Где-то есть город тихий, как сон… Размышления о спектакле «Наш городок»

10 сентября 2019 года на сцене Молодежного театра Алтая состоялась премьера спектакля, поставленного по пьесе Торнтона Уайлдера «Наш городок». Произведение американского драматурга, написанное в 1938 году и отмеченное Пулитцеровской премией, одной из самых престижных мировых наград в области театрального искусства, поставил режиссер Алексей Серов. Спектакль получился мудрым, красивым и трогательным. «Наш городок» втягивает в себя как энергетическая воронка. Раскручивает то, что произошло когда-то, очень давно, но не устарело и не опошлилось. Более того, «Наш городок» готовит встречу с самим собой. По крупицам отражаясь в зеркале сцены, история эта возвращает и множит личные воспоминания и героев драмы, и публики. Несмотря на прием отстранения, заданный через персону Режиссера зрители довольно быстро начинают ощущать собственную причастность к происходящим событиям. Более того, события эти легко и просто становятся твоей жизнью в твоем городке. Подобное случается не так уж и часто, но когда спектакль сочиняет Алексей Серов, – приготовьте свое сердце к встрече с Художником. А еще, – пристегните ремни, чтобы не улететь навсегда в мерцающее мета-пространство его необычных постановок…

«Наш городок» – «простая пьеса, в которой присутствуют все сложные темы; и это сложнейшая пьеса, где я с любовью рассказываю о простейших вещах на свете», – писал американский драматург Торнтон Уайлдер, лауреат Пулитцеровской премии. Возможно, это – первое драматическое произведение ХХ века, столь доверительно открывающее нам великую тайну бессмертия. Возможно, в нем зашифрованы беседы Уалдера с гениальными драматургами Древней Греции, пытавшимися связать Время «нитью Ариадны». Возможно то, что воплощается сейчас на подмостках МТА, навсегда отпечатается в космической панораме еще одной историей о любви…

Сценическое пространство Молодежного театра максимально освобождено от быта. Стулья с высокими спинками, рифмующиеся с вертикалью окон репетиционного зала, да еще пара столиков для обозначения домашнего интерьера. Справа – дверь, через которую выйдут на сцену артисты. На стене у двери – портрет драматурга Торнтона Уайлдера. Умное благородное лицо. Сверху, от серебристых металлических плафонов струится холодный свет. Сценография Ильи Кутянского воссоздает призрачную атмосферу жизни маленького городка, в котором все давным-давно умерли.

Актер Андрей Воробьев, играющий Режиссера, представит публике персонажей. Они смотрят на нас так, как смотрят с фотографий ушедшие родные люди… Среди них есть и служащий похоронной компании. Высокий Джо Стоддерт в черном пальто. У персонажа Валерия Лагутина немного текста, но его присутствие ощущается постоянно. Скорбная профессия оставила на Стоддерте траурную метку. Согбенная спина. Взгляд, обращенный зрачками внутрь. Черный костюм. Черное пальто. «Черный человек». Знаковая фигура. А еще есть семья доктора Гиббса. Нежный, добрый врач – Анатолий Кошкарев, его красивая, мечтательная жена – Ирина Клишевич и заметно упитанный, простоватый сын – Дмитрий Борисов. А по соседству – другая семья: подтянутого собранного мистера Уэбб Александра Чумакова и его, слегка чопорной жены, миссис Уэбб Галины Чумаковой. У них прелестная дочка Эмили – Наталья Сляднева, тонко чувствующая красоту и дыхание жизни. Молодые люди окончат школу и поженятся. И в какой-то момент сердце Эмили не выдержит нагрузки жизненных перемен. Она умрет при родах. И это будет самая большая и самая трагическая потеря для всех. Сценограф Илья Кутянский создал впечатляющий хронотоп – зеркальный репетиционный зал, где здесь и сейчас, в очередной раз, возрождается жизнь тех самых людей, которых уже нет на свете. Они появляются под черными зонтами на холодном подиуме сценического пространства. Графические четкие мизансцены воссоздают атмосферу провинциальной жизни прошлого века с ее церковными службами и похоронными процессиями. Кажется, что в них закодированы все любовные истории, все чувственные послания, «все мысли веков, все мечты, все миры».

Жанр спектакля определен постановщиками как трагикомедия в двух действиях, что, конечно, интригует. Но вскоре проясняется и смыслом режиссерского послания, и степенью отстранения актеров от персонажей. Что весьма и весьма условно. Таков фирменный прием Алексея Серова, его постановочный лейбл. Он задает вопросы и провоцирует ответ в сердцах зрителей. Используя прием стоп-кадра, где танцующие пары вдруг застывают, как на старинных пожелтевших фотографиях, Серов усиливает ностальгическую составляющую в перекличке времен и судеб. Этот прием взаимопроникновения и взаимообусловленности, и есть, на мой взгляд, самое важное в послании драматурга из глубины веков.

Эффект «очуждения», характерный для композиции пьесы, нисколько не противоречит способу существования актеров. Они не только «представляют» своих героев, но и живут их жизнью и умирают вместе с ними на высокой горе за чертой города. Подобный парадокс созерцания возможен только в пространстве сценической игры. Когда время действия пьесы, помеченное автором маем 1907 года, возникает здесь и сейчас. Со всеми своими надеждами и разочарованиями. Потерями и обретениями. Что, в общем – то и есть самое ценное и самое сложное в любом спектакле: дыхание, нерв, мысль. И еще, – атмосфера Любви и Благолепия, нисходящая из тайников памяти вселенной.

В пьесе Торнтона Уалдера «Наш городок» мысль о вечном обществе как духовной связи, объединяющей живых, умерших и еще не рожденных людей, воплощена в простой и не проходящей истории о Любви и Смерти. Как видим, Уайлдер в своих поисках затронул вечные темы бытия. А Молодежный театр Алтая чутко откликнулся на них.

«В ушную раковину Бога,
закрытую для шума дня,
шепни всего четыре слога:
– Прости меня».
Иосиф Бродский

Елена Кожевникова

Новости

15.04.2024

Молодёжный театр Алтая принимает заявки на участие в Летнем детском лагере при МТА

12.04.2024

«Вечерний Барнаул: шах и мат – трагикомедию в стиле шахматной партии поставили в Молодёжном театре Алтая

«Алтапресс»: ход замужеством – спектакль по вдохновлённой Барнаулом повести Достоевского покажут в Молодёжном театре Алтая

«Радио России – Алтай»: В Молодёжном театре Алтая премьера трагикомедии «Дядюшкин сон» Достоевского

«Алтайская правда»: в Молодёжном театре Алтая Достоевского сыграли как шахматную партию

10.04.2024

«Чичиков – краш»: артист МТА Александр Пальшин претендует на премию за создание образа главного героя в «Мёртвых душах»

09.04.2024

«Вести – Алтай»: зрители Молодёжного театра Алтая смогут оценить юмор Достоевского

Молодёжный театр Алтая принимает заявки на участие в Летнем детском лагере при МТА

С 3 по 14 июня в Молодёжном театре Алтая будет работать Летний театральный лагерь «Первая сцена». Он предполагает дневное пребывание детей в возрасте 9-10 лет.

Занятия в лагере будут для участников бесплатными. Две недели в стенах МТА помогут детям познакомиться с творческими профессиями, приобщиться к миру театрального искусства, исследовать все этапы создания спектакля от замысла до воплощения. Программа состоит из изучения истории Алтайского государственного театра для детей и молодёжи им. В.С. Золотухина, участия в тренингах по сценической речи, актёрскому мастерству, вокалу, пластике и хореографии, мастер-классах специалистов декорационно-бутафорского и гримёрно-пастижёрного цехов театра. Вместе с наставником дети обсудят материал для представления, распределят роли, поучаствуют в создании образов, изготовлении реквизита, отрепетируют и выйдут на профессиональную сцену для показа родителям.

Заявки на участие принимают до 15 мая на сайте МТА. Проект реализуется в Молодёжном театре Алтая при поддержке Гранта губернатора Алтайского края в сфере культуры.

«Вечерний Барнаул: шах и мат – трагикомедию в стиле шахматной партии поставили в Молодёжном театре Алтая

Сегодня, 12 апреля, на малой сцене Молодёжного театра Алтая состоится премьера спектакля «Дядюшкин сон». Барнаульцам покажут трагикомедию, поставленную по повести Фёдора Достоевского. Зрители увидят не простое представление, а самую настоящую игру в шахматы, в которой фигурами выступят герои произведения. Залог успеха на чёрно-белом поле — выверенная стратегия. Однако можно ли просчитать ходы, если на доске живые люди?

Спектакль погружает зрителей в события XIX века, перенося их в провинциальный сибирский город, где жизнь течёт своим чередом. Но это спокойствие нарушается приездом важного гостя — старого князя. Он попадает в руки местной гранд-дамы Марьи Москалёвой, которая мечтает выдать свою дочь Зину за знатного гостя. Однако на пути к этой цели возникают многочисленные преграды. Сможет ли «заботливая» мать добиться желаемого, зрители узнают, посмотрев трагикомедию, которая оформлена в стиле шахматной партии.

На сдаче спектакля внимание гостей привлекли необычные декорации. Огромные шахматы, вписанные в интерьер комнаты, выделялись на чёрно-белой доске. Но это было не единственное, что напомнило популярную игру.

Героев стилизовали под фигуры – актёры одеты в чёрные и белые костюмы. Их украшения и поведение давали понять, кто из них король, ферзь или слон.

В главных ролях выступили Галина Чумакова, Анфиса Козырева, Виктор Синицин, Александр Пальшин, Валерий Лагутин и другие. Они не просто представили интересную историю, но и убедили зрителей, что классическая литература может быть лёгкой и смешной.

«Мы выбрали нетипичное для Фёдора Достоевского произведение, написанное в комедийном жанре. Оно способно показать, что русская классика не всегда трудна для восприятия. Так, «Дядюшкин сон» – это сплав мыслей Фёдора Михайловича, имеющий водевильный сюжет», – объяснила режиссёр-постановщик и сценограф спектакля Дарья Камошина.

Отметим, что автор написал повесть, находясь в сибирской ссылке. За это время он несколько раз посещал Барнаул, который тогда славился своей светской и культурной жизнью. Бытует мнение, что часть героев классик списал с обитателей нашего города.

Премьера трагикомедии «Дядюшкин сон» состоится в стенах Молодёжного театра Алтая им. В.С. Золотухина. Билеты на апрель уже раскупили, но у барнаульцев в этом сезоне ещё будет возможность оценить юмор Фёдора Михайловича Достоевского – повторный показ спектакля состоится 17 мая.

Полина Ян

Источник: «Вечерний Барнаул»

«Алтапресс»: ход замужеством – спектакль по вдохновлённой Барнаулом повести Достоевского покажут в Молодёжном театре Алтая

Хитросплетения судьбы, продуманные ходы и выверенные стратегии, как на шахматном поле. А за всем этим стоит желание обрести личное счастье. Спектакль по повести Достоевского «Дядюшкин сон» представят в Молодежном театре Алтая 12 и 14 апреля. 12+

Богатый князь

Сюжет рассказывает о семье Москалевых: признанной «первой даме» губернского городка Мордасова Марии Александровне (Галина Чумакова) и ее красавице-дочери Зинаиде (Анфиса Козырева), которую мать мечтает выгодно выдать замуж.

За девушку уже сватается молодой и перспективный Павел Мозгляков (Александр Пальшин), однако Зину такая партия не устраивает. Она любит молодого и бедного уездного учителя, за которого ей не позволили выйти замуж несколько лет назад.

В одно утро в доме Москалевых появляется старый и уважаемый князь К. (Виктор Синицин), который, несмотря на свои богатства, страдает старческим слабоумием. В голове Марии Александровны быстро созревает план любыми уловками выдать Зину за князя, чтобы дождаться его смерти и прибрать к рукам состояние.

Гуру шахмат

Режиссером спектакля выступила Дарья Камошина из Санкт-Петербурга. Коллектив театра уже знаком с ней по лаборатории «Жили-были…», которая проходила в прошлом году.

Декорации режиссер придумывала сама: вся сцена и реквизит стали одним большим шахматным полем, а артисты – фигурами, разыгрывающими партию. Костюмами в духе 19 века обеспечила актеров главный художник театра Наталья Сыздыкова.

Поскольку шахматы стали одними из ключевых моментов в постановке, режиссер и артист МТА Эльдар Носачев (сыграл слугу Гришку – рассказчика) брали уроки у шахматного гуру Алтайского края Александра Долгова.

На вопрос почему выбор пал именно на это произведение, Дарья Камошина призналась, что хотелось показать Федора Достоевского с легкой, смешной и современной стороны.

«Некоторые считают, что Достоевский писал только тяжелые и депрессивные произведения, но «Дядюшкин сон» – нетипичная в широком понимании повесть. Это характерный для Федора Михайловича сплав мыслей, но при этом в водевильном сюжете. И это может быть интересно публике», – отметила она.

Прообраз города

Филологи АлтГУ считают, что Достоевский изобразил в городе Мордасове Барнаул 19 века. На тот момент Барнаул считался самым культурным, театральным городом Сибири, и Федор Михайлович мечтал побывать в нем. Желание его исполнилось – и не раз.

Образы Барнаула угадываются в деталях повести – описание, вероятнее всего, реки Пивоварки, упоминание Светозерской пустыни, которая действительно была в то время в Алтайском крае.

Екатерина Копытова

Источник: «Алтапресс»

смотреть фото

«Радио России – Алтай»: В Молодёжном театре Алтая премьера трагикомедии «Дядюшкин сон» Достоевского

В Молодёжном театре Алтая сегодня премьера – на малой сцене дают трагикомедию «Дядюшкин сон» по повести Достоевского. Поставить этот спектакль по собственной инсценировке – давняя мечта молодого питерского режиссёра Дарьи Камошиной. Подробнее – Ирина Вязанцева.

Источник: «Радио России – Алтай»

«Алтайская правда»: в Молодёжном театре Алтая Достоевского сыграли как шахматную партию

В Молодежном театре Алтая Достоевского сыграли как шахматную партию. Спектакль «Дядюшкин сон» по одноименной повести поставила режиссер Дарья Камошина, премьера – 12 и 13 апреля на малой сцене.

Мария Александровна Москалева, первая дама губернского городка Мордасова, мечтает удачно выдать замуж дочь Зинаиду. За нее уже посватался молодой Павел Александрович Мозгляков, но гордая Зина не спешит с ответом. Однажды, желая угодить Марье Александровне, жених привозит в дом Москалевых своего дальнего родственника – старого и немного выжившего из ума князя, даже не подозревая, к чему это приведет.

Сцену МТА Дарья Камошина, выступившая и в качестве сценографа, превратила в большую шахматную доску с декорациями в виде столика-ладьи и часов-ферзя. Костюмы художника Натальи Сыздыковой тоже отсылают к эстетике шахмат. Поскольку свою повесть Достоевский писал в сибирской ссылке, местом действия спектакля сделали неназванный сибирский городок. В ролях – заслуженная артистка России Галина Чумакова, Анфиса Козырева, Виктор Синицин, Александр Пальшин, Наталья Сляднева и другие.

Подробнее в фоторепортаже Евгения Налимова.

Источник: «Алтайская правда»

смотреть фото

«Чичиков – краш»: артист МТА Александр Пальшин претендует на премию за создание образа главного героя в «Мёртвых душах»

Дорогие зрители! Ведущий мастер сцены Молодёжного театра Алтая Александр Пальшин претендует на премию Алтайского края в области литературы, искусства, архитектуры и народного творчества. Артист вышел в финал в номинации «Театральное искусство» за создание образа Павла Чичикова в спектакле «Мёртвые души» Николая Гоголя.

В этом году жители региона могут принять участие в обсуждении проектов, претендующих на получение краевых премий в области культуры. Для этого нужно направить отзыв в Министерство культуры Алтайского края по адресу: 656049, г. Барнаул, пр. Ленина, 41, или на электронный адрес mk22@alregn.ru с пометкой «В комиссию по премиям».

Мы знаем, что многие зрители МТА любят Александра Пальшина, знаем, что его Чичиков попадает прямо в ваши сердца. Видим это в постах, комментариях и книге отзывов. Поэтому просим отправить отклик о работе артиста в этом спектакле в комиссию. Письма принимают до 24 апреля.

«Вести – Алтай»: зрители Молодёжного театра Алтая смогут оценить юмор Достоевского

Юмор Достоевского смогут оценить зрители Молодёжного театра Алтая. Там ставят спектакль «Дядюшкин сон» по повести Фёдора Михайловича.

Это произведение было написано классиком в сибирской ссылке. Есть даже предположение, что часть героев была списана им с обитателей Барнаула.

Актёры Молодёжного театра учатся ходить в стиле шахматных фигур – вся сцена превратится в доску, где перед публикой разыграют партию. Это обусловлено поведением героев повести «Дядюшкин сон», говорит режиссёр.

В бутафорских цехах готовят декорации и шьют эффектные костюмы в стилистке шахматной игры – часы, столик в виде фигур, а шляпы укажут, кто перед нами – король или ладья.

Эту повесть-водевиль Фёдор Михайлович писал в сибирской ссылке, сильно нуждаясь в деньгах, живя в Омске, в Семипалатинске, посещая Новокузнецк и Барнаул, который славился тогда светской и культурной жизнью. Некоторые литературоведы предполагают, что часть героев списана с обитателей милейшего города Б., как называл его русский классик.

Сюжет напомнит несколько знакомых произведений. Здесь и Гоголь, и Пушкин, но всё в фирменном стиле Достоевского. В российском городке живёт мать, которая мечтает выдать дочь за богатого старого князя. Осталось только его обмануть. Остальное – на премьере. Юмор Достоевского публика сможет оценить уже совсем скоро.

Источник: «Вести – Алтай»

смотреть видео

Афиша
Новости
Соцсети