Где-то есть город тихий, как сон… Размышления о спектакле «Наш городок»

10 сентября 2019 года на сцене Молодежного театра Алтая состоялась премьера спектакля, поставленного по пьесе Торнтона Уайлдера «Наш городок». Произведение американского драматурга, написанное в 1938 году и отмеченное Пулитцеровской премией, одной из самых престижных мировых наград в области театрального искусства, поставил режиссер Алексей Серов. Спектакль получился мудрым, красивым и трогательным. «Наш городок» втягивает в себя как энергетическая воронка. Раскручивает то, что произошло когда-то, очень давно, но не устарело и не опошлилось. Более того, «Наш городок» готовит встречу с самим собой. По крупицам отражаясь в зеркале сцены, история эта возвращает и множит личные воспоминания и героев драмы, и публики. Несмотря на прием отстранения, заданный через персону Режиссера зрители довольно быстро начинают ощущать собственную причастность к происходящим событиям. Более того, события эти легко и просто становятся твоей жизнью в твоем городке. Подобное случается не так уж и часто, но когда спектакль сочиняет Алексей Серов, – приготовьте свое сердце к встрече с Художником. А еще, – пристегните ремни, чтобы не улететь навсегда в мерцающее мета-пространство его необычных постановок…

«Наш городок» – «простая пьеса, в которой присутствуют все сложные темы; и это сложнейшая пьеса, где я с любовью рассказываю о простейших вещах на свете», – писал американский драматург Торнтон Уайлдер, лауреат Пулитцеровской премии. Возможно, это – первое драматическое произведение ХХ века, столь доверительно открывающее нам великую тайну бессмертия. Возможно, в нем зашифрованы беседы Уалдера с гениальными драматургами Древней Греции, пытавшимися связать Время «нитью Ариадны». Возможно то, что воплощается сейчас на подмостках МТА, навсегда отпечатается в космической панораме еще одной историей о любви…

Сценическое пространство Молодежного театра максимально освобождено от быта. Стулья с высокими спинками, рифмующиеся с вертикалью окон репетиционного зала, да еще пара столиков для обозначения домашнего интерьера. Справа – дверь, через которую выйдут на сцену артисты. На стене у двери – портрет драматурга Торнтона Уайлдера. Умное благородное лицо. Сверху, от серебристых металлических плафонов струится холодный свет. Сценография Ильи Кутянского воссоздает призрачную атмосферу жизни маленького городка, в котором все давным-давно умерли.

Актер Андрей Воробьев, играющий Режиссера, представит публике персонажей. Они смотрят на нас так, как смотрят с фотографий ушедшие родные люди… Среди них есть и служащий похоронной компании. Высокий Джо Стоддерт в черном пальто. У персонажа Валерия Лагутина немного текста, но его присутствие ощущается постоянно. Скорбная профессия оставила на Стоддерте траурную метку. Согбенная спина. Взгляд, обращенный зрачками внутрь. Черный костюм. Черное пальто. «Черный человек». Знаковая фигура. А еще есть семья доктора Гиббса. Нежный, добрый врач – Анатолий Кошкарев, его красивая, мечтательная жена – Ирина Клишевич и заметно упитанный, простоватый сын – Дмитрий Борисов. А по соседству – другая семья: подтянутого собранного мистера Уэбб Александра Чумакова и его, слегка чопорной жены, миссис Уэбб Галины Чумаковой. У них прелестная дочка Эмили – Наталья Сляднева, тонко чувствующая красоту и дыхание жизни. Молодые люди окончат школу и поженятся. И в какой-то момент сердце Эмили не выдержит нагрузки жизненных перемен. Она умрет при родах. И это будет самая большая и самая трагическая потеря для всех. Сценограф Илья Кутянский создал впечатляющий хронотоп – зеркальный репетиционный зал, где здесь и сейчас, в очередной раз, возрождается жизнь тех самых людей, которых уже нет на свете. Они появляются под черными зонтами на холодном подиуме сценического пространства. Графические четкие мизансцены воссоздают атмосферу провинциальной жизни прошлого века с ее церковными службами и похоронными процессиями. Кажется, что в них закодированы все любовные истории, все чувственные послания, «все мысли веков, все мечты, все миры».

Жанр спектакля определен постановщиками как трагикомедия в двух действиях, что, конечно, интригует. Но вскоре проясняется и смыслом режиссерского послания, и степенью отстранения актеров от персонажей. Что весьма и весьма условно. Таков фирменный прием Алексея Серова, его постановочный лейбл. Он задает вопросы и провоцирует ответ в сердцах зрителей. Используя прием стоп-кадра, где танцующие пары вдруг застывают, как на старинных пожелтевших фотографиях, Серов усиливает ностальгическую составляющую в перекличке времен и судеб. Этот прием взаимопроникновения и взаимообусловленности, и есть, на мой взгляд, самое важное в послании драматурга из глубины веков.

Эффект «очуждения», характерный для композиции пьесы, нисколько не противоречит способу существования актеров. Они не только «представляют» своих героев, но и живут их жизнью и умирают вместе с ними на высокой горе за чертой города. Подобный парадокс созерцания возможен только в пространстве сценической игры. Когда время действия пьесы, помеченное автором маем 1907 года, возникает здесь и сейчас. Со всеми своими надеждами и разочарованиями. Потерями и обретениями. Что, в общем – то и есть самое ценное и самое сложное в любом спектакле: дыхание, нерв, мысль. И еще, – атмосфера Любви и Благолепия, нисходящая из тайников памяти вселенной.

В пьесе Торнтона Уалдера «Наш городок» мысль о вечном обществе как духовной связи, объединяющей живых, умерших и еще не рожденных людей, воплощена в простой и не проходящей истории о Любви и Смерти. Как видим, Уайлдер в своих поисках затронул вечные темы бытия. А Молодежный театр Алтая чутко откликнулся на них.

«В ушную раковину Бога,
закрытую для шума дня,
шепни всего четыре слога:
– Прости меня».
Иосиф Бродский

Елена Кожевникова

Новости

04.12.2022

Поздравляем артистов с вводом в романтическую историю «Золушка»

03.12.2022

«Катунь 24»: в Молодёжном театре Алтая готовятся к премьере спектакля «Огниво»

01.12.2022

Открыт приём заявок на участие в V Всероссийском молодёжном театральном фестивале имени Валерия Золотухина

Всероссийский проект Народного фронта «Все для Победы!»

25.11.2022

Эксперт «Золотой Маски» Нина Карпова побывает на спектаклях Молодёжного театра Алтая

21.11.2022

Поздравляем артистку с вводом в оперу «Мария Стюарт»

18.11.2022

Директор МТА Ирина Лысковец приняла участие во Всероссийском фестивале-лаборатории театров для детей и молодёжи «Колесо»

Поздравляем артистов с вводом в романтическую историю «Золушка»

Поздравляем Антона Нечаева, Галину Чумакову и Виталия Прозорова с вводом в романтическую историю «Золушка» Шарля Перро. Желаем побольше сказочных ролей и волшебных моментов!

«Катунь 24»: в Молодёжном театре Алтая готовятся к премьере спектакля «Огниво»

Подсмотреть костюмы и бутафорию героев предстоящей новогодней премьеры «Огниво» в Молодёжном театре Алтая удалось съемочной группе телеканала «Катунь 24». В программе «Время культуры» зрителям показали путешествие по закулисью.

Источник: «Катунь 24»

смотреть видео

Открыт приём заявок на участие в V Всероссийском молодёжном театральном фестивале имени Валерия Золотухина

1 декабря стартовал приём заявок на участие в V Всероссийском молодёжном театральном фестивале им. В.С. Золотухина. Масштабный культурный форум пройдёт в Барнауле с 18 по 24 сентября 2023 года. Он соберёт профессиональные творческие коллективы из разных уголков страны, которые представят свои лучшие спектакли разных жанров и форм.

Как и в прошлые годы, основной площадкой проведения театрального форума станет Молодёжный театр Алтая. У любителей театрального искусства будет уникальная возможность за неделю посмотреть 12 спектаклей, адресованных преимущественно молодёжной аудитории. По сложившейся традиции фестиваль закроется спектаклем театра, приглашённого в Барнаул в качестве гостя. На этот раз зрителям представят постановку Российского академического Молодёжного театра. Программу показов дополнят образовательные семинары, лаборатории, круглые столы и мастер-классы от экспертов театрального дела.

Заявки на участие принимаются до 1 марта. Спектакль, адресованный молодёжной аудитории, должен быть выпущен в период с 1 января 2021 по 31 декабря 2022 года. Электронную форму заявки нужно заполнить на сайте Молодёжного театра Алтая в разделе «Фестиваль». Уже весной станет известно, какие спектакли каких театров смогут увидеть жители региона.

Справка
Всероссийский молодёжный театральный фестиваль имени Валерия Золотухина учреждён указом губернатора Алтайского края от 10 октября 2013 года. К участию в фестивале допускаются на равных условиях профессиональные драматические театры любой формы собственности и подчинения, русские и национальные театры. Организаторами фестиваля выступают Министерство культуры Алтайского края, Молодёжный театр Алтая, Алтайское краевое отделение общероссийской общественной организации «Союз театральных деятелей Российской Федерации». Фестиваль проходит раз в два года при поддержке Министерства культуры России и Союза театральных деятелей Российской Федерации.

Всероссийский проект Народного фронта «Все для Победы!»

Общероссийский народный фронт запустил портал «Все для Победы!» и дал старт началу работы благотворительного фонда по сбору средств в поддержку воинских подразделений и мирного населения Донбасса.

На данном Портале рассказывается, как перечислить деньги, где принимают вещи, что требуется бойцам, здесь же можно узнать, как грузы доставляются адресатам.

В конце октября открыт региональный сбор средств, по которому можно перевести средства для частей, преимущественно сформированных из мобилизованных из Алтайского края, а также частей, дислоцированных в нашем крае, подразделения которых выполняют боевые задачи в ходе СВО.

Эксперт «Золотой Маски» Нина Карпова побывает на спектаклях Молодёжного театра Алтая

С 1 по 4 декабря на показах спектаклей Молодёжного театра Алтая побывает Нина Карпова. Театровед, руководитель литературно-драматургической части Московского академического театра Сатиры, эксперт международных и всероссийских фестивалей прилетит в Барнаул по гранту Союза театральных деятелей России «Командировки критиков в театры регионов России».

Нина Никитична посмотрит четыре спектакля МТА, выпущенные за последний год – страшную сказку «Василисса» Марии Малухиной, историю грандиозной аферы «Мёртвые души» Николая Гоголя, мюзикл «Фауст» Александра Шевцова и странствие «Марьино поле» Олега Богаева. Каждый она обсудит с артистами, художественным руководством и работниками производственных цехов.

Нина Карпова окончила театроведческий факультет ГИТИСа им. А.В. Луначарского. Печаталась в журналах «Театр», «Театральная жизнь», «Страстной бульвар, 10», «Музыкальная жизнь», газетах «Культура», «Экран и сцена», «Аргументы и факты», «Московская правда», а также американских и европейских театральных изданиях. Она – автор и редактор Первого тома Российской театральной энциклопедии (2020). Постоянный эксперт и член жюри множества российских театральных фестивалей, среди которых «Золотая Маска».

Грант «Командировки критиков в театры регионов России» предназначен для театров, которые хотели бы пригласить критика для просмотра и обсуждения своих спектаклей. В этом году заявки на участие подали более 140 коллективов, Союз театральных деятелей отобрал только 36.

Поздравляем артистку с вводом в оперу «Мария Стюарт»

Поздравляем Елену Логачёву с вводом в оперу «Мария Стюарт» Фридриха Шиллера. Желаем крепко стоять на котурнах, чтобы не снесло волной аплодисментов!

Директор МТА Ирина Лысковец приняла участие во Всероссийском фестивале-лаборатории театров для детей и молодёжи «Колесо»

С 15 по 17 ноября в Екатеринбургском театре юного зрителя проходил Всероссийский фестиваль-лаборатория театров для детей и молодёжи «Колесо». В числе участников – руководителей ведущих театров юных зрителей страны – была и директор Молодёжного театра Алтая Ирина Лысковец.

Программа включала просмотры лучших спектаклей Екатеринбургского ТЮЗа, выпущенных в последние годы. Гости побывали на показах постановок «Питер Пэн в Кенсингтонском саду» по мотивам повести Джеймса Мэтью Барри, «730 шагов» по мотивам романа Фёдора Достоевского «Преступление и наказание», «Чучело» по мотивам повести Владимира Железникова, «Дуэль» по повести Антона Чехова и «Пиковая дама» Александра Пушкина.

На фестивале-лаборатории провели «круглый стол» руководителей театров, в котором приняла участие директор Российского академического Молодёжного театра Софья Апфельбаум. Модератором выступила заведующая Кабинетом театров для детей и театров кукол Союза театральных деятелей России Ольга Глазунова. Состоялась лекция координатора спецпроектов РАМТа Милы Денёвой «Современная российская драматургия для детей и подростков».

Завершился фестиваль обсуждением спектаклей Екатеринбургского театра юного зрителя. Его провели театроведы Ирина Алпатова, Владимир Спешков и Мила Денёва.

Справка

Всероссийский фестиваль-лаборатория театров для детей и молодёжи «Колесо» был задуман как передвижной, отсюда и его название. Это своего рода творческий отчёт, презентация принимающего театра. Фестиваль учреждён Союзом театральных деятелей Российской Федерации по инициативе Российского академического Молодёжного театра.

смотреть фото

Афиша
Новости
Соцсети