«Культура Алтайского края»: дыхание третьего тысячелетия – размышления о спектакле «Вишнёвый сад», поставленном в Молодёжном театре Алтая

В конце XX века, в 1996 году, на малой сцене Алтайского краевого театра юного зрителя режиссером Виктором Захаровым был поставлен спектакль по пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад». Мягкий, лиричный, словно прописанный акварелью, спектакль этот шел в театре свыше десяти лет и снискал сердечное расположение очень многих зрителей. И вот теперь, в начале XXI века, в 2015 году, на сцене Молодежного театра Алтая в постановке известного новосибирского режиссера Сергея Афанасьева состоялась новая встреча с героями «Вишневого сада».

И хотя между первой и второй постановками «Сада» прошло не так уж много времени, дыхание третьего тысячелетия остро ощущается в стремительно меняющемся укладе всей нашей жизни, включая и нравственные приоритеты. Эти явные и подспудные процессы нашли свое прямое отражение в искусстве постмодернизма. В его пронзительно-тревожных, эксцентричных и парадоксальных переплетениях знакомых тем и сюжетов, разрушающих привычное линейное восприятие времени.

Спектакль Сергея Афанасьева «Вишневый сад» отмечен ярким, оригинальным, провокативным прочтением классического произведения. Решение пьесы, знакомой со школьной скамьи, может как шокировать, так и восхищать. Все дело во внутренней установке зрителя. Авторское высказывание Сергея Афанасьева многомерно и объемно. Это тот самый случай, когда литературная основа и режиссерское видение порождают новый текст – сценический. При этом содержательная сторона пьесы Антона Павловича ничуть не пострадала от постмодернистского прочтения. А скорее, наоборот, приросла дополнительными смыслами. Мы, в отличие от чеховских героев, прекрасно знаем, что будет потом: и с садом, и с домом, со страной и ее гражданами. Сценический текст спектакля МТА, произрастающий из матрицы общеславянского архетипа: рай – сад – царство, нисколько не расходится с поэтикой Чехова. Именно из этой матрицы и рождаются ведущие темы спектакля: утрата дома, уничтожение сада, историческая фатальность. Темы рифмуются и дополняют друг друга в контексте режиссерского послания, вызывая долгое эхо реминисценций.

Все ждут с нетерпением возвращения Раневской из Парижа. Все-таки событие: пять лет, как уехала, и вот возвращается. Какая она теперь? Любовь Андреевна (актриса Галина Чумакова) появляется на сцене в окружении домочадцев, вереницей следующих за ней в комнату, «которая до сих пор называется детскою». Она не замечает убогого состояния «милой, прекрасной комнаты»: обшарпанные стены, изрядно потертый старинный шкаф, железные кровати, сиротские покрывала. Любовь Андреевна все время, будто пытается что-то вспомнить, восстановить, зацепиться. Останавливается перед Лопахиным (актер Александр Савин) и долго смотрит на него. Потом слегка удивленно, боясь ошибиться, произносит: «Ермолай»! А он, еще совсем недавно беспокоившийся, узнает ли она его, смущенно добавит: «Алексеевич». И сразу между этими людьми возникает чувственный контакт. Ермолай уже не тот мальчик с разбитым носом, которого Любовь Андреевна утешала в этой самой комнате: «Не плачь, мужичок, до свадьбы заживет», а привлекательный молодой мужчина. Успешный, предприимчивый, богатый. И к тому же душевно открытый, даже простоватый. Обращаясь к Раневской, прилюдно признается: «Я люблю вас, как родную… больше, чем родную». Чувствуется, что судьба вишневого сада волнует его не меньше, чем хозяев. У Лопахина даже план спасения этих людей имеется, только вот не понимают они его. Поток сознания чеховских героев неразрывно связан с воспоминаниями о прошлой жизни, которые, судя по всему, больше, чем воспоминания. Поэтому их вчера реальнее, чем сегодня. Вспоминают и обретают опору, оживают. «Посмотрите, покойная мама идет по саду… в белом платье! Это она», – говорит Раневская. Эхом отзывается Гаев: «Я сидел на этом окне и смотрел, как мой отец шел в церковь…» Да, это память, которая жива в каждой секунде бытия. Потому-то все они, растерянные перед обстоятельствами, держатся друг друга. На резкую реплику Раневской: «Как это – продать сад?!» сбегаются встревоженные домочадцы. Они стоят, словно приговоренные к пожизненному заключению. И когда в контексте событий раздастся резкий звук от удара по висящей рельсе, созывающий героев отобедать (они едят из эмалированных тарелок, торопливо стучат ложки), откроется панорама их будущей жизни.

Для Раневской и Гаева (артист Евгений Бакуменко) сад – это нечто большее, чем просто старинное родовое имение. Это – земля обетованная. Ось жизни. С какой внутренней болью, с каким предельным сокрушением говорит Любовь Андреевна о саде: «Ведь я родилась здесь, здесь жили мои отец и мать, мой дед, я люблю этот дом, без вишневого сада я не понимаю своей жизни, и если уж так нужно продавать, то продавайте и меня вместе с садом»! В порыве полного отчаяния Любовь Андреевна пытается развернуть «многоуважаемый шкаф», с помощью Фирса ей удается это осуществить. Зритель увидит на тыльной стороне шкафа портрет маленького мальчика в шляпке с полями. Грустный такой портрет. Она сядет рядом с ним: «Мой сын утонул здесь». Невозможно забыть лицо Раневской в этот момент. Ее страдание и всепоглощающая печаль рождают глубокое сопереживание.

За бесконечными разговорами персонажей, за самозабвенной верой то в «новую жизнь», то в «ярославскую бабушку» проступает абсолютная беспомощность и надломленность главных героев. Как говорит старенький Фирс (артист Виктор Синицын), хранитель Времени: «Все враздробь, и не поймешь ничего». В атмосфере спектакля есть нечто фатальное. «Надрыв пространства и времени так высок, что с ним невозможно не считаться». (Алёна Карась. «Эх, эх, без креста…» Новая газета, 06.02.2015.) Он обволакивает и дом, и сад, и простирается все дальше и дальше, отзываясь «звуком лопнувшей струны», как бы предупреждающим о точке невозврата.

Режиссер Афанасьев создает характерное для постмодернизма единое пространство-время. В нем вполне убедительно сосуществуют и песня о счастье Джона Леннона, которую поет родства не помнящая Шарлотта Ивановна (актриса Светлана Сатаева), и горьковский «Буревестник», под крылом которого готовит себя к новой жизни Петя Трофимов (актер Евгений Любицкий), и либертанго Астора Пьяццоллы, соединившее в порыве страсти Лопахина и Раневскую. Этот танец, обнажающий что-то глубоко потаенное, личное, производит ошеломляющее впечатление и на действующих лиц, и на зрительный зал, который после эротического вихря буквально взрывается аплодисментами. И странным образом закрадывается надежда. А вдруг на этот раз вишневый сад будет спасен! Ну, почему бы и нет? Ведь были же Третьяковы, Мамонтовы, Морозовы, а? Но Сергей Афанасьев – жесткий режиссер, не допускающий никаких иллюзий. Достаточно вспомнить сцены, в которых Лопахин с упоением рассказывает о торгах, совершенно не чувствуя боли хозяев усадьбы или с горделивой плебейской радостью кричит: «Вишневый сад теперь мой! Мой! Приходите смотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду!» И он действительно возьмет топор и замахнется. Раневская взметнется и ляжет под топор. Только так она сможет продлить жизнь сада и запомнить его цветущим. А потом все эти странные милые люди соорудят «ковчег», заполнят его нехитрым скарбом и поплывут неизвестно куда и зачем в поисках утраченного времени. Фирс, которого забыли в проданном доме, будет бежать и бежать по замкнутому кругу, пытаясь догнать хозяев, пока не упадет.

В зрительном зале – напряженная тишина. Абсолютное погружение в сценическое действие. Чеховский текст, осмысленный и прочувствованный в контексте нашего времени, создает сильное драматическое напряжение. Герои спектакля часто вглядываются куда-то вдаль, как бы надеясь что-то там разглядеть. Может быть, ответы на свои внутренние вопросы? А, может быть, прошлое, о котором они часто вспоминают? А может быть, новую жизнь и гордого человека?

Спектакль МТА «Вишневый сад», несомненно, художественное явление в театральной жизни Барнаула. Он наполнен живой энергией. Он будоражит, волнует, раздражает и просветляет наши души. «Вишневый сад» – спектакль ансамблевый, в котором главную роль играет ведущая актриса МТА Галина Чумакова. Сложнейшая роль мирового репертуара сыграна ею с мощным внутренним драматизмом, с глубоким психологическим проживанием судьбы Раневской. Бытование героини долго не отпускает и «возвращает образы и множит».


«Пишу по четыре строчки в день, и те с большим трудом». Это строки из письма Чехова о работе над пьесой «Вишневый сад» в Ялте, где он находится по рекомендации врачей. Через полгода после премьеры «Вишневого сада» в Московском художественном театре Антон Павлович умрет. А мы, люди, живущие в третьем тысячелетии, с памятью о двух мировых войнах, Холокосте и Хиросиме, уже не можем вслед за молодыми героями пьесы восторженно приветствовать новую жизнь.

Елена Кожевникова

Источник: «Культура Алтайского края»

Новости

08.12.2023

Молодёжный театр Алтая отметили эксперты Российской Национальной премии в области театрального искусства для детей «Арлекин»

07.12.2023

Молодёжный театр Алтая вошёл в лонг-лист Всероссийского фестиваля «Розовфест»

05.12.2023

Молодёжный театр Алтая выступил на Всероссийском фестивале молодой режиссуры «Ремесло»

Критики Марина Шимадина и Юлия Клейман о спектакле МТА «Ноябрьский зов»

03.12.2023

МТА отправился в Казань на Всероссийский фестиваль молодой режиссуры «Ремесло»

25.11.2023

Более ста сотрудников Молодёжного театра Алтая получили Почётные грамоты и Благодарственные письма

22.11.2023

«Вести – Алтай»: сегодня в Молодёжном театре Алтая начинается праздничная неделя в честь его 65-летия

Молодёжный театр Алтая отметили эксперты Российской Национальной премии в области театрального искусства для детей «Арлекин»

Экспертный совет Российской Национальной премии в области театрального искусства для детей «Арлекин» 2024 года подвёл итоги смотра заявок на участие. В этот раз выбирали из 150 спектаклей 121 театра страны.

В Экспертный совет вошли театральный критик Екатерина Дмитриевская, музыковед Марина Гайкович, театровед Татьяна Джурова, критик Юлия Осеева и театровед Екатерина Рябова. Именно они составляли программу «Арлекина». Но в связи с большим количеством представленных на конкурс спектаклей эксперты сформировали и лонг-лист. По мнению Совета, экстремальное ориентирование на местности внутренних миров землян разных возрастов Молодёжного театра Алтая «Ноябрьский зов» режиссёра Петра Нореца по пьесе Марии Малухиной следует отметить и включить в список значимых событий театрального сезона 2022-2023 годов.

Добавим, что на крупном театральном санкт-петербургском форуме спектакли Молодёжного театра Алтая замечают практически ежегодно. В 2020 году глитч Максима Соколова Wonder boy стал лауреатом в номинации «Лучшее музыкальное оформление». В 2021 году выделили волшебную трагедию режиссёра Бениамина Коца по пьесе Керен Климовски «Мой папа – Питер Пэн». В 2023 году страшная сказка Марии Малухиной «Василисса» в постановке режиссёра Виктории Печерниковой вошла во внеконкурсную программу «Арлекина».

Молодёжный театр Алтая вошёл в лонг-лист Всероссийского фестиваля «Розовфест»

Организаторы VII Всероссийского театрального фестиваля им. В.С. Розова «Розовфест» подвели итоги конкурсного отбора заявок на участие. Спектакль Молодёжного театра Алтая «Ноябрьский зов» по пьесе Марии Малухиной включили в лонг-лист.

В Экспертный совет вошли критик, кандидат искусствоведения, преподаватель кафедры истории зарубежного театра театроведческого факультета Российского института театрального искусства (ГИТИС) Екатерина Морозова, актриса театра и кино, режиссёр, педагог, дочь драматурга Виктора Розова Татьяна Розова, драматург и театровед Лена Петухова. Они отсмотрели более ста спектаклей.

В этом году лонг-лист сформировали из-за увеличения количества заявок, в связи со сменой площадки и усложнением художественно-постановочных задач. В ближайшее время технические специалисты организаторов и претендентов на участие согласуют райдеры, после чего опубликуют окончательную афишу «Розовфеста».

Основная программа фестиваля формируется из спектаклей, созданных не только по драматургии Виктора Розова, но и по произведениям его современников и последователей, а также по произведениям современной драматургии, которые отвечают идейной концепции фестиваля.

Молодёжный театр Алтая выступил на Всероссийском фестивале молодой режиссуры «Ремесло»

Четвёртый день XV Всероссийского фестиваля молодой режиссуры «Ремесло» прошёл под знаком детского театра. Начался он с образовательной программы – в Доме татарской книги эксперт фестиваля, известный театральный критик Марина Шимадина прочла лекцию «Современный детский театр: новые тексты и новые формы», а вечером на двух площадках состоялись два спектакля для подростков. На сцене Казанского ТЮЗа Алтайский государственный театр для детей и молодёжи им. В. Золотухина сыграл спектакль «Ноябрьский зов» режиссёра Петра Нореца, а в татарском ТЮЗе Кариева Атнинский татарский государственный драматический театр им. Г. Тукая познакомил зрителей со своей версией известной драмы Ярославы Пулинович «Наташина мечта» в постановке режиссёра Ичэнь Лю.

Режиссёр Пётр Норец хорошо знаком казанскому зрителю. На сцене русского ТЮЗа не первый год идёт его спектакль «Nедоросль», неизменно вызывающий восторг подростков и праведное возмущение учителей. И немудрено. По сути, это анти-Фонвизин, озорной, провокационный спектакль-перевёртыш классической пьесы, представляющий собой причудливую смесь стимпанка, хип-хопа, анимации и рэпа. Это спектакль не о современниках Фонвизина, а о нынешних подростках, завершающийся залихватским гимном молодости.

«Ноябрьский зов» продолжает тему подростков, но решается она здесь совершенно иначе. Начнём с того, что это постановка по пьесе современного драматурга Марии Малухиной. Жанр спектакля определён достаточно мудрёно: «Экстремальное ориентирование на местности внутренних миров землян разных возрастов». Загадка разрешается по ходу действия.

Спектакль начинается с приезда в семью Макаровых деда девочки Лили. Это событие становится завязкой сюжета. Лиля, и без того страдающая от своих подростковых проблем, воспринимает в штыки приезд чужого ей человека, которого она и видела-то раза три в жизни. Тем более что общаться им предстоит очень тесно – в школе организуют поход в лес, в котором ученикам предстоит участвовать вместе с родителями или близкими родственниками. Ситуация похода обнажает скрытые проблемы детей и взрослых.

Папа Коли Шестакова, страдая после ухода жены, одержим идеей здорового образа жизни; сам Коля мечется между двумя девочками – Лилей и Ариной; мама Арины Вороновой, страдающая от серости жизни, придумывает себе симулякр – альтернативную жизнь в блоге, фанатично снимая сюжеты для своих подписчиков; Арина безответно влюблена в Колю; Стася Лапина страдает от боли в спине и тирании набожных родителей, грозящих ей карой небесной за непослушание, при этом не брезгующих рукоприкладством; Женя по прозвищу Жаба – жертва равнодушия матери; классная руководительница Анна Павловна не умеет справляться со своими подопечными, а физкультурник Борис Петрович страдает, не смея признаться ей в любви. Разбившись на пары и вооружившись компасами, они отправляются к намеченной цели. В каждой паре происходит выяснение отношений, в ходе которого дети и взрослые впервые отвлекаются от собственной боли и учатся понимать друг друга. Вектор, до сих пор направленный внутрь, разворачивается вовне. В результате ориентирование на местности превращается в раскрытие внутренних миров героев и разрешение назревших конфликтов. Закольцовывается и история взаимоотношений Лили и деда: железобетонный дед с крутым и неудобным характером обнажает перед внучкой свой скелет в шкафу – признаётся в том, что невольно стал причиной гибели человека. Эта откровенность сближает внучку и деда, и общий финальный танец знаменует благополучный хэппи-энд.

Игровая форма спектакля, ирония и юмор позволяют снять остроту и «проговорить» проблемы подростков и взрослых легко и безболезненно. В спектакле много забавных придумок: Зигги – рок-певец и Зигги – Зигмунд Фрейд, собеседники Лили по дневнику, которым она поверяет свои проблемы; Элвис Пресли, заменяющий Стасе сурового Бога; кривляние Виктории Вороновой в тик-токе; натужный «бег за здоровьем» Колиного папы и т.д. Правда, в результате обилия ситуаций, героев и многочисленных поворотов в линии каждого действие порой распадается и создаётся ощущение мельтешения и какого-то хаотичного броуновского движения. Но в финале всё собирается в картинку всеобщего братания.

Дедушка Лили озвучивает метафору, которая легла в основу спектакля: «ноябрьский зов» как «заведомо невыполнимое стремление достичь состояния лёгкости и беззаботности, присущее детскому и отроческому возрасту, сопровождаемое меланхолией и общей потерянностью» (словарь А. Беренгольда, 1902 год). Правда, судя по тому, что мы увидели, героям спектакля достичь этого состояния удалось вполне.

Публика тепло принимала гостей из далёкого Барнаула, и вечер стал для всех теплым и приятным переживанием.

Елена Шевченко, культурный обозреватель фестиваля

Критики Марина Шимадина и Юлия Клейман о спектакле МТА «Ноябрьский зов»

В четвёртый день XV Всероссийского фестиваля молодой режиссуры «Ремесло» Молодёжный театр Алтая представил зрителям и экспертам спектакль «Ноябрьский зов». В пьесе говорится о жизни подростка Лили. После показа критики отметили достоинства спектакля.

Марина Шимадина:
– На самом деле, пьеса очень интересная. Каждый герой переживает свою историю, свою инициацию. Лес представлен, как сакральная территория, в которой мы бродим, потеряв себя. И мне понравилось, что берёзки здесь не реалистичные, а выступают неоновыми условными деревцами.

Герои всё время куда-то идут. Они все в движении, и трудно воплотить всё это на сцене. Но тем не менее, мне показалось, что персонажи тут узнаваемые и типажные. Особенно у взрослых: отец, занимающийся ЗОЖем – ирония по-доброму. Это выглядело неуместно и нелепо, невозможно было удержаться от хохота.

Дедушка тоже очень интересный, герой с загадкой, большую часть времени про него ничего непонятно. Забавным был момент с окровавленным дедом. Очень смешно было придумано, жалко, что только один раз это происходит. Думаю, ретроспекции можно было использовать ещё. Мне кажется, это обогащает данную историю.

Юлия Клейман:
– Большая радость, что это современный текст. Как ни странно, даже в театрах юного зрителя их мало. Поэтому, здорово, что здесь – современный важный текст о взаимопонимании. В спектакле так много игры с вопросами возраста, того, что старое, что новое. Отличная актёрская работа: такая эксцентричная, но не пошлая и не вульгарная. Классно и стильно сделано! Мне кажется, очень хорошая работа у Дианы Зяблицкой в роли Лили. Спасибо за материал, за то, что вы делаете.

МТА отправился в Казань на Всероссийский фестиваль молодой режиссуры «Ремесло»

3 декабря команда Молодёжного театра Алтая вылетела в Казань. Уже 4 декабря на XV Всероссийском фестивале молодой режиссуры «Ремесло» МТА представит экстремальное ориентирование на местности внутренних миров землян разных возрастов «Ноябрьский зов» по пьесе Марии Малухиной.

Мы снова встретимся с режиссёром Петром Норецом, повидаемся и с драматургом. Билетов на показ, который состоится в Казанском театре юного зрителя, нет! Очень ждём встречи с новыми зрителями – жителями столицы Татарстана. Для «Ноябрьского зова» «Ремесло» – первый фестиваль, так что держите за нас кулачки!

Спектакль в Молодёжном поставили по проекту «Детки и предки. Сибирь» новосибирской автономной некоммерческой организацией «Центр «Культурный город», который реализовали при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

Более ста сотрудников Молодёжного театра Алтая получили Почётные грамоты и Благодарственные письма

В Молодёжном театре Алтая состоялась церемония награждения лучших сотрудников. Почётные грамоты и Благодарственные письма получили более ста человек.

Вручая награды, министр культуры региона Елена Безрукова сказала, что МТА – современный театр, который следит за тенденциями в искусстве, среди его артистов узнаваемые лица, свой, особый, репертуар: «Молодёжный театр Алтая уникальный. Есть вещи, которые отличают этот театр от других. Например, детская студия и театральная педагогика, постоянно проходят лаборатории, есть даже свой всероссийский театральный фестиваль. У МТА замечательная труппа, блестящий директор, хорошая административная команда. Молодёжный знают, его приглашают, на театральной карте страны он занимает достойное место».

Председатель комитета Алтайского краевого Законодательного Собрания по спорту, культуре и молодёжной политике Татьяна Ильюченко добавила, что 65-летие для человека возраст пенсионный, а для театра – самый рассвет сил. «У Молодёжного замечательный творческий коллектив. Вам по плечу всероссийские конкурсы и фестивали, работа с детьми, вы смело двигаетесь в различных направлениях, всегда радуете нас своими премьерами. Так же смело смотрите вперёд, творите, продолжайте удивлять зрителей», – сказала она.

«Молодёжный театр Алтая на передовой. Он борется за умы и сердца нашего подрастающего поколения, нашего будущего. А здесь, конечно, обмануть, схалтурить нельзя. Желаю, чтобы и дальше в ваш театр приходило много зрителей, режиссёрам попадались в работу хорошие произведения, а актёрам доставались роли, позволяющие реализовать весь их многогранный талант. Громких аплодисментов, цветов, счастья, света и добра», – пожелал коллективу председатель комитета по культуре Барнаула Валерий Паршков.

Галина Бровко, заместитель главы администрации Октябрьского района города по социальным вопросам, добавила, что у Молодёжного театра Алтая есть всё, чтобы творить, сеять вечное и доброе в умы детей и подростков, а главное, у него есть благодарные зрители: «Мы видим, насколько широко представлена культурная жизнь, насколько она доступна, видим, как вы работаете, чтобы привлечь как можно больше молодёжи в театр. Лично я, как ваш зритель, благодарна за постановки, которые вы выпускаете. Совсем недавно была на показе спектакля «Марьино поле». До сих пор под впечатлением».

Поздравить коллектив пришёл председатель правления Алтайского отделения Союза театральных деятелей России, заслуженный деятель искусств РФ Олег Пермяков. Он сказал: «Счастья всем, кто делает Молодёжный театр Алтая таким, какой он есть. Монтировочному цеху, вахтёрам, словом, всем-всем, кто всегда рядом с труппой. И, конечно, самим актёрам. Вы делаете свою работу прекрасно, вдохновенно. Желаю вам сохранить это отношение на долгие годы. С праздником!».

«Вести – Алтай»: сегодня в Молодёжном театре Алтая начинается праздничная неделя в честь его 65-летия

Cегодня в Молодёжном театре Алтая начинается праздничная неделя в честь его 65-летия. В ноябре 1958 года состоялось открытие первого творческого сезона.

В честь этой даты запланирована особая программа: квартирник с артистами, где зрители в дружеской обстановке послушают песни, воспоминания и истории из жизни творческого коллектива; квест-экскурсия по закулисью, поэтический вечер. Ну а завершит юбилейную неделю марафон спектаклей. На сцене МТА покажут «Сказку о царе Салтане», «Вождя краснокожих», «Письма любви» и другие театральные постановки.

Источник: «Вести – Алтай»

смотреть видео

Афиша
Новости
Соцсети