Архив новостей

Обратно к архиву
Официальный сайт Алтайского края: Всероссийский театральный фестиваль в столице Алтайского края открыли вручением Губернаторских премий имени Валерия Золотухина

25 сентября в Барнауле состоялось торжественное открытие III Всероссийского молодежного театрального фестиваля имени Валерия Золотухина. Большой творческий праздник продлится в столице Алтайского края до 30 сентября, жители и гости города увидят 14 постановок.

Праздник, посвященный молодежному театральному фестивалю, начался за стенами Молодежного театра Алтая – яркие, необычные и запоминающиеся события происходили и на площади перед театром, и у входа в здание. Особую атмосферу организаторы театрального форума поддержали и в фойе, и в зрительном зале: церемония открытия фестиваля была торжественной, но динамичной. Знакомство публики с экспертами и участниками фестиваля тоже прошло в праздничной и дружественной атмосфере.

Значимость события подчеркнул врио заместителя Председателя Правительства Алтайского края Андрей Щукин. «Приятно, что на открытии нашего фестиваля зал театра переполнен. Приветствую всех, кто сегодня собрался в этом зале на столь важное для Алтайского края и алтайской культуры мероприятие. Мы третий раз проводим этот форум, помним и чтим нашего земляка Валерия Сергеевича Золотухина. На его родине, в райцентре Быстрый Исток, открыт и активно работает музей, очень результативно работает и наш Молодежный театр Алтая. К его развитию приложил силы человек, чьим именем назван театр, – Валерий Сергеевич Золотухин. Мы очень рады, что сложились традиции конкурса на Губернаторскую премию имени Валерия Золотухина, которую мы вручаем в области театрального искусства.

Мы очень рады, что статусное жюри серьезно работает, отбирая спектакли на наш фестиваль, радуемся и гордимся тем, что жители и гости нашего края проявляют стойкий интерес к выбранным для показа на фестивале спектаклям. Очень рады и тому, что интерес к театральной жизни в нашем крае постоянен, что он усиливается в дни молодежного театрального фестиваля», – констатировал Андрей Щукин. Он пожелал всем участникам творческих успехов, а зрителям – эстетического удовольствия и приятных эмоций от спектаклей, которые привезли на Всероссийский молодежный театральный фестиваль театры из разных регионов России.

Андрей Щукин вручил Губернаторские премии имени Валерия Золотухина в области театрального искусства. Получать значимые знаки отличия за свое мастерство под аплодисменты гостей и экспертов фестиваля – по сути это дополнительная награда. Ее обладателями стали артист Алтайского краевого театра драмы имени Василия Шукшина Дмитрий Плеханов, артистка Алтайского государственного музыкального театра Александра Карпова, артистка Алтайского государственного театра для детей и молодежи имени Валерия Золотухина Алина Раченкова-Сакун и артист Рубцовского драматического театра Сергей Волобуев. С ними вместе престижную премию получили студенты Алтайского государственного института культуры Варвара Ковальчук, Станислав Стрельцов, Михаил Острожинский. Зрители тепло приветствовали молодых актеров и студентов.

Председатель жюри молодежного театрального фестиваля театровед Марина Корчак напомнила о том, как два года назад в этом же зале подводили итоги предыдущего форума, подчеркнула, что он прошел блистательно, открыл новые имена, порадовал новыми спектаклями и зрителей, и экспертов. «Это был самый приятный вечер два года назад. Мы говорили тогда, что следующий фестиваль обязательно состоится. Но ведь мы не всегда делаем то, о чем говорим. И на самом деле были некие сомнения – будет ли новый фестиваль?

Благодаря Правительству Алтайского края, краевому управлению по культуре и архивному делу, директору Молодежного театра Алтая подготовка нового фестиваля началась буквально через две недели после закрытия II Всероссийского молодежного театрального фестиваля имени Валерия Золотухина. Наша Россия очень велика, и собрать на шесть дней в Барнауле спектакли, которые должны притягивать и волновать зрителей разных поколений, – это очень большая и сложная работа. Экспертный совет внимательно смотрел заявленные на фестиваль работы, скрупулезно отбирал спектакли. Сейчас еще трудно сказать, что получилось в результате работы экспертов, мы все это увидим через несколько дней. Но сегодня в Молодежном театре Алтая – аншлаг, в зале очень много знакомых лиц, и я счастлива, что сегодня в Барнауле такой большой праздник. Я надеюсь, что Валерий Сергеевич видит этот день, этот зал и радуется вместе с нами», – призналась Марина Корчак.

Слова особой признательности руководителям театральных коллективов, участвующих в фестивале, адресовала директор Молодежного театра Алтая Ирина Лысковец. «От имени оргкомитета фестиваля и коллектива театра приветствую участников и гостей нашего праздника. Фестиваль – это непростое, но очень радостное дело. Я очень благодарна тем, кто принимал участие в его подготовке, благодарна Правительству Алтайского края, региональному управлению по культуре и архивному делу, Министерству культуры России, Союзу театральных деятелей Российской Федерации и Союзу театральных деятелей Алтайского края. Надеюсь, вы меня понимаете: особую благодарность я хочу адресовать моим коллегам – руководителям театров. Это очень хлопотное дело – вывезти большой театральный коллектив на фестиваль. Мы благодарны коллегам, которые привезли театры в Барнаул, очень рады, что контакты наших театров крепнут и развиваются. Мы вас ждали, готовились к фестивалю, хотим, чтобы вам было комфортно в Барнауле, на наших театральных сценах, и постараемся все для этого сделать. Уверена, что наш дружелюбный зритель будет поддерживать вас аплодисментами», – заявила Ирина Лысковец. Публика в зале подтвердила ее слова.

Участников открытия III Всероссийского молодежного театрального фестиваля имени Валерия Золотухина пригласили на спектакль Новосибирского городского драматического театра под руководством Сергея Афанасьева по пьесе Максима Горького «Васса Железнова».

Сегодня, 26 сентября, начинаются показы постановок театров, участвующих во Всероссийском молодежном театральном фестивале имени Валерия Золотухина. Они проходят на трех площадках в Молодежном театре Алтая, в Алтайском краевом театре драмы имени Василия Шукшина и Алтайском государственном музыкальном театре. Экспертный совет фестиваля получил около полусотни заявок, из них выбрали 12 наиболее интересных постановок театров регионов России.

Учредитель форума – Правительство Алтайского края. Фестиваль проводится при поддержке Министерства культуры РФ, Союза театральных деятелей РФ. Организаторы фестиваля – Молодежный театр Алтая, управление Алтайского края по культуре и архивному делу, Алтайское краевое отделение СТД РФ.

Источник: Официальный сайт Алтайского края

Новости

25.11.2022

Эксперт «Золотой Маски» Нина Карпова побывает на спектаклях Молодёжного театра Алтая

21.11.2022

Поздравляем артистку с вводом в оперу «Мария Стюарт»

18.11.2022

Директор МТА Ирина Лысковец приняла участие во Всероссийском фестивале-лаборатории театров для детей и молодёжи «Колесо»

Молодёжный театр Алтая вошёл в программу Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин»

16.11.2022

Фотограф МТА вошла в топ лучших на конкурсе 35AWARDS

11.11.2022

Поздравляем артистку с вводом в комедию «Безумный день, или Женитьба Фигаро»

10.11.2022

«Культура Алтайского края»: женщина ждёт – в МТА поставили спектакль-странствие «Марьино поле»

Эксперт «Золотой Маски» Нина Карпова побывает на спектаклях Молодёжного театра Алтая

С 1 по 4 декабря на показах спектаклей Молодёжного театра Алтая побывает Нина Карпова. Театровед, руководитель литературно-драматургической части Московского академического театра Сатиры, эксперт международных и всероссийских фестивалей прилетит в Барнаул по гранту Союза театральных деятелей России «Командировки критиков в театры регионов России».

Нина Никитична посмотрит четыре спектакля МТА, выпущенные за последний год – страшную сказку «Василисса» Марии Малухиной, историю грандиозной аферы «Мёртвые души» Николая Гоголя, мюзикл «Фауст» Александра Шевцова и странствие «Марьино поле» Олега Богаева. Каждый она обсудит с артистами, художественным руководством и работниками производственных цехов.

Нина Карпова окончила театроведческий факультет ГИТИСа им. А.В. Луначарского. Печаталась в журналах «Театр», «Театральная жизнь», «Страстной бульвар, 10», «Музыкальная жизнь», газетах «Культура», «Экран и сцена», «Аргументы и факты», «Московская правда», а также американских и европейских театральных изданиях. Она – автор и редактор Первого тома Российской театральной энциклопедии (2020). Постоянный эксперт и член жюри множества российских театральных фестивалей, среди которых «Золотая Маска».

Грант «Командировки критиков в театры регионов России» предназначен для театров, которые хотели бы пригласить критика для просмотра и обсуждения своих спектаклей. В этом году заявки на участие подали более 140 коллективов, Союз театральных деятелей отобрал только 36.

Поздравляем артистку с вводом в оперу «Мария Стюарт»

Поздравляем Елену Логачёву с вводом в оперу «Мария Стюарт» Фридриха Шиллера. Желаем крепко стоять на котурнах, чтобы не снесло волной аплодисментов!

Директор МТА Ирина Лысковец приняла участие во Всероссийском фестивале-лаборатории театров для детей и молодёжи «Колесо»

С 15 по 17 ноября в Екатеринбургском театре юного зрителя проходил Всероссийский фестиваль-лаборатория театров для детей и молодёжи «Колесо». В числе участников – руководителей ведущих театров юных зрителей страны – была и директор Молодёжного театра Алтая Ирина Лысковец.

Программа включала просмотры лучших спектаклей Екатеринбургского ТЮЗа, выпущенных в последние годы. Гости побывали на показах постановок «Питер Пэн в Кенсингтонском саду» по мотивам повести Джеймса Мэтью Барри, «730 шагов» по мотивам романа Фёдора Достоевского «Преступление и наказание», «Чучело» по мотивам повести Владимира Железникова, «Дуэль» по повести Антона Чехова и «Пиковая дама» Александра Пушкина.

На фестивале-лаборатории провели «круглый стол» руководителей театров, в котором приняла участие директор Российского академического Молодёжного театра Софья Апфельбаум. Модератором выступила заведующая Кабинетом театров для детей и театров кукол Союза театральных деятелей России Ольга Глазунова. Состоялась лекция координатора спецпроектов РАМТа Милы Денёвой «Современная российская драматургия для детей и подростков».

Завершился фестиваль обсуждением спектаклей Екатеринбургского театра юного зрителя. Его провели театроведы Ирина Алпатова, Владимир Спешков и Мила Денёва.

Справка

Всероссийский фестиваль-лаборатория театров для детей и молодёжи «Колесо» был задуман как передвижной, отсюда и его название. Это своего рода творческий отчёт, презентация принимающего театра. Фестиваль учреждён Союзом театральных деятелей Российской Федерации по инициативе Российского академического Молодёжного театра.

смотреть фото

Молодёжный театр Алтая вошёл в программу Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин»

Спектакль Молодёжного театра Алтая «Василисса» по пьесе Марии Малухиной вошёл в программу Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин». Организаторы опубликовали решение экспертного совета.

В этом году заявки на участие подали 149 российских театров, они выдвинули на премию 183 спектакля. Экспертный совет отобрал 10 постановок. Учитывая жанровое и стилевое разнообразие представленных на конкурс спектаклей, рекомендовал дирекции фестиваля включить во внеконкурсную программу постановки, не ставшие номинантами, но получившие при голосовании высокие баллы. Среди них – страшная сказка «Василисса» режиссёра Виктории Печерниковой.

Премьера спектакля состоялась 23 декабря 2021 года. В постановочную группу вошли художник Ксения Кочубей, хореограф Мария Сиукаева, художник по свету Андрей Абрамов и видеохудожник Александр Секачёв. На XV Международном театральном фестивале современной драматургии «Коляда-plays» (Екатеринбург, июнь 2022) страшная сказка Марии Малухиной стала лауреатом в номинации «Лучший актёрский ансамбль».

XX Всероссийский фестиваль театрального искусства для детей «Арлекин» пройдёт в Санкт-Петербурге с 17 по 26 апреля. Спектакль «Василисса» стал третьей работой Молодёжного театра Алтая, которую отмечают театроведы. В 2020 году в программу фестиваля включили глитч Максима Соколова Wonder boy, 2021 году отметили волшебную трагедию режиссёра Бениамина Коца по пьесе Керен Климовски «Мой папа – Питер Пэн».

На сцене МТА показ «Василиссы» состоится 19 ноября, начало в 17:00. Телефон кассы театра: 503-503.

Фотограф МТА вошла в топ лучших на конкурсе 35AWARDS

Фотограф Молодёжного театра Алтая Евгения Савина получила диплом ежегодной международной премии 35AWARDS. В тематическом конкурсе «Театральная фотография» её работа вошла в топ лучших снимков, заявленных участниками.

Всего в конкурсе приняли участие 1005 человек из 76 стран и 427 городов. В общей сложности они подали 4616 фотографий. По результатам основного голосования работа Евгении Савиниой вошла в 30% лучших.

На одном из снимков, заявленных в конкурсе, – спектакль Молодёжного театра Алтая «Временно недоступен» по пьесе Петры Вюлленвебер. Эксперты отметили и кадр, сделанный на показе оперы марионеток «Собака камень» Екатеринбургского театра кукол, который коллектив представил на сцене МТА во время Всероссийского фестиваля театров кукол «Зазеркалье».

Справка

35AWARDS – международный конкурс, который проводят с 2015 года. Инициатором выступило профессиональное сообщество фотографов 35photo.ru. Определение 100 лучших работ года в различных номинациях и выявление победителей по трём лучшим снимкам проходит в три этапа, на каждом из которых ужесточаются критерии отбора. Все фотографии оцениваются анонимно, поэтому прошлые заслуги их авторов не играют никакой роли.

Поздравляем артистку с вводом в комедию «Безумный день, или Женитьба Фигаро»

Поздравляем Дарью Чиж с вводом в комедию «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Пьера-Огюстена Карона де Бомарше. Желаем расцветать с каждым выходом на сцену!

«Культура Алтайского края»: женщина ждёт – в МТА поставили спектакль-странствие «Марьино поле»

Полутемное безжизненное пространство. Сцену, усыпанную землей, пересекает существо, облаченное в черные одежды, с лицом пугающе бледным. Словно подгоняемая ветром, гремит, катясь по земле, жестяная банка. Пустота. Безвременье. Так открывается спектакль «Марьино поле» по пьесе уральского драматурга Олега Богаева, который в МТА поставили под занавес 64-го театрального сезона. Режиссером выступила Ирина Астафьева, уже знакомая барнаульскому зрителю по sound-драме «Лёха» в краевом драмтеатре, сценографом – Георгий Пашин (Санкт-Петербург), хореографом – Александр Пучков. Над концептами костюмов работала Мария Рыкова (Санкт-Петербург).

«Странствие» – можно прочесть на афише под названием спектакля. Выбор именно этого слова для обозначения жанра, с одной стороны, обусловлен сюжетом – три старухи, единственные обитательницы заброшенной деревни, отправляются на железнодорожную станцию, чтобы встретить вернувшихся с фронта мужей. Неважно, что каждая из них в свое время получила похоронку, неважно, что со Дня Победы в 1945 году прошло не одно десятилетие. Не то сон, не то видение, посетившее одну из старух, вселяет в одиноких женщин святую веру в то, что их мужья живы, но по какому то недоразумению не могли вернуться домой раньше. С другой стороны, семантика слова «странствие» – более возвышенного, духовного, нежели просто «путешествие», – намекает на то, что путь героинь спектакля лежит не только через пространство, но и через время.

Пьеса Олега Богаева строится по принципу русской волшебной сказки – в ней можно найти большинство атрибутов этого жанра, описанных еще в начале прошлого века фольклористом Владимиром Проппом: недостача (в данном случае – отсутствие мужей), которую герою необходимо восполнить, борьба с вредителями, что встают на пути, и последующая победа (в «Марьином поле», например, старухам удается одолеть Геббельса и Гитлера, которые обрели образы лешего и черта), появление помощника (Левитан, который подсказывает старухам дорогу к озеру с молодильной водой) и т.д. Создатели спектакля в МТА обыгрывают эти фольклорные мотивы богаевской пьесы, добавив персонажей, которые в программке обозначены как «поле». Это девушки, одетые в свободного кроя черные платья, и с кокошниками на головах. Они не раз возникают на сцене во время действа, словно духи, тени тех женщин, которые жили на русской земле до главных героинь.

Эффект путешествия сквозь время достигается и с помощью интермедий с участием танцоров – как указано в программке: «лиц СССР» – в исполнении Дарьи Чиж и Дмитрия Борисова. Белые костюмы и белый же грим, покрывающий не только лицо, но и другие участки тела артистов, делают их похожими на гипсовые парковые скульптуры советского периода. Короткие интермедии воспринимаются как дайджест знаковых событий, произошедших во временном отрезке с 1940 годов и до конца 1990 х. На экране демонстрируются кадры видеохроники – от первого полета человека в космос до чернобыльской катастрофы, фоном звучат песни в исполнении Олега Анофриева, Джо Дассена, группы «Кино».

Спектакль в целом получился музыкально насыщенным – помимо композиций, звучащих в записи, зрители услышали живой вокал артистов МТА. Уже упомянутые выше актрисы, воплощающие собирательный образ «поля», исполняют народные песни, сюжет которых перекликается с сюжетом спектакля, – например, песню «Кумушки», в которой есть такие слова: «Ваши дружки с войны пришли, а мой не пришел. Он сам нейдет, письма не шлет, забыл про меня». В одной из сцен девушки занимаются бытовыми делами – одна шлифует серп, другая затачивает пилу, третья качает деревянную люльку и т.д., и звуки, которые они при этом извлекают: лязг, скрипы, стуки, – тоже сливаются в своеобразную суровую музыку. Лейтмотивом на протяжении всего действа звучит композиция «Жди меня, жди» авторства современного композитора и певца Алексея Вдовина – ее исполняет мужской хор театра. Создатели спектакля выстраивают культурологическую цепочку, протягивают нить между творчеством современника и одним из самых известных стихотворений Великой Отечественной войны, о силе веры, любви и надежды – «Жди меня» Константина Симонова. В спектакле оно не упоминается, но в том числе благодаря созвучию строк и смыслов неизбежно приходит зрителю на ум. Кстати, за музыкальное оформление «Марьиного поля» в МТА отвечала Екатерина Порсева – актриса театра драмы имени В.М. Шукшина.

Нельзя не сказать о трио главных героинь, разных по характеру и в то же время дополняющих друг друга. Удачным получился ансамбль артисток МТА, каждая из которых подарила своему персонажу индивидуальную, неповторимую интонацию. Марья в исполнении Натальи Слядневой воплощает собой архетип русской женщины – мудрой, преданной, бесстрашной. Именно она видит сон о возвращении мужей с войны и подбивает подруг-соседок на странствие. Прасковья (актриса Анастасия Воскобойник) – наивная, мечтательная, в какой то степени даже блаженная. Острой на язык, практичной, деловой предстает Серафима в исполнении Виктории Проскуриной. Также ей принадлежит Корова (актриса Юлия Юрьева), которая, с одной стороны, привносит в постановку юмористическую нотку, с другой – становится воплощением Смерти, той самой хтонической сущности, которая возникла на сцене в начале спектакля.

В финале Смерть приходит к Марье – как оказалось, единственной из трех подруг, кто остался в живых. Тут то и становится понятно, что Марья ждет своего мужа Ивана не одно столетие. «Турецкая, японская, финская, гражданская, первая мировая была, вторая! С Куликова поля ждала Ваньку, помнишь?!» – обращается к девушке Смерть. Век за веком Марья просит у нее отсрочку, чтобы уж на этот раз все таки дождаться. И, получив согласие («Ладно, последний раз», – уточняет Смерть), торопится, бежит стремглав, танцует под дождем, словно обновляясь и набираясь сил перед столетним бодрствованием… Спектакль «Марьино поле» в МТА воспринимается как ода женщине, которая упорно, безнадежно, беззаветно ждет.

Юлия Плотникова

Источник: «Культура Алтайского края»

Афиша
Новости
Соцсети