Где-то есть город тихий, как сон… Размышления о спектакле «Наш городок»

10 сентября 2019 года на сцене Молодежного театра Алтая состоялась премьера спектакля, поставленного по пьесе Торнтона Уайлдера «Наш городок». Произведение американского драматурга, написанное в 1938 году и отмеченное Пулитцеровской премией, одной из самых престижных мировых наград в области театрального искусства, поставил режиссер Алексей Серов. Спектакль получился мудрым, красивым и трогательным. «Наш городок» втягивает в себя как энергетическая воронка. Раскручивает то, что произошло когда-то, очень давно, но не устарело и не опошлилось. Более того, «Наш городок» готовит встречу с самим собой. По крупицам отражаясь в зеркале сцены, история эта возвращает и множит личные воспоминания и героев драмы, и публики. Несмотря на прием отстранения, заданный через персону Режиссера зрители довольно быстро начинают ощущать собственную причастность к происходящим событиям. Более того, события эти легко и просто становятся твоей жизнью в твоем городке. Подобное случается не так уж и часто, но когда спектакль сочиняет Алексей Серов, – приготовьте свое сердце к встрече с Художником. А еще, – пристегните ремни, чтобы не улететь навсегда в мерцающее мета-пространство его необычных постановок…

«Наш городок» – «простая пьеса, в которой присутствуют все сложные темы; и это сложнейшая пьеса, где я с любовью рассказываю о простейших вещах на свете», – писал американский драматург Торнтон Уайлдер, лауреат Пулитцеровской премии. Возможно, это – первое драматическое произведение ХХ века, столь доверительно открывающее нам великую тайну бессмертия. Возможно, в нем зашифрованы беседы Уалдера с гениальными драматургами Древней Греции, пытавшимися связать Время «нитью Ариадны». Возможно то, что воплощается сейчас на подмостках МТА, навсегда отпечатается в космической панораме еще одной историей о любви…

Сценическое пространство Молодежного театра максимально освобождено от быта. Стулья с высокими спинками, рифмующиеся с вертикалью окон репетиционного зала, да еще пара столиков для обозначения домашнего интерьера. Справа – дверь, через которую выйдут на сцену артисты. На стене у двери – портрет драматурга Торнтона Уайлдера. Умное благородное лицо. Сверху, от серебристых металлических плафонов струится холодный свет. Сценография Ильи Кутянского воссоздает призрачную атмосферу жизни маленького городка, в котором все давным-давно умерли.

Актер Андрей Воробьев, играющий Режиссера, представит публике персонажей. Они смотрят на нас так, как смотрят с фотографий ушедшие родные люди… Среди них есть и служащий похоронной компании. Высокий Джо Стоддерт в черном пальто. У персонажа Валерия Лагутина немного текста, но его присутствие ощущается постоянно. Скорбная профессия оставила на Стоддерте траурную метку. Согбенная спина. Взгляд, обращенный зрачками внутрь. Черный костюм. Черное пальто. «Черный человек». Знаковая фигура. А еще есть семья доктора Гиббса. Нежный, добрый врач – Анатолий Кошкарев, его красивая, мечтательная жена – Ирина Клишевич и заметно упитанный, простоватый сын – Дмитрий Борисов. А по соседству – другая семья: подтянутого собранного мистера Уэбб Александра Чумакова и его, слегка чопорной жены, миссис Уэбб Галины Чумаковой. У них прелестная дочка Эмили – Наталья Сляднева, тонко чувствующая красоту и дыхание жизни. Молодые люди окончат школу и поженятся. И в какой-то момент сердце Эмили не выдержит нагрузки жизненных перемен. Она умрет при родах. И это будет самая большая и самая трагическая потеря для всех. Сценограф Илья Кутянский создал впечатляющий хронотоп – зеркальный репетиционный зал, где здесь и сейчас, в очередной раз, возрождается жизнь тех самых людей, которых уже нет на свете. Они появляются под черными зонтами на холодном подиуме сценического пространства. Графические четкие мизансцены воссоздают атмосферу провинциальной жизни прошлого века с ее церковными службами и похоронными процессиями. Кажется, что в них закодированы все любовные истории, все чувственные послания, «все мысли веков, все мечты, все миры».

Жанр спектакля определен постановщиками как трагикомедия в двух действиях, что, конечно, интригует. Но вскоре проясняется и смыслом режиссерского послания, и степенью отстранения актеров от персонажей. Что весьма и весьма условно. Таков фирменный прием Алексея Серова, его постановочный лейбл. Он задает вопросы и провоцирует ответ в сердцах зрителей. Используя прием стоп-кадра, где танцующие пары вдруг застывают, как на старинных пожелтевших фотографиях, Серов усиливает ностальгическую составляющую в перекличке времен и судеб. Этот прием взаимопроникновения и взаимообусловленности, и есть, на мой взгляд, самое важное в послании драматурга из глубины веков.

Эффект «очуждения», характерный для композиции пьесы, нисколько не противоречит способу существования актеров. Они не только «представляют» своих героев, но и живут их жизнью и умирают вместе с ними на высокой горе за чертой города. Подобный парадокс созерцания возможен только в пространстве сценической игры. Когда время действия пьесы, помеченное автором маем 1907 года, возникает здесь и сейчас. Со всеми своими надеждами и разочарованиями. Потерями и обретениями. Что, в общем – то и есть самое ценное и самое сложное в любом спектакле: дыхание, нерв, мысль. И еще, – атмосфера Любви и Благолепия, нисходящая из тайников памяти вселенной.

В пьесе Торнтона Уалдера «Наш городок» мысль о вечном обществе как духовной связи, объединяющей живых, умерших и еще не рожденных людей, воплощена в простой и не проходящей истории о Любви и Смерти. Как видим, Уайлдер в своих поисках затронул вечные темы бытия. А Молодежный театр Алтая чутко откликнулся на них.

«В ушную раковину Бога,
закрытую для шума дня,
шепни всего четыре слога:
– Прости меня».
Иосиф Бродский

Елена Кожевникова

Новости

18.10.2021

Артист МТА Александр Коцубенко стал лауреатом Губернаторской премии имени Валерия Золотухина

«Вечерний Барнаул»: Молодёжный театр Алтая поставит Януша Корчака

17.10.2021

Лучшие папы МТА: Валерий Лагутин

Лучшие папы МТА: Виктор Синицин

16.10.2021

Лучшие папы МТА: Виталий Прозоров

Лучшие папы МТА: Александр Чумаков

15.10.2021

Лучшие папы МТА: Анатолий Кошкарёв

Артист МТА Александр Коцубенко стал лауреатом Губернаторской премии имени Валерия Золотухина

В Алтайском крае стали известны имена лауреатов Губернаторской премии имени Валерия Золотухина в области театрального искусства. В 2021 году в соответствии с распоряжением главы региона и на основании решения комиссии премии удостоены: артист-вокалист Алтайского государственного музыкального театра Мария Евтеева, артист Алтайского государственного театра для детей и молодёжи им. B.C. Золотухина Александр Коцубенко, артист (кукловод) театра кукол «Сказка» Александр Сизиков и артист Бийского городского драматического театра Артём Фоменко. По традиции престижную премию присудили трём студентам Алтайского государственного института культуры: Валерии Бородкиной, Юлии Пономаренко и Сергею Мячину.

Александр Коцубенко окончил Алтайскую государственную академию культуры и искусств в 2013 году (второй целевой актёрский курс под кураторством народного артиста РФ Валерия Золотухина, руководитель курса – доцент кафедры режиссуры АлтГАКИ Геннадий Старков). Один творческий сезон отработал в Алтайском краевом театре драмы им. В.М. Шукшина, в 2014 году перешёл в Молодёжный театр Алтая. За это время исполнил более 30 ролей как в детских сказках, так и в спектаклях для взрослых зрителей.

Сейчас артист занял в репетициях спектакля «Крахмальная, 92» по повести Януша Корчака «Когда я снова стану маленьким». Премьерные показы состоятся 12, 13 и 14 ноября. Телефон кассы театра: 503-503.

Справка

Губернаторскую премию имени Валерия Золотухина в области театрального искусства учредили в регионе в 2014 году. Это одна из форм государственной поддержки молодых актёров, режиссёров, сценаристов театров Алтайского края, студентов театральных курсов. Ежегодно премию в размере 50 тысяч рублей присуждают четырём молодым театральным деятелям и трём студентам – по 15 тысяч рублей.

«Вечерний Барнаул»: Молодёжный театр Алтая поставит Януша Корчака

В ноябре на камерной сцене Молодёжном театре Алтая представят постановку «Крахмальная, 92» по повести «Когда я снова стану маленьким». Жанр обозначен как «урок (мне) взрослому».

В повести-фантазии Корчак снова оказывается мальчишкой, и благодаря помощи доброго гнома предлагает читателям посмотреть на детскую жизнь взрослыми глазами. Вы просыпаетесь и понимаете, что снова стали ребёнком, не потеряв прежнего опыта и знаний. Но в жизни ребёнка, оказывается, есть не только беззаботное счастье, но и переживания, страхи и тревоги. Осознав, как иногда трудно быть ребёнком, легче понять своих детей.

«Боюсь. Неприятно бояться. Если бы я был взрослый, я бы не боялся. Никто бы примеров у меня не списывал», – писал Януш Корчак.

«У меня уже есть часы, усы, письменный стол с выдвижными ящиками – всё как у взрослых. И я в самом деле учитель. И мне нехорошо… Знал бы, ни за что бы не хотел стать взрослым. Ребёнку во сто раз лучше. Взрослые – несчастные. Неправда, будто они делают что хотят. Нам ещё меньше разрешено, чем детям», – ещё одна говорящая цитата из книги.

Единственный способ хотя бы ненадолго снова стать маленьким – просто вспоминать, что с тобой происходило много лет назад. «Крахмальная, 92» – история о воспоминаниях детства, о большом мире маленьких людей, о первой любви, о детской правде во взрослом мире.

Режиссёр спектакля – Бениамин Коц. Он уже известен зрителям театра по волшебной трагедии по пьесе Керен Климовски «Мой папа – Питер Пэн», получившей Гран-при IV Всероссийского молодёжного театрального фестиваля им. В.С. Золотухина. Режиссёр продолжает исследовать мир детства глазами взрослого. Билеты на премьеру уже в продаже. Телефон кассы театра: 50-35-03.

Премьерные показы нового спектакля пройдут 12, 13 и 14 ноября на камерной сцене.

Януш Корчак – врач, писатель, педагог, основатель «Дома сирот», не бросил своих воспитанников даже в газовой камере. Он доказал, что его слова о любви к детям – не пустой звук. Его книги – мудрые, философские, заставляющие родителей задуматься.

Лучшие книги Янушка Корчака

«Как любить ребёнка». Книга пронзительная, философская и сентиментальная. Ребёнок у Корчака не понят, одинок, чужд миру взрослых.

«Несерьёзная педагогика». Книга составлена из цикла одноимённых бесед по польскому радио. В ней можно познакомиться с добрым и мудрым писателем. Он, ироничный и чуткий, будто бы оживает перед глазами, о серьёзном Корчак говорит с мудрой и понимающей улыбкой. В книге вы найдёте живые зарисовки и практические советы.

«Право ребёнка на уважение». Манифест, в котором Корчак призывает уважать личность ребёнка. Он разбирает такие аспекты, как уважение к потребности ребёнка в деньгах, незнание, право на познание.

«Лето в Михалувке». Еврейских мальчишек из бедных кварталов отправляют на лето в деревню с воспитателями из «Общества летних колоний». О жизни лагеря и рассказывает Корчак. Потрясающие зарисовки о детях, впервые в жизни увидевших бабочек и жеребёнка.

Татьяна Латышева

Источник: «Вечерний Барнаул»

Лучшие папы МТА: Валерий Лагутин

Валерий Лагутин – заслуженный артист России. В Молодёжном театре Алтая он проявляет себя как профессионал, серьёзно относящийся к своей работе. Валерий Николаевич – ведущий мастер сцены, чуткий учитель, надёжный партнёр. Если даже неожиданно заглянете в гримёрку, то обязательно обнаружите его с пьесой в руках, работающим над своей ролью. С высочайшей ответственностью артист выходит на сцену как в сказках для детей, так и в спектаклях для взрослых зрителей – исключений нет.

Сын Валерия Лагутина Николай рассказывает, что с самого детства папа давал только дельные советы, начиная с того, как правильно держать в руках молоток, заканчивая тем, что всегда надо быть честным с людьми, ответственным за свои поступки. «Навсегда запомнил, как папа, провожая в армию, объяснял мне, как там всё устроено. Не прислушаться не мог – он единственный в Алтайском крае артист, который принимал участие в боевых действиях в «горячей» точке. Его советы очень помогли», – говорит Николай.

По словам сына, Валерий Лагутин только кажется чрезмерно серьёзным. На самом деле артист – семейный человек, очень общительный, понимающий. И он с большим удовольствием проводит время в кругу родных.

Лучшие папы МТА: Виктор Синицин

Ведущий мастер сцены Молодёжного театра Алтая Виктор Синицин с женой – артисткой Татьяной Синициной – воспитали двоих сыновей. Папу они характеризуют как заботливого, внимательного, волевого, сильного и вдумчивого человека. «Мы с братом старались все проблемы решать сами, родителей не втягивать. Если вдруг папа узнавал, что у нас что-то не так, – предлагал помощь, принимал участие в их решении. Он всегда для нас был авторитетом, надёжным человеком. За всю жизнь ни разу не было случая, чтобы я с ним поругался. Никогда не было каких-то разногласий или недопонимания», – рассказывает Семён, младший сын.

Дети для Виктора Александровича – главное. Для них он никогда не жалел любви, внимания и заботы. Даже сейчас, когда сыновья выросли, артист занимается воспитанием – на любом семейном празднике он в центре внимания малышей. С удовольствием играет с ними, рассказывает истории, читает. «Воспитание – сильнейшая сторона папы, – добавляет Александр, старший сын. – Хорошо помню случаи из детства, когда психовал, злился, был чем-то недоволен. Он умело подбирал слова, после которых я успокаивался, понимал, что веду себя неправильно, нервничаю из-за пустяка».

Одно из увлечений Виктора Александровича – велосипед, артист признаёт только этот вид транспорта. Он научил кататься на нём и детей. Доброй традицией у Синициных стали поездки на долгие расстояния. «С велосипедом у меня связано очень яркое воспоминание из детства, – говорит Семён. – Было дождливо и холодно. Мы с папой куда-то ехали на одном велосипеде – я был на сиденье, приделанном к раме. Наши руки были на руле, и мы по очереди друг другу их грели».

Лучшие папы МТА: Виталий Прозоров

В труппе МТА есть молодой отец Виталий Прозоров. Его сыну Данилу всего три года, поэтому малыш рассказать о папе пока не может. Зато может жена артиста Алиса.

Она говорит, что муж проявил себя как заботливый папа. С рождения ребёнка Виталий всегда был рядом, переживал из-за коликов, температуры, насморка. Он с удовольствием носит малыша на руках, моет, балует новыми игрушками. Чаще именно папа гуляет с сыном. Алиса в дела мужчин не лезет: «Они на своей волне. В этих развлечениях – побить крапиву палкой, побросать камешки в яму, попрыгать в луже – я не сильна. А кто как не папа должен обучить мальчика этим важным делам?».

С появлением сына Виталий Прозоров изменился – повзрослел, стал более серьёзным, решительным, поменял приоритеты. Всё свободное от работы время он проводит с семьёй. Несвободное – тоже: впервые в Молодёжном театре Алтая Данил побывал, когда ему было всего три месяца.

Лучшие папы МТА: Александр Чумаков

Ещё один гордый отец труппы МТА – Александр Чумаков. Вместе с супругой – артисткой Галиной Чумаковой – они смогли воспитать детей так, что эту семью можно назвать одной из самых дружных.

Дочь Ангелина говорит, что её папа умный, прозорливый и внимательный. «Люблю, когда он танцует. У меня огромное количество видео, где папа балдеет под самую разную музыку. Если настроение совпадает – присоединяюсь. И в такие моменты понимаю, что это самая клёвая тусовка», – рассказывает она.

Артист всегда в хорошем расположении духа. И даже если это не так, он никогда не даст виду, будет по-прежнему шутить, рассказывать невероятные истории, поднимать настроение окружающих.

Ангелина добавляет: «Из детства помню, что папа вставал рано, спускал воду из крана, чтобы мы могли умываться тёплой водой, когда просыпались. Сейчас я выросла, уехала в другой город на учёбу, но до настоящего времени он продолжает опекать меня – звонит и спрашивает: «Ты хорошо ешь?». В общем, папа – невероятно заботливый человек. Это проявляется во всём и ко всем».

Лучшие папы МТА: Анатолий Кошкарёв

17 октября в России впервые будут праздновать День отца. Мы решили пристально посмотреть на артистов Молодёжного театра Алтая, а потом спросить у их детей, как мастерам сцены даётся роль папы.

Анатолий Кошкарёв в труппе театра с 1988 года. За это время перевоплотился, кажется, во всех. А дома он проявляет себя с неожиданной стороны. Сын артиста Данил говорит, что папа – настоящий технарь. Он легко может починить любое оборудование, вышедшее из строя. Эти умения органично уживаются с его творческим отношением к жизни.

Анатолий Иванович всегда много времени проводил на работе, но прикладывал все усилия, чтобы детство Данила было счастливым. «Он, конечно, пользовался служебным положением. Помню, что на День рождения, Новый год и другие праздники всегда приходили его коллеги в костюмах клоунов, зверей, сказочных персонажей, поздравляли меня. А однажды папа устроил сюрприз, который я запомнил навсегда: принёс домой крысу! Это был самый лучший подарок. Правда, мама сначала не оценила», – вспоминает сын.

Годы прошли. Теперь Данил студент, мама вышла на работу, папа по-прежнему много времени проводит в театре. Он стал более спокойным, степенным, не обошлось без появления седины. И семья Кошкарёвых старается как можно больше времени проводить вместе.

Афиша
Новости
Соцсети