Архив новостей

Обратно к архиву
«Амител»: «Зрителю нужен кислород» – Евгений Егофаров об экспериментальном спектакле в МТА

Пьесы современных драматургов сегодня читают уже не исподлобья традиционализма и не захлебываясь от реформаторского восторга. Во-первых, «новая драма» утомительна по своему объему и однообразному содержанию текстов; во-вторых, ее реформаторский пафос не оправдался, и повышение популяции новых авторов ни катастрофы, ни серьезных изменений за собой не повлекло. Просто явление, как и положено всякому искусству, отразило действительность современности, хоть и криво. Угол падения и проч. и проч.

В период становления «новой драмы» Григорий Заславский пишет о «разбирательствах» по поводу удачно поставленных спектаклей и о том, что «расследование приводит к неутешительным и не всегда справедливым для автора выводам, поскольку все лавры перекладываются на плечи постановщика и артистов, чьи усилия только и сумели перебороть недостатки первоисточника». Похожую историю можно было увидеть 18 января в «Пятом углу» Молодежного театра – спектакль Светланы Сатаевой «Кислород» по тексту И. Вырыпаева.

Хотя слово «эксперимент» и не имеет явной негативной окраски, все же оно рождает предубеждение, когда идешь смотреть спектакли на экспериментальной сцене, тем более, если речь о современной драматургии. Несмотря на успех у зрителей, текст Вырыпаева при чтении производит гнетущее впечатление, а при просмотре – отталкивающее. Обладая всеми достоинствами «новой драмы», «Кислород» все-таки в гораздо большей степени демонстрирует ее недостатки. Однако о молодых драматургах написано много и людьми более компетентными. Поговорим собственно о спектакле.

Часто приходится видеть современные постановки, начинающиеся именно так: на сцене действующее лицо, в нашем случае парень Саша из Серпухова (Александр Савин), увлеченно копается в телефоне, как бы не замечая входящих зрителей. Заняв свое место, уже понимаешь, что сейчас начнется «актуальное искусство». Но когда Савин начинает говорить, с первых же его фраз, встретившись с ним глазами, понимаешь, что пришел не зря. В начальной сцене, где речь идет об убийстве жены лопатой в огороде, вырыпаевский напускной цинизм совершенно исчезает. Савин рассказывает об этом с трепетом и растерянностью, которые могли бы сопутствовать действительно произошедшему событию. У Вырыпаева же этот момент едва дотягивает до простой констатации факта.

Пространство спектакля решено крайне непритязательно, что, в общем-то, помогает актерам и зрителям концентрировать внимание на диалоге как способе существования. Сцена появления «кислородной девушки» решена просто, но эффектно. Сатаевой, наверное, вообще сложно появиться неэффектно. Лукавая застенчивость Савина и изящная вульгарность Сатаевой оттеняют друг друга и создают живой, интересный дуэт. Хороши и остальные участники спектакля: группа криминалистов, которая так ненавязчиво включена в происходящее; муж девушки Саши с его коньячным интерактивом; импозантная, хоть и несколько гротескная, работница загса.

Светлане Сатаевой как режиссеру удалось найти такую интонацию, чтобы текст зазвучал, и его общие места с их пространными смыслами наполнились живой человеческой эмоцией. Также Сатаевой, что, наверное, самое главное, удалось не пойти на поводу у языка, на котором говорит современная пьеса, и не удариться в пресловутую «чернуху». Этому во многом способствовало то, как режиссер и актеры обращались со словом: не было отстраненного речитатива, для которого якобы требуются «особые актерские техники», не было попытки подражать «языку улицы», а вместо так называемой «нулевой игры» мы увидели полную самоотдачу исполнителей. Спектакль Сатаевой еще раз доказывает: искусство – не «что», а «как». Погружаясь в диалоги и монологи персонажей, временами как будто даже забываешь, о чем они говорят – настолько выстроено общение между ними, а когда вновь обращаешь внимание на содержание текста, понимаешь, что сидишь в зрительном зале и пытаешься вникнуть в мутноватые вырыпаевские рассуждения. Довольно интересно не только наблюдать за противоборством актеров и материала, но и принимать в нем участие.

Было бы хорошо, если бы спектакль Светланы Сатаевой стал репертуарным. С одной стороны, все недостатки вырыпаевского текста нивелированы режиссерским прочтением и актерской подачей. С другой стороны, многие молодые зрители, к сожалению, не имеют возможности дотянуться до более сложных произведений, в чем театр, в общем-то, виноват едва ли не в последнюю очередь. Молодежь, задохнувшаяся в «попсовом потоке», вполне может стать адресатом этого спектакля, при том, что именно адресат в современной драматургии зачастую неконкретен. Зрителю необходим кислород, да и вообще дыхание времени.

Евгений Егофаров

Источник: «Амител»

Новости

24.04.2024

Режим работы кассы в праздничные дни

23.04.2024

Замена спектакля

«Радио России – Алтай»: Молодёжный театр Алтая продолжает поиски талантливых детей, которые пройдут обучение в театральном лагере

20.04.2024

«Алтайская правда»: мордасовские нравы – в Барнауле прошла премьера спектакля «Дядюшкин сон»

Замена спектакля

19.04.2024

Стартовал юбилейный сезон Национального открытого чемпионата творческих компетенций ArtMasters

18.04.2024

Поздравляем артистку с вводом в пластическую драму «Бойцовский клуб»

Режим работы кассы в праздничные дни

Уважаемые зрители, в выходные и праздничные дни изменится режим работы кассы Молодёжного театра Алтая.

29 и 30 апреля она будет открыта с 10:00 до 18:00, 1, 9 и 10 мая – выходные. В остальные дни мы ждём вас за билетами в штатном режиме: по будням с 10:00 до 19:00, по субботам и воскресеньям – с 10:00 до 18:00.

Если вам нужно будет приобрести билеты на показы именно в то время, когда касса закрыта, вы можете это сделать онлайн на сайте театра.

Замена спектакля

Дорогие зрители, в связи с болезнью артистов мы вынуждены внести изменения в афишу Молодёжного театра Алтая. 27 апреля в 18:00 вместо трагедии Вильяма Шекспира «Гамлет» мы покажем мюзикл Александра Шевцова «Фауст».

Приносим свои извинения, надеемся на ваше понимание и поддержку. Все вопросы по замене билетов или их возврату можно уточнить в кассе театра по телефону: 503-503.

«Радио России – Алтай»: Молодёжный театр Алтая продолжает поиски талантливых детей, которые пройдут обучение в театральном лагере

На занятия в театральный лагерь «Первая сцена» приглашают детей 9 – 10 лет. Желающие должны направить организаторам видеовизитку, прочитав на камеру любое стихотворение, выученное наизусть. Заявки принимают до середины мая. На сегодня их поступило уже более 50, но в группу попадут только 15 человек – самых ярких и артистичных. Как отметил заведующий литературной частью Молодёжного театра Алтая Станислав Хазиев, в лагере, в первую очередь, ждут детей, которые не боятся сцены.

«Занятия продлятся две недели. В первую неделю дети будут изучать грим, постижорство, мы будем вовлекать их в создание бутафории, обязательно побываем в костюмерном цехе. Также начнём проводить читки материала. А вторая неделя будет посвящена репетициям, подготовке декораций и костюмов. В финале занятий детям предстоит выйти на сцену и показать, чему они научились. Поэтому нам нужны смелые и общительные авантюристы, которые с лёгкостью смогут выступать на публике», – Станислав Хазиев, заведующий литературной частью Молодёжного театра Алтая.

Летний лагерь будет работать в Молодёжном театре Алтая с 3 по 14 июня. Занятия для детей бесплатные. Проект реализуется при поддержке губернаторского гранта в сфере культуры.

Источник: «Радио России – Алтай»

«Алтайская правда»: мордасовские нравы – в Барнауле прошла премьера спектакля «Дядюшкин сон»

Премьеру спектакля «Дядюшкин сон» по одноименной повести Достоевского в Молодёжном театре Алтая сыграли как немного безумную шахматную партию, напомнив зрителям старше 12, что великий русский классик мог быть смешным.

В гоголевском духе

Идея превратить малую сцену МТА в большую шахматную доску принадлежит режиссеру-постановщику из Санкт-Петербурга Дарье Камошиной, она же выступила художником-сценографом. Взорам зрителей, заполняющих зал, предстает интерьер очень условной гостиной со столиком в виде ладьи, напольными часами-ферзем и белым бюстом шахматного коня. И если кажется, что все это как-то противоречит известному образу Достоевского, то как раз повесть «Дядюшкин сон», написанную в сибирской ссылке, литературоведы относят к жанру водевиля, а ее интонацию и юмор сравнивают с гоголевскими.

По сюжету первая дама губернского города Мордасова Марья Александровна Москалёва (ее играет заслуженная артистка России Галина Чумакова) мечтает удачно выдать замуж красавицу-дочь Зинаиду (Анфиса Козырева). К ней даже посватался перспективный молодой человек Павел Александрович Мозгляков (Александр Пальшин), но гордая Зина в свои 23 года (по меркам середины XIX века серьезный возраст!) почему-то все тянет с окончательным ответом. И тогда, чтобы угодить ее маменьке, Мозгляков привозит в их дом погостить своего дальнего родственника – богатого старого князя К., который в молодости блистал в Европе, но в последние годы, кажется, немного выжил из ума.

Князь в исполнении Виктора Синицина потешно молодится и часами прихорашивается, носит парик и удивительные накладные усы почти как у художника Дали. Но, несмотря на не угасший интерес к женской красоте и общую восторженность, из-за своей рассеянности стал совсем как дитя, то и дело норовящее сесть мимо стула. Язвительный Мозгляков предлагает женить дядюшку на живущей в доме Москалёвых их бедной родственнице Настасье Петровне (Наталья Сляднева), чтобы она немного позаботилась о нем да и унаследовала вскорости и титул, и огромное состояние. Но Марья Александровна уже решила выдать за князя Зинаиду, осталось только уговорить эту слишком хорошо воспитанную и романтичную натуру совершить подлость по отношению к старику.

Пешки и чёрные птицы

Наш проводник в этом мире – персонаж актера Эльдара Носачёва: он и Гришка – наблюдательный слуга в доме Москалёвых, – и в то же время саркастичный авторский голос, представляющий нам во всей красе персонажей этой смешной и несколько безнравственной истории. И раз уж режиссеру показалось, что ее интрига похожа на шахматную партию, то именно он на протяжении основного действия играет сам с собой в шахматы возле сцены, иногда делясь со зрителем своими мыслями по поводу этой игры.

Водевильная природа текста в спектакле проявилась и в костюмах художницы Натальи Сыздыковой. Основные персонажи истории носят белое или, во всяком случае, очень светлое. Но у Марьи Александровны в Мордасове немало конкуренток за звание первой дамы города, и они появляются на сцене во всем черном. Только это уже, кажется, не шахматные фигуры, а скорее черные птицы, вроде кружащего над домом воронья (заметим, что актрисы Ирина Клишевич, Татьяна Синицина и Нина Таякина превращают свои эпизодичес­кие выходы в маленький праздник).

Впрочем, водевиль в трактовке Дарьи Камошиной то и дело уступает место трагикомедии. Целеустремленной Марье Александровне все же удается сломить волю своей дочери, благовоспитанная Зина согласилась одурачить беззащитного князя. Но подлинная причина этого решения нам явлена во плоти в самом конце: девушка любит бедного учителя (Роман Чистяков), а тот лежит при смерти от чахотки, и став богатой женщиной, она могла бы помочь его семье деньгами.

Впрочем, для корреспондентов «АП» истинным сердцем спектакля все же стал тот самый дядюшка – нелепый, неловкий, все забывающий и никого уже не узнающий старик в дурацком парике и жабо, умирающий в конце повести от потрясения. Настолько бесхит­ростный, что его легко было убедить, будто собственное сватовство к молодой красавице ему лишь приснилось.

Любовь Карпова

Источник: «Алтайская правда»

Замена спектакля

Уважаемые зрители, мы вынуждены сообщить об изменениях в репертуаре театра. В связи с болезнью артистки 21 апреля в 12:00 вместо спектакля «Удивительное путешествие кролика Эдварда» покажем «Летучий корабль».

Приносим извинения за доставленные неудобства. Все вопросы по замене билетов или их возврату можно уточнить в кассе театра 503-503.

Стартовал юбилейный сезон Национального открытого чемпионата творческих компетенций ArtMasters

Стартовал юбилейный сезон Национального открытого чемпионата творческих компетенций ArtMasters 5.0. ArtMasters – это полноценная экосистема для специалистов в сфере backstage и цифрового искусства, которые реализуют самые крупные креативные проекты под руководством ведущих экспертов. Чемпионат даёт возможность молодым талантам раскрыть свой потенциал, повысить профессиональное мастерство, представить свои проекты и получить финансирование, а также найти работу мечты.

Кто может принять участие?

Любители и профессионалы из России и граждане других стран, владеющие русским языком.

Какие компетенции есть в этом году?

Юниоры (14-17 лет): 3D-дизайнер, веб-дизайнер, видеомонтажёр, видеооператор, геймдизайнер, звукорежиссёр кино и медиа, композитор популярной музыки, клипмейкер, сценарист, художник-аниматор.

Основная (18-35 лет): графический дизайнер, фотограф, веб-дизайнер UX/UI, сценограф, копирайтер, режиссёр монтажа, моушн-дизайнер, медиа-композитор, оператор кино и ТВ, клипмейкер, саунд-дизайнер, художник-аниматор, продюсер, мультимедиа художник, звукорежиссёр, художник по свету, композитор популярной музыки, драматург театра и кино.
А также новые компетенции: художник театра кукол и стилист.

Уже несколько лет подряд проводят командные соревнования совместно с арт-кластером «Таврида». Попасть туда могут финалисты чемпионата и выбрать одно из интересных им направлений: «Кино», «Музыка» и «Театр». Это не просто безмерные возможности для развития карьеры и рабочих навыков, но и грамотный трамплин для создания собственного проекта, например короткометражного фильма, театрального этюда или музыкального клипа.

Какой профит от участия?

– Призовой фонд в 36 млн рублей, а также помощь от наших партнёров в виде профессиональных стажировок и рабочего оборудования;
– Для абитуриентов есть возможность заработать дополнительные баллы при поступлении в ВУЗы;
– Каждый участник станет членом огромного профессионального сообщества и получит возможность завести полезные знакомства в креативных индустриях;
– Среди юниоров будут отобраны 30 финалистов, которые смогут попасть в международный детский центр «Артек» на специальную творческую смену.

ArtMasters – ключевое событие в сфере цифрового искусства и креативных индустрий, которое поддержит и раскроет потенциал молодых и талантливых профессионалов.

Подать заявку можно до 27 апреля на сайте чемпионата. Там же указаны все подробности.

Поздравляем артистку с вводом в пластическую драму «Бойцовский клуб»

Поздравляем артистку Ольгу Жучкову с вводом в пластическую драму «Бойцовский клуб» Чака Паланика на роль Рассказчицы.

Желаем нескончаемых оваций и зрительской любви с каждым выходом на сцену, вдохновения и самых ярких эмоций!

Афиша
Новости
Соцсети