Архив новостей

Обратно к архиву
Официальный сайт Алтайского края: «Мы очень хотим пригласить к себе в Татарстан Алтайский молодёжный театр» – директор Альметьевского татарского государственного драматического театра

Альметьевский татарский государственный драматический театр представил на III Всероссийском молодежном театральном фестивале имени Валерия Золотухина в Барнауле спектакль «Лекарь поневоле» по Жану-Батисту Мольеру в постановке Елены Кузиной. Директор театра Фарида Исмагилова отметила, что выезд в столицу Алтайского края оказался для коллектива очень удачным.

«Мы стараемся не отказываться от фестивалей, но сейчас приглашения нам приходят слишком часто, так что все-таки приходится выбирать. Но приглашение на Всероссийский молодежный театральный фестиваль имени Валерия Золотухина мы приняли с удовольствием. Нас настолько тепло и заботливо приняли здесь в прошлый раз, два года назад, настолько бережно с нами обращались, что отказаться побывать в Барнауле еще раз просто невозможно. У нас внутри все-таки живет такая нотка – мы провинциальный театр, мы национальный театр, нас не всегда понимают. Здесь, на Алтае, в первый же приезд наш проект поняли и приняли, до сих пор его вспоминают. Когда тебя хорошо принимают в первый раз – обязательно приедешь и во второй раз», – констатировала Фарида Исмагилова.

По ее словам, есть еще один весомый аргумент в пользу поездки в Барнаул: «Важно еще принимать во внимание, что Алтай для нас, тюрков, – прародина, наша колыбель. Поэтому нас сюда тянет и очень сильно. В прошлый свой приезд мы не смогли увидеть красоты Алтайского края, в этот раз благодаря директору Молодежного театра Алтая мы побывали на прекрасной экскурсии, увидели очень много интересного. Мы уезжаем с огромным запасом впечатлений. Так что поездка получилась прямо по перефразированной русской поговорке: Алтай посмотреть, спектакль показать».

Фестивальный показ спектакля получился чрезвычайно удачным, отметила руководитель театрального коллектива. «Удивительно высокую оценку нашей работе дали критики. Между тем, наш спектакль случился только здесь – не на премьере, не дома в Альметьевске. Мы свой спектакль здесь сыграли как премьерный: ребята отыграли совсем по-другому, именно так, как он должен был получиться. Мы с этим спектаклем намучились, работа шла тяжело, совсем не по-мольеровски, изначально дель’арте не получалась так, как предполагала режиссер Елена Кузина. А в Барнауле все сошлось, спектакль случился – настоящий, яркий, интересный. Для нас это историческое событие. Почему так сложилось? Может быть, потому что всегда перед этим спектаклем очень волновались и боялись, даже отговаривали знакомых и коллег, просили не приходить в зал, потому что не было уверенности, что они получат удовольствие. Трудно сказать, почему, но вдруг все случилось именно в Барнауле.

Кстати, барнаульский зритель очень доброжелательный. Я видела – полный зал молодежи. Сама, сидя в зрительном зале, ощутила какой-то особенный первый вздох зала, когда актриса вышла на сцену… И наши актеры эту первую реакцию зала ощутили, подхватили ее, сыграли практически на импровизации, произошло единение с залом. Это тоже помогло нам», – призналась Фарида Исмагилова.

С ее точки зрения, фестиваль в Барнауле необходим и удачен еще и с точки зрения выстраивания дальнейших взаимоотношений с участниками – театральными коллективами из других регионов. «Мы, например, уже обсуждаем с коллегой из Петрозаводска возможность организации обменных гастролей. Директор театра драмы Республики Карелия «Творческая мастерская» Александр Побережный-Береговский, с которым мы познакомились здесь, в Барнауле, на творческой мастерской в первый день фестиваля, проявил к нам большой интерес, они хотят приехать к нам в Татарстан. У нас есть специальный проект «Театр-гость». Мы – единственный театр в нашем малом городе, поэтому стараемся активно работать с коллегами из русских театров в национальных республиках, в Стерлитамаке, Саранске, Сызрани, в Саратове. Они приезжают к нам, мы выезжаем к ним на гастроли. Это сотрудничество очень удачно складывается, помогает и программа межрегиональных гастролей – одно из направлений федеральной программы «Большие гастроли». Это очень хороший опыт, мы продолжим эту практику. На самом деле, мы ездим очень много – и по Татарстану, и в другие регионы выезжаем. Например, на прошлый фестиваль имени Золотухина в Барнаул мы приехали после поездки на фестиваль в Ялту. Мы готовы поделиться и своим опытом организации гастрольных поездок с минимальными финансовыми затратами.

По сути, мы полустационарный театр, потому что Альметьевск город маленький. Мы много работаем с публикой, стараемся вырастить для себя молодое поколение зрителей, поэтому ставим спектакли, ориентированные и на взрослых зрителей, и на молодых, работаем с подростковой аудиторией. Иначе говоря, у нас очень разнообразный репертуар. И на фестивале в Барнауле мы увидели довольно много интересного для себя.

Я очень хочу пригласить к себе Алтайский молодежный театр. Конечно, расстояние между нами немалое – две с половиной тысячи километров. Но мы бы с удовольствием организовали гастроли этого коллектива. Уверена, что у нас в Татарстане Молодежный театр Алтая примут также тепло, как здесь встречают нас», – констатировала Фарида Исмагилова.

Напомним: III Всероссийский молодежный театральный фестиваль имени Валерия Золотухина проходит в Барнауле по 30 сентября. Сегодня, 29 сентября, свои спектакли представят последние три театра-участника. Глазовский драматический театр «Парафраз» представит спектакль «Приключения супер-Толика» по повести Юрия Томина «Шел по городу волшебник» в постановке Дамира Салимзянова. Прокопьевский драматический театр имени Ленинского комсомола пригласит на спектакль «Женщина в песках» по роману Кобо Абэ, его режиссером стал Олег Степанов. На спектакль «Головлевы» по роману Михаила Салтыкова-Щедрина в постановке режиссера Сергея Федотова приглашает Новосибирский драматический театр «Старый дом». В программе фестивального дня – встречи членов жюри с труппами театров, которые накануне представили свои работы. Эксперты рассказывают о своих впечатлениях, дают советы. Продолжатся и мастер-классы. Занятия для артистов «Сценическое движение» проводит режиссер и балетмейстер из Новосибирска Василий Лукьяненко, театровед и кандидат искусствоведения из Москвы Ольга Андрейкина встречается с заведующими литературной частью, ее мастер-класс называется «Театральная педагогика».

Учредитель форума – правительство Алтайского края. Фестиваль проводится при поддержке Министерства культуры РФ, Союза театральных деятелей РФ. Организаторы фестиваля – Молодежный театр Алтая, управление Алтайского края по культуре и архивному делу, Алтайское краевое отделение СТД РФ.

Источник: Официальный сайт Алтайского края

Новости

30.09.2022

В МТА состоялась премьера читки романа Алексея Толстого «Пётр I»

23.09.2022

«Вести – Алтай»: в МТА состоялась презентация спектакля «Временно недоступен» для незрячих и слабовидящих людей

22.09.2022

«Толк»: закрыть глаза и услышать – в алтайском театре незрячие могут ощутить спектакли

«Алтайская правда»: в барнаульском театре показали необычный спектакль

21.09.2022

Директору МТА Ирине Лысковец вручили Благодарность от министра культуры России Ольги Любимовой

19.09.2022

«Катунь 24»: спектакли Молодёжного театра Алтая стали доступными для слабовидящих

В Молодёжном театре Алтая прошли первые показы спектаклей, адаптированных для незрячих

В МТА состоялась премьера читки романа Алексея Толстого «Пётр I»

29 сентября в Молодёжном театре Алтая состоялась премьера читки отрывков из романа Алексея Толстого «Пётр I». Изучение произведения стало очередной частью образовательного проекта МТА для школьников «Разборки с автором».

В команде театра нет историков, поэтому читка – метод художественного исследования образа императора, который создал Алексей Толстой сначала в рассказе «День Петра», потом в пьесе «Пётр I», а позже и в одноимённом романе. Режиссёр читки Андрей Воробьёв говорит, что, работая над материалом, выбрали отрывки, которые показались наиболее интересными и которые, по мнению творческой группы, имеют очень много параллелей с сегодняшним днём.

Главная задача – заинтересовать подростков этим человеком, чтобы вернувшись из театра домой, они почитали что-то о Петре Великом, подумали, как бы сами поступили в ситуациях, в которых он оказывался, попробовали разобраться в реалиях того времени.

Проект «Разборки с автором» существует в Молодёжном театре Алтая с 2017 года. Это не простое чтение текстов русских классиков по ролям, а результат подробного анализа произведений режиссёрами и артистами. Сначала в МТА изучили рассказы Антона Чехова «Бумажник», «Загадочная натура», «Стража под стражей», «Толстый и тонкий», затем повесть Николая Гоголя «Старосветские помещики». Продолжением проекта стало обсуждение поэмы Михаила Лермонтова «Мцыри», следом театр помог школьникам познакомиться с фронтовой поэзией Александра Твардовского. Чтение отрывков из романа Алексея Толстого «Пётр I» приурочили к 350-летию со дня рождения императора.

смотреть фото

«Вести – Алтай»: в МТА состоялась презентация спектакля «Временно недоступен» для незрячих и слабовидящих людей

Драма «Временно недоступен» – о жизни простой, современной семьи, нарушенной трагедией: мама попала в автокатастрофу и умерла. Вечно занятый на работе отец и дети уходят в себя, не в состоянии пережить горе и разделить его с близкими…

Семейная драма, разыгрываемая актёрами театра, сегодня впервые показана для лишённых зрения людей. Их встречали уже на входе в театр и провожали до места специально обученные вахтёры – за долго до премьерного показа все работники театра учились ходить с завязанными глазами, чтобы лучше понимать иной человеческий мир, лишённый света. Спектакль незрячие люди смогут воспринимать с помощью так называемого тифлокомментирования. В театре сегодня появилось специальное оборудование – мобильный передатчик с аудиоприёмниками.

Тифлокомментатор Марина Копысова приехала из Новосибирска. У неё огромный опыт общения со слабовидящими людьми. Сидя в своей комментаторской будке, для незрячих театралов она точно проводник в другой мир.

Такие постановки – не разовая акция, заявили в Министерстве культуры края. Опыт есть. В Молодёжном театре Алтая обещают, что спектакли с тифлокомментированием будут идти, даже если в зале будет находиться всего один незрячий человек. Таким образом, уже с этой осени люди с ограниченными возможностями здоровья по зрению смогут побывать на самых востребованных постановках театра. Позже к тифлокомментированию параллельно добавится сурдоперевод.

Источник: «Вести – Алтай»

смотреть видео

«Толк»: закрыть глаза и услышать – в алтайском театре незрячие могут ощутить спектакли

Благодаря специальному оборудованию слабовидящие могут ощутить и прочувствовать атмосферу театральных постановок. Это стало доступно в Молодежном театре Алтая, который выиграл специальный грант

Узнать цвет волос главного героя пьесы, понять, какая деталь украшает его костюм, оценить, не переигрывает ли актер. Такие театральные тонкости теперь доступны незрячим людям. А все благодаря специальному оборудованию, передающему тифлокомментарии, то есть аудиоописание происходящего на сцене.

«Заранее подготовленные тифлокомментарии озвучиваются в реальном режиме времени здесь и сейчас. Живые актеры, живая аудитория, которая воспринимает все посредством радиопередатчика», – рассказывает заместитель директора Новосибирской областной специальной библиотеки для незрячих и слабовидящих Марина Копысова.

Адаптировать спектакли для зрителей с особыми возможностями здоровья получилось благодаря победе Молодежного театра Алтая в грантовом конкурсе программы поддержки людей с нарушением зрения. Театру выделили оборудование – мобильный передатчик и 20 аудиоприемников.

«Зрители к нам приходят разные, и умение персонала работать с такими людьми просто необходимо, поэтому мы всегда проводим какой-то инструктаж. С центральной зоны начинается встреча, и дальше они помогают, провожают в зрительный зал, рассказывают, где их места, в общем, полностью сопровождение идет», – отмечает директор Молодежного театра Алтая Ирина Лысковец.

Для работы тифлокомментатора сделали специальную кабину с шумоизоляцией, чтобы звуковые титры не мешали другим зрителям. Она расположена на балконе, откуда можно наблюдать за всем происходящим.

«Некоторые спектакли проходят с большим числом декораций с большими паузами, там, где танцы, проходит какая-нибудь пластика, где ты чуть больше выкладываешься. На самом деле нет таких спектаклей, которые не нужно или нельзя было бы описать», – рассказала Марина Копысова.

Тифлокомментарии появились у спектаклей «Временно недоступен», «Крахмальная, 92» и Wonder boy. Для них театр также выпустил программки на рельефно-точечном шрифте. Уже с этой осени люди с нарушениями зрения смогут побывать на самых востребованных постановках МТА.

Источник: «Толк»

смотреть видео

«Алтайская правда»: в барнаульском театре показали необычный спектакль

16 и 17 сентября в Молодёжном театре Алтая состоялись первые показы спектаклей, адаптированных для незрячей и слабовидящей аудитории.

Тифлокомментарии (лаконичные описания предметов, пространства или действий) подготовила и озвучила специалист из Новосибирска Марина Копысова. Напомним, МТА победил в грантовом конкурсе программы «Особый взгляд» благотворительного фонда Алишера Усманова. Фонд выделил средства на адаптацию трех спектаклей, а также направил в театр мобильный передатчик и 20 аудиоприемников с наушниками для зрителей с ограниченными возможностями здоровья.

Теперь – в наушниках

В одной из зрительских лож установили звуконепроницаемую кабину, где работает тифлокомментатор. Еще перед началом сценического действа он рассказывает о театре, драматурге, постановке, описывает декорации. В случае спектакля «Временно недоступен» по пьесе Петры Вюлленвебер комментарий к происходящему получился примерно таким: «Входит Матиас, шатен среднего роста с густыми усами и короткой бородой. На мужчине темный деловой костюм, белая рубашка с галстуком, в руке портфель. Он садится в автомобиль, кладет портфель на сиденье, пристегивается ремнем, надевает солнцезащитные очки. Делает движение рукой, будто проворачивает ключ в замке зажигания» – и так далее. Иногда необходимо упоминать даже мимику артистов, если она имеет значение для дальнейших событий.

– Задача тифлокомментаторов – описывать безмолвные сцены или декорации на сто процентов, – подчеркивает Марина Копысова, заместитель директора Новосибирской областной специальной библиотеки для незрячих и слабовидящих. – Важно делать это без эмоциональной окраски, то есть мои переживания остаются внутри меня. Я играю повествователя, которого нужно «включить» по необходимости, а где-то и выключить, чтобы не мешать зрителям.

Специалист говорит, что раньше незрячие люди ходили на спектакли с «шептунами» – друзьями или родственниками, которые на ухо рассказывали, во что одеты артисты и что творится на сцене. На них постоянно шикали другие зрители, которым это мешало. Теперь описания подготовлены профессионально и звучат в наушниках.

Авторская работа

Создание тифлокомментариев к одному спектаклю занимает полтора-два месяца. И все равно, по словам Марины Копысовой, после первого показа обычно приходится что-то убирать или дописывать. Важно не допустить информационного зашумления, которое только все испортит. Словом, это всегда авторская работа, в которой необходима обратная связь с аудиторией.

Сейчас тифлокомментарии появились у семейной истории «Временно недоступен», «Крахмальной, 92» по повести Януша Корчака и спектакля Wonder boy Максима Соколова. В театре специально выбирали постановки для семейного просмотра и перед своеобразной премьерой волновались.

Кстати, перед стартом проекта в МТА не только напечатали программки рельефно-точечным шрифтом Брайля, но и обучили контролеров и администраторов тому, как встречать и сопровождать зрителей с особенностями. «Сначала все это воспринималось с юмором, когда надо было с закрытыми глазами пройти препятствия, а потом все прониклись и поняли, как это непросто, – рассказывает директор театра Ирина Лысковец. – Мы должны быть готовы встречать разных зрителей и уметь с ними работать».

Нужно привыкать

– К тифлокомментариям нужно привыкать, – считает председатель комитета по спорту, культуре и молодежной политике краевого Заксобрания Татьяна Ильюченко. – Сегодня наша задача – подготовить своих специалистов, чтобы такая работа шла в театрах на постоянной основе.

Кстати, сама Марина Копысова в 2018 году была первым таким специалистом во всей Новосибирской области, но затем там обучили еще около 20 человек, работающих в театрах, музеях и библиотеках. Среди новосибирских театров к созданию тифлокомментариев подключились молодежный «Глобус», «Старый дом» и городской драматический театр под руководством Сергея Афанасьева.

Министр культуры края Елена Безрукова напомнила, что подобный опыт уже есть и в Барнауле: Алтайский музыкальный театр делал проект по тифлокомментированию мюзикла «Капитанская дочка», а сейчас планирует новую инклюзивную постановку. В краевом театре драмы поставили спектакль «Катушка» на жестовом языке (в нем наравне с профессиональными артистами участвовали актеры-любители с ограниченными возможностями здоровья). А в МТА теперь надеются снабдить тифлокомментариями и другие постановки, тем более что репертуар позволяет.

Кстати

Билеты на адаптированные спектакли распространяют через общественные организации инвалидов и специализированную библиотеку, с которой МТА уже сотрудничал.

Любовь Карпова

Источник: «Алтайская правда»

Директору МТА Ирине Лысковец вручили Благодарность от министра культуры России Ольги Любимовой

В Барнауле прошло открытие II Всероссийского фестиваля театров кукол «Зазеркалье». На нём состоялась церемония вручения наград краевого и федерального уровней. Губернатор Виктор Томенко вручил Благодарность от Министерства культуры России директору Молодёжного театра Алтая Ирине Лысковец за большой вклад в развитие культуры и многолетнюю плодотворную работу. Документ подписала Ольга Любимова.

Ирина Владимировна начала работать в отрасли культуры в 1999 году. С 2014 года возглавляет наш театр, с того же года руководит Всероссийским молодёжным театральным фестивалем им. В.С. Золотухина. За это время в нём приняли участие 32 творческих коллектива из 17 регионов страны, они представили 50 разноплановых спектаклей.

Была инициатором открытия Школы-студии МТА, где дети и подростки познают азы театрального искусства. В этом году пять выпускников первого набора поступили на бюджет в ведущие театральные вузы страны – Театральный институт им. Б. Щукина при Государственном академическом театре им. Е. Вахтангова, Всероссийский государственный институт кинематографии им. С. Герасимова, Высшее театральное училище им. М. Щепкина, Санкт-Петербургское музыкальное училище им. М. Мусоргского.

По инициативе директора в театре каждый творческий сезон проходят лаборатории, семинары, курсы повышения квалификации и акции. Молодёжный – первый и единственный театр в Алтайском крае, в котором реализуют проект «Театральная педагогика», направленный на воспитание творчески ориентированных детей. В 2015 и 2018 годах прошли циклы лекций для школьных учителей кандидата искусствоведения, автора методического пособия по тренингу «Театральная педагогика» Ольги Андрейкиной (Москва). Благодаря Ирине Владимировне МТА возобновил членство в Международной ассоциации театров для детей и молодёжи.

Ирина Лысковец много времени отдаёт поиску и приглашению в Барнаул талантливых режиссёров, художников, композиторов и хореографов со всей страны. Директор налаживает партнёрские отношения с театрами других регионов, курирует организацию гастролей, участие МТА в фестивалях, федеральных программах по обновлению материально-технической базы.

При этом Ирина Владимировна успевает повышать свою квалификацию руководителя. Она прошла обучение по программам «Система управления и финансирования государственных театров» и «Актуальные проблемы современного театра для детей и подростков» Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения дополнительного образования «Институт культурных программ». В прошлом году окончила курс Высшей школы деятелей сценического искусства «Школа Г.Г. Дадамяна» «Вызовы времени. Управление театром в современных условиях».

Поздравляем Ирину Владимировну с заслуженной наградой!

«Катунь 24»: спектакли Молодёжного театра Алтая стали доступными для слабовидящих

Уже знакомые барнаульскому зрителю постановки Молодёжного театра Алтая Wonder boy, «Крахмальная, 92» и «Временно недоступен» стали доступными для слабовидящих. Спектакли снабдили тифлокомментариями – лаконичными аудио-описаниями предметов, декораций, костюмов и действий актёров. На репетиции адаптированного спектакля побывала съёмочная группа телеканала «Катунь 24».

смотреть видео

Источник: «Катунь 24»

В Молодёжном театре Алтая прошли первые показы спектаклей, адаптированных для незрячих

В Молодёжном театре Алтая прошли первые показы спектаклей, которые адаптировали для незрячих и слабовидящих. В этом году у трёх постановок появились тифлокомментарии, лаконичное описание предмета, пространства или действия, которые непонятны незрячему без специальных словесных пояснений.

16 сентября на спектакль «Временно недоступен» Петры Вюлленвебер пригласили читателей Алтайской краевой специальной библиотеки для незрячих и слабовидящих. 17 сентября на «Крахмальной, 92» по книге Януша Корчака «Когда я снова стану маленьким» побывали подопечные Алтайской краевой организации Всероссийского общества слепых из Барнаула, Новоалтайска и Заринска. Каждому выдали приёмник с наушником, куда шла трансляция речи тифлокомментатора.

Для этих зрителей спектакли начались на 15 минут раньше. Заместитель директора Новосибирской областной специальной библиотеки для незрячих и слабовидящих Марина Копысова, которая занималась адаптацией постановок, рассказала об истории театра, реконструкции здания, особенностях интерьера, создателях спектаклей и артистах. Она же вела прямое комментирование, описывала в радиопередатчик происходящее на сцене. А уже после показов незрячие пообщались с актёрами, задали интересующие вопросы, рассказали о своих ощущениях и впечатлениях, тактильно изучили лепнину в зрительном зале, элементы костюмов и декораций, реквизит.

Работу по адаптации спектаклей в Молодёжном театре Алтая провели по грантовому конкурсу программы поддержки людей с нарушением зрения «Особый взгляд» Благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт». Фонд выделил средства на создание тифлокомментариев, направил в театр специальное оборудование – мобильный передатчик и 20 аудиоприемников. Грант предусматривает и оплату стоимости билетов для незрячих.

К проведению показов для особенных зрителей в театре готовились заранее. Собрали звуконепроницаемую кабину для тифлокомментатора, состоялся инструктаж администраторов, контролёров и работниц гардероба, как правильно вести себя с такими зрителями, а письма героев спектаклей к зрителям перевели на рельефно-точечный шрифт.

В следующий раз незрячие и слабовидящие придут в МТА через месяц. 21 октября ученикам Алтайской общеобразовательной школы №2 представят спектакль «Временно недоступен» Петры Вюлленвебер, 22 октября – Wonder boy Максима Соколова.

смотреть фото

Афиша
Новости
Соцсети