурсных спектаклей, который, кстати, мы не увидим: «АлиССу» покажут жюри конкурса в родном Сарове из-за коронавирусных обстоятельств. Остается надеяться, что вся петербургская программа героического фестиваля состоится в назначенные даты, с 7 по 16 сентября, – несмотря на эти же самые обстоятельства. Уж очень увлекательна. Едва ли не все спектакли в расписании – oversize, на вырост, и не только в смысле возраста, но и в плане душевно-духовного роста.
С каждым годом «Арлекин» все более фокусируется на новом театре «для подростков». В сущности, на новом театре вообще, не отделяющем детей любого возраста от просто людей – веселых и грустных, думающих и сомневающихся, готовых к сценическому сотворчеству, называемому нынче то иммерсией, то интерактивом. Семнадцатый фестиваль начнется и закончится опусами, которые создали сами дети. Внеконкурсная «Одиссея 2К19» благотворительного фонда «Подари мне крылья» и Социально-художественного театра по пьесе Ирины Рябикиной в постановке Дмитрия Крестьянкина откроет смотр 7 сентября, а в финале, 16 сентября, детский лагерь «Нить Ариадны» под руководством Ивана Куркина покажет свой документальный перформанс «Включаю звук выключаю мир», а потом и срежиссирует церемонию закрытия.
Никак нельзя пропустить спектакль Яны Туминой и Александра Балсанова для Бурятского театра кукол «Ульгер» по душераздирающему рассказу Сетона-Томпсона про чернобурого лиса и преследующую его собаку «…и звали его Домино» (14 сентября, Молодежный театр на Фонтанке). О страхе смерти и смерти как таковой вообще много будут говорить и показывать. Это и «Дом с башенкой» по рассказу Фридриха Горенштейна о поисках места, где похоронена мать (режиссер Екатерина Половцева, московский РАМТ, 7 сентября, театр «На Литейном»), и фэнтези о детях в эпоху сталинского террора «Дети ворона» по роману Юлии Яковлевой (режиссер Екатерина Корабельник, Центр поддержки культурных инициатив «Арт-Проект» и Центр им. Вс. Мейерхольда, 13 сентября, театр «Зазеркалье»), и пронзительный моноспектакль – пресс-конференция 10-летней Джетты в исполнении актрисы Марины Замысловой «А рыбы спят?» (режиссер Александр Ряписов, нижегородское Содружество актеров «К.А.Р.М.А.», 8 сентября, театр «Зазеркалье»).
Проблема принятия себя и «другого» острее острого звучит в новой пьесе Марии Конторович о простой 16-летней девочке Маше «Мама, мне оторвало руку» (режиссер Дмитрий Огородников, Молодежный театр-студия «Доминанта» из города Губаха Пермского края, 9 сентября, театр «Зазеркалье») и в спектакле Wonder boy о мальчике с генетической поломкой (режиссер Максим Соколов, Молодежный театр Алтая из Барнаула, 10 сентября, театр «Зазеркалье»). Проблема общественных табу столь красноречиво раскроется в постановке Ивана Куркина «Про мат» (петербургская Мастерская современного театра, 8 сентября, Центр современного искусства им. Сергея Курехина), что потребуется научное предуведомление – лекция научного сотрудника Пушкинского Дома Анны Некрыловой «Обсценная лексика». А проблему «детского театра» энциклопедично и как нельзя более иронично осветит московский театр «Тень». Его специально созданная для фестиваля «Антология № 2. Театр для детей» состоит из четырех новелл, адресованных взрослым, готовым посмеяться над собой (следите за названиями): бэби-театр «Хомячок – теплый бочок», новогодний утренник для младших школьников «Дед Мороз-Superstar», спектакль для среднего школьного возраста «Голое платье короля», спектакль для старшеклассников по литературе из школьной программы «Про Чайку» (12 сентября, театр «Зазеркалье»).
Перечислять хайлайты нынешнего «Арлекина» можно еще долго. Тут и собственные постановки отца-основателя фестиваля – театра «Зазеркалье», и любимцы петербургской публики Борис Павлович с проектом «Квартира. Фабрика историй» и Галина Бызгу с «Винни-Пухом», тут есть сразу два спектакля по книгам «новой Астрид Линдгрен» – норвежской писательницы Марии Парр – «Вафельное сердце» и «Тоня Глиммердал», и театральные читки, и подростковые обсуждения спектаклей, и взрослые семинары, и много чего еще.
Главное – держать кулачки и кулачищи, чтобы все это сложносочиненное великолепие сбылось. По плану, в нужном месте, в назначенный час. И чтобы мы с вами там были.
Ольга Комок
Источник: «Деловой Петербург»






































































